На Главную.

 

Розин Александр.

 

1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20

 

 

19. Очистка путей завершается.

 

А минно-тральная операция продолжалась. 26 марта вертолеты 463 эскадрильи завершили траление в районе Lach Huyen и переместились к полуострову До Сон, там работа продолжалась до 1 апреля, после чего «Inchon» и «Cleveland» ушли для отдыха в Субик-бей, и по прибытию туда  вертолетоносец «CLEVELAND» LPD-7 закончил свое участие в операции.

 2 апреля из-за отказа рулевого винта был потерян второй вертолет CH-53. Он приводнился в порту Хайфона, его команда была спасена. Для проверки всех машин полеты временно прекратили и возобновили 6 апреля.

В апреле американский морской технический персонал также подготовил 50 северо-вьетнамских моряков для самостоятельного траления.

6 апреля к Хайфону из Субик-Бей пришел танкодесантный корабль «WASHTENAW COUNTY» LST-1166/MSS-2, экипаж его был из добровольцев так как он должен был проверить качество траления ходя по бывшим минным полям.  14 апреля  судно «MSS 2», заполненное разным материалом для веса и с командой добровольцев на борту, выполнило шесть  проходов по фарватеру в Хайфон, чтобы удостовериться, что никакие мины не оставались активными на водной дороге. Планировалось сделать еще 6 рейсов, но после двух рейсов выполненных 15 апреля, остальные так и не были выполнены из-за осложнения в переговорах и приостановки траления. «WASHTENAW COUNTY»  вернулся в Субик-Бей где простоял 50 дней ожидая продолжения своего участия в операции. 15 июня вышел и утром 20 июня был в районе Хайфона, но уже как плавбаза тральщиков. 

15 апреля после передышки в Субик-бей к Хайфону вернулся  вертолетоносец «Inchon»  с 463 эскадрильей на борту. 17 апреля операция была приостановлена из-за того, что по данным США, Ханой не выполнял своих обязательств по Парижскому соглашению. 22 апреля был  отдан приказ на возвращение Целевой группы 78 к заливу Субик, имея необходимые силы в 48 часовой готовности к возобновлению разминирования.  Впоследствии, 11 мая срок готовности был увеличен до 72 часов. Силы TF-78 покинули район и 24-25 апреля вернулись в Субик-Бей. По прибытию туда участие в операции прекратил вертолетоносец «New Orleans» LPH-11  и «Cleveland» LPD-7.

В конце мая - начале июня 1973 г. в Париже проходили вьетнамо-американские переговоры, завершившиеся подписанием 13 июня коммюнике всеми четырьмя сторонами - США, ДРВ, Республикой Вьетнам и Временным революционным правительством.

Траление возобновилась 18 июня, когда американские лидеры убедились что Северный Вьетнам будет выполнять соглашение.

К силам участвовавшим в тралении 19 июня присоединился вертолетоносец «Tripoli» LPH-10, 17 июня вышедший из Субик-Бей. Он сменил  вертолетоносец «New Orleans» LPH-11, став флагманом соединения. В тот же день на борт вертолетоносца прибыл командующий TF-78 контр-адмирал Брайн Макколи, который  начал переговоры с представителями ДРВ, об освобождении американских военнопленных. Так же ушедший «Cleveland» был заменен на десантно-вертолетным кораблем-доком «Dubuque» LPD-2. Когда в апреле операции были приостановлены, траление подходов к Хайфону было завершено, за исключением последних демонстративных проходов. Они теперь были  быстро выполнены, и адмирал McCauley уведомил вьетнамцев, что порт Хайфон с 20 июня открыт. Очистка вод у портов  Хонгай и Камфа была завершена  27 июня. Переговоры успешно закончились 28 июня.

Затем 78-е оперативное соединение сконцентрировалась на очистке прибрежных районов города Винь, Quang Khe и Hon La. Так вертолеты с борта десантного корабля «Odgen» LPD-5 с 26 июня по 10 июля вели разминирование подходов к Хон Ла, а с 10 по 15 июля в районе Hon Matt. Эти районы были протралены к 5 июля. Американцы предложили очистить от мин другие прибрежный районы ближе к разделительной полосе но получили отказ от руководства ДРВ. 

18 июля 1973 г. США объявили о выводе всех кораблей США, участвующих в разминировании территориальных вод ДРВ. К этому времени американская сторона завершила очистку от мин 10 фарватеров, ведущих с моря к портам Северного Вьетнама. 2 августа 1973 г. военное командование США сделало официальное заявление, что операция ENDSWEEP завершена.

Из 10 океанских минных тральщиков фактически были задействованы 6, которые провели на тралении 439 часов, а 4 были в резерве. Американские вертолеты-тральщики протралили до 27 тыс. кв. миль. За время траления американцы потеряли 3 вертолета. Для уничтожения мин с гидродинамическими взрывателями американцы применяли прерыватели (баржи) длиной до 100 м, которые буксировались кораблями малого водоизмещения. Длина буксирного троса устанавливалась около 200 метров. Трал МОР применялся в мелководных районах и для поверхностного траления. Каждый день операции оценивался более чем 1,3 миллиона долларов. Общая стоимость операции “EndSweep” составила 20.394.000 долларов, включая 294.000 долларов для ремонта пострадавшего от огня тральщика «ENHANCE» MSO-437.

По окончании операции отряд тральщиков понес еще одну потерю, 24 августа 1973 г. при переходе из Субик-Бей на Гуам, в результате пожара в машинном отделении затонул тральщик «FORCE» MSO-445, экипаж спасся, покинув корабль на лодках и плотах. Их подобрал норвежский торговый корабль.

В акватории портов работали сами вьетнамцы. В Хайфоне действовал саперный отряд под командованием Чан Вьет Чана, в который входили работники порта - грузчики, крановщики, портовые механики. Ими за три месяца 1973 г. было извлечено из фарватера, ведущего из моря в порт, сотни мин и бомб различных видов.

Спустя какое-то время советские водолазы провели работы по уничтожению оставшихся мин в районе порта Хайфон, в числе их был мичман В.Паламарчук (Черноморский флот), награжденный за это орденом Красной Звезды. Кроме того в 1973 году в Тонкинском заливе в зоне боевых действий на минном поле в районе порта Хайфон нес боевую службу оперативный отряд под командованием командира бригады разведывательных кораблей капитана 1 ранга Лукаша Д.Т. в составе двух тральщиков пр.264А «МТ-4», «МТ-5» в обеспечении танкера «Владимир Колечицкий».

Бомбардировки с воздуха, пиратские рейды американских кораблей и минирование побережья снова задержали развитие вьетнамского торгового флота. И все же к 1973 г. он увеличился до 280 моторных судов, общий тоннаж которых в 17 раз превышал тот, с которого в 1956 г. начинала государственная компания. После открытия портов ДРВ в них опять пошли советские суда с грузами. Кроме того, для укрепления торгового судоходства летом 1973 г. состоялась торжественная церемония передачи ДРВ теплоходов: «Зайсан» (в флоте ДРВ «Хонгха») и «Синегорск» из Дальневосточного пароходства (в флоте ДРВ «Song Da»), «Усть-Камчатск» из Камчатского пароходства (в флоте ДРВ «Лозианг»)  и танкера «Вилюйск» из Приморского пароходства. Дальневосточные моряки продолжали осуществлять внутренние перевозки между портами Вьетнама, в июне 1973 г. там работали экипажи судов «Галич» и «Боцман Зотов».

31 декабря 1974 г. последний разведывательный корабль - МРЗК «Курсограф» вернулся в базу из Токийского залива. Так закончилась славная «вьетнамская» эпопея бригады. А 1 мая 1975 г. моряки 38 ОБРРЗК с удовлетворением смотрели по телевидению освобождение Сайгона, ликвидацию марионеточной администрации и бегство американцев на вертолётах с крыши американского посольства в Сайгоне.

За обеспечение Вьетнама необходимыми грузами и проявленное при этом мужество в 1973 г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда боцману теплохода «Бабушкин» Черноморского пароходства К.А.Гонтарю, капитану теплохода «Александр Серафимович» Дальневосточного пароходства А.В.Зиновьеву, старшему механику теплохода «Степан Вострецов» Приморского пароходства С.Г.Пирогову. Теплоходы «Балашиха», «Ижма» и «Амбарчик» были награждены орденом Дружбы народов. Имена героев, погибших при выполнении интернационального долга, были присвоены дальневосточным судам «Механик Рыбачук» и «Боцман Зотов» и черноморскому теплоходу «Валентин Хуторской».

По результатам работы на Вьетнамском направлении начальником Дальневосточного морского пароходства Валентин Петрович Бянкин был представлен к званию Героя Социалистического Труда. Как вспоминал тогдашний первый секретарь Приморского крайкома КПСС В.П. Ломакин: «На эти же годы подъема и роста выпадают и тяжелые времена, связанные с вьетнамо-американским конфликтом? Бянкину тогда приходилось принимать очень непростые решения. Пароходство выдвинулось на линию огня. Так или иначе, оно принимало участие в военных действиях...

- Об этом много написано. И о заминированных портах, и о трагедии «Гриши Акопяна», и о том, что Бянкин дневал и ночевал в пароходстве. Радиограммы из Хайфона напоминали военные сводки. Кто только не был с ним на связи в эти дни. Председатель правительства, министр обороны и так дальше...

И у нас с Валентином Петровичем было полное взаимопонимание и полное единодушие в оценке действий и принятии оперативных решений.»

Но Бянкин  Героем не стал, из-за анонимок и интриг. А ведь вся его стратегия во время вьетнамской эпопеи была одобрена Москвой и ею поддержана. Как вспоминал тогдашний начальник порта Николай Цах: «Он более, чем кто другой, заслуживал этой награды.  Но завистники и «доброхоты» в Москве и на местах сделали свое черное дело. Труд Валентина Петровича, его неоценимый вклад в борьбу вьетнамского народа за свою независимость не был отмечен. Никак. Все получили награды - причастные и непричастные. Даже я, как начальник порта. Обошли только его.»

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.