Розин Александр.
1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании
интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении
американской агрессии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
4. Минная война
США во Вьетнаме.
США решили провести операцию по минированию
территориальных и внутренних вод Вьетнама с целью сорвать военные поставки в
ДРВ морским путем. До 85% импорта Северного Вьетнама шло через порты, в первую
очередь через крупнейший из них Хайфон. Планы эскалации минной войны во
Вьетнаме вынашивались официальными кругами США еще в середине 1960-х годов.
Решающую роль в принятии решения на проведение минно-заградительных операций
сыграла разработка в США миниатюрного модульного неконтактного минного
взрывателя серии «DST», допускающего установку в стационарных авиационных
фугасных бомбах замедленного падения, Мк-81 и Мк-82. Новые
морские мины-бомбы, получившие известность под названием «Sniskay»,
предназначались для уничтожения малых быстроходных судов и катеров на реках и в
прибрежных районах, где глубины не превышали 25 м. По мнению американских
специалистов, с решением проблемы трансформации авиационных бомб в морские мины
и обратно отпала необходимость в накоплении больших запасов
узкоспециализированных морских мин в различных районах земного шара. В
случае необходимости за океан из США станут доставлять только чувствительные
минные приборы. В качестве же мин на месте будут использоваться стандартные
авиационные бомбы. Таким образом, новые разработки сделали минное оружие
оружием быстрого развертывания.
В послевоенном интервью
адмирал Томас Х. Мурер (Thomas H. Moorer) говорил, что администрация Джонсона и Никсона начала
минно-заградительные операции на восемь лет позже, чем было необходимо. Он рекомендовал заминировать Хайфон еще в 1964 г., когда он был
главнокомандующим Тихоокеанского флота. По его мнению, отказ от минирования
Хайфона тогда в конечном итоге привел к поражению во Вьетнаме. В 1966 г.
премьер-министр Южного Вьетнама Ки выступил с предложением, чтобы президент
Джонсон разрешил ВМС США осуществить минирование гавани в Хайфона. Генерал
Максвелл Тэйлор (Maxwell Taylor) публично поддержал
идею, но президент Джонсон отклонил предложение Ки. Это было политическое
ограничение, Соединенные Штаты опасались, что минирование портов может привести
к усилению советского или китайского вмешательства. Но идея витала в воздухе. В
мае 1966 г. на страницах журнала «Our Navy» была опубликована статья «Корабли-малютки в поисках
опасности», в ней Джозеф Раусон предлагал
активизировать минно-заградительные действия в прибрежных и внутренних водах
Вьетнама, заминировав порты, реки и обширные прибрежные районы. В частности, он
писал: «Доктрина
«массового возмездия» должна дать путь к более глубокому состоянию обороны. Мы
реально понимаем, что не можем ввергнуть мир во всеобщую термоядерную войну
из-за того, что группа Вьетконга взяла какую-нибудь
южновьетнамскую деревню. А такое оружие, как мины, которое обрекло на голод
Японию и позволило группе корейских крестьян остановить 7-й флот Соединенных
Штатов, мы, естественно, должны рассматривать как потенциально пригодную
систему вооружения в процессе конфликта во Вьетнаме».
Планы по минированию водных путей было
решено задействовать в ограниченном масштабе для прекращения снабжения НВСО Южного Вьетнама по речным
путям. В феврале 1967 г. президент Линдон Джонсон
позволил флоту минировать пять внутренних водных путей (Song Ca, Giang, Song Ma, Kien, и Cua Sot Rivers). Использовались мины MК-36, имевшие 259-289 кг взрывчатки и различные
взрыватели. После начатой американцами в марте 1965 г. бомбардировки путей
доставки оружия и снаряжения было усилено военное давление на автомобильный и
железнодорожный транспорт. Увеличилась важность речных путей с доставкой грузов
на баржах и сампанах. К апрелю 1967 г. самолёты A-6 заминировали речные пути и
заставили партизан опять перевозить доставляемые морем грузы на обычном
транспорте - грузовиками по шоссе, джунглями, ночью. С октября 1967 г. стали
применяться мины-бомбы «Sniskay».
По данным командования Народной Армии ДРВ,
за три года ведения боевых действий с 1966 по 1968 г. на территорию Северного
Вьетнама было сброшено 1.630.000 бомб и мин, из них около 400 морских мин
модификации Мк-50, Мк-52 . и 35.000 мин-бомб МК-36.
Большая их часть сбрасывалась в районах
речных переправ, на реках и фарватерах в прибрежных водах Тонкинского
залива. Однако некоторые мины, течением выносило в Тонкинский
залив, в нейтральные воды. Осенью 1967 г. шедший в Хайфон советский сухогруз «Синегорск»
принял радиограмму, что румынский корабль обнаружил в море плавающую мину на
курсе нашего судна. Всем кораблям предлагалось вести наблюдение за морем. Эта
мина могла быть из тех, что американцы сбрасывали для минирования рек, и ее
видимо вынесло в море.
Минно-заградительные действия нанесли большой урон транспортному и
рыболовному флоту Вьетнама, привели к закрытию ряда рек и рейдов для плавания
судов на длительное время. Вьетнамцы зная о возможных
планах минирования их водных путей постарались заблаговременно подготовиться.
По их просьбе в 1966 г. Советский Союз отправил в ДРВ 3 морских специалистов
минного дела во главе с капитаном Марковым, чтобы помочь в подготовке
вьетнамских ВМС в деле разминирования мин. Однако советские эксперты
ограничились описанием советских мин и мин Второй
мировой войны, современные американские мины им были неизвестны. Так что после
теоретического курса вьетнамцам пришлось самим на практике знакомиться с
американскими морскими минами. Этим должна была заниматься специальная 8
инженерная команда ВМС которую возглавил капитан Хун Чьюнг (Shixiong), прошедший в 1955 г.
подготовку в ВМС Китая и являвшийся
слушателем учебного курса
прочитанным советскими специалистами в 1966 г.
А «практическая» работа буквально сыпалась с неба. 27 февраля 1967 г.
представители провинции Куанг Бинь
сообщили, что ими обнаружены две мины на берегу в устье реки Нге. Туда 3 марта отправили эту специальную группу из 8
человек, которую возглавлял Хун Чьюнг.
На месте было установлено, что обнаруженные донные мины являлись двумя разными
типами -
МК 52 Mod.1 весом 542 кг (ВВ 283,5 кг НВХ), длинной
1534 мм и диаметром 477 мм и МК 50 Mod.0 весом 263 кг
(ВВ 130 кг), длинной 1438 мм и диаметром 358 мм. Именно Хун
Чьюнг 16 марта на месте разминировал мину, он
вспоминал: «Это первый раз, когда
мы разминировали американскую мину. Советские специалисты, Китай не
сталкивались с таким типом и не имели документации об этом типе мин. Первое,
что я должен был делать, все фиксировать, и стараться не потревожить ловушку, в
которой может быть взрывчатка или токсичный смертельный газ».
Это был успех. Разминирование обнаруженных мин было сопряжено с высокой
степенью риска для жизни минёров. Морские мины модификации Мк-50, Мк-52
допускали установку ловушек, осуществляющих подрыв мины при попытке её
разоружения, а чувствительность взрывателей мин-бомб «Sniskay»
была особенно высокой. Они срабатывали от магнитного поля катера типа
«Ярославец» в радиусе 50 м, а ручные часы «Победа» способны были вызвать взрыв,
когда их подносили к мине на расстояние полметра и ближе. Разоруженные мины
передали в министерство обороны, их показывали военным атташе, затем после
изучения их при помощи советских специалистов нашли способы для успешной борьбы
с ними.
В этот период ВМС и министерство водного транспорта (CVTDB) являлись основными силами для очищения водных путей от мин и
обеспечения бесперебойной работы водного транспорта. На основе результатов
исследования американских мин ВМС создали несколько видов судов с эффективным
оборудованием для разминирования, таких как HDL-9, HT-5 (впервые вышел в 1968
г. из Ханоя в Хайфон), HT-6. Министерство водного транспорта
используя техническую базу учебных заведений создало несколько видов трального
оборудования PD-67-1, PD-67-2 и PD-67-3. Наиболее эффективным был трал PD-67-3,
было произведено 50 комплектов этого
типа с названием PD-67.
После окончания бомбардировок с октября 1968 г. начались активные
работы по ликвидации минной опасности. Были созданы команды по уничтожению мин,
в состав которых вошли саперы, моряки-минёры и водолазы. По вьетнамским данным
было обезврежено более 2240 мин, бомб, торпед, из них 1240 обезвредили ВМС, а 1000 сотрудники министерства водного
транспорта.
В разминировании принимали участие специалисты-минеры из Советского
Союза, в том числе капитан 2 ранга В.И.Махов, специалист-минёр из ТОВМИ им.
С.О.Макарова. Ведение противоминных действий крайне затрудняла специфика
районов минирования - мелководность, большие приливы и отливы, переменные
скорости течения, большие наносы ила и низкая прозрачность воды. Несмотря на
исключительно трудные условия, к середине 1969 года минная опасность основных
районов минирования в Северном Вьетнаме была ликвидирована.
Первый опыт минных постановок в водах Вьетнама показал, что минное
оружие остается одним из эффективных средств борьбы на морских и речных коммуникациях
и в сочетании с другими средствами может на длительное время создать
напряженность блокадной обстановки. Однако наиболее крупные цели - три главных
глубоководных порта (Хайфон, Хонгай и Камфа) остались вне минно-заградительных операций в течение
последующих пяти лет. На это упущение указывал американский адмирал Грант Шарп (Grant Sharp),
бывший большую часть Вьетнамской войны начальником штаба ВМС на Тихом океане.
По этому вопросу он сказал: «С самого
начала нам следовало закрыть гавань Хайфона и воспрепятствовать доставке всех
существенных импортных грузов в этот район. Вместо этого, мы позволили им без
малейших затруднений ввозить все, что было в первую очередь необходимо для
войны, невзирая на тот факт, что мы господствовали на море. Конечно, это была
большая ошибка, безмерно увеличившая наши потери». Эта оплошность, в
конечном счете, была исправлена.
Весной 1972 г.
отношения Соединенных Штатов с Китаем и СССР настолько улучшились, что
президент Ричард Никсон смог начать минно-заградительные операции против портов
Северного Вьетнама без опасений.
Розин Александр.