Розин Александр.
1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании
интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении
американской агрессии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
14. В
блокированном порту.
Несмотря на сложные блокадные условия,
экипажи советских судов и трудились и отдыхали - жизнь шла своим чередом.
Ленинский коммунистический субботник прошел с большим подъемом, на всех судах
выполнили значительный объем ремонтных
работ, используя время вынужденной стоянки. В День советской молодежи на
теплоходе «Дивногорск» состоялся концерт художественной самодеятельности
советских моряков с «Балашихи», «Бабушкина»,
«Мичурина». На концерт пригласили и вьетнамских портовиков. Экипаж «Балашихи» предложил провести спартакиаду моряков.
Вьетнамцы прилагали все усилия по
обеспечению экипажей оказавшихся в блокаде кораблей. V. K. Cargi работавший на теплоходе «Kim Seng» из Гонконга вспоминал: «Северо-вьетнамцы, были щедры на заботу
и помощь. Всякий раз, когда нам было что либо нужно, мы говорили об этом и они
сразу откликались.»
Боцман «Балашихи»
Олег Грабовой писал в дневнике: «Сегодня, 6 июня на «Балашиху» приезжал первый советник нашего посольства.
Выступил с лекцией на международную тему. Сказал, что
Советское правительство умышленно не опубликовало о трагедии с кораблем «Гриша
Акопян» в Кам-фо в связи с приездом в Москву
президента США Никсона; сказал, что мы не пойдем на вооруженное столкновение с
американцами даже из-за Вьетнама, ибо разгорится огромная война, которая
принесёт много жертв, за что не простят матери, жёны, дети погибших.
Признал невзгоды, которые делят наши военные специалисты вместе с вьетнамцами,
наши специалисты на заводах и стройках, работники посольства и торгпредства, а
также моряки 12 судов с экипажем в 400 человек. Сказал, что началась эвакуация
наших специалистов в Союз, и, если в течении 2-3
недель вопрос о блокаде не разрешится положительно, то и нас снимут с судов и
отправят домой.
Что ж, поживем, увидим...»
Налеты на порт продолжались 8, 12, 22 июня,
2, 12 июля.
21 июля была завершена разгрузка теплохода «Балашиха», после этого его вывели из порта на внутренний
рейд.
Экипажи блокированных судов в июне-августе
1972 г. были сменены прибывшими из Союза. Так 29 августа 1972 г. из Одессы в
Хайфон прибыл сменный экипаж, и экипаж теплохода «Бабушкин» улетел самолетом в
Москву на 136 сутки стоянки в Хайфоне. Сменные экипажи в свою очередь в начале
1973 г. также были сменены.
Демченко Юрий Семенович - бывший моряк
гражданского флота, а ныне начальник отдела налоговой инспекции Кургана, об
этом так вспоминал: «В январе 1972 года советский теплоход "Мичурин", с торпедными
катерами и другими военными грузами на борту, прибыл из Одессы в Хайфон.
Разгрузился, а вот выйти из вьетнамского порта не смог, так как фарватер
оказался заминированным. Кроме нашего судна у причалов стояли корабли Кубы,
ГДР, Польши, Франции.
Через полгода потребовалась смена экипажа на "Мичурине". Так
в июне я и мои товарищи оказались в спецкомандировке
и стали очевидцами, а впрочем, и участниками Вьетнамской войны. Жили на судне,
выполняя свои обязанности. Вместе с нами находились моряки-водолазы
Черноморского и Тихоокеанского флотов, занимавшиеся разминированием акватории
порта.
Американские самолёты В-52 и F-4 еженедельно в течение 1-2 часов
бомбили позиции вьетнамцев и корабли. Особенно мне запомнилось 19 ноября 1972
года, когда было совершено 11 воздушных налетов. Они шли волна за волной, сея
смерть. Зенитно-артиллерийская канонада практически не затихала. Горели военные
объекты, склады, жилые дома. Над берегом и морем висели клубы черно-бурого
дыма. Потери среди мирного населения были очень большими. Все это вызывало у
нас чувство гнева к американским агрессорам.
Иностранные корабли бомбардировкам, как правило, не подвергались, но
угроза жизни была реальной. Так, во время одного из налетов, бомба попала в
польское судно "Йозеф Конрад" - 4 человека были убиты и 19 ранено.
Экипаж "Мичурина" участвовал в тушении пожара и оказывал помощь
пострадавшим. Налетам американской авиации противостояли зенитно-артиллерийские
подразделения Вьетнама. Всестороннюю помощь им оказывали советские военные
специалисты, одетые в гражданские костюмы. Не раз бывало, что американские
самолёты сбивались на моих глазах. Вместе с товарищами удалось побывать на
пресс-конференции в Ханое, на которой мы видели пленных американских летчиков и
слушали их выступления. Вылет каждого из них на боевое задание, с их слов,
стоил 2 тысячи долларов.
Наши отношения с вьетнамцами были очень хорошими.
В январе 1973 года на "Мичурин" прибыла новая смена, а наш
экипаж самолётом убыл в Москву, а оттуда домой - в Одессу. За эту командировку
я и мои товарищи были награждены вьетнамской медалью "Дружбы народов"
и грамотой». В воспоминаниях Демченко небольшая путаница с датами, но это видимо
следствие давности событий.
В конце сентября 1972 г. северо-вьетнамские
дипломаты в Париже стали более склонны к серьезным переговорам, по сравнению с
мартом. К этому времени американцы и их союзники
отбили наступление Вьетконга в Южном Вьетнаме и даже
частично восстановили утраченные позиции. Полагая, что мирное урегулирование
конфликта близко, 11 октября администрация Никсона приказала прекратить
бомбардировки окрестностей Ханоя.
13 декабря 1972 г. Парижские переговоры
вновь зашли в тупик. США участвуя в переговорах с
правительством ДРВ о прекращении бомбардировок и обстрелов территории Северного
Вьетнама стремясь добиться наилучших условий, предприняли силовое давление начали самую широкомасштабную за весь период
войны воздушную операцию “Linebacker II” против городов ДРВ Ханоя, Хайфона и военных баз вьетнамских войск.
Ставка делается на использование стратегических бомбардировщиков В-52. К
операции была привлечена вся имевшаяся у США в Юго-Восточной Азии авиация. За период воздушной операции в зону боевых действий зенитных
ракетных войск (главным образом, в зоны Ханойской и Хайфонской
группировок) входили более 1800 боевых самолетов различных типов, в том числе
390 самолетов В-52, около 1200 самолетов тактической и палубной авиации, до 70
самолетов типа F-111A и около 150 самолетов-разведчиков типа SR-71, 147J, RF-4C
и RA-5C.
17 декабря, т. е. за сутки до начала
воздушной операции, командованию ВНА стало известно о ее
проведении. В связи с этим Войска ПВО и ВВС ВНА были приведены в полную боевую
готовность. На исходе дня 18 декабря командованию Войск ПВО и ВВС стало
известно о движении авианосца «Саратога» в северную
часть Тонкинского залива. В 18.30 подразделения РТВ,
расположенные на границе с Лаосом, обнаружили первые самолеты F-111A на
дальности 250 км и высоте 9000 м, летящие к границе ДРВ. Через 15-18 мин были
обнаружены группы самолетов F-4, входившие в состав сил первого массированного
налета.
Не маловажную роль в своевременном оповещении вьетнамского командования о начале
массового взлета палубной авиации с авианосцев,
сыграли наши корабли. Отличился МРЗК
«Курсограф» (командир корабля О.А. Тульчинский,
командиры групп ОСНАЗ капитан-лейтенант В.Г. Козлов, старший лейтенант В.А.
Карев). Корабль находился в центре
боевого порядка 77-го оперативного соединения. Это позволило своевременно
привести всю систему ПВО ДРВ в полную боевую готовность.
За 12 дней на города Северного Вьетнама было
сброшено более 100 тысяч тонн бомб. Только в Ханое за это время было убито 1318
жителей, ранены 1261 житель. Только за 26 декабря
погибли 283 человека, получили ранения 266 человек.
По данным командования Вьетнамской народной
армии, их ПВО и ВВС сбили 81 американский самолёт, в том числе 34 бомбардировщика «В-52». Данные завышены.
Военное командование США официально признало потерю 22 самолетов В-52. Под
давлением общественности и вследствие серьёзных поражений в войне правительство
США было вынуждено 27 января 1973 г. подписать Соглашение о прекращении войны и
восстановлении мира во Вьетнаме.
Как сказал Юрий Демченко, американцы не
бомбили блокированные в северо-вьетнамских портах торговые суда специально, но,
тем не менее, те попадали под удары. Самыми тяжелыми для блокированных судов
стали 11 декабрьских дней, когда США мобилизовали почти всю свою стратегическую
и тактическую авиацию в районе Юго-Восточной Азии для нанесения массированных
ударов по крупнейшим городам ДРВ - Ханою и Хайфону. В Хайфоне морякам опять
пришлось столкнуться с войной лицом к лицу. 17 декабря в 6.15 американские
самолеты положили большое количество новых мин на входе в гавань. 18 декабря в
9.45 они сбросили бомбы повсюду в гавани. За полторы недели 90 раз, чаще всего
по ночам, над портом раздавались сигналы воздушной тревоги, 13 раз американские
самолёты подвергали массированным бомбардировкам порт и прилегающие к нему
районы города.
Капитан «Дивногорска» К.А.Баларич
так охарактеризовал действия наших моряков: «В последние дни декабря в условиях бомбардировок
моряки показали себя достойными представителями нашей страны. Была спокойная,
размеренная работа и серьезное отношение к сложившейся обстановке».
20 декабря в 4.30 начался
авиационный налет на Хайфон, в ходе него пострадало китайское судно «№ 149», а
также бомбами было поражено польское грузовое судно «Джозеф Конрад» (Josef Conrad, 1961 г., 5752 BRT, 3080 NRT, 8646 DWT), на котором
находилось 30 моряков сменного экипажа. В 4.40 в корабль попали одна бомба и ракета. Бомба взорвалась в средней части судна,
повредив палубу и помещения команды. Их взрывы привели к отключению
электричества на судне и возникновению пожаров, огонь охватил всю надстройку.
Ракета поразила судно оставив отверстия на мостике и
трубе. Экипаж пытался предотвратить распространение огня у топливных цистерн,
предотвращая взрыв. Но около 5.00 вторая бомба разорвалась с правой стороны у
кормы судна, в получившуюся большую пробоину, хлынула вода и затопила машинное
отделение. Огонь распространился на все надстройки, а так же в верхней части
машинного отделения и в районе 4 и 5-го грузовых трюмов. Экипаж был вынужден
отставить корабль. Несмотря на принятую воду, судно осталось на плаву.
Выписка из судового журнала т/х «Дивногорск»
№ 98, стр. 85. Среда 20 декабря 1972 года. Порт Хайфон.
«...00.00. Стоим в прежнем положении.
Продолжается бомбёжка порта, города, цемзавода.
Включили пожарный насос на палубу. 00.15. Самолёты «А-7» бомбят город. В городе
пожары. 00.20. Большие взрывы в городе. Новые очаги пожаров. 00.45. Снова бомбят
цементный завод. 01.10. Отбой тревоги.
02.10. Воздушная
тревога, все в укрытии на постах по расписанию. В воздухе «В-52». Судно
затемнено. Американская авиация продолжает массированный налет на город и порт.
04.30. Сильные взрывы по корме и 150 метров по траверзу левого борта. Объято
пламенем польское судно «Джозеф Конрад». На борт начали поступать в лазарет
польские моряки. 05.00. Бомбовые удары идут по порту. 05.50. Второе бомбовое
попадание в «Джозефа Конрада». 06.10. Отбой тревоги. Весь экипаж польского
судна прибыл к нам на борт. Из них 8 человек ранено, три человека убито.
Судовой врач и члены экипажа оказывают медицинскую помощь пострадавшим и
раненым.
06.30. Воздушная
тревога. 08.00. Отбой тревоги... Подъем государственных флагов СССР и ДРВ.
Старшим матросом произведен контрольный замер всех танков, поступления воды не
обнаружено. Ст. помощник осмотрел судно. Повреждений не обнаружено...».
Советские моряки пришли на помощь своим иностранным товарищам. После
взрыва первой бомбы, которая попала прямо в надстройку судна «Джозеф Конрад»,
стоявшего у второго причала, вспыхнул пожар. В полной темноте, освещаемые лишь
огнем пожара, польские моряки бросились спасать свое судно, пытаясь предотвратить
пожар в машинном отделении и топливной цистерне, который мог привести к взрыву
судна. К польским морякам сразу же
присоединились вьетнамские пожарные, портовики. Было решено убрать с судна на
берег раненых и обожженных. Рядом с «Конрадом» стояло судно из Китайской
Народной Республики. Естественно, что раненых повели туда в надежде, что
китайцы окажут первую медицинскую помощь. Но на китайском судне отказались
принять раненых. Им пришлось идти еще метров триста в кромешной тьме во время
бомбардировки под осколками, чтобы добраться до «Дивногорска», который стоял в
двух корпусах от «Джозефа Конрада». Не успевшие одеться после сна, забрызганные
жидкой глиной и илом, поднимались они по трапу, держа под руки своих раненых
товарищей. Бомбёжка еще продолжалась, вторая бомба упала с правого борта
польского судна, вода через пробоину затопила машинное отделение, горящий
корабль затонул. Погибли три польских моряка: третий помощник Stanisław Maliszewski, третий
инженер Adam Kaczorowski и
стюард Kazimierz Giertler,
ранения получили четыре члена экипажа электрик Jan Chrościcki, доктор Jerzy Turek, старший матрос Marian Fudala и моторист Ryszard Rusinek, сильные ожоги получил старший матрос Roman Dudek. К этому времени уже полным ходом шла работа
по оказанию первой помощи пострадавшим доставленным на
советское судно. Труднее всего пришлось в ту ночь судовому врачу «Дивногорска»
Анатолию Ильяшу. У многих его пациентов ожоги и
ранения были очень серьезными. У одного из них - Романа - было поражено более
60 процентов кожи. Наши моряки поделились с польскими моряками всем, чем могли.
Бомбардировка «Джозефа Конрада» не была преднамеренной. В военном
отношении пустое судно много месяцев стоящее у причала не представляло никакой
ценности, в политическом от его поражения возникли только проблемы для
администрации Никсона, как на международном уровне, так и в Соединенных Штатах.
Расследование, проведенное по факту бомбардировки Объединенным комитетом
начальников штабов США, показало, что в связи с масштабом операции не
представляется возможным определить, какой из самолетов атаковал судно. Хотя
сомнений что это сделали американские летчики, а не как обычно «вьетнамские
зенитчики» у американцев не было. Уже 20 декабря министр обороны Лэйрд сказал
советнику президента Генри Киссинджеру: «мы могли
поразить» два корабля -
один польский и один советский. Рядом с польским стояли два корабля, советское и китайское. Киссинджер напомнил, что был приказ
не допускать ударов по судам в порту. Министр обороны объяснил, что в условиях
плохой погоды и плохой видимости все могло случиться.
20 декабря МИД Польши вызвал поверенного в делах посольства США в
Варшаве, и передал ему ноту протеста, заявив: «бомбардировка польского судна является актом, идущим в явном
противоречии с общепринятыми нормами международного права и текущим состоянием
польско-американских отношений». МИД протестует «против незаконной
бомбардировки кораблей польского торгового флота, лишения граждан жизни и
ущерба имуществу Польской Народной
Республики.» 22 декабря
Государственный департамент США принес извинения Польше за инцидент. 30 декабря
1972 г. американцы ответили на польскую ноту, в ней они заявили, что они старались избегать случайного
повреждения судов, но так как там проводились военные операции
то суда находящиеся там сами решили подвергнуться риску находясь там. И
«что США не имеют обязательств по выплате компенсации за потери, понесенные в
связи с ведением военных действий.» Польская сторона,
конечно, протестовала, но на практике он не сделал никаких шагов, которые
привели бы к получению компенсации от США. Тем более что американцы косвенно
откупились. 27 декабря министерство сельского хозяйства США объявило Польше о
предоставлении ей новой кредитной линии в размере 35 млн. долларов, а 30
декабря американцы подписали соглашение об отсрочке на несколько лет польских
долгов США.
Несмотря на инцидент с польским судном, удары по Хайфону продолжались.
22 декабря в результате бомбардировки был поврежден 5.832 тонный теплоход «Kim Seng» под британским флагом
из Гонконга, экипаж не пострадал. 26 декабря 1972 г. в очередном налете
участвовали 15 стратегических бомбардировщиков В-52. Почти одновременно (с
22.35 до 22.49) пять отрядов В-52 нанесли удар по Хайфону (судоверфь, цементный
завод, старый склад ГСМ). Прорыв ПВО осуществлялся с южного направления на
высотах 10000-11000 м, на относительно узком участке (примерно 10-15 км).
29 декабря в последний день бомбардировок польская команда улетела в
Варшаву, а накануне в госпитале умер четвертый польский моряк Roman Dudek. Погибших польских
моряков посмертно наградили орденом Рыцарский крест Возрождения Польши. После подписания перемирия, судно было обследовано, его
восстановление было признано нецелесообразным. На нем заделали пробоины и в
октябре 1973 г. доставили в Гонконг, где в начале 1974 г. продали на
металлолом.
Розин Александр.