На Главную.

 

Розин Александр.

 

1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

 

 

11. Закупоренная гавань.

 

12 мая 1972 г. гавань Хайфона оказалась заблокирована взведенными американскими минами, войти и выйти оттуда морские суда не могли без риска подорваться.

В ночной передаче 13 мая  Московское радио объявило, что восемь советских грузовых судов находятся в рейсе из черноморских портов в Северный Вьетнам. В радиопередаче подчеркивалось, что эти суда не транспортируют  оружие, а их груз состоит из «удобрений, сельскохозяйственных машин, продовольствия, одежды и медикаментов.» Одной из целей радиопередачи, вероятно, был сигнал Вашингтону не препятствовать движению судов и не вынуждать  советское руководство отменять визит Никсона или использовать некоторые другие силовые действия. Но при этом, эта передача косвенно признавала американскую блокаду  военных грузов и таким образом поощряла администрацию Никсона начать рассмотрение последующих действий.

13 и 14 мая  премьер Госсовета КНР  Чжоу Эньлай и вьетнамский министр иностранных дел провели переговоры, обсуждая возможность организации транспортировки  грузов. Чжоу Эньлай обещал восстановить железную дорогу, открыть на море скрытный маршрут, организовать доставку топлива, продовольствия, убрать мины.

15 мая  военное ведомство США заявило, что три американских крейсера, принимавших участие в минировании доступов в порты ДРВ, покинули Тонкинский залив и направились на юг. Из Сайгона сообщили, что, помимо трех крейсеров, оттуда же ушли на юг девять эсминцев. Как отмечала американская печать, в Тонкинском заливе установилось «относительное затишье». Газета «Нью-Йорк таймс» указывает, что иностранные суда, находящиеся в Хайфонском порту, завершают разгрузку, «по-видимому, без помех со стороны американских самолетов или военных кораблей».

16 мая 1972 г. Пентагон сообщил, что половина из 25 иностранных судов (из них 13 советских), шедших в порты ДРВ с 150.000 тоннами груза, изменили курс. Часть из них направилась в китайские порты Pakhoi и Tamhsien, где грузы будут перегружены и по железной дороге переправлены в Северный Вьетнам. Однако,  13 торговых судов, продолжали идти к Хайфону. Пять советских теплоходов, два восточногерманских судна, четыре польских, одно болгарское и одно судно под британским флагом из Гонконга. Американские представители утверждали, что советские суда подойдут  в район Хайфона в течение  24 - 48 часов, если они не изменят  свой курс. 

Из дневника токаря «Балашихи» В.Паевского: «18 мая. Берег дышит ароматом цветущих деревьев с примесью гари. Ярко горят электрические фонари. В порту кипит работа. Суда разгружаются.

00.30 начали выгрузку медикаментов из первого трюма.

Утро. С борта судна виден разрушенный склад. В нем было продовольствие. Рядом на причале гора обгоревших автомобильных скатов и разбитые ящики с электроводяными насосами для рисовых полей. Недалеко, за складами, - разбитые здания. У нашего правого борта стоит небольшой вьетнамский сухогруз. На него попал контейнер с шариковыми бомбами. Корпусы бомб разбросаны по всему судну. Палуба и надстройки пробиты осколками. Небольшие бомбы начинены стальными звездочками, похожими на малые шестерни будильника,  только с более длинными зубьями. Такая начинка при попадании в человека приносит страшные увечья. Варвары, с электронной техникой в руках!

12.30. Тревога. Вьетнамские докеры бросают работы и укрываются в коридорах судна. Около 20 «Фантомов» бомбят город, цементный завод и переправу. Цементный завод от нас в метрах 800, переправа немного ближе. По самолетам ведет огонь зенитная артиллерия и ракетчики. Вокруг стоит сплошной грохот от выстрелов и разрывов. Падают осколки.

16.30. Снова налет американской авиации. Зенитная батарея, стоящая за рекой, сбила один «Фантом». Горя и кувыркаясь, он устремился к земле и упал около гор. Второй самолет сбит прямым попаданием ракеты. «Мичурин», стоящий в фарватере, сообщает, что к берегу дважды подходили корабли и обстреливали полуостров. В 100 метрах от первого причала, мы стоим на третьем, упало несколько бомб. Итог дня: сбито над Хайфоном 3 самолета, над Ханоем - 5.»

Но минные поля у северо-вьетнамских гаваней вынуждали суда, шедшие туда, менять конечный пункт маршрута. 17 мая американцы  подтвердили, что из пяти советских грузовых судов продолжавших движение после приведения мин на боевой взвод, три были отклонены к другим портам, а 18 мая и  последние два советских судна  были направлены в  другие порты. 

Москва постаралась найти обходные пути для доставки грузов в ДРВ. После начала минно-заградительной операции в мае 1972 г. А.Н.Косыгин направил письмо Чжоу Эньлаю с просьбой разрешить советским судам разгружать грузы для ДРВ в китайских портах, а затем их перевозить по суше во Вьетнам. Но китайцы 20 мая отказались открыть порты для советских кораблей.

Как сказал в конце мая 1972 г. во время встречи с прибывшим из США первым заместителем главы компартии США Моррисом  Чайлдсом (по совместительству с 1952 г. агент ФБР) бессменный заведующий Отделом по связям с иностранными коммунистическими партиями, кандидат в члены Политбюро Борис Николаевич Пономарёв: «Когда началась блокада, многие советские суда были на пути в Хайфон.   Мы   просили   китайцев   разрешения   на   стоянку   в   Вон-Понче.   

Китайцы отказали и заявили, что они должны плыть в Хайфон. Китайцы хотели вызвать столкновение Советского Союза с Америкой, хотели, чтобы  мы  начали войну против Соединенных Штатов.»

Советские теплоходы, шедшие из черноморских портов были направлены в Находку и Владивосток, где и были разгружены. Так вышедший в конце марта 1972 г. из  порта Туапсе танкер «Славгород» уже в конце маршрута получил известие, что подходы к порту Хайфон заминированы, что делало  невозможным заход судна в этот порт. Танкер проследовал в порт Находка, где груз был выгружен, но имел место простой танкера.

Часть судов из восточно-европейских стран вместо ДРВ направилось  в Гонконг, так 19 мая туда направились 2 восточногерманских корабля «Gera» (6759 тонн) и «Heinz Eapelle» (5242 тонн) вышедшие из Ростока (ГДР) и  болгарское судно «Gotze Deltchev» (5807 тонн) вышедшее из Варны (НРБ), в качестве палубного груза имевшие грузовики.  

 29 мая журналист агентства France Presse сообщил что «необычно хорошо осведомленный дипломатический источник» в Пекине сказал, что  3 польских судна несшие груз в Хайфон разгрузились в китайском порту Chanchiang который находится в 300 милях от Хайфона. Операцию провели  в рамках польско-китайской судоходной компании, которая существовала до минирования портов Северного Вьетнама. По сообщению журналиста оттуда груз может быть переброшен в ДРВ либо по железной дороге, либо на небольших траулерах вдоль берега.

В середине мая 1972 г. достоянием гласности стала еще одна причина минирования северо-вьетнамских портов. 16 мая “Washington Evening Star” процитировала Никсона, заявившего что «минирование будет продолжаться, пока военнопленные не будут освобождены» (“the mines will go when the POWs (Prisoners of War) are free.”) Как потом и оказалось вопрос об освобождении военнопленных американцев был увязан с началом операции по разминированию после подписания мирных договоренностей.

18 мая авианосец «Saratoga» CV-60 начинает боевые операции на Станции Янки, увеличивая  численность авианосцев в составе Task Force 77 действующих в Тонкинском заливе до шести.

22 мая в Москву с официальным визитом прибыл Президент Соединённых Штатов Америки Ричард М. Никсон. Подготовка его визита сопровождалась вьетнамской стороной активным информационным наступлением. 18 мая вьетнамские представители распространили заявление, что грузовое судно из ГДР «Frieden» прошло в гавань Хайфона, несмотря на мины и приступило к разгрузке. Это был классический вариант «правдивой лжи», без сомнения тогда теплоход «Frieden» встал на разгрузку к причалу, но корабль прибыл на внешний рейд  Хайфона еще 7 апреля, в рейс вышло 10 января. В первых числах мая до минирования «Frieden» вошел в порт и сменил поврежденное 16 апреля восточногерманское судно «Halberstadt» которое отправилось домой.

19 мая Ханой сообщил, что болгарскому грузовому судну «Tzanko Tzerkovski» (бывшее норвежское «Lidvard», 4825 тонн), было приказано бросить вызов американским минам. 17 мая корабль получил приказ получить груз и отправиться из Болгарии в Северный Вьетнам.

При этом успевшие уйти из заминированных портов суда, включались в информационную борьбу. 20 мая капитан теплохода «Зея» Виталий Белов в Сингапуре заявил корреспондентам английской и двух китайских газет, что он на своем 1200 тонном теплоходе покинул гавань Хайфона «без проблем» 13 мая, в то время как  Соединенными Штатами было заявлено, что мины были активизированы 11 мая. Как сказал капитан «Было время, когда мы приблизились к американским канонерским лодкам, но ничто не случилось». Ночью 20 мая «Зея» покинула  Сингапура прежде, чем  сообщения ее капитана могли быть проверены корреспондентами. Косвенно сообщения капитана были подтверждены агентом  судна в Сингапуре -  C.Y. Tan.  C.Y. Tan  являвшийся представителем компании Guan Guan Shipping, Ltd., сказал, что отчеты компании показали, что судно ушло из Хайфона 13 мая. Министерство обороны США 22 мая выступило с опровержением этого сообщения. Представитель Пентагона, Джерри В. Фридхеим (Jerry W. Friedheim) сказал репортерам, что судно «не было в пределах минного поля, когда минное поле было активизировано.» И те и другие были не совсем точны, «Зею» время «икс» - 21.00, когда мины должны быть поставлены на боевой взвод, застигло в пути к нулевому бую в Тонкинском заливе. Полчаса теплоход шел  по минному полю после времени активации мин.

21 мая накануне прибытия в Москву руководство ДРВ постаралось привлечь внимание советского руководства к американской бомбардировке советских судов в северо-вьетнамских портах. Вьетнамское агентство печати сообщило о посмертном награждении «Орденом Труда I степени» советского боцмана с судна «Гриша Акопан» -  Зотова Юрия Сергеевича, убитого 10 мая в гавани Камфа бомбой. В новостях транслировались интервью с членами команды «Гриши Акопяна» в котором они осудили "империалистов" США.  Член экипажа Валентина Власова утверждала, что американцы специально попытались убить членов команды, используя против судна шариковые бомбы. Другой член команды Эдуард Коновалов заявил «мы скоро уедем домой, но в случае необходимости мы готовы возвратиться, отправляя помощь людям братского Вьетнама.» Ежедневная газета компартии “Nhan Dan” на первой полосе разместила статью посвященную награждению погибшего советского моряка. Статья называлась  "Благородные Чувства Интернационалиста" в ней  расточались похвалы Советскому Союзу за оказанную в прошлом помощь. Это делалось для того что бы приостановить сближение СССР с США и добиться что бы Советский Союз продолжил свои усилия по оказанию помощи несмотря на американскую блокаду.

22-30 мая 1972 г. состоялся визит президента Никсона в СССР. Надо сказать, что американская делегация с момента прилета была не совсем уверена, как поведет себя Брежнев, опасаясь, как бы он не отчитал Никсона за бомбардировку Вьетнама, поставив его в неловкое положение, а может быть, и всю встречу под угрозу (как это было в свое время при встрече Эйзенхауэра с Хрущевым в Париже). Эта озабоченность американцев чувствовалась во время первой беседы Никсона с Брежневым, которая проходила наедине в течение более часа. Настороженно вели себя и Роджерс, и отчасти Киссинджер, которые в соседнем зале спрашивали у советских участников, о чем говорил Брежнев Никсону. Однако распространенные среди американцев опасения не оправдались. Разговор прошел в хорошем ключе, открыв дорогу к дальнейшим успешным переговорам. Встреча в целом оказалась значительным событием в советско-американских отношениях. Она продемонстрировала взаимное стремление руководителей СССР и США начать процесс разрядки между обеими странами. Сама по себе встреча в верхах становилась базой для дальнейшего развития их отношений.

24 мая, выступая на брифинге, командующий 7-м флотом адмирал Уильям П. Макинтош (William P. Mack), сказал, что минирование северо-вьетнамских гаваней и речных портов приостановило поставку всех военных грузов в ДРВ через них. Американские корабли, находящиеся в Тонкинском заливе, предупреждают идущие к берегам Северного Вьетнама корабли об угрозе подрыва на поставленных минах, в течение последних дней они предупредили до пяти торговых судов, которые после этого изменили свой маршрут. Ни одно судно не вошло в порты после активации мин, хотя вьетнамские власти неоднократно требовали это от капитанов идущих судов. При этом командующий отрицал, что американские военные корабли были вовлечены в блокаду, так как они не имели никаких распоряжений остановить суда или захватить их.

В тот же день главнокомандующий американским Тихоокеанским Флотом адмирал Бернард А. Кларей (Bernard A. Clarey), комментируя факт присутствия советских кораблей, сказал, что любая их конфронтация с судами 7-го флота "маловероятна", и у них нет особой тревоги, хотя осторожность не повредит. «Они имеют право находиться в международных водах», но, как он подчеркнул, за ними ведется тщательное наблюдение с самолётов. Тем не менее, присутствие советских кораблей явно раздражало американцев и, воспользовавшись визитом в Москву, американские представители подняли вопрос о развертывании подводных лодок, заявив, что их присутствие вблизи зоны боевых действий во Вьетнаме является провокационным и чрезвычайно опасным.

В свою очередь 24 мая советские представители на встрече в Кремле с американцами подняли вопрос о непрекращающихся бомбардировках северо-вьетнамских портов, где под угрозу ставятся советские суда. И на случайность эти «ошибки» мало похожи, тем более, что в сообщении министра обороны США от 23 мая 1972 г. подчеркивалось, что палубные штурмовики применяют современные телеуправляемые и наводимые лазерным лучом авиабомбы.  Председатель Совета министров А.Н.Косыгин сообщил о полученной им сегодня около 14:00 от министра морского флота информации о новых фактах бомбардировок, происходивших рядом с нашими кораблями. Одна американская бомба упала на расстоянии в 120 метров от советского судна, в другом случае бомба упала в 350 метрах и в 500 метрах от другого. Суммируя сообщение, он сказал что фактически «ваши самолёты бомбят рядом с нашими судами, и это в то время когда вы находитесь в Москве на переговорах с нами». Никсон обещал разобраться и остановить бомбёжки. 25 мая Киссинджер отдал распоряжение запретить бомбардировки в пределах пятимильного радиуса от Хайфона, пока президент не вернется в США.

Вопрос о Вьетнаме на пленарных заседаниях практически не обсуждался. Чтобы не портить общий деловой настрой переговоров, на Политбюро было решено организовать для Никсона ужин на загородной даче в узком кругу (Брежнев, Косыгин, Подгорный, даже без Громыко). Во время этой неофициальной встречи Никсон подвергся активной „проработке", о чем был впоследствии информирован и Ханой. Ни о чем, разумеется, не договорились, но наша совесть перед вьетнамцами была чиста.

Тем более что советская сторона решительно подтвердила свою неизменную солидарность с патриотами Индокитая. Эта позиция была отражена в советском коммюнике по итогам визита: «Твердо поддерживая предложения ДРВ и РЮВ, являющиеся реальной и конструктивной основой урегулирования вьетнамской проблемы, Советский Союз выступает за прекращение бомбардировок ДРВ, за полный и безусловный вывод из Южного Вьетнама войск США и их союзников, за то, чтобы народы Индокитая имели возможность сами определить свою судьбу без какого-либо вмешательства извне.»

Как говорилось выше в мае 1972 г. китайцы отказались открыть порты для советских кораблей, однако помощь по суше могла идти только через Китай. Только после неоднократных просьб вьетнамских товарищей 18 июня 1972 г. Китай согласился предоставить свои порты для выгрузки грузов с советских и других социалистических кораблей для дальнейшей их транспортировки в ДРВ, при этом виды грузов были строго ограничены - продовольствие, нефть, сахар и сталь.

До этого китайцы разгрузили четыре польских  и четырех восточногерманских грузовых судна  несущих грузы для Северного Вьетнама. 27 июня вьетнамские представители предложили разрешить дополнительно 300.000 тонн грузов в том числе пирит, асбест и другие материалы, в дополнение к договоренным 600.000 тоннам, это предложение китайцы отклонили. 10 июля Китай и ДРВ достигли соглашения по этому вопросу.

К 31 июля, шестнадцать судов, включая два советских танкера, транспортировавшие в общей сложности 59.000 тонн грузов зашли в китайские порты для разгрузки.

Как только договоренность с Китаем о предоставлении им своих портов для приема кораблей с грузами для ДРВ была достигнута,  туда направились советские суда. Уже 12 августа в передаче Московского радио было сообщено о «больших количествах предметов потребления, машин, станков, материалов, продовольствия и т.д.»  отправленным Северному Вьетнаму морским путем. А как было заявлено находящимся на Черном море представителям северо-вьетнамских профсоюзов: «докеры в портах Черноморского побережья решили в первую очередь грузить суда, идущие в Северный Вьетнам.»

Именно через китайские порты ВМС ДРВ получил от СССР ракетные катера видимо как завуалированный ответ Москвы Вашингтону на минирование вьетнамских портов и блокировании там советских судов.

Подготовка к передаче четырех ракетных катеров пр.183Р из состава Тихоокеанского флота была начата летом-осенью 1972 г. По крайней мере, два РКА  были переданы из состава  соединения ракетных катеров Совгаванской военно-морской базы. Как вспоминал служивший там капитан 1 ранга В.Г.Попов: «Много тогда пришлось поработать по приведению этих катеров в должный вид, а нам, ракетчикам, по подготовке ракетных комплексов П-15.»  Катера передавались в китайском порту Чжаньцзян (провинция Гуандун) куда они были доставлены морским транспортом. Там их в декабре 1972 г. передали вьетнамским морякам из состава 136 батальон 172 полка (впоследствии 172 бригада). Катера получили номера - «Т-902», «Т-904», «Т-906», «Т-908». 20 декабря 1972 г. четыре катера пр.183Р вошедшие в состав 172 полка вышли из порта Чжаньцзян (провинция Гуандун, Китай), во время перехода  в заливе Халонг один катер «Т-906» был потоплен американским самолетом.

Однако разгрузка предназначенного вьетнамцам груза в Китае шло медленно. К концу августа только приблизительно 106.000 тонн грузов были выгружены  в китайских портах, и только в сентябре, поставки достигли существовавшего ранее объема. Но увеличение перевозки грузов из  китайских портов в ДРВ столкнулось с целым рядом проблем. К концу 1972 г. приблизительно 90 судов доставили 530.000 тонн предназначенного для ДРВ  грузов в  китайские порты. Для сравнения, за тот же период в 1971 г.  в общей сложности 380 судов доставили 1,4 миллионов тонн груза в порты ДРВ.

Основная нагрузка перевозки грузового потока из Китая во Вьетнам легла на железнодорожный и автомобильный транспорт. После того, как гавани были заминированы, приблизительно 2.200 тонн грузов ежедневно  пересекали китайскую границу из китайского города Пинсян (Pingxiang) на северо-востоке, и 200 тонн из Хэкоу (Hekou) на северо-западе. Из этих 2.400 тонн,  приблизительно 300 тонн нефтепродуктами.

К началу июня 1972 г. американские воздушные удары в ходе операции «Linebacker» нанесли существенный урон северо-вьетнамской железнодорожной системе к югу от Ханоя, почти прекратив по ней движение. Мины, установленные на внутренних водных путях, сковали использование водного транспорта для перевозки грузов. В результате этого автомобильный транспорт  стал основным методом доставки грузов. Из Китая в Северный Вьетнам вело  пятнадцать - двадцать дорог с общей пропускной способностью 10.000 тонн грузов в день в сухой сезон и 3.000 тонн  в течение сезона муссона с июня по сентябрь. В распоряжении руководства ДРВ было приблизительно 21.000 грузовиков. И их возможности были использованы по полной. Более чем 2.800 грузовиков курсировали между Pingxiang и границей каждую ночь.

Но чтобы понять насколько это усложнило транспортировку грузов, небольшой пример. Один буксир, тянущий четыре баржи среднего размера, может переместить 1.000 тонн груза. Для перевозки то же количества требуется 40 железных вагонов или 250 грузовиков. Так что к середине июня  увеличение транспортной нагрузки на автотранспорт  было очевидно. Сложной стала обстановка  на дорогах между китайской границей и Ханоем.

Вьетнамцы не прекращали попыток, несмотря на мины продолжить использование водных маршрутов для снабжения. 5 июля северо-вьетнамская радиостанция из Ханоя заявила, что они получают военные поставки морским путем через 12 "прибрежных пунктов", которые Соединенные Штаты не были в состоянии блокировать минами или военно-морскими судами. В радиопередаче не называются и не определяется местонахождение ни одного из 12 прибрежных пунктов которые доставляются грузы. Это вполне возможно, тем более что 150 миль береговой линии от гавани Хайфона до китайской границы изобилует сотнями маленьких, скалистых входов и заливов, где груз может быть разгружен с малых десантных судов и небольших джонок. 

Иностранные суда в основном китайские, становились на  якорь на безопасном удалении от берега и разгружали  грузы на баржи и малые суда вьетнамцев. Так в период с 8 мая по 10 августа 8 китайских грузовых судов перегрузили свои грузы на вьетнамские баржи у портов Винь (Vinh) и Хон Ла (Hon La). 12 июля 1972 г. вьетнамская газета “LAO DONG” сообщила, что 500 тонн древесины, были превращены в плоты, чтобы транспортировать грузы через мины. 27 сентября 1972 г. другая вьетнамская газета  BAO TEN VIET HOA” отрапортовала, что баржи Хайфонского транспортного кооператива Минх Тин (Minh Tien) в течение трех месяцев  июнь-август, перевезли 760 тонн груза через заминированные воды.

8 июня КНР и ДРВ согласовали свои намерения открыть скрытые маршруты для транспортировки грузов по морю, Китай согласился к 100 вьетнамским судам водоизмещением в 50 тонн, которые планировалось задействовать в перевозках, добавить дополнительно еще 50 своих подобных судов. 1 августа ночной морской транспортный маршрут из Китая во Вьетнам длинной в 35 миль начал действовать. Было задействовано в перевозках 35 китайских и 94 вьетнамских небольших судна. Маршрут действовал  по апрель 1973 г.

Иностранные суда американцы как правило не трогали, более того предупреждали их об опасности подрыва на мине. Подобный эпизод был с малым разведывательным кораблем 38-й бригады кораблей ОСНАЗ разведки ТОФ «Измеритель», который выполнял задание боевой службы в Тонкинском заливе с 16 мая по 7 августа 1972 г. 30 мая  американский   сторожевой корабль «МсМогпз» DE-1036  обнаружил что советский корабль - траулер «Измеритель»  совершавший плавание  в Тонкинском заливе, пошел в направлении  заминированного порта Винь. Эсминец по радио предупредил экипаж советского судна: «Берегитесь! Вы входите в мины» после того как судно изменило курс оно передало на  сторожевик: «Спасибо за сотрудничество, счастливого пути».

Но попытки вьетнамцев использовать небольшие плавсредства для разгрузки судов, находящихся за зоной блокады в международных водах, пресекались американцами. Их корабли, самолёты и вертолеты флота, перехватывали и разрушили малотоннажные вьетнамские суда (сампаны, баржи). Так, 6 июня крейсер «Newport News» СА-148  у северо-вьетнамского побережья обнаружил китайское судно, с которого осуществлялась передача груза на 6 сампанов. Артиллерийским огнем вьетнамские сампаны были потоплены, но китайское судно не пострадало. 1 августа самолёты с авианосца «Saratoga» CV-60 разрушили судостроительные и судоремонтные верфи Хайфона, где строились и ремонтировались плоскодонные плавсредства. Они использовались вьетнамцами для разгрузки судов, ставших на якоря у портов в стороне от минных полей. Развернутый американский флот сократил и прибрежные перевозки.

Вьетнамцы всеми силами защищали свои берега, используя все имевшиеся в их распоряжении средства - артиллерию, авиацию, корабли. Хотя силы были явно неравны, но Северный Вьетнам не сдавался. В 1972 г. береговые батареи поразили 16 судов, приблизившихся к берегу. Американские корабли получили свыше 80 попаданий артиллерийских снарядов.

Сразу после возобновления обстрелов американскими кораблями побережья ДРВ в апреле 1972 г. они неоднократно получали «ответку» от вьетнамских артиллеристов. Уже 6 апреля 130-мм снарядом был поражен эсминец «Lloyd Thomas» DD-764, 3 моряков были ранены.  8 апреля  снаряд упал в 5 футах от эсминца «WADDELL» DDG-24, в результате были повреждены пусковая установка противолодочных ракет ASROC и радиолокационная станция AN/SPS-40B.  9 апреля у южной границы демилитаризованной зоны были поражены эсминцы «Rowan» DD-782 и «John R. Craig» DD-885. При этом последний довольно сильно,  получил прямое попадание одного снаряда, поразившего ют и повредившего кормовую орудийную установку. Возник пожар, угрожавший боекомплекту пусковой установки противолодочных ракет ASROC, некоторые ракеты получили повреждения от осколков. Еще один снаряд попал в корпус корабля возле ватерлинии, что привело к частичному затоплению одного из отсеков. Эсминец вышел из боя  и отправился на ремонт в Дананг.  17 апреля одним снарядом был поражен эсминец «Buchanan» DDG-14 погиб 1 моряк и 7 были ранены.  19 апреля  ответный огонь в районе Донгхоя осколками снарядов повредил антенну РЛС обнаружения воздушных целей  на крейсере «Oklahoma City» CLG-5.  23 апреля выпущенный северо-вьетнамской артиллерией снаряд попал в носовую часть левого борта  эсминца «Benjamin Stoddert» DDG-22.

По вьетнамским данным в течение мая 1972 г. их артиллеристы повредили 13 американских судов. В том числе  эсминец «Hanson» DD-832 в течение пяти дней 3 - 7 мая трижды получал повреждения у берегов Северного Вьетнама. В основном это были легкие повреждения от осколков снарядов, кроме того, в эсминец попал неразорвавшийся снаряд или ракета. 22 мая  легкий крейсер «Providence» CLG-6 при обстреле побережья  получил легкие осколочные повреждения от ответного артиллерийского огня, один моряк был легко ранен.

В дальнейшем береговая артиллерия также  активно отвечала на обстрелы американцев. 10 июня когда эсминец «Bausell» DD-845 у Хон Ла обстреливал позицию береговой артиллерии в районе острова Ме, когда над ним взорвался снаряд. Он вызвал пожар в пустой пусковой установке противолодочных ракет ASROC, который легко погасили. 27 июня крейсер «Newport News» CA-148 впервые за 24 года был поражен снарядом береговой обороны, когда оказывая поддержку южновьетнамским подразделениям в провинции Куангчи, было легко повреждено орудие и катер.  Вместе с ним легкие осколочные повреждения надстройки от огня 100-мм орудия получил и эсминец «Dennis J. Buckley» DD-808. 25-26 октября  эсминец «Cochrane» DDG-21 в ходе ночного рейда на объекты севернее Виня получил легкие осколочные повреждения надстройки от близких разрывов снарядов.   19 декабря эсминец «Goldsborough» DDG-20 получил снаряд во время ночного обстрела территории ДРВ. На месте погибли два моряка, еще один умер от полученных ранений в госпитале, 5 моряков получили несмертельные ранения.  24 января 1973 г. эсминец «Preble» DLG-15 вел огонь по автомобильной и танковой колоннам в районе демилитаризованной зоны, когда попал под обстрел 130-мм орудий с берега. Близкими разрывами снарядов была уничтожена одна антенна, надстройка получила повреждения. Один моряк был  легко ранен. Эсминец  стал последним кораблем ВМС США, поврежденным во время Вьетнамской войны.

Кроме того, несколько кораблей получили серьезные повреждения, когда во время обстрелов у них взрывались снаряды в орудиях кораблей. Так, 26 июня пострадал эсминец «Benjamin Stoddert» DDG-22 после взрыва погибли 2 и ранено было 4 человека из них двое скончались, 1 октября в результате взрыва орудийной башни крейсера «Newport News» CA-148  погибли 20 человек и 9 были ранены.

27 августа 1972 г. у Хайфона произошло столкновение американцев с северо-вьетнамскими торпедными катерами. Во время очередного набега для обстрела побережья артиллерийский крейсер  «Newport News» CA-148, ракетный крейсер «Providence» CLG-6 и эсминец «Rowan» DD-782 обнаружили выходящие из гавани два торпедных катера пр.123К «Т-319» и «Т-349» (в некоторых изданиях речь идет о ракетных катерах Osa class I, с ракетами "Stix" что абсолютно не верно). Обнаружив катера на большом расстоянии, американцы начали действовать. Первый катер потопил самолёт с авианосца «Coral Sea» CV-43, а второй - артиллерия крейсера «Newport News».

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.