На Главную.

 

Розин Александр.

Советский ВМФ в сдерживании и прекращении «шестидневной войны» в 1967 г.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

 

11. Израильская атака на «Свободу» («LIBERTY»).

 

Американскому разведывательному судну «LIBERTY» было приказано  работать в нейтральных водах не приближаясь ближе чем на 100 миль к Израилю, Сирии и Египту и в 25 милях от Кипра. 8 июня в 8.50 (каирское время) два израильских истребителя облетев «LIBERTY» сообщили что это египетское судно идущее в Порт Саид. В 14.05 (каирское время) израильские истребители обстреляли  «LIBERTY» находившееся в 13 милях от Синайского полуострова, в районе Эль-Ариш. В 14.25 (каирское время) корабль был атакован израильскими торпедными катерами  «Т-203», «Т-204» и «Т-206» (катера французского производства, типа “Айа”, вооружение - 40-мм пушка на корме, 20-мм на носу и 2-450-мм (17,7 дюймов) торпедных аппарата). Корабль был серьезно поврежден в основном от авиационного удара, 34 члена экипажа погибли, более 170 получили ранения. Израильские катерники из 914 дивизиона, оказались не на высоте, даже  атакуя поврежденный корабль. «Т-206» выпустил 2 торпеды, с дистанции 1000 и 550 метров, промахнулся, «Т-204» выпустил 1 торпеду с дистанции 1500 метров, но она затонула на пути к цели, и только «Т-203» выпустивший 2 торпеды с дистанции 2000 метров, одной из них поразил цель.

«LIBERTY» осуществляя электронную разведку находился вблизи побережья, где шли бои, причем как становится известно он не один находился в этом районе. У берегов Синайского полуострова  находились пять западных подводных лодок - три американские «Amberjack» SS-522, «Trutta» SS-421, «Requin» SS-481, одна французская и одна итальянская субмарины. При этом  «Amberjack» SS-522, по словам членов экипажа, выполняя разведывательное задание находилась в пределах территориальных вод ОАР. А при переходе из района патрулирования в залив Сузарит), стали свидетелями израильской атаки, но никакой помощи «LIBERTY» не оказала из-за специфики своей миссии. По официальным заявлениям эта ПЛ в момент атаки находилась в 100 милях от района инцидента. Косвенно официальная версия  подтверждается временем прибытия «Amberjack» в залив Суза - 9 июня в 15.17.

Израильтяне долго не могли точно идентифицировать цель и сперва считали, что атакован египетский кавалерийский транспорт «Эль Кусейра» прибывший для эвакуации отступающих египетских частей, потом идентифицировали как советское судно и уж потом как американское. В течение времени, когда израильтяне думали, что они напали на советское судно, руководство страной пребывало в большом беспокойстве, что нападение могло вовлечь СССР в войну на стороне арабских стран, и возможно лишить израильтян успехов достигнутых к тому времени. И только в 15.12 (09.12 по вашингтонскому времени), спустя приблизительно 44 минуты после нападения было точно установлено, что атаковано американское судно.

Американские эсминцы «MASSEY» и «DAVIS» прибыли к «LIBERTY» 9 июня в 6.25 (0.25 вашингтонское время). Но раньше их предложили свою помощь экипажу поврежденного судна - советские моряки. В 2004 г. было опубликовано интервью с одним из членов команды «LIBERTY» мистером Хранковски в нем он  сказал: «американские корабли прибыли спустя 16 часов (после атаки). В ту ночь нам предложил помощь советский корабль. Они сказали, что их корабль останется на горизонте, и что они подойдут к нам в случае, если наш корабль пойдет ко дну». В течение нескольких лет ошибочно считалось, что это был эсминец, об этом написал бывший офицер «LIBERTY», старший лейтенант Джеймс Эннес в своей книге “Assault on the Liberty”:

 “…В течение вечера и ночи, когда судно медленно двигалось в северном направлении, другие суда или самолеты не появлялись. В полночь судно встретило советский ракетный эсминец 626/4, который передал семафор на английском языке. Обмен был следующий:

 626/4: Вам нужна помощь?

 «Либерти»: Нет, спасибо.

 626/4: Я буду рядом, на случай, если понадоблюсь вам.

 Следующие шесть часов советский эсминец следовал параллельным курсом на расстоянии нескольких миль. Когда утренняя заря занялась над Средиземным морем, на «Либерти» на экране РЛС были обнаружены на горизонте американские эсминцы "МэссиDD-778 (“Massey”) и “Дэвис” DD-937 (“Davis”). Советский эсминец отвернул на восток и «Либерти» присоединился к кораблям 6-го флота. Авианосцы были невдалеке позади эсминцев, и вертолеты утренней смены перевезли тяжело раненых членов экипажа «Либерти» на авианосец, в госпиталь. После этого «Либерти» продолжил движение на Мальту, где, как было объявлено экипажу, Военно-морской суд должен был расследовать обстоятельства нападения на судно».

Первым свою помощь поврежденному американскому кораблю предложил проходивший 8 июня в 22.40 (по вашингтонскому времени) рядом с ним советское грузовое судно «Пролетарск» (Proletrsk). Потом рядом проходил танкер «Николай Подвойский» («Nikolai Podvoysky»). Присутствие гражданских торговых судов объясняется тем, что они  шли в Египет или возвращались. Третьим был советский боевой корабль, БРК «Прозорливый» (к-3р. К.Жилин) с бортовым номером 626 он пришел к месту инцидента утром 9 июня. Советский эсминец, который Эннес именует номером 626/4 имел бортовой номер - 626, дробь 4 он получил после ошибочной интерпретации автором книги официальной записи в бортовом журнале.

С инцидентом «LIBERTY» связано очередное использование горячей линии между СССР и США. 8 июня в 9.48 (по вашингтонскому времени) президент Джонсон был информирован советником Национальной безопасности, что американское судно было торпедировано в восточном Средиземноморье, в тот момент национальная принадлежность нападавших была неизвестна. Подозревались египтяне и советские силы, и последнего американцы старались избежать. Вскоре виновник инцидента был установлен - израильтяне. Но к этому времени с авианосцев были подняты самолеты для защиты корабля. Американцы знали что по крайней мере шесть или семь советских судов находящихся в восточной части  Средиземного моря вблизи от острова Крит, станут свидетелями вылета самолетов с авианосцев и эти действия могут истолковать как вступление США в войну. В 11.00 (по вашингтонскому времени) президент Джонсон передал сообщение по горячей линии Косыгину в котором сообщал что американское судно «LIBERTY» было торпедировано израильскими силами по ошибке, а самолеты посылались для прикрытия судна и выяснения ситуации. В 12.20 (по вашингтонскому времени) Косыгин ответил что телеграмма  с сообщением об инциденте получена и передана для информации президенту Насеру. В 15.36 (по вашингтонскому времени) в своем ответе Джонсон поблагодарил Косыгина за передачу информации Насеру.

8 июня американские корабли начинают все двигаться в восточном направлении, десантный отряд кораблей оставляет Мальту и выдвигается в район боевых действий, авианосец «America» и «LITTLE  ROCK» направились на восток для помощи поврежденному разведывательному кораблю «LIBERTY».  Естественно это не могло остаться без внимания со стороны советских кораблей.

В 00.04 8 июня группировка 60.1 в составе  авианосца «America» CVA-66, крейсера «Little Rock» CLG-4, эсминцев «Rush» DD-714, «Roan» DD-853, «William CLawe» DD-763 находилась в восточном Средиземноморье. В 04.35 корабли охранения начали маневрировать на различных курсах и скоростях чтобы затруднить советским судам приблизиться к авианосцу. В 13.37 советский эсминец DDGS 626 (БРК «Прозорливый») вплотную подошел к соединению, что вызвало в 13.38 противодействие американского флота. Противостояние продолжалось в течение всего дня, и в начале следующего - 9 июня в 00.04. БРК «Прозорливый»  бортовой  626  продолжал сопровождать соединение.

8 июня в Средиземном море произошел самый серьезный инцидент за весь кризис. Еще 2 июня советский БПК «Стройный» бортовой 381, вооруженный ракетами приблизился к авианосцу «America» CVA-66 и начал его сопровождение, несмотря на протесты американцев что, он мешает их маневрам. 7 июня вице-адмирал Мартин послал официальный протест, после этого судно БПК «Стройный» с бортовым номером 381 отстало, но вскоре ему на смену пришел другой корабль БПК пр.61 «Отважный» (к-3р. А.Мурзаев) бортовой  383.  А 7 июня американский ЭМ «LLOYD THOMAS» DD-764 сопровождавший «America» установил контакт с неизвестной ПЛ, на поиск ее отправился также ЭМ «SAMPSON» DDG-10 были подняты вертолеты. Контакт удерживали всю ночь, 8 июня к охоте присоединился самолет ПЛО «Нептун». В полдень 8 июня командующий авианосной группой контр-адмирал Лоуренс Гейс объявил прикомандированным корреспондентам о «возможном» присутствии подводной лодки рядом с авианосцем. Сопровождавшие АУГ советские корабли - сторожевой корабль класса Mirka (пр.35) бортовой 160 и БПК пр.61 «Отважный» бортовой  383, начали мешать американцам маневрировать. По-видимому, они решили оказать на американцев давление с тем, чтобы те прекратили поиски советской подводной лодки, которая, как подозревали американцы, находилась в районе боевых действий.  Адмирал Мартин приказал убрать советские корабли от авианосца «Америка», в результате американский эсминец «LLOYD THOMAS» DD-764  едва не столкнулся с советским СКР  «РС-160».  

8 июня турецкими проливами прошел пятый, последний отряд советских судов из заявленных 22 мая. Два судна, морской буксир пр.733С «СБ-5» и второе судно, в турецких газетах оно обозначается как эсминец бортовой номер 374. По другим данным  одно судно снабжения и одно гидрографическое судно.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.