На Главную.

 

Розин Александр.

 

1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

 

 

 

2. Расширение возможностей морских портов ДРВ.

 

К предстоящему «пасхальному наступлению» 1972 г. Ханой постарался подготовиться по полной программе, используя мирную передышку 1969-1972 гг. В результате он сумел значительно усилить свои оборонные способности, в этом ему поспособствовали советские специалисты, которые значительно расширили возможности портов Северного Вьетнама.

Еще в 1959 - 1963 гг. институт «Союзморниипроект» Министерства морского флота СССР в соответствии с Соглашением 1959 г.  по просьбе вьетнамской стороны выполнили комплекс технико-экономических и инженерных изысканий и разработали технический проект реконструкции и расширения порта Хайфон. Проектом предусматривалось к 1970 г. построить четыре новых и реконструировать четыре старых причала. Реконструкцию остальных трех старых причалов намечалось осуществить после 1970 г. Кроме того, в соответствии с проектом предполагалось создать в 3 км ниже по течению р. Кыакам специализированный район для перегрузки апатита и угля - три причала. Строительство новых причалов началось в 1965 г. Однако в том же году его были вынуждены прекратить вследствие агрессии США, начавших бомбардировку территории ДРВ. Строительство возобновилось только в конце 1967 г.

В течение 1968 - 1969 гг. трест гидротехнических сооружении Министерства транспорта и коммуникаций ДРВ при технической помощи советских специалистов и с использованием поставленных советских материалов и оборудования построил и сдал в эксплуатацию первые два новых причала. У этих причалов можно было швартовать и обрабатывать морские суда грузоподъемностью 10 - 11 тыс. т. В 1969 г. было начато строительство остальных причалов. Один из них был сдан в эксплуатацию в конце 1971 г. Строительно-монтажные работы по четвертому причалу были закончены в основном в апреле 1972 г., но вследствие эскалации агрессии США, начавших усиленную бомбардировку как города, так и порта Хайфон, причал в то время не был введен в эксплуатацию и был сдан позже. Для указанных четырех новых причалов советскими организациями было поставлено соответствующее перегрузочное оборудование, в том числе портальные краны грузоподъемностью 5 и 10 тс, автопогрузчики, электропогрузчики и другое технологическое оборудование.

Одновременно строились причалы для перегрузки угля в районе Ват-Кать, расположенном в 5 км выше Хайфона но течению реки, на котором смонтированы два портальных крана грузоподъемностью 5 тс, оснащенных грейферами. В связи с этим операции по экспорту апатита решили перенести в порт в бухте Бай-Тяй, а в новом районе ниже по течению реки намечено вместо причалов для апатита и угля построить три причала для экспорта в СССР фруктов и овощей. Реконструкцию старых причалов предполагалось начать в 1972 г. При технической помощи советских специалистов вьетнамским институтом были своевременно разработаны рабочие чертежи причалов, однако из-за бомбардировок порта строительство не было начато в 1972 г.

Кроме упомянутых работ по порту Хайфон, советские транспортные организации оказывали и оказывают Министерству транспорта и коммуникаций СРВ значительную материально- техническую помощь и по другим объектам берегового хозяйства морского транспорта. В 1968 - 1969 гг. по просьбе вьетнамской стороны советские организации направили в ДРВ группу специалистов, которые разработали техно-рабочий проект строительства нефтепровода от побережья страны в глубь республики.  По проекту головное сооружение для беспричального слива нефтепродуктов оборудуется в бухте Бай-Тяй. В течение 1969 - 1971 гг. комплекс с помощью советских специалистов был построен. Для прохода танкеров в бухту Бай-Тяй сооружен подходный канал в заливе Ха-Лонг длиной около 6 км. В период 1970 - 1971 гг. по заказу вьетнамской стороны советская проектная организация разработала ТЭО строительства сухогрузного порта в той же бухте на грузооборот в 10 млн. т сухогрузов в год, в том числе 8 млн. т угля  и апатитов. В 1972 г. ТЭО было утверждено заказчиком, но в связи с военной обстановкой строительство не было начато.

Модернизация портов позволила удвоить в этот период количество получаемых грузов. И если объем помощи из социалистических стран во Вьетнам в 1965 - 1968 гг. составлял  517.393 тонн, из них 105.618 тонн грузов логистики, СССР - 226.969 тонн, Китай - 170.798 тонн, другие соцстраны - 119.626 тонн. То уже в 1969-1972 гг. - 1.000.796 тонн, из них 316.130 тонн грузов логистики. СССР - 143.793 тонн, Китай - 761.001 тонн, другие соцстраны - 96.002 тонн. В том числе и военных грузов.

Советские и китайские поставки военного материала и оборудования  Северному Вьетнаму (миллионов долларов) по американским данным.

 

1970

1971

1972

1973

1974

 

СССР

КНР

СССР

КНР

СССР

КНР

СССР

КНР

СССР

КНР

Всего военного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего боевого материала

60

75

145

90

360

200

140

85

90

180

Всего вспомогательного военного материала

40

25

45

30

120

65

70

30

60

65

Боевой материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование ПВО

10

8

66

6

139

39

59

5

1

54

Ракеты

6

-

15

-

131

-

37

-

-

-

Оборудование сухопутных войск

12

32

37

44

23

86

19

24

15

30

Боеприпасы

34

36

27

33

59

71

27

58

72

95

Военно-морское силы

-

-

-

8

8

2

-

-

-

-

Вспомогательный военный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Топливо

6

Нет данных

7

Нет данных

10

Нет данных

5

10

12

25

Транспорт (грузовики, вертолеты и т.д.)

13

8

8

7

16

13

30

7

22

5

Медикаменты

2

1

2

3

5

6

3

2

3

3

Стоимость доставки

9

5

16

7

37

15

19

5

10

9

Запасные части

9

10

11

12

45

28

11

6

8

21

Прочие

1

1

1

1

7

3

2

-

5

2

 

Данных о количестве поставляемых вооружений мало. В основном это выкладки американской разведки. Согласно ним перед «весеннем наступлением» 1972 г. поставки оружия от союзников ДРВ находились на самом высоком уровне за время войны, за исключением 1967 г. Советский Союз поставлял вооружений на 360 мил. долларов, три четверти которых состояли из средств ПВО, включая истребители МиГ-21, ЗРК СА-75 "Двина" (по классификации  НАТО - SA-2 Guideline). Поставки из Китая были оценены в 200 мил. долларов и были снова сконцентрированы на снаряжении и технике сухопутных войск и боеприпасах.

Вот к примеру что только Китай в этот период поставил ДРВ:

 

1969

1970

1971

1972

Стрелковое оружие

139900

101800

143100

189000

Артиллерия

3906

2212

7898

9238

Патроны (тысяч)

119170

29010

57190

40000

Снаряды (тысяч)

1357

397

1899

2210

Радио-передатчики

2210

950

2464

4370

Телефоны

3453

1600

4424

5905

Танки

-

-

80

220

Военные суда

-

-

24

71

Самолеты

-

-

4

14

Автомобили

162

-

4011

8758

Обмундирование  (тысяча комплектов)

1200

1200

1200

1400

 

Эти данные несколько отличаются от сведений, которые публикует Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) согласно ним Китай поставил ДРВ в числе прочих: в 1970-1972 гг. 20 истребителей Миг-17 Fresco китайского изготовления, 30 истребителей F-6 Farmer (построенные по лицензии МиГ-19С),  150 легких плавающих танков Type-63 (модернизация Type-60 на  основе ПТ-76), 100 легких плавающих танков Type-60 (на основе советского плавающего танка ПТ-76), 350 танков (на основе советского Т-54), 100 БТР YW-531 Type-63, 100 орудий Д-74 122-мм.  

С 1969 по 1971 гг. Советский Союз подписал с ДРВ семь соглашений о помощи и об углублении сотрудничества в экономике и военной сфере. В 1969-1972 гг. оббьем военной помощи Советского Союза составил 143793 тонны. Только в 1969 г. общая стоимость военных поставок достигла 1,1 миллиарда рублей.

Согласно тому же SIPRI, СССР поставил ДРВ для ПВО в 1969-1972 гг. 30 ЗРК С-75 "Волга" и 2658 зенитных ракет, для ВВС в 1967-1973 г. 30 истребителей МиГ-19, в 1968-1972 г. 95 истребителей МиГ-21, в 1970 г. 30 штурмовиков Су-7, 12 транспортных самолетов Ан-12 и 4 вертолета Ми-6Т, в 1970-1975 гг. 30 вертолетов Ми-8Т, для сухопутных войск в 1970-1972 г. 400 танков Т-54, 100 плавающих танков ПТ-76, 50 БРДМ-2, 50 САУ ИСУ-122, 400 бронемашин БТР-50, 20 установок залпового огня БМ-25,  200 орудий Д-74 122-мм, 50 152-мм орудий, 100 зенитных орудий ЗСУ-57-2. В 1971-1974 г. поставили 2000 противотанковых ракет 9M14M Малютка (по классификации НАТО AT-3 Sagger, в Южном Вьетнаме впервые успешно применены 23 апреля 1972 г.), в 1971-1975 гг. 5000 ПЗРК Стрела-2 (по классификации НАТО SA-7 Grail). Правда, к этим данным надо относиться осторожно, так как они могут не соответствовать реальному положению дел.

 При этом фактически большая часть оружия поставлялась в долг или безвозмездно. С 1969 по 1972 гг. Советский Союз и ДРВ систематически подписывали соглашения о безвозмездной помощи, долгосрочных кредитах, товарообороте, служившие потребностям укрепления обороноспособности и развития экономики. В соответствии с подписанными соглашениями льготные и беспроцентные кредиты в эти годы составили 152 миллиона рублей. В 1973 г. Советский Союз списал ДРВ старые долги, которые накопились за предыдущие годы - около 1,3 миллиарда рублей.

И если китайцы большинство своих поставок осуществляли, используя сухопутные маршруты, то СССР из-за напряженных отношений с Китаем был вынужден основной упор делать на морской транспорт. При этом транспортируя как гражданские, так и военные грузы. Из черноморских портов - промышленное оборудование, станки, тракторы и сельскохозяйственная техника, бульдозеры и автомашины, земснаряды и баржи, стройматериалы, прокат черных и цветных металлов, металлоконструкции, рельсы, портальные краны, смазочные масла и моторное топливо, посуда, ткани, пряжа, одежда и продовольствие, бумага, удобрения, медикаменты и другие товары сотен наименований; из дальневосточных - мука, автомобили, цемент, бензин, масла и другие товары.

Всего на линиях СССР - ДРВ работало более 150 судов. В 1970 г. советские суда доставили во Вьетнам такое количество грузов, для перемещения которых по железной дороге потребовалось бы около тысячи составов. На долю судов Дальневосточного пароходства в 1970 г. пришлось 83% всех грузов, направляемых из СССР. Это несколько сот тысяч тонн сухих грузов. Кроме того, перевезено большое количество нефтепродуктов.  В 1970 г. во вьетнамских портах побывали с грузом десятки советских наливных судов.

В 1970 г. из портов Черного моря во Вьетнам перевезены тысячи тонн грузов. В связи с временным закрытием Суэцкого канала судам пришлось идти вокруг Африки, проходя путь, превышающий 14 тысяч миль. Это пожалуй, самый большой по протяженности морской мост, созданный советским флотом за всю его историю.  При этом именно черноморские сухогрузы транспортировали большую часть тяжелого вооружения, самолеты, танки, ракетные катера.

В 1971 г. советские суда  доставили в ДРВ сотни тысяч тонн муки. Только в последние месяцы 1971 г. в портах братской страны побывали теплоходы «Карага», «Николай Чернышевский», «Марина Раскова»,  «Леня Голиков», «Переславль-Залесский», «Тавричанка» и многие другие. Флагманом большой флотилии дружбы и солидарности стал новый теплоход «Хо Ши Мин» доставивший грузы в первом рейсе в Хайфон в 1971 г. Его экипажу докеры Хайфона вручили Красное знамя, на котором начертано: «Пусть крепнет в веках дружба вьетнамского и советского народов!»

 Однако возросшие требования ДРВ, который стремился наращивать темпы экономического развития, заставили внести коррективы и в задачи реконструкции порта Хайфон. Возникла необходимость в еще большем увеличении пропускной способности порта. Правительство ДРВ приняло решение увеличить грузооборот порта до 2,7 млн. т генеральных грузов в год. Так возникла необходимость  скорейшей разработки новой технической документации. Для решения этой задачи, и в первую очередь сбора необходимых исходных данных для нового технического проекта теперь уже полной реконструкции порта Хайфон, летом 1970 г. в ДРВ на грузовом теплоходе «Тунгуска» Дальневосточного морского пароходства направилась группа специалистов Министерства морского флота которые начали разрабатывать проект модернизации порта Хайфона. Война помешала  тогда же осуществить планы. Участник делегации В.А.Кулиничев вспоминал: «По плану министерства коммуникаций и транспорта строительные работы должны были начаться уже в 1972 г., но им не суждено было осуществиться из-за усилившихся бомбардировок ДРВ американской авиацией.

В начале  марта 1972 г. с дружественным визитом во Вьетнам прибыла делегация Министерства морского флота СССР во главе с министром Т.Б.Гуженко. Министерство коммуникаций и транспорта создало группу сопровождения, включив в нее и меня.

Делегация выехала в порт Хайфон. Министр морского флота с большим интересом ознакомился с работой порта, с ходом его реконструкции и расширения- встретился с моряками стоявших под разгрузкой советских судов. Тут же в порту состоялся многолюдный митинг, посвященный приезду советского министра, который вылился в яркую демонстрацию нерушимой дружбы вьетнамского и советского народов…

…После этого делегация посетила порты Хонгай и Камфа, специализирующиеся на вывозе каменного угля, бухту Байтяй в заливе Халонг, где правительство ДРВ наметило построить новый порт с грузооборотом более 10 млн. т в год.  Технико-экономическое обоснование строительства порта в этой бухте было разработано специалистами нашего института и утверждено правительством ДРВ. 

Перед возвращением на родину Т.Б.Гуженко был принят премьер-министром правительства ДРВ Фам Ван Донгом и имел с ним дружескую беседу, касающуюся перспектив дальнейшего сотрудничества. После окончания визита министра я вернулся к своим обязанностям. Работа наша успешно продвигалась, но в середине апреля ритм ее был нарушен. Авиация Соединенных Штатов Америки начала бомбить порт и город Хайфон. Потом были совершены налеты и на Ханой. Мы прерывали работу только тогда, когда близко слышали разрывы бомб и над головой пролетали ракеты. К началу мая 1972 г. мы по графику закончили рабочие чертежи, к реальному осуществлению которых вьетнамские товарищи смогли приступить только после окончания войны. Наша работа была принята. На прощальном ужине заместитель министра Нгуен Тыонг Лан вручил письмо, в котором дал высокую оценку нашей деятельности и поблагодарил руководство Министерства морского флота СССР…»

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.