Розин Александр.
1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании
интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении
американской агрессии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
7. Второй день
операции.
10 мая обстановка еще более осложнилась.
Выступивший 10 мая в Вашингтоне на
пресс-конференции министр обороны Лэрд,
заявил что Соединенные Штаты попытаются пресечь всевозможные методы доставки
оружия Северному Вьетнаму, морским или
воздушным путем, в дополнение к минированию портов. Лэрд также предположил, что
все суда которые разгружаться в портах ДРВ будут подвергнуты ударам. Кроме
того, Лэрд вопреки заявлениям, сделанным 9 мая Генри Киссенджером, что не будет
никаких препятствий судам рискующих пройти по минным полям, неоднократно
заявлял в ходе пресс-конференции, что
будут предприняты все меры, чтобы остановить поставки.
Около 01.00 10 мая три эсминца «Buchanan»
DDG-14, «Myles C. Fox» DD-829 и «Hanson» DD-832 с крейсером «Newport News» направились к полуострову До Сон. Два других крейсера «Providence» и «Oklahoma City» участвующих в операции курсировали
неподалеку. Торговые суда в Хайфоне и
сам порт были освещены. Как вспоминал один из участников тех событий: «Это было
похоже на Лос-Анджелес». Приблизившись к цели, эсминец «Hanson» отрядили для прикрытия отряда от возможных
атак вражеских катеров, а остальные пять кораблей в 03.45 открыли огонь по
целям в районе Кат Би (Cat Bi). Так
«Newport News» выпустил 77 8” снарядов, «Providence» выпустил 40 снарядов
главного калибра. Северо-вьетнамские береговые батареи открыли ответный огонь,
но быстро были подавлены огнем кораблей и замолчали.
Американские самолеты сбросили на парашютах
в акваторию порта новые мины. Около теплохода «Бабушкин», стоящего на рейде, их
легло четыре - две справа по корме и две слева по носу, всего в 30-70 метрах от
судна. Моряки заметили места их падения.
Боцман теплохода «Бабушкин» Константин
Александрович Гонтарь вспоминал: «…встали на якорь, нас
поставили, там уже в дельте реки. И уже не знаю, на какие сутки, американские
самолеты прилетели и заминировали все. Я видел, всем видели, как с самолетов
вылетали на парашютах предметы такие длинные черные. Ну, вообще потом уже
поняли, что это мины. Мы стояли так, вокруг нас получилось, что 4 мины вокруг
судна было. А стояли на якоре, то есть судно само 170 метров длиной и плюс
якорь цепь была, которая в воде, 6 смычек по 25 метров, тоже еще примерно
столько же. А там приливы полусуточные. Прилив идет, до конца дошел и
начинается сразу же отлив. И судно вот так вот ходило, то носом туда, то носом
сюда. И мы ходили по кругу по этим минам.» Лишь потом стало
известно, что мины были с часовым механизмом, и время их взрыва еще не подошло.
После пришлось опять проходить по этим минам, когда судно уходило с рейда к
одному из причалов порта.
Из дневника токаря «Балашихи» В.Паевского: «10 МАЯ 03.25 ночи.
Четыре эсминца и минный заградитель подошли к внешнему рейду. Под прикрытием
артиллерийского огня корабль минировал подходы к фарватеру. Береговая
артиллерия открыла огонь по кораблям. По сообщениям американского радио, два их
эсминца получили повреждения.
08.45. Налет авиации. Бомбят город. «Фантомы» пролетают над нами. С
рейда через нас на Хайфон летят ракеты. В один из самолетов попадает зенитная
ракета. Громадный взрыв, и от «Фантома» остались только щелки. Два «Фантома»
расстреливали сигнальные буи в фарватере. Около нас разбили две сигнальные
вышки.
12.00. пришел катер. По нашим координатам вьетнамцы поставили буи над
минами, окружающие «Бабушкин».
13.20. Бомбят. После налета из порта пришел буксир и вытащил наше судно
из минного пояса. Хотя мы и знали, что мины еще не встали на боевой взвод,
однако проходить по минному полю опасно. Встали ближе к Хайфону.
17.00. Бомбят Камфу. Там под погрузкой стоит наше дальневосточное судно
«Гриша Акопян», получившее серьезные повреждения. Продолжается налет на Хайфон.
Вечером вьетнамские товарищи сообщили, что весь день американцы бомбили
дороги и переправы. Под Ханоем сбито 9 самолетов, под Хайфоном - 3, в других
местах - 2.»
Американские налёты не прекращались, северо-вьетнамская
сторона всеми имеющимися силами встречала врага. Находившийся на подходах к
рейду черноморский теплоход «Моршанск» в
ночь на 10 мая по приказу отошел немного в море, став своего рода
глазами оставшихся в порту судов. К примеру на рассвете «Моршанск» сообщил, что
в девяти милях от Хайфона в море стоят 9 американских эсминцев и один крейсер.
Сообщил «Моршанск» и о приближении
самолётов, взлетающих с авианосца, которого им не видно.
Информацию о вылетающих с авианосцев
самолётах получали и от советского разведывательного траулера класса Okean - «Курсограф», который
находился недалеко от американских авианосцев. Денис Глевендер (Dennis Clevenger) служивший тогда на
авианосце «Coral Sea» CVA-43 вспоминал: «Большую часть времени, когда мы были на Станции
Янки, у нас была "тень". Это был российский траулер, названный AGI Kursograf.
Он был утыкан антеннами всюду, и не было
тайной, почему он был там, и какова была их миссия. Казалось, что он всегда был
в нескольких сотнях ярдов от нашей полетной палубы и рядом во время полетов. Он
наиболее вероятно контролировал все виды радиопередач от авианосца и самолета.
Я подозреваю, когда начались вылеты, они посылали "настороженные"
сообщения в Ханой. Все это было в международных водах, таким образом мы ничего
не могли с этим поделать. Единственный раз когда я видел их моряков на борту траулера, было
1-ого мая. На палубе находилось с
полдюжины парней с громкой музыкой, ревущей из их динамиков. Во время
наших радиопередач мы использовали кодексы для тактических действий и маневров,
но я предполагаю, что база данных могла быть ими вскрыта в конечном счете, и они слушали нас и
наблюдали.»
К концу дня пять судов выгрузившие свой груз
оставили гавань Хайфона, четыре из них были советскими - два танкера и два грузовых
судна (в том числе сухогруз «Алейск» ДМП, его экипаж при выходе визуально
наблюдал лежащую на грунте 500-кг мину), пятое судно было британское из Гонконга
«Wishford» в 3.464 тонн водоизмещения. Представитель Пентагона Джерри В. Фридхейм (Jerry W. Friedheim) заявил,
что эти пять судов были разгружены перед отходом.
В Хайфоне остаются еще 31 иностранное
торговое судно, 12 из них - советские, пять - китайские (в том числе «№ 149»,
«№ 158» и «№ 159»), три - британских из Гонконга, три польских, два кубинских,
одно - из ГДР и пять - под флагом Сомали. Почти все они были с грузом и не
могли успеть его выгрузить. Кубинские источники сообщили, что двум кубинским
торговым кораблям «Imias» и «El Jigue», разгружающим сахар в северо-вьетнамском порту, придется
остаться. Оба судна закончат разгрузки сахара в четверг в 11 утра. А это как
раз крайний срок для активации установленных США мин у северо-вьетнамских
портов.
Аналогичная ситуация была и с большинством
оставшихся судов. Кроме того присутствие иностранных судов рассматривалось как
щит прикрывавший гавань. Посол Польши в Ханое сообщал на родину, что он
находится в постоянном контакте с советским послом и другими представителями
стран Варшавского договора. «Мы считаем, - писал он, что корабли K [оммунистических] С [тран] не должно покинуть порт, иначе порт будет беззащитным, что американцы и
ожидают.»
А новости не успокаивали. «Ночью были
самопроизвольные взрывы мин на фарватере. Танкер «Комсомолец Приморья». И это были не единичные случаи. В опубликованном 22 января 1973 г. в
“Washington Post” интервью с мэром Хайфона Ле
Дюк Тенх (Le Duc Thinh) он привел такой факт, вскоре после того, как первые мины были
установлены: «70 или 80 из них взорвались без какого либо воздействия на них,
приблизительно в двух милях от прибрежного курорта Досон (Do Son) в течение только
одного часа.»
10 мая американские корабли нанесли артиллерийский удар по объектам в районе
Хайфона. Три крейсера, во главе с «Newport News» с его восьмидюймовыми
орудиями, и двумя эсминцами подошли к северо-вьетнамскому побережью и нанесли
удар по объектам в четырех милях от Хайфона.
Розин Александр.