На Главную.

 

Розин Александр.

 

                 СССР в строительстве ВМС Кубы.

                                                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9

 

5. ВМС Кубы по западным данным на начало 1962 г.

 

6 мая 1961 г. в 10 милях севернее порта Мариэль бесследно пропал катер «R-43»  ВМС Кубы с 17 людьми на борту. Сразу на поиски вышел ряд кораблей, фрегат «Máximo Gómez» с командующим ВМС Кубы лейтенантом Julio Calderón Justis на борту, сторожевой корабль «Siboney» 202, учебный корабль «SS-10», катера береговой охраны 14, 108, патрульные катера 9, 10, 11, два самолета и три вертолета. На следующий день поиски вели 7 кораблей, в том числе фрегат «José Martí» и катер 15.  Поиски, длившиеся 10 дней, охватили площадь в 900 квадратных миль результата не дали. Экипажем катера из 12 человек командовал младший лейтенант Арнольдо Альварес Лима (Arnoldo Álvarez Lima), так же на борту находился командир дивизиона катеров капитан-лейтенант Андрес Гонсалес Линес (Andrés González Lines) и четверо военных. Одной из причин гибели была выдвинута гипотеза о потоплении катера торпедой с американской подводной лодки. По данным кубинской разведки в начале мая американская субмарина доставила в местечко Punta del Morrillo  в заливе La Mulata 3 тонны военного груза для антикубинских отрядов. 

До революции главной задачей кубинского флота было несение патрульной службы на подходах к Гаване, Сьенфуэгосу и Сантьяго-де-Куба, в основном от контрабандистов. В связи с возникшей угрозой вторжения со стороны США следовало значительно изменить взгляды на роль флота в системе кубинских вооруженных сил, главной задачей которого стало отражение десантных сил вероятного противника с моря и воздуха. На вооружение флота должны были поступить корабли с ударным оружием (торпедным, ракетно-артиллерийским, минным), а также береговые ракетные части. Необходимо было создать флотскую инфраструктуру.

Куба была разделена на три военно-морских района. Северный военно-морской район включал северное побережье Кубы от мыса San Antonio до Punta de Practicos с штаб-квартирой в Мариэль. Восточный военно-морской район включал побережье от Punta de Practicos до Punta Sevilla с штаб-квартирой в Сантьяго-де-Куба. Южный военно-морской район включал побережье от Punta Sevilla до мыса San Antonio с штаб-квартирой в Сьенфуэгос.

По состоянию на июль 1961 г. кубинский флот насчитывал приблизительно 4000 личного состава (команды кораблей, катеров  и судов, морской полиции и милиции, последние входят в состав расчетов зенитных орудий), состоит из 5 сторожевых кораблей (PF)  (3 класса TACOMA, 2 "184-футовых PC" класс), 2 вспомогательных судна общего назначения (AG), 2 спасательных буксира (ATR), 9 разных вспомогательных судов (YAG) и 29 сторожевых катеров (YP), из этих судов, большинство имеют различные технические проблемы,  кроме того по крайней мере 1 СКР неработоспособен из-за нехватки запасных частей, 2 ATR  в отстое. Так что только приблизительно 20 сторожевых катеров (YP) являются боеспособными. Для усиления ВМС какое то количество частных катеров приняли во флот и вооруженный ручными пулеметами для патрульной службы. В течение последних двух лет 1959-1961 гг. кубинский флот безуспешно  пытался  приобрести патрульные катера в западных странах. Существующие способности кубинского флота ограничены, и могут контролировать только часть побережья. Большие суда (5 PF, 1 AG) осуществляют патрулирование в обе стороны от Гаваны и районов Пинар-дель-Био (Pinar del Bio)  и Исле оф Пинес (Isle of Pines). Оставшееся побережье патрулируется сторожевыми катерами (YP) и другим маленьким судами. Боевая эффективность флота незначительна.

В ноябре 1961 г. американская разведка говоря о ВМС Кубы констатировала что революционная власть ему не очень доверяет, большинство его персонала было арестовано во время апрельской высадки контрас в Плайя Хирон. Выступления против власти, увольнения и чистки оставили на флоте немного профессионально обученных и технически грамотных моряков.

При этом и среди оставшихся были желающие бежать в США. И этому было, по крайней мере, несколько подтверждений.

29 июля 1961 г. в Ки-Уэст (Флорида, США) прибыл кубинский 38-футовый патрульный катер «SV-8» с тремя членами экипажа, которые попросили убежища в США. В ходе переговоров катер было решено вернуть кубинцам в обмен на угнанный на Кубу американский самолет. Беглым морякам предоставили политическое убежище в США. Катер 15 августа был возвращен на Кубу специальной командой их трех человек, прибывшей из Гаваны.

6 января 1962 г. капитан 110-футового патрульного катера «Las Villas» GC-106 с двумя членами команды закрыв оставшихся 14 членов экипажа в каюте привел корабль в Ки-Уэст попросив политического убежища. Катер был на патрулировании северного побережья Кубы. Это второй подобный инцидент с судами ВМС Кубы за полгода. Катер в январе 1962 г. был возвращен Кубе.

Бортовой №

Наименование

(Позывной)

Тип корабля

Район базирования

Примечания

-

Cuba

(CMXA)

AG

Патрульный фрегат

Запад

Круиз, построенный в 1911 используемый прежде всего для обучения. Порт приписки наиболее вероятная Гавана. Командир – Carlos Martin Tappen. (Январь 1962 г.)

F-301

Jose Marti

(CMZA)

FF

Патрульный фрегат

Запад

Ex-USS Eugene (PF-40) Порт приписки наиболее вероятная Гавана

F-302

Antonio Maceo

(CMZB)

FF

Патрульный фрегат

Запад

Ex-USS Peoria (PF-67) Порт приписки наиболее вероятная Гавана

F-303

Maximo Gomez

(CMZC)

FF

Патрульный фрегат

Запад

Ex-USS Grand Island (PF- 14) Порт приписки наиболее вероятная Гавана

PE-201

Caribe

(CMZD)

PCE

Прибрежный патруль

Запад

Ex-USS PCE 872. Порт приписки наиболее вероятней Карденас.

PE-202

Siboney

(CMZE)

PCE

Прибрежный патруль

Запад

Ex-USS PEC 893. Порт приписки наиболее вероятней Ватабано.

PE-203

Baire

(CMXB)

PCE

Прибрежный патруль

-

Потоплен 19 апреля 1961. Поднят и вероятно в ремонте.

GC-101

Leoncio Prado

(CMXC)

YP

Патрульный катер

Восток

110-футовое патрульное судно береговой охраны; команда 1 офицер и 18 матросов. Возможный порт приписки Антилла (Antilla) или Банес. Командир  - LT Antonio Venvera Manana. (Март 1961 г.)

GC-102

Donativo

(CMXL)

YP

Патрульный катер

-

Не эксплуатируется

GC-103

Matanzas

(CMXJ)

YP

Патрульный катер

Центр

100-футовое вспомогательное патрульное судно береговой охраны, оживленное 8 декабря 1960. Порт приписки наиболее вероятный Сьенфуэгос

GC-104

Oriente

(CMXH)

YP

Патрульный катер

Запад

Ex-USS SC-1000. Порт приписки наиболее вероятней Ватабано. Командир – ENS Manuel Del. Pino Roque

GC-105

Camaguey

(CMXR)

YP

Патрульный катер

-

Ex-USS SC-1001. Никаких недавних сообщений о статусе.

GC-106

Las Villas

(CMXF)

YP

Патрульный катер

Запад

Угнанный в январе 1962, возвращенный к Кубе

 

GC-107

Habana

(CMXI)

YP

Патрульный катер

Восток

Ex-USS SC-1291. Неизвестный порт приписки. Сообщаемый в октябре 1961 в Сантьяго для ремонта

 

GC-108

Pinar Del Rio

(CMXK)

YP

Патрульный катер

-

Ex-USS SC-1301

GC-11

-

(CMXU)

YP

Патрульный катер

Запад

Ex-US CGC 83351. 83-футовый катер береговой охраны. Действовала в западном военно-морском районе (ноябрь 1960 г.)

GC-12

-

(CMXV)

YP

Патрульный катер

-

Ex-US CGC 83386. Никаких недавних сообщений о статусе.

GC-13

-

(CMXW)

YP

Патрульный катер

Запад

Ex-US CGC 833585. Порт приписки наиболее вероятный Сантьяго

GC-14

-

(CMXY)

YP

Патрульный катер

Запад

Ex-US CGC 83395. Порт приписки наиболее вероятный Карденас.

GC-31

-

(CMZI)

YP

Патрульный катер

-

Ex-US CGC 56189. (GC-31 по 34, 83-футовый катер береговой охраны аналогичный GC-11 по 14, но имеют скорость 12 kts против 18 kts); Никаких недавних сообщений о статусе.

GC-32

-

(CMZJ)

YP

Патрульный катер

-

Ex-US CGC 56191. Никаких недавних сообщений о статусе.

GC-33

-

(CMZK)

YP

Патрульный катер

-

Ex-US CGC 56190. Operating. Никаких недавних сообщений о статусе.

GC-34

-

(CMZL)

YP

Патрульный катер

Восток

Ex-US CGC 56192. Порт приписки наиболее вероятный Сантьяго

SV-1

-

YP

Патрульный катер

-

SV-1 к SV-6 - 32-футовое вспомогательное патрульное ремесло, скорость 18 kts; Никаких недавних сообщений о статусе SV-1. Вероятно эксплуатационный.

SV-2

-

YP

Патрульный катер

Запад

Никаких недавних сообщений о статусе. Порт приписки наиболее вероятней Ватабано.

SV-3

-

YP

Патрульный катер

Запад

Порт приписки наиболее вероятней Ватабано.

SV-4

-

YP

Патрульный катер

-

Никаких недавних сообщений о статусе.

SV-5

-

YP

Патрульный катер

Восток

Порт приписки наиболее вероятный Сантьяго

SV-6

-

YP

Патрульный катер

Восток

Порт приписки наиболее вероятный Сантьяго

SV-7

-

YP

Патрульный катер

Восток

SV-7 к SV-10 - 40-футовое вспомогательное патрульное ремесло, скорость 25 kts. Порт приписки наиболее вероятно Антилла.

SV-8

-

YP

Патрульный катер

 

Никаких недавних сообщений о статусе.

SV-9

-

YP

Патрульный катер

 

Никаких недавних сообщений о статусе.

SV-10

-

YP

Патрульный катер

Запад

Неизвестно настоящее положение.

SV-11

-

YP

Патрульный катер

Восток

Порт приписки неизвестен. Последняя известная операционная область Антилла (ноябрь 1961 г.)

SV-12

-

YP

Патрульный катер

Запад

Неизвестно настоящее положение.

SV-13

-

YP

Патрульный катер

 

Никаких недавних сообщений о статусе.

SV-14

-

YP

Патрульный катер

 

Никаких недавних сообщений о статусе.

SV-15

-

YP

Патрульный катер

 

Никаких недавних сообщений о статусе.

SV-16

-

YP

Патрульный катер

 

Никаких недавних сообщений о статусе.

R-41

-

(CMZM)

YP

Патрульный катер

-

Ex-US PT 715. Никаких недавних сообщений о статусе.

R-42

-

(CMZN)

YP

Патрульный катер

Запад

Ex-US PT 716. Порт приписки наиболее вероятней Ватабано.

RS-210

10 De Octobre

(CMXN)

ATR

Спасательный буксир

Запад

Ex-US ATR 4. Порт приписки наиболее вероятней Гавана.

RS-211

20 De Mayo

(CMXE)

ATR

Спасательный буксир

-

Ex-US ATR 3. Никаких недавних сообщений о статусе.

-

Enrique Coilazo

(CMXO)

AG

Маячное судно

-

Экс-торговое судно, приспособленное как маяк и тендер бакена. Никаких недавних сообщений о статусе.

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление.   Вперед.

 

                                                                        На Главную.