На Главную.

 

Розин Александр.

Советский ВМФ в сдерживании и прекращении «шестидневной войны» в 1967 г.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

 

9. Действия на море ВМС арабских стран и Израиля.

 

Скоротечность Шестидневной войны попросту не дала возможность флотам Египта и Израиля проявить себя.

Состав флотов Израиля, Египта и Сирии.

Класс судна

Израиль

Египет

Сирия

Эсминцы

2

6

-

СКР

2

6

-

Подводные лодки

4*

11

-

Тральщики

-

15

2

Корабль ПЛО

-

12

-

Ракетный катер

2**

14

6

Торпедный катер

12

44

12

Десантные суда

12

28

4

Сторожевой катер

5

3

18

 *Фактически в Израиле только две Z-71 «Tanin» и «Z-73 Rahav»  из них только одна «Tanin» боеспособна. Две другие «Leviathan» и «Dakar» в ноябре 1964 г. были приобретены в Великобритании и там же находились на модернизации. 25 мая 1967 г. покинула Англию Z-75 «Leviathan» она прибыла в Израиль 12 июня - через день после окончания Шестидневной войны.

** 2 ракетных катера класса Саар построены во Франции, прибыли в Хайфу  в апреле 1967 г. «MlVTAKH” и в мае «MlSNAK», были без ракетного вооружения.

 

ВМС Израиля.

Командующим ВМС Израиля был адмирал Шломо Эръэль (Shlomo Erel, 1 января 1966 - 1 сентября 1968 гг.)

По данным справочника Jane's Fighting Ships 1966-1967 в составе ВМС Израиля было:

4 подводных лодки:

2 класса  "T" - «Левиафам» (LEVIATHAN) (бывшая британская «Torpin») и «Дакар» (DAKAR) (бывшая британская «Totem»). Куплены в ноябре 1964 г., в Израиль прибыли в июне 1967 и в начале 1968 г.

2 класса “S” -  «Танин» (TANIN) (бывшая британская «Springer») 71 и «Рахав» (RAHAV) (бывшая британская «Sanguine) 73. Куплены в октябре 1958 г., прибыли в Хайфу соответственно 16 декабря 1959 г. и 16 июня 1960 г.

2 эсминца класса “Z” - «Эйлат» (ELATH) (бывший британский «Zeolous») 40 и «Яффа» (YAFFO) (бывший британский «Zodiac») 42. Куплены в 1956 г.

1 фрегат класса “Hunt” - «Хайфа» (HAIFA) 38. Бывший британский «Mendip», с ноября 1949 г. куплен Египтом «Mohamed ali-El-Kebir», с 1951 г. «Ibrahim el Awal».  31.10.1956 г. захвачен Израилем и в январе 1957 г. Вошел в состав ВМС Израиля.

1 Патрульный корабль класса РС - «Ногах» (Nogah). Бывший американский «РС-16».

12 Торпедных катеров:

3 типа Baglieto -  «Офир» (OPHIR) T-150, «Схва» (SHVA) T-151, «Тарчиш» (TARSHISH) T-152. Построены в Италии в 1856-1957 гг.

6 типа Meulan  -  «Фях» (AYAH) T-200, «Баз» (BAZ) T-201, «Дая» (DAYA) T-202, «Пересс» (PERESS) T-203, «Тахмасс» (TAHMASS) T-204, «Ясщщр» (YASOOR) T-205. Построены во Франции в 1950-1951 гг.

3 построенных в Англии «Лилитт» (LILITT) T-209, «Шалдагг» (SHALDAGG) T-210, «Тиншеметт» (TINSHEMETT) T-212. Построены в Англии в 1942 г.

2 Сторожевые катера - «Ярден» (YARDEN) 42 и «Яркон» (YARKON) 44. Построены в ФРГ в 1957 г., второй 25 июля 1956 г. 

3 патрульных катера «Дрор» (DROR) (бывший «М-21»), «Саар» (SAAR) (бывший «М-35») и «Тирца» (TIRTSA). Бывшие английские, построены в 1943 г.

Десантные суда:

3 десантных судна типа LCI (водоизмещение 730 тонн): П-61 "Ашдод", П-63 "Ашкелон", П-65 "Ахзив".

3 десантных судна типа LCT  (водоизмещение 122 тонны): П-51 "Эцион Гевер", П-53 "Кейсария" и П-55 "Шекмона". Могли разбираться на 2 части для перевозки в Эйлат на грузовиках. Бывшие американские 640,  673, Siebel Ferrys, и бывшее британское судно типа LCT (6).

8 десантных катеров типа LCM.  1 в Хайфе, 4 в Эйлате (включая 2 прибывших из Хайфы) и 3 на Кинерете.

 

Основная часть ВМС - включая все эсминцы, подводные лодки и десантные корабли базировалась на Средиземном море. На Красном море находились 3 торпедных катера и 4 десантных катера (в т.ч. 2, переброшенные по суше из Хайфы в "период ожидания"), а также сторожевой катер полиции и 8 мобилизованных гоночных катеров. На озере Кинерет находились 3 десантных катера, использовавшихся в качестве сторожевых.

Флотилии и подразделения:

- 1-я флотилия (эсминцы);

- 3 дивизиона торпедных катеров:

912-й дивизион - на Красном море, 914-й дивизион и 915-й дивизион - на Средиземном море;

- 7-я флотилия (ПЛ);

- 11-я флотилия (десантные корабли и катера):

"береговое звено" ("Хулият Хоф") - небольшое подразделение, в задачу которого входила разведка побережья перед высадкой морского десанта;

922-й дивизион - 3 т.н. "36-метровых десантных корабля";

924-й дивизион - 3 т.н. "60-метровых десантных корабля";

подразделение 788 - 3 десантных катера LCM (НАМАХ), использовались как сторожевые катера на Кинерете;

- 13-я флотилия (морские коммандос);

- дивизион мобилизованных рыболовецких судов (6 штук, ещё 2 переданы для нужд 13-й флотилии);

- подразделения обнаружения, связи и тылового обеспечения, судоремонтная верфь;

- береговые РЛС-станции; незадолго до войны на вооружение были поставлены РЛС нового типа.

 

ВМС Египта.

 

Командующим ВМФ Египта был адмирал Сулейман Азат  (Suleiman Ezzat, 15 сентября 1952-10 июня 1967 гг.)

В составе ВМС Египта:

6 эсминцев:

2 типа «Z»: «Эль Каухер» (El Qaher) (бывший «Myngs»), «Эль Фатех» (El Fateh) (бывший «Zenith») Проданы Англией в мае 1955 г.

4 проекта 30-бис: «Аль Насер» (Al Nasser) (бывший «Совершенный»), «Аль Зафер» (Al Zafer) (бывший «Сметливый»), «Дамиетта» (Damietta) (бывший «Беспощадный»), «Суэц» (Suez) (бывший «Бурный»). Переданы СССР, два в июне 1956 г. и два в январе 1962 г.

6 сторожевых кораблей:

«Тарик» (Tarik) до 1954 г. «Эль Малек Фарук» (El Malek Farouk)  11.1949 г. передан Англией, бывший шлюп тип «Блэк Суон» - «Whimbrel»

 «Рашид» (Rashid) 11.1948 г. куплен в Англии тип «Ривер 1 серии» «Spey».

«Эль Судан» (El Sudan) 10.1949 г. передан Англией тип «Флауэр 1 серии» - «Mallow».

«Мохамед Али» бывший «Порт Саид» (Port Said) 07.1950 г. куплен в Англии тип «Хант 1 серии» «Cottesmore».

 «Наср» (Nasr) 1946 г. куплен в Англии бывший тральщик тип «Бэнгор 3 серии» - «Bude».

«Матрух» (Matruh) 1946 г. куплен в Англии бывший тральщик тип «Бэнгор 3 серии» - «Stornoway».

12 подводных лодок:

5 проекта 633  «С-32», «С-34»,  «С-352», «С-353», «С-354»

5 проекта 613 «S-2» («С-182»),  «S-5» («С-184»), «S-6» («С-228»), «S-7» («С-226»), «S-8» («С-227»)

1 проекта 96 «М-271». Передана СССР в 1957 г. Учебная.

14 ракетных катеров (8 проекта 183Р, 6 проекта 205)

44 торпедных катера (2 английских, 36 советских проект 183 и 6 югославских).

12 противолодочных кораблей:

2 проекта 122бис: «Эль Мануфи» (бывший «БО-383»), «Эль Файум» (бывший «БО-374») Переданы СССР.

10 проекта 201 М (заводские номера 526, 558, 559, 562, 573-578). 8 переданы СССР в 1962-1967 гг., 2 собраны в Александрии из доставленных деталей.

15 тральщиков:

6 БТЩ тип «BYMS»: «Ариш» (ARISH) (ex-BYMS 2028), «Кайсариа» (KAISARIA) (ex-BYMS 2075), «Кардофан» (KORDOFAN) (ex-BYMS 2212), «Малек Фуад» (MALEK FUAD) (ex-BYMS 2035), «Нахариа» (NAHARIA) (ex-BYMS 2069), «Рафан» (RAFAH) (ex-BYMS 2149). В 1947 г. куплены в Англии.

7 МТЩ проект 254К: «Шарких» (Charkieh), «Дакхла» (Dakhla), «Бахайра» (Bahaira), «Гарбия» (Gharbia),  «Синай» (Sinai), «Ассиут» (Assiur), «Минья» (Miniya). Переданы СССР - 4 единицы в 1956 г.,  3 единицы в 1962 г.

2 РТЩ пр.255К: «Эль-Файюх» (El Fayoum), «Эль-Ханюфиех» (El Manufieh). Переданы СССР в 1959 г.

3 сторожевых катера «Саб Эль Бахр», «Сакер Эль Бахар», «Хамза». Бывшие английские.

28 десантных катеров типа LCM.

1 транспорт «Эль Кусейр» 91. 1929 г.

2 яхты «Нтисар», «Эль Хуррия» (1865 г.)

 

ВМС Сирии.

 

2 тральщика пр.254 «Ярмук» (Yarmouk), «Хитин» (Hittine). Поставлены СССР в 1962 г.

6 ракетных катеров пр.183 (по классификации НАТО - Komar) «№41», «№42», «№43», «№44», «№45», «№46». Поставлены СССР в 1966 г.

3 патрульных корабля тип Аль Харисси (40) - «Акаба Бен Насех», «Аль Харисси», «Тарек Бен Саид». Бывшие французские охотники за подводными лодками.

12 торпедных катеров пр.123бис (по классификации НАТО - Р-4) .

На бумаге сирийский флот насчитывал до 47 судов и катеров, однако, только 12 были боеспособны. Тактическое мастерство сирийских команд было по израильским данным на низком уровне.

Помимо Египта и Сирии "флоты" имели Иордании - три маленьких патрульных катера в заливе Акаба, пять моторных лодок на Мертвом море и Саудовская Аравия которая заказала много прибрежных патрульных судов в Великобритании, но только, немногие из них были поставляли, да и они главным образом находились в порту.

 

ВМС Израиля как армия и ВВС готовились к нанесению превентивного удара по арабским странам. Командующий ВМС Израиля адмирал Шломо Эрьэль не строил иллюзий насчет возможного победителя в случае прямого сражения его флота с многократно превосходящими военно-морскими силами Египта и Сирии, или защитить побережье Израиля от атак быстроходных арабских боевых кораблей.  Поэтому он разработал план атаки на арабские корабли прямо в их базах с началом войны в основном силами спецназа ВМС, которых весной 1967 г. на действительной военной службе было всего 20 человек.

Сразу же после того как 23 мая кабинет министров проголосовал за превентивный удар, Эрьэль отдал приказ подводной лодке «Tanin» с боевыми пловцами 13 флотилии на борту выйти в море, так как он  был уверен, что война начнется 25 мая. В ночь на 25 мая «Tanin» расположилась в 80 км от Александрии. Когда нападение на Египет было отложено, субмарина 31 мая вернулась в Хайфу. В порту она стояла недолго и уже 2 июня «Tanin» снова направилась к Александрии. По официальной версии она должна была вести разведку, и сообщить о выходе к Израилю египетских военных кораблей. Фактически имея на борту боевых пловцов, она с их помощью должна была атаковать корабли противника в гавани.

Для транспортировки бойцов 13-й флотилии и их оборудования к сирийским портам было выделено три корабля: сторожевой корабль «Nogah» (бывший американский корабль ПЛО типа РС), маленькое научное гидрографическое судно «Shikmona» и  реквизированное рыболовецкое судно «Galim». Адмирал Эрьэль запланировал с их помощью атаковать  три сирийских порта (Тартус (Tartus), Minet-el-Beida и Банияс (Baniyas)), нападение на главный сирийский порт Латакия не планировалось, так как адмирал считал что там есть риск неосторожно поразить один из советских грузовых судов, которые постоянно разгружались в Латакии.

4 июня все три судна, назначенные для операции против сирийских портов, вышли из  Хайфы. Боевые пловцы с «Nogah» должны были атаковать Банияс, «Galim» - Minet-el-Beida, а «Shikmona» - Тартус. Когда превентивный удар по Египту был нанесен все три корабля достигли своих позиций у сирийских портов. В 14.30  5 июня капитаны получили  "зеленый свет" для начала операции. Но ни одну из них провести не удалось. У «Galim» сначала были проблемы с ее оборудованием, потом оказалось что из-за этого у коммандос и моряков в случае проведения операции не останется шансов благополучно уйти и было решено прекратить операцию. «Nogah» подойдя к порту Банияс фактически столкнулся с сирийскими торпедными катерами и только темнота позволила им разойтись незамеченными, после чего корабль предпочел уйти. «Shikmona» из-за навигационной ошибки слишком поздно подошла к Тартусу, и опасаясь обнаружения она также прервала операцию.

Действия израильского флотского спецназа против египетских портов окончилось более трагично, боевые пловцы попали в плен не выполнив задачи.

В 19.00 5 июня израильская подлодка «Tanin» (лейтенант-коммандер Абрахам Дрор) скрытно высадила группу из шести боевых пловцов из состава разведывательно-диверсионной 13-й флотилии у входа в порт Александрии. Они собирались атаковать суда, стоявшие в порту. Судя по всему, целью водолазов были стоянки египетских эсминцев, ПЛ и ракетных катеров. Однако оказалось, египтяне активно вели противолодочные и противодиверсионные действия. На входе и в бассейне порта патрулировали египетские катера, экипажи которых время от времени сбрасывали в воду гранаты. Эсминцы размещенные в Александрии в целях предосторожности с наступлением темноты каждый день меняли свою стоянку, с 14 мая когда на флоте была объявлена полная готовность. В таких условиях атака из-под воды была невозможна. «Коммандос» начали отходить. Из-за сильного течения и потери ориентации пловцы на три часа опоздали на встречу с подводной лодкой, которая ушла без них. Командир группы принял решение искать укрытие на берегу. Там израильтяне собирались переждать день, а затем ночью перебраться на одно из торговых судов. Этот план не удался. Диверсантов обнаружили мобилизованные египетские рыбаки, несшие патрульную службу вблизи базы. В полдень 6 июня четыре израильских водолаза были замечены в воде вблизи яхтенной гавани восточнее Александрии и взяты в плен. Еще двое были схвачены четыре часа спустя. По утверждению египтян, они были схвачены в тот момент, когда пытались овладеть моторной лодкой и бежать на ней.  Пойманные рыбаками израильтяне были переданы военным жандармам.

Нет ясности, осуществили или нет подрывы, каких либо судов диверсанты. Командир бригады эсминцев адмирал Ashraf Refaat в своих воспоминаниях говорит, что поиски водолазов начались после взрыва около старой землечерпалки, которая находилась у бакена напротив волнореза, как раз там, где раньше стояли эсминцы.  Он писал: «…нападение израильских водолазов на Александрию потерпело неудачу и привело к незначительным повреждениям землечерпалки и баржи».  В свою очередь Черчилль Р.С. и У.  в книге «Шестидневная война»  писал «По израильским сведениям, водолазам удалось повредить, а возможно и уничтожить две египетские подводные лодки и два ракетных катера типа "Оса". » Что уж явно не так.  В журнале  «Альманах Войны» № 1 (5) 2004 г. Exeter в статье «ДЭПЛ в боевых действиях в ходе локальных войн 1965-1973 годов» писал что: «Согласно египетским данным, израильским боевым пловцам удалось подорвать лишь старую землечерпалку и баржу, а также повредить плавучий док.» Но по данным современных публикаций о израильском флоте какие-либо успехи отрицаются.

Подлодка «Tanin» была обнаружена еще на подходе к Александрии вечером 5 июня гидроакустикой стоявшего у входа в гавань египетского эсминца «Suez» (бывший «Бурный» проекта 30бис), однако решения об атаке неопознанной ПЛ не было принято, поскольку египетским командованием было сочтено, что она может быть одной из египетских подводных лодок, как раз в это время выходивших для развертывания к побережью Израиля.  «Tanin» 6 июня продолжала находиться у Александрии, надеясь на возвращение диверсантов. При этом она обнаружила и атаковала двумя торпедными залпами, по 4 торпеды в каждом вышедший в базовый дозор египетский фрегат «Tarek» (бывший английский шлюп Whimbrel). Фрегат от торпед уклонился, контратаковал ПЛ глубинными бомбами и повредил ее, она вернулась в Хайфу только 9 июня. В дальнейшем контр-адмирал Дрор  стал  командующим  подводными  силами  Израиля.

Операция у Порт-Саида тоже оказалась сорвана египетскими патрульными судами.  Когда отряд израильских судов в составе эсминца и двух торпедных катеров приблизился к Порт-Саиду, он был встречен перед волнорезом двумя египетскими ракетными катерами типа "Оса". Израильтяне открыли по ним огонь с расстояния 914 метров (1000 ярдов) из 20-миллиметровых пушек, и египтяне поспешно повернули назад в гавань, не сделав ни одного выстрела.  Как утверждали израильтяне, оба египетских катера были повреждены, хотя это сомнительно. Затем израильские водолазы безуспешно пытались установить местонахождение трех египетских торпедных катеров и трех спецсудов по борьбе с подводными лодками, которые, по их сведениям, должны были находиться в порт-саидском порту, помимо двух ракетных катеров типа "Оса". Им удалось обнаружить только два нефтеналивных танкера, которые они не решились подорвать из опасения, что от пожара могут пострадать мирные жители. Отряд патрулировал всю ночь у входа в гавань, ожидая прибытия египетских подкреплений, но никто не появился, ибо египетские силы в Александрии были также заняты отражением израильской атаки.

Атака израильских военных кораблей на Порт-Саид не повела к уничтожению судов противника, но она достигла одной важной цели: предотвратила обстрел Тель-Авива ракетами с радиусом действия 35 миль, снабженными 1000-фунтовыми боеголовками. Этими ракетами были оснащены египетские ракетные катера. На следующее утро  -  6 июня египтяне перевели свой флот из Порт-Саида в Александрию, и Тель-Авив оказался вне досягаемости ракет, которыми были оснащены катера типа "Оса" и "Комар".

Первым из египетских боевых кораблей утром 5 июня в бой вступил эсминец «Al-Fateh», находящийся на патрулировании у Шарм-эль Шейх в Красном море. Там он был первым кто обнаружил начало воздушного нападения ВВС Израиля и открыл огонь по израильским самолетам.

Египетские ВМС которыми командовал адмирал Солиман Эззат, держался  пассивно, несмотря на многократное превосходство в корабельном составе, из-за отсутствия эффективного планирования их действий и общей потери контроля в ставке.

И все же вечером 5 июня бригада эсминцев была направлена в море на восток до Дамиетты на поиски израильских судов которые как предполагали захотят нанести удар по Александрии. Эту операцию выполнили эсминцы «Domiat» and «Port Said», эсминец класса Hunt и 3 торпедными катерами.

Подобные рейды в последующие дни в условиях господства израильской авиации в вечернее время выполнялись египетскими ракетными катерами к востоку от Порт-Саида. Но в ходе этих рейдов израильские суда не были обнаружены. 

Это произошло по тому, что весь израильский флот после неудачных попыток разгромить врага в базах  был направлен на оборону своего побережья, от возможных действий арабских флотов и десантных операций. Корабли и суда ВМС Израиля использовались как патрульные суда. Чтобы усилить оборону Хайфы и Тель-Авива на побережье были развернуты 40-мм пушки. Однако египетский флот оставшись без прикрытия со стороны авиации не рискнул провести атаки на израильские порты и использовал только подводный компонент своего флота.

Единственной наступательной операцией египетского флота,  было направление 6 июня, трех подводных лодок  к израильским берегам: одна появилась севернее Хайфы, другая - южнее Хайфы и третья - около Ашдода. Эти лодки не произвели ни одной атаки. Так как все торговое судоходство израильскими судами и другими кораблями идущими в их порты было прекращено в начале войны. Кроме того тактика египетских подводников была на уровне времен Второй Мировой войны, они очень часто без нужды использовали перископы для ориентировки, не доверяясь современной аппаратуре, что в конечном счете и привело к обнаружению лодок.

Утром 6 июня израильское патрульное судно в районе Хайфы обнаружило торчащий из воды перископ и оповестило об этом корабли флота. На поиск отправились эсминцы «Elath», «Yaffo» и вернувшийся из безрезультатного рейда к сирийским берегам сторожевой корабль «Nogah». Надводные корабли обнаружили и  атаковали египетскую субмарину  у Ашдода утром 6 июня, по заявлениям израильтян после атаки на поверхности вышло немного нефтепродуктов и они считали, что подлодку они повредили.

Второе столкновение имело место около полудня 7 июня  израильский фрегат «Haifa» патрулировавший в районе Хайфы обнаружил две египетские субмарины около ливанской границы и немедленно атаковал их глубинными бомбами. Одна из подлодок ушла на большой скорости, а вторая по израильским данным была повреждена и была вынуждена вернуться в базу.  В результате бомбометания на поверхности моря наблюдалось масляное пятно. По  израильским данным, это была подводная лодка пр. 633 с бортовым номером "24". 

Египетский флот, однако, никогда не подтверждал повреждение или потерю какой либо из своих подлодок.

8 июня израильский флот отличился атакой на американский разведывательный корабль «LIBERTY», но об этом подробнее дальше.

Действия на Красном море тоже не отличались активностью. Египтяне были также пассивны, хотя там находилось 30% всего египетского флота - 3 эсминца, 1 фрегат, 2 субмарины и ряд ракетных и торпедных катеров. Единственное, что египтяне смогли предпринять в ходе войны, это направить в ночь на 6 июня два эсминца в том числе «Al-Fateh» и шесть торпедных катеров вверх по Акабскому заливу к Эйлату. Вопреки ожиданиям отряд не был ни обнаружен, ни перехвачен израильскими самолетами. Но когда до Эйлата оставалось приблизительно 20 миль командир отряда получил приказ из Каира прервать операцию. Дважды командование отряда запрашивало Каир о данном приказе и оба раза получали приказ возвращаться. В штабе опасались, что  отряд может понести потери, если он будет атакован авиацией.

Силы ВМС Израиля на Красном море -  3 торпедных катера из состава 912 дивизиона: «Офир» (OPHIR) T-150, «Схва» (SHVA) T-151, «Тарчиш» (TARSHISH) T-152,  4 десантных катера (в т.ч. 2, переброшенные по суше из Хайфы в "период ожидания"), а также сторожевой катер полиции и 8 мобилизованных гоночных катеров. В силу малочисленности они активных действий не предпринимали.

В свою очередь египетские корабли, опасаясь действий израильской авиации господствовавшей в небе, отошли в йеменский порт Ходейду в самую южную точку Красного моря для установления дальней блокады.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.