На Главную.

 

Розин Александр.

Советский ВМФ в сдерживании и прекращении «шестидневной войны» в 1967 г.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

 

16. Создание Пятой эскадры.

 

Создание 5-й эскадры началось с формирования командования. 27 июня 1967 г. по вызову с флотов в Москву прибыла группа офицеров и адмиралов (5 чел.). На должность командира эскадры был утвержден контр-адмирал Б Петров (с должности начальника кафедры тактики ВМФ Военно-морской академии). Его заместителем назначили контр-адмирала Н Рензаева (с должности командира дивизии атомных ПЛ СФ). Начальником штаба эскадры стал капитан 1 ранга В Платонов, начальником политотдела - капитан 1 ранга Н.Журавков и флагманским штурманом эскадры - капитан 2 ранга Р.Зубков. 29 и 30-го июня все пятеро приняли участие в совещании по обмену опытом выполнения задач боевой службы, а после него убыли в Севастополь. Там началась разработка документов, регламентирующих деятельность соединения.  В тесном контакте с офицерами штаба ЧФ (здесь следует отметить капитана 1 ранга Н Музыченко и капитана 3 ранга Г Синенкова) в течение двух суток был разработан план БС эскадры, а также диспозиция парада кораблей.

Парад планировался в районе греческого о. Китира, где определили для якорных стоянок эскадры точку № 5. Их по всему Средиземному морю было более 60. Но эта точка в дальнейшем стала как бы исходной позицией прибывающих кораблей в состав эскадры на смену уходящим. Всего двое суток (6 и 7 июля 1967 г) понадобились командиру эскадры, чтобы с планами БС и с диспозицией парада слетать в Москву и утвердить их у главнокомандующего ВМФ. Приходилось торопиться, т.к. сроки начала деятельности 5-й эскадры установили жесткие.

9 июля 1967 г. в 10.00 эсминец «Благородный» под флагом заместителя ГК ВМФ адмирала флота В.Касатонова вышел из Севастополя для следования в Средиземное море, где в точке № 5 на 15 июля намечался парад кораблей. На борту эсминца находились командование эскадрой и еще несколько офицеров, составляющих первый эшелон штаба. На следующие сутки со вторым эшелоном вышел из Севастополя сторожевой корабль «Ягуар». На переходе 10 июля на «Благородном» получили радиограмму от ГК ВМФ об изменении плана: предписывалось командиру эскадры и штабу следовать в Александрию (Египет), где с 0.00 14 июля вступить в управление эскадрой. Никакого подтверждения о параде в радиограмме не было.

Еще в ходе визита в ОАР 21-24 июня Председателя Президиума верховного Совета СССР Н.В.Подгорного в ходе встреч президент Египта Насер затронул вопрос о возможности захода советских военных кораблей в порты ОАР. При этом Насер заявил о готовности его страны обеспечить для этого все необходимые условия.

Используя выпавшую возможность 9 июля Главнокомандующий ВМФ приказал кораблям 14-й эскадры тремя отрядами следовать с деловым визитом в порты Египта и Сирии.  9 июля с недельным визитом в Александрию и Порт-Саид прибыли 12 кораблей 14-й эскадры. В Порт-Саид 8 кораблей прибыли в 19 часов - крейсер  «Дзержинский», БПК «Отважный», ЭМ «Пламенный» и 5 десантных кораблей. В Александрию 4 корабля - БПК «Комсомолец Украины», две подводные лодки («С-100») и танкер.  Командующий отрядом кораблей контр-адмирал Игорь Николаевич Молодцов на пресс-конференции в Александрии вскоре после прибытия заявил, что его корабли "готовы сотрудничать с египетскими вооруженными силами, чтобы  отразить любую агрессию". Жители египетских городов устроили торжественную встречу советским морякам. Губернатор Александрии высоко оценил поддержку Советским Союзом борющихся арабских народов. Тринадцатый корабль - эсминец, присоединился к 12 судам в египетских портах 17 июля.

11 июля в районе севернее о. Крит командир эскадры и офицеры штаба перешли с эсминца на плавмастерскую «ПМ-26», которая пошла в Александрию, а «Благородный» с адмиралом флота В.Касатоновым (с ним - контр-адмирал Н Рензаев) направился от острова к югу. Там предстояла встреча с атомной и дизельной подводными лодками с целью проверки состояния их боеготовности. 12 июля в 18.30 «ПМ-26» ошвартовалась у Нового мола Александрии. Командир и штаб эскадры перешли на борт БПК «Комсомолец Украины». В 10.00 13 июля установили оперативное дежурство по 5-й эскадре кораблей ВМФ. Первым ОД заступил капитан 2 ранга Р. Зубков, его помощником - помощник флагманского связиста эскадры капитан 3 ранга Ю. Гаевский. 

14 июля в 00.00 часов с прибытием в порт Александрия (АРЕ) командир эскадры контр-адмирал Борис Федорович Петров вступил в командование эскадрой, о чем радиограммой с БПК «Комсомолец Украины», где впервые был развернут командный пункт эскадры, были извещены все силы ВМФ, действующие в Средиземном море. Этот день считается днем образования Средиземноморской эскадры. В составе эскадры в это время были: лёгкий крейсер «Дзержинский», атомная подводная лодка пр.627А «К-21» (к-1р. В.А.Каширский, бортовой  номер 119), плавбаза ПЛ «Магомет Гаджиев», 9 дизельных подводных лодок, БПК «Комсомолец Украины» и «Отважный», эсминцы «Гневный», «Прозорливый», «Серьезный», «Благородный», «Пламенный», СКР «Ворон», морской тральщик «Казарский», 4 десантных корабля, 3 вспомогательных судна и 3 танкера. 

В целом, в течение периода с 24 мая до 14 июля задачи боевой службы в Средиземном море, включая операции, связанные с предотвращением и локализацией военного конфликта на Ближнем Востоке, были выполнены 18 подводными лодками (3 атомные, из них две ПЛАРК с крылатыми ракетами, девять больших дизельных ПЛ пр.641 и четыре средних ПЛ, одна пр.633 и три пр.613), двадцать восемь надводных боевых судов (два учебных крейсера, два ракетных корабля, три больших противолодочных корабля, четыре эсминца, семь сторожевых кораблей, четыре тральщика, четыре десантных судна и две плавбазы подводных лодок), четыре разведывательных корабля и одиннадцать вспомогательных судов. Кроме того, для транспортировки топлива из Севастополя в Средиземное море были зафрахтованы  три танкера Министерства Морского Флота.

С 17 по 23 июля отряд кораблей в составе БРК «Гневный», эсминца «Благородный», тральщика «МТ-827» и танкера «Фиолент» посетил порт Латакия (Сирия). Отрядом командовал командир 21-й бригады противолодочных кораблей капитан 1 ранга Владимира Христофорович Саакян.

19 июля командующий Черноморским флотом адмирал С. Е. Чурсин встречал на Минной стенке в Севастополе эсминец «Настойчивый», на котором со Средиземного моря прибыл адмирал флота В. А. Касатонов с офицерами Главного штаба после своей работы по формированию 5-й эскадры. Сойдя с борта корабля, адмирал сказал:

- Поздравляем вас, Серафим Евгеньевич, с новым оперативным объединением в вашей операционной зоне. Хотя силами эскадры пока будет управлять Главный штаб, хлопот у вас прибавится. На учениях, как вариант, управление силами будет передаваться флоту. Конечно, необходимо изучить все тонкости и особенности документов по проходу проливов в особый период, морское законодательство средиземноморских государств, продолжить исследование прибрежной зоны Средиземноморья гидрографическими исследовательскими судами, почитать историю, как плавали наши предки, и многое другое. Главком планирует не только сам выйти в Средиземное море, но и пригласить на корабли эскадры министра обороны.

- Спасибо, - ответил командующий. - Наконец-то в Средиземном море появился постоянный штаб. Когда арабы воевали с Израилем, на командных пунктах наших соединений в Средиземном море обнаруживалось, что нет каких-то документов, отсутствуют необходимые специалисты, где-то на кораблях кончается топливо, продукты. За всем из Севастополя не уследишь. Конечно, пришлось туго и штабу флота, и командирам кораблей, потому что задачи Главного штаба ВМФ сыпались как из рога изобилия и на связь постоянно выходил или начальник Генерального штаба, или его заместители, а то и министр обороны. Всем хотелось все знать и прямо сразу.

- Что ж, правильно. Но в штабе эскадры люди ваши - черноморцы, ответственные высоко подготовленные офицеры. Я сам знаю многих. Так что желаю успехов.

Командир эскадры на первых порах пытался организовать управление разрозненными силами, находящимися в Средиземном море, с БПК «Комсомолец Украины». Но этот БПК для корабля управления явно не подходил - на нем находилось всего три коротковолновых передатчика, не говоря уж о недостаточном количестве помещений, радистов и запасов. По этому было решено разместить командный пункт на другом корабле. 23 июля «Комсомолец Украины» перешел из Александрии в Порт-Саид. КП 5-й эскадры перенесли на крейсер «Дзержинский», оборудованный как корабль управления.  Флагманский связист эскадры капитан 2 ранга Михаил Крылов вспоминал: «…боевая часть связи крейсера “Дзержинский” считалась одной из лучших на корабле. Средства связи функционировали нормально, и их было достаточно для управления силами эскадры. Возглавлял боевую часть капитан 3 ранга А. Шевченко. Эскадра формировалась настолько быстро, что, кроме директивы, никакие дополнительные документы, регламентирующие ее деятельность, на корабли не поступили. Пришлось срочно, частичными указаниями, создавать хоть какое-то подобие системы управления кораблями эскадры. “Дзержинский” стоял в то время на бочках в Суэцком канале напротив здания Управления каналом. Рядом находились три больших противолодочных корабля, а у причала - несколько десантных кораблей, доставивших в Порт-Саид усиленный батальон морской пехоты. Боевая техника - танки, бронемашины и батальон - разместилась на берегу в готовности отразить нападение израильтян. Линия фронта проходила очень близко - фактически по Суэцкому каналу, точнее, по левому берегу канала в районе города Порт-Саид. Небольшой клочок земли длиной километров пять и шириной до трех километров находился в руках у египтян. С сигнального мостика в бинокль хорошо просматривались позиции воюющих сторон, правда, никакой стрельбы не было, солдаты спокойно несли дежурство на укрепленных позициях. С приходом советских кораблей прекратились бомбардировки и обстрелы города, население восторженно приветствовало нас, заполняя набережную канала тысячными толпами. Мне в качестве первоочередного документа необходимо было срочно разработать инструкцию по организации связи эскадры и дать предложения управлению связи ВМФ, как обеспечить устойчивую связь кораблей с береговыми узлами связи. Помог в этом замечательный специалист капитан 3 ранга Юрий Раевский, офицер с аналитическим мышлением, хорошо разбиравшийся в организации связи флотов. Так появились первые варианты системы связи надводных кораблей. Всего же потребовалось около месяца напряженной работы, чтобы создать и согласовать документы, а затем направить их в МосквуПостепенно штаб эскадры все надежнее и увереннее входил в курс событий и со знанием дела руководил деятельностью десятков кораблей, практически непрерывно находившихся на ходу.

Признанием успешного начала действий этой эскадры явилось присвоение к 7 ноября 1967 г многим офицерам штаба очередных воинских званий. Командиру эскадры Б. Петрову присвоили звание вице-адмирала. В штаб эскадры первоначально вошли 32 офицера.  Штаб эскадры состоял из опытных офицеров, набранных в основном с Северного и Черноморского флотов. К примеру, флагманский штурман эскадры капитан 2 ранга Р. Зубков был подводником и проходил службу на Северном флоте. Флагманского минера эскадры капитана 2 ранга В. Щетинина - северянина знали как классного специалиста. Таким же опытным считали и флагманского артиллериста капитана 2 ранга Д. Фоменко. Флагманским связистом эскадры стал капитан 2 ранга Михаил Крылов - подводник, северянин. До назначения он прошел школу советника начальника связи и наблюдения флотилии кораблей ПЛО Республики Куба. Корабельные инженер механики всегда отличались высокой квалификацией, так что эскадре повезло - на вахту флагманского механика заступил капитан 2 ранга Евгений Кобцев, а флагманского специалиста РТС - капитан 2 ранга В. Степанов.  Режим службы для штаба был установлен: четыре месяца в Средиземном море и два - в Севастополе. В составе эскадры были образованы шесть оперативных соединений:

50 ОС - корабль управления с кораблями охранения, место действия в зависимости от обстановки и решаемых задач;

51 ОС - подводные лодки (6-8 единиц), в центральной и западной частях, поиск ПЛАРБ;

52 ОС - ударные ракетно-артиллерийские корабли, слежение за авианосцем при входе в центральную и восточную части моря;

53 ОС - противолодочные корабли, совместный с авиацией и подводными лодками поиск ПЛАРБ в центральной и западной частях и на их маршрутах развертывания;

54 ОС - десантные корабли (2-3 единицы) и корабль огневой поддержки, Порт-Саид, батальон или рота морской пехоты с техникой;

55 ОС - корабли обеспечения, танкеры, рефрижератор, плавмастерские и плавбазы с оружием.

Командир 5-й эскадры и его штаб непосредственно замыкались на ГК ВМФ и на Главный Штаб ВМФ. В составе ОУ ГШ ВМФ создали временную группу офицеров по управлению силами 5-й эскадры, которую вскоре преобразовали в штатную группу Южного направления Оперативного управления, в которой первоначально было всего три офицера во главе с капитаном 2 ранга О.Дунаевым. Затем в нее вошли капитан 1 ранга Е.Курдасов (старший группы - с должности командира атомной ПЛ), капитаны 2 ранга С.Востриков, Е.Садкеев, Л.Сорокин и уже имевший опыт капитан 2 ранга О.Дунаев. Е.Курдасов тяжело заболел и вынужден был уволиться из ВМФ. Его сменил капитан 1 ранга Г.Костев. Эта группа фактически являлась исполнительным органом по реализации решений главнокомандующего ВМФ по использованию сил на Средиземном море.

Главные задачи эскадры, которые возлагались, в том числе и на дизельные подводные лодки, следующие:

- поиск и слежение за стратегическими подводными ракетоносцами и другими подводными носителями вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу;

- участие совместно с корабельными ударными группами эскадры в слежении за авианосными и другими ударными группировками ВМС вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу.

Другой группой задач кораблей боевой службы эскадры были:

- демонстрация флага и поддержка внешнеполитических акций и действий правительства страны в разрешении межгосударственных кризисов и проблем, возникающих в регионе; - оказание помощи, в том числе военной (силовой), дружественным странам в предотвращении военных конфликтов и отражении против них агрессии.                              

Помимо заблокированных в Большом Горьком озере 15 судов, в сложном положении оказалось и наш танкер «Мангышлак», который вследствие своей конструкции не имел возможности совершить океанский поход и по этому был вынужден остаться в Красном море  и лично наблюдать за войной арабских стран и Израиля. Из описания рейса танкера «Мангышлак»: «В Ходейде «Мангышлак» застал советское судно типа «Фрязино» Азовского пароходства. Через несколько дней большие суда ушли, а «Мангышлак» построенный не для океанского плавания, остался в Красном море.

В течение двенадцати дней никто не судне не знал, что будут возить и куда. Потом йеменскяя нефтяная компания зафрахтовала «Мангышлак»  для перевозки светлых нефтепродуктов из Суэца в Ходейду.

15 августа ночью «Мангышлак»  был на подходе к Суэцу. Штурманы знали, что маяк Нью-Порт давно уже не светит кораблям. А тут увидели знакомые красные проблески. Вахтенный штурман Муслим Мамедов с помощью секундомера проверил периоды мигания маяка. Оказалось, что они не сходятся с указаниями в лоции. Определился с помощью локатора. Только к четырем часам утра обстановка прояснилась  в Суэце горели нефтяные резервуары, и отсвет их виден был далеко  в море.

«Мангышлак» стал на якорь. Над Суэцем зарево то гасло, то вспыхивало с новой силой. Утром пришло распоряжение следовать без лоцмана в сухогрузный порт Тауфик. Это относилось и к стоящим судам под греческим и панамским флагами, а также к французскому научно-исследовательскому судну «Калипсо».

В Тауфике «Мангышлак» простоял две недели, пока горели нефтехранилища в Суэце. Но война была и здесь. Война жестокая, не знающая норм международного права, не считающаяся с требованием даже Организации Объединенных Наций..

С «Мангышлака» видели наблюдателей ООН с их голубыми флагами по обе стороны канала. И все-таки.. израильские самолеты бомбили набережную и порт Тауфик. Бомбы рвались меньше чем в двух милях от места стоянки нашего теплохода.

Правее «Мангышлака» стояло греческое судно. Снаряд разорвался в пяти метрах от его борта. Все суда снялись с якорей. Пошел в нейтральные воды и «Мангышлак». Но на траверзе порта Расгариб каспийцы получили распоряжение морского агента вернуться в Суэц, куда и последовали, получив подтверждение из Баку.

Пятого ноября исполнилось пять  месяцев, как каспийский  танкер «Мангышлак»  в Красном море. Ни  на один день не прекращалась связь  членов экипажа с родной землей, со своими семьями и товарищами. В  адрес «Мангышлака» летели звуковые письма в кассетах, для них вели радиопередачу из Бяку, экипаж посещали дипломатические работники посольства и консульств Советского Союза.

Приехав  в   Александрию,    экипаж «Мангышлака» в полном составе поднялся на борт теплохода «Башкирия» и прибыл в Одессу, откуда на самолете 26 октябри вернулся в родной  Баку. Тем временем их боевые места на «Мангышлаке» занял  подменный экипаж, составленным из добровольцев, преимущественно комсомольцев. Их возглавляет ныне на Красном    море    штатный    капитан «Мангышлака»  Владимир  Николаевич ЖарковПоистине боевые рейсы танкера продолжались дальше.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.