На Главную.

 

Розин Александр.

 

1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

 

 

16. Разминирование.

 

27 января 1973 г. в Париже министры иностранных дел ДРВ, Республики Южный Вьетнам, сайгонской администрации и США подписали соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. После этого корабли 7-го флота США приступили к уничтожению минных заграждений в территориальных водах ДРВ.

Сразу же после начала минирования портов ДРВ в мае 1972 г., перед штабом 7-го флота была поставлена задача, разработать план по тралению установленных мин. Эту задачу получил все тот же капитан-лейтенант Ларри Эмэрайн (Larry Emarine), отвечавший за координацию их установки. После консультаций и встреч, было решено использовать вертолеты для траления. 

Фактическая подготовка к операции по разминированию была начала в июле 1972 г., когда стало очевидно, что траление подходов к портам будет важной частью мирных переговоров. Операцию назвали «Formation Sentry», в дальнейшем по ходу изменений к ее названию прибавляли цифру. Началось формирование 78-го оперативного соединения. Командование Тихоокеанского флота (CINCPAC) подготовило план минно-тральной операции  и Объединенный комитет начальников штабов заказал переход трех океанских минных тральщиков  к Гавайям.

В состав 78-го оперативного соединения тральных сил выделили около 65 вертолетов и более 25 кораблей и судов. В том числе 2 десантных вертолетоносца «Inchon» LPH-12 и «New Orleans» LPH-11, 3 десантно-вертолетных корабля-дока «Dubuque» LPD-8, «Odgen» LPD-5 и «Cleveland» LPD-7,  10 морских тральщиков «ENGAGE» MSO-433, «ENHANCE» MSO-437, «FORCE» MSO-445, «FORTIFY» MSO-446, «ILLUSIVE» MSO-448, «IMPERVIOUS» MSO-449, «INFLICT» MSO-456, «LEADER» MSO-490, «CONQUEST» MSO-480 и «ESTEEM» MSO-438, 2 танкодесантных корабля, реально один «WASHTENAW COUNTY» LST-1166/MSS-2,  3 спасательных судна, 6 океанских буксиров, 2 эсминца и 1 фрегат для  охраны.  3 эскадрильи вертолетов тральщиков RH-53D (Sea Stallion) и смешанная эскадрилья вспомогательного назначения (4 вертолета UH-1E для обслуживания командования и 6 вертолетов СН-46 для обеспечения спасательных работ). Корабли были сведены в пять тактических групп. Флагманским кораблем командующего минно-тральными силами контр-адмирала Брайена Макколи (Brian McCauley) служил десантный вертолетоносец «New Orleans» LPH-11. На этом же корабле находился и штаб в составе 14 офицеров.

4 ноября 1972 г. части соединения получили приказ начать развертывание на ВМБ Субик-Бей (Филиппины). Из Норфолка (Вирджиния) были переброшены  13 вертолетов CH-53Ds из состава ВМС - 12 эскадрилья вертолетов тральщиков (HM-12) и приблизительно 450 военнослужащих. Из Чарлстона более 100 офицеров и моряков, вместе со всеми необходимыми средствами минной борьбы. Десять транспортных самолетов C-5 использовались, чтобы транспортировать все необходимое с восточного побережья в залив Субик.

Вскоре после этого три океанских минных тральщика «Enhance» MSO-437, «Leader» MSO-490, «Illusive» MSO-448 пришли из Лонг-Бич, а два минных тральщика «Conquest» MSO-480, «Esteem» MSO-438 из резерва  были подготовлены, чтобы прибыть из Перл-Харбора. Команды последних двух были увеличены добровольцами с действующего тральщика  в Чарлстоне. Эти минные тральщики, вместе с пятью находящимися на Гуаме тральщиками «Engage» MSO-433, «Force» MSO-445, «Fortify» MSO-446, «Impervious» MSO-449, «Inflict» MSO-456 являлись всеми силами соединения. Но после прибытия на Филиппины оказалось, что мирные переговоры в Париже вновь зашли в тупик и продолжение развертывание сил было приостановлено.

Такая же ситуация была и у вертолетчиков. 27 ноября 1972 г. 463 эскадрилья вертолетов Корпуса морской пехоты (HMH-463) на Гавайях была погружена на вертолетоносец «Inchon» LPH-12 шедший из Норфолка, и отправлена в Субик-бей для усиления 78-го оперативного соединения, куда они прибыли 9 декабря. Но декабрь 1972 г. и три недели января 1973 г. вертолетчики провели в ожидании приказа следя за продолжением переговоров. Более того до середины января, вертолетчикам из Корпуса морской пехоты не разрешили собрать, проверять  или буксировать  тралы-сани.

В начале декабря 1972 г. еще в ходе Парижских переговоров, вопрос о передаче пленных американцев был увязан с устранением минной опасности в северо-вьетнамских водах. Как вспоминал Генри Киссинджер, в конечном итоге операция по тралению может быть использована, чтобы вернуть военнопленных домой, потому что руководство ДРВ подняло вопрос о ликвидации минных заграждений в связи с передачей пленных. 15 декабря Белый Дом сообщил министру обороны, что Объединенный комитет начальников штабов должен пересмотреть  планы траления вод Северного Вьетнама, в сторону их ускорения.  20 декабря Объединенный комитет начальников штабов  ответил Белому Дому и министру обороны, что траление поставленных мин «ненужный риск для военно-морских сил». Однако срыв мирных переговоров привел к эскалации авиационных ударов в ходе операции “Linebacker II”, и постановке новых морских мин.

В конце концов, руководство ДРВ и США вернулись за стол мирных переговоров и 27 января подписали “Протокол по разминированию”, как часть Парижского мирного договора. В нем в статье 2 указывалось, что США «прекратят минирование территориальных вод, портов, гаваней и водных путей Демократической Республики Вьетнам. Соединенные Штаты удалят, дезактивируют на постоянной основе или уничтожат все мины в территориальных водах, портах, гаванях и на водных путях Северного Вьетнама с момента вступления настоящего Соглашения в силу». В статье 3 оговаривались сроки работ, в статье 4 оговаривались взаимные контакты военно-морских представителей США и ДРВ, и передача американцами технических данных установленных мин, в том числе и серии "Distructor". В пятой статье указывалось, что ДРВ должна активно участвовать в разминировании внутренних водных путей после обучения с использованием оборудования предоставленного США.

Как только окончательное соглашение было близко к подписанию, 24 января 1973 г. адмирал Мурер запросил разрешение министра обороны  Лэрда передислоцировать  три морских минных тральщика с Гавайев для участия в разминировании и начать обучение экипажей вертолетов работать с тралами. Добро было дано и в тот же самый день,  Объединенный комитет начальников штабов (JCS) послали необходимые директивы Тихоокеанскому флоту, изменив название операции с “Formation Sentry II” на “ END SWEEP” (“Энд Свип”). На следующий день, 25 января Объединенный комитет начальников штабов дал указание начать операцию  27 январь 1973 г.

На базе Субик-бей началось обучение экипажей 463 эскадрильи (HMH-463) и объединенной  154 (HMH-154)  и 165 (HMH-165) эскадрилий морской пехоты. В короткий период с 26 января по 14 февраля приблизительно 50 пилотов и 50 членов экипажа выполнили каждый,  по крайней мере, по  три полета с минными тралами.

Первым делом началась  подготовка мест якорной стоянки кораблей 78-го оперативного соединения. Для этого 27 января тральщики «Engage» MSO-433, «Impervious» MSO-449, «Fortify» MSO-446 и «Force» MSO-445 вышли в Тонкинский залив из залива Субик, на место они прибыли 4 февраля.

5 февраля командующий минно-тральными силами контр-адмирал Брайен Макколи и офицеры штаба CTF 78 (14 человек) прибыли из Сайгона в Ханой на борту транспортного самолета ВВС C-130. Для изучения обстановки на месте. Группу 6 февраля из Ханоя до Хайфона перевезли на советском Ил-14, а их багаж и связной-джип в Хайфон были перевезены вертолетом Ми-6.

6 февраля прибывшие четыре тральщика начали траление района расположенного в 35 милях к юго-востоку от Хайфона, где  должны были бросить якорь десантные суда на которых должны были базироваться вертолеты-тральщики. Первый проход выполнил тральщик «Impervious»  обозначив путь буями. Траление в этом районе и к югу от острова Grand Norway продолжалось и 7 февраля. Тральщики в течение двух недель протралили весь район. Тральщики сопровождались фрегатом УРО «Worden» DLG-18 и эсминцем «Epperson» DD-719. В период контрольного траления мест якорной стоянки еще 3 тральщика осуществляли переход с Гавайских островов в район Вьетнама.   

Но США отказались предоставить вьетнамцам оборудование для поиска и обезвреживания мин.

13 февраля по требованию Флота, заместитель министра обороны одобрил ввод в боевой состав двух океанских минных тральщиков находящихся на консервации, а Объединенный комитет начальников штабов санкционировал их отправку к берегам ДРВ для участия в тралении. 

23 февраля в район прибыли десантные суда «New Orleans» LPH-11, «Dubuque» LPD-8, «Odgen» LPD-5, а 27 февраля «Cleveland» LPD-7 и «Inchon» LPH-12 присоединились к целевой группе. На их борту были 31 вертолет-тральщик RH-53D входивший в состав трех эскадрилий, одной от ВМС 12 (HM-12) и двух от морской пехоты 463  (HMH-463) и 165 (HMH-165). Вертолеты  были вооружены новыми вертолетными тралами - контактным тралом типа Mk 103, акустическим тралом типа Mk 104, электромагнитным тралом типа Mk 105, комбинированным неконтактным тралом типа Mk 106 и соленоидным электромагнитным тралом типа SPU-1 (MOP - Magnetic Orange Pipe).

Для навигационно-гидрографического обеспечения противоминных действий на берегу развертывалась автоматическая радионавигационная система “Рейдист” (DR-1) с дальностью действия до 200 миль и точностью определения места противоминными вертолетами 1-3 метра. Развертывание было выполнено 23-25 февраля в трех пунктах До Сон (Do Son), Кат Бай (Cat Bai) и Динь Ву (Dinh Vu), вертолетами CH-46 из состава эскадрильи  HMM-165. Четвертый компонент системы был развернут, и действовал на борту буксира «Tawasa» ATF-92.

Вертолеты начали тралить главный фарватер к порту Хайфон 27 февраля. Одновременно с Хайфоном работы начались и у портов Камфа и Хонгай. Но 28 февраля подготовительные работы были прерваны и корабли ВМС США покинули район Хайфона, так как возникли неувязки в договоренности по судьбе военнопленных. Операцию “Энд Свип” использовали в качестве «пряника», чтобы заставить ДРВ вернуть военнопленных. Соглашение о их судьбе было достигнуто 5 марта. 

4 марта корабли вернулись и 6 марта возобновили  работы. Траление вертолетами практически началось в марте с района Лать-Хьюен. Затем оно было продолжено в проходах Намчиеу, Кытками, относящихся к водам Хайфонского порта. Поскольку руководство Ханоя хотело чтобы все силы были брошены на разминирование фарватеров к Хайфону, имело место некоторая задержка с разминированием в водах Камфы и Хонгая, и операции в тех портах начались только  спустя две недели после возобновления разминирования Хайфона. После того, операция в этих трех портах пошла  быстро.

Противоминные вертолеты траление выполняли как в составе группы (2-3 вертолета), так и одиночным способом сплошного траления  минно-опасных районов с перекрытием тральных полос. Время вертолетного траления за один вылет в среднем составляло 1,5-2 часа, а количество вылетов в течение светлого времени суток до четырех. Так как районы были заминированы донными неконтактными минами с различными установками на их приборах кратности, противоминные вертолеты были вынуждены производить многократное покрытие минно-опасных районов с использованием вертолетных неконтактных тралов типа Mk 104, Mk 105 и соленоидных электромагнитных тралов типа SPU-1, что в конечном итоге резко усложнило проведение операции и увеличило ее длительность. Так как это было первое использование вертолетов тральщиков в боевой операции, продолжилось отработка новых приемов для совершенствования тактики их применения. Противоминные вертолеты отработали прием электромагнитных тралов типа Mk 105 с аппарели танкодесантного корабля, их транспортировку по воздуху и прием и передачу неконтактных тралов в районе траления. Однако полученный опыт боевого применения противоминных вертолетов в успешно проведенной операции был признан незначительным, так как была вытралена всего одна донная неконтактная мина, так как остальные мины самоликвидировались прежде чем их разминировали.

Фактически все установленные американцами мины ставились на самоликвидацию через определенное время и к моменту проведения минно-тральной операции опасность представляло незначительное число мин, по какой-то причине не ликвидировавшихся. В марте было всего четыре случая взрыва мин в ходе траления. 6 марта команда тральщика наблюдала взрыв мины около судоходного фарватера Хайфона, 9 марта у Хайфона вертолет СН-53D тралом МК-105 затралил и взорвал мину МК-52. 17 марта мина взорвана у Cat Bi, а 18 марта команда вертолета наблюдала взрыв мины в гавани Хайфона.

В ходе разминирования не обошлось без инцидентов. 17 марта 1973 г.  на стоящем на якоре на внешнем подходе к Passe Henriette тральщике «ENHANCE» MSO-437,  в машинном отделении вспыхнул пожар. На помощь спустя небольшое время прибыл спасательный корабль «Safeguard» ARS-25, принявший участие в пожаротушении. Пожар, продолжавшийся около десяти часов, в конце концов, был потушен, корабль сильно пострадал и был отправлен на буксире танкера «Chowanoc» ATF-100 в Субик-Бей (Филиппины). В тот же день 17 марта вертолет CH-53D из состава эскадрильи HM-12 потерял хвостовой винт и разбился. Команда была спасена. 5 марта трал МК-105 буксируемый вертолетом столкнулся с гражданской деревянной лодкой и был незначительно поврежден.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.