На Главную.

 

Розин Александр.

 

                 СССР в строительстве ВМС Кубы.

                                                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9

 

 6. Начало поставок советской военно-морской техники.

 

К середине 1961 г. значительное число кубинских моряков было направлено в СССР для обучения.

28 марта 1961 г. в СССР выезжает первая группа из 25 студентов-инженеров Гаванского университета, которые по призыву главнокомандующего Фиделя Кастро собирались готовиться по различным специальностям, связанным с торпедными катерами. Они проходили подготовку в учебном центре в Поти на Черном море. В последующие месяцы к этой группе присоединились другие, из офицеров и гардемаринов флота, ополченцев зенитчиков и политработников, которые составили контингент численностью 618-620 человек. Главой миссии был Жилберто Сандрино (Gilberto Sandrino). Из офицерского состава для обучения в Советском Союзе были взяты выпускники военно-морской академии окончившие ее до 1958 года. Наиболее высокопоставленными были капитан-лейтенанты (teniente de navio) Мануэль Мартинес Трухильо (Manuel Martínez Trujillo) и Хосе Пирес Доваль (José Pirez Doval). Также в обучении были задействованы офицеры Хуан Мигель Маркес (Juan Miguel Márquez) и Луис Молинет Мантекон (Luis Molinet Mantecón) все из 12 выпуска; Хосе Кортина Суарес (José Cortina Suárez), из 13-го выпуска; Эусебио Вагуеро (Eusebio Vaquero) и Антонио Рейес Домингес (Antonio Reyes Domínguez), из 9 выпуска. Их обучали эксплуатации торпедных катеров проекта 183 и противолодочных кораблей проектов 122 и 201. Важную роль в развитии этих курсов сыграла группа испанцев, проживавших в СССР, которые служили переводчиками. Этот контингент вернулся на Кубу в декабре 1961 г.

К этому времени - июлю 1961 г. флот получил ряд советских зенитных орудий, они были установлены, по крайней мере, на одном фрегате класса TACOMA. Кроме того американская разведка получила несколько сообщений о получении флотом оборудования из коммунистических стран, главным образом радаров и гидролокаторов, но они не были подтверждены.

В 1961 г. вышло Постановление Совмина СССР о поставке кораблей на Кубу.

Поставки военно-морской техники Кубе начались в начале 1962 г. они были вызваны попытками контрреволюционеров высадить десант и угрозой, исходящей от ВМС США. Кубинскому флоту были поставлены 6 малых противолодочных кораблей пр.122Б (по классификации НАТО - KRONDSHTADT) - «МПК-155», «МПК-159», «МПК-462», «МПК-464», «МПК-465», «МПК-479» из состава дивизии охраны водного района Северного флота, где они с мая 1956 г. («МПК-462», «МПК-464», «МПК-465», «МПК-479») и октября 1958 г. («МПК-155», «МПК-159») по сентябрь 1961 г. находились на консервации  и 12 торпедных катеров пр.183 (по классификации НАТО - Р-6),  в том числе «ТК-61», «ТК-1331», «ТК-1341», «ТК-1346», «ТК-1347», «ТК-1349», «ТК-1350», «ТК-1384», «ТК-1385».

Перевозка боевых катеров и кораблей осуществлялась из Мурманска, было задействовано шесть сухогрузов:

«Тбилиси» (типа Liberty, 8403 брт.)  вышел из Мурманска 18 декабря 1961 г., на борту 4 торпедных катера и 1 МПК «МПК-155» на буксире. Пришел в Гавану 17 января.

«Льгов» вышел из Мурманска 7 января. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 9 февраля.

«Братск» вышел из Мурманска 22 января. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 12 февраля.

«Балтийск» вышел из Мурманска 2 февраля. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 26 февраля.

«Колхозник» (типа Liberty, 7300 брт.)  вышел из Мурманска 1 февраля, на борту 4 торпедных катера и 1 МПК на буксире. Пришел в Гавану 1 марта.

«Сталинабад» (типа Liberty, 8403 брт.)  вышел из Мурманска 27 февраля, на борту 4 торпедных катера и «МПК-159» на буксире. Пришел в Гавану в конце марта.

Капитан парохода «Сталинабад» П.Грузинский вспоминал, как это было: «27 февраля 1962 года пароход "Сталинабад" (типа "Либерти") под моим командованием вышел из порта Мурманск в порт Гавана, имея в четырех трюмах оборудование, продовольствие, жмых и другие народнохозяйственные грузы, а в двух - артиллерийский боезапас и торпеды. На палубе были закреплены 4 торпедных катера. На буксире вели сторожевой корабль МПК-159 с экипажем и боекомплектом. В судовых документах значился генеральный груз.

Особую опасность при переходе представлял отрезок пути от Мурманска до выхода из Английского канала (шторм, плохая видимость), а также регулярные облеты самолетами НАТО на всем протяжении от мыса Буда (Норвегия) до берегов Исландии и входа в Английский канал.

В Английском канале нас сопровождал французский военный корабль.

На дальних подходах к берегам Кубы на широте Азорских островов облеты самолетами и преследования военными кораблями США участились.

На широте Азорских островов мы встретили крупную американскую эскадру, один из кораблей которой подошел на близкое расстояние  и запросил название судна, порт приписки, порт назначения и род груза. Корабль дважды обошел нас и вернулся в стой эскадры. При подходе к кубинским берегам в точке поворота на рекомендованный курс дрейфовал крупный корабль США. Облеты были непрерывными…»

Малые противолодочные корабли сопровождались нашими экипажами. Не обошлось без трагедии. 26 января 1962 г. при исполнении служебных обязанностей погиб на «МПК-155» старшина 1 -и статьи Трепацкий Владимир Иванович, 1939 года рождения, Украинская ССР, Житомирская область, Народичский район, с. Берестовец.

С катерами прибыли 14 советских специалистов катерников во главе с капитаном 3 ранга Морозовым Юрием Борисовичем. Началась  усиленная подготовка, многочасовые тренировки по обучению  морской профессии молодых кубинских парней. Для лучшего исполнения приказов   Морозов Ю. Б. выучил испанский язык. Знание этого языка помогало командиру в общении как с  младшими офицерами, так и с командованием   Кубы. По 4 дня в неделю «катерники» выходили в море для патрулирования кубинских  границ. Вскоре, три торпедных  катера были переведены в порт Сеньфуэгос. С них-то и начался первый дивизион на Кубе. Передача этих катеров была торжественной и волнительной. Командир  дивизиона  Рональдо  Руссо  снял  с  первого  катера военно-морской флаг и вручил Ю. Б. Морозову вместе с портретом-картиной Фиделя Кастро. После завершения передачи всех катеров, 11 моряков вернулись в Союз.  Три  специалиста  из  этой группы остались еще работать на Кубе. Командиру Ю. Б. Морозову объявили благодарность за образцовое выполнение  специального  задания, вручили ценный подарок, но  уже  дома, на Северном  флоте.

МПК пр.122Б были переданы кубинцам 22 июня 1962 г.

Весной 1962 г. в целях повышения боеспособности кубинского флота и передаче ему опыта в деле эксплуатации советских судов на Кубу было решено направить советских военно-морских советников. Так первый старший группы военно-морских специалистов, старший военно-морской советник при командующем кубинским флотом капитан 1 ранга Владимир Александрович Кузьмин который в то время являлся начальником кафедры ЧВВМУ им. П. С. Нахимова, получил предложение поехать в заграничную командировку 15 апреля 1962 г. Всего "кадрами" было отобрано на эту должность пять кандидатов,  в том числе три адмирала. Но Главком ВМФ  С.Г. Горшков утвердил В. Кузьмина. 

В мае 1962 г. было сменено руководство кубинского флота. Бывший командующий флотом капитан-лейтенант Кальдерон со своим аппаратом был понижен в должности за слабую активность и неспособность руководить. Он был старым коммунистом, но бездеятельным и безынициативным. В тот период флот постепенно терял боеспособность, в его аппарате восторжествовал бюрократический метод руководства. Защищать завоевания революции этот разложившийся военный организм уже не мог, в интересах защиты государства требовались коренные кадровые перемены. Новым командующим в июне был назначен  36-летний капитан 3 ранга Роландо Диас Астараин (Rolando Diaz Astarain).  Командующий Роландо Диас Астараин, в 1952 г. окончил морскую академию в Мариэль, служил на флоте, но был уволен из ВМС по обвинению в заговоре против режима Батисты. После революции с ноября 1959 г. по март 1960 г. был министром по возвращению незаконно присвоенных товаров, затем министром финансов до июня 1962 г. Вернувшись в ВМС он служил в качестве его командующего в течение четырех лет. Начальником штаба был назначен капитан 3 ранга Эмигдио Баес Виго (Emigdio Elpidio Baez Vigol), Фернандо-дель-Рио был назначен начальником отдела боевой подготовки, Отеро – начальником оперативного отдела, Бермудес – начальником отдела связи, Аркос – начальником разведывательного отдела. Командирами военно-морских районов стали: Центральным – Хуан Белис, Западным – Тирсо Виргос (Tirso Juan Alberto Virgos Garcia), Восточным – Игнарра. Начальниками штабов военно-морских районов назначили офицеров, имевших опыт службы на кораблях и в соединениях флота, усвоивших основы морского дела.

В начале июля 1962 г. на Кубу прибыли советники Западного и Центрального военно-морских районов  - Анатолий Александрович Цветков и Николай Данилович Солдатов, 22 июля самолетом "Аэрофлота"  в гаванский аэропорт прибыл и капитан 1 ранга В.А.Кузьмин. 23 июля он прибыл к старшему группы советских военных специалистов генерал-майору Алексею Алексеевичу Дементьеву. Из короткой беседы с ним он вынес одно: работать придется самостоятельно.

ВМС Кубы командовал 36-летний капитан 3 ранга Роландо Диас Астараин, начальником штаба был капитан 3 ранга Эмигдио Баес Виго, начальником оперативного отдела был назначен Тырса Виргос.

В.А.Кузьмин вспоминал: «Я понимал,  что решение любых вопросов мы могли осуществлять двумя методами: первый - кабинетный, второй - активный. Мы выбрали второй путь, когда советские специалисты ведут себя инициативно, постоянно находятся в курсе всего происходящего, бывают на кораблях и в частях, совместно с командирами национальных соединений вырабатывают решения и добиваются их неуклонного выполнения. Таким образом, советник в полной мере отвечает за свои рекомендации и видит результаты своего труда. Причем, решать вопросы предстояло без чьей-либо подсказки, быстро и фундаментально, т.к. этого требовала обстановка.»

В кратчайший срок ознакомились с состоянием дел, определили задачи по строительству кубинского флота, выдали рекомендации по скорейшему приведению его в готовность к отражению возможного нападения. Советники приняли самое активное участие в разработке руководящих документов, начиная с корабельного устава. Разработали план перевода сил флота в повышенную и полную боевую готовность и передали его кубинцам для рассмотрения и введения в действие. И естественно много ездили и летали по местам базирования флота определяя обьем работ на местах.

В.А.Кузьмин вспоминал: «Откровенно говоря, впечатления от посещения пунктов базирования и самих кораблей были не очень хорошие.» В течение конца июля - в августа главный военный советник при ВМС посетил Мариэль, Кабаньяс и Байя-Онду и ознакомился с основными соединениями и частями, успел написать две лекции. В 20-х числах августа был проведен сбор группы командующего и начальника штаба флота по оперативной подготовке по теме: "Ведение боевых действий силами корабельных соединений по отражению высадки десантных сил противника во взаимодействии с сухопутными войсками и авиацией". Он проводился методом докладов, семинара и группового упражнения. Это был первый, пробный сбор, но он дал очень много и, главное, заложил основу для проведения систематической учебы. В первых числах сентября В. Кузьмин вместе с начальником штаба Э.Б. Виго посетил Сьенфуэгос и Банес, ознакомился с условиями базирования и состоянием боеготовности в Центральном и Восточном военно-морских районах. Если говорить о результатах поездки, то они их не обрадовали: состояние кораблей, уровень боевой подготовки и боевой готовности были неудовлетворительными. Флот не мог по-настоящему вести боевые действия, оборонять побережье и участвовать в отражении десантов противника.

Распределение боевых кораблей в кубинском флоте на тот период:

- Западный военно-морской район. Основной задачей его сил было прикрытие с моря главный стратегический район Кубы – Гаванское направление. Пунктами базирования сил Западного военно-морского района являлись Байя-Онда, Кабаньяс, Мариэль, Гавана и Матансас, его операционная зона простиралась от мыса Сан-Антонио на западе до Карденаса на востоке. В Мариэль и Гаване, базировались основные силы флота: три фрегата, один сторожевой корабль, крейсер – учебное судно «Куба», 4 торпедных катера пр. 183, два МПК пр. 122 бис и около десяти сторожевых катеров. Береговая артиллерия, радиотехнические средства наблюдения за морем отсутствовали. Связь с Гаваной осуществлялась по гражданским каналам и была ненадежной. В Мариэле не было мастерских по ремонту и восстановлению вооружения и радиотехнических средств кораблей, причальный фронт на полуострове Ангоста был ничтожный и при сильном ветре не обеспечивал безопасную стоянку кораблей. В Мариэле размещалась Academia Naval – военно-морское училище, готовившее офицерский состав, как для военного, так и для торгового флота (начальник училища капитан 3 ранга Георгий Каиньяс Спарра, начальник учебного отдела капитан Супервей). Командиром Западного военно-морского района был капитан-лейтенант Карминате, по воспоминаниям В.А.Кузьмина: «…бездеятельный офицер, любитель петушиных боев, неспособный руководить силами флота, как в повседневных, так и в боевых условиях.»

- Центральный военно-морской район. Пунктами базирования являлись  Сьенфуэгос, Ла-Исабеле, Карденасе, Мансанильо и Кочиносе, его операционная зона простиралась от западной оконечности Кубы до залива Гуаканаябо на юге и от залива Карденас до архипелага Сабана-Камагуэй (Jardines del Rey) на северном побережье. Силы района включали в себя 4 торпедных катера пр. 183, 2 МПК пр. 122 бис, 1 устаревший СКР и 15 сторожевых катеров. В основном они базировались на Сьенфуэгос, место их стоянки, располагалось в торговом порту на небольшом островке, соединенном дамбой с материком. Глубины у причалов позволяли базировать только небольшие корабли и катера, выход от причала в море проходил по извилистому фарватеру, плохо оборудованному в навигационном отношении. Несколько сторожевых катеров базировались в Ла-Исабеле, Карденасе, Мансанильо и Кочиносе. Для поддержания оперативного режима в зоне военно-морского района сил явно не хватало, маневр ими был затруднен, а с северной части исключен. Штаб Центрального военно-морского района и его отделы располагались в небольшом здании, очень скученно. Командир района капитан-лейтенант Хуан Белис и начальник штаба капитан-лейтенант Бьятте были энергичными офицерами, хорошими военно-морскими специалистами, способными отработать боевую организацию на катерах и кораблях и поддержать высокую боевую готовность на соединениях.

- Восточный военно-морской район. Пунктами базирования являлась Банес, Сантьяго-де-Куба,  его операционная зона простиралась от западной части архипелага Камагуэй и до мыса Кабо Крус. На Банес базировались 2 МПК пр. 122 бис, 4 торпедных катера пр. 183 и несколько сторожевых катеров. Эти силы несли дозорную службу на подходе к Банесу и находились в готовности к отражению высадки небольших десантов. Организация боевой подготовки, поддержание сил в соответствующей готовности находились в неудовлетворительном состоянии. Как считали наши моряки Банес для базирования был избран неудачно. Дело в том, что вход в бухту Банес был настолько извилист и сложен, что ночью, при существовавшем навигационно-гидрографическом обеспечении, он был практически невозможен. Кроме того, в Банесе не имелось промышленных предприятий, способных осуществлять ремонт кораблей, их боевых и технических средств. Причальный фронт был очень незначительным, а служебных и жилых зданий для флота просто не было. Не существовало и подходящих помещений для размещения самого штаба военно-морского района. Часть сил военно-морского района базировалась  на Сантьяго-де-Куба, организационно оформленных в дивизию охраны водного района. В своем составе она имела около десятка сторожевых катеров водоизмещением от 20 до 150 тонн. В штабе военно-морского района, на кораблях и в частях чувствовалось огромное запустение. Капитан 3 ранга Игнарра, как командир военно-морского района, бездействовал в силу своего характера и, главным образом, из-за своего отрицательного отношения к существующему политическому строю. Начальник штаба военно-морского района был очень молод и не умел еще работать на должности такого ранга.

В.А.Кузьмин вспоминал: «В первые часы Карибского кризиса, были подняты по тревоге части и соединения ВМФ Кубы и прибывшие части Советского ВМФ. Их перевод на полную боевую готовность осуществлялся в соответствии с разработанными планами. Однако они не до конца были уяснены офицерами штабов и командирами некоторых частей. Не были созданы условия для рассредоточения кораблей. Возникали и другие проблемы, в т.ч. с погрузкой боезапаса. Особенно острой была проблема подачи торпед на торпедные катера. Без советских специалистов, только 21 октября прибывших в Гавану, трудно было привести их в соответствующую степень готовности. Но к 25 октября эта задача была решена. Готовность фрегатов к нанесению артиллерийского удара была очень низкой - в течение четырех лет они не стреляли. Поэтому в срочном порядке корабли были выведены в полигоны для стрельбы по щитам, подготовленным в "пожарном" порядке. Проводились и другие мероприятия.»

В связи с плохим состоянием торпедного вооружения, прибывшая 21 октября группа из 6 специалистов под руководством капитана 3 ранга В.Гранина, оказала помощь в проведении среднего ремонта торпед, строительстве и оборудовании торпедной мастерской при арсенале флота. 23 октября они выехали в Мариэль на полуостров Ангоста и оказали помощь в приготовлении торпед и подачи их на катера. После этого группу Гранина направили с таким же заданием в Сьенфуэгос, где положение с приготовлением торпед и подачей их на торпедные катера было таким же, как в Мариэле. В течение 24 октября торпедные катера в Сьенфуэгосе были заправлены торпедами, о чем доложил Николай Солдатов на флагманский командный пункт штаба флота. Оттуда на самолете  группу Гранина направили с той же целью в Банес, и там они все тоже наладили. Следует отметить, что группа советских специалистов в тот сложный и ответственный период времени работала слаженно, самоотверженно, используя для отдыха время переездов из одного порта в другой. 

В середине 1962 г. были подписаны контракты на поставку еще кораблей -  6 МПК (проект 201), 12 ТКА (проект 123К) и 10 радиолокационных постов. Договоренность об этом была видимо достигнута в ходе визита 2 июля 1962 г. в Москву министра обороны Кубы Рауля Кастро.

В начале августа 1962 г. с Балтики на Кубу прибыли катера. В разведывательных отчетах американцев упоминаются несколько судов доставившие на Кубу катера, которые не связаны с перевозкой ракетных катеров. Так  4 августа теплоход «Лесозаводск» в Гавану доставил катер, а 9 августа пароход «Севастополь» 2 патрульных катера, 17 августа сухогруз «Аткарск» доставил катер. Майор Обидин Николай Леонидович шедший на «Аткарске» вспоминал что на верхней палубе теплохода разместили катера зашитые в ящики, правда он говорит о 12 ракетных катерах, что явно не так. В средний трюм погрузили 8 деревянных контейнеров 6х6, а в остальных трюмах разместили до 1000 моряков (что тоже сомнительно) с разных флотов.

Долгое время ошибочно считалось, что доставленные катера были торпедными, только в разных источниках их относили к разным проектам. Так в целом ряде документов американской разведки, к примеру, в меморандуме Объединенного разведывательного комитета от 6 декабря 1962 г. утверждалось, что это 4 ТКА пр.183 (НАТО - P-6): «В августе и сентябре они были дополнены двенадцатью патрульными катерами класса "Комар" и еще четырьмя торпедными катерами Р-6.» А в ряде других публикаций к примеру «Handbook on the Cuban Armed Forces» DIA, 1979 г.  что это торпедные катера пр.123К (по классификации НАТО - P-4), там утверждается, что в 1962 г. на Кубу были доставлены 4 таких катера. Но те и другие утверждения были ошибочны.

Это были 4 вспомогательных катера для кубинцев, 2 торпедолова пр. 368П (НАТО – POLUCHAT) – «Лесозаводск» и «Аткарск», 2 водолазных катера пр.376 (НАТО – PO-2) – «Севастополь».

Конечно, данные о предполагаемой поставке дополнительных торпедных катеров родились не на пустом месте. О том что СССР планировал направить на Кубу торпедные катера, сообщала американская разведка. 13 сентября в докладе с ссылкой на источник в кубинском флоте говорилось что ожидается прибытие большого числа торпедных катеров и два противолодочных корабля на Кубу из СССР в конце 1962 г. и начале 1963 г.

8 октября 1962 г.  два торпедных катера были замечены как палубный груз на борту сухогруза «Двинолес», который шел с Балтики на Кубу. Американцами они  были определены как класс "P-6" - пр.183. В донесении констатировалось что поставка дополнительных двух торпедных катеров доведет их общее число на Кубе до 14 единиц. На момент объявления блокады 24 октября все еще шел на Кубу, и повернул обратно.

 

Все это происходило на фоне продолжавшейся борьбы с флотом контрреволюционеров. Тем более что в ходе подготовке плана «Мангуста» агенты ЦРУ создали новое морское подразделение антикубинских сил, в составе которых были как минимум три корабля:

Корабль «Vilaro» (бывшее «Bárbara J») используемый как базовое судно, 180 футов, скорость 11 узлов, оснащен радаром. Экипаж 50 кубинцев, капитан американец. Вооружение 75-мм безоткатная пушка, 2 57-мм безоткатных орудия, 5х2 20-мм пушки и нескольких пулеметов 50 калибра. 

Корабль «Cutías», 54 футов, скорость 22 узла, есть радар. Кубинский экипаж из 15 человек. Вооружение  57-мм безоткатная пушка и три пулемета 50 калибра.

Корабль «REE FEE», 36 футов, скорость 40 узлов.  Кубинский экипаж 8 человек. Вооружение - 2 пулемета 50 калибра, 1 пулемет 30 калибра

Это новое подразделение и ранее созданные продолжали действия у побережья Кубы.

12 мая 1962 г. в районе Санта-Крус-дель-Норте (Santa Cruz del Norte) у кубинских берегов в ходе операции по перехвату, вооруженный катер «Susan Ann» группировки “Альфа-66” нападает на кубинское патрульное судно «SV-28» службы безопасности имевшее 3 членов экипажа и 5 бойцов,  вооруженное пулеметом 50-го калибра, новым не проверенным. Катер контрреволюционеров приблизившись на 25-30 метров открыл огонь из всех орудий. Огнем врага были убиты 3 и ранено 5  кубинцев. Несмотря на ранения оставшиеся отвечали противнику вынудив его уйти. На подмогу катеру из Гаваны вышел корабль «M-1», а из Матансас катера береговой охраны.  Поврежденный катер на буксире привели в порт, раненых отвезли в госпиталь. 

В начале августа катер контрреволюционеров напал на кубинское рыболовное судно «Cima 8» недалеко от Карденас, захватил его и привел в Ки-Уэст.

24 августа  базирующиеся в Майами (США) скоростной катер «Susan Ann» и 32-футовый катер -  яхта «Juanin»  организации  "Student Directore"  обстреляли береговую линию Гаваны, повреждена гостиница Sierra Maestra (девять его комнат получили повреждения), театр Chaplin и несколько студенческих гостиниц. Операция была выполнена катерами, которые пришли из  Соединенных Штатов, ее исполнителями называют кубинских эмигрантов -  Исидро Борхасу, Хуану Мануэлю Салвату и Лесли Нобрегасу (Isidro Borjas, Juan Manuel Salvat, и Leslie Nóbregas). Было выпущено 60 снарядов по прибрежному району кубинской столицы - Мирамар. 25 августа оба судна вернулись к флоридским берегам. Суда для вида были задержаны пограничной охраной, однако команды были отпущены на берег и никто не был арестован. После этой акции «Susa Ann»   отказали в базировании в США и ее перевели в Доминиканскую республику для продолжения действий против кубинцев, там она была разрушена во время беспорядков. 

30 августа 1962 г. один из двух кубинских патрульных судов класса GC-107 произвел несколько выстрелов по американскому разведывательному самолету Grumman S-2 когда тот находился  в международном воздушном пространстве в 15 милях к северу от Карденас (Cбrdenas).

Также 30 августа в другом инциденте кубинские патрульные суда направили свои орудия на американские патрульные самолеты, но не открыли огонь.

В ночь с 31 августа на 1 сентября кубинские патрульные корабли периодически освещали мостик американского разведывательного корабля «OXFORD» AG-159 мощными угольно - дуговыми прожекторами. «OXFORD» действует в семи-двадцати милях к северу от кубинского побережья, осуществляя специальное наблюдение за Гаваной.

10 сентября  рано утром быстроходный 40-футовый катер группировки "Альфа-66" обстрелял в кубинском порту Кайбарьен (Caibarien) находящиеся там суда, выпустив из автоматической пушки более 60 снарядов. Обстрел длился 2-3 минуты. В результате нападения были поражены два судна - кубинское «San Pascual», старый корабль, используемый для хранения патоки в него попало 18 снарядов  и британское грузовое судно «Newlane» (7043 тонн) получившее 13 попаданий. 

8 октября  приблизительно 20 контрреволюционеров организации Альфа 66 на двух катерах осуществили нападение с моря на кубинский порт Изабелы де Саги. Как заявили налетчики, они взорвали железнодорожную станцию и военный склад. Подтверждения с кубинской стороны не было.

13 октября 1962 г. в 23 км к северо-востоку от города Карденас  22 футовый катер контрас с 6 боевиками вооруженный 20-мм пушкой, бельгийскими пулеметами, базукой, встретил патрульный катер кубинской милиции такого же размера и потопил его из своей 20-мм пушки. Потопленный катер ранее был прогулочным катером и принадлежал богатому кубинцу, он был реквизирован и использован для патрулирования, вооружен пулеметом. Из 4 членов экипажа кубинского катера два спаслись вплавь, а двое раненые были захвачены контрреволюционерами и доставлены в Майами.

4 декабря 1962 г. два катера контрреволюционеров осуществили нападение на кубинской порту Кайбарьен (Caibarien).

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление.   Вперед.

 

                                                                        На Главную.