На Главную.

 

Розин Александр.

 

1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

 

 

4. Минная война США во Вьетнаме.

 

США решили провести операцию по минированию территориальных и внутренних вод Вьетнама с целью сорвать военные поставки в ДРВ морским путем. До 85% импорта Северного Вьетнама шло через порты, в первую очередь через крупнейший из них Хайфон. Планы эскалации минной войны во Вьетнаме вынашивались официальными кругами США еще в середине 1960-х годов. Решающую роль в принятии решения на проведение минно-заградительных операций сыграла разработка в США миниатюрного модульного неконтактного минного взрывателя серии «DST», допускающего установку в стационарных авиационных фугасных бомбах замедленного падения, Мк-81 и Мк-82. Новые морские мины-бомбы, получившие известность под названием «Sniskay», предназначались для уничтожения малых быстроходных судов и катеров на реках и в прибрежных районах, где глубины не превышали 25 м. По мнению американских специалистов, с решением проблемы трансформации авиационных бомб в морские мины и обратно отпала необходимость в накоплении больших запасов узкоспециализированных морских мин в различных районах земного шара. В случае необходимости за океан из США станут доставлять только чувствительные минные приборы. В качестве же мин на месте будут использоваться стандартные авиационные бомбы. Таким образом, новые разработки сделали минное оружие оружием быстрого развертывания.

В послевоенном интервью адмирал Томас Х. Мурер (Thomas H. Moorer) говорил, что администрация Джонсона и Никсона начала минно-заградительные операции на восемь лет позже, чем было необходимо. Он рекомендовал заминировать Хайфон еще в 1964 г., когда он был главнокомандующим Тихоокеанского флота. По его мнению, отказ от минирования Хайфона тогда в конечном итоге привел к поражению во Вьетнаме. В 1966 г. премьер-министр Южного Вьетнама Ки выступил с предложением, чтобы президент Джонсон разрешил ВМС США осуществить минирование гавани в Хайфона. Генерал Максвелл Тэйлор (Maxwell Taylor) публично поддержал идею, но президент Джонсон отклонил предложение Ки. Это было политическое ограничение, Соединенные Штаты опасались, что минирование портов может привести к усилению советского или китайского вмешательства. Но идея витала в воздухе. В мае 1966 г. на страницах журнала «Our Navy» была опубликована статья «Корабли-малютки в поисках опасности», в ней Джозеф Раусон предлагал активизировать минно-заградительные действия в прибрежных и внутренних водах Вьетнама, заминировав порты, реки и обширные прибрежные районы. В частности, он писал: «Доктрина «массового возмездия» должна дать путь к более глубокому состоянию обороны. Мы реально понимаем, что не можем ввергнуть мир во всеобщую термоядерную войну из-за того, что группа Вьетконга взяла какую-нибудь южновьетнамскую деревню. А такое оружие, как мины, которое обрекло на голод Японию и позволило группе корейских крестьян остановить 7-й флот Соединенных Штатов, мы, естественно, должны рассматривать как потенциально пригодную систему вооружения в процессе конфликта во Вьетнаме».

Планы по минированию водных путей было решено задействовать в ограниченном масштабе для прекращения  снабжения НВСО Южного Вьетнама по речным путям. В феврале 1967 г. президент Линдон Джонсон позволил флоту минировать пять внутренних водных путей (Song Ca, Giang, Song Ma, Kien, и Cua Sot Rivers). Использовались мины MК-36, имевшие 259-289 кг взрывчатки и различные взрыватели. После начатой американцами в марте 1965 г. бомбардировки путей доставки оружия и снаряжения было усилено военное давление на автомобильный и железнодорожный транспорт. Увеличилась важность речных путей с доставкой грузов на баржах и сампанах. К апрелю 1967 г. самолёты A-6 заминировали речные пути и заставили партизан опять перевозить доставляемые морем грузы на обычном транспорте - грузовиками по шоссе, джунглями, ночью. С октября 1967 г. стали применяться мины-бомбы «Sniskay».

По данным командования Народной Армии ДРВ, за три года ведения боевых действий с 1966 по 1968 г. на территорию Северного Вьетнама было сброшено 1.630.000 бомб и мин, из них около 400 морских мин модификации Мк-50, Мк-52 . и 35.000 мин-бомб МК-36.

Большая их часть сбрасывалась в районах речных переправ, на реках и фарватерах в прибрежных водах Тонкинского залива. Однако некоторые мины, течением выносило в Тонкинский залив, в нейтральные воды. Осенью 1967 г. шедший в Хайфон советский сухогруз «Синегорск» принял радиограмму, что румынский корабль обнаружил в море плавающую мину на курсе нашего судна. Всем кораблям предлагалось вести наблюдение за морем. Эта мина могла быть из тех, что американцы сбрасывали для минирования рек, и ее видимо вынесло в море.

 Минно-заградительные действия нанесли большой урон транспортному и рыболовному флоту Вьетнама, привели к закрытию ряда рек и рейдов для плавания судов на длительное время. Вьетнамцы зная о возможных планах минирования их водных путей постарались заблаговременно подготовиться. По их просьбе в 1966 г. Советский Союз отправил в ДРВ 3 морских специалистов минного дела во главе с капитаном Марковым, чтобы помочь в подготовке вьетнамских ВМС в деле разминирования мин. Однако советские эксперты ограничились описанием советских мин и мин Второй мировой войны, современные американские мины им были неизвестны. Так что после теоретического курса вьетнамцам пришлось самим на практике знакомиться с американскими морскими минами. Этим должна была заниматься специальная 8 инженерная команда ВМС которую возглавил капитан Хун Чьюнг (Shixiong), прошедший в 1955 г. подготовку  в ВМС Китая и являвшийся слушателем  учебного курса прочитанным советскими специалистами в 1966 г.

А «практическая» работа буквально сыпалась с неба. 27 февраля 1967 г. представители провинции Куанг Бинь сообщили, что ими обнаружены две мины на берегу в устье реки Нге. Туда 3 марта отправили эту специальную группу из 8 человек, которую возглавлял Хун Чьюнг. На месте было установлено, что обнаруженные донные мины являлись двумя разными типами  -  МК 52 Mod.1 весом 542 кг (ВВ 283,5 кг НВХ), длинной 1534 мм и диаметром 477 мм и  МК 50 Mod.0 весом 263 кг (ВВ 130 кг), длинной 1438 мм и диаметром 358 мм. Именно Хун Чьюнг 16 марта на месте разминировал мину, он вспоминал: «Это первый раз, когда мы разминировали американскую мину. Советские специалисты, Китай не сталкивались с таким типом и не имели документации об этом типе мин. Первое, что я должен был делать, все фиксировать, и стараться не потревожить ловушку, в которой может быть взрывчатка или токсичный смертельный газ».

Это был успех. Разминирование обнаруженных мин было сопряжено с высокой степенью риска для жизни минёров. Морские мины модификации Мк-50, Мк-52 допускали установку ловушек, осуществляющих подрыв мины при попытке её разоружения, а чувствительность взрывателей мин-бомб «Sniskay» была особенно высокой. Они срабатывали от магнитного поля катера типа «Ярославец» в радиусе 50 м, а ручные часы «Победа» способны были вызвать взрыв, когда их подносили к мине на расстояние полметра и ближе. Разоруженные мины передали в министерство обороны, их показывали военным атташе, затем после изучения их при помощи советских специалистов нашли способы для успешной борьбы с ними.

В этот период ВМС и министерство водного транспорта (CVTDB) являлись основными силами для очищения водных путей от мин и обеспечения бесперебойной работы водного транспорта. На основе результатов исследования американских мин ВМС создали несколько видов судов с эффективным оборудованием для разминирования, таких как HDL-9, HT-5 (впервые вышел в 1968 г. из Ханоя в Хайфон), HT-6. Министерство водного транспорта используя техническую базу учебных заведений создало несколько видов трального оборудования PD-67-1, PD-67-2 и PD-67-3. Наиболее эффективным был трал PD-67-3, было произведено  50 комплектов этого типа с названием PD-67. 

После окончания бомбардировок с октября 1968 г. начались активные работы по ликвидации минной опасности. Были созданы команды по уничтожению мин, в состав которых вошли саперы, моряки-минёры и водолазы. По вьетнамским данным было обезврежено более 2240 мин, бомб, торпед, из них 1240 обезвредили  ВМС, а 1000 сотрудники министерства водного транспорта.

В разминировании принимали участие специалисты-минеры из Советского Союза, в том числе капитан 2 ранга В.И.Махов, специалист-минёр из ТОВМИ им. С.О.Макарова. Ведение противоминных действий крайне затрудняла специфика районов минирования - мелководность, большие приливы и отливы, переменные скорости течения, большие наносы ила и низкая прозрачность воды. Несмотря на исключительно трудные условия, к середине 1969 года минная опасность основных районов минирования в Северном Вьетнаме была ликвидирована.

Первый опыт минных постановок в водах Вьетнама показал, что минное оружие остается одним из эффективных средств борьбы на морских и речных коммуникациях и в сочетании с другими средствами может на длительное время создать напряженность блокадной обстановки. Однако наиболее крупные цели - три главных глубоководных порта (Хайфон, Хонгай и Камфа) остались вне минно-заградительных операций в течение последующих пяти лет. На это упущение указывал американский адмирал Грант Шарп (Grant Sharp), бывший большую часть Вьетнамской войны начальником штаба ВМС на Тихом океане. По этому вопросу он сказал: «С самого начала нам следовало закрыть гавань Хайфона и воспрепятствовать доставке всех существенных импортных грузов в этот район. Вместо этого, мы позволили им без малейших затруднений ввозить все, что было в первую очередь необходимо для войны, невзирая на тот факт, что мы господствовали на море. Конечно, это была большая ошибка, безмерно увеличившая наши потери». Эта оплошность, в конечном счете, была исправлена.

Весной 1972 г. отношения Соединенных Штатов с Китаем и СССР настолько улучшились, что президент Ричард Никсон смог начать минно-заградительные операции против портов Северного Вьетнама без опасений.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.