На Главную.

 

Розин Александр.

Советский ВМФ в сдерживании и прекращении «шестидневной войны» в 1967 г.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

 

7. Советский торговый флот в районе конфликта.

 

Неожиданное начало войны привело к тому, что в зоне боевых действий оказались моряки десятков гражданских - торговых судов, которые осуществляли свои рейсы через Суэцкий канал. При этом они не знали о начале войны до того как с ней не столкнулись  лично. Как это было можно проследить на примере рейса танкера «Мангышлак»: «5 июня мелкосидящий танкер «Мангышлак» подходил к Порт-Саиду. Это был один из обычных рейсов на линии, ставшей уже регулярной. К полудню вахту на мостике нес второй помощник капитана Муслим Мамедов. Навстречу пошел большой польский сухогруз, за ним с правого борта показался норвежский танкер. Примерно через полчаса разошлись с эсминцем под английским флагом.

 - Вижу белый предмет, похожий на мину! - доложил вахтенный капитану Александру Захаровичу Андрианову и получил указание держаться стороной. Вскоре каспийцы разглядели в бинокль траловый караван. Прошли его.

В 17 часов Порт-Саид был уже хорошо виден. Моряки, с «Мангышлака» заметили, что на рейде пустынно. Обычно здесь бывало по десять и более судов. Когда подошли ближе к входному бую, увидели советский танкер типа «Казбек».

Над морем показались три самолета. В боевом строю они летели на ОАР, но в стороне от Порт-Саида. Такое моряки не наблюдали раньше, хотя ходили в этих мостах часто, Кто-то из штурманов вспомнил, что накануне, 4 июня, не слышны были сигналы береговых маяков.

Через некоторое время моряки с «Мангышлака» получили еще одно свидетельство, что обстановка в. этом районе необычная. Когда вошли в  связь о лоцманским судном, доложили, как обычно, какой груз в трюмах, какая температуря вспышки, последовала  неожиданная команда, и не на английском языке, а на русском:

- «Мангышлак»! «Мангышлак»! Лоцмана не будет! Следуйте по каналу за нами!..

Не отдавая якоря, даже не сбавляя хода, «Мангышлак» немедленно выполнил распоряжение и вскоре вошел в канал. Когда подошли к бетонированному форпосту на моле, где начинается территория порта, каспийцы увидели все те же три самолета. Они сбрасывали бомбы западнее порта Порт-Саид.

Расстояние до самолетов было такое, что в бинокль виднелись опознавательные знаки. Загрохотали зенитные орудия. В воздухе стоял треск автоматических пушек и пулеметов. Несколько запоздалые снаряды рвались выше цели. Отбомбившись, самолеты на бреющем полете уходили в сторону моря.

Даже теперь никто на «Мангышлаке» не мог оказать, что это война. А она была уже здесь, в районе оживленного торгового мореплавания.

Зенитный огонь велся справа и  слева канала, по которому шел «Мангышлак», не сбавляя хода. Команда вышла на швартовку, все свободные от вахты высыпали на палубу.

С мостика поступила команда:

- На палубе не скопляться! Свободных от вахты укрыться в помещениях!

К шести вечера «Мангышлак» вошел в бассейн порта, стал на бочке. Ждали команду на формирование каравана для входа в Суэцкий канал.

Когда стемнело, пришли портовые власти оформлять документы. И первое, что услышали моряки: «Соблюдайте светомаскировку!» Только тут, к исходу пятого июня, каспийцы с «Мангышлака» узнали, что израильские агрессоры вероломно напали на ОАР, что они развязали войну на Ближнем Востоке».

Так наши моряки стали свидетелями агрессии, 6 июня в последнем караване через Суэцкий канал шли и советские суда в том числе танкер «Улан Батор», теплоход «Пула». Капитан теплохода «Пула» Черноморского пароходства Г.Паюр рассказывал: «Экипажу нашего судна было поручено доставить мирный груз в Ирак. Пятого июня подошли к Суэцкому каналу. Мы видели каким варварским налетам подвергли израильские самолеты зону канала. Из-за беспрерывных налетов караван судов сделал вынужденную остановку на 24 часа». Задержка в движении имела тяжелые последствия для моряков 15 судов застрявших в зоне канала  до лета 1975 г. Но все по порядку, из описания рейса танкера «Мангышлак»: «В эту тревожную ночь почти никто не спал. В три часа по местному времени вновь началась стрельба: артиллерия противовоздушной обороны вела интенсивный огонь по израильским бомбардировщикам.

Надо было быть готовым ко всяким неожиданностям. Еще раз проверил экипаж готовность шлюпок к спуску на воду, наличие в них неприкосновенного запаса провианта и инвентаря. Поставили оконные шиты, развернули шланги, повсеместно соединили их с пожарными гидрантами, опробовали насосы. Судовой врач Али Алиев раздал экипажу индивидуальные пакеты, привел в готовность медицинское хозяйство.

На рассвете пришел лоцман, и «Мангышлак» направился в канал. Моряки не отходили от репродукторов, пока не услышали утреннее сообщение из Москвы.

В так называемом Большом Горьком озере стоял встречный караваи из пятнадцати судов. И никто там, не знал, не мог знать, что каравану тому уже не придется выйти в Средиземное море через Суэцкий канал. Что израильская агрессия на долгие месяцы закроет его, «Мангышлак» был в хвосте последнего каравана, который прошел Суэцким каналом в Красное море.

Работа на судне продолжалась в обычном порядке, хотя условия были далеко не обычными. Груз сдавали в темноте. Имея топливо двух сортов, можно было перепутать клинкеты, смешать грузы Однако моряки действовали уверенно и точно: замеряли температуру, готовили грузовые и зачистные линии. А налеты продолжались. Огонь и дым окутал побережье Синайского полуострова, С мостика «Мангышлака» видно было, как рвались израильские напалмовые бомбы.

Восьмого июня каспийцы вышли на рейд, дождались подвоза продуктов и ушли в Ходейду. Движение судов по Красному морю заметно уменьшилось, встречные теплоходы попадались редко».

8 июня 1967 г. арабские информационные агентства сообщили, что израильской авиацией было потоплено в Суэцком канале египетское судно «Мекка». Кроме того там жертвами бомбовых ударов и обстрелов оказались три судна ОАР и две землечерпалки. Фактически  эти и другие, всего 10 судов были затоплены египтянами по приказу президента Насера для блокировки канала. В северной зоне канала пассажирский корабль  «MECCA» 7300 тонн, грузовое судно «ISMAILIA» 1400 тонн, в центральной зоне землечерпалки «DREDGE 23» 1600 тонн, «KASSER» 1200 тонн и «15 SEPTEMBER» 2000 тонн, буксир «MONGUED» 1200 тонн и плавучий причал «CONCRETE CAISSON» 3800 тонн,  в южной зоне танкер «MAGD» 2400 тонн, землечерпалка «DREDGE 22» 1200 тонн и буксир «BARREH» 1200 тонн.

 Схема затопленных египетских кораблей в Суэцком канале

Схема затопленных египетских кораблей в Суэцком канале.

Как говорилось выше 15 судов попали в ловушку посреди канала, как это случилось,  рассказал летом 1967 г. польский журналист Виктор Миклевский в своем репортаже: «Утром 5 июня  польские корабли «Болеслав Берут» и «Джакарта» присоединились к группе судов из разных стран, чтобы пройти через Суэцкий канал. Шум низко летящих самолетов, а потом и взрывы заставили всех подняться на палубу. Когда реактивные машины появились во второй раз, над соседним аэродромом поднялись клубы дыма и языки пламени. Всем стало ясно, что это агрессия.

Сухогрузные корабли поначалу задержали, чтобы пропустить в первую очередь танкеры. В их трюмах находилось около полумиллиона тонн нефти. Если бы хоть в один из них попала бомба, Суэцкий канал превратился бы в море огня. После нескольких часов ожидания выяснилось: канал загородило американское судно с зерном. Остановка произошла якобы из-за неисправности машин. Вскоре фарватер был заблокирован судами, выведенными из строя израильскими бомбами. Дальнейшее продвижение стало невозможным.

Агрессия. израильских экстремистов глубоко потрясла польских моряков, видевших, как от напалмовых бомб пылала египетская земля. Прошел день, другой, третий. И как-то матросы с «Берута» заметили, что к берегу быстро движутся люди в форме. Это были египетские солдаты. В морской бинокль было хорошо видно, как мучились раненые, пытаясь сползти в  воду, чтобы перебраться на другой берег, где их ждало спасение. Когда стемнело, с «Болеслава Берута» спустили моторный катер. Вскоре он возвратился, забитый ранеными египетскими солдатами.

На корабле нм тотчас же оказали первую медицинскую помощь: перевязали раны, влили в пересохшие губы спасительные глотки воды. Между тем на берегу накопилось несколько сот раненых египетских солдат. Многие из них не пили уже по нескольку дней. Тяжело раненых и сильно ослабленных польские моряки забирали в шлюпки и перевозили на суда, превращенные в госпитали.

На следующий день капитаны польских кораблей Богдан Криспин и Витольд Гурский отдали распоряжение разбить на восточном берегу палатки.

Несмотря на опасность, моряки обследовали местность, подбирая неспособных передвигаться и обреченных на страшную медленную смерть в пустыне. Их переносили на берег и оказывали медицинскую помощь.

На пятый день, организовав вылазку в пустыню по спасению группы женщин и детей, бежавших от оккупантов, моряки наткнулись на израильский патруль. Пол угрозой расстрела их заставили вернуться. Матросы видели: израильские вертолеты кружили над пустыней и из пулеметов добивали невинные жертвы агрессии.

Польские моряки спасли более трехсот египетских солдат

Небольшое дополнение к репортажу. Осознав возможность потери контроля над Суэцким каналом, вследствие военного поражения канал был перегорожен по приказу президента Насера погружением барж и двух пришедших в негодность египетских судов, которые долгое время стояли на приколе в Порт-Саиде. В Большом Горьком озере в вынужденном заключении оказались 14 судов:

1.  «Nordwind» ФРГ (8656 брт.,  Nordstern Reederei)

2.  «Munsterland» ФРГ (9365 брт.,  Hapag-Lioyd)

3.  «Killara» Швеция (10714 брт.,  Rederiaktiebolaget Transatlantic)

4.  «Nippon» Швеция (Svenska Ostasiatiska Kompaniet)

5.  «Essayons» (бывший «Sindh») Франция потом Норвегия (7051 брт., в начале войны «Sindh» принадлежала французской компании  Messageries Maritimes, потом норвежской Ruul-Pedersen Reederi)

6.  «Agapenor» Англия (7654 брт., Blue Funnel Line)

7.  «Melampus» Англия (8509 брт., Blue Funnel Line)

8.  «Scottish Star» Англия (10174 брт., Blue Star Line)

9.  «Port Invercargill» Англия (10463 брт., Port Line)

10. «African Glen» США (6116 брт., Farrell Lines)

11. «Djakarta» Польша (6915 брт., Polish Ocean Lines)

12. «Boleslaw Bierut» Польша (6674 брт., Polish Ocean Lines)

13. «Vassil Levsky» Болгария (4975 брт., Navigation Maritime)

14. «Lednice» Чехословакия (1462 брт.,  Czech Danube Navigation)

Пятнадцатое судно «Observer» США стояло на озере Тимсах.

За время многолетнего стояния, команды судов были сокращены по максимуму, в результате этого в 1969 г. для надежного обслуживания корабли были пришвартованы друг, к другу образовав несколько групп. После открытия Суэцкого канала весной 1975. из 14 судов только два «Münsterland» и «Nordwind» смогли самостоятельно прийти 24 мая в Гамбург где их встретили примерно 30 тысяч человек.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.