Розин Александр.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Война «Судного дня» 1973 г.
Противостояние флотов СССР и США на море.
2. Силы 5-й
эскадры перед войной.
Военные приготовления арабских стран и
Израиля к новой войне не остались без внимания моряков. Эскадра совместно с
Черноморским флотом готовилась к серьезным делам. В апреле 1973 г. под
руководством командующего ЧФ адмирала В.С.Сысоева было проведено КШУ на картах
со средствами управления, в котором приняли участие штаб флота, все объединения
и соединения флота, оперативные группы от Средиземноморской эскадры, дальней
авиации и дивизии ПВО, прикрывающей в Крыму силы флота от удара с воздуха. На
учении были всесторонне отработаны: организация совместного удара по АУГ
противника в Средиземном море полком морской ракетоносной авиации флота с
полком дальней авиации; организация совместного ракетного удара ракетных
крейсеров, полка морской ракетной авиации и отдельного ракетного берегового
полка, расположенного на территории Болгарии, по кораблям противника, развертывающимся
из Средиземного в Мраморное море, а также вопросы ведения боевых действий в
ходе наступления войск на Балканском направлении. Исследовался вопрос
использования ракетных катеров с крылатыми ракетами для удара по кораблям и
транспортам, находящимся в портах и базах. Отрабатывались способы использования
сил флота в островных районах Эгейского моря, способы борьбы с ракетными и
торпедными катерами противника в Черном море с использованием фронтовых
истребителей-бомбардировщиков, а также создание зонального командования
группировкой блокадных сил в юго-западной части Черного моря.
21 июня 1973 г. из Севастополя на боевую
службу в Средиземное море вышел БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Скорый» (бортовой № 177, капитан 3 ранга Игорь
Михайлович Черненко). 22 июня прошел турецкие проливы.
24-25 июня 1973 г. из
Севастополя вышли на БС корабли 150 бригады - ракетный крейсер пр.58 (по
классификации НАТО - Kynda) «Грозный» (капитан 2
ранга Волин Александрович Корнейчук), эсминец пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Пламенный» (капитан 3 ранга А.Савицкий), БПК пр.61
(по классификации НАТО - Kashin) «Проворный»
(бортовой № 179, капитан 3 ранга Валерий Иванович Мотин), выход четвертого
корабля бригады БПК «Красный Кавказ» был спланирован на 27
июня, из-за особенности Конвенцией о режиме прохода Черноморских проливов в
мирное время военными кораблями. За раз разрешался проход корабля
водоизмещением до 8000 тонн, имеющим орудия калибра выше 203-мм, в
сопровождении не более двух миноносцев. Штаб бригады разместился на РКР
«Грозный», в роли ВРИО комбрига шел Н.П.
Федоров - начальник штаба бригады.
27 июня 1973 г. из Севастополя вышел на БС
БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Красный
Кавказ» (капитан 2 ранга Юрий Леонидович Кручин), 28 июня прошел проливы в
одиночку.
В период со 2 по 7 июля 1973 г. отряд
советских кораблей под флагом контр-адмирала Е. И. Волобуева, в составе РКР
«Грозный» и 2 БПК «Красный Кавказ» и «Проворный», посетил французский порт
Марсель. Заход в Марсель был ответом на посещение французскими кораблями
Ленинграда. Советские моряки побывали в Тулоне, Ницце, Париже.
После визита во Францию, в Тунисском проливе
около острова Мальта группа разделилась. РКР «Грозный» и БПК «Проворный» шли в
район Александрии, где вне территориальных вод залива Кенаис
постоянно находился флагманский корабль 5-й ОпЭСК.
Всех прикомандированных на визит во Францию - 120 человек пересадили на БПК
«Красный Кавказ», он доставил их в точку № 5 к острову Китира
для последующей отправки в Союз. В точке № 5 стояли танкер, гидрографическое
судно и эсминец «Пламенный». Гидрографическое судно и «Пламенный» на следующий
день уходили в Союз, на них и пересадили всех пассажиров. Эсминец «Пламенный»
возвращался, так как в точке № 15 потерял якорь. Была телеграмма ГК ВМФ по всем
флотам, командир получил «фитиль», а эсминец был отправлен в Союз. В Севастополе
корабль принял новый якорь вместо утерянного и через 3-4 дня возвратился в
Средиземное море.
В начале августа завершил свою БС крейсер
пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov)
«Жданов» (капитан 1 ранга Р.Проскуряков). 3-4 августа он направился в точку № 5, сдал там штаб эскадры на одну из
плавбаз, пошел домой. 9 августа прошли проливы, и вернулись в Севастополь.
В августе 1973 г. на БС
прибыл пятый корабль 150 бригады - эсминец пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Напористый» (к-3р. Александр Лысенко, бортовой № 351).
В середине августа 1973 г. БПК «Красный
Кавказ» в заливе Хаммамет в течение 10 суток
обеспечивали отдых экипажа ПЛ пр.651 (по классификации
НАТО - Juliett) «К-77» (командир - капитан 1 ранга Владимир Иванович Еремин, замполит
- капитан 2 ранга Геннадий Александрович Мацкевич). ПЛ
СФ вышла на БС в марте 1973 г.
21 сентября пройдя
турецкими проливами в Средиземное море
вышли два БПК: пр.1134-Б (по классификации НАТО - Kara) «Николаев» (бортовой
номер 521) и пр.61 (по классификации НАТО - Kashin)
«Сметливый» (к-3р. Александр Александрович Гармашев).
26 сентября - 1 октября официальный визит в
югославский порт Сплит выполнили три БПК «Николаев»
(бортовой номер 521), «Сметливый» и «Скорый» под командованием командующего
ЧФ адмирала В.С.Сысоева. Для этого
командующий ЧФ прибыл в Средиземное море на БПК «Николаев» пройдя турецкими
проливами 21 сентября, а 5 октября он на нем же уже вернулся на Черное море.
На 30 сентября в Средиземном море на боевой
службе находились: РКР пр.58 «Грозный», 4 БПК пр.61
«Проворный», «Красный Кавказ», «Сметливый» и «Скорый», БПК пр.1134-Б «Николаев», 2 ЭМ пр.56 «Пламенный»,
«Напористый», 4 СКР «СКР-40» (пр.159, по классификации НАТО - Petya), «СКР-48» (пр.35, по классификации НАТО - Mirka), «СКР-53» (пр.35), «СКР-70» (пр.50, по классификации
НАТО - Riga), 2 ТЩ
«Рулевой» (пр.266М) и «МТ-219» (пр.266), 2 СДК пр.773 «СДК-137» и
«СДК-164» с ротой морской пехоты на борту.
Штаб эскадры находился на борту флагманского судна ПБПЛ пр.1886 (по
классификации НАТО - Ugra) «Волга» которая находилась
около Балеарских островов к востоку от Испании, где
готовилась встретить 69 бригаду подводных лодок, идущую для замены находящейся
здесь с марта 1973 г. 96 БПЛ СФ.
В основном в эскадре были корабли
Черноморского флота, но там были и корабли других флотов и суда, совершавшие
межфлотские переходы. Сторожевик «СКР-70» был с Северного флота, МТЩ пр.266М
«Рулевой» (к-л П.Козицын)
выйдя с Балтики, шел к месту постоянного базирования на Черном море с
выполнением задач боевой службы в Средиземном море.
Десантные силы находились на СДК - усиленная рота морской
пехоты в количестве 203 человек и 42 единиц техники из состава 61-го полка
морской пехоты СФ, вышедший на БС в июле 1973 г. Отряд морской пехоты 61-го
полка имел следующие задачи: быть готовым к высадке на необорудованное и
обороняемое побережье, охранять и при необходимости оборонять советские корабли
в местах стоянок, быть в готовности
осуществлять ПДО портов Порт-Саид и Фуад. В октябре
завершалось время их боевой службы. Их должны были сменить морские пехотинцы
Балтийского флота. 28 сентября 1973 г. из Балтийска в Средиземное море на БС на
борту БДК «Красная Пресня» (бортовой № 527) вышел усиленный 1 батальон морской
пехоты. Командир десанта - командир полка морской пехоты гвардии подполковник
Горохов В.И. Прибыла в Средиземное море в конце октября начале ноября 1973
г. Подразделения усиления отряда 28
сентября по железной дороге были отправлены до Севастополя, позднее их
погрузили на два СДК ЧФ и отправили в Средиземное море.
Подводные силы
эскадры насчитывали не менее 11
подводных лодок. Большинство торпедные пр.641 (по
классификации НАТО - Foxtrot) из состава 96 БПЛ СФ
под командованием капитана 1 ранга Хлопунова Вадима
Ивановича в том числе («Б-2», «Б-40» (Никитин Н.Е.), «Б-41» (Андреев А.П.),
«Б-49» (к-2р. Синюхин Борис Сергеевич),
«Б-156» (к-2р. Михайлов В.А.)) находящиеся здесь на БС с 19 марта 1973 г. По крайней мере одна
дизельная ракетная пр.651 (по классификации НАТО - Juliett) из состава 9 Эскадры ПЛ
СФ вероятней всего «К-77» (к-1р. Еремин Владимир Иванович) и атомные (по крайней мере
2 ПЛАРК с ядерными крылатыми ракетами). Дизельные субмарины Северного флота,
готовились идти домой. Так в конце сентября 1973 гг. «Б-49» получила приказ
всплыть в надводное положение 5 октября и следовать в 64 точку для подготовки к
переходу в родную базу.
В октябре
намечалась очередная ротация кораблей несущих боевую службу в Средиземноморье. В начале октября на БС для замены несущих службу с июня кораблей
были направлены артиллерийский крейсер
пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov)
«Дзержинский» (бортовой № 847, к-2р. Л.А.Макаров), ЭМ пр.30-бис (по классификации НАТО - Skory)
«Оживленный». «Дзержинский»
прибыл в Восточное Средиземноморье буквально за сутки до начала войны -
5 октября.
В это же время с
Черного моря в Средиземное пришел один СКР пр.50 (по классификации НАТО - Riga) «Куница».
Кроме того в это
же время выполнял межфлотский переход другой крейсер пр.68-бис (по
классификации НАТО - Sverdlov) «Мурманск» (бортовой №
806, к-1р. Евгений Александрович Скворцов). В июле 1973 г. он завершил
двухлетний ремонт в Николаеве. 29 сентября 1973 г. в 10.00 крейсер снялся с
якоря и начал движение из Севастополя в родную базу, в г. Североморск. Однако
на переходе получает приказ о следовании в зону боевых действий в район Арабо-Израильского
конфликта на усиление кораблей 5-й ОПЭСК. В зоне фактических боевых действий
находится с 5 октября по 8 ноября 1973 г. За это время корабль выполняет
артиллерийские стрельбы и боевые упражнения по ПВО, РЭП и минным постановкам.
В ночь на 3
октября в Средиземноморье через
Гибралтарский пролив прибыла 69 БПЛ под
командованием капитана 1 ранга И.Н.Паргамона - 10 ПЛ пр.641: «Б-29» (Федоренко И.И.), «Б-31» (Куверский
Л.Р.), «Б-105» (Горшков Н.И.), «Б-116» (к-2р.А.А.Хропов), «Б-130» (Степанов
В.В.), «Б-139» (Е.Г.Сулай), «Б-409» (Фомичев Ю.Н.),
«Б-413» (к-2р. Погорелов Б.Н.), «Б-416» (к-3р. Лещенко
В.Т.), «Б-440» (к-2р. Бурунов В.И.), 1 ракетная дизельная ПЛ
пр.651 «Б-318» (Сорокин А.И.) 35 ДиПЛ 9-й ЭскПЛ, ПБПЛ пр.310 (по классификации НАТО - Don) «Федор Видяев» и
2 резервных экипажа. Они 12 или 15
сентября вышли на первую БС
сроком на 12 месяцев
и должны были заменить находящиеся там
подводные лодки. Командовавший тогда бригадой контр-адмирал Иван
Николаевич Паргамон вспоминал: «Лето 1973 года… Командующий Северным флотом получает приказание
Главнокомандующего ВМФ подготовить к длительной боевой службе бригаду подводных
лодок 641-го проекта из состава 4-й эскадры. Выбор пал на бригаду, которой я в
то время командовал.
Десять лодок, плавбаза «Видяев»
и два резервных экипажа начали активную подготовку к дальнему и длительному
походу. Впервые в практике боевой службы лодок мы должны отправиться на
годичный срок, с пребыванием в далеком Средиземном море. Это был необычный
эксперимент. Вместо трехмесячной автономности нам предстояло находиться в
отрыве от родной базы целый год. Расчет вроде простой: чем гонять лодку месяц
на переход, второй - на поисковые действия в отведенном районе и месяц на
возвращение - логично отправить в далекий боевой вояж целую бригаду. Тогда и
арифметика иная: на переходы туда и обратно - два месяца, а 10 месяцев нести
боевую службу. Техническая и тактическая выгода очевидна, а вот выдержат ли
подводники? Полагаю, что по принятой у нас методологии этот вопрос не был
главным. Ходили же экипажи в 100-суточные океанские походы из северных широт за
экватор, как и подводная лодка под моим командованием. Выдержали! Справятся и с
12-месячным плаванием, если организовать отдых и подмену экипажей. Лодочный
ремонт можно проводить с плавмастерской или
договориться о заходе в дружественные порты. Так было решено «в верхах», а нам
оставалось только выполнять решение и своим опытом подтвердить его
целесообразность.
В установленный срок я доложил командованию
о готовности бригады к походу, подвергся положенным проверкам специалистами
разных штабов, и настал день прощаний с Полярным, с родными и близкими. Провожал нас сам комфлотом адмирал Г.М.
Егоров, бывший подводник, хорошо знающий еще с времен
войны тяготы лодочной службы на «дизелюхах». А до
самого Средиземного моря вел бригаду командир эскадры контр-адмирал О. Шадрин.
Переход Атлантики составом бригады при активном противодействии натовских «супостатов», штормовой осенней погоде - дело сложное.
Теоретически мы проработали и на летучках проиграли многие варианты внезапных
погружений и рассредоточении лодок по своим маршрутам, определили организацию
связи и прочие тактические особенности группового плавания. Но одно дело на картах
и бумаге, и совсем может быть по-другому в океане, да еще при необходимости
соблюдения скрытности.
Потому я не сетовал на опеку командира
эскадры. Подобный переход для меня был внове, да и, как говорится» одна голова
хорошо, а две лучше.
Итак, октябрьский поход начался. Я со своим
походным штабом находился на плавбазе. Организовал несение оперативного
Дежурства, сам с мостка сходил редко,
капризы осеней погоды уже начинали сказываться в Баренцевом море, а вскоре
появились воздушные, а за ними и надводные наблюдатели с различными бортовыми
знаками и флагами, но все одинаково любопытные и наглые.
Между тем северная осенняя промозглость
сменилась теплой атлантической погодой, с периодическими крепкими штормами. Так
что вскоре пришлось укрываться под водой - флагман принял такое решение во
избежание повреждения частей легкого корпуса и выплескивания электролита из
аккумуляторных баков. Вот и пригодились разработанные на берегу рекомендации
командирам. Офицеры моего штаба ответственно несли оперативное дежурство, да и
всем нам пришлось три дня здорово покрутиться, управляя такой группой лодок.
Первый, а за ним и еще два подобных рассредоточенных ухода лодок в океанскую
пучину закончились благополучно. На двадцатые сутки похода, уже привыкнув к
назойливым соглядатаям, в основном воздушным, мы с комэскадры начали продумывать детали сбора лодок у
побережья Марокко с проходом Гибралтара для дозаправки. Однако наши мирные
намерения прервались тревожными телеграммами с флота и из Москвы. Назревал
очередной египетско-израильский военный конфликт. В ночь на 3 ноября, когда
наши лодки, маскируясь за многочисленными судами, поэшелонно
форсировали Гибралтарский пролив, была получена телеграмма, извещавшая нас о
начале боевых действий конфликтующими сторонами.» Тут у автора небольшая неточность, начало боевых действий 6 октября.
5 октября ПБПЛ
пр.1886 (по классификации НАТО - Ugra) «Волга» на
которой размещался штаб эскадры, находилась в точке 64 у входа в Гибралтарский
пролив, и обеспечивала уход 96 БПЛ СФ и прибытие 69 БПЛ СФ. Но лодки 96 БПЛ СФ
домой не пошли, после объявления повышенной готовности в связи с назревавшей
войной подводные лодки вернулись в Средиземноморье, вначале было сообщено о
продлении похода на десять дней, а потом
еще на месяц. Командовавший тогда минно-торпедной боевой частью ПЛ «Б-49» лейтенант, а ныне капитан 1 ранга запаса Цветков
Владимир Юрьевич вспоминал: «В пять часов утра 5 октября подводная лодка
“Б-49” всплыла в надводное положение и в вахтенном журнале появилась запись
“Всплыли в надводное положения, начали открытый переход”. В 7 утра лодка
подошла в 64 точку, которая находилась в пролива Гибралтар и ошвартовалась у плавбазы “Волга”.
Подводников встретил штаб 96 бригады во главе с комбригом капитаном 1 ранга Хлопуновым Вадимом Ивановичем. Флагманским минером был
капитан 3 ранга Косых.
Капитан 2 ранга Синюхин
Б.С. доложил комбригу о плавании подводной лодки, которая находилась в море
более двух месяцев, неоднократно имела контакты с атомными подводными лодками
вероятного противника, уклонялась от противолодочных сил, отрабатывала задачи
боевой подготовки.
Командир БЧ-3 лейтенант Цветков доложил
флагманскому минеру о состоянии материальной части, подготовке моряков и других
делах. Флагмин с интересом выслушал доклад минера,
задал несколько уточняющих вопросов и сказал, что дальше подводная лодка идет
на Северный флот в ордере в надводном положении и 27 октября прибудет в Полярный.
После докладов на плавбазе была организована
для подводников баня, а после нее просмотр кинофильма “Бриллиантовая рука”. В
11 часов на плавбазе раздался сигнал Боевой тревоги и команда: “Экипажу
подводной лодки немедленно прибыть на корабль”. Фильм удалось посмотреть только
до половины. Экипаж прибыл на подводную лодку и занял свои боевые посты. В 12
часов лейтенант Цветков В.Ю. заступил на вахту. Несколько раз на подводную
лодку передавали вещи комбрига, затем их забирали опять на плавбазу. Через
некоторое время плавбаза снялась с якоря и ушла на восток, комбриг капитан 1
ранга Хлопунов и штаб бригады убыл на ней.
В 17 часов на лодке было получено
радиодонесение с приказом - погрузиться и следовать на восток.»
Корабли эскадры
были в ожидании начала очередной войны на Ближнем Востоке. 5 октября один СДК
пр. 773 (LSM, по классификации НАТО - Polnocny) и СКР пр.50 «Куница» (по классификации НАТО -
Riga) эвакуировали советских граждан из Порт-Саида
(Египет). Два советских разведывательных судна (AGIs)
и два тральщика «Рулевой» пр.266М (по классификации НАТО - Natya) и «МТ-219»
пр.266 (по классификации НАТО - Yurka), были перемещены в восточное
Средиземноморье, чтобы усилить единственное разведывательное судно БРЗК пр.394Б
«Крым» находящееся там.
В ночь с 4 на 5
октября на БРЗК пр.394Б «Крым» (к-2р. Иван Ефимович Бочарин)
поступил приказ: покинуть Порт-Саид и выйти в море. Начальник 6-го
управления ГРУ генерал-лейтенант Петр Спиридонович Шмырев
вспоминал: «Для того чтобы следить за развитием событий
на Ближнем Востоке, в начале сентября
1973 года в Средиземное море и к берегам Израиля вышел разведывательный корабль
«Крым» под командованием И. Бочарина. За месяц,
предшествовавший войне, кораблю удалось достаточно подробно выявить изменения в
радиоэлектронной обстановке, найти новые источники, что сыграло немаловажную
роль в успешном проведении похода.
Вообще мы на многих примерах убеждались в
том, что только заблаговременное развертывание сил радио- и радиотехнической
разведки в каком-либо кризисном районе дает положительные результаты. Надо
успеть проследить радиоэлектронную обстановку мирного времени, разобраться в
ней, после чего станут понятными изменения, возникающие при обострении
ситуации.
Если же опоздать с развертыванием сил
разведки, что в жизни не раз случалось, то хороших результатов ожидать трудно.
Вечером 5 октября 1973 года меня срочно
пригласил к себе первый заместитель начальника ГРУ генерал-полковник Лев
Толоконников, замещавший находившегося в отпуске генерала армии Петра Ивашутина.
Когда я прибыл к нему, в кабинете уже находились
начальник недавно организованного ближневосточного управления генерал-майор
Анатолий Павлов, начальник информации генерал-лейтенант Николай Зотов.
Толоконников, только что вернувшийся от
министра обороны, был заметно возбужден. Он сообщил нам, что сегодня президент
Египта Анвар Садат уведомил
советского посла в Каире о решении египетского руководства вернуть утраченные
территории и Суэцкий канал военным путем. Лев Сергеевич довел до нас указание
министра - принять необходимые меры по усилению разведки в связи с тем, что
война между Египтом и Израилем может начаться в любой момент.
Корабль «Крым» находился в Порт-Саиде, где
пополнял запасы. Было решено в целях безопасности немедленно вывести
его в море».
Силы 6-го флота
ВМС США.
На 5 октября в
Средиземном море в составе 6-го флота имелось 45 американских боевых кораблей -
2 авианосца «Индепенденс» (Independence CVA 62) и
«Франклин Д. Рузвельт» (Franklin D. Roosevelt CVA 42), 1 крейсер «Литтл
Рок» (Little Rock CLG 4),
16 эсминцев, фрегатов, сторожевиков (эсминец УРО «Claude V. Ricketts» DDG-5, «Sampson» DDG-10, «Coontz» DDG-40, эсминец «William M. Wood» DD-715, «Hawkins» DD-873, «Barry» DD-933, «Manley» DD-940, фрегат УРО
«Coontz» DLG-9, «Dewey» DLG-14, «Harry E. Yarnell» DLG-17, «Belknap» DLG-26, сторожевые
корабли «Edward McDonnell» DE 1043, «W.S. Sims» DE-1059, «Vreeland» DE-1068, «Trippe» DE-1075, «Joseph Hewes» DE-1078), 4 патрульных судна «GRAND RAPIDS» (PG-98), «DOUGLAS» (PG-100), «ANTELOPE » (PG-86), «READY» (PG-87), 10
десантных кораблей в том числе штабного корабля амфибийных сил «Mount Whitney» LCC-20, десантного
вертолетоносца «Guadalcanal» LPH-7, десантно-вертолетные корабли-доки «Austin» LPD-4, «Nashville» LPD-1, десантные
транспорты-доки «Fort Snelling» LSD- 30, «Pensacola» LSD- 38, танко-десантные корабли «Manitowoc» LST-1180. «Sumter» LST-1181 и «Harlan County»
LST-1196 и 12 вспомогательных судов.
Они были рассредоточены по всему Средиземному морю. Флагманский корабль соединения TF 60/61 крейсер «Литтл Рок» (Little Rock CLG 4) вышел 5 октября из Стамбула (Турция) где с 1 октября находился с визитом, и к 6 октября шел в точку к югу от острова Крит и нес командующего 6-м флотом адмирала Мерфи. Группа TG 60.1 состоявшая из авианосца «Индепенденс» и ее охраны находилась в Афинах. TG 60.2 состоявшая из авианосца «Франклин Д. Рузвельт» и кораблей охраны находилась в различных испанских портах. TF 61/62 - десантное соединение имевшее в своем составе вертолетоносец «Гуадалканал» (Guadalcanal LPH 7) и девять других десантных судов, несущие батальон морских пехотинцев - приблизительно три тысячи человек, находилось в различных греческих портах. Кроме того, здесь находились и другие корабли, в том числе четыре ПЛА патрулировавшие в Средиземном море, и отдельные соединения, такие как 21 патрульный дивизион, базирующийся в Неаполе - он включал в себя флагманское судно дивизиона, патрульную канонерскую лодку (плавбаза соединения) «GRAHAM COUNTY» (AGP-1176) и патрульные суда «GRAND RAPIDS» (PG-98), «DOUGLAS» (PG-100), «ANTELOPE » (PG-86), «READY» (PG-87).
Розин Александр.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17