На Главную.

 

Розин Александр.

 

1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

 

 

9. Последний день перед часом “Х”.

 

11 мая самолёты с авианосцев «Kitty Hawk», «Coral Sea», «Constellation» и «Midway» продолжили установку минных полей в основных портах - Тханьхоа (Thanh Hoa), Донгхой (Dong Hoi), Винь (Vinh), Хонггай (Hon Gai), Quang Khe и Камфа (Cam Pha), а также на подходах к Хайфону. Эта первая фаза минирования не была ограничена исключительно семью основными портами. Другие порты, Cua Sot, Cap Mui Ron, и речные порты Cua Day и Cua Lac к югу от Don Son и Хайфонского портового комплекса, были также заминированы.

11 мая еще три торговых судна оставили гавань Хайфона прежде, чем американские мины были активированы в 7 утра по восточному времени 12 мая (т.е. в 21.00 11 мая по Владивостокскому времени). Это были два советских теплохода «Переславль-Залесский», «Зея» и судно под флагом Сомали.

Ночью с 10 на 11 мая готовы были отправиться в рейс свободный от груза «Переславль-Залесский», полностью загруженная «3ея». Руководство Дальневосточного морского пароходства стояло перед сложной задачей - разрешить ли судам вырываться из заминированного порта, ведь мины должны были быть активированы в ближайшие часы. И вдруг сообщение от капитана «Переславля-Залесского» В.И.Прошина: «Обстановка не позволяет принять на борт лоцмана...» Ситуация еще больше осложнилась. Навигационные условия на Красной реке сложны, не каждому лоцману доверишься. Темно, течение шесть узлов, извилистый фарватер. А Владимир Иванович - капитан молодой, в подобных переделках еще не был. Решили рискнуть, и Прошин не подвел: на полной скорости, доверяясь только карте и радиолокатору, он проскочил минное поле и вышел к нулевому бую в Тонкинском заливе за час до рокового срока. Следом за «Переславль-Залесским» шла «3ея». Капитан Виталий Белов спешил. На его карте, разложенной в штурманской рубке, были обозначены отдельные запеленгованные мины. Их было много - пять, десять, двадцать. Но еще больше не были учтены. В пути их настигло время «икс» - 21.00, время, когда мины должны быть поставлены на боевой взвод. У них была только одна возможность - идти вперед. Стопорить машину и бросать якорь - означает столько же шансов нарваться на неприятности, сколько избежать их, продолжая движение. В 21.30 «3ея» подошла к нулевому бую. Полчаса пути по минному полю. Прошли мимо тральщика и трех авианосцев ВМС США, молчаливо проводивших прорвавшееся судно. Рейс по заданию Вьетфрахта продолжался.

11 мая стоящий в море у Хайфона сухогруз «Моршанск» (ЧМП) направился во Владивосток, помимо него к этому времени еще три судна, подходившие к Хайфону, в опасную зону не вошли и взяли курс на Родину.

Эти шедшие в Хайфон суда в течение нескольких дней беспокоили штаб 7-го флота. В течение первого дня начатой операция, капитан Лайл Литтлевуд (Lyle Littlewood), отвечающий за противолодочную авиацию 7-го флота, доложил командующему флотом, адмиралу  Макинтошу (Mack): «…экипажи самолетов P-3, работающие из Филиппин и Японии, отслеживают три советских фрахтовщика, которые движется к Северному Вьетнаму.» Ему вторил, капитан  Джек Бивер (Jack Beaver) отвечающий за подлодки флота: «Наши субмарины также отслеживают те же самые три советских фрахтовщика с их выхода  из Владивостока.»

Капитан Франк А.Хэнц (Frank A.Hantz) из разведки проинформировал адмирала и штаб: «Фрахтовщики несут танки, грузовики, зенитные ракеты и продовольствие.» Было неясно, что делать, если они пойдут в Хайфон чтобы разгрузить военные грузы. Однако через несколько дней Литтлевуд и Бивер информировали штаб, что отслеживаемые советские суда развернулись  и возвращаются в Советский Союз.

 

В блокированном Хайфоне остались 27 кораблей 10 в гавани и 17 на рейде:

10 советских (восемь блокированы на рейде и два - у причала): теплоходы

«Симферополь» (1962 г., 9344 т., ЧМП) капитан Толкач;

«Мичурин» (1967 г., ЧМП);

«Муром» (1963 г., 10107 брт., ЧМП);

«Дивногорск» (1961 г., 8843 т., ЧМП) капитан К.А.Баларич;

«Балашиха» (1965 г., 10985 т., ЧМП) капитан Константин Иванович Тамбовский;

«Бабушкин» (1964 г., 11205 т., ЧМП) капитан Александр Михайлович Оводовский;

«Марат Казей» (1968 г., 3601 брт., ДВМП) капитан Е.Д.Угольников;

«Тавричанка» (1967 г., 3361 т., ДВМП) капитан Н. В. Агаев;

Танкеры:

«Комсомолец Приморья» (1960 г., 3800 т., Приморское пароходство) капитан Анатолий Пономарчук;

«Абакан» (1967 г., 3360 т., Приморское пароходство) капитан Станислав Лапин.

4 китайских «№ 149», «№ 158» и «№ 159»

3 британских из Гонконга «Kim Seng», «Ho Fung»

3 польских «Josef Conrad», «Kilinski», «Moniuszko»

2 кубинских «Imias» и «El Jigue»

1 ГДР «Frieden» (1957 г., 9646 брт)

4 Сомали

В порту Камфа оставался разбитый советский теплоход «Гриша Акопян» (1969 г., 3709 брт., ДВМП)

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.