Розин Александр.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Война «Судного дня» 1973 г.
Противостояние флотов СССР и США на море.
7. Отслеживая 6-й флот.
8 октября АУГ с
авианосцем «Индепенденс» (Independence
CVA 62) присоединилось к флагманскому судну 6-го флота крейсеру «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4) к югу от острова Крит.
8 октября
корабельной десантной группе TF 61 6-го флота приказали выдвинуться в залив Суза (на северном побережье острова Крит) и стать там на
якорь. TF 61
оставалась там на
якоре до 25 октября.)
За АУГ с
авианосцем «Индепенденс» продолжал слежение БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Скорый» бортовой номер 177. Служивший на нем Андрей Левандовский
вспоминал: «… нам удалось сократить дистанцию и сблизится
с авианосцем, даже войти внутрь ордера кораблей охранения. На его
палубе было тесно от самолетов со сложенными крыльями.
Мы наблюдали, как взлетали с катапульты и заходили на посадку
«Фантомы». Так продолжалось несколько дней. Мы маневрировали южнее острова
Крит. Где-то недалеко находились РКР «Грозный», БПК «Красный Кавказ»
и «Проворный». Они, как и наш корабль, несколько месяцев находились
в море. Потом на кораблях начали заканчиваться запасы топлива.
На смену нам подходили другие корабли эскадры, срочно пришедшие
из Севастополя. «Скорый» лег на обратный курс. В точке
№ 15 нас ожидал танкер.
Как стало известно в настоящее время, наши корабли выдавали целеуказание для атомных подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами. При обострении ситуации, существовала реальная опасность нанесения ракетного удара по авианосным группам нашими подводными лодками и надводными кораблями, имеющими противокорабельные ракеты. Мы стояли на пороге большой войны. То, чем мы занимались, позже назовут участием боевых действиях, по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. После заправки нам отдали распоряжение возвращаться домой. Было обидно уходить в такой напряженный момент, когда наши товарищи на кораблях Черноморского и Северного флотов противостояли американскому флоту.»
И другие корабли
эскадры продолжали свои действия по отслеживанию передвижений американских
кораблей. Советский разведывательный корабль контролировал американскую
ВМБ в испанском порту Рота, один корабль флота находился у Гибралтарского
пролива, два сторожевых корабля патрулировали Тунисский и Мессинский
проливы.
Большая часть
боевых надводных кораблей находилась на якорных стоянках в точках около острова
Крит. Большинство дизельных подводных лодок оставалось в западном
Средиземноморье, куда они пришли в начале октября для смены бригад. Как
утверждали американцы, на тот период к югу от острова Крит действовала одна
дизельная торпедная подлодка и две атомные с крылатыми ракетами. Авианосную
группу сопровождал один БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Скорый», так что особой угрозы корабли 6-го
флота для себя не чувствовали.
Все начало меняться на следующий день. 9 октября РКР пр.58 (по классификации НАТО – Kynda) «Грозный» и флагманское судно эскадры ПБПЛ пр.1886
(по классификации НАТО - Ugra) «Волга» к югу от
острова Крит присоединились к БПК «Скорый» в слежении и сопровождение АУГ TG 60.1 с авианосцем «Индепенденс» (Independence
CVA 62) и флагманским кораблем соединения TF 60/61 крейсером «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4). Другой крейсер и БПК прибыли из точки № 5 у
острова Китира, пролив Антикитира
(Греция) рано утром 9 октября к восточной оконечности острова Крит.
Также 9 октября
советское разведывательное судно начало контролировать американское десантное
соединение TF 61/62 стоящее на якоре в
заливе Суза (Крит), РЗК оставался там до 25 октября, после чего соединение
покинуло залив.
Своими действиями
Москва посылала Вашингтону сигнал, что попытки прервать начавшееся снабжение
арабов будут пресечены силовыми
методами. В этот период американские ударные соединения были особенно уязвимы к
возможной советской атаке крылатыми
ракетами, потому что Вашингтон сковал их свободу маневра. Они должны были
остаться в определенных районах к югу от острова Крит, чтобы быть готовыми по сигналу из США прервать потенциальную воздушную переброску советских
десантных дивизий в Египет. Однако, эта стратегия
имела негативные стороны так как очень упрощала задачу слежения и возможного
уничтожения их кораблями 5-й эскадры.
Пристальное внимание советских судов нервировало американцев и вызвало ряд
нот протеста. Так 9 октября вертолетоносец «Гуадалканал»
(LPH 7) обнаружил, что по его вертолетам
работают радарные станции наведения советских эсминцев. 10 октября флагманский
корабль 6-го флота США крейсер «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4) отметил работу
по нему радаров со стороны БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Скорый» бортовой номер 177. На следующий
день как отметили американцы он же сопровождал крейсер радарными
станциями наведения огня. 11 октября патрульное судно «DOUGLAS» (PG-100) сообщило, что советский крейсер
класса Sverdlov
(пр. 68-бис) и эсминец класса Kotlin (пр.56) в течение
длительного времени сопровождали его станциями ведения огня во время нахождения
у острова Китира.
Авианосец
«Франклин Д. Рузвельт» (CVA 42) 6 октября находился в Барселоне, порт он
покинул только 10 октября направившись к
Сицилии где и находился обеспечивая воздушный
мост. Его сопровождали сторожевые корабли «Trippe» DE-1075 и «Joseph Hewes»
DE-1078.
11 октября БПК «Скорый» миновал Дарданеллы и вошел в Мраморное море. 12 октября в 10.00 он был в Севастополе, закончилась боевая служба корабля, длившаяся 113 суток. Это единственный корабль, вернувшийся из Средиземного моря после начала войны и до окончания боевых действий в 20-х числах октября.
С объявлением повышенной боевой готовности находившиеся в Черном и Средиземном морях корабли 30 дивизии НК ЧФ выполнили положенные мероприятия по установлению готовности. 8-9 октября 70-я бригада противолодочных кораблей ЧФ с комбригом и штабом под руководством командира 30-й дивизии контр-адмирала Л. Васюкова в составе крейсер пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov) «Адмирал Ушаков» (бортовой № 845, к-2р. Юрий Федорович Шумихин), БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Отважный» (бортовой № 530, к-2р. Иван Петрович Винник) из состава 70-й бригады противолодочных кораблей ЧФ, эсминец пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Сознательный» (бортовой № 357, к-3р. Вениамин Павлович Саможенов) вышла на боевую службу из Севастополя в Средиземное море для усиления 5-й эскадры, проливы прошли 10 октября. Это было первое усиление эскадры после начала войны. В Средиземное море уже находились 6 кораблей 150-й бригады.
В дополнение к нашим силам в Средиземном море на Северном флоте начал готовиться отряд кораблей, подводные лодки получили корректуры боевых распоряжений. Отрядом занимался первый заместитель командующего СФ вице-адмирал Н.И.Ховрин, но спустя некоторое время выход был отменен.
Две вновь прибывшие ПЛ пр.641 «Б-409» (к-2р. Ю.Фомичев) и «Б-130» (к-2р. В.Степанов) по боевому распоряжению ГШ ВМФ были направлены в район восточной части Средиземного моря у побережья Израиля с задачей поиска и уничтожения кораблей противника с применением обычного оружия «в соответствии с боевым распоряжением командующего СФ на поход». Задача командирам в таком виде, да еще со ссылкой на распоряжение командующего СФ «…поиск ПЛАРБ, слежение, а с началом военных действий их уничтожение» была противоречива и непонятна. Тем не менее ПЛ направились в районы, при этом пришлось провести операцию по обеспечению их отрыва от двух американских фрегатов опекавших лодки с момента входа в Средиземное море. ПЛ «Б-130» была направлена в район юго-восточнее о.Кипр – западнее Хайфы с задачей охраны и обороны транспортов, и командир имел указание «применять противолодочное оружие в интересах их противолодочной обороны». Командир бригады капитан 1 ранга И.Н.Паргамон вышел на связь с ЦКП ВМФ и начал настойчиво уточнять задачи лодкам, ссылаясь на возможность возникновения международного конфликта, чем вызвал раздражение московских адмиралов, видимо, и так нервно себя чувствующих в условиях начавшихся, хотя и на суше, боевых действий между Израилем и арабами. После получения упрека за излишнюю осторожность и разбора «в верхах» на третьи сутки ПЛ получили указание ГШ ВМФ об отмене ранее отданного приказания на «ведение боевых действий» и подтверждение выполнения ранее поставленной задачи против ПЛАРБ США в районах боевой службы. Впоследствии, по результатам действий, командиры этих ПЛ были награждены орденами и получили повышение в должностях, как «получившие настоящий боевой опыт». Необходимо отметить, что по отношению к подводникам 4-й эскадры допущена несправедливость, заключающаяся в том, что почти все они лишены права быть причисленными к участникам боевых действий, в которых принимали участие наши Вооружённые Силы в послевоенное время. И это несмотря на то, что почти все подводные лодки эскадры выполняли задачи боевой службы (по всем документам боевая служба приравнивается к выполнению боевой задачи) в таком взрывоопасном районе, как Средиземное море, где всегда сталкивались интересы многих стран мира и где систематически возникали международные конфликты. Согласно Закону "О ветеранах" определены страны и периоды ведения боевых действий в послевоенное время, в которых участвовали наши Вооружённые Силы. Удостоверение участника боевых действий выдаётся военнослужащим, которые именно в эти периоды выполняли боевые задачи, находясь в этих странах. Но подводные лодки не могут выполнять свои задачи на суше, они выполняют свойственные им боевые задачи только в море. Поэтому лодки, которые выполняли боевые задачи в море в период конфликтов, под действие Закона "О ветеранах" не подпадают, а лодки, которые в период конфликтов заходили в перечисленные в Законе страны не для ведения боевых действий, а лишь для пополнения запасов, ППР и отдыха, могут подпадать под действие Закона. Мы видим явное несовершенство Закона. Кроме Закона "О ветеранах" существует ещё и подзаконный документ - специальная директива Главкома ВМФ, в которой названы все корабли ВМФ, которые причислены к участникам боевых действий, но в эту директиву по нерадивости штабных чиновников не включена ни одна подводная лодка 4 эскадры. Ярким примером этой несправедливости могут служить «Б-409» и «Б-130», которых нет в директиве Главкома, а свои боевые задачи выполняли не в Египте или Сирии, а в море, поэтому они под Закон "О ветеранах" не подпадают.
Подводные лодки планировалось использовать не только для отслеживания американских сил, но и для блокады израильских перевозок. Командовавший тогда минно-торпедной боевой частью ПЛ «Б-49» лейтенант, а ныне капитан 1 ранга запаса Цветков Владимир Юрьевич вспоминал: «Через несколько дней, стоя на вахте, лейтенант Цветков получил доклад от радиста, что получен сигнал “Тунец 465”. Вахтенный офицер доложил командиру и тут же получил приказ объявить боевую тревогу. Затем командир собрал офицеров в кают-компании и объявил, что получен приказ готовить к применению обычное оружие. Всю ночь команда торпедистов занималась приготовлением торпед к использованию: набивала воздух в боевые баллоны, готовили торпедные аппараты. Еще через несколько дней был получен приказ на использование торпедного оружия с обычным боезапасом для самообороны. Еще через несколько дней получили радио с информацией о том, что в Израиль следует транспорт с военными грузами и добровольцами. Подводной лодке было предписано – быть в готовности к его уничтожению. Однако, как потом выяснилось, транспорт зашел в один из Испанских портов и дальше груз и добровольцы были доставлены в Израиль авиацией.»
Розин Александр.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17