На Главную.

 

Розин Александр.

Советский ВМФ в сдерживании и прекращении «шестидневной войны» в 1967 г.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

 

5. Начало "шестидневной" войны.

 

5 июня ровно в 7.00 часов утра по израильскому времени (8.00 по каирскому) ровно 40 самолетов поднялись в воздух с израильских аэродромов и пошли на запад, в сторону моря. Перед вылетом израильским летчикам вручили запечатанные пакеты с данными фоторазведки. «Мосад» поработал на славу! На оборотной стороне снимков аэродрома «Каиро-Уэст», четко зафиксировавших месторасположение находившихся на нем самолетов, канониров и ангаров, стояла дата - 3 июня. Более точных данных представить себе было просто невозможно. В целом, благодаря «рыцарям плаща и кинжала» из «Мосада» в израильском генеральном штабе о противнике знали все - оперативные планы, дислокацию войск, местонахождение аэродромов, баз, складов и даже личные данные и психологические характеристики полевых командиров. Никакого беспокойства на наблюдательных станциях египетской радарной системы это не вызвало - обычное дело, по времени этого утреннего вылета можно было проверять часы. Начиная с 1965 г. полеты проходили по одной и той же схеме - 40 самолетов уходили в Средиземное море, резко снижались, и возвращались обратно на свои аэродромы в Негеве.

Ни на одном из египетских аэродромов не возникло никакой тревоги. Египетские ВВС были готовы к войне - дежурные истребители стояли на дорожках с состоянии 5-минутной готовности к взлету. Ночные патрули последней смены - с 4:00 до 7:35 утра - сели на дозаправку. День начинался как обычно - завтраком. Самолет Ил-14, на борту которого находились фельдмаршал Амер, начальник штаба ВВС, генерал Мохаммед Сидки Махмуд, и их гость, советский генерал авиации, получил сообщение, что в воздухе нет никаких других самолетов, кроме самого Ил-14 и обычной израильской тренировочной миссии над Средиземным морем. Израильские самолеты спикировали вниз и пропали с экранов радаров. Ровно в 7.45 (8.45) пилот доложил генералу Сидки, что он утратил контакт с базой.

9 египетских передовых аэродромов - Эль Ариш, Джебель Либни, Бир Гифгафа, Бир Тамада, Абу Суэйр, Кабрит, Инкас, Каир Вест, Бени Суэйф и Фаид, были одновременно атакованы. Первая группа самолетов в 7.30 (8.30) нанесла удар по четырем аэродромам Синайского полострова, в 7.40 (8.40) вторая группа - по трем аэродромам в зоне Суэцкого канала и в 8.05 (9.05) третья - по четырем аэродромам в центральной части ОАР. Удары по аэродромам наносились малыми силами - 4 самолета на каждый, две двойки. Бомбы сбрасывались с высоты в 30 метров, каждая бомба имела маленький тормозной парашют, который задерживал падение на 3-4 секунды, а также реактивный ускоритель в хвосте, который буквально заколачивал бомбу в бетон. Результаты были чрезвычайно впечатляющими - кратеры разворачивали взлетные полосы просто в куски, делая их абсолютно бесполезными, тем более, что пилоты в первую очередь били в те точки, где полосы скрещивались, так что одна бомба ломала сразу две дорожки. И при этом они не промахивались. Следующим заходом из  20- и 30-мм авиационных пушек расстреливались стоящие египетские самолеты. Таких "стреляющих" заходов делалось два-три, удары так же наносились по зданиям, радарным установкам. Первая волна израильской авиации провела над египетскими аэродромами ровно 7 минут.

В 8.20 (9.20) начались атаки самолетов второй волны. По большей части эти машины участвовали и в первом налете и в короткий срок были дозаправлены и довооружены. Ударом подверглись аэродромы в зоне Суэцкого канала и центральной части ОАР, в том числе Мансура, Алмазы, Луксора, Хургады и других.

В это время весь египетский генералитет собрался на аэродроме Бир тамада в Синае, чтобы присутствовать на встрече с маршалом Амером, который летел туда из Каира. Генерал Саад эль-Шазли вспоминает: «Мы ждали Амера. Около 8 часов мы услышали страшный взрыв и вышли узнать, что случилось. Мы поняли, что израильтяне атаковали аэродром Файед. Самолет с Амером уже перелетел через Суэцкий канал". Военный министр Шамс Бадран свидетельствовал: "Летчик получил сообщение из штаба о том, что все аэродромы в Египте атакованы израильскими самолетами. Мы были поражены, особенно Амер. Он приказал летчику развернуть самолет и лететь назад…

Вернувшись в Каир, Амер взял такси и прибыл в штаб. Он выглядел ужасно. Амер пытался оценить создавшуюся ситуацию и вскоре понял, что она безнадежна.

Начальник штаба Фавзи тоже был там. "Амер был очень расстроен, зол и взволнован, - вспоминает он. - Он приказал командующему ВВС Сидки Махмуду применить "Фахад" - наш план контратаки. Но Сидки Махмуд сказал: "Я не могу это сделать, потому что у нас уже нет самолетов". Маршал Амер был в шоке. Я никогда не видел его таким.»

В 12.15 началась третья волна воздушного наступления на египетские аэродромы и чуть позже на союзные им аэродромы. Союзники Египта попытались нанести удары по израильским аэродромам. Иорданские "Хантеры" атаковали ближайшую израильскую авиабазу Кфар Сиркин, однако из-за того, что все ударные самолеты находились на египетском фронте, они уничтожили всего один транспортный самолет. Сирийские МиГи атаковали нефтяной терминал в Хайфе и обстреляли аэродром Меггидо. Иорданская артиллерия также начала обстрел позиций израильтян вокруг Рамат-Давида. В связи с таким развитием событий Генеральный Штаб Вооруженных сил Израиля перенаправил часть сил ВВС против Иордании, в 12.45 ее ВВС базировавшиеся на Мафрак и Амман были уничтожены. ВВС Израиля потеряли 1 самолет, еще один при возвращении был сбит расчетами ЗРК "Хок" израильских вооруженных сил у ядерного центра Димона. Около 13.00 были атакованы авиабазы ВВС Сирии в Дамаске, Сейдкале и другие. Из-за удаленности аэродром Т--4 был атакован только через два часа после начала общего наступления против Сирии. ВВС Израиля потеряли  четыре самолета. В 14.00 иракские бомбардировщики Ту-16 атаковали военные объекты в Натанье. В ответ тройка ударных "Вотуров" через территорию Иордании нанесла удар по иракской авиабазе Н-3.

Всего в первый день против 19 египетских аэродромов было сделано 332 боевых вылета (183 в первой волне, 164 - во второй и 85 - в третьей) кроме того в рамках третьей волны были атакованы аэродромы Иордании, Сирии и Ирака - ещё 119 боевых вылетов. И это при том что  вся израильская боевая авиация составляла 202 самолёта (из них 197 было исправно на утро 5 июня), плюс 44 учебно-боевых самолёта "Фуга Магистер".  Потери ВВС Израиля составили 10 самолетов и 24 пилота. В свою очередь авиация израильтян уничтожила в первый день 416 самолетов, из них 393 на земле. ВВС Египта потерял  309  самолетов: 67 бомбардировщиков- 30 Ту-16, 27 Ил-28, 10 Су-7, 197 истребителей - 95 МиГ-21, 20 МиГ-19, 82 МиГ-15/17, 32 транспортных самолета - 8 Ан-12, 24 Ил-14, 13 вертолетов - 8 Ми-6, 1 Ми-4 и 4 других типа. ВВС Иордании - 29 самолетов: 21 истребитель «Хантер», 6 транспортных и 2 вертолета. ВВС Сирии - 60 самолетов: 2 бомбардировщика Ил-28, 55 истребителей - 32 МиГ-21, 23 МиГ-15/17, 3 вертолета Ми-4. ВВС Ирака - 17 самолетов: 1 бомбардировщик Ту-16, 14 истребителей - 9 МиГ-21, 5 Хантер, 2 транспортных самолета. ВВС Ливана 1 истребитель Хантер. 

Внезапность удара была достигнута совокупностью расчетных и случайных совпадений. Выходом для удара по аэродромам Египта с неожиданных для египетских ПВО направлений - северо-западного и юго-восточного. С 8 часов утра вступило в силу и запрещение обстрела любых самолетов для всей системы египетской ПВО ввиду перелета в Каир самолета с маршалом Амером на борту.  Характерна безответственность и бездеятельность командования ВВС и ПВО ОАР в момент налетов авиации Израиля. В 7.05 (8.05) экипаж Ил-14, на борту которого находился маршал Амер и советские советники, летя из Сирии в направлении Египта, обнаружил большое количество самолетов противника над Синаем с направлением на запад. Так же утром в 7.15 (8.15) иорданские локаторщики в Аджуне обнаружили необычную активность на израильских авиабазах, они в 7.38 (8.38) сообщили об этом в Министерство Обороны Египта, однако было уже поздно. Поздней египетские генералы свернули все на "особенности национальной связи".  Генерал Ноуфал вспоминал: «Генерал Абдель Монейм Риад (египетский представитель в Иордании) послал нам предупреждающий сигнал из аэродрома Ажилоун, но из-за того, что мы в тот день поменяли наш код, мы не смогли его расшифровать.» Кроме того в ночь на 5 июня командующий ВВС Сидки на одном из аэродромов устроил помолвку своей дочери и по этому поводу собрал весь руководящий состав ВВС, включая командиров полков и эскадрилий с других аэродромов. Гуляние шло до утра, после чего все разъехались по домам.

Вот что вспоминает непосредственный очевидец этих событий, тогдашний военный атташе при посольстве СССР в Египте С. Тарасенко: «Практически через час мы уже знали, что происходит. В  посольство прибыла группа советских специалистов, работавших на крупнейшей египетской базе «Кайро-Уэст». Их внешний вид - порванная и грязная одежда, осунувшиеся лица - говорил сам за себя. На вопрос, что случилось, старший офицер коротко бросил: «У Египта больше нет ВВС, базы «Кайро-Уэст» тоже нет». Нашим ребятам повезло, они как раз подъезжали к базе, когда накатилась первая волна израильских «Миражей». Люди успели выскочить из автобуса и залечь в прилегающих к дороге канавах... После первого налета на базе уцелело с десяток самолетов и их можно было поднять в воздух с рулежных дорожек, но этого не было сделано. Вторым налетом дело было довершено».

Эта операция "Фокус" готовилась заранее, причем с американской помощью. С 1965 г. была введена в действие директива о ежедневной схеме полетов, в соответствии с которой каждый день в 7.00 по египетскому времени 40 самолетов уходили в Средиземное море, резко снижались и садились на аэродроме в пустыне Негоев. Видимо тогда уже Генеральный штаб ЦАХАЛа и разработал план превентивного удара. Для его исполнения и потребовалась дезинформационная уловка о схеме полетов в сторону моря группы самолетов. Это делалось для достижения внезапности нападения и привыкания египетской ПВО к графику полетов израильтян. С февраля 1967 г. ЦРУ начало передавать ЦАХАЛу космические и воздушные снимки базирования арабских сил авиации, флота, оборонительных позиций и рубежей на Синае. Самая полная и свежая информация о египетских ВВС, в том числе фотоснимки аэродромов и других военных объектов, сделанные из космоса, были переданы США Израилю по состоянию на 3 июня 1967 г. В этот же день, 3 июня 1967 г., израильский кабинет министров принял решение о начале войны. Более того администрация США хорошо знала планы израильского Генштаба! Подтверждением тому служат опубликованные в последнее время воспоминания одного из участников секретной встречи главы "Моссада" Меира Амера с директором ЦРУ Р. Хелмсом и министром обороны США Робертом С. Макнамарой 3 июня 1967 г. в 7 часов утра. О результатах встречи М. Амер доложил 4 июня на встрече в узком кругу министров, собравшихся в доме премьера Леви Эшкола. Зная о войне за два дня до ее начала, американские специалисты, готовившие к передаче в иорданские ВВС несколько десятков новейших истребителей F-104 "Старфайтер" на аэродроме в Мафраке, без информирования фактических владельцев перегнали самолеты (сославшись потом на технические проблемы) в Турцию на натовскую авиабазу Инжерлик.

На сухопутном фронте все было так же безрадостно для египтян. В 7.30 (8.30 время египетское)  5 июня 1967 г. части израильских войск под командованием генералов Таля, Иоффе и Шарона вторглась на территорию Египта, нанеся превентивный удар по арабским армиям. Израильтяне в ночь с 4 по 5 июня произвели выдвижение войск в районы сосредоточения и к 4.00 5 июня заняли исходные позиции для наступления на северном и центральном направлениях. Египетский разведбатальон информацию об этом сосредоточении имел в 4.00, но в штаб армии данные поступили в 7.05, а в Генштаб в 9.40, т. е. через час после начала боевых действий. Атака сухопутных войск Израиля началась в 8.30 по каирскому времени. После короткой артподготовки Центральная оперативная группа наносила удар силами одной танковой, одной моторизованной и одной пехотной бригады в промежутке между двумя пехотными дивизиями ОАР. Командование ОАР считало этот участок недоступным для действия войск и не прикрыло этот район. Вторая пехотная дивизия, находящаяся на первой полосе обороны, через 17 часов сдалась моторизованной бригаде Израиля. На северном участке фронта боевые действия начались в 9.50 атакой вдоль берега Средиземного моря. Танковая бригада Израиля вышла в тыл к штабу 7-й пехотной дивизии ОАР, разгромила его и в направлении на юго-запад двинулась к городу Исмаилия. В секторе Газа боевые действия были закончены к 19.00 5 июня. Южная оперативная группа Израиля была введена в бой в середине дня с задачей соединения с войсками центральной оперативной группы. К концу дня 5 июня израильским войскам удалось сломить сопротивление первого эшелона войск ОАР, овладеть городом Эль Ариш и, вклинившись во вторую полосу обороны на 30-40 км, завязать бои практически на центральном участке фронта. Во второй половине дня египетское командование предприняло попытку контратаковать прорвавшегося противника. Амер приказал создать группу в составе 141-й танковой бригады и 112-й пехотной бригады под общим командованием генерал-майора Османа. А так как здесь было два генерал-майора с именем Осман, то каждый из них уступал честь командовать контратакой другому. После двух часов споров запросили Амера и получили ответ, что командовать должен генерал-майор Осман, командир 3-й пехотной дивизии. На марше, не доходя 12 км до пункта контратаки, выяснилось, что у 141-й танковой бригады закончилось горючее и нет боеприпасов. Снова потеря времени на дозаправку и пополнение боеприпасов. Только в полночь колонна начала выдвижение на север без надлежащего боевого обеспечения. На перекрестке дорог в 15 км южнее Эль Ариш танковая бригада была обстреляна, пыталась обойти артогонь и попала на свое же минное поле. Была уничтожена большая часть танков. Командир бригады и командиры батальонов, а также некоторые офицеры, следовавшие на машинах, погибли: они пытались под огнем пересесть в танки, но экипажи люков им не открыли. 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.