На Главную.

 

Розин Александр.

 

                 СССР в строительстве ВМС Кубы.

                                                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9

 

Содержание:

1.     Кубинский флот до революции.

2.     Революционный флот и  налаживание отношений с СССР.

3.     ЦРУ создал флот контрреволюционеров и вторжение в апреле 1961 г. - Плайя-Хирон.

4.     ВМС Кубы в сражении на Плайя-Хирон.

5.     ВМС Кубы по западным данным на начало 1962 г.

6.     Начало поставок советской военно-морской техники.

7.     Ракетные катера на Кубе в операции  «Анадырь».

8.     Боевая учеба и боевые будни в первой половине 1963 г.

9.     Поставки 1963-1967 гг. на фоне борьбы с контрас.

 

1. Кубинский флот до революции.

 

ВМС Кубы был  создан в 1909 г. в результате преобразования службы береговой охраны (подчинявшейся министерству финансов), и уже в 1910 г. была принята первая судостроительная программа, выдвинувшая кубинский флот в число наиболее мощных в центральной Америке. Однако дальнейшее развитие флота шло спорадически и абсолютно бессистемно, поэтому к концу 1930-е гг. флот Кубы представлял собой собрание канонерок и мелких судов.

С началом войны в Европе Кубу посетила американская делегация, проинспектировавшая состояние ее флота. Поскольку оно было крайне удручающим, все морское руководство было смещено, и с февраля 1941 г. началась полная перестройка, не завершившаяся до того, как 9 декабря 1941 г. Куба объявила войну Японии, а 11 декабря 1941 г. - Германии и Италии. При американской поддержке удалось довольно быстро привести кубинский флот в удовлетворительное состояние. По соглашению от 1 февраля 1943 г.  всеми действиями ВМС Кубы руководила американская военно-морская миссия, а в 1944 г. США создали на Кубе еще четыре базы своей морской авиации. Американцы передали ВМС Кубы 12 катеров-охотников - 8 единиц из состава Береговой охраны США (CG-83316, 83317, 83350, 83351, 83384, 83385, 83386, 83395) и 4 из состава ВМС США (С-56189 - С-56192). Десять единиц переданы в Гаване 22.03.1943 г., еще два - 24.03.1943 г. Данных о полном соотнесении американских номеров с кубинскими нет, т.к. в кубинском флоте они переименовывались в зависимости от тактического разделения, но бывшие катера ВМС США получили обозначения CS-31 - CS-34.  Сразу после войны все катера переданы в береговую охрану, соответственно с заменой аббревиатуры на GC.

Кубинский флот неплохо себя показал в годы Второй Мировой войны. Официальный историк ВМС США адмирал Морисон отозвался о кубинских ВМС так: «За исключением Канады, именно Куба была нашим самым ценным союзником в Северной Америке».

Всего за годы войны ВМС Кубы эскортировали 414 торговых судов. По данным американских военных, в это время кубинский флот  прошел 399.755 мили и спас 221 моряка с судов, потопленных немцами. Торговый флот Кубы потерял - 17,44 % от общего тоннажа. При торпедных атаках немцев погибли 79 кубинских моряков.

Самым большим успехом кубинского флота было потопление 15 мая 1943 г. кубинским патрульным  катером «SC-13» (капитан Марио Рамирес Дельгадо) германской подводной лодки «U-176».  Ведущая роль в этом принадлежала акустику катера - Норберто Кольядо Абреу, который потом, будет рулевым яхты «Гранма», доставившей на Кубу повстанцев во главе с Фиделем Кастро. Американский сенатор Кеннет МакКеллар заявил тогда следующее: «За апрель-июнь 1943 года кубинские военно-морские силы добились выдающихся успехов. Процент их потерь составил всего 0,027 %. Их усилия высвободили значительные силы ВМС США.»

С 1947 г. кубинский флот был значительно усилен, в том числе фрегатами типа «Такома», патрульными кораблями типа «PCE» и «SC-497».

В 1950 г. флот обладал 34 судами, они были распределены следующим образом: шесть в северном морском районе (провинция Орье́нте  - в 1976 году провинция Орьенте была разделена на 5 новых провинций: Лас-Тунас (Las Tunas); Гранма (Granma); Ольгин (Holguín); Сантьяго-де-Куба (Santiago de Cuba); Гуантанамо (Guantánamo)), четыре в южном морском районе, три в восточном морском районе. Остальные - 3 фрегата, мореходная канонерка «Cuba», учебный корабль «Patria», эскортный корабль «Siboney», спасательные суда «20 de Mayo», «10 de Octubre», гидрографическое судно «Yara», маячное судно «Enrique  Collazo» и «№ 5», катера береговой охраны «№ 205», «№ 11» и «№ 34», президентская яхта «Wakitty», торпедные катера «R-41» и «R-42», вспомогательные суда «A-1», «A-2», «A-3», «A-4» и «A-10», выполняли другие функции.

США продолжили усиление кубинского флота в рамках программы военной помощи. К октябрю 1954 г. в рамках нее ВМС Кубы получили 5 патрульных катеров. Помимо этого осенью 1954 г. в дополнение к программе кубинцы попросили у американцев приобрести и установить сонары и противолодочное оборудование на патрульные корабли «Caribe» и «Siboney», приобрести три 136 футовых тральщика для обучения.

Ключевой точкой в истории флота все историки отмечают конец 1956 г. - высадку отряда Фиделя Кастро с «Gramma», именно на эту дату приводится корабельный состав, который незначительно изменился к моменту свержения Батисты в январе 1959 г., ни к вторжению контрреволюционеров в апреле 1961 г. Кроме того именно в 1956 г. в связи с революционной угрозой, была проведена модернизация и ремонт большинства крупных кораблей флота.

1 - Самый большой корабль - крейсер, а фактически мореходная канонерка «Куба» - «Cuba» построена в Германии в 1912 г., неоднократно перевооружалась. В период 1936-1937 гг. прошла капитальный ремонт, в 1956 г. была снова отремонтирована и модернизирована. В 1960 г. и начале 1961 г. как учебный корабль в военно-морской академии в Мариэль, в 1961 г. переоборудован в плавказарму до 1971 г. Водоизмещение 2055 т., 79,2х11,9х4,3 м., мощность 6000 л.с., скорость 18 уз.,  вооружение на 1956 г.  2 105-мм (4") и 6 76-мм (3") орудия, 4 57-мм зенитки. Экипаж 145 человек.

3 - Патрульных фрегата, фрегаты типа «Такома» построены в 1943-1944 г. в США, переданы 16 июня 1947 г. - «Хосе Марти» - «Jose Marti» F-301 (бывший «Eugene» PF-40, списан 1976 г.), «Антонио Макео» - «Antonio Maceo» F-302 (бывший «Peoría» PF-67, списан 1975 г.) и «Максимо Гомез» - «Maximo Gomez» F-303 (бывший «Grand lsland» PF- 14, списан 1964 г.). Водоизмещение 1509/2415 т., 92,6х11,4х3,9 м., мощность 5500 л.с., скорость 20 уз., дальность - 9500 миль, вооружение 3 76-мм (3"), 4 40-мм, 6 20-мм, (только у «Maximo Gomez» помимо прочих  было 9 20-мм орудий) РБУ «Хеджехог». Экипаж 190 человек.

2 - Сторожевых корабля, эскортные корабли типа «PCE» переданы США 20 ноября 1947 г. - «Карибе» - «Caribe» PE-201 (бывший «PCE 872», модернизирован в Ки-Уэст (США) в 1956 г., списан 1976 г.), «Сибоней» - «Siboney» PE-202 (бывший «PCE 893», списан 1973 г.)   Водоизмещение 795/940 т., 56,1х10,1х2,9 м., мощность 1800 л.с., скорость 15,5 уз., дальность - 8500 миль, вооружение 1 76-мм (3"), 3 40-мм, 4 20-мм, РБУ «Хеджехог». Экипаж 110 человек.

1 - Малый патрульный корабль, малый противолодочный корабль типа «PC» передан США в 1956 г. - «Байре» - «Baire» (бывший «Tribesman», бывший  «PC 790»). 17 апреля 1961 г. потоплен, поднят ремонтировался, списан. Водоизмещение 414/463 т., 52,9х7,1х3,3 м., мощность 2880 л.с., скорость 19 уз., дальность - 4800 миль, вооружение 1 76-мм (3"), 1 40-мм, 2 20-мм, РБУ «Маустрап». Экипаж 110 человек.

5 - Кораблей береговой охраны, 110 футовый, тип «SC-497» бывшие охотники за ПЛ, куплены в США в июне-августе 1947 г.,  получили наименование - «Ориенте» - «Oriente» GC-104 (бывший «SC-1000»), «Камагуэй» - «Camagüey» GC-105 (бывший «SC-1001»), «Лас Вильяс» - «Las Villas» GC-106 (бывший «SC-1290»), «Гавана» - «Habana» GC-107 (бывший «SC-1291») и «Пинар-дель-Рио» - «Pinar del Rio» GC-108 (бывший «SC-1301»).  Водоизмещение 121/136 т., 33,8х5,2х1,9 м., мощность 1000 л.с., скорость 16 уз., дальность - 1500 миль, вооружение 1 40-мм, 2 пулемета, 2 РБУ «Маустрап». Экипаж 27 человек.

1 - Корабль береговой охраны «Леонсио Прадо» - «Leoncio Prado» GC-101 построен на Кубе в 1946 г., водоизмещение 80 т., вооружение 1 20-мм

8 - 83-футовые катера береговой охраны, переданные Кубе по ленд-лизу в марте 1943 г. - «CG-11» (бывший «CGC-83351»), «CG-12» (бывший «CGC-83386»), «CG-13» (бывший «CGC-83385»), «CG-14» (бывший «CGC-83395»), «CG-31» (бывший «CGC-56189»), «CG-32» (бывший «CGC-56191»), «CG-33» (бывший «CGC-56190»), «CG-34» (бывший «CGC-56192»). Списаны в 60-х годах. Водоизмещение 76 т; 25,4×4,93×1,6 м; 2 бенз., 1200 л.с.; скорость 20,6 уз.; 7 т бензина; 375 (12) миль. Эк. 14 чел., вооружение 1 - 37 мм, 2 пул., 2 БС (14 ГБ). Вооружение впоследствии изменено.

2 - Вспомогательные корабли береговой охраны - «Донативо» - «Donativo» GC-102, построен в Гаване в 1932 г., 130 т., 10 узлов, вооружение - 2 37 мм орудия и 1 пулемет, экипаж 21 человек, «Матансас» - «Matanzas» GC-103, построен в Гаване в 1912 г., модернизирован в 1953 г.

2 - Торпедные катера фирмы «Воспер» тип 72-футовые, куплены в США в 1946 г. - «R-41» (бывший «PT- 715»), «R-42» (бывший «PT-716»). Водоизмещение 33/47 т., 22,1х5,9х1,7 м., мощность 4050 л.с., скорость 38 уз., дальность - 450 миль, вооружение 1 20-мм, 2х2 пулемета, 4 ТА 533-мм. Экипаж 13 человек.

12 - патрульных вспомогательных катеров, тип «SV» переданы США в 1953-1956 гг., «SV-1», «SV-2», «SV-3», «SV-4», «SV-5», «SV-6», «SV-7», «SV-8», «SV-9», «SV-10», «SV-12»,  «SV-14». Семь из них построены в Аннаполис (штат Мэриленд, США) и переданы в 1956 г. Водоизмещение 40 т.

2 - Корабля службы маяков, «Enrique Collazo» (бывший «Joaquin Godoy») построен в 1906 г., 815 тонн, списан в 1972 г.,  «Bertha».

3 - Вспомогательных корабля «A1», «A2» и «A3».

2 - Спасательных буксира «10 de Octubre» R-6 (бывший «ATR-4») передан в 1946 г. и «20 de Mayo» (бывший «ATR-3») передан в 1947 г. Водоизмещение 852 т.

 

26 июля 1953 г. атакой на казармы Монкада начата вооруженная борьба против режима Батисты.

В 1955 г. под давлением общественности Батиста освобождает из заключения ряд лидеров «Движения 26 июля», в том числе Фиделя Кастро, арестованного в 1953 г.

В 1956 г. Кастро объявил, что он возвращается на Кубу для организации вооруженной борьбы с режимом Батисты.

Службы безопасности Кубы примерно с середины 1956 г. стали вести наблюдения за всеми иностранными судами, приближавшимися к кубинским берегам, было сделано исключение только военно-морскому флоту Соединённых Штатов Америки. Каждое судно, входившее в кубинские территориальные воды, тщательно обыскивалось, а по тем судам, которые отказывались подчиниться приказу, открывался предупредительный огонь, что привело к серьёзным дипломатическим осложнениям, например с диктатором Трухильо, объявившим мобилизацию своих войск.

Во время восстания 30 ноября 1956 г. в Саньтьяго-де-Куба, которое планировалось как операция по отвлечению батистовских войск от места высадки «Гранмы», руководству "Движения 26 июля" удалось договориться  с командованием, стоявшего на якоре в местном порту военного фрегата «Антонио Масео». Капитан фрегата обещал поддержать восставших в случае их успеха. Если же патриоты будут терпеть поражение, то судно останется нейтральным и не вступит в бой против команд "Движения 26 июля".

Попытки Фиделя Кастро приобрести в США быстроходный катер не увенчались успехом. В итоге в мексиканском порту Туспан 10 октября 1956 г. у богатого шведа Вернера Грина была приобретена мексиканским торговцем оружия Антонио “Френддель Конде (Antonio "The Friend" del Conde) за 15.000 долларов 62 футовая яхта «Granma», построенная в 1943 г. в США и рассчитанная на 12 человек. В 00.20 25 ноября 1956 г. «Granma» вышла из мексиканского порта Туспан имея на борту 82 членов Движения 26 июля, во главе с Фиделем Кастро с оружием и боеприпасами. Яхту вел Норберто Кольядо Абреу (Norberto Collado Abreu), ветеран кубинских ВМС и союзник Кастро. 1 декабря армия Батисты получила от осведомителя информацию о предполагаемом месте высадки и начала поиск судна.  Из-за перегрузки яхты скорость ее была ниже запланированной, кроме того яхту заметили с вертолета и пришлось высаживаться 2 декабря в стороне от запланированного места в болотистой местности  Playa Las Coloradas провинции Ориенте (ныне провинция Никеро). Яхта села на мель в сотне метров от берега, все оружие, а на яхте были две пушки выгрузить не удалось, так как появились правительственные суда. Патрульный катер «SV-5» патрулируя четвертый прибрежный сектор Ориенте, обнаружил и предупредил армию о наличии яхты на мели у берега. Пришлось идти по болоту. «Мы брели, - напишет в своем дневнике Че Гевара, - через мангровые заросли болота, спотыкаясь от усталости, напоминая армию призраков. Этой армии призраков из восьмидесяти человек предстояло воевать с тридцатипятитысячной армией Батисты». 5 декабря попали в засаду, большинство погибло из 82 в горы Сьерра-Маэстра дошли 12 человек (всего выжили 17 человек) составивших костяк повстанческой армии.

В июне 1957 г. группа офицеров кубинского военно-морского флота при поддержке ряда сторонников в авиации и армии, а также повстанцев  Движения 26 июля разработали план свержения правительства Батисты. По плану предусматривалось одновременное выступление в стратегических точках, таких как Гавана, Сьенфуэгос и других районах страны. Лидером акции был прапорщик Дионисио Сан Роман (Dionisio San Román).

Акция была запланирована на 5 сентября 1957 г. Согласно плану восстания фрегат и береговая охрана, находившиеся в гаванском порту, выйдут и обстреляют президентский дворец и здание Генерального штаба ВМФ, потребуют  отставки Батисты и освобождения политических заключенных под угрозой бомбардировки центрального военного лагеря Колумбия. Их действия должна поддержать и авиация. Вместе с этими подразделениями должна была восстать военно-морская академия Мариэля и с ней база морской авиации.  Параллельно с этим  восстанет народ в Сьенфуэгос, захватив Национальную полицию, морскую полицию (что им удалось) и казарму национальной гвардии (они потерпели неудачу в этой попытке).  3 сентября состоялось совещание старших офицеров военно-морского флота, на котором было решено отложить восстание на 24 или 48 часов, но это решение не было принято всеми задействованными силами. Поэтому в Гаване ни фрегат, ни береговая охрана не выступили, в столице произошли только две перестрелки, когда перед зданием мэрии был захвачен автомобиль с оружием. В Мариэле Хосе Монтеагудо должен был возглавить восстание в Академии, для этого он занял офис дежурного офицера 5-го числа, но не получил поддержки и в тот же день был арестован. В Сьенфуэгосе не зная о изменениях плана в  05.20  5 сентября моряк Сантьяго Риос Гутьеррес (Santiago Ríos Gutiérrez) запускает согласованный план захвата Кайо Локо. Около 400 моряков на ВМБ  Сьенфуэгос выступили против диктатуры Батисты. После того, как первый этап плана был пройден, руководители акции были расквартированы на базе с намерением руководить действиями оттуда, заняли позиции Морской полиции и Национальной полиции. Но в 09.00 утра, видя, что восстание происходит только в Сьенфуэгосе, члены Движения 26 июля во главе с Камачо Агилерой (Camacho Aguilera) предлагают забрав оружие уйти в горы Эскамбрай. Около 10.00  армейская авиация, лояльная правительству, начинает бомбить повстанцев; Дионисио Сан Роман не принимает план отступления в горы, предложенный членами Движения 26 июля, и решает связаться с фрегатом «Максимо Гомес» что бы узнать что пошло не так, но при этой попытке он был захвачен и доставлен в Гавану на военном самолете в штаб-квартиру Военно-морской разведки, а там допрошен, подвергнут пыткам и убит вместе с капитаном порта Сьенфуэгос Алехандро Гонсалесом Брито (Alejandro González Brito). Вскоре после полудня правительственные армейское подкрепление из Санта-Клары начали прибывать, и с ходу вступать в бой ведя ожесточенные бои в колледже Сан-Лоренцо, в  театре Томаса Терри, полицейском участке, мэрии, верхних этажах аптеки. Отель La Unión, расположенный в нескольких метрах от парка, был преобразован правительственными силами в штаб-квартиру, и после того как ими было сконцентрировано около 1200 военнослужащих из Матансаса, Гаваны и Камагуэя. К утру 6 сентября все сопротивление было подавлено. С этого момента началась жестокая акция режима Батисты с бесчисленными убийствами и пытками революционеров, участвовавших в этой акции.

 Согласно данным диктатуры 75 человек были убиты или ранены в результате подавления восстания, из них потери правительственных войск составили 12 человек убитыми и 13 ранеными. Согласно современным кубинским данным было убито 67 человек – 13 со стороны правительственных войск, остальные повстанцы: в Сьенфуэгос  27 военнослужащих из флота и морской полиции, 11 партизан Движения 26 июля, 5 гражданских; в Санта-Кларе и Гаване 9 партизан Движения 26 июля, и двое Хосе Дионисио Сан Роман Толедо и Алехандро Гонсалес Брито в застенках контрразведки в Гаване. После него диктатор разобрался с участниками выступления. Хосе Монтеагудо был приговорен к шести годам лишения свободы за преступление государственной измены вместе с другими офицерами военно-морского флота и авиации, в "Presidio Model" острова Пинос.

На 1958 г. силы флота, существенно возросли за счет отремонтированных и  новых кораблей по сравнению с 1950 г. и были размещены по всей территории острова. 6 кораблей в провинции Пинар-дель-Рио (Pinar del Rio), 5 в провинции Город Гавана (La  Habana), 2 в провинции Матансас (Matanzas), 5 в провинции Лас Вильяс (Las Villas), 3 в провинции Камагуэй (Camagüey),  8 в провинции Орье́нте (Oriente). Остальные 5 кораблей находились вне постоянного места базирования или выполняли специфические миссии, как в случае президентской яхты «Wakitty» и «А-2», которые обслуживали маяки, курсируя между ними.

И хотя два фрегата военно-морского флота обстреляли береговые позиции повстанцев в Кайменере через залив Гуантанамо с военно-морской базы США на завершающих этапах гражданской войны, дальнейшее участие военно-морских сил в борьбе было минимальным.

Розин Александр

 Оглавление.   Вперед.

 

                                                                        На Главную.