Розин Александр.
СССР в строительстве ВМС Кубы.
5. ВМС Кубы по
западным данным на начало 1962 г.
6 мая 1961 г. в 10 милях севернее порта Мариэль бесследно пропал катер «R-43» ВМС Кубы с 17 людьми на борту. Сразу на
поиски вышел ряд кораблей, фрегат «Máximo Gómez» с командующим ВМС Кубы лейтенантом Julio Calderón Justis на борту, сторожевой корабль «Siboney»
202, учебный корабль «SS-10», катера береговой охраны 14, 108, патрульные
катера 9, 10, 11, два самолета и три вертолета. На следующий день поиски вели 7
кораблей, в том числе фрегат «José Martí» и катер 15.
Поиски, длившиеся 10 дней, охватили площадь в 900 квадратных миль
результата не дали. Экипажем катера из 12 человек командовал младший лейтенант Арнольдо Альварес Лима (Arnoldo Álvarez Lima), так же на борту находился командир дивизиона катеров
капитан-лейтенант Андрес Гонсалес Линес
(Andrés González
Lines) и четверо военных. Одной из причин гибели была
выдвинута гипотеза о потоплении катера торпедой с американской подводной лодки.
По данным кубинской разведки в начале мая американская субмарина доставила в
местечко Punta del Morrillo в заливе La Mulata 3 тонны военного груза
для антикубинских отрядов.
До революции главной задачей кубинского
флота было несение патрульной службы на подходах к Гаване, Сьенфуэгосу
и Сантьяго-де-Куба, в основном от контрабандистов. В связи с возникшей угрозой
вторжения со стороны США следовало значительно изменить взгляды на роль флота в
системе кубинских вооруженных сил, главной задачей которого стало отражение
десантных сил вероятного противника с моря и воздуха. На вооружение флота
должны были поступить корабли с ударным оружием (торпедным,
ракетно-артиллерийским, минным), а также береговые ракетные части. Необходимо
было создать флотскую инфраструктуру.
Куба была разделена на три военно-морских
района. Северный военно-морской район включал северное побережье Кубы от мыса San Antonio до Punta de Practicos
с штаб-квартирой в Мариэль.
Восточный военно-морской район включал побережье от Punta
de Practicos до Punta Sevilla с
штаб-квартирой в Сантьяго-де-Куба. Южный военно-морской район включал побережье
от Punta Sevilla до мыса San Antonio с
штаб-квартирой в Сьенфуэгос.
По состоянию на июль
1961 г. кубинский флот насчитывал приблизительно 4000 личного состава (команды
кораблей, катеров и судов, морской
полиции и милиции, последние входят в состав расчетов зенитных орудий), состоит
из 5 сторожевых кораблей (PF) (3 класса
TACOMA, 2 "184-футовых PC" класс), 2 вспомогательных судна общего
назначения (AG), 2 спасательных буксира (ATR), 9 разных вспомогательных судов
(YAG) и 29 сторожевых катеров (YP), из этих судов, большинство
имеют различные технические проблемы,
кроме того по крайней мере 1 СКР неработоспособен
из-за нехватки запасных частей, 2 ATR в
отстое. Так что только приблизительно 20 сторожевых катеров (YP) являются
боеспособными. Для усиления ВМС какое то количество
частных катеров приняли во флот и вооруженный ручными пулеметами для патрульной
службы. В течение последних двух лет 1959-1961 гг. кубинский флот
безуспешно пытался приобрести патрульные катера в западных странах.
Существующие способности кубинского флота ограничены, и могут контролировать
только часть побережья. Большие суда (5 PF, 1 AG) осуществляют патрулирование в
обе стороны от Гаваны и районов Пинар-дель-Био (Pinar del Bio) и Исле оф Пинес (Isle
of Pines). Оставшееся
побережье патрулируется сторожевыми катерами (YP) и другим маленьким судами.
Боевая эффективность флота незначительна.
В ноябре 1961 г. американская разведка говоря о ВМС Кубы констатировала что революционная
власть ему не очень доверяет, большинство его персонала было арестовано во
время апрельской высадки контрас в Плайя Хирон. Выступления против
власти, увольнения и чистки оставили на флоте немного профессионально обученных
и технически грамотных моряков.
При этом и среди
оставшихся были желающие бежать в США. И этому было, по крайней мере, несколько
подтверждений.
29 июля 1961 г. в Ки-Уэст (Флорида, США) прибыл кубинский 38-футовый
патрульный катер «SV-8» с тремя членами экипажа, которые попросили убежища в США. В ходе
переговоров катер было решено вернуть кубинцам в обмен на угнанный на Кубу
американский самолет. Беглым морякам предоставили политическое убежище в США.
Катер 15 августа был возвращен на Кубу специальной командой их трех человек,
прибывшей из Гаваны.
6 января 1962 г. капитан 110-футового
патрульного катера «Las Villas»
GC-106 с двумя членами команды закрыв оставшихся 14 членов экипажа в каюте
привел корабль в Ки-Уэст попросив политического
убежища. Катер был на патрулировании северного побережья Кубы. Это второй
подобный инцидент с судами ВМС Кубы за полгода. Катер в январе 1962 г. был
возвращен Кубе.
Бортовой № |
Наименование (Позывной) |
Тип корабля |
Район базирования |
Примечания |
- |
Cuba (CMXA) |
AG Патрульный фрегат |
Запад |
Круиз, построенный в 1911 используемый
прежде всего для обучения. Порт приписки наиболее вероятная Гавана. Командир
– Carlos Martin Tappen. (Январь 1962 г.) |
F-301 |
Jose Marti (CMZA) |
FF Патрульный фрегат |
Запад |
Ex-USS Eugene
(PF-40) Порт приписки наиболее вероятная Гавана |
F-302 |
Antonio Maceo (CMZB) |
FF Патрульный фрегат |
Запад |
Ex-USS Peoria
(PF-67) Порт приписки наиболее вероятная Гавана |
F-303 |
Maximo Gomez (CMZC) |
FF Патрульный фрегат |
Запад |
Ex-USS Grand
Island (PF- 14) Порт приписки наиболее вероятная
Гавана |
PE-201 |
Caribe (CMZD) |
PCE Прибрежный патруль |
Запад |
Ex-USS PCE 872. Порт приписки
наиболее вероятней Карденас. |
PE-202 |
Siboney (CMZE) |
PCE Прибрежный патруль |
Запад |
Ex-USS PEC 893. Порт приписки
наиболее вероятней Ватабано. |
PE-203 |
Baire (CMXB) |
PCE Прибрежный патруль |
- |
Потоплен 19 апреля 1961. Поднят и вероятно в ремонте. |
GC-101 |
Leoncio Prado (CMXC) |
YP Патрульный катер |
Восток |
110-футовое
патрульное судно береговой охраны; команда 1 офицер и 18 матросов. Возможный
порт приписки Антилла (Antilla) или Банес. Командир - LT Antonio Venvera Manana. (Март 1961 г.) |
GC-102 |
Donativo (CMXL) |
YP Патрульный катер |
- |
Не эксплуатируется |
GC-103 |
Matanzas (CMXJ) |
YP Патрульный катер |
Центр |
100-футовое вспомогательное патрульное судно береговой
охраны, оживленное 8 декабря 1960. Порт приписки наиболее вероятный Сьенфуэгос |
GC-104 |
Oriente (CMXH) |
YP Патрульный катер |
Запад |
Ex-USS SC-1000. Порт приписки
наиболее вероятней Ватабано. Командир – ENS Manuel Del. Pino Roque |
GC-105 |
Camaguey (CMXR) |
YP Патрульный катер |
- |
Ex-USS SC-1001. Никаких недавних сообщений о
статусе. |
GC-106 |
Las Villas (CMXF) |
YP Патрульный катер |
Запад |
Угнанный в январе 1962,
возвращенный к Кубе |
GC-107 |
Habana (CMXI) |
YP Патрульный катер |
Восток |
Ex-USS SC-1291. Неизвестный порт
приписки. Сообщаемый в октябре 1961 в Сантьяго для ремонта |
GC-108 |
Pinar Del
Rio (CMXK) |
YP Патрульный катер |
- |
Ex-USS SC-1301 |
GC-11 |
- (CMXU) |
YP Патрульный катер |
Запад |
Ex-US CGC 83351. 83-футовый катер береговой охраны. Действовала
в западном военно-морском
районе (ноябрь 1960 г.) |
GC-12 |
- (CMXV) |
YP Патрульный катер |
- |
Ex-US CGC 83386. Никаких недавних сообщений о
статусе. |
GC-13 |
- (CMXW) |
YP Патрульный катер |
Запад |
Ex-US CGC 833585. Порт приписки
наиболее вероятный Сантьяго |
GC-14 |
- (CMXY) |
YP Патрульный катер |
Запад |
Ex-US CGC 83395. Порт приписки
наиболее вероятный Карденас. |
GC-31 |
- (CMZI) |
YP Патрульный катер |
- |
Ex-US CGC 56189. (GC-31 по 34, 83-футовый катер
береговой охраны аналогичный GC-11
по 14, но имеют
скорость 12 kts против 18 kts);
Никаких недавних сообщений
о статусе. |
GC-32 |
- (CMZJ) |
YP Патрульный катер |
- |
Ex-US CGC 56191. Никаких недавних сообщений о
статусе. |
GC-33 |
- (CMZK) |
YP Патрульный катер |
- |
Ex-US CGC 56190. Operating. Никаких недавних сообщений о
статусе. |
GC-34 |
- (CMZL) |
YP Патрульный катер |
Восток |
Ex-US CGC 56192. Порт приписки
наиболее вероятный Сантьяго |
SV-1 |
- |
YP Патрульный катер |
- |
SV-1 к SV-6 - 32-футовое вспомогательное патрульное
ремесло, скорость 18 kts; Никаких недавних сообщений о статусе SV-1. Вероятно
эксплуатационный. |
SV-2 |
- |
YP Патрульный катер |
Запад |
Никаких
недавних сообщений о статусе. Порт приписки наиболее вероятней Ватабано. |
SV-3 |
- |
YP Патрульный катер |
Запад |
Порт приписки наиболее вероятней Ватабано. |
SV-4 |
- |
YP Патрульный катер |
- |
Никаких
недавних сообщений о статусе. |
SV-5 |
- |
YP Патрульный катер |
Восток |
Порт приписки наиболее вероятный Сантьяго |
SV-6 |
- |
YP Патрульный катер |
Восток |
Порт приписки наиболее вероятный Сантьяго |
SV-7 |
- |
YP Патрульный катер |
Восток |
SV-7 к SV-10 - 40-футовое вспомогательное патрульное
ремесло, скорость 25 kts. Порт приписки наиболее
вероятно Антилла. |
SV-8 |
- |
YP Патрульный катер |
|
Никаких
недавних сообщений о статусе. |
SV-9 |
- |
YP Патрульный катер |
|
Никаких
недавних сообщений о статусе. |
SV-10 |
- |
YP Патрульный катер |
Запад |
Неизвестно
настоящее положение. |
SV-11 |
- |
YP Патрульный катер |
Восток |
Порт
приписки неизвестен. Последняя известная операционная область Антилла (ноябрь 1961 г.) |
SV-12 |
- |
YP Патрульный катер |
Запад |
Неизвестно
настоящее положение. |
SV-13 |
- |
YP Патрульный катер |
|
Никаких
недавних сообщений о статусе. |
SV-14 |
- |
YP Патрульный катер |
|
Никаких
недавних сообщений о статусе. |
SV-15 |
- |
YP Патрульный катер |
|
Никаких
недавних сообщений о статусе. |
SV-16 |
- |
YP Патрульный катер |
|
Никаких
недавних сообщений о статусе. |
R-41 |
- (CMZM) |
YP Патрульный катер |
- |
Ex-US PT 715. Никаких недавних сообщений о
статусе. |
R-42 |
- (CMZN) |
YP Патрульный катер |
Запад |
Ex-US PT 716. Порт приписки
наиболее вероятней Ватабано. |
RS-210 |
10 De Octobre (CMXN) |
ATR Спасательный буксир |
Запад |
Ex-US ATR 4. Порт приписки
наиболее вероятней Гавана. |
RS-211 |
20 De Mayo (CMXE) |
ATR Спасательный буксир |
- |
Ex-US ATR 3. Никаких недавних сообщений о
статусе. |
- |
Enrique Coilazo (CMXO) |
AG Маячное судно |
- |
Экс-торговое судно, приспособленное
как маяк и тендер бакена. Никаких
недавних сообщений о статусе. |
Розин Александр.