На Главную.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

 

Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море.

 

 

2. Силы 5-й эскадры перед войной.

 

Военные приготовления арабских стран и Израиля к новой войне не остались без внимания моряков. Эскадра совместно с Черноморским флотом готовилась к серьезным делам. В апреле 1973 г. под руководством командующего ЧФ адмирала В.С.Сысоева было проведено КШУ на картах со средствами управления, в котором приняли участие штаб флота, все объединения и соединения флота, оперативные группы от Средиземноморской эскадры, дальней авиации и дивизии ПВО, прикрывающей в Крыму силы флота от удара с воздуха. На учении были всесторонне отработаны: организация совместного удара по АУГ противника в Средиземном море полком морской ракетоносной авиации флота с полком дальней авиации; организация совместного ракетного удара ракетных крейсеров, полка морской ракетной авиации и отдельного ракетного берегового полка, расположенного на территории Болгарии, по кораблям противника, развертывающимся из Средиземного в Мраморное море, а также вопросы ведения боевых действий в ходе наступления войск на Балканском направлении. Исследовался вопрос использования ракетных катеров с крылатыми ракетами для удара по кораблям и транспортам, находящимся в портах и базах. Отрабатывались способы использования сил флота в островных районах Эгейского моря, способы борьбы с ракетными и торпедными катерами противника в Черном море с использованием фронтовых истребителей-бомбардировщиков, а также создание зонального командования группировкой блокадных сил в юго-западной части Черного моря.

21 июня 1973 г. из Севастополя на боевую службу в Средиземное море вышел БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Скорый» (бортовой № 177, капитан 3 ранга Игорь Михайлович Черненко). 22 июня прошел турецкие проливы. 

24-25 июня 1973 г. из Севастополя вышли на БС корабли 150 бригады - ракетный крейсер пр.58 (по классификации НАТО - Kynda) «Грозный» (капитан 2 ранга Волин Александрович Корнейчук), эсминец пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Пламенный» (капитан 3 ранга А.Савицкий), БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Проворный» (бортовой № 179, капитан 3 ранга Валерий Иванович Мотин), выход четвертого корабля бригады БПК «Красный Кавказ» был спланирован на 27 июня, из-за особенности Конвенцией о режиме прохода Черноморских проливов в мирное время военными кораблями. За раз разрешался проход корабля водоизмещением до 8000 тонн, имеющим орудия калибра выше 203-мм, в сопровождении не более двух миноносцев. Штаб бригады разместился на РКР «Грозный», в роли ВРИО комбрига шел  Н.П. Федоров - начальник штаба бригады.

27 июня 1973 г. из Севастополя вышел на БС БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Красный Кавказ» (капитан 2 ранга Юрий Леонидович Кручин), 28 июня прошел проливы в одиночку.

В период со 2 по 7 июля 1973 г. отряд советских кораблей под флагом контр-адмирала Е. И. Волобуева, в составе РКР «Грозный» и 2 БПК «Красный Кавказ» и «Проворный», посетил французский порт Марсель. Заход в Марсель был ответом на посещение французскими кораблями Ленинграда. Советские моряки побывали в Тулоне, Ницце, Париже.                   

После визита во Францию, в Тунисском проливе около острова Мальта группа разделилась. РКР «Грозный» и БПК «Проворный» шли в район Александрии, где вне территориальных вод залива Кенаис постоянно находился флагманский корабль 5-й ОпЭСК. Всех прикомандированных на визит во Францию - 120 человек пересадили на БПК «Красный Кавказ», он доставил их в точку № 5 к острову Китира для последующей отправки в Союз. В точке № 5 стояли танкер, гидрографическое судно и эсминец «Пламенный». Гидрографическое судно и «Пламенный» на следующий день уходили в Союз, на них и пересадили всех пассажиров. Эсминец «Пламенный» возвращался, так как в точке № 15 потерял якорь. Была телеграмма ГК ВМФ по всем флотам, командир получил «фитиль», а эсминец был отправлен в Союз. В Севастополе корабль принял новый якорь вместо утерянного и через 3-4 дня возвратился в Средиземное море.              

В начале августа завершил свою БС крейсер пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov) «Жданов» (капитан 1 ранга Р.Проскуряков). 3-4 августа он направился  в точку № 5, сдал там штаб эскадры на одну из плавбаз, пошел домой. 9 августа прошли проливы, и вернулись в Севастополь.

В августе 1973 г. на БС прибыл пятый корабль 150 бригады - эсминец пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Напористый» (к-3р. Александр Лысенко, бортовой № 351).

В середине августа 1973 г. БПК «Красный Кавказ» в заливе Хаммамет в течение 10 суток обеспечивали отдых экипажа ПЛ пр.651 (по классификации НАТО - Juliett) «К-77» (командир - капитан 1 ранга Владимир Иванович Еремин, замполит - капитан 2 ранга Геннадий Александрович Мацкевич). ПЛ СФ вышла на БС в марте 1973 г.                 

21 сентября пройдя турецкими проливами в Средиземное море  вышли два БПК: пр.1134-Б (по классификации НАТО - Kara) «Николаев» (бортовой номер 521) и пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Сметливый» (к-3р. Александр Александрович Гармашев).

26 сентября - 1 октября официальный визит в югославский порт Сплит выполнили три БПК «Николаев» (бортовой номер 521), «Сметливый» и «Скорый» под командованием командующего ЧФ  адмирала В.С.Сысоева. Для этого командующий ЧФ прибыл в Средиземное море на БПК «Николаев» пройдя турецкими проливами 21 сентября, а 5 октября он на нем же уже вернулся на Черное море.

На 30 сентября в Средиземном море на боевой службе находились: РКР пр.58 «Грозный», 4 БПК пр.61 «Проворный», «Красный Кавказ», «Сметливый» и «Скорый», БПК пр.1134-Б  «Николаев», 2 ЭМ пр.56 «Пламенный», «Напористый», 4 СКР «СКР-40» (пр.159, по классификации НАТО - Petya), «СКР-48» (пр.35, по классификации НАТО - Mirka), «СКР-53» (пр.35), «СКР-70» (пр.50, по классификации НАТО - Riga), 2 ТЩ  «Рулевой» (пр.266М) и «МТ-219» (пр.266), 2 СДК пр.773 «СДК-137» и «СДК-164» с ротой морской пехоты на борту.  Штаб эскадры находился на борту флагманского судна ПБПЛ пр.1886 (по классификации НАТО - Ugra) «Волга» которая находилась около Балеарских островов к востоку от Испании, где готовилась встретить 69 бригаду подводных лодок, идущую для замены находящейся здесь с марта 1973 г. 96 БПЛ СФ.

В основном в эскадре были корабли Черноморского флота, но там были и корабли других флотов и суда, совершавшие межфлотские переходы. Сторожевик «СКР-70» был с Северного флота, МТЩ пр.266М «Рулевой» (к-л П.Козицын) выйдя с Балтики, шел к месту постоянного базирования на Черном море с выполнением задач боевой службы в Средиземном море.

Десантные силы  находились на СДК - усиленная рота морской пехоты в количестве 203 человек и 42 единиц техники из состава 61-го полка морской пехоты СФ, вышедший на БС в июле 1973 г. Отряд морской пехоты 61-го полка имел следующие задачи: быть готовым к высадке на необорудованное и обороняемое побережье, охранять и при необходимости оборонять советские корабли в местах стоянок, быть в готовности осуществлять ПДО портов Порт-Саид и Фуад. В октябре завершалось время их боевой службы. Их должны были сменить морские пехотинцы Балтийского флота. 28 сентября 1973 г. из Балтийска в Средиземное море на БС на борту БДК «Красная Пресня» (бортовой № 527) вышел усиленный 1 батальон морской пехоты. Командир десанта - командир полка морской пехоты гвардии подполковник Горохов В.И. Прибыла в Средиземное море в конце октября начале ноября 1973 г.  Подразделения усиления отряда 28 сентября по железной дороге были отправлены до Севастополя, позднее их погрузили на два СДК ЧФ и отправили в Средиземное море. 

Подводные силы эскадры насчитывали  не менее 11 подводных лодок. Большинство торпедные пр.641 (по классификации НАТО - Foxtrot) из состава 96 БПЛ СФ под командованием капитана 1 ранга Хлопунова Вадима Ивановича в том числе («Б-2», «Б-40» (Никитин Н.Е.), «Б-41» (Андреев А.П.), «Б-49» (к-2р. Синюхин Борис Сергеевич), «Б-156» (к-2р. Михайлов В.А.)) находящиеся здесь на БС  с 19 марта 1973 г. По крайней мере одна дизельная ракетная пр.651 (по классификации НАТО - Juliett) из состава 9 Эскадры ПЛ СФ вероятней всего «К-77» (к-1р. Еремин Владимир Иванович)  и атомные (по крайней мере 2 ПЛАРК с ядерными крылатыми ракетами). Дизельные субмарины Северного флота, готовились идти домой. Так в конце сентября 1973 гг. «Б-49» получила приказ всплыть в надводное положение 5 октября и следовать в 64 точку для подготовки к переходу в родную базу.

В октябре намечалась очередная ротация кораблей несущих боевую службу в Средиземноморье. В начале октября на БС для замены несущих службу с июня кораблей были направлены артиллерийский крейсер  пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov) «Дзержинский» (бортовой № 847, к-2р. Л.А.Макаров),  ЭМ пр.30-бис (по классификации НАТО - Skory) «Оживленный». «Дзержинский»  прибыл в Восточное Средиземноморье буквально за сутки до начала войны - 5 октября.

В это же время с Черного моря в Средиземное пришел один СКР пр.50 (по классификации НАТО - Riga) «Куница».

Кроме того в это же время выполнял межфлотский переход другой крейсер пр.68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov) «Мурманск» (бортовой № 806, к-1р. Евгений Александрович Скворцов). В июле 1973 г. он завершил двухлетний ремонт в Николаеве. 29 сентября 1973 г. в 10.00 крейсер снялся с якоря и начал движение из Севастополя в родную базу, в г. Североморск. Однако на переходе получает приказ о следовании в зону боевых действий в район Арабо-Израильского конфликта на усиление кораблей 5-й ОПЭСК. В зоне фактических боевых действий находится с 5 октября по 8 ноября 1973 г. За это время корабль выполняет артиллерийские стрельбы и боевые упражнения по ПВО, РЭП и минным постановкам.

В ночь на 3 октября в Средиземноморье через  Гибралтарский пролив прибыла 69 БПЛ под  командованием  капитана 1 ранга  И.Н.Паргамона - 10 ПЛ  пр.641: «Б-29» (Федоренко И.И.), «Б-31» (Куверский Л.Р.), «Б-105» (Горшков Н.И.), «Б-116» (к-2р.А.А.Хропов), «Б-130» (Степанов В.В.), «Б-139» (Е.Г.Сулай), «Б-409» (Фомичев Ю.Н.), «Б-413» (к-2р. Погорелов Б.Н.), «Б-416» (к-3р. Лещенко В.Т.), «Б-440» (к-2р. Бурунов В.И.), 1 ракетная дизельная ПЛ пр.651 «Б-318» (Сорокин А.И.) 35 ДиПЛ 9-й ЭскПЛ, ПБПЛ пр.310 (по классификации НАТО - Don) «Федор Видяев» и 2 резервных экипажа. Они  12 или 15 сентября вышли на   первую  БС  сроком  на  12 месяцев  и должны были заменить находящиеся там  подводные лодки. Командовавший тогда бригадой контр-адмирал Иван Николаевич Паргамон вспоминал: «Лето 1973 года… Командующий Северным флотом получает приказание Главнокомандующего ВМФ подготовить к длительной боевой службе бригаду подводных лодок 641-го проекта из состава 4-й эскадры. Выбор пал на бригаду, которой я в то время командовал.

Десять лодок, плавбаза «Видяев» и два резервных экипажа начали активную подготовку к дальнему и длительному походу. Впервые в практике боевой службы лодок мы должны отправиться на годичный срок, с пребыванием в далеком Средиземном море. Это был необычный эксперимент. Вместо трехмесячной автономности нам предстояло находиться в отрыве от родной базы целый год. Расчет вроде простой: чем гонять лодку месяц на переход, второй - на поисковые действия в отведенном районе и месяц на возвращение - логично отправить в далекий боевой вояж целую бригаду. Тогда и арифметика иная: на переходы туда и обратно - два месяца, а 10 месяцев нести боевую службу. Техническая и тактическая выгода очевидна, а вот выдержат ли подводники? Полагаю, что по принятой у нас методологии этот вопрос не был главным. Ходили же экипажи в 100-суточные океанские походы из северных широт за экватор, как и подводная лодка под моим командованием. Выдержали! Справятся и с 12-месячным плаванием, если организовать отдых и подмену экипажей. Лодочный ремонт можно проводить с плавмастерской или договориться о заходе в дружественные порты. Так было решено «в верхах», а нам оставалось только выполнять решение и своим опытом подтвердить его целесообразность.

В установленный срок я доложил командованию о готовности бригады к походу, подвергся положенным проверкам специалистами разных штабов, и настал день прощаний с Полярным, с родными и близкими. Провожал нас сам комфлотом адмирал Г.М. Егоров, бывший подводник, хорошо знающий еще с времен войны тяготы лодочной службы на «дизелюхах». А до самого Средиземного моря вел бригаду командир эскадры контр-адмирал О. Шадрин. Переход Атлантики составом бригады при активном противодействии натовских «супостатов», штормовой осенней погоде - дело сложное. Теоретически мы проработали и на летучках проиграли многие варианты внезапных погружений и рассредоточении лодок по своим маршрутам, определили организацию связи и прочие тактические особенности группового плавания. Но одно дело на картах и бумаге, и совсем может быть по-другому в океане, да еще при необходимости соблюдения скрытности.

Потому я не сетовал на опеку командира эскадры. Подобный переход для меня был внове, да и, как говорится» одна голова хорошо, а две лучше.

Итак, октябрьский поход начался. Я со своим походным штабом находился на плавбазе. Организовал несение оперативного

Дежурства, сам с мостка сходил редко, капризы осеней погоды уже начинали сказываться в Баренцевом море, а вскоре появились воздушные, а за ними и надводные наблюдатели с различными бортовыми знаками и флагами, но все одинаково любопытные и наглые.

Между тем северная осенняя промозглость сменилась теплой атлантической погодой, с периодическими крепкими штормами. Так что вскоре пришлось укрываться под водой - флагман принял такое решение во избежание повреждения частей легкого корпуса и выплескивания электролита из аккумуляторных баков. Вот и пригодились разработанные на берегу рекомендации командирам. Офицеры моего штаба ответственно несли оперативное дежурство, да и всем нам пришлось три дня здорово покрутиться, управляя такой группой лодок. Первый, а за ним и еще два подобных рассредоточенных ухода лодок в океанскую пучину закончились благополучно. На двадцатые сутки похода, уже привыкнув к назойливым соглядатаям, в основном воздушным, мы с комэскадры начали продумывать детали сбора лодок у побережья Марокко с проходом Гибралтара для дозаправки. Однако наши мирные намерения прервались тревожными телеграммами с флота и из Москвы. Назревал очередной египетско-израильский военный конфликт. В ночь на 3 ноября, когда наши лодки, маскируясь за многочисленными судами, поэшелонно форсировали Гибралтарский пролив, была получена телеграмма, извещавшая нас о начале боевых действий конфликтующими сторонами.» Тут у автора небольшая неточность, начало боевых действий 6 октября.

5 октября ПБПЛ пр.1886 (по классификации НАТО - Ugra) «Волга» на которой размещался штаб эскадры, находилась в точке 64 у входа в Гибралтарский пролив, и обеспечивала уход 96 БПЛ СФ и прибытие 69 БПЛ СФ. Но лодки 96 БПЛ СФ домой не пошли, после объявления повышенной готовности в связи с назревавшей войной подводные лодки вернулись в Средиземноморье, вначале было сообщено о продлении похода  на десять дней, а потом еще на месяц. Командовавший тогда минно-торпедной боевой частью ПЛ «Б-49» лейтенант, а ныне капитан 1 ранга запаса Цветков Владимир Юрьевич вспоминал: «В пять часов утра 5 октября подводная лодка “Б-49” всплыла в надводное положение и в вахтенном журнале появилась запись “Всплыли в надводное положения, начали открытый переход”. В 7 утра лодка подошла в 64 точку, которая находилась в пролива Гибралтар и ошвартовалась у плавбазы “Волга”. Подводников встретил штаб 96 бригады во главе с комбригом капитаном 1 ранга Хлопуновым Вадимом Ивановичем. Флагманским минером был капитан 3 ранга Косых.

Капитан 2 ранга Синюхин Б.С. доложил комбригу о плавании подводной лодки, которая находилась в море более двух месяцев, неоднократно имела контакты с атомными подводными лодками вероятного противника, уклонялась от противолодочных сил, отрабатывала задачи боевой подготовки.

Командир БЧ-3 лейтенант Цветков доложил флагманскому минеру о состоянии материальной части, подготовке моряков и других делах. Флагмин с интересом выслушал доклад минера, задал несколько уточняющих вопросов и сказал, что дальше подводная лодка идет на Северный флот в ордере в надводном положении и 27 октября прибудет в Полярный.

После докладов на плавбазе была организована для подводников баня, а после нее просмотр кинофильма “Бриллиантовая рука”. В 11 часов на плавбазе раздался сигнал Боевой тревоги и команда: “Экипажу подводной лодки немедленно прибыть на корабль”. Фильм удалось посмотреть только до половины. Экипаж прибыл на подводную лодку и занял свои боевые посты. В 12 часов лейтенант Цветков В.Ю. заступил на вахту. Несколько раз на подводную лодку передавали вещи комбрига, затем их забирали опять на плавбазу. Через некоторое время плавбаза снялась с якоря и ушла на восток, комбриг капитан 1 ранга Хлопунов и штаб бригады убыл на ней.

В 17 часов на лодке было получено радиодонесение с приказом - погрузиться и следовать на восток.»

Корабли эскадры были в ожидании начала очередной войны на Ближнем Востоке. 5 октября один СДК пр. 773 (LSM, по классификации НАТО - Polnocny)  и СКР пр.50 «Куница» (по классификации НАТО - Riga) эвакуировали советских граждан из Порт-Саида (Египет). Два советских разведывательных судна (AGIs) и два тральщика «Рулевой» пр.266М (по классификации НАТО - Natya) и «МТ-219» пр.266 (по классификации НАТО - Yurka), были перемещены в восточное Средиземноморье, чтобы усилить единственное разведывательное судно БРЗК пр.394Б «Крым» находящееся там.

В ночь с 4 на 5 октября на БРЗК пр.394Б «Крым» (к-2р. Иван Ефимович Бочарин) поступил приказ: покинуть Порт-Саид и выйти в море. Начальник 6-го управления ГРУ генерал-лейтенант Петр Спиридонович Шмырев вспоминал: «Для того чтобы следить за развитием событий на Ближнем Востоке,  в начале сентября 1973 года в Средиземное море и к берегам Израиля вышел разведывательный корабль «Крым» под командованием И. Бочарина. За месяц, предшествовавший войне, кораблю удалось достаточно подробно выявить изменения в радиоэлектронной обстановке, найти новые источники, что сыграло немаловажную роль в успешном проведении похода.

Вообще мы на многих примерах убеждались в том, что только заблаговременное развертывание сил радио- и радиотехнической разведки в каком-либо кризисном районе дает положительные результаты. Надо успеть проследить радиоэлектронную обстановку мирного времени, разобраться в ней, после чего станут понятными изменения, возникающие при обострении ситуации.

Если же опоздать с развертыванием сил разведки, что в жизни не раз случалось, то хороших результатов ожидать трудно.

Вечером 5 октября 1973 года меня срочно пригласил к себе первый заместитель начальника ГРУ генерал-полковник Лев Толоконников, замещавший находившегося в отпуске генерала армии Петра Ивашутина.

Когда я прибыл к нему, в кабинете уже находились начальник недавно организованного ближневосточного управления генерал-майор Анатолий Павлов, начальник информации генерал-лейтенант Николай Зотов.

Толоконников, только что вернувшийся от министра обороны, был заметно возбужден. Он сообщил нам, что сегодня президент Египта Анвар Садат уведомил советского посла в Каире о решении египетского руководства вернуть утраченные территории и Суэцкий канал военным путем. Лев Сергеевич довел до нас указание министра - принять необходимые меры по усилению разведки в связи с тем, что война между Египтом и Израилем может начаться в любой момент.

Корабль «Крым» находился в Порт-Саиде, где пополнял запасы. Было решено в целях безопасности немедленно вывести его в море». 

 

Силы 6-го флота ВМС США.

 

На 5 октября в Средиземном море в составе 6-го флота имелось 45 американских боевых кораблей - 2 авианосца «Индепенденс» (Independence CVA 62) и «Франклин Д. Рузвельт» (Franklin D. Roosevelt  CVA 42), 1 крейсер «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4), 16 эсминцев, фрегатов, сторожевиков (эсминец УРО «Claude V. Ricketts» DDG-5, «Sampson» DDG-10, «Coontz» DDG-40, эсминец «William M. Wood» DD-715, «Hawkins» DD-873, «Barry» DD-933, «Manley» DD-940, фрегат УРО «Coontz» DLG-9, «Dewey» DLG-14, «Harry E. Yarnell» DLG-17, «Belknap» DLG-26, сторожевые корабли «Edward McDonnell» DE 1043, «W.S. Sims» DE-1059, «Vreeland» DE-1068, «Trippe» DE-1075, «Joseph Hewes» DE-1078), 4 патрульных судна «GRAND RAPIDS» (PG-98), «DOUGLAS» (PG-100), «ANTELOPE » (PG-86), «READY» (PG-87), 10 десантных кораблей в том числе штабного корабля амфибийных сил «Mount Whitney» LCC-20, десантного вертолетоносца «Guadalcanal» LPH-7, десантно-вертолетные корабли-доки «Austin» LPD-4, «Nashville» LPD-1, десантные транспорты-доки «Fort Snelling» LSD- 30, «Pensacola» LSD- 38, танко-десантные корабли «Manitowoc» LST-1180. «Sumter» LST-1181 и «Harlan County» LST-1196 и 12 вспомогательных судов. 

Они были рассредоточены по всему Средиземному морю. Флагманский корабль соединения TF 60/61 крейсер «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4) вышел 5 октября из Стамбула (Турция) где с 1 октября находился с визитом, и к 6 октября шел в точку к югу от острова Крит и нес командующего 6-м флотом адмирала Мерфи. Группа TG 60.1 состоявшая из авианосца «Индепенденс» и ее охраны находилась в Афинах. TG 60.2 состоявшая из авианосца «Франклин Д. Рузвельт» и кораблей охраны находилась в различных испанских портах.  TF 61/62 - десантное соединение имевшее в своем составе вертолетоносец «Гуадалканал» (Guadalcanal LPH 7) и девять других десантных судов, несущие батальон морских пехотинцев - приблизительно три тысячи человек, находилось в различных греческих портах. Кроме того, здесь находились и другие корабли, в том числе четыре ПЛА патрулировавшие в Средиземном море, и отдельные  соединения, такие как 21 патрульный дивизион, базирующийся в Неаполе - он включал в себя флагманское судно дивизиона, патрульную канонерскую лодку (плавбаза соединения) «GRAHAM COUNTY» (AGP-1176) и патрульные суда «GRAND RAPIDS» (PG-98), «DOUGLAS» (PG-100), «ANTELOPE » (PG-86), «READY» (PG-87).

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

 

                                                На Главную.