Розин Александр.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Война «Судного дня» 1973 г.
Противостояние флотов СССР и США на море.
10. «Воздушный мост».
Через несколько
дней после начала боевых действий из
Советского Союза в Сирию был перекинут «воздушный мост», по которому
непрерывным потоком в арабские страны
хлынула боевая техника, боеприпасы и другое необходимое военное
имущество. Дамасский международный аэропорт, превращенный в военно-воздушную
базу, был одним из пунктов приема советской помощи с воздуха. В Сирии резко
увеличилось число советских военных переводчиков-слушателей нашего Военного
института, которые занимались языковым обеспечением перелета «челноков».
Решение об
организации воздушного моста было видимо, принято 7 октября 1973 г. Как
вспоминал военный летчик 1 класса, полковник запаса Олег Сивухин
в ночь с 7 на 8 октября 339-й военно-транспортный авиационный полк входивший в 3-ю гвардейскую Смоленскую орденов Суворова
и Кутузова военно-транспортную авиационную дивизию была поднята по тревоге.
Самолеты приказали подготовить под перевозку грузов. В частности его самолет
первым рейсом перевозил 8 тонн зенитных ракет в Дамаск, по маршруту над
территорией Венгрии, Югославии, нейтральными водами Адриатического, Ионического
и Средиземного морей и далее в воздушном пространстве Сирии. Полет выполнялся
под мирным флагом Аэрофлота. Все члены экипажа имели заграничные служебные
паспорта и аэрофлотовские летные документы.
10 октября 21 транспортный самолет Ан-12 с грузом достиг
Сирии (в Египет в тот день рейсов не было). Доставка грузов осуществлялась в
условиях эскалации боевых действий, в том числе и ударов израильских ВВС по
сирийским аэродромам. Так 10 октября на
аэродроме Алеппо в результате бомбардировки была
выведена из строя ВПП, два наших
самолета были повреждены. «Ан» под номером 13 капитана Владимира Байбакова, был разрушен и восстановлению не подлежал.
Штурман корабля капитан Иван Митченко и правый летчик
лейтенант Виктор Чебышев получили ранения. Незначительные повреждения получил и
Ан-12 майора Виктора Киндюшина.
Даже над
международными водами пилотам приходилось быть настороже, так как их «облетывали» натовские истребители, особенно
в районе Крита. С 9 по 20 октября
экипажами ВТА было зафиксировано 70 провокационных облетов с реальным включением
истребителями бортовых радиолокационных прицелов.
Потеря самолета
не прервала действие воздушного моста, 11 октября рейсы в Сирию продолжались,
кроме того 5 больших транспортных Ан-22 способных транспортировать 40-60 тонн груза
прибыли в Каир открыв линию с Египтом. Дальше перевозки стали регулярными. Голда Меир выступая с речью 16 октября, дала
точное количество рейсов на 15 октября.
По ее данным 125 транспортных Ан-12 выполнили рейсы в
Сирию, 42 Ан-12 и 16 Ан-22 прибыли в Египет и
17 Ан-12 в Ирак.
Этим воздушным
мостом в Египет была переброшена по просьбе А.Садата группа летчиков на
разведчиках-бомбардировщиках МиГ-25РБ, 47-го отдельного гвардейского
разведывательного авиаполка (ОРАП), базировавшегося в Шаталово
под Смоленском. 11 октября 1973 г. 47-й ОРАП был поднят по тревоге. К
переброске в Египет подготовили 4 МиГ-25РБ. С отрядом
отправлялись 220 человек: 7 летчиков (половина из всех успевших освоить
МиГ-25РБ) - командир полка подполковник Н.Чудин, возглавивший группу, майор
В.Маштаков, капитаны Ю.Гармаш и С.Бухтияров,
старшие лейтенанты В.Голованов, А.Северин и С.Малый; техсостав («люди Крылова» - инженера полка по самолету и
двигателю); офицеры управления и связи. К отряду прикомандировали
инструктора воронежского Центра летной подготовки майора В.Уварова, летавшего
на первых МиГ-25 и, как Маштаков, уже ходившего в разведывательные полеты над Синаем, специалистов микояновского
ОКБ, Горьковского авиазавода и МАП. О статусе летчиков и техников, летевших в
воюющую страну, как бы «забыли». Каждый МиГ-25РБ закатили и в «свой» Ан-22.
Первыми же рейсами отправили бомбы и специалистов-оружейников. Всего для
перебазирования отряда потребовалось 12 рейсов Ан-22 и 72 - Ан-12. 14 октября
они уже прибыли на авиабазу Каиро-Уэст. Встречал
отряд генерал Дворников, тут же поставивший задачу: готовить самолеты к
разведке над линией фронта. 18 октября в первый полет ушли Владимир Уваров и
Александр Северин. Той же ночью кассеты с фотопленкой
и записи радиоразведки на приданном отряду для
поисково-спасательных работ и связи Ан-12 увезли в Москву. Всего разведчики за
время конфликта выполнили 4 боевых вылета. Эти четыре
МиГ-25РБ оказались единственными советскими самолетами в АРЕ. После войны отряд несмотря на ухудшение отношений с Египтом продолжал
оставаться в боевой готовности. Личный состав группы вернули лишь в мае 1974
г., засчитав ее участникам пребывание в зоне боевых действий до 1 апреля. Им на
смену прибыл отряд подполковника Е.Воробьева, продолживший дежурство до
августа, когда советские специалисты окончательно покинули АРЕ.
Всего в ходе
Арабо-израильской войны 1973 г. экипажи ВТА выполнили 78 рейсов на Ближний
Восток на самолетах Ан-22, 725 - на Ан-12, перевезя при этом 1700 человек и
8157 тонн боевой техники и боеприпасов. По западным данным советские
транспортные самолеты совершили 934 рейса, перевезя 12,5 тыс. тонн грузов 10-23 октября. По другим данным было
выполнено 913 рейсов самолетов советской транспортной авиации с грузами для
арабов.
Следует добавить,
что в обратном направлении в Москву на самолетах удалось вывести захваченные на
Синае новый американский танк «М-60», английский
«Центурион», беспилотный самолет разведчик производства США, оружие и
боеприпасы, используемые израильтянами.
Добывание
образцов новой военной техники и оружия была одной из задач наших военных
дипломатов сотрудников атташе. На первый взгляд, тут не было никакой проблемы.
В те годы Египет - дружественная Советскому Союзу страна. Вся их армия оснащена
нашим оружием. После начала войны СССР организовал,
по сути, воздушный мост. В Египет, в Сирию, в Ирак на самолетах перебрасывалась боевая техника, оружие,
боеприпасы, словом, все необходимое для ведения войны. В свою очередь, подобным
образом американцы помогали израильтянам. Казалось бы, стороны определились,
ясно, где друг, а где враг. Однако на самом деле все обстояло намного сложнее.
После смерти президента Гамаль Абдель Насера Египтом
вот уже третий год правил Анвар Садат.
Он проводил иную политику, чем его предшественник. От помощи Советского Союза
не отказывался, но по всему чувствовалось охлаждение отношений между двумя
странами.
Сотрудник
разведки помощник советского военного атташе Наон
Владимир Ованесович вспоминал: «Мелочевку от египтян, какие-то мины, снаряды, которые и не шибко нам
были нужны, мы получали без проблем.
Шариковые бомбы имели. Поначалу ведь
непонятно было, от чего погибает человек. Ранение в ногу вроде не тяжелое, а
солдат - погиб. Почему? Оказывается, от болевого шока.
Получили от египтян танк “Центурион”. Но это
же старье, ничего интересного. Он нам был известен от
и до еще в академии. А вот как только дело дошло до новых моделей американских
боевых машин, тут - стоп! Все кивают наверх. Хорошо, идем с атташе к начальнику
генштаба. Мило улыбается: “Конечно дадим. Есть у нас
такие образцы, захвачены. Но я не вправе. Только министр обороны может дать
добро”.
Идем к министру. Та же картина. Только теперь министр кивает на
президента».
С огромным трудом военному атташе и его помощнику удалось добиться разрешения на передачу танка советской стороне и отправку его в Москву. При этом подполковник Владимир Наон сумел немало удивить египтян, разрушив их козни, такие как стальные шарики, аккуратно уложенные между зубьями шестерни вращения башни и картонка вставленная между контактами двигателя танка. В тот же день боевая машина была отправлена в Москву. Но в сумасшедшей спешке, в борьбе с египтянами, загнав танк в самолет, он не успел проверить пушку. Лайнер проделал путь Каир - Будапешт - Москва, а когда сделал посадку в Чкаловском и танк выгнали из самолета и открыли клип танковой пушки, оттуда выскользнул снаряд. За это Наон получил выговор в приказе министра обороны, а по итогам командировки в Египет он получил еще и орден Красной Звезды.
Розин Александр.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17