Розин Александр.
1972 г. последний всплеск агрессии - минирование северо-вьетнамских портов. Советские моряки в оказании интернациональной
помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
15. Итоги
минно-заградительной операции.
Минно-заградительная операция, начавшаяся 9
мая, продолжалась в течение почти восьми месяцев. Последние мины МК-36 были
выставлены на подходах к порту Винь 14 января 1973 г.
самолетом A-6 эскадрильи VA 35 с авианосца «America».
В течение восьми месяцев было
установлено 108 мин МК-52, они использовались только на главном проходном
канале Хайфона. И 11.603 мины МК-36 были установлены в прибрежных и внутренних
водах ДРВ. (Помимо этого ВВС сбросили приблизительно 2.048
мин МК-36 на наземные цели, чтобы
прекратить работу поездов, грузовиков и других наземные транспортных средств.
Но эти мины не включены в общие количество использованных в
ходе операций «POCKET MONEY»/ «Linebacker».)
Всего приблизительно 5200 мин были положены в ходе операции «POCKET MONEY» и приблизительно 6500 в ходе операции «Linebacker».
Средняя плотность минных заграждений
составляла 70 - 80 мин на милю фронта заграждения, а в некоторых местах и до
150 мин. Для установки такого количества мин потребовалось выполнить 1.149
вылетов, что составило приблизительно 3% боевых вылетов выполненных в этот
период самолетами авианосцев. Десять авианосцев участвовали в операции, один
самолет A-7E был потерян во время кампании
по минированию. 24 декабря 1972 г. A-7E с авианосца «Ranger» был потерян при постановке мин МК-36 в Камфе.
Стоимость минно-заградительной операции,
включая мины и затраты на доставку их самолетами составила 9.506.314 долларов.
Один самолет A-7E был потерян при осуществлении операции - его стоимость составляла
3.030.000 долларов.
Срок жизнедеятельности первых мин
МК-52 определялся в 116 дней. Часть первых МК-36 должны были самоликвидироваться
через несколько дней после постановки, чтобы убедить руководство ДРВ и мир что мины закрывают пути. Значительное
большинство Мк-36 ставилось к
самоликвидации через 100 дней. Столь длительный срок жизни служил очень
практической цели - он минимизировал число миссий авиации для восстановления
минных полей.
В начале июля 1972 г. авиация США сбросила
сотни новых мин на морских подходах к порту Хайфон и в устьях рек Нинько, Зиань, Ванук и других. Всего к концу июля с 8 мая ими было
поставлено 6200 мин. Число активных мин достигло пика 1 августа. После этого их количество
снизилось из-за штормов и заданных программ к самоуничтожению.
Мины
МК-52 первой волны, самоликвидировались в
течение первой недели сентября, но до того как это случилось новые МК 52 были
повторно выставлены 11 августа, со сроком жизни в 116 дней который истекал в
первую неделю декабря. После очередного срыва в конце года на мирных
переговорах, новые 36 мин МК-52 с тем же
сроком жизни были положены 17 декабря. Таким образом, последние МК-52 были
активны до апреля 1973 г. На завершающем этапе в ноябре и декабре для минирования были
использованы 951 новая мина Мк-36 Мод. 4.
По мнению многих американских специалистов,
именно постановка мин у северо-вьетнамских портов вынудила Северный Вьетнам
начать мирные переговоры. Минная блокада вьетнамских вод наглядно показала, что
по критерию «стоимость-эффективность» морское минное оружие претендует на одно
из первых мест среди обычных видов вооружения.
Результатами минно-заградительной операции
были:
·
Закрытие трех морских портов ДРВ к
иностранной отгрузке в течение 300 дней.
·
Многократное увеличение нагрузки на
железнодорожную сеть Китая для транспортировки грузов в ДРВ.
·
27 иностранных судов участвовавших в
снабжении потеряли в блокаде 8000 судодней.
·
Уменьшение общего количества импортируемых
грузов на 30 %.
·
Прекращение экспорта ДРВ, что лишило его
источника иностранной валюты.
·
Уменьшенные прибрежных перевозок с 800 тонн
в день до 150 тонн, увеличение нагрузки на внутреннюю транспортную систему.
Потери, понесенные вьетнамской стороной на
минах, составили 30 небольших судов. По крайней мере, в трех инцидентах это
были рыбацкие лодки, которые погибли на минах с экипажами, и паром, который
пересекал гавань Хайфона с киногруппой на борту, в результате четверо были
убиты и четверо ранены.
При этом американцы сами понесли потери от
своих мин. Начиная с 4 июня 1972 г. пять
американских эсминцев испытали на себе эффект подводных взрывов мин на
мелководье у берегов Вьетнама.
4 июня ракетный эсминец «Strauss» DDG-16 обстреливавший
позиции северо-вьетнамских частей приблизительно в 20 милях к северо-востоку от
Донгхой, испытал на себе два взрыва мин примерно в 30
метрах от корпуса, судно повреждений не получило, но было залито илом.
17 июля
во время выполнения очередной задачи в районе острова Хон-Ла в Тонкинском заливе от
подрыва на двух минах американцы фактически потеряли эскадренный миноносец «Warrington» DD-843. «Warrington» и два других эсминца
действуя у острова Хон-Ла (Hon La) который
приблизительно в 20 милях от города Донгхой (Dong Hoi), обстреливали
небольшие вьетнамские суда, пытающиеся перемещать груз на берег с трех
китайских грузовых судов поставленных на
якорь на расстоянии от берега. Взрывы мин произошли в 5,5 и 8 метрах от судна. Взрыв
первой мины произошел в районе носовой орудийной установки. Корабль получил
сильное ударное сотрясение: часть обшивки корпуса была вдавлена внутрь от
форштевня до 40-й шпации; многие шпангоуты были скручены; несколько
водонепроницаемых переборок деформировано. Большие повреждения получили многие
механизмы; редукторы главных машин были смещены; большое число трубопроводов в
носовой части корабля лопнуло, часть вспомогательных механизмов сдвинулась с
фундаментов. «Warrington» продолжал движение по
инерции. Он прошел около 200 м, когда под средней частью произошел взрыв второй
мины. В результате в нескольких местах появилась течь корпуса. От ударных
сотрясений пострадали почти все механизмы корабля, электрооборудование,
средства связи и РЛС. Поврежденный корабль отбуксировали в Субик-Бей.
В тот же день командующий 7-м флотом США вице-адмирал Холлуэй, державший фланг на крейсере «Newport News», отдал приказание: «Всем кораблям в Южно-Китайском море временно
запрещается подходить к берегу ближе трех миль».
Специально созданная комиссия пришла к
выводу, что корабль подорвался на двух минах Mk 36,
которые “случайно” сбросил американский самолёт “Скайхок”
во время массированных постановок мин у северо-вьетнамского побережья. При
тщательном обследовании «Warrington» выявилось, что
восстановлению он не подлежит. По грубым подсчетам, ремонт мог обойтись почти
вдвое дороже первоначальной стоимости эсминца. «Warrington»
решили сдать на слом.
Спустя месяц после подрыва «Warrington» 17 августа приблизительно в 60 милях к
юго-востоку от места его подрыва эсминец
«Hollister» DD-788 испытал на себе один подводный взрыв,
произошедший в 18 метрах от корабля. Сильный удар почувствовали по всему судну, но никакой повреждений не было.
21 августа сторожевой корабль «Holt» DE-1074 действовавший в 6 милях от
демилитаризованной зоны ощутил на себе два подводных взрыва, самый
близкий взрыв был в 12 метрах от судна, корабль получил легкие повреждения
оборудования.
Последний инцидент имел место 17 декабря 1972 г., когда ракетный эсминец «Hoel» DDG-13 испытал один сильный
подводный взрыв действуя приблизительно в 8 милях к северо-востоку от Донгхой. Судно повреждений не получило.
Розин Александр.