Розин Александр.
1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной
помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
13. Помощь СССР и
Китая в борьбе с минами.
В борьбе с минной опасностью, вьетнамцам
помогли СССР и Китай. С целью борьбы с
минной опасностью из Советского Союза во Вьетнам в 1972 г. была направлена
группа военно-морских специалистов во главе с начальником управления
противолодочного вооружения ВМФ СССР, капитаном 1-го ранга Сергеем Алексеевичем
Бутовым, которая занималась противоминным обеспечением и тралением американских
мин.
В конце 1972 г. на ТОФ началась подготовка к направлению для
разминирования портов ДРВ тральщиков. Как вспоминал капитан 1 ранга в отставке
Александр Иванович Груздев, служивший тогда в гидрографической службе ТОФ в
конце 1972 г. - начале 1973 г. в ВМБ Стрелок формировалась бригада тральщиков
для перехода во Вьетнам. Основу бригады составляли корабли 47 БКОВР. Но поход
не состоялся.
Это была вся помощь в противоминной
борьбе. В то же время советское
руководство усилило давление на вьетнамскую сторону с целью склонить ее на
разрешение ситуации переговорным путем. В середине июня Председатель Президиума
Верховного Совета СССР Подгорный нанес визит в Ханой, где откровенно высказал
вьетнамцам позицию Москвы. Затяжная война ставила под угрозу наметившиеся между
СССР и США соглашения о разрядке, контроле над вооружением, а также
американских займах и поставках пшеницы.
Помощь Китая была более ощутимой. 9 мая после начала минирования американцами
портов ДРВ в 12.45 вьетнамский посол в
Китае от имени вьетнамского правительства просил при встрече с
премьер-министром Чжоу Эньлай, что бы Китай помог им устранить мины.
9 мая в 21.00 Чжоу Эньлай собрал руководство
военно-морского флота, где поднял вопрос о проведенной американцами операции
минирования портов ДРВ. 10 мая состоялось заседание Политбюро ЦК ККП,
посвященное вопросу разминирования вод Вьетнама по просьбе ее руководителей. На
нем руководство флота сообщило, что они располагают небольшими тральщиками в
200-300 тонн водоизмещения, которые могут бороться с якорными минами, а с
магнитными они не работали. Несмотря на это было решено подключиться к
операции. 27 мая Мао дал добро на направление в ДРВ технической команды,
которая должна была собрать информацию о типах мин и местах где они находятся.
29 мая группа прибыла в Хайфон где они
встретились с руководством ВМС Вьетнама и приступили к изучению двух
американских мин МК-52 и МК-42 которые достали вьетнамцы. 4 июня техническая
группа доложила о проделанной работе в посольстве. 14 июля основные работы по
формированию группы кораблей по разминированию в Китае были проведены. 19 июля Мао и руководство МИД и Генерального штаба утвердили план
траления, вопрос о привлечении китайских ВМС к тралению был окончательно решен.
В состав тральной группы входили 318 моряков, на 16 судах, из которых 12 были
тральщиками, 3 десантных корабля и ремонтная мастерская. Отряд был разделен на
три группы.
Тральщики были четырех различных типов. Проект 057К - первый китайский
серийный ТЩ, работа над ним была начата в 1956 г., в 1962 г. первый вошел в
состав ВМС. Более современной моделью был проект 058 из низко-магнитной стали,
работа над проектом началась в 1967 г., принят флотом в 1972 г. Экспериментальные
- первые 40 тонные катера-тральщики
проекта 312 и единственный экспериментальный тральщик типа Woosung построенный в 1970 г. в 250/300 тонн.
В первой группе шли пять тральщиков «№ 01» - «№ 05», из них три проекта
312. В конце июля все пять групп прибыли в Хайфон
выполнив скрытный переход и были размещены у борта китайского судна.
12 августа первый китайский 40 тонный тральщик проекта 312 «№ 05» вышел на внешний рейд Хайфона для
проведения траления, вышедший катер был атакован американским самолетом но продолжил траление, которое выражалось в
проходе над миной на такой скорости, что бы она взорвалась, а катер в то же
время успел выйти из зоны поражения. Таким образом в
этом первом выходе была взорвана первая мина. 14 августа на траление вышел
тральщик «№ 02» и ликвидировавший свою первую мину, а всего за три дня «№ 02»,
«№ 04» и «№ 05» ликвидировали пять мин.
25 августа первую мину МК-52
обнаружили и обезвредили китайские водолазы, группа насчитывала 11 человек и
была набрана в основном из флота Южно-Китайского моря. Команда водолазов под
командованием капитана Чжоу Чун 19 дней вели поиск
чтобы ликвидировать первую мину, две недели спустя они вытащили вторую
мину.
Деятельность китайских минеров не осталась незамеченной. Уже 28 августа
в американских газетах появились сообщения о том что в
Хайфоне действуют китайские минные тральщики, которые ликвидируют американские
минные поля. Как подчеркивали американцы, это был чисто пропагандистский шаг со
стороны китайцев, которые посылкой ограниченного числа тральщиков хотели задеть
СССР, имевший на Тихом океане серьезные минно-тральные силы
но не направившие их в Хайфон, избегая любых военно-морских шагов, чтобы нарушить
американскую блокаду ДРВ.
Американцы не собирались позволять проводить траление. 2 сентября
военный атташе посольства Китая во Вьетнаме передал в Генеральный штаб сообщение,
что американцам стало известно о китайском участии в разминировании гавани Хайфона и они угрожают топить китайские тральщики. 18
октября китайцы установили рекордный результат за день один катер «№ 05»
подорвал 8 мин. Работа продолжалась и к 25 ноября после ликвидации 19 мин, из
них 16 китайцами и 3 вьетнамцами, один из путей в Хайфон рядом с островом Лонгхой (Longzhou) был открыт для судоходства, это подтвердил
тщательный обход этого маршрута тральщиком «№ 01», после этого ряд судов вышел из порта.
17 декабря из Китая во Вьетнам прибыла вторая партия в составе
тральщиков «№ 11», «№ 12», «№ 13», десантных кораблей «№ 16», «№ 17»,
ремонтного судна «№ 07». Район операции с приходом новых судов был расширен. На
прибывших кораблях в первую операцию отправляли моряков уже работавших здесь
для передачи опыта, так старшина Чжу с катера «№ 05»
пошел на «№ 13». Но уже на первом выходе 24 декабря на мине подорвался и
затонул катер «№ 13», все моряки были ранены и контужены, погиб старшина Чжу Бин, получивший 6 переломов.
1-7 января 1973 г. тральщики «№ 12», «№ 01», «№ 05», «№ 04» и «№ 11»
уничтожили еще 7 мин и на том завершили выполнение задачи. 5 февраля 1973 г.
порт Хайфон официально был открыт для судоходства.
Это не укрылось от американцев. Так патрулируя район ракетный фрегат
«BROOKE» (DEG 1), 6 января 1973 г.
обнаружил следующее в Хайфон китайское грузовое судно «HUNG CHI 150», ему было сообщено об опасности минных
полей на пути с использованием радио, семафора. Китайское судно не ответило ни
на одно послание и продолжило путь на юг. 7 января было обнаружено другое
китайское судно «HUNG CHI 152» следовавшее тем же маршрутом, все повторилось с
тем же результатом. 9 января ситуация повторилась с третьим китайским судном
«HUNG CHI 160». Утром 15 января по тому же маршруту прошло судно «HUNG CHI
162».
В середине февраля 1973 г. из
Хайфона в Китай вернулись вырвавшиеся из минного плена китайские суда: «№ 149»
в Шаньтоу, «№ 158» и «№ 159» в порт Вампу. Три
китайских судна застряли в Хайфоне после минирования гавани американцами, за
время блокады в результате близкого разрыва бомбы пострадало судно «№149»,
когда его экипаж вел пулеметный огонь по участвовавшим в налете американским
самолетам.
В начале марта 1973 г. китайцы по просьбе вьетнамцев параллельно с
американцами осуществили траление ряда районов ДРВ
куда вьетнамцы не хотели допускать американцев. В первый же день катер «№ 51»
подорвал там две мины, а всего за два дня были ликвидированы 11 мин.
24 августа 1973 г. китайская команда разминирования вернулась домой, командировка длинной в 1 год и 3 месяца завершилась. За 15 месяцев китайские суда участвовавшие в операции сделали 586 рейсов, в том числе в ходе разминирования 526 рейсов пройдя 17.500 миль. Ими ликвидированы 42 мины и еще 2 были подняты водолазами.
Розин Александр.