На Главную.

 

Розин Александр.

 

1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

 

 

7. Второй день операции.

 

10 мая обстановка еще более осложнилась.

Выступивший 10 мая в Вашингтоне на пресс-конференции министр обороны  Лэрд, заявил что Соединенные Штаты попытаются пресечь всевозможные методы доставки оружия  Северному Вьетнаму, морским или воздушным путем, в дополнение к минированию портов. Лэрд также предположил, что все суда которые разгружаться в портах ДРВ будут подвергнуты ударам. Кроме того, Лэрд вопреки заявлениям, сделанным 9 мая Генри Киссенджером, что не будет никаких препятствий судам рискующих пройти по минным полям, неоднократно заявлял  в ходе пресс-конференции, что будут предприняты все меры, чтобы остановить поставки.

Около 01.00 10 мая три эсминца «Buchanan» DDG-14, «Myles C. Fox» DD-829 и «Hanson» DD-832 с  крейсером «Newport News» направились к полуострову  До Сон. Два других крейсера «Providence» и «Oklahoma City»  участвующих в операции курсировали неподалеку.  Торговые суда в Хайфоне и сам порт были освещены. Как вспоминал один из участников тех событий: «Это было похоже на Лос-Анджелес». Приблизившись к цели, эсминец «Hanson»  отрядили для прикрытия отряда от возможных атак вражеских катеров, а остальные пять кораблей в 03.45 открыли огонь по целям в районе Кат Би (Cat Bi).  Так «Newport News» выпустил 77 8” снарядов, «Providence» выпустил 40 снарядов главного калибра. Северо-вьетнамские береговые батареи открыли ответный огонь, но быстро были подавлены огнем кораблей и замолчали.

Американские самолеты сбросили на парашютах в акваторию порта новые мины. Около теплохода «Бабушкин», стоящего на рейде, их легло четыре - две справа по корме и две слева по носу, всего в 30-70 метрах от судна. Моряки заметили места их падения.

Боцман теплохода «Бабушкин» Константин Александрович Гонтарь вспоминал: «…встали на якорь, нас поставили, там уже в дельте реки. И уже не знаю, на какие сутки, американские самолеты прилетели и заминировали все. Я видел, всем видели, как с самолетов вылетали на парашютах предметы такие длинные черные. Ну, вообще потом уже поняли, что это мины. Мы стояли так, вокруг нас получилось, что 4 мины вокруг судна было. А стояли на якоре, то есть судно само 170 метров длиной и плюс якорь цепь была, которая в воде, 6 смычек по 25 метров, тоже еще примерно столько же. А там приливы полусуточные. Прилив идет, до конца дошел и начинается сразу же отлив. И судно вот так вот ходило, то носом туда, то носом сюда. И мы ходили по кругу по этим минам.» Лишь потом стало известно, что мины были с часовым механизмом, и время их взрыва еще не подошло. После пришлось опять проходить по этим минам, когда судно уходило с рейда к одному из причалов порта.

Из дневника токаря «Балашихи» В.Паевского: «10 МАЯ 03.25 ночи. Четыре эсминца и минный заградитель подошли к внешнему рейду. Под прикрытием артиллерийского огня корабль минировал подходы к фарватеру. Береговая артиллерия открыла огонь по кораблям. По сообщениям американского радио, два их эсминца получили повреждения.

08.45. Налет авиации. Бомбят город. «Фантомы» пролетают над нами. С рейда через нас на Хайфон летят ракеты. В один из самолетов попадает зенитная ракета. Громадный взрыв, и от «Фантома» остались только щелки. Два «Фантома» расстреливали сигнальные буи в фарватере. Около нас разбили две сигнальные вышки.

12.00. пришел катер. По нашим координатам вьетнамцы поставили буи над минами, окружающие «Бабушкин».

13.20. Бомбят. После налета из порта пришел буксир и вытащил наше судно из минного пояса. Хотя мы и знали, что мины еще не встали на боевой взвод, однако проходить по минному полю опасно. Встали ближе к Хайфону.

17.00. Бомбят Камфу. Там под погрузкой стоит наше дальневосточное судно «Гриша Акопян», получившее серьезные повреждения. Продолжается налет на Хайфон.

Вечером вьетнамские товарищи сообщили, что весь день американцы бомбили дороги и переправы. Под Ханоем сбито 9 самолетов, под Хайфоном - 3, в других местах - 2.»

Американские налёты не прекращались, северо-вьетнамская сторона всеми имеющимися силами встречала врага. Находившийся на подходах к рейду черноморский теплоход «Моршанск» в  ночь на 10 мая по приказу отошел немного в море, став своего рода глазами оставшихся в порту судов. К примеру на рассвете «Моршанск» сообщил, что в девяти милях от Хайфона в море стоят 9 американских эсминцев и один крейсер. Сообщил «Моршанск» и  о приближении самолётов, взлетающих с авианосца, которого им не видно.

Информацию о вылетающих с авианосцев самолётах получали и от советского разведывательного траулера класса Okean - «Курсограф», который находился недалеко от американских авианосцев. Денис Глевендер (Dennis Clevenger) служивший тогда на авианосце «Coral Sea» CVA-43 вспоминал: «Большую часть времени, когда мы были на Станции Янки, у нас была "тень". Это был российский траулер, названный AGI Kursograf. Он был утыкан  антеннами всюду, и не было тайной, почему он был там, и какова была их миссия. Казалось, что он всегда был в нескольких сотнях ярдов от нашей полетной палубы и рядом во время полетов. Он наиболее вероятно контролировал все виды радиопередач от авианосца и самолета. Я подозреваю, когда начались вылеты, они посылали "настороженные" сообщения в Ханой. Все это было в международных водах, таким образом мы ничего не могли с этим поделать. Единственный раз когда я  видел их моряков на борту траулера, было 1-ого мая. На палубе находилось с  полдюжины парней с громкой музыкой, ревущей из их динамиков. Во время наших радиопередач мы использовали кодексы для тактических действий и маневров, но я предполагаю, что база данных могла быть ими вскрыта  в конечном счете, и они слушали нас и наблюдали.»

К концу дня пять судов выгрузившие свой груз оставили гавань Хайфона, четыре из них были советскими - два танкера и два грузовых судна (в том числе сухогруз «Алейск» ДМП, его экипаж при выходе визуально наблюдал лежащую на грунте 500-кг мину), пятое судно было британское из Гонконга «Wishford» в 3.464 тонн водоизмещения. Представитель Пентагона Джерри В. Фридхейм (Jerry W. Friedheim) заявил, что эти пять судов были разгружены перед отходом.

В Хайфоне остаются еще 31 иностранное торговое судно, 12 из них - советские, пять - китайские (в том числе «№ 149», «№ 158» и «№ 159»), три - британских из Гонконга, три польских, два кубинских, одно - из ГДР и пять - под флагом Сомали. Почти все они были с грузом и не могли успеть его выгрузить. Кубинские источники сообщили, что двум кубинским торговым кораблям «Imias» и «El Jigue», разгружающим сахар в северо-вьетнамском порту, придется остаться. Оба судна закончат разгрузки сахара в четверг в 11 утра. А это как раз крайний срок для активации установленных США мин у северо-вьетнамских портов.

Аналогичная ситуация была и с большинством оставшихся судов. Кроме того присутствие иностранных судов рассматривалось как щит прикрывавший гавань. Посол Польши в Ханое сообщал на родину, что он находится в постоянном контакте с советским послом и другими представителями стран Варшавского договора. «Мы считаем, - писал он, что корабли K [оммунистических] С [тран] не должно покинуть порт, иначе порт будет беззащитным, что американцы и ожидают.»

А новости не успокаивали. «Ночью были самопроизвольные взрывы мин на фарватере. Танкер «Комсомолец Приморья». И это были не единичные случаи. В опубликованном 22 января 1973 г. в “Washington Post” интервью с мэром  Хайфона Ле Дюк Тенх (Le Duc Thinh) он привел такой факт, вскоре после того, как первые мины были установлены: «70 или 80 из них взорвались без какого либо воздействия на них, приблизительно в двух милях от прибрежного курорта Досон (Do Son) в течение только одного часа.»

 10 мая американские корабли нанесли артиллерийский удар по объектам в районе Хайфона. Три крейсера, во главе с «Newport News» с его восьмидюймовыми орудиями, и двумя эсминцами подошли к северо-вьетнамскому побережью и нанесли удар по объектам в четырех милях от Хайфона.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.