На Главную.

 

Розин Александр.

 

1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

 

 

3. Возобновление бомбардировок ВВС США территории ДРВ.

 

 

В ответ на «пасхальное наступление» вьетнамских патриотов поддержанных частями армии ДРВ. 1 апреля ВВС США начали наносить удары  по территории ДРВ, первоначально действия ВВС были ограничены целями ниже 19-ой параллели, но вскоре диапазон их был  расширен и  к северу от  20-ой параллели. Если в первые дни апреля американская авиация действовала в основном против самого южного участка территории республики - зоны Виньлинь и лишь однажды бомбила провинцию Куангбинь, то с 6 апреля с началом операции “Freedom Porch” целью стала  провинция Хатинь, а с 10 апреля ударам подвергся город Винь и его окрестности. Министр обороны США М.Лэйрд заявил: «Мы сознательно приняли решение усилить воздушную и военно-морскую поддержку и будем придерживаться этого решения».

3 апреля 1972 г. в Тонкинский залив в дополнение к двум действующим там авианосцам «Coral Sea» CV-43 (там с 12 ноября 1971 г. по 17 июля 1972 г.)  и «Hancock» CV-19 (там с 7 января по 3 октября 1972 г.) был направлен третий авианосец «Kitty Hawk» CV-63. Вскоре к ним присоединится и четвертый.

4 апреля находящиеся в японском порту Йокосука американские военные корабли вышли в море к берегам Вьетнама. Среди них - авианосец «Constellation» CV-64, а также флагман 7-го флота крейсер «Oklahoma City» CLG-5 и 2 ракетных эсминца.

5 апреля флот возобновил свои удары по северо-вьетнамскому побережью. В этот день американские эсминцы «Joseph Strauss» DDG-16 и «Richard B. Anderson» DD-786 нанесли удар по береговой цели к северу от демилитаризованной зоны. Береговые части ДРВ отвечали огнем. 6 апреля огнем артиллерии был поврежден эсминец «Lloyd Thomas» DD-764, когда он обстреливал побережье республики.

С 10 апреля палубная авиация возобновила удары по целям на территории ДРВ, прежде всего по транспортным коммуникациям.  

11 апреля министр обороны США М.Лэйрд, выступая в Пентагоне, заявил, что на этой неделе США направят в Юго-Восточную Азию дополнительные военно-воздушные и военно-морские силы. Глава Пентагона вновь высказал прямые угрозы против вьетнамских патриотов и заявил, что «Соединенные Штаты предпримут все необходимые меры для защиты оставшихся американских войск в Южном Вьетнаме».

В подтверждение слов главы Пентагона, 11 апреля информационные агентства сообщили что авианосец «Midway» CV-41 покинул свою базу в Аламеде (шалифорния) и направился в сторону Вьетнама. 12 апреля было сообщено что и  авианосец «Saratoga» CV-60 базирующийся на восточном побережье США отбыл из Маупорта чтобы присоединиться к другим авианосцам действующим в Тонкинском заливе.

12 апреля ВМБ Норфолк покинули ракетный крейсер «Biddle» CG-34 и  эсминец «Mullinex» DD-944, а 13 апреля оттуда вышел тяжелый крейсер «Newport News» СА-148, все они направились к Вьетнаму. Корабли прошли через Панамский канал и в середине мая уже были у берегов Вьетнама.

А  как указывают корреспонденты с 10 апреля из портов Калифорнии вышли 9 военных кораблей, доведя число кораблей вышедших  в море до 21, и это явный признак что президент Никсон настроен ударить по северо-вьетнамским войскам.

В отражении очередной американской агрессии руководство  ДРВ, опиралось на поддержку СССР. В беседе с послом ДРВ Во Тхук Донгом 12 апреля Л.И.Брежнев вновь подчеркнул, что КПСС, весь советский народ неуклонно следуют курсу интернациональной  солидарности с борющимся Вьетнамом, будут оказывать им и впредь помощь и поддержку.

Основной целью удара американцев, как и раньше, являлись северо-вьетнамские порты, и конечно самый главный из них Хайфон, через который шел основной поток снабжения. Прибывший в начале  марта 1972 г. с дружественным визитом во Вьетнам в составе делегации Министерства морского флота СССР министр Т.Б.Гуженко сказал, что в 1971 г. 340 советских судов доставили в ДРВ один миллион тонн грузов. И этот поток нарастал. В январе 1972 г. только из Одессы во Вьетнам было отправлено 60.000 тонн грузов, что на 20% было больше того же периода 1971 г. 

В первой четверти 1972 г., морской импорт в ДРВ поднялся  высоко до 580.000 тонн, включая 152.800 тонн нефтепродуктов.

Все понимали что американцы опять ударят по порту. Так когда в апреле в Хайфон после 40 суточного рейса прибыл черноморский сухогруз «Борис Лаврентев», руководство порта и агентство инфлота предупреждали, экипаж что возможны налеты американской авиации и обстрела порта кораблями США. Да и сами моряки это замечали, в эти дни участились учебные тревоги, по ночам в городе иногда соблюдалась светомаскировка.

 16 апреля американские корабли -  крейсер «Oklahoma City» и три эсминца «Buchanan» DDG-14, «Richard B. Anderson» DD-786, «Hamner» DD-718 обстреляли объекты на полуострове До Сон в районе Хайфона.

А самолёты нанесли бомбовые удары по порту Хайфон. В трех налетах на город приняли участие около 200 боевых самолетов США, включая тяжелые стратегические бомбардировщики «В-52». За время воздушной войны против ДРВ эти летающие крепости впервые приняли участие в бомбардировке города с большим населением. Бомбовым ударам подверглись все три района города. Впервые за несколько лет американская авиация бомбила и обстреливала порт и суда, стоящие у причалов. Первое нападение на город было совершено ночью, в 2.15. Оно продолжалось около двух часов. Бомбы сбрасывались на город. Вторая атака началась в 10 часов утра и длилась 60 минут, при этом бомбили район порта. Во время третьего налета, начавшегося в 15.15, бомбардировке были снова подвергнуты оба берега реки Кам, на котором стоит Хайфон. По данным комиссии по расследованию американских преступлений во Вьетнаме, в Хайфоне убито 47 и ранен 101 человек из числа гражданского населения города. Представители ДРВ заявили, что им при отражении налета на Хайфон  удалось сбить 10 американских самолетов, в том числе один «В-52».

Побывавшая в эти апрельские дни в Хайфоне болгарская писательница Блага Димитрова, описала увиденные последствия бомбардировок: «Машина медленно въезжает в город, словно пострадавший от ужасного землетрясения. Густонаселенные жилые кварталы превращены в груду развалин. Повсюду указатели: «Бомба замедленного действия». По городу еще разносятся взрывы. Там, где машина уже не может проехать, выходим. Вблизи опустошение производит еще более ужасное впечатление. Здесь были школы. Мы проходим мимо остатков трех больших школьных зданий. Далее - общежития рабочих. И они превращены в пепелища. Рыбоконсервный завод сравнен с землей. Ищу улицу Дьен-бьен-фу. Ни одного здания, на котором бы осталась табличка. Может быть, вот это и есть та самая улица, о которой я столько слышала от маленькой вьетнамской девочки? Ищу № 57, ищу садик с цветами, которые девочке когда-то поливала. Кое-где остались стены, выкорчеванные деревья. Вместо цветов - железные остатки какого-то снаряда, забившегося в землю. Под развалинами, наверное, лежат погребенными соседские ребятишки, о которых рассказывала девочка.

Но надо спешить. По радио звучит предупреждение: с юго-востока летят неприятельские самолеты. Вьетнамцы заставляют меня надеть тяжелую каску. Идем к пристани. Огромный склад разрушен. По причалу разбросаны мешки минеральных удобрений, горы мешков с пшеницей. Пахнет горелым зерном. Ветер черный, обугленный. Вагоны, груженные минеральными удобрениями, перемолоты бомбами. Пожарная машина, примчавшаяся гасить пожар, обстреляна. Вот огромный немецкий пароход «Гальберштадт» - прямое попадание в середину корпуса. Зияет черная глубокая язва. Английский корабль тоже пострадал. Белый советский корабль «Симферополь». Обстреляли и его. Есть раненые. Боцман при смерти.

Показывают мне уродливые новые бомбы: фугасную, бомбу-перфоратор, которая просверливает бетон, заходит глубоко в землю и взрывается прямо в убежище. И самое отвратительное новое изобретение: мельницеобразная бомба, снабженная термозарядом, который развивает температуру 1500-2000 градусов. Собственно, падает контейнер, в котором находится 247 бомб, каждая разрушает и сжигает. От пострадавших не остается ничего, кроме пепла. Новый фашистский крематорий.

На город сброшено 2900 бомб разных видов. Город обстрелял 7-й американский флот.

Жертвы еще не уточнены. Вся семья Чыонг Ван Хунга погибла. В семье Ле Ба - 7 мертвых. Тхи Хиен с двухлетним ребенком мертва. Оба тела обезображены. 22-летняя Нгуен Ван Лин страшно обезображена, похожа на обуглившийся рис. Больница полна раненых. Среди них много детей, женщин, стариков.

Город сейчас весь эвакуирован. Повсюду замки на воротах. Я не замечала раньше, что вьетнамские дома запираются. Их двери были всегда широко открыты. Дети всегда играли у порогов.

И все же в Хайфоне многолюдно. Здесь остались защитники города. Это они сбили десять самолетов, в том числе один «Б-52».

Если люди во всем мире останутся безучастными к этому злодеянию, они будут в ответе за тот день, когда и их города превратятся в опустошенный, словно тайфуном, Хайфон.»

В порту в это время находились советские суда, прибывшие с грузами из СССР так и находящиеся в чартере у Вьетфрахта. У причала под разгрузкой «Симферополь», «Борис Лавренев», «Самуил Маршак», «Селемджа» на рейде «Балашиха», «Муром», «Зея» и другие.

Теплоход «Зея» с ноября 1971 г. был во фрахте, в порт он пришел незадолго до бомбардировки выйдя 3 апреля из Сингапура с 400 тоннами каучука для Хайфона. Позже в мае 1972 г. в интервью иностранным корреспондентам в Сингапуре, капитан теплохода В.Белов сказал о бомбардировке 16 апреля: «Бомбы падали всюду. Я не могу понять почему американцы хотят бомбить советские грузовые суда».

В 2 часа 15 минут ночи 16 апреля вахтенные теплохода «Борис Лавренев»  услышали далекие разрывы и резкий вой судовых сирен. Немедленно сообщили капитану о воздушной тревоге. Объявили судовую тревогу. Из воспоминаний Владимира Ивановича Кодры с теплохода «Борис Лавренев»: «...Мощная взрывная волна достигла нашей надстройки, дыхнув жаром и пылью, преодолев пятикилометровый путь от взорвавшегося небольшого вьетнамского танкера с горючим, осветив окрестности Хайфона... Всю ночь сполохи пожаров, взрывы нефтебаков длили беду, принесенную американскими летчиками». За одну эту ночь были разбиты нефтебаза, цехи цементного завода, здание телеграфа, немало жилых кварталов. Всю ночь и весь день продолжались спасательные работы, не прекращалась эвакуация населения. Едва налет кончился, лавреневцы продолжили выгрузку судна, но он неоднократно прерывался в течение дня.

В судовом журнале, пришедшего на внешний рейд 15 апреля черноморского теплохода «Балашиха» (капитан Константин Иванович Тамбовский) почти сразу появились тревожные строки: «16 апреля. 10.00.  Массированный налет авиации самолетами типа «фантом» на порт Хайфон. Ведется обстрел бомбами и ракетами. В районе города видны черные клубы дыма. Экипаж собран во внутренних помещениях».

Из дневника токаря «Балашихи» В.Паевского: «10.00 - в сторону города пронеслось несколько «Фантомов». Над нами рвутся зенитные ракеты. В пяти милях левее судна, если смотреть в сторону берегов, появились четыре американских корабля - крейсер и три эсминца. Они вошли в восьмимильную прибрежную зону и открыли огонь по побережью.  Хорошо видны вспышки артиллерийских и ракетных залпов. Крейсер, выпустив несколько ракет, уходит, эсминцы идут в нашу сторону, продолжая вести огонь по островку Хан-Дау и полуострову До-Шон, прикрывающим вход в реку. В первые минуты обстрела 128-метровая высота полуострова покрывается вспышками разрывов,  затем, окутанная сплошным облаком пыли и дыма, исчезают из поля зрения. Вьетнамская береговая артиллерия ведет ответный огонь. Около кораблей - всплески падающих снарядов. Воздух наполняется ревом «Фантомов». Самолеты проходят слева и справа над нами парами, одиночками, группами по  20 и более машин. Правее нашего судна на огромной высоте появляются «Б-52», «Фантомы» над нами пускают ракеты. Их тоненькие ниточки дымного следа с горящими точками устремляются в сторону города. В небе - клубы разрывов вьетнамских зенитных ракет. Вокруг судна всплески от падающих ракетных осколков, достигающих иногда полуметровой величины. Один небольшой осколок падает на нашу грузовую палубу. В небе по-прежнему ревут «Фантомы». Их, может быть, сто, а может, и больше. Они делают по нескольку заходов, сосчитать их невозможно. Справа от нас «Фантом» с шлейфом дыма потянул в сторону моря. Подбит. Берег в стороне города давно закрыт тучами пыли и гари. Разрывы ракет, бомб, снарядов слились в сплошной грохот, давящий на ушные перепонки. Корабли закончив обстрел, развернулись и уходят в море. Постепенно исчезают «Фантомы», недолго еще слышатся взрывы на побережье. Налет длился 30 минут.

С «Балашихи» сообщают по радиотелефону: горит железнодорожный вокзал, порт и город. У «Симферополя» и «Бориса Лавренева» - повреждения от бомб, падавших на причалы, экипажи не пострадали.»

От бомб и осколков пострадали советские теплоходы «Симферополь» (1962 г., 9344 брт., ЧМП, капитан Толкач), «Борис Лавренев» (1967 г., 9907 брт., ЧМП, капитан С.В.Семенов), «Самуил Маршак» (1966 г., 10146 брт., ЧМП, капитан Луковенко), «Селемджа» (1966 г., 3361 брт., ДВМП, капитан В. А. Борисов), корабль торгового флота ГДР «Halberstadt» (1961 г., 9632 брт.). Осколками были повреждены корабль из Гонконга под британским флагом «Kinross» (1949 г., 5388 брт) и польское судно «Ludvig Solski».

Капитан теплохода «Борис Лавренев» докладывал: «В результате массированных бомбардировок судно получило множество повреждений и пробоин, в том числе в жилых помещениях. Только чудо спасло наших моряков. Несколько вьетнамских докеров, работавших на разгрузке теплохода, стали жертвами воздушного бандитизма». У судна были две пробоины в палубе полубака, две другие в правом борту, возле подшкиперского помещения. Поврежденной оказалась третья секция люкового закрытия трюма № 1. Осколком пробит планшир спасательной шлюпки № 2.

Аналогичная ситуация была и у других кораблей. Так, в корпусе «Симферополя» после бомбёжки оказалось 14 пробоин. Два вьетнамца, работавших в его трюме, погибли, и еще двое были ранены.  В результате  попадания ракеты в немецкое судно «Хальберштадт»  у него было два больших отверстия, поврежден руль, радар и радиорубка. Был легко ранен  один моряк.

В этих непростых условиях, наши моряки остались верны своему братскому долгу. На причале, в полусотне метров от судна, разгорелся большой пожар, с едким дымом горели горы выгруженных автопокрышек и ящики с запчастями. Капитан организовал спецгруппу, вооруженную судовыми средствами тушения. Приказал прежде всего обезопасить штабеля с  мочевиной и деревянный причал, к которым подбирался огонь. Трудно описать, какие усилия и какая самоотверженность понадобились морякам теплохода, чтобы вместе с вьетнамскими портовиками и пожарниками сбить бушевавший огонь. Городской комитет Партии трудящихся Вьетнама Хайфона сердечно поблагодарил капитана и весь экипаж за ликвидацию пожара, спасение груза, проявленные при этом мужество и отвагу.

Капитан «Балашихи» К.И.Тамбовский вспоминал: «Массированные воздушные налеты повторялись до десяти раз в сутки. Мы прежде всего приняли все меры для обеспечения безопасности людей. Во время налетов на мостике находились вахтенный штурман, начальник рации и вахтенный матрос. Ну, и капитан, конечно. Все остальные члены экипажа должны были по сигналу тревоги уходить вниз. Организовали наблюдение за воздухом, все работы вели только в касках.

Все эти меры, конечно, несколько уменьшали риск, но никак не исключали его. При массовых бомбовых ударах по береговым сооружениям и акватории порта от близких разрывов бомб, от осколков кипела вода. Когда  начались пожары в порту, наши моряки бросились на помощь вьетнамцам.

В той обстановке, конечно, приходилось рисковать. И люди выполняли свой долг просто, мужественно, самоотверженно. У нас ведь средний возраст - меньше тридцати, судно комсомольско-молодежное. И ребята вели себя героически. Едва смолкали взрывы, как экипаж судна выходил помогать вьетнамским портовикам. Вместе с ними расчищали заваленные причалы, растаскивали горящие грузы, спасали их из огня. В том же ритме жили стоящие рядом советские суда.»

Нанесение повреждений судам было случайным, они попали под «раздачу» в ходе удара по порту. Так было с немецким судном «Halberstadt». Военно-морские подразделения ДРВ вместе с силами ПВО участвовали в отражении налетов авиации на Хайфон. В 2.30 патрульные суда «Т-215», «Т-219» (тип Shanghai, пр. 062), «Т-130» (тип Swatow) и противолодочный катер «Т-229» (тип  SO-1, пр. 201М) встретили огнем американские самолеты, выдержав бой с ними.  Вьетнамские моряки участвовали и в отражении двух других налетов в этот день, именно тогда в ходе третьего и пострадало немецкое судно. 

Сухогруз «Halberstadt» стоял пришвартованный у причала, впереди него был польский корабль «Ludvig Solski», а позади теплоход «Kinross» под британским флагом из Гонконга. Рядом с ним располагался вьетнамский катер, который вел огонь из своей 25-мм пушки по самолетам. Американский пилот в ответ выпустил по нему две 105-мм ракеты, первая поразила расчет орудия, на катере заставив его замолчать, а вторая попала в немецкое судно в районе люка № 4. Вьетнамский катер был охвачен огнем, и существовала вероятность взрыва на нем боеприпасов, что могло нанести теплоходу новые повреждения. Поэтому вьетнамцы поставили между кораблем и катером плавучий кран. Немецкие моряки вместе с вьетнамцами принимали участие в тушении катера из пожарных рукавов через кран. На «Halberstadt» экипаж  потом насчитал  до 200 дырок и пробоин в основном от осколков. 

16 апреля в МИД СССР был приглашен посол США в СССР Дж. Бим, там заместитель министра иностранных дел СССР Ковалев, сделал ему следующее заявление:

«16 апреля с. г. во время налета американской авиации на Хайфон в результате бомбардировки и обстрела порта находящиеся там советские торговые суда «Симферополь», «Борис Лавренев», «Самуил Маршак», «Селемджа» получили повреждения - многочисленные пробоины, в том числе в жилых помещениях экипажей. Под угрозой оказались жизнь и безопасность советских моряков. Имеются убитые и раненые среди рабочих порта, производивших грузовые операции на борту советских судов.

Эти разбойничьи действия американской авиации являются грубым нарушением общепризнанных норм международного нрава и свободы судоходства. Правительство США несет всю полноту ответственности за эти провокационные действия американских вооруженных сил и возможные опасные последствия таких действий.

Министерство иностранных дел СССР по поручению Советского правительства заявляет протест правительству США по поводу преступного акта против советских торговых судов в порту Хайфон и настаивает на незамедлительном принятии американскими властями строгих мер к недопущению подобных провокаций в будущем».

Протест был подкреплен и «Заявлением ТАСС», в котором в частности  говорилось: «В Советском Союзе решительно требуют прекращения американских бомбардировок… ТАСС уполномочен заявить, что в советских руководящих кругах внимательно следят за развитием обстановки в связи с новыми актами агрессии СЩА во Вьетнаме».

Американский ответ на советский протест был стандартным:

1. Предпринятые действия ограничивались воздушными ударами по  военными целям, используемыми в прямой поддержке агрессии против Южного Вьетнама. Следовательно, воздушные удары не были нацелены или предназначены, чтобы затронуть третьи лица, и были приняты все предосторожности, чтобы не допустить этого.

2. Если повреждение отгрузки фактически произошло, это могло быть результатом зенитного огня северо-вьетнамской стороны.

3. Если повреждение международной отгрузки в  Хайфоне было произведено артиллерией, стреляющей по американским самолетам, то это прискорбно.

4. В последние недели, северо-вьетнамские силы начали массивные вторжения через демилитаризированную зону и из пунктов в Лаосе и Камбодже против Южного Вьетнама. Страны, которые поставляют наступательное вооружение Северному Вьетнаму, и позволяют ему осуществлять вторжение в Южный Вьетнам, несут за это ответственность.

5. Однако, советское правительство может быть уверенно, что американские власти продолжат прилагать все усилия, чтобы избежать любого повреждения международной отгрузки.

В Белом Доме считали, что все только заявлениями и ограничится, в принципе они не ошиблись. Хотя сообщение о выходе в конце апреля из Владивостока в южном направлении двух минных тральщиков, заставило американцев поволноваться. Ибо это могло означать, что Советский Союз готов  противодействовать ходившим планам по минированию портов ДРВ. И как рассказывают  моряки подготовка к такому развитию событий явно шла. Служивший на базовых тральщиках ТОФ  Анатолий Иосифович Караник вспоминал: «Я не попал сразу в Бангладеш, потому что я после призыва, без учебки я начал службу на БТ-721 в бухте Чажма. Весной, то есть в апреле, наш БТ-721 и ещё один тральщик стали готовить во Вьетнам, для траления бухты Хайфон. Мы сменили вооружение, получили тропический паёк на два месяца, но через три месяца пришёл отбой.»  721 это бортовой номер тральщика.

 Вскоре все успокоилось, так как никакие советские боевые корабли в порты Северного Вьетнама не шли. А замеченные в апреле 1972 г. тральщики, были второй парой базовых тральщиков пр.257ДМ (по классификации НАТО ) «БТ-277» бортовой номер 738, командир корабля - капитан-лейтенант Валерий Николаевич Лебедев и «БТ-279» бортовой номер 739, командир корабля - капитан-лейтенант Евгений Алексович Миляускас, вышедшие 8 апреля 1972 г. из Владивостока на буксире для проведения разминирования подходов к порту Читтагонг в Бангладеш.

Не обошли американцы и своих. 16 апреля 1972 г. у Хайфона, в северной части Тонкинского залива, в 5 милях от побережья, американский палубный штурмовик противорадиолокационной ракетой “Шрайк” атаковал фрегат УРО «Worden» DLG-18, который приближался к берегу для поддержки огнем сухопутных войск. Причина атаки неясна, видимо, произошел сбой в системе опознавания или ошибка в целеуказании. Ракета взорвалась на высоте 25-30 м прямо над кораблем. Град осколков боевой части и корпуса ракеты осыпал фрегат, погиб один моряк и еще девять были ранены. На корабле начались короткие замыкания, сработала защита. Большая часть приборов и механизмов была обесточена. Беспомощный корабль около получаса дрейфовал в сторону берега. Раненые были переброшены вертолетом на вертолетоносец «Tripoli» LPH-10. «Worden» десять дней находился в ремонте. Когда он был введен в строй, его боевые возможности, как считал командир корабля, снизились примерно на 60% от предусмотренных проектом и могли быть восстановлены только после продолжительного ремонта на судоверфи.

17 апреля еще один корабль ракетный эсминец «Buchanan» DDG-14 был поврежден огнем береговой артиллерии вьетнамской Народной Армии, когда он вел обстрел позиций у полуострова До Сон. В эсминец попал один снаряд, который пробив надстройку, взорвался. Был убит один и ранено 7 человек. Корабль получил незначительные повреждении, тем не менее, 18 апреля ушел в Дананг для ремонта повреждений.

19 апреля пара северо-вьетнамских МиГ-17Ф (ведущий - известный ас Нгуен Ван Бай, ведомый - Ли Ксван Ди) атаковала два американских корабля, обстреливавших береговые батареи недалеко от Донг Хой. Один из кораблей получил повреждения от попадания 250-кг бомбы. Это была первая со времени второй мировой войны воздушная атака на корабли 7-го флота США.

Командование ВВС ДРВ в 1971 г. приняло решение подготовить группу летчиков для выполнения специальных задач. Десять летчиков из 923 полка отобрали для обучения нанесению ударов по кораблям. Руководил подготовкой кубинский военный советник, которого все звали «Эрнесто». К марту 1972 г. шесть летчиков были готовы атаковать военные корабли американского флота. Параллельно с обучением летного состава силами 28-й технической бригады велось строительство секретной авиабазы Гат в провинции Куангбинь. В рамках подготовки предстоящей операции в устье реки Ньятли развернули 403-ю радиолокационную роту, которая отслеживала перемещения кораблей США вблизи побережья Северного Вьетнама.

В 15 ч 45 мин. 18 апреля 1972 г. Ле Хонг Диеп и Та Ди из 923-го полка оторвали свои МиГ-17 от полосы аэродрома Кип. Перелет в Гат проходил с двумя промежуточными посадками в Гиалам и Вине. В Гате самолёты быстро замаскировали. Вечером того же дня, между 23.00 и 23.50, вьетнамская РЛС обнаружила американские корабли в 10-15 км от побережья на траверзе деревни Куангха. Нгуен Ван Бай хорошо запомнил этот день:

- Утром мой командир, Ли Ксуан Ди и я заняли места в кабинах МиГ-17, мы были готовы к атаке. В 9 ч 30 мин расчет РЛС 403-й радиолокационной роты засек четыре корабля в 40 км от Литхай и три корабли в 80 км от устья реки Сот. Стоял туман, поэтому мы не могли взлететь. К полудню расчет РЛС проинформировал наше командование о том, что корабли ушли на юг, однако две «посудины» остались на прежнем месте. К 15.00 четыре корабля подошли к берегу в районе Лихоа на расстояние 15 км, еще два корабля находились в семи километрах от Куангтрача, еще три - в 18 км от Лихоа. Новую группу морских целей обнаружили в 16.00 в 16 км от Ньятли.

В 16.05 мы получили приказ на взлет. Наши МиГ-17 под руководством инженера Труонг Кхань Чау были специально подготовлены к выполнению задания на сброс бомб. После взлета мы взяли курс на высоту 280, расположенную в десяти километрах от берега. После пролета высоты мы развернулись вправо. Пролетая над Лихоа, мы увидели дымки кораблей, видимо, они обстреливали побережье. Ли Ксуан Ди передал на КП о том, что он наблюдает два корабля прямо по курсу на удалении 10-12 км. С земли ответили: «Атаковать!»

Над морем командир развернулся влево в направлении эсминца «Хайгби» (DD-806 «Higbee»), увеличив скорость 800 км/ч. Когда до цели оставалось 750 м, Ди сбросил бомбы. Обе 250-кг бомбы попали в эсминец. Ли Ксуан Ди доложил на КП о поражении цели, в 16.18 его МиГ-17 уже приземлился на аэродроме Гат. Посадочная скорость была слишком велика - самолёт выкатился за пределы полосы. К счастью, ни летчик, ни МиГ не пострадали.

Пока Ди атаковал «свой» эсминец, я обнаружил два корабля северо-западнее устья реки Динь. Они находились так близко, что у меня не оставалось времени точно построить заход в точку сброса бомб, я проскочил их. Атаковать пришлось со второго захода, бомбы я сбросил в 750 м от кораблей. Ли Ксуан Ди запросил меня по радио: «Порядок?» Я ответил: «Не видел». На самом деле, я был уверен, что промахнулся. Я приземлился в 16.22. На море хорошо был виден столб черного дыма высотой 30 м, в дыму проблескивали языки пламени.

Вся атака заняла 17 минут. Вьетнамские летчики сбросили четыре бомбы, осколки которых ранили четырех моряков. Надстройка эсминца «Higbee» DD-806 получила сильные разрушения, кормовая двухорудийная башня была практически уничтожена. Флагманский корабль 7-го флота «Oklahoma City» CLG-5 получил не столь значительные повреждения.

Американская пресса живо отреагировала на атаку кораблей 7-го флота. Выходившая в Лонг-Биче, шт. Калифорния, газета «The Daily Independent» писала: «...Северовьетнамские МиГи, торпедные катера и береговые батареи в среду нанесли удар по эсминцам американского флота, действовавшим недалеко от побережья ДРВ. Командование сообщило, что при отражении ударов удалось сбить один самолёт и потопить два торпедных катера. Один МиГ сбросил 250-фунтовую (на самом деле 250-кг) бомбу на кормовую часть палубы эсминца «Хайгби», приписанного к военно-морской базе Лонг-Бич. В результате взрыва бомбы было ранено трое моряков и разрушена кормовая 5-дюймовая артиллерийская установка. Представители командования также сообщили, что повреждения от огня береговой артиллерии получил крейсер «Оклахома Сити». В момент воздушной атаки американские корабли вели обстрел побережья. Атака торпедных катеров была отбита артиллерийским огнем фрегата УРО DLG-31 «Стиритт»...»

На действия МиГов американцы ответили ударом 19 апреля по Донгханю и бомбёжкой аэродрома Винь. Через несколько дней американские летчики обнаружили аэродром Гат, группа из 30 самолётов нанесла удар по секретной базе. В результате налета один МиГ-17 получил повреждения.

Начатые бомбёжки не привели к остановке снабжения. В конце апреля 1972 г.  Пентагон сообщил, что Советский Союз в последние дни удвоил число судов, транспортирующих оружие, боеприпасы и бензин к Северному Вьетнаму. И если за месяц до начала Пасхального наступления Вьетконга в порт в среднем прибывало по 12 сухогрузов и танкеров, то в апреле уже  их приходит больше двух дюжин. 

Пентагон как обычно сгустил краски, акцентируя внимание на вооружении. Как и прежде  подавляющую массу груза на советских судах составляли гражданские грузы. На морской дороге продолжали ежедневно работать свыше полутора десятков судов Дальневосточного пароходства. Так в апреле в Хайфонском порту выгружали муку теплоходы «Селемджа», «Невер» и «Лазарев», во Вьетнаме грузился углем теплоход «Тетюхе», на подходе к Хайфону были «Туруханск», «Гриша Акопян» и «Уссури». От тихоокеанцев не отставали и моряки других пароходств. Сразу после известия о бомбёжке наших судов в Хайфоне моряки черноморского теплохода «Лениногорск», принимавшего грузы для ДРВ, заявили: «Мы сделаем все, чтобы доставить этот груз в Хайфон в полной сохранности». Американцы внимательно отслеживали суда и грузы, идущие в ДРВ. 19 апреля 1972 г. корабль американского флота сфотографировал советское грузовое судно, направляющегося в Хайфон с предельной нагрузкой, включая палубный груз -  грузовики ЗиЛ-130 и самосвалы ЗиЛ-555.

3 мая, утром из порта вышли теплоходы «Симферополь» и «Борис Лаврентьев», «Балашиху» и «Муром» поставили на их место. 4 мая начали разгрузку.

При этом северо-вьетнамское руководство продолжало использовать корабли нейтральных стран для защиты своих гаваней. Возросшее в два раза количество судов в Хайфонском порту в конце апреля 1972 г., представители Пентагона интерпретировали также: «…забивая Хайфон встающими на якорь судами, под российским флагом, они хотят запретить нам наносить удары по порту снова из страха удара по их судам  Так и было, в начале мая 1972 г. Хайфон покинуло восточно-германское судно «Halberstadt» получившее повреждение при бомбежках 16 апреля и слегка подлатанное. Его место у причала сразу заняло другое торговое судно ГДР «Frieden», так как согласно тайной договоренности между вьетнамцами и немцами, они выпускали «Halberstadt» только тогда, когда «Frieden» занимал его место. Это была обычная тактика вьетнамцев, они хотели держать в Хайфоне как можно больше иностранных судов, как щит, от возможного целенаправленного уничтожения порта авиацией США. В дальнейшем в день начала минно-заградительной операции США против ДРВ «Halberstadt» прибыл в Сингапур для ремонта. Ремонт был осуществлен за счет США, после ноты ГДР, правительство США извинилось за инцидент и оплатило ремонт. После этого он отправился домой и прибыл в Росток 8 августа 1972 г., все члены экипажа были награждены. Пароходство оценило риск моряков более скромно. Уже после ремонта экипаж получил радиограмму: «Военная надбавка для каждого члена экипажа 500 марок». Но и из этих денег моряков заставили «добровольно-принудительно» выделить часть средств в фонд помощи ДРВ. Позже газета сообщала, состав грузового судна ГДР «Halberstadt», которое было повреждено несколько недель назад в гавани Хайфона ракетой американских воздушных пиратов, снова подтвердил свою солидарность с борющимся за свободу вьетнамским народом. Они перевели сумму в размере 1700 марок на счет фонда.

27 апреля возобновляются мирные переговоры в Париже, но уже 2 мая переговоры между США и ДРВ зашли в тупик. За это американцы винили ДРВ, так как 1 мая части Вьетконга при поддержке Вьетнамской народной армии заняли важный город Куангчи и взяли под контроль одноименную провинцию и переключились на Хюэ и провинцию Тхуа-Тхиен. На центральном фронте патриоты окружили город Контум, а на северном - Ан-Лок, ситуация висела на волоске. Американцы что бы изменить ее прибегли к испытанному приему, силовым действиям.

3 мая 1972 г.  Соединенные Штаты сообщили советскому лидеру Леониду Брежневу об их намерении военной силой ответить на недопустимые северо-вьетнамские требования на переговорах и их силовые действия на юге. Советский посол в США Анатолий Федорович Добрынин вспоминал: «В начале мая, за три недели до встречи в верхах, проходил оживленный обмен посланиями между Брежневым и Никсоном. Брежнев призывал Никсона к сдержанности во Вьетнаме: „События там влияют и на советско-американские отношения".

Киссинджер (советник президента США по делам национальной безопасности) высказал в этой связи, в общем-то, справедливое мнение президента о том, что Ханой всячески стремится использовать факт предстоящей встречи в верхах в Москве для достижения своих собственных, в первую очередь военных, целей в ЮВА. Северовьетнамцы в этом плане провоцируют одновременно и Москву, и Вашингтон. „Конечно, жаль, если эти их усилия увенчаются успехом"…

…Через день президент информировал Брежнева о результатах переговоров с северовьетнамцами: „итог крайне разочаровывающий". Киссинджер сказал, что Ле Дык Тхо прямо заявил ему, что президент Никсон должен отказаться от всякого обсуждения вьетнамских дел с Москвой и вести его только с представителями ДРВ. „Северовьетнамец вообще вел себя вызывающе, как победитель", - сказал он. Чувствовалось, что в Белом доме явно „заведены", как полной неудачей встречи с Ле Дык Тхо, так и продолжающимся наступлением северовьетнамцев в Южном Вьетнаме.»

6 мая, за два дня до начала минирования гаваней ДРВ и массированных бомбардировок, Брежнев в ответном послании сообщил что, СССР считает планируемые американцами действия необоснованными, и что Ханой желает искать политическое урегулирование. Он так же намекнул о возможных серьезных последствиях для советско-американских отношений, если запланированные военные действия будут осуществлены. Но он не предложил своей помощи для договоренности о мире.

Посол СССР в США А.Ф.Добрынин вспоминал: «6 мая Брежнев вновь направил Никсону послание по вьетнамским делам. В этой связи Киссинджер сказал: „Можно констатировать, что наш обмен посланиями по Вьетнаму не сдвинул дела ни на сантиметр. У нас нет в этой связи каких-либо претензий к советской стороне. США будут продолжать делать все, чтобы встреча на высшем уровне состоялась и закончилась успешно. Однако мы вынуждены будем действовать по Вьетнаму так, как этого требуют от нас военные и политические обстоятельства".

По его признанию, США обсуждали вьетнамские события и с китайцами. Последние, отметил он, заявили, что в нынешних военных действиях во Вьетнаме заинтересован не Пекин, а Москва, чтобы оказать на Никсона Давление и взамен добиться на встрече на высшем уровне уступки в Европе" и на Ближнем Востоке.»

Для увеличения военного давления США стянули к берегам Индокитая в апреле 1972 г. 47 боевых кораблей, в том числе 6 авианосцев - это наибольшее количество после эскалации действий в 1968 и 1969 гг., когда там находилось 30-40 боевых американских кораблей.

Атаки становились все массированнее и задевали суда других стран, нарушая свободу судоходства. 6, 7 и 8 мая два китайских судна были атакованы американцами около островов Hon Ngu. В результате были раненые среди китайской команды и вьетнамских рабочих на борту судов. Были потери и среди вьетнамских судов. Китайские представители заявили протест. Американцы отвечали, что были атакованы северо-вьетнамские суда, которые брали груз с китайских кораблей и доставляли его на берег, в ходе удара по ним и пострадали китайские суда. Но и этого было мало.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.