Розин Александр.
Советский
ВМФ в сдерживании и прекращении «шестидневной войны» в 1967 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
5. Начало "шестидневной" войны.
5 июня ровно в 7.00
часов утра по израильскому времени (8.00 по каирскому) ровно 40 самолетов
поднялись в воздух с израильских аэродромов и пошли на
запад, в сторону моря. Перед вылетом израильским летчикам вручили запечатанные
пакеты с данными фоторазведки. «Мосад» поработал на
славу! На оборотной стороне снимков аэродрома «Каиро-Уэст»,
четко зафиксировавших месторасположение находившихся на нем самолетов,
канониров и ангаров, стояла дата - 3 июня. Более точных данных представить себе
было просто невозможно. В целом, благодаря «рыцарям плаща и кинжала» из «Мосада» в израильском генеральном штабе о противнике знали
все - оперативные планы, дислокацию войск, местонахождение аэродромов, баз,
складов и даже личные данные и психологические характеристики полевых
командиров. Никакого беспокойства на наблюдательных станциях египетской
радарной системы это не вызвало - обычное дело, по времени этого утреннего
вылета можно было проверять часы. Начиная с 1965 г. полеты проходили по одной и
той же схеме - 40 самолетов уходили в Средиземное море, резко снижались, и
возвращались обратно на свои аэродромы в Негеве.
Ни на одном из
египетских аэродромов не возникло никакой тревоги. Египетские ВВС были готовы к
войне - дежурные истребители стояли на дорожках с состоянии 5-минутной готовности к взлету. Ночные патрули
последней смены - с 4:00 до 7:35 утра - сели на дозаправку. День начинался как
обычно - завтраком. Самолет Ил-14, на борту которого находились фельдмаршал Амер, начальник штаба ВВС, генерал Мохаммед Сидки Махмуд, и их гость, советский генерал авиации, получил
сообщение, что в воздухе нет никаких других самолетов, кроме самого Ил-14 и
обычной израильской тренировочной миссии над Средиземным морем. Израильские
самолеты спикировали вниз и пропали с экранов радаров.
Ровно в 7.45 (8.45) пилот доложил генералу Сидки, что он утратил контакт с
базой.
9 египетских передовых
аэродромов - Эль Ариш, Джебель
Либни, Бир Гифгафа, Бир Тамада, Абу Суэйр, Кабрит, Инкас, Каир Вест, Бени Суэйф и Фаид, были одновременно
атакованы. Первая группа самолетов в 7.30 (8.30) нанесла удар по четырем
аэродромам Синайского полострова,
в 7.40 (8.40) вторая группа - по трем аэродромам в зоне Суэцкого канала и в
8.05 (9.05) третья - по четырем аэродромам в центральной части ОАР. Удары по
аэродромам наносились малыми силами - 4 самолета на каждый, две двойки. Бомбы
сбрасывались с высоты в 30 метров, каждая бомба имела маленький тормозной
парашют, который задерживал падение на 3-4 секунды, а также реактивный
ускоритель в хвосте, который буквально заколачивал бомбу в бетон. Результаты
были чрезвычайно впечатляющими - кратеры разворачивали взлетные полосы просто в
куски, делая их абсолютно бесполезными, тем более, что
пилоты в первую очередь били в те точки, где полосы скрещивались, так что одна
бомба ломала сразу две дорожки. И при этом они не промахивались. Следующим
заходом из 20- и 30-мм авиационных пушек расстреливались стоящие
египетские самолеты. Таких "стреляющих" заходов делалось два-три,
удары так же наносились по зданиям, радарным установкам. Первая волна
израильской авиации провела над египетскими аэродромами ровно 7 минут.
В 8.20 (9.20) начались
атаки самолетов второй волны. По большей части эти машины участвовали и в
первом налете и в короткий срок были дозаправлены и
довооружены. Ударом подверглись аэродромы в зоне Суэцкого канала и центральной
части ОАР, в том числе Мансура, Алмазы, Луксора, Хургады и других.
В это время весь
египетский генералитет собрался на аэродроме Бир
тамада в Синае, чтобы присутствовать на встрече с
маршалом Амером, который летел туда из Каира. Генерал
Саад эль-Шазли вспоминает:
«Мы ждали Амера. Около 8 часов мы услышали
страшный взрыв и вышли узнать, что случилось. Мы поняли, что израильтяне
атаковали аэродром Файед. Самолет с Амером уже перелетел через Суэцкий канал". Военный
министр Шамс Бадран
свидетельствовал: "Летчик получил сообщение из штаба о том, что все
аэродромы в Египте атакованы израильскими самолетами. Мы были поражены,
особенно Амер. Он приказал летчику развернуть самолет
и лететь назад…
Вернувшись в
Каир, Амер взял такси и прибыл в штаб. Он выглядел
ужасно. Амер пытался оценить создавшуюся ситуацию и
вскоре понял, что она безнадежна.
Начальник штаба Фавзи тоже был там. "Амер
был очень расстроен, зол и взволнован, - вспоминает он. - Он приказал
командующему ВВС Сидки Махмуду применить "Фахад" - наш план контратаки. Но Сидки Махмуд сказал: "Я не могу это сделать, потому что у
нас уже нет самолетов". Маршал Амер был в шоке.
Я никогда не видел его таким.»
В 12.15 началась третья
волна воздушного наступления на египетские аэродромы и чуть позже на союзные им
аэродромы. Союзники Египта попытались нанести удары по израильским аэродромам.
Иорданские "Хантеры" атаковали ближайшую израильскую авиабазу Кфар Сиркин, однако из-за того,
что все ударные самолеты находились на египетском фронте, они уничтожили всего
один транспортный самолет. Сирийские МиГи атаковали нефтяной терминал в Хайфе и
обстреляли аэродром Меггидо. Иорданская артиллерия
также начала обстрел позиций израильтян вокруг Рамат-Давида.
В связи с таким развитием событий Генеральный Штаб Вооруженных сил Израиля
перенаправил часть сил ВВС против Иордании, в 12.45 ее ВВС
базировавшиеся на Мафрак и Амман были уничтожены. ВВС
Израиля потеряли 1 самолет, еще один при возвращении был сбит расчетами ЗРК
"Хок" израильских вооруженных сил у ядерного центра Димона. Около 13.00 были атакованы авиабазы ВВС Сирии в
Дамаске, Сейдкале и другие. Из-за удаленности
аэродром Т--4 был атакован только через два часа после
начала общего наступления против Сирии. ВВС Израиля потеряли четыре
самолета. В 14.00 иракские бомбардировщики Ту-16 атаковали военные объекты в Натанье. В ответ тройка ударных "Вотуров"
через территорию Иордании нанесла удар по иракской авиабазе Н-3.
Всего в первый день
против 19 египетских аэродромов было сделано 332 боевых вылета (183 в первой
волне, 164 - во второй и 85 - в третьей) кроме того в рамках третьей волны были
атакованы аэродромы Иордании, Сирии и Ирака - ещё 119 боевых вылетов. И это при
том что вся израильская боевая авиация
составляла 202 самолёта (из них 197 было исправно на утро 5 июня), плюс 44
учебно-боевых самолёта "Фуга Магистер".
Потери ВВС Израиля составили 10 самолетов и 24 пилота. В свою очередь авиация
израильтян уничтожила в первый день 416 самолетов, из них 393 на земле. ВВС
Египта потерял 309 самолетов: 67 бомбардировщиков- 30 Ту-16, 27
Ил-28, 10 Су-7, 197 истребителей - 95 МиГ-21, 20 МиГ-19, 82 МиГ-15/17, 32
транспортных самолета - 8 Ан-12, 24 Ил-14, 13 вертолетов - 8 Ми-6, 1 Ми-4 и 4
других типа. ВВС Иордании - 29 самолетов: 21 истребитель «Хантер», 6
транспортных и 2 вертолета. ВВС Сирии - 60 самолетов: 2 бомбардировщика Ил-28,
55 истребителей - 32 МиГ-21, 23 МиГ-15/17, 3 вертолета Ми-4. ВВС Ирака - 17
самолетов: 1 бомбардировщик Ту-16, 14 истребителей - 9 МиГ-21, 5 Хантер, 2
транспортных самолета. ВВС Ливана 1 истребитель Хантер.
Внезапность удара была
достигнута совокупностью расчетных и случайных совпадений. Выходом для удара по
аэродромам Египта с неожиданных для египетских ПВО направлений -
северо-западного и юго-восточного. С 8 часов утра вступило в силу и запрещение
обстрела любых самолетов для всей системы египетской ПВО ввиду перелета в Каир
самолета с маршалом Амером на борту. Характерна
безответственность и бездеятельность командования ВВС и ПВО ОАР в момент
налетов авиации Израиля. В 7.05 (8.05) экипаж Ил-14, на борту которого
находился маршал Амер и советские советники, летя из
Сирии в направлении Египта, обнаружил большое количество самолетов противника
над Синаем с направлением на запад. Так же утром в
7.15 (8.15) иорданские локаторщики в Аджуне обнаружили необычную активность на израильских
авиабазах, они в 7.38 (8.38) сообщили об этом в Министерство Обороны Египта,
однако было уже поздно. Поздней египетские генералы свернули все на
"особенности национальной связи". Генерал Ноуфал
вспоминал: «Генерал Абдель Монейм
Риад (египетский представитель в Иордании) послал
нам предупреждающий сигнал из аэродрома Ажилоун, но
из-за того, что мы в тот день поменяли наш код, мы не смогли его расшифровать.»
Кроме того в ночь на 5 июня командующий ВВС Сидки на одном из аэродромов
устроил помолвку своей дочери и по этому поводу собрал весь руководящий состав
ВВС, включая командиров полков и эскадрилий с других аэродромов. Гуляние
шло до утра, после чего все разъехались по домам.
Вот что вспоминает
непосредственный очевидец этих событий, тогдашний военный атташе при посольстве
СССР в Египте С. Тарасенко: «Практически через час
мы уже знали, что происходит. В посольство прибыла группа советских
специалистов, работавших на крупнейшей египетской базе «Кайро-Уэст».
Их внешний вид - порванная и грязная одежда, осунувшиеся лица - говорил сам за
себя. На вопрос, что случилось, старший офицер коротко бросил: «У Египта больше
нет ВВС, базы «Кайро-Уэст» тоже нет». Нашим ребятам
повезло, они как раз подъезжали к базе, когда накатилась первая волна
израильских «Миражей». Люди успели выскочить из автобуса и залечь в прилегающих
к дороге канавах... После первого налета на базе уцелело с
десяток самолетов и их можно было поднять в воздух с рулежных дорожек,
но этого не было сделано. Вторым налетом дело было довершено».
Эта операция "Фокус"
готовилась заранее, причем с американской помощью. С 1965 г. была введена в
действие директива о ежедневной схеме полетов, в соответствии с которой каждый
день в 7.00 по египетскому времени 40 самолетов уходили в Средиземное море,
резко снижались и садились на аэродроме в пустыне Негоев.
Видимо тогда уже Генеральный штаб ЦАХАЛа и разработал
план превентивного удара. Для его исполнения и потребовалась дезинформационная
уловка о схеме полетов в сторону моря группы самолетов. Это делалось для
достижения внезапности нападения и привыкания египетской ПВО к графику полетов
израильтян. С февраля 1967 г. ЦРУ начало передавать ЦАХАЛу
космические и воздушные снимки базирования арабских сил авиации, флота,
оборонительных позиций и рубежей на Синае. Самая
полная и свежая информация о египетских ВВС, в том числе фотоснимки аэродромов
и других военных объектов, сделанные из космоса, были переданы США Израилю по
состоянию на 3 июня 1967 г. В этот же день, 3 июня 1967 г., израильский кабинет
министров принял решение о начале войны. Более того администрация США хорошо
знала планы израильского Генштаба! Подтверждением тому служат опубликованные в
последнее время воспоминания одного из участников секретной встречи главы
"Моссада" Меира Амера с директором ЦРУ Р. Хелмсом и министром обороны США Робертом С. Макнамарой 3 июня 1967 г. в 7 часов утра. О результатах
встречи М. Амер доложил 4 июня на встрече в узком
кругу министров, собравшихся в доме премьера Леви Эшкола.
Зная о войне за два дня до ее начала, американские специалисты, готовившие к
передаче в иорданские ВВС несколько десятков новейших истребителей F-104 "Старфайтер" на аэродроме в Мафраке,
без информирования фактических владельцев перегнали самолеты (сославшись потом
на технические проблемы) в Турцию на натовскую авиабазу Инжерлик.
На сухопутном фронте
все было так же безрадостно для египтян. В 7.30 (8.30 время египетское) 5
июня 1967 г. части израильских войск под командованием генералов Таля, Иоффе и Шарона вторглась на
территорию Египта, нанеся превентивный удар по арабским армиям. Израильтяне в
ночь с 4 по 5 июня произвели выдвижение войск в районы сосредоточения и к 4.00
5 июня заняли исходные позиции для наступления на северном и центральном
направлениях. Египетский разведбатальон
информацию об этом сосредоточении имел в 4.00, но в штаб армии данные поступили
в 7.05, а в Генштаб в 9.40, т. е. через час после начала боевых действий.
Атака сухопутных войск Израиля началась в 8.30 по каирскому времени. После
короткой артподготовки Центральная оперативная группа наносила удар силами
одной танковой, одной моторизованной и одной пехотной бригады в промежутке
между двумя пехотными дивизиями ОАР. Командование ОАР считало этот участок
недоступным для действия войск и не прикрыло этот район. Вторая пехотная
дивизия, находящаяся на первой полосе обороны, через 17 часов сдалась
моторизованной бригаде Израиля. На северном участке фронта боевые действия
начались в 9.50 атакой вдоль берега Средиземного моря. Танковая бригада Израиля
вышла в тыл к штабу 7-й пехотной дивизии ОАР, разгромила его и в направлении на
юго-запад двинулась к городу Исмаилия. В секторе Газа боевые действия были
закончены к 19.00 5 июня. Южная оперативная группа Израиля была введена в бой в
середине дня с задачей соединения с войсками центральной оперативной группы. К
концу дня 5 июня израильским войскам удалось сломить сопротивление первого
эшелона войск ОАР, овладеть городом Эль Ариш и,
вклинившись во вторую полосу обороны на 30-40 км, завязать бои практически на
центральном участке фронта. Во второй половине дня египетское командование
предприняло попытку контратаковать прорвавшегося противника. Амер приказал создать группу в составе 141-й танковой
бригады и 112-й пехотной бригады под общим командованием генерал-майора Османа.
А так как здесь было два генерал-майора с именем Осман, то каждый из них
уступал честь командовать контратакой другому. После
двух часов споров запросили Амера и получили ответ,
что командовать должен генерал-майор Осман, командир 3-й пехотной дивизии. На
марше, не доходя 12 км до пункта контратаки, выяснилось, что у 141-й танковой
бригады закончилось горючее и нет боеприпасов. Снова
потеря времени на дозаправку и пополнение боеприпасов. Только в полночь колонна
начала выдвижение на север без надлежащего боевого обеспечения. На перекрестке
дорог в 15 км южнее Эль Ариш танковая бригада была
обстреляна, пыталась обойти артогонь
и попала на свое же минное поле. Была уничтожена большая часть танков. Командир
бригады и командиры батальонов, а также некоторые офицеры, следовавшие на
машинах, погибли: они пытались под огнем пересесть в танки, но экипажи люков им
не открыли.
Розин Александр.