Розин Александр.
1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании
интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении
американской агрессии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
12. Борьба с
минами.
Сразу после того как 3 мая 1972 г.
руководство США объявило Москве о своем намерении надавить на ДРВ с
использованием военной силы. Руководство последней сразу было извещено об этом,
ибо тогда же 3 мая 1972 г. Центральный Военный совет принял постановление № 81
«Задачи обеспечения противоминной блокады морского транспорта». В нем
предписывалось организовать наблюдательные посты и готовить ВМС для уничтожения
минных постановок противника.
9 мая сразу после того как первые мины упали
на рейде Хайфона офицеры и солдаты корабля «№ 150» из состава 171 морского
полка вышли в район где упали мины. Первые результаты показали, что мины были в
инертном состоянии, как и было, заявлено в американском заявлении.
США точно знали, что у ДРВ будут
значительные проблемы в борьбе с минной опасностью и без помощи СССР или КНР
сам он справиться быстро не сможет. В этой связи показателен диалог имевший
место 10 мая на совещании в Вашингтоне:
«Киссинджер: В северо-вьетнамских водах есть
какие-нибудь минные тральщики?
Адмирал Мурер: Нет. Северный Вьетнам должен
был бы получить их из Советского Союза или Китая.
Киссинджер: Это - ваше суждение, что они не могут убрать мины с такой
скоростью, как мы можем выставить их?
Адмирал Мурер: Правильно. У них будет
сложность, убирать мины даже с водолазами - потому что дно канала является
грязным и илистым.
Салливан: Это сделает
невозможным работу водолазов?
Адмирал Мурер: Нет, не обязательно. Первая
проблема для северовьетнамцев состоит в том, чтобы
найти мины. Как только мины входят в воду, они уходят в ил.
Джонсон: Были новые разработки в минной войне, или мы только улучшили
то, что имели во Второй Мировой войне?
Адмирал Мурер: Происходило постоянное усовершенствование начиная со Второй Мировой войны.»
10 мая 1972 г. вьетнамский пловец Нгуен Ван Тхыонг (Nguyễn Văn
Thưởng) в составе группы пловцов вел поиск мин у входа в порт
Хайфон. После четырех дней поисков мина МК-52 Mod 4 была обнаружена и извлечена на пляж острова Jihai. 14 мая на берегу мина попала в руки
капитана Хун Чыонг (Trương Thế Hùng)
командир 8 специальной инженерной команды ВМС. Он вновь, как и 1967 г., разминировал ее, узнав новые ее особенности.
13 мая выходящая в Токио
японская газета “Akshata” разместила на первой
полосе фотографию северо-вьетнамских солдат, которые избавлялись от мины,
положенной в реке провинции Куангбинь (Quang Binh).
14 мая газета “Quan Doi Nhan Dan” армии ДРВ на
своих станицах поместила краткое объяснение противоминных мер с
использованием электромагнитного трала.
16 мая 1972 г. Генеральный штаб ВНА издав директиву № 31, поручив ВМС
организовать очистку и ликвидацию мин противника в гаванях, устьях рек и
прибрежных районах. Генеральный штаб также поручил Департаменту ВМС в
сотрудничестве с командно-инженерным и военно-техническим институтом Генштаба
провести работу, чтобы найти технические решения для ликвидации мин.
Вьетнамское командование закрыло опасные для плавания кораблей и судов
районы. Прибывающие транспорты разгружались на внешних
рейдах, за пределами минных заграждений, грузы доставлялись на берег на
малоразмерных, как правило, немагнитных плавсредствах.
В связи с тем, что флот Северного Вьетнама не имел тральщиков и имел
незначительное количество трального вооружения, первоначально борьба с минами
велась в основном подручными средствами.
Основу тральных сил ВМС ДРВ составили советские десантные катера
проекта 1785, 15 единиц которых были поставлены в 1964-1969 гг. Сперва, они
используя скорость проносились над минами до того как последние успевали
среагировать. Таким героическим кораблем был
«ТК154» с капитаном Dương Hải Rê. Потом с
июня 1972 г. они стали оснащаться различными видами тралов.
Но в основном, вьетнамцы для траления мин использовали гребные шлюпки,
буксировали рыболовецкие сети или драги для извлечения мин на поверхность. Были
предприняты попытки уничтожения мин путем обстрела мест их постановки береговой
артиллерией и сбрасывания глубинных бомб с катеров. Иногда их обезвреживали
буквально голыми руками.
Ле Тхан Чьгон,
секретарь горкома СТМ рассказывал: «Весной
72-го года американцы всерьез взялись блокировать порт: разбрасывали мины и в
самом Тонкинском заливе, и по реке Кам. На горизонте маячили суда 7-го американского флота.
Наши саперы не сдавались. Пробирались на лодках в устье, подрывались на минах,
но расчищали проход для судов. Жалко, нет сейчас в порту рабочего Чан Дин Туна.
Но я расскажу, как работал минер...
Прибегает какой-то
взволнованный паренек и сообщает:
- У моста Хайзыонг нашли мину. Как быть?!
Тун говорит:
- Давайте посмотрим,
что-нибудь придумаем.
У моста нырнул, сначала
чтобы оглядеться. Вылез на берег, стал махать руками, греться.
- Поищите веревку, и подлиннее...
Снова нырнул, обвязал
под водой мину, чуть не захлебнулся. Что теперь делать? Оставить мину в воде, а
самому отплыть и тянуть ее с берега? Опасно: если с чем столкнется - взрыв. Тун
вытащил мину на поверхность и поплыл с ней в обнимку, товарищ тянул его к
берегу за веревку. Все обошлось благополучно.»
И хотя методы и средства были далеки от совершенства, работа шла, у Хайфона на 16 мая были взорваны
3 мины, а с 24 по 31 мая еще 10 мин. 18 мая солдаты 4 морского района
обезопасили водные пути от речного порта
Sông Gianh до Hon La. Это была первая победа вьетнамских моряков.
Но эти успехи сводились на нет массированным применением американцами минного оружия. 11,
12, 14 мая, сотни вражеских самолетов сбросили тысячи мин у портов Хонгай, Камфа и Куахой, в устьях
рек и лиманов, провинции Тхайбинь, Ха Нам, Тханьхоа. С 17 по 19 мая
мины активно сбрасывались на реках провинциях Нгеан,
Хатынь, Куангбинь. По вьетнамским данным американцы у портов, на реках, на судоходных
маршрутах в общей сложности выставили 13 000 мин, на площади более 655 км2,
из них 481 км2 на море и 174 км2 на реках. Самыми сильно
заминированными районами по вьетнамским данным были Хайфон (1733 мин), Cửa
Hội (1352 мин), Хонла (1162 мин) и Sông Gianh речной порт (610 мин).
В конце мая - начале июня представители ДРВ опубликовали заявление, в
котором утверждали, что они успешно очищают от мин подходы к Хайфону, но
американские должностные лица заявили, что это невозможно. Северо-вьетнамский
флот испытывал недостаток в оборудовании, необходимом для траления.
Это было так, но руководство и флот ДРВ выполняя
указания партии и штаба старался
расширить номенклатуру минно-трального вооружения, используя все возможности.
Опыт уже был, еще в 1967 г. вьетнамскими специалистами был сделан
электромагнитный трал PD-67-03 ставший эффективным средством для борьбы с минами на реках. В мае 1972 г. сразу после начала минирования, для борьбы с
минами были задействованы производственные мощности завода № 46.
В короткие сроки на заводе изготовили простейший трал (изделие 480) -
проволочный каркас на который подавали ток, создаваемым магнитным полем
производил подрыв мин. Нгуен Ван Фа (Nguyễn Văn Phả) один из бывших должностных лиц завода
№46 вспоминает: «Днем и ночью шла
работа, установка и монтаж электрических катушек в корпусе, которые превращали
корабль в гигантский магнит, который должен был
воздействуя ликвидировать мины». Работа по изготовлению судов обозначаемых как Т150 шла на заводе №
46 в Хайфоне, оборудования и оснащения на заводе № 48, в горных пещерах Куанг Нинь (Quảng Ninh).
К 27 мая 1972 г. новым тральным вооружением оснастили судно «Т150» и
лодку «C53» 1 батальона 171 морского полка. Ночью 27 мая в районе Quả Xoài - Bến Cát
используя это новое снаряжение, офицеры и солдаты пограничной флотилии лодок
взорвали пять мин. После успешного
использования изделия были проведены
дополнительные работы по его совершенствованию и обучению
новым методам солдат и офицеров корабля «Т150». После нескольких дней обучения
и практики 15 июня 1972 г. экипаж судна «Т150» подорвал первые мины MK-52
в Nam Triệu.
В конце июня 1972 г. этим усовершенствованным оборудованием (две
внешние катушки - каркасы и два генератора постоянного тока) оснастили
переоборудованные десантные катера проекта 1785, они тянули электромагнитный трал на скорости. Первым был переоборудован «V412». 27 июля он подорвал свою первую мину
в районе буя № 20 в Nam
Triệu. Помимо «V412» также были
оснащены шесть однотипных десантных катеров «V414», «V416», «V418», «V420»,
«V422» и «V409» из 701 морского полка.
Подполковник Нгуен Вьет
Лонг бывший командир 1 батальона 171 морского полка, основной единицы
участвовавшей в тралении мин в Хайфоне в 1972-1973 гг. вспоминал: «Днем были на берегу, что бы избежать ударов,
ремонтировали суда, работали ночью.
Разобьем район Nam Triệu на квадраты, по 3 мили каждая сторона, на
квадрат 4 поисковых корабля, как правило, вначале на полном ходу шел V412,
после него поиск вели каноэ или небольшие лодки. На борту судов вместо 10-12
человек было 3-4, что бы уменьшить число жертв в случае
гибели. За ночь судно делало по 28 проходов по минному полю, взрывая мины.»
Работа, проводимая вьетнамцами всевозможными методами, приносила свои
плоды, что не могло не беспокоить американцев. 18 июня американская разведка
сообщила в Вашингтон о присутствии
приблизительно 50 маленьких северо-вьетнамских лодок и катеров в канале, идущем
к Хайфону и предположении, что они выполняли минно-тральные действия. На
следующий день, эта деятельность
продолжалась, адмирал Мурер потребовал, чтобы
это минное поле (2111A и 2111B) было
восстановлено. 1 августа адмирал Мурер уведомлял
руководство, что два участка минного поля (2111A и 2111B) у Хайфона была на 50 процентов
обезврежены.
А работа вьетнамских ученых и промышленности продолжалась. В конце мая
1972 г. на базе Ханойского политехнического института была создана специальная
группа GK-1 для изучения американского минного оружия и поиска методов
эффективной борьбы с ним, из десяти ученых во главе с прошедшим обучение в СССР
профессором Ву Динь Си. Общими
усилиями, в 1972 г. были быстро выпущены электромагнитные тралы - 8 июля - PD-72-01, позже PD-72-02 и 7
августа - PD-72-03. Электромагнитный трал PD-72-01 - проволока наматывается на трубу диаметром 1000мм и длинной 800
мм, она крепится на железный лист 150х150х1500 мм который
буксирует судно, что позволяет взрывать мины на глубине 10-15 метров на
безопасном для судна расстоянии - 30 метров. PD-72-02 - петля
провода устанавливается на поплавках разведенных на 15 метров. Эффективны были в
реках. Трал PD-72-03 позволял взрывать мины на глубине 20-30 метров на расстоянии -
50 метров. Потом были еще несколько
разновидностей магнитных тралов.
Новым тральным вооружением оснастили суда ВМС и Министерства водного
транспорта. ВМС оснастил тральным вооружением 3 судна типа Т150 и 7 десантных
катеров типа V412. Министерство водного транспорта (CVTDB) так же активно вела
борьбу с минной опасностью. Устройством PD-72-01 было оснащено 3
судна, которые ликвидировали 67 мин, тралом
PD-72-03 был оснащен корабль «ТК160», он под командованием капитана Vũ Đình Kính взорвавший
161 торпеду-мину. Изделием 480 оснастили 6 судов, которые подорвали 105
мин, еще 4 судна получили улучшенные модели тралов 1967-1968 гг., и ими были
обезврежены 125 мин. Судно «ТК173» оснастили тралом ĐB 72-4, но когда
разработка была завершена блокаду уже сняли. Это судно
находится в музее вьетнамской революции.
Американцы ответили установкой дополнительных мин, в конце июля -
начале августа они положили более 1400 мин на важных транспортных маршрутах.
Эта операция ВМС США по минированию подходов к портам Северного
Вьетнама была своевременно вскрыта нашим малым разведывательным кораблем
«Дефлектор» (командир корабля капитан 3 ранга О.Л. Кучин,
командир группы ОСНАЗ капитан-лейтенант К.П. Чудин), находившимся на разведке в
Тонкинском заливе с 25 июля по 18 октября 1972 г. Об
этом было немедленно доложено командованию ВМФ и ТОФ.
13 июля, оказавшись под мощным политическим давлением, и с учетом
начавшейся кампании выборов президента США администрация Р. Никсона согласилась
возобновить четырехсторонние встречи в Париже. 1 августа американская сторона
сделала заявление о согласии обсуждать, как военные, так и политические вопросы
вьетнамского урегулирования. 11 августа 1972 г. последнее наземное боевое
подразделение американских войск покинуло Южный Вьетнам. Там оставалось ещё
примерно 24000 американских военнослужащих.
В целом, по оценке руководства ДРВ, военно-политическая ситуация к
этому времени принципиальным образом изменилась в благоприятную для ДРВ и ВРП
РЮВ сторону. Созрели предпосылки для того, чтобы сделать
акцент на максимальное использование политических и дипломатических форм
борьбы, 11 сентября 1972 г., впервые после того, как Г.Киссинджер в августе
1969 г. провел три закрытых встречи с Ле Дык Тхо, Ханой дал понять, что
согласен на прекращение военных действий, не требуя устранения сайгонской
администрации во главе с Нгуен Ван Тхьеу. Одновременно была согласована новая схема
переговоров по отдельным группам политических и военных вопросов, которые
должны были найти отражение в итоговом соглашении. Вопросы отношений между ДРВ
и США предлагалось обсудить между делегациями ДРВ и США. Вопросы политического
и военного характера в Южном Вьетнаме было предложено передать на обсуждение
делегаций ВРП РЮВ и сайгонского режима. Вопросы отношений между
северной и южной частями Вьетнама должны были быть обсуждены
между делегациями ДРВ, ВРП РЮВ и сайгонского режима, а вопросы, которые
затрагивали интересы всех сторон, выносились на обсуждение четырех делегаций.
В сентябре американцы начали действовать более агрессивно против судов
ведущих траление. Помимо авиации в обстреле тральных сил приняли участие и
американские надводные корабли. Несмотря на это в сентябре 87 мобилизованных
судов протралили площадь в 3731 морскую милю, взорвав 129 мин. В результате
этого был открыт путь доставки угля Хайфон - Куанг Нинь (Hải Phòng - Quảng
Ninh). Объем грузоперевозок увеличился с 2600 тонн в июне до 10000 тонн в
сентябре. 23 сентября 1972 г. в
результате траления был очищен участок Cửa
Hội - Bến и русло реки Sông Gianh.
4 октября 1972 г. американцы сбросили 400 дополнительных мин в районе Куанг Нинь. (Quảng Ninh) - Хайфон. Вьетнамцам вновь пришлось приложить
значительные усилия для борьбы с новыми минами. Моряки 128, 171, 172 морских полков и школы ВМФ
используя 23 лодки, в течение 21 ночи и трех дней, уничтожив десятки мин, к
24 октября открыли этот водный путь для
судов до 300 тонн.
16 декабря по открытому пути к Хайфону прибыл китайский грузовой
корабль «№ 155» доставивший 4200 тонн риса, груз в течение 22 часов был
разгружен хайфонскими баржами.
Суда продолжали идти, 21 декабря 1972 г. прибывший в Тонкинский залив американский эсминец «Leonard
F. Mason» DD-852,
был послал к китайскому грузовому судну
направлявшемуся к Хайфону. Офицер эсминца, капитан- лейтенант Ричард Керли используя портативный мегафон, предупредил судно, что
гавань заминирована и продолжение движения ведет к
опасности подрыва. Судно спустило
несколько сумок риса за борт, так как подобные действия были
подозрительны, команда эсминца из винтовок расстреляла и потопила эти сумки.
Позже, китайское судно было поставлено на якорь
вне гавани Хайфона, ночью оно освещалось "как судно круиза",
что бы в них не стреляли.
В октябре 1972 г. делегации ДРВ и США в Париже выработали «Соглашения о
прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме» и все шло к его
подписанию, однако американская сторона продолжала всячески увиливать от
подписания уже согласованного документа, настаивая на внесении в него все новых
поправок и отодвигая сроки подписания Соглашения. А после победы 7 ноября 1972 г. на
президентских выборах в США Р. Никсона, американская делегация ещё более
ужесточила свои требования, предлагая внести их в уже согласованный текст
соглашения. Всего до конца ноября американской делегацией было предложено
внести 69 поправок. Их суть сводилась, главным образом, к требованию к
Демократической Республике Вьетнам вывести свои вооруженные подразделения из
Южного Вьетнама. 24 ноября на очередном заседании Г. Киссинджер зачитал
телеграмму, полученную им накануне от Р. Никсона. Американский президент
угрожал прекратить переговоры, продолжить военные действия в случае, если ДРВ
не согласится с американскими поправками к соглашению. На что Ле Дык Тхо спокойно ответил в том
духе, что эти угрозы бессмысленны. Добрая воля Вьетнама имеет свои пределы.
Дальнейшие уступки для ДРВ означают капитуляцию. Об этом не может быть и речи.
Вьетнам готов сражаться. Американцы должны пойти на уступки и не требовать
вывода северовьетнамских войск из Южного Вьетнама.
Они должны признать ВРП РЮВ стороною соглашения. 14 декабря на четырехстороннем
совещании американская делегация официально поддержала позицию делегации
сайгонского режима. Та требовала, прежде всего, признания
временной демаркационной линии между Северным и Южным Вьетнамом, установленной
на Женевской конференции по Индокитаю, в качестве государственной границы между
ДРВ и «Республикой Вьетнам», организации всеобщих выборов в Южном Вьетнаме,
фактической ликвидации ВРП РЮВ и НФО ЮВ и признания Южного Вьетнам,
управляемого сайгонской администрацией, в качестве самостоятельного
государства. Все эти требования были подвергнуты правительством ДРВ и
ВРП РЮВ самой острой критике. Пытаясь
при помощи грубой военной силы деморализовать вьетнамский народ, сломить
политическую волю вьетнамского руководства, принудить ДРВ принять
американо-сайгонский вариант соглашения Вашингтонская администрация отдала
приказ своей авиации в ночь с 18 на 19 декабря 1972 г. провести самые
массированные за всю войну бомбардировки ДРВ.
Новый всплеск активности американцев произошел в декабре 1972 г. и был
связан со срывом Парижских переговоров. Утром 17 декабря американцы сбросили 150 мин на фарватеры Хайфона. 19 декабря
новые мины положили на фарватерах Lạch
Miều в Хонгай и Hang
Trống в Куа
Онг (Cửa Ông). В
конце декабря 1972 г. и в начале января 1973 г. американцы продолжали
ставить мины в районе порта Хайфон, Камфа, Хонгай, Cửa Hội
и Sông Gianh.
19 декабря 1972 г. очередной американский эсминец «Goldsborough»
DDG-20
обстреливавший побережье ДРВ получил
попадание снаряда от береговой батареи. В результате возник пожар, погибло 2 моряка и 6 было ранено, один из них умер в
госпитале. Корабль получил небольшие повреждения, но уже 24 декабря отбыл в Сасебо (Япония) для ремонта, куда и прибыл 28 декабря.
Опять были мобилизованы все средства для борьбы с минами, в результате
к 16 января 1973 г. военно-морские силы
в сотрудничестве с Министерством транспорта ликвидировав морские мины, открыли
путь Nam Triệu - Хайфон. Там действовали 6
кораблей - 213, 217, 203, 205, 150, 416.
21 января 1973 г. четыре корабля ВМС ДРВ провели кубинский корабль Long Châu в Sãi Cóc.
За заслуги в борьбе с минной опасностью, десятки кораблей, сотни
офицеров и солдат военно-морского флота
были награждены. 1-й батальон 171 полка являвшийся костяком в противоминной
борьбе на море в
Хайфоне и 8-я команда инженерных войск
были удостоены Звания Героя, 11 человек были удостоены ордена Хо Ши Мина - Nguyễn Bá Phát, Trương Thế Hùng,
Nguyễn Công Tộ, Nguyễn Khoái, Nguyễn Trọng Bích,
Nguyễn Doanh Hải, Nguyễn Hải,
Đặng Đức Năng, Nguyễn
Sĩ Trinh, Vũ Văn Dinh, Hoàng Sơn.
После прекращения боевых действий, вьетнамцы проводили траление
районов, в которые они не допустили американцев, проводивших траление своих мин
в ходе операции “Энд
Свип”. В Lạch Miều у Хонгая, с 10 марта 1973 г. соединение торпедных катера 1-го батальона 171 полка
и другие подразделения разделили район на квадраты и провели обследование
всего района. После 11 взрывов мин район к 15 марта был открыт. В Hang Trống - Đồng Tráng,
после недельной проверки, 30 марта район
был открыт, и суда ВМС сопровождали
советские морские суда. Тщательно были проверены Куа Вани и Хонгай (Cửa Vạn и Hòn
Gai), в конце марта по безопасному пути более
чем 40 больших судов благополучно
прибыли в порт Хонгай. В июне 1973 г. два
корабля «V412» и «V416» провели
обследование вод Тхань
Хоа (Thanh Hóa) и Куанг Бинь (Quảng Bình).
Розин Александр.