На Главную.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

 

Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море.

 

 

13. Движение флотов.

 

С 16 октября по 5 ноября все советские военные корабли в Средиземном море были переведены в состояние полной боевой готовности и находились в готовности к немедленному открытию огня и боевому использованию оружия.  Хотя это было и нелегко. Бывший тогда начальником штаба 69 БПЛ СФ капитан 2 ранга Даньков Юрий Николаевич вспоминал: «Мне довелось руководить работой штабного поста подводных лодок на флагманском корабле 5 эскадры. Работа всего штаба 5 эскадры в период конфликта была исключительно напряжённой. Поток донесений, которые корабли эскадры делали на командный пункт согласно табелю срочных донесений, был настолько велик, что всю эту информацию было трудно обработать. Каждую телеграмму надо было прочитать, принять решение по ней и наложить резолюцию, адресовав соответствующему исполнителю. Я наблюдал, например, что начальник штаба эскадры контр-адмирал А.Ушаков работал почти круглосуточно, делая короткие перерывы на приём пищи и ночной отдых, при этом количество поступающих донесений превышало количество донесений, по которым были приняты резолюции. И когда он уходил на короткий ночной отдых, оставалась стопка необработанных телеграмм, которые по правилам не могли храниться более суток и к утру уничтожались. Было совершенно очевидно, что управление работой штаба необходимо автоматизировать.»

15 октября АУГ во главе с авианосцем «Франклин Д. Рузвельт» (Franklin D. Roosevelt  CVA 42) начал переход из центрального Средиземноморья в восточном направлении  чтобы поддержать американскую воздушную перевозку. Советский СКР пр.159 (по классификации НАТО - Petya) патрулирующий Сицилийский пролив начал сопровождение авианосца поскольку он проходил через пролив 16 октября. На следующий день 17 октября сторожевик был сменен БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin), который продолжал отслеживать авианосец  до 22 октября. «Франклин Д. Рузвельт» (Franklin D. Roosevelt  CVA 42)  прибыл на станцию к востоку от Мальты 17 октября и остался там до 25 октября.

16 октября крейсер пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov) «Мурманск» и эсминец пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) «Напористый» (бортовой номер 351) присоединились к отряду в составе РКР  пр.58 (по классификации НАТО - Kynda) «Грозный», БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Проворный»  и ПБПЛ пр.1886 (по классификации НАТО - Ugra) «Волга» которые вели слежение за американским АУГ с авианосцем «Индепенденс» (Independence CVA 62) к  югу от острова Крит. Как оказалось «Мурманск» и «Напористый», сменили «Грозный» и  «Проворный» у которых заканчивалось топливо. Хотя эффект замены должен был уменьшить непосредственную угрозу  АУГ это произошло больше по  тыловым причинам чем дипломатическим. Неспособные пополнять запасы на ходу «Грозный» и его эскорт был вынужден направиться  в точку № 15  к востоку от острова Крит для  заправки  горючим от танкеров эскадры.  

Длительное слежение за АУГ ВМС США вскрыло слабые стороны кораблей 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР в Средиземном море. Во-первых, возникла проблема дозаправки кораблей топливом. Американцы начали маневрирование на больших ходах - 26-28 узлов с тем, чтобы следящие КУГ израсходовали свои запасы топлива, а затем и запасы танкеров. На больших ходах расход топлива увеличивался вдвое - втрое. Командование эскадры переместило все танкеры в восточную часть Средиземного моря. Предусмотрели «челночный» метод пополнения горючего: танкер, у которого топлива оставалось меньше других, передавал остатки другому танкеру, а сам полным ходом шел в Советский Союз, бункеровался и немедленно возвращался. В дополнение к танкерам вспомогательного флота ВМФ было арендовано у ММФ СССР 3 танкера (по 10 тысяч т водоизмещения каждый) типа «Казбек». За месяц корабли эскадры израсходовали топлива почти столько, сколько весь Черноморский флот за четыре года войны. Только ПБПЛ «Волга» в период противостояния прошла 6,5 тысяч миль. Во-вторых, на эскадре отсутствовало авиационное прикрытие, не было источников пополнения боекомплекта средств противовоздушной обороны. Позже на эскадру пришла плавучая ракетно-техническая база «ПРТБ-33» с запасом ракет и снарядов. При этом категорически было запрещено использовать зенитные комплексы по кораблям и береговым целям.

Продолжалось наращивание американских сил. 16 октября вертолетоносец «Iwo Jima»  с 2.000 морскими пехотинцами вышел из Морхед (Moorehead, Северная Каролина) в Средиземноморье, куда прибыл 25 октября. Советские самолеты разведчики Tу-95 (по классификации НАТО – Bear) периодически контролировали «Iwo Jima» во время его транзита через Атлантику.

На 17 октября в восточном Средиземноморье к югу от Крита находилась авианосная группа TG 60.1 состоявшая из авианосца «Индепенденс» (Independence CVA 62), флагманского корабля 6-го флота ракетного крейсера «Little Rock» CLG-4, ракетного фрегата «Richard L. Page» FFG-5, эсминца «Manley» DD-940, сторожевого корабля «W. S. Sims» DE-1059. Эсминец «Barry» DD-933 и сторожевой корабль «Vreeland» DE-1068 располагались между островом Крит и Грецией.  21 патрульный дивизион, состоящий из 4 патрульных судов «Grand Rapids» PG-98, «Douglas» PG-100, «Antelope» PG-86, «Ready» PG-87 с их плавучая база поддержки «Graham County» AGP-1176 находился недалеко от побережья Греции. Ракетные фрегаты «Coontz» DLG 9 и  «Belknap» DLG 26 действовали отдельно на востоке в рамках поддержки воздушного моста, первый у египетского побережья, напротив Александрии, второй а южнее Кипра.

Естественно наши корабли держали американские суда в восточном Средиземноморье под пристальным вниманием. 18 октября с авианосца «Индепенденс» (CVA 62) наблюдали, как советский эсминец пр.56 (по классификации НАТО - Kotlin) прошел рядом с авианосцем, наведя на него свои орудия. Данный факт являлся нарушением соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море от 1972 г., на следующий день протест был заявлен американскими властями советскому  военно-морскому атташе.

18 октября АУГ во главе с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» CVA 67 прибыла к Гибралтарскому проливу и оставалась там до 25 октября. При этом находясь к западу от пролива авианосец оставался частью 2-го флота США, вместо того чтобы стать частью 6-го флота США. Советский эсминец 18 октября едва АУГ подошел к проливу начал его сопровождение, и оставался с авианосцем в течение следующих двух дней.

19 октября командующий 6-м флотом адмирал Дэниел Мурфи направил запрос адмиралу Волобуеву заявив, что советские корабли нарушают соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море от 1972г.,  нацеливая свое оружие и ракеты в американские морские суда. Штаб 5-й эскадры тоже заявлял - что американские реактивные самолеты и вертолеты выполняли аналогичные действия в нарушение соглашения. Но американцы подсуетились первыми и  советское Министерство иностранных дел получило официальную жалобу  от американского Государственного департамента по этому поводу, и на 5-ю эскадру было послано распоряжение от руководителя ГШ ВМФ, чтобы командиры выполняли условия соглашения. Но это продолжалось непродолжительное время, так как ситуация вновь обострилась.

Силы 5-й эскадры так же получили пополнение. 19 октября черноморскими проливами в  Средиземное  море вышли  БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Решительный» (бортовой № 536, к-3р. Роберт Леогьевич Клявзо) и БРК  пр.56М (по классификации НАТО - Kildin) эсминец «Неуловимый» (к-3р. Владимир Алексеевич Плохих). Источники НАТО сказали, что после прибытия двух этих кораблей, число советских военно-морских сил в Средиземноморье достигло 72 судов.

Не ранее середины октября 1973 г. на боевую службу в Средиземное море вышли  с ЧФ две дизельные пр.613 (по классификации НАТО - Whiskey)  «С-96» к-2р. А.Н.Балашов и «С-100» к-2р. Л.И.Сиваш. Это был последний выход черноморских субмарин 613 проекта на боевую службу в Средиземном море.  В соответствии со статьей 12 Конвенции о режиме проливов Босфор и Дарданеллы, черноморские государства имели право проводить свои подводные лодки через черноморские проливы только при следовании их на ремонт вне верфей Черного моря или к новому месту базирования. Проход проливами разрешался в одиночку, т.е. в зоне проливов могла находиться в состоянии транзита лишь одна подлодка, в светлое время суток и только в надводном положении. При необходимости проливы лодки проходили в сопровождении надводных кораблей. Так что, исходя из Конвенции, черноморские лодки совмещали боевую службу в Средиземном море с последующем ремонтом на Балтике и возвращением после этого на Черное море.

В это время Черноморский флот нанес ответный дружественный визит в Италию. Во второй половине сентября отряд итальянских военных кораблей побывал в Севастополе и Одессе, а с 15 по 22 октября порты Таранто (15-19 октября) и Мессина (19-22 октября) посетил отряд под командованием контр-адмирала Л.Я.Васюкова в составе крейсера пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov) «Адмирал Ушаков» и БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) «Отважный». Их пребывание там явилось большим событием для итальянцев. Визит прошёл успешно. Командир отряда советских кораблей контр-адмирал Л. Васюков и первый заместитель начальника политуправления КЧФ контр-адмирал А. Пасхин встретились с командующим итальянским флотом адмиралом Камилло Куцци и префектом города Анджело Марио Риццоли и другими официальными лицами Таранто. В ходе посещения советских кораблей итальянцы высказывали восторг по поводу внешнего вида советских кораблей и выправки наших моряков. Не раз звучали слова поддержки в адрес СССР и его Военно-Морского Флота.

К этому времени, поражение арабов было неизбежно. 19 октября и снова на 21 октября Садат  обратился к СССР, чтобы принять немедленные меры для установления перемирия. Совет Безопасности ООН разработал резолюцию №  388 предусматривающую конец  всем военным действиям. 22 октября СБ ООН принял резолюцию № 338. С ней согласились Израиль и Египет. Казалось, что конфликт благополучно разрешен и можно переходить к переговорному процессу.

22 и 23 октября в Средиземноморье было относительно спокойно. После принятия резолюции ООН о перемирии от 22 октября, 6-му флоту США было предписано начать планировать возвратиться к нормальным операциям мирного времени. Советская  Средиземноморская эскадра продолжала отслеживать перемещения авианосных групп во главе с авианосцами «Индепенденс» (Independence CVA 62) и «Франклин Д. Рузвельт» (Franklin D. Roosevelt  CVA 42). Большинство советских надводных кораблей было сконцентрировано около острова Крит,  меньшая часть у побережья Сирии. Советские корабли вооруженные крылатыми ракетами, предназначенными для поражения американских кораблей оставались в пределах  действия АУГ «Индепенденс» (Independence CVA 62) к югу от острова Крит. 22 октября произошла очередная смена корабля слежения за авианосцем «Франклин Д. Рузвельт» (Franklin D. Roosevelt  CVA 42). БПК пр.61 (по классификации НАТО - Kashin) был заменен СКР пр.159 (по классификации НАТО - Petya).  Советские разведывательные самолеты Ту-16 продолжали разведывательные полеты по Средиземноморью, не беспокоя 6-й флот.

24 октября 1973 г. крейсер пр. 68-бис (по классификации НАТО - Sverdlov)  «Дзержинский» возвратился в Севастополь в связи с необходимостью проведения планового ремонта.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

 

                                                На Главную.