На Главную.

 

Розин Александр.

 

                 СССР в строительстве ВМС Кубы.

                                                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9

 

Содержание:

1.     Кубинский флот до революции.

2.     Революционный флот и  налаживание отношений с СССР.

3.     ЦРУ создал флот контрреволюционеров и вторжение в апреле 1961 г. - Плайя-Хирон.

4.     ВМС Кубы в сражении на Плайя-Хирон.

5.     ВМС Кубы по западным данным на начало 1962 г.

6.     Начало поставок советской военно-морской техники.

7.     Ракетные катера на Кубе в операции  «Анадырь».

8.     Боевая учеба и боевые будни в первой половине 1963 г.

9.     Поставки 1963-1967 гг. на фоне борьбы с контрас.

 

1. Кубинский флот до революции.

 

ВМС Кубы был  создан в 1909 г. в результате преобразования службы береговой охраны (подчинявшейся министерству финансов), и уже в 1910 г. была принята первая судостроительная программа, выдвинувшая кубинский флот в число наиболее мощных в центральной Америке. Однако дальнейшее развитие флота шло спорадически и абсолютно бессистемно, поэтому к концу 1930-е гг. флот Кубы представлял собой собрание канонерок и мелких судов.

С началом войны в Европе Кубу посетила американская делегация, проинспектировавшая состояние ее флота. Поскольку оно было крайне удручающим, все морское руководство было смещено, и с февраля 1941 г. началась полная перестройка, не завершившаяся до того, как 9 декабря 1941 г. Куба объявила войну Японии, а 11 декабря 1941 г. - Германии и Италии. При американской поддержке удалось довольно быстро привести кубинский флот в удовлетворительное состояние. По соглашению от 1 февраля 1943 г.  всеми действиями ВМС Кубы руководила американская военно-морская миссия, а в 1944 г. США создали на Кубе еще четыре базы своей морской авиации. Американцы передали ВМС Кубы 12 катеров-охотников - 8 единиц из состава Береговой охраны США (CG-83316, 83317, 83350, 83351, 83384, 83385, 83386, 83395) и 4 из состава ВМС США (С-56189 - С-56192). Десять единиц переданы в Гаване 22.03.1943 г., еще два - 24.03.1943 г. Данных о полном соотнесении американских номеров с кубинскими нет, т.к. в кубинском флоте они переименовывались в зависимости от тактического разделения, но бывшие катера ВМС США получили обозначения CS-31 - CS-34.  Сразу после войны все катера переданы в береговую охрану, соответственно с заменой аббревиатуры на GC.

Кубинский флот неплохо себя показал в годы Второй Мировой войны. Официальный историк ВМС США адмирал Морисон отозвался о кубинских ВМС так: «За исключением Канады, именно Куба была нашим самым ценным союзником в Северной Америке».

Всего за годы войны ВМС Кубы эскортировали 414 торговых судов. По данным американских военных, в это время кубинский флот  прошел 399.755 мили и спас 221 моряка с судов, потопленных немцами. Торговый флот Кубы потерял - 17,44 % от общего тоннажа. При торпедных атаках немцев погибли 79 кубинских моряков.

Самым большим успехом кубинского флота было потопление 15 мая 1943 г. кубинским патрульным  катером «SC-13» (капитан Марио Рамирес Дельгадо) германской подводной лодки «U-176».  Ведущая роль в этом принадлежала акустику катера - Норберто Кольядо Абреу, который потом, будет рулевым яхты «Гранма», доставившей на Кубу повстанцев во главе с Фиделем Кастро. Американский сенатор Кеннет МакКеллар заявил тогда следующее: «За апрель-июнь 1943 года кубинские военно-морские силы добились выдающихся успехов. Процент их потерь составил всего 0,027 %. Их усилия высвободили значительные силы ВМС США.»

С 1947 г. кубинский флот был значительно усилен, в том числе фрегатами типа «Такома», патрульными кораблями типа «PCE» и «SC-497».

В 1950 г. флот обладал 34 судами, они были распределены следующим образом: шесть в северном морском районе (провинция Орье́нте  - в 1976 году провинция Орьенте была разделена на 5 новых провинций: Лас-Тунас (Las Tunas); Гранма (Granma); Ольгин (Holguín); Сантьяго-де-Куба (Santiago de Cuba); Гуантанамо (Guantánamo)), четыре в южном морском районе, три в восточном морском районе. Остальные - 3 фрегата, мореходная канонерка «Cuba», учебный корабль «Patria», эскортный корабль «Siboney», спасательные суда «20 de Mayo», «10 de Octubre», гидрографическое судно «Yara», маячное судно «Enrique  Collazo» и «№ 5», катера береговой охраны «№ 205», «№ 11» и «№ 34», президентская яхта «Wakitty», торпедные катера «R-41» и «R-42», вспомогательные суда «A-1», «A-2», «A-3», «A-4» и «A-10», выполняли другие функции.

США продолжили усиление кубинского флота в рамках программы военной помощи. К октябрю 1954 г. в рамках нее ВМС Кубы получили 5 патрульных катеров. Помимо этого осенью 1954 г. в дополнение к программе кубинцы попросили у американцев приобрести и установить сонары и противолодочное оборудование на патрульные корабли «Caribe» и «Siboney», приобрести три 136 футовых тральщика для обучения.

Ключевой точкой в истории флота все историки отмечают конец 1956 г. - высадку отряда Фиделя Кастро с «Gramma», именно на эту дату приводится корабельный состав, который незначительно изменился к моменту свержения Батисты в январе 1959 г., ни к вторжению контрреволюционеров в апреле 1961 г. Кроме того именно в 1956 г. в связи с революционной угрозой, была проведена модернизация и ремонт большинства крупных кораблей флота.

1 - Самый большой корабль - крейсер, а фактически мореходная канонерка «Куба» - «Cuba» построена в Германии в 1912 г., неоднократно перевооружалась. В период 1936-1937 гг. прошла капитальный ремонт, в 1956 г. была снова отремонтирована и модернизирована. В 1960 г. и начале 1961 г. как учебный корабль в военно-морской академии в Мариэль, в 1961 г. переоборудован в плавказарму до 1971 г. Водоизмещение 2055 т., 79,2х11,9х4,3 м., мощность 6000 л.с., скорость 18 уз.,  вооружение на 1956 г.  2 105-мм (4") и 6 76-мм (3") орудия, 4 57-мм зенитки. Экипаж 145 человек.

3 - Патрульных фрегата, фрегаты типа «Такома» построены в 1943-1944 г. в США, переданы 16 июня 1947 г. - «Хосе Марти» - «Jose Marti» F-301 (бывший «Eugene» PF-40, списан 1976 г.), «Антонио Макео» - «Antonio Maceo» F-302 (бывший «Peoría» PF-67, списан 1975 г.) и «Максимо Гомез» - «Maximo Gomez» F-303 (бывший «Grand lsland» PF- 14, списан 1964 г.). Водоизмещение 1509/2415 т., 92,6х11,4х3,9 м., мощность 5500 л.с., скорость 20 уз., дальность - 9500 миль, вооружение 3 76-мм (3"), 4 40-мм, 6 20-мм, (только у «Maximo Gomez» помимо прочих  было 9 20-мм орудий) РБУ «Хеджехог». Экипаж 190 человек.

2 - Сторожевых корабля, эскортные корабли типа «PCE» переданы США 20 ноября 1947 г. - «Карибе» - «Caribe» PE-201 (бывший «PCE 872», модернизирован в Ки-Уэст (США) в 1956 г., списан 1976 г.), «Сибоней» - «Siboney» PE-202 (бывший «PCE 893», списан 1973 г.)   Водоизмещение 795/940 т., 56,1х10,1х2,9 м., мощность 1800 л.с., скорость 15,5 уз., дальность - 8500 миль, вооружение 1 76-мм (3"), 3 40-мм, 4 20-мм, РБУ «Хеджехог». Экипаж 110 человек.

1 - Малый патрульный корабль, малый противолодочный корабль типа «PC» передан США в 1956 г. - «Байре» - «Baire» (бывший «Tribesman», бывший  «PC 790»). 17 апреля 1961 г. потоплен, поднят ремонтировался, списан. Водоизмещение 414/463 т., 52,9х7,1х3,3 м., мощность 2880 л.с., скорость 19 уз., дальность - 4800 миль, вооружение 1 76-мм (3"), 1 40-мм, 2 20-мм, РБУ «Маустрап». Экипаж 110 человек.

5 - Кораблей береговой охраны, 110 футовый, тип «SC-497» бывшие охотники за ПЛ, куплены в США в июне-августе 1947 г.,  получили наименование - «Ориенте» - «Oriente» GC-104 (бывший «SC-1000»), «Камагуэй» - «Camagüey» GC-105 (бывший «SC-1001»), «Лас Вильяс» - «Las Villas» GC-106 (бывший «SC-1290»), «Гавана» - «Habana» GC-107 (бывший «SC-1291») и «Пинар-дель-Рио» - «Pinar del Rio» GC-108 (бывший «SC-1301»).  Водоизмещение 121/136 т., 33,8х5,2х1,9 м., мощность 1000 л.с., скорость 16 уз., дальность - 1500 миль, вооружение 1 40-мм, 2 пулемета, 2 РБУ «Маустрап». Экипаж 27 человек.

1 - Корабль береговой охраны «Леонсио Прадо» - «Leoncio Prado» GC-101 построен на Кубе в 1946 г., водоизмещение 80 т., вооружение 1 20-мм

8 - 83-футовые катера береговой охраны, переданные Кубе по ленд-лизу в марте 1943 г. - «CG-11» (бывший «CGC-83351»), «CG-12» (бывший «CGC-83386»), «CG-13» (бывший «CGC-83385»), «CG-14» (бывший «CGC-83395»), «CG-31» (бывший «CGC-56189»), «CG-32» (бывший «CGC-56191»), «CG-33» (бывший «CGC-56190»), «CG-34» (бывший «CGC-56192»). Списаны в 60-х годах. Водоизмещение 76 т; 25,4×4,93×1,6 м; 2 бенз., 1200 л.с.; скорость 20,6 уз.; 7 т бензина; 375 (12) миль. Эк. 14 чел., вооружение 1 - 37 мм, 2 пул., 2 БС (14 ГБ). Вооружение впоследствии изменено.

2 - Вспомогательные корабли береговой охраны - «Донативо» - «Donativo» GC-102, построен в Гаване в 1932 г., 130 т., 10 узлов, вооружение - 2 37 мм орудия и 1 пулемет, экипаж 21 человек, «Матансас» - «Matanzas» GC-103, построен в Гаване в 1912 г., модернизирован в 1953 г.

2 - Торпедные катера фирмы «Воспер» тип 72-футовые, куплены в США в 1946 г. - «R-41» (бывший «PT- 715»), «R-42» (бывший «PT-716»). Водоизмещение 33/47 т., 22,1х5,9х1,7 м., мощность 4050 л.с., скорость 38 уз., дальность - 450 миль, вооружение 1 20-мм, 2х2 пулемета, 4 ТА 533-мм. Экипаж 13 человек.

12 - патрульных вспомогательных катеров, тип «SV» переданы США в 1953-1956 гг., «SV-1», «SV-2», «SV-3», «SV-4», «SV-5», «SV-6», «SV-7», «SV-8», «SV-9», «SV-10», «SV-12»,  «SV-14». Семь из них построены в Аннаполис (штат Мэриленд, США) и переданы в 1956 г. Водоизмещение 40 т.

2 - Корабля службы маяков, «Enrique Collazo» (бывший «Joaquin Godoy») построен в 1906 г., 815 тонн, списан в 1972 г.,  «Bertha».

3 - Вспомогательных корабля «A1», «A2» и «A3».

2 - Спасательных буксира «10 de Octubre» R-6 (бывший «ATR-4») передан в 1946 г. и «20 de Mayo» (бывший «ATR-3») передан в 1947 г. Водоизмещение 852 т.

 

26 июля 1953 г. атакой на казармы Монкада начата вооруженная борьба против режима Батисты.

В 1955 г. под давлением общественности Батиста освобождает из заключения ряд лидеров «Движения 26 июля», в том числе Фиделя Кастро, арестованного в 1953 г.

В 1956 г. Кастро объявил, что он возвращается на Кубу для организации вооруженной борьбы с режимом Батисты.

Службы безопасности Кубы примерно с середины 1956 г. стали вести наблюдения за всеми иностранными судами, приближавшимися к кубинским берегам, было сделано исключение только военно-морскому флоту Соединённых Штатов Америки. Каждое судно, входившее в кубинские территориальные воды, тщательно обыскивалось, а по тем судам, которые отказывались подчиниться приказу, открывался предупредительный огонь, что привело к серьёзным дипломатическим осложнениям, например с диктатором Трухильо, объявившим мобилизацию своих войск.

Во время восстания 30 ноября 1956 г. в Саньтьяго-де-Куба, которое планировалось как операция по отвлечению батистовских войск от места высадки «Гранмы», руководству "Движения 26 июля" удалось договориться  с командованием, стоявшего на якоре в местном порту военного фрегата «Антонио Масео». Капитан фрегата обещал поддержать восставших в случае их успеха. Если же патриоты будут терпеть поражение, то судно останется нейтральным и не вступит в бой против команд "Движения 26 июля".

Попытки Фиделя Кастро приобрести в США быстроходный катер не увенчались успехом. В итоге в мексиканском порту Туспан 10 октября 1956 г. у богатого шведа Вернера Грина была приобретена мексиканским торговцем оружия Антонио “Френддель Конде (Antonio "The Friend" del Conde) за 15.000 долларов 62 футовая яхта «Granma», построенная в 1943 г. в США и рассчитанная на 12 человек. В 00.20 25 ноября 1956 г. «Granma» вышла из мексиканского порта Туспан имея на борту 82 членов Движения 26 июля, во главе с Фиделем Кастро с оружием и боеприпасами. Яхту вел Норберто Кольядо Абреу (Norberto Collado Abreu), ветеран кубинских ВМС и союзник Кастро. 1 декабря армия Батисты получила от осведомителя информацию о предполагаемом месте высадки и начала поиск судна.  Из-за перегрузки яхты скорость ее была ниже запланированной, кроме того яхту заметили с вертолета и пришлось высаживаться 2 декабря в стороне от запланированного места в болотистой местности  Playa Las Coloradas провинции Ориенте (ныне провинция Никеро). Яхта села на мель в сотне метров от берега, все оружие, а на яхте были две пушки выгрузить не удалось, так как появились правительственные суда. Патрульный катер «SV-5» патрулируя четвертый прибрежный сектор Ориенте, обнаружил и предупредил армию о наличии яхты на мели у берега. Пришлось идти по болоту. «Мы брели, - напишет в своем дневнике Че Гевара, - через мангровые заросли болота, спотыкаясь от усталости, напоминая армию призраков. Этой армии призраков из восьмидесяти человек предстояло воевать с тридцатипятитысячной армией Батисты». 5 декабря попали в засаду, большинство погибло из 82 в горы Сьерра-Маэстра дошли 12 человек (всего выжили 17 человек) составивших костяк повстанческой армии.

В сентябре 1957 г. около 400 моряков на ВМБ  Сьенфуэгос выступили против диктатуры Батисты, восстание было жестоко подавлено.

На 1958 г. силы флота, существенно возросли за счет отремонтированных и  новых кораблей по сравнению с 1950 г. и были размещены по всей территории острова. 6 кораблей в провинции Пинар-дель-Рио (Pinar del Rio), 5 в провинции Город Гавана (La  Habana), 2 в провинции Матансас (Matanzas), 5 в провинции Лас Вильяс (Las Villas), 3 в провинции Камагуэй (Camagüey),  8 в провинции Орье́нте (Oriente). Остальные 5 кораблей находились вне постоянного места базирования или выполняли специфические миссии, как в случае президентской яхты «Wakitty» и «А-2», которые обслуживали маяки, курсируя между ними.

Розин Александр

 Оглавление.   Вперед.

 

                                                                        На Главную.