На Главную.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

 

Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море.

 

 

11. Американский «воздушный мост» в Израиль.

 

Но следует заметить, что первыми поставки вооружений в ходе идущей войны осуществили американцы израильтянам.

7 октября израильский посол в США С. Диниц получил уведомление от Г. Киссинджера, что ракеты "Сайдуиндер" уже могут быть отправлены в Израиль с базы ВМС в Виргинии. Со стороны США было выдвинуто условие, что военные перевозки будут осуществляться самолетами израильской авиакомпании "Эль-Аль", чтобы ничего не могло дать повода обвинить Соединенные Штаты в военной помощи Израилю.

Но секрет сохранить не удалось, уже 11 октября корреспондент ТАСС сообщил из Вашингтона, что согласно сообщению в вирджинской газеты «Норфолк леджер-стар», на военно-воздушной базе Океана приземлился израильский самолет Боинг-707, который принял на борт груз авиационных бомб и ракет “Спэрроу” и ”Сайдуиндер”. Газета отмечала, что во время погрузки боеприпасов израильские опознавательные знаки самолета были тщательно заклеены бумагой. 

Первый самолёт "Эль-Аль" с оружием сел в Лоде (Израиль) 11 октября в 06.30. Всего в ходе войны 167 рейсами (44 "Боинг-747" и 123 "Боинг-707") перевезено 5138 (5500 по другим источникам) тонн грузов.

10 октября президент Р. Никсон затронул ближневосточную проблему на церемонии вручения национальной медали за технические достижения. После признания президентом заслуг ученых перед государством Р. Никсон сказал следующее: "Если Соединенные Штаты перестанут быть сильными и их сила не будет подтверждена в настоящее время, то мы не будем способны претендовать на роль миротворца на Ближнем Востоке, или же в любой части мира". Сила Соединенных Штатов была подтверждена - 11 октября американское оперативное соединение во главе с авианосцем "Индепенденс" подошло на расстояние 500 миль от побережья Израиля. Данное выступление совпало с началом новой операции по снабжению Израиля вооружением. До принятия решения о начале операции "Никель грасс" - обозначение "воздушного моста" - поставки осуществлялись израильскими самолетами, которые не обладали большой грузоподъемностью, соответственно, подобные перевозки не могли решить проблему нехватки оружия. Попытки использовать американские гражданские самолеты (первоначально американское руководство не решалось привлекать военно-транспортную авиацию, опасаясь осложнений с Советским Союзом и обвинений во вмешательстве в войну) не увенчались успехом. Р. Никсон писал по этому поводу: "Так как Израиль был зоной боевых действий, ни одна страховая компания не желала рисковать, выписывая страховой полис на самолеты частных компаний. Для того, чтобы обойти проблему страховки, мы предложили Пентагону мобилизовать часть гражданского резервного воздушного флота. Также было одобрено решение использовать Азорские острова для промежуточных посадок, и после долгих споров мы смогли убедить нерешительное португальское правительство принять этот план".  

Но так как советская воздушная помощь достигла колоссальных размеров, было решено использовать транспортные самолеты ВВС США. Р. Никсон сообщил об этом решении Г. Киссинджеру и попросил последнего известить об этом Пентагон, чтобы там разработали план снабжения. План Пентагона шокировал Р. Никсона, он пишет по этому поводу: "Пентагон предложил направить в Израиль только 3 военных транспорта C-5A. Они объяснили это тем, что направление небольшого количества самолетов не приведет к осложнениям, могущими возникнуть с египтянами, сирийцами и Советами. Я ответил, что нам все равно сколько посылать самолетов три или тридцать".

Срочно был вызван министр обороны Дж. Шлезингер. Ему объяснили ситуацию и приказали поднимать самолеты в воздух немедленно. Но в Пентагоне не знали какие именно транспортные самолеты следует посылать в Израиль и тогда, как писал в мемуарах Р. Никсон, он сказал Г. Киссинджеру: "Черт бы их побрал, используйте все, что у нас есть. Скажите им, послать все, что может летать".  

Некоторые исследователи считают, что Г. Киссинджер был заинтересован в замедлении военной помощи Израилю. А. Доути считает: "Вмешательство Никсона было решающим в принятии решения о полномасштабных военных поставках. Киссинджера обвиняют в том, что и на следующий день - 13 октября он продолжал настаивать на малозаметных поставках, что предусматривало, например, доставку груза только до Азорских островов. Никсон отверг это предложение в своем обычном стиле - отвергать все полумеры".  

В тот же день состоялось заседание ВГСД, на котором предполагалось обсуждение вопросов связанных с протяженностью сроков поставок и использовании американских военных самолетов. Было решено использовать C-5A для прямых полетов в Израиль, самолеты C-141 для полетов с Азорских островов и увеличить поставки самолетов F-4 "Фантом".

13 октября в 15.30 тридцать транспортных самолетов  с грузом направились в Израиль. С американских военных аэродромов самолеты направлялись на военную базу Лахес на Азорских островах, там они осуществляли дозаправку или перегружали груз на другие самолеты, которые в свою очередь направлялись в международный аэропорт Лод около Тель-Авива.

Первый С-5А сел в Израиле 14 октября в 22.01 он доставил 97 тонн 105-мм снарядов для гаубиц, а первый С-141 - 15 октября в 01.15. Последний С-5А сел в Израиле 14 ноября  в 17.45, а последний С-141 - 14 ноября в 17.12.

С-5А совершили 145 рейсов, перевезя 10.673 тонны,  С-141 -  421 рейса перевезя 11.632 тонны, а всего они доставили 22.305 тонн грузов.  С-5 нёс в среднем 62 т груза, С-141 - 24 т. Разгрузка каждого самолёта длилась 0.5-1 час. Самолёты садились в гражданской части Лода.

Помимо перевозки военного снаряжения самолетами, большая часть авиационной техники была переброшена своим ходом. Операция по переброске в Израиль авиатехники называлась "Командо". Первые 8 F-4E сели в Тель-Нофе 14 октября  (прямой рейс с дозаправками в воздухе из США), первые С-130Е сели в Лоде 14 октября,  а первые А-4 - 17октяюря. Всего до 14 ноября 1973 г. Израиль получил 40 F-4E, 43 А-4 (старых моделей - E, F; 30 по воздуху, остальные морем), 12 С-130Е и несколько вертолётов CH-53D (частично - морем, частично внутри С-5).

Прибывшие самолеты сразу вступали в бой. Так прибывшие  А-4 успели совершить 85 боевых вылетов (по другому источнику - 280), F-4E - около 200. Вновь прибывшие С-130 налетали в ходе войны 180 часов, а CH-53D начали летать только после войны.

Корабли 6-го флота расположились по всему Средиземному морю с целью прикрытия воздушного моста. Авианосец «Джон Ф. Кеннеди» CVA 67 был размещен в Атлантике к западу от Гибралтара, фрегат УРО «Harry E. Yarnell» DLG 17 был расположен на линии межу Картахеной и алжирским побережьем, ближе к последнему, сторожевой корабль «Edward McDonnell» DE 1043 - у о. Мальорка, эсминец УРО «CV Ricketts» DDG 5 между Сардинией и Сицилией, ближе к первой, в Ионическом море у Сицилии был развернут авианосец «Франклин Д. Рузвельт» CVA 42, несколько южнее фрегат УРО «Dewey» DLG 14, южнее острова Крит авианосец «Индепенденс» CVA 62, у египетского побережья, напротив Александрии фрегат УРО «Coontz» DLG 9, а южнее Кипра фрегат УРО «Belknap» DLG 26.

Развертывание таких сил для прикрытия воздушного моста было не случайным. Трасса проходила рядом с границами арабских государств, которые поддерживали альянс Египта и Сирии,  и не только направили свои воинские контингенты им на подмогу, но и как Ливия предоставили свои порты для базирования египетского флота. В ливийском порту Бенгази с целью контроля за судоходством в центральном Средиземноморье находился старый египетский эсминец «El Fateh» и одна египетская подводная лодка. Кроме того и сами они вели себя довольно агрессивно. 21 марта 1973 г. ливийские истребители напали на американский разведывательный самолет в международных водах приблизительно в 83 милях от ливийского побережья.

Направление АУГ с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» в Средиземноморье было отсрочено, он был направлен в район к западу от Гибралтара, чтобы поддержать воздушный мост.

Всего за операцию "Никель грасс", продолжавшуюся 32 дня (с 13 октября по 12 ноября) в Израиль было доставлено 22.305 тонн грузов.

Поставки Израилю осуществлялись также морским путем. Первый корабль с военными грузами отплыл из США 10 октября 1973 г. В перевозках участвовали как американские так и израильские суда. Американские информационные агентства в середине октября передали, что израильское судно «Абен Дат» (Aben Dat) вышло с самолетами и грузом боеприпасов на борту из порта Норфолк (Вирджиния).

До начала декабря 1973 г. США послали 16 судов с примерно 90.000 тоннами груза. Большинство прибыли в Израиль после 24.10.1973 г.

Всего с 6 октября 1973 г. и до начала декабря 1973 г. американцами было  поставлено вооружений на 800 миллионов долларов: 40 "Фантомов", 46 "Скайхоков", 12 С-130 "Геркулес", 8 вертолетов СН-53, 40 БПЛА, 200 танков М48А3 и М60, 250 БТР, 226 машин, 12 батарей ЗРК "Чапарэль" (тут не совсем ясно - каждая ПУ "Чапарель" может действовать автономно, так что может речь идёт о 12 ПУ; если же всё же о батареях по 4 ПУ - тогда это 48 ПУ - сомнительно), 3 батареи ЗРК "Хок", 36 155-мм орудий (скорее всего М109), 7 175-мм орудий (М107), большое количество боеприпасов 100.000 105-мм снарядов, 87.000 155-мм и 17.500 175-мм снарядов.

В ходе войны и вскоре после неё Израиль заказал в США технику, оружие и боеприпасы на 3,2 млрд. долларов. Конгресс США выделил на финансирование закупок 2,2 млрд. долларов, а президент США постановил, что из этой суммы 1 млрд. будет подарком, а 1,2 млрд. - долгосрочным кредитом.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

 

                                                На Главную.