Розин Александр.
1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании
интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении
американской агрессии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
9. Последний день
перед часом “Х”.
11 мая самолёты с авианосцев «Kitty Hawk», «Coral Sea», «Constellation» и «Midway» продолжили установку
минных полей в основных портах - Тханьхоа (Thanh Hoa), Донгхой (Dong Hoi), Винь
(Vinh), Хонггай (Hon Gai), Quang Khe и Камфа (Cam Pha), а также на подходах к Хайфону. Эта первая фаза минирования не была
ограничена исключительно семью основными портами. Другие порты, Cua Sot, Cap Mui Ron, и речные порты Cua Day и Cua Lac к югу от Don Son и Хайфонского портового комплекса, были также
заминированы.
11 мая еще три торговых судна оставили
гавань Хайфона прежде, чем американские мины были активированы в 7 утра по
восточному времени 12 мая (т.е. в 21.00 11 мая по Владивостокскому времени). Это
были два советских теплохода «Переславль-Залесский», «Зея» и судно под флагом
Сомали.
Ночью с 10 на 11 мая готовы были отправиться
в рейс свободный от груза «Переславль-Залесский», полностью загруженная
«3ея». Руководство Дальневосточного морского пароходства стояло перед сложной
задачей - разрешить ли судам вырываться из заминированного порта, ведь мины
должны были быть активированы в ближайшие часы. И вдруг сообщение от капитана
«Переславля-Залесского» В.И.Прошина: «Обстановка не позволяет
принять на борт лоцмана...» Ситуация еще больше осложнилась.
Навигационные условия на Красной реке сложны, не каждому лоцману доверишься.
Темно, течение шесть узлов, извилистый фарватер. А Владимир Иванович - капитан
молодой, в подобных переделках еще не был. Решили рискнуть, и Прошин не подвел:
на полной скорости, доверяясь только карте и радиолокатору, он проскочил минное
поле и вышел к нулевому бую в Тонкинском заливе за
час до рокового срока. Следом за «Переславль-Залесским»
шла «3ея». Капитан Виталий Белов спешил. На его карте, разложенной в
штурманской рубке, были обозначены отдельные запеленгованные мины. Их было
много - пять, десять, двадцать. Но еще больше не были учтены. В пути их
настигло время «икс» - 21.00, время, когда мины должны быть поставлены на
боевой взвод. У них была только одна возможность - идти вперед. Стопорить
машину и бросать якорь - означает столько же шансов нарваться на неприятности,
сколько избежать их, продолжая движение. В 21.30 «3ея» подошла к нулевому бую.
Полчаса пути по минному полю. Прошли мимо тральщика и трех авианосцев ВМС США,
молчаливо проводивших прорвавшееся судно. Рейс по заданию Вьетфрахта
продолжался.
11 мая стоящий в море у Хайфона сухогруз
«Моршанск» (ЧМП) направился во Владивосток, помимо него к этому времени еще три
судна, подходившие к Хайфону, в опасную зону не вошли и взяли курс на Родину.
Эти шедшие в Хайфон суда в течение
нескольких дней беспокоили штаб 7-го флота. В течение первого
дня начатой операция, капитан Лайл Литтлевуд (Lyle Littlewood), отвечающий за противолодочную авиацию 7-го
флота, доложил командующему флотом, адмиралу
Макинтошу (Mack):
«…экипажи самолетов P-3,
работающие из Филиппин и Японии, отслеживают три советских фрахтовщика, которые
движется к Северному Вьетнаму.» Ему вторил, капитан Джек Бивер (Jack Beaver) отвечающий за
подлодки флота: «Наши субмарины также отслеживают те же самые три советских фрахтовщика
с их выхода из Владивостока.»
Капитан Франк А.Хэнц
(Frank A.Hantz) из разведки проинформировал адмирала и штаб: «Фрахтовщики несут
танки, грузовики, зенитные ракеты и продовольствие.» Было неясно, что
делать, если они пойдут в Хайфон чтобы разгрузить военные грузы. Однако через
несколько дней Литтлевуд и Бивер
информировали штаб, что отслеживаемые советские суда развернулись и возвращаются в Советский Союз.
В блокированном Хайфоне остались 27 кораблей
10 в гавани и 17 на рейде:
10 советских (восемь блокированы на рейде и
два - у причала): теплоходы
«Симферополь» (1962 г., 9344 т., ЧМП)
капитан Толкач;
«Мичурин» (1967 г., ЧМП);
«Муром» (1963 г., 10107 брт.,
ЧМП);
«Дивногорск» (1961 г., 8843 т., ЧМП) капитан
К.А.Баларич;
«Балашиха» (1965
г., 10985 т., ЧМП) капитан Константин Иванович Тамбовский;
«Бабушкин» (1964 г., 11205 т., ЧМП) капитан
Александр Михайлович Оводовский;
«Марат Казей»
(1968 г., 3601 брт., ДВМП) капитан Е.Д.Угольников;
«Тавричанка» (1967 г., 3361 т., ДВМП)
капитан Н. В. Агаев;
Танкеры:
«Комсомолец Приморья» (1960 г., 3800 т.,
Приморское пароходство) капитан Анатолий Пономарчук;
«Абакан» (1967 г., 3360 т., Приморское
пароходство) капитан Станислав Лапин.
4 китайских «№ 149», «№ 158» и «№ 159»
3 британских из
Гонконга «Kim Seng», «Ho Fung»
3 польских «Josef Conrad», «Kilinski», «Moniuszko»
2 кубинских «Imias» и «El Jigue»
1 ГДР «Frieden»
(1957 г., 9646 брт)
4 Сомали
В порту Камфа
оставался разбитый советский теплоход «Гриша Акопян» (1969 г., 3709 брт., ДВМП)
Розин Александр.