Розин Александр.
СССР в строительстве ВМС Кубы.
9. Поставки
1963-1967 гг. на фоне борьбы с контрас.
В 1963 г. началась поставка торпедных
катеров из заказанных летом 1962 г. из
состава Балтийского флота. Ремонт и подготовительные работы для отправки на
Кубу 12 торпедных катеров были проведены на судоремонтном заводе № 177 в Риге.
Для перевозки были задействованы два больших транспорта. На палубе транспортов
вдоль бортов были оборудованы кильблоки, на которые 120-ти тонным краном
установлены и закреплены катера, зашитые досками.
18 июня 1963 г. в Гавану сухогруз «Иван
Ползунов» доставил 6 торпедных катеров
пр.123К (по классификации НАТО - P-4) с Балтики. С катерами прибыли и советские
специалисты, в том числе Березовский Борис Андреевич тогда командир звена
торпедных катеров Балтийского флота, на Кубе выполнял интернациональный долг в
1963-1964 гг., капитан 1 ранга в отставке – тогда капитан-лейтенант Черников Владимир Николаевич командир ТКА с бортовым
номером 114. Их выгрузили в Арсенале и когда сопровождающие лица привели их в
готовность, то состоялся митинг личного состава флота, на котором
присутствовали Роландо Диас
Астараин, Василий Ивашов и советские советники.
Вскоре после митинга катера были спущены на воду, приняты личным составом флота
Кубы и опробованы в море. 30 июня они уже находились на
новой ВМБ Cayo Juan Tomas в заливе Cabanas.
Эти шесть доставленных торпедных
катеров пр.123К (по классификации НАТО - P-4) были первыми в кубинском флоте из
поставленных в 1963 г. (вторые шесть единиц доставили весной 1964 г.), хотя в
ряде публикаций, в том числе и ряде донесений американской разведки ошибочно
говорилось о поставке четырех ТКА пр.123 еще в августе-сентябре 1962 г., но реально
этого не было. Количество доставленных на Кубу в 1963 г. торпедных
катеров в различных источниках так же
разнится, по данным JOHN D. THOMPSON, JR.
«U.S.S.R. ARMS TRADE
WITH CUBA AND INDONESIA 1960-65: A CASE
FOR IDEOLOGICAL ALIGNMENT» KANSAS STATE UNIVERSITY Manhattan, Kansas 1977 в 1963 г. были поставлены 12 торпедных катеров P-4. А
по данным Adrian J. English «Armed forces of Latin America» Jane's, 1984 были доставлены 8 торпедных катера пр.123 (по классификации
НАТО - P-4).
Из-за путаницы в воспоминаниях советника при ВМС Кубы капитана 1 ранга в отставке В. А. Кузьмина - «Воспоминания старшего военно-морского советника. 1962-1965» говорится о доставке 12 торпедных катеров проекта 123К в начале ноября 1963 г.: «В начале ноября на Кубу стали прибывать теплоходы, которые доставили в Гавану двенадцать торпедных катеров проекта 123-К – "Комсомолец".» Видимо у него просто произошла путаница с поставкой первого из МПК пр.201М, который был доставлен в ноябре 1963 г., но про которые в воспоминаниях говорится, что МПК были доставлены в июне.
К этому времени шло активное обучение кубинских
моряков в СССР на ракетных катерах. Советский катерный
комплекс с ракетами П-15 был первым советским морским комплексом, поставляемым
иностранным государствам. Уже в 1961 г. на Черном море в порту Измаил началось
обучение иностранных экипажей пользованию комплексом. Иностранцы производили
пуски с «ТКА-14» пр.183Э.
Командный состав кубинских катеров после обучения в
военно-морской академии в Мариэль, направлялся для
продолжения учебы в СССР. Так группа из 25 кадетов провела обучение в учебном
центре ВМФ СССР на Черном море, в 1963 г. эта группа закончила обучение и
получила дипломы в Военно-морской академии в Мариэле,
они комплектовали экипажи торпедных и ракетных катеров.
В августе 1963 г. кубинцами было проведено
тактическое учение на тему "Отражение высадки морского десанта противника
силами соединений ВМФ во взаимодействии с сухопутными войсками",
проводимого в Центральном военно-морском районе совместно с армией. Силы
"синих" обозначались отрядом кораблей в составе одного фрегата,
тральщика и одного РКА. Они заняли позицию в пятидесяти милях к югу от входа в
залив Хагуа. Руководство "красных",
возглавляемые Хуаном Альмейдо, дало сигнал о начале
движения десантного отряда "синих" и начале учения по отражению
десанта. На командном пункте морских сил "красных" находился Эмигдио Баес с группой офицеров
штаба флота, оценивающего действия командира военно-морского района и его штаба
в бою по отражению высадки десанта. Вскоре над
"десантным отрядом "синих" появился самолет разведки, который
уточнил элементы его движения и сообщил их в штабы ВМФ и ВС. Несколько позднее,
как и планировалось, по кораблям отряда "синих" был нанесен
бомбоштурмовой удар истребителями МИГ-15, затем под прикрытием стрельбы
ракетного дивизиона "Сопка" и отряда артиллерийских кораблей (два
фрегата и два МПК пр.122Б) нанесли удары с разных направлений торпедные
катера. И при подходе десантного отряда "синих" к зоне действия
полевой артиллерии, она нанесла удар по десантным кораблям и высадочным
средствам. Учение прошло в точном соответствии с намеченным планом, было очень
поучительным и показало значительный рост тактической подготовки офицеров
кораблей, управлений дивизионов и штабов Центрального военно-морского района и
армии. Было отработано взаимодействие разнородных сил, участвующих в бою по
отражению высадки десанта.
Несмотря на принятые американским
правительством меры, в основном для успокоения мирового общественного мнения,
нападения контрреволюционеров на Кубу не прекращались. ЦРУ ввело в строй новые
корабли 150-футовый «Rex» бывший американский
противолодочный катер действующий под никарагуанским
флагом, «Leda» и четыре подобных судна.
25 июня 1963 г. кубинское патрульное судно
вечером вступило в бой с неизвестным судном, ранение получил один кубинский
моряк. Бой шел более двух часов, уже после полуночи после нескольких залпов с
патрульного судна, корабль нарушитель исчез. 26 июня на поиски судна нарушителя
было послано несколько судов, в том числе патрульное судно с 65 милиционерами на
борту. Поиски результатов не дали.
8 августа 1963 г. вблизи острова Ангила подразделение кубинских ВМС захватили два кубинских
рыболовецких судна, похищенных контрреволюционерами для бегства в США. Среди 19
арестованных были четыре члена
контрреволюционной организации расположенной в Майами.
19 августа 1963 г. два десантных катера контрас обстреляли из базук и пулеметов химический завод «Сульфо-металес» в н.п. Санта Люсиа (пров. Пинар-дель-Рио).
В сентябре 1963 г. штабу РВС Кубы стало известно о готовящемся новом десанте контрреволюционеров для
его разгрома в Гавану из СССР по личной просьбе кубинского руководства прибыла
опытнейшая группа летчиков-ночников истребительной авиации ПВО страны во главе
с главкомом маршалом авиации Е. Савицким. Была проведена кропотливая и
тщательная предварительная подготовка. В ночь на 21 октября 1963 г. при высадке
антикастровских коммандос специальное судно ЦРУ «Rex» попало в засаду. Катер «Rex»
был хорошо вооружен 2 40-мм и 2 20-мм орудия, два автомата 50 калибра. Он нес
два 20-футовых быстроходных катера, каждый с двумя автоматами 30 калибра.
Из воспоминаний капитана 1 ранга в отставке
В. Кузьмина: «В район предполагаемой
высадки террористов на мыс Франсес, что на юго-западе
Кубы в провинции Пинар-дель-Рио, была передислоцирована
радиолокационная станция «Мыс». Три торпедных катера с боевыми торпедами (пр.
183) и 4 МПК были передислоцированы в бухту Сигуанеа
на острове Пинар. Кораблями командовал начштаба флота
республики Эмигдио Баес Виго, всеми силами в районе - командующий флотом Роландо Диас Астараин.
Сюда же были переброшены подразделения службы безопасности. Разработкой
воздушной части операции занимался лично маршал авиации Е. Савицкий. Общее
руководство взял на себя Фидель Кастро.
Как проходила операция, мне позже рассказывал командующий кубинским
ВМФ.
Действия начались в полночь. Быстроходный американский противолодочный
корабль «Рекс», подойдя к кубинскому побережью, спустил на воду несколько
легких катеров-скутеров с 20 контрас в каждом. Ночь
была безветренной и безлунной, очень темной. Нервное напряжение на берегу было
настолько велико, что, когда первые скутера достигли побережья, кто-то из
кубинских бойцов не выдержал и без команды открыл огонь по обнаруженной группе.
И тут же буквально взорвался весь берег. «Гусанос»
успели дать сигнал о провале высадки на «Рекс», и тот срочно покинул кубинские
территориальные воды.
Фидель Кастро с первых же минут дал разрешение на поиск
и атаку оставшихся катеров, а торпедным катерам приказал уничтожить
судно-матку. Последнее же, как стало известно позже, проложило свой курс
настолько близко к берегу, что оказалось в мертвой зоне станции «Мыс». Потому и
ушло незамеченным...»
Спасаясь от огня, экипаж «Рекса» направил
свой корабль в открытое море. В это время Ли-2 сбросил в районе САБы. Однако в освещенную зону попал
либерийский рудовоз «Дж. Луис» (J. Louis, 32.500 тонн), выполнявший обычный рейс. В 12.40 пятерка
МиГов по обнаруженной цели нанесла прицельный пушечный удар. Вся рубка
«рудовоза» была изрешечена нашими 37-мм снарядами, на судне начался пожар.
Торпедные катера, выйдя на дистанцию торпедного залпа, атаку производить не
стали, так как к этому времени судно уже вышло из тервод
Кубы. Кубинские военные моряки (2 катера) сопровождали транспорт до мыса
Сан-Антонио, а после получения сигнала об окончании операции возвратились в
бухту Сигуанеа.
Несмотря на уход «Рекса», высадившиеся
диверсанты были разгромлены. На рассвете оставшиеся в живых «контрас» были взяты в плен. Фидель
Кастро по заслугам отметил группу советских летчиков во главе с Е. Савицким,
наградив их именным оружием.
В октябре 1963 г. группа сотрудников
кубинской службы безопасности предотвратила взрыв на пароходе «Лас-Вильяс», доставивший товары из Италии. Среди грузов
была обнаружена динамитная бомба, механизм взрывателя которой не сработал.
Бомба явно была подложена в порту погрузки - Генуе.
В октябре 1963 г. в Банесе
при несении дозорной службы сел на мель и не смог самостоятельно сняться МПК
пр. 122-бис. Как оказалось, командир МПК, отстояв вахту с 0 до 4 часов утра,
спустился с мостика и лег отдыхать, а на вахту заступил штурман корабля.
Корабль продолжал нести дозорную службу на линии мыс Мулас
– бухта Танамо. Штурманскую прокладку он вел
небрежно, место не определял, доверяя все счислению
радиолокацию и радиопеленгатор не использовал. В итоге, перед рассветом
при ветре 5-6 баллов и волнении моря 3-4 балла штурман посадил корабль на мель
у мыса Мулас. Попытка самостоятельно сняться с мели
лишь ухудшила состояние корабля: были повреждены винты, забиты песком
кингстоны, прекратилась работа вспомогательных двигателей на освещение.
Пришлось просить помощь у местных рыбаков, имевших в своем распоряжении
буксирный катер. Работы по снятию с мели продолжались неделю и завершились
успешно. Однако МПК получил серьезные повреждения: был выведен из строя главный
дизель, корпус имел вмятины, побиты винты, поврежден руль, загублены
вспомогательные дизели. Командующий флотом Роландо Астараин по докладу начальника штаба решил корабль не
восстанавливать, а передать на слом. Аварийный корабль был отбуксирован в
Гавану. Комиссия, осмотрев повреждения, была склонна поддержать комфлота. Однако советник командующего флотом капитан 1
ранга В.Кузьмин доказал что корабль можно восстановить и оказался прав. Корабль
простоял в ремонте около шести месяцев, часть обшивки корпуса и один главный
двигатель были заменены, винты отрихтованы и
наварены, вспомогательные двигатели были восстановлены. Корабль снова стал
выполнять задачи по охране побережья на востоке.
Во второй половине октября 1963 г. в поселке
Мадруга состоялась церемония передачи первого
дивизиона берегового ракетного комплекса «Сопка» с ракетами С-2 кубинцам. В
расположение дивизиона прибыли заместитель командующего Группой войск по ВМС
вице-адмирал Г.Абашвили, командующий кубинской армией
Рауль Кастро, Флавио Браво и некоторые другие
представители Вооруженных сил. Построили личный состав. Перед ними выступили
Рауль Кастро и Георгий Абашвили. По команде
полковника Анатолия Шикова - командира советской
бригады БРАВ и лейтенанта Бланко
- командира кубинской бригады был спущен с мачты советский флаг и поднят
кубинский. Остальные дивизионы БРАВ были переданы и
приняты на уровне командиров бригад БРАВ. Одновременно с передачей боевой
техники в группу специалистов-моряков вливалась группа специалистов береговых
ракетных комплексов в составе 24 человек под руководством подполковника Аркадия
Паутова, которого оставили в Гаване, а остальных направили в дивизионы и штаб
бригады береговых ракетно-артиллерийских частей. В своей речи в декабре 1963 г.
Рауль Кастро заявил, что крылатые ракеты береговой обороны теперь являются частью
кубинских артиллерийских сил. Американская разведка в свою очередь
констатировала что кубинцы, вероятно, тренировались в операциях с крылатыми
ракетами с весны, а ротация и вывод части советского военно-морского персонала
в сентябре предполагает, что контроль над четырьмя оперативными пусковыми
батареями, возможно, был передан Кубе в то время.
В конце ноября 1963 г. правительство Кубы
приняло закон о введении всеобщей воинской обязанности. С передачей советской
военной техники личный состав кубинских РВС увеличивался с 30-40 тысяч до
120-130 тысяч человек. Были установлены новые воинские звания. На флоте звания
были следующими - матрос, старший матрос, морской капрал, старшины 3-1 статей,
младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант и капитан 3
ранга. В армии, кроме соответствующим
этим званиям, были введены: майор дивизии, майор корпуса, майор армии и главный
майор (главнокомандующий). В марте 1964 г. был произведен первый призыв в
вооруженные силы.
23 декабря 1963 г. в ходе диверсии
группировки " Comandos Mambises"
в гавани Сигуанеа (Siguanea),
на острове Пинос ими был взорван торпедный катер
пр.183 (по классификации НАТО - P-6) «LT-85» (в ряде публикаций
ошибочно называют «LT-385»), ВМС Кубы. В результате двух взрывов катер
затонул у причала, где стоял еще и катер «LT-94». Взрыв был такой силы, что
часть артиллерийской башни была подброшена и упала в центре гавани. Четыре
моряка были убиты, в том числе командир катера младший лейтенант Леонардо Луберта Нои (Leonardo Luberta Noy) и моряки Jesús Mendoza La Rosa, Fe de la Caridad Hernández Jubán и Andrés Gavilla Soto и 17 ранены.
Кузиванов Михаил Григорьевич в период Карибского кризиса — командир подвижного
берегового ракетного дивизиона противокорабельных крылатых ракет на Кубе
вспоминал: «Мы стали свидетелями одного
из многочисленных драматических событий. На острове Пинос
в бухте Сигуанеа 22 декабря взрывом мины были
выведены из строя два торпедных катера кубинских ВМС. Как было установлено,
мина сработала под днищем в кормовой части катера ЛТ-85. Это произошло во время
утренней малой приборки на корабле. Было убито 3 человека, в том числе командир
соседнего катера ЛТ-94 Леонардо Торибио, ранено 11
матросов. Узнав об этом, мы оказали посильную помощь кубинским морякам. При
осмотре на месте оказалось, что катер ЛТ-85 был выведен полностью из строя и
восстановлению не подлежал. На катере ЛТ-94 вследствие подводных пробоин
затоплены кормовые отсеки. Ремонтные работы производить необходимо было в доке
в районе Нуэва-Хероны. Перед буксировкой катера я
решил проверить безопасность на выходе из бухты. При осмотре фарватера
обнаружил притопленную самодельную мину на якоре со взведенным взрывателем. Так как у кубинцев на месте не
оказалось минеров и подрывников, обезвреживание мины пришлось произвести мне,
прошедшему в свое время курсы нештатных минеров. Операция прошла успешно, мину
вытащили в безопасное место на побережье залива и подорвали.»
29 декабря 1963 г. подразделениям флота,
действующим совместно с армейскими силами, удается сорвать операцию по
проникновению контрреволюционеров на кубинскую территорию. Диверсанты были
захвачены в районе Рио-Москито (río
Mosquito) близ Мариэля.
Для противодействия контрреволюционерам и их
операциям на море, в июле 1963 г. прибыло радиотехническое вооружение для 10
радиолокационных постов и группа инженеров и техников для их монтажа из
Ленинграда с электромонтажного предприятия во главе с начальником треста
товарищем Меркуловым. Десять радиотехнических постов, расположили по периметру
острова Куба - в Кабаньясе, Сьенфуэгосе,
на о. Пинос, в Сантьяго-де-Куба, Варадеро, на
мысе Сан-Антонио, в Майси, на мысе Мулос вблизи Банеса и на Кабо-Крус. В дополнение к десяти указанным радиолокационным
постам было решено одну из получаемых от советских войск радиолокационную
станцию "Мыс" установить на территории крепости Эль-Морро
с тем, чтобы охватить наблюдением весь Флоридский
пролив до полуострова Флорида. В течение 1963-1964 гг. радиотехнический посты
"Лот" были смонтированы в указанных районах, отлажены и приняты
личным составом кубинского флота в эксплуатацию. Для обслуживания постов были
заранее подготовлены специалисты. Таким образом, уже к середине 1964 г.
наблюдение за морем как техническими средствами, так и визуально было
значительно улучшено, и на командные пункты военно-морских районов и штаба
флота стала поступать более полная и достоверная обстановка со всех участков
побережья Кубы.
В 1963-1964 гг. из СССР на Кубу были
поставлены 6 МПК пр. 201M (по классификации НАТО - «SO I»),
это были корабли с заводскими номерами 555, 556, 557, 563, 564, 565. Все
шли с Черного моря. Еще в ходе строительства на «кубинских» кораблях
предусматривалось размещение малогабаритной холодильной установки из ГДР.
Первый МПК пр. 201M (НАТО - «SO-I») был приведен на Кубу советским
буксиром 19 декабря 1963 г. Второй и третий корабли были доставлены на Кубу в конце декабря 1963 г. или начале
января 1964 г. Все три размещались на ВМБ в Мариэле.
Ветеран дивизиона противолодочных кораблей
капитан 1 ранга в отставке Сергей Никифоров в 1963-1964 г. был командиром «МПК-370»,
который совершил переход на Кубу. В довольно сложных условиях личный состав, в
том числе и матросы первого года службы, в полном объеме выполнил свои
обязанности. Ответственное задание было успешно решено. В 1963 г. были
сформированы два экипажа, новостроящихся малых противолодочных
кораблей проекта 201М, которые специально строились на судостроительном заводе
г. Керчь для передачи ВМС Кубы. Командиром «МПК-370» был назначен
капитан-лейтенант С.В.Никифоров, а командиром «МПК-371» - капитан-лейтенант
Б.Т.Тонких. Переход был совершен в период ноября-декабря 1963 г., при
сопровождении транспорта министерства Морфлота СССР. Осуществлялся переход в
сложных зимних погодных условиях. Особенно досталось в Средиземном море,
которое встретило и проводило овровцев сильным
штормом. В Атлантическом океане в машинное отделение «МПК-370» стала внезапно
поступать забортная вода, затопило трюм, а в нем трюмный электронасос. Воду
удалось откачать, лишь используя главный двигатель в режиме внутреннего
замкнутого цикла охлаждения. Неисправность обнаружили в труднодоступном месте.
Причина в конструктивно- заводской недоработке в системе охлаждения. Личный
состав БЧ-5 под руководством старшины команды В.И.Шиян
устранил неисправность и ввел в строй трюмный насос. Особо отличились при
этом командир отделения мотористов старшина 2 статьи И.Середа и электрик матрос
А.Оганесян. Но, несмотря на трудности, личный состав кораблей успешно решил
поставленную задачу. Экипажи «МПК-370» и «МПК-371» показали высокую морскую
выучку, флотскую закалку и с честью пронесли Военно-Морской флаг через моря и
океаны к берегам революционной Кубы. В установленные сроки корабли были
переданы ВМС Кубы, военные моряки были обучены и в
последствии стали нести боевое дежурство, участвовать в боевых операциях
с фактическим применением
артиллерийского и противолодочного оружия.
В августе 1964 г. на Кубу были доставлены
советскими буксирами четвертая и пятая единицы МПК пр. 201M (НАТО - «SO-I»). Когда
точно была приведена на Кубу шестая единицы, пока сведений не имею, видимо или
в конце 1964 г. или в январе 1965 г.
Первые три корабля пр.
201M прибывшие зимой 1963 г. и на которых проходили подготовку кубинские моряки,
в конце августа или в первых числах сентября 1964 г. были переданы кубинскому
флоту.
В начале 1965 г. все 6 МПК пр. 201M (НАТО - «SO I») были переданы Кубе и получили
бортовые номера – наименования «CS-301», «CS-302», «CS-303», «CS-304», «CS-305»
и «CS-306». Они входили в состав 35 дивизиона, базируясь в
Северной бухте ВМБ Мариэль. Встречающаяся информация
о передаче всех 6 единиц пр. 201M флоту Кубы в сентябре 1964 г. не совсем
верна, к указанному сроку были переданы только три единицы, а остальные были
переданы позже, видимо к концу 1964 г. или в начале 1965 г. Так же ошибочна информация, приводимая в воспоминаниях
советника при ВМС Кубы капитана 1 ранга в отставке В. А. Кузьмина - «Воспоминания старшего
военно-морского советника. 1962-1965» о доставке шести МПК проекта 201 в конце
июня 1963 г.: «В конце июня 1963 года на
Кубу для передачи в состав кубинского флота прибыли шесть небольших корабликов.»
Видимо просто произошла путаница с поставкой шести торпедных катеров пр.123К
(по классификации НАТО - P-4), которые были поставлены именно в июне, это видно
по тому, что сроки поставки торпедных катеров у него указаны в ноябре
1963 г., когда и был доставлен первый из МПК пр.201М.
В 1965 или 1966 году во время погони за
судном нарушителем произошло столкновение между МПК. «301» протаранил правый
борт «304» (командир Mendez Fraga)
в районе радиорубки, при этом в море пропал без вести радист.
Кубинцам понравились не только новые МПК но
и буксиры которые их доставили и они захотели их
получить, но без успеха. Капитан 1 ранга в отставке В. А. Кузьмин вспоминал: «Неоднократно корабли пр. 201 успешно решали
боевые задачи и понравились командованию флота.
Эти корабли были
прибуксированы на Кубу из Севастополя с помощью морских буксиров типа
"Геркулес", принадлежавших советскому торговому флоту. Когда Роландо Астараин побывал на этих
буксирах, то обратился с просьбой о возможной передаче одного-двух таких
буксиров кубинскому торговому флоту. Буксиры типа "Геркулес" только
начали строиться в СССР, были вполне современны, обладали высокой мореходностью
и мощностью. Я побывал в посольстве и изложил суть обращения советнику посла по
экономическим вопросам, и он ответил отказом.»
Помимо МПК весной 1963 г. были доставлены на
Кубу последние 6 торпедных катеров пр.123К (по классификации НАТО - P-4). В
отчете ЦРУ президенту от 7 апреля 1964 г. сообщали, что в прошлом месяце - в марте, советские суда доставили еще 6
торпедных катеров Р-4, доведя их количество до 12.
При этом следует учитывать, что война на море
не прекращалась. При содействии ЦРУ один из лидеров антикубинских сил Artime создал морской отряд из 300 человек, который имел
два 180 футовых грузовых судна «Joanne» и «Santa María»,
переоборудованные из десантных кораблей времен Второй
Мировой войны, и вооруженные пушками и пулеметами. Корабли ходили с либерийским
флагом. Помимо них на вооружении отряда были быстроходные катера.
13 сентября 1964 г. судно
контрреволюционеров «Santa María»
атаковала испанское грузовое судно «Сьерра Арансасу»
(Sierra Aranzazu, 1600
тонн), перепутав его с одним из кубинских торговых судов «Sierra
Maestra». Сухогруз «Sierra Aranzazu» был атакован в 40 милях к северо-западу от
острова Great Tnagua
(Багамы) когда шло в Гавану с грузом
чеснока, коньяка, птицы и плугов. Огонь велся из 57-мм орудия и пулеметов 50-го
калибра. Судно загорелось, был убит капитан и 2 члена экипажа, 17 моряков
ранены, остальные члены экипажа оставили судно. Моряков, из которых 8 были
ранены, спасло спустя 14 часов голландское грузовое судно «P. G. Thulin». Корабль не погиб. 14 сентября 4
кубинских торпедных катера пр. 123К (НАТО - P-4) «LTK 141», «LTK 142», «LTK
143» и «LTK 144» из 26 эскадрона базирующиеся в Банесе
обнаружили, что судно все еще на плаву и продолжает гореть и передали его
координаты 21º40 'северной широты и 74º08' западной долготы.
Через час туда прибыл кубинский МПК пр.122Б (НАТО – Kronshtadt)
«356» сменивший торпедные катера до подхода буксиров. На рассвете 15 сентября
из Сантьяго-де-Куба туда для тушения прибыл буксир ВМС Кубы «Diez de Octubre»
(под командованием капитана Армандо Лагуна Ломаса (Armando Laguna Lomas)). Первоначально его
работе мешал корабль береговой охраны США «Reliance» WMEC-615 который тоже
находился там. Для прекращения провокаций с его стороны туда вылетали два
истребителя МиГ-17. Позже к тушению и буксировке корабля присоединился второй
небольшой кубинский буксир «Macabí». Благодаря
их усилиям утром 16 сентября «Sierra Aranzazu» была приведена в залив Нипе где пожар потушили, а уцелевший груз разгрузили,
завершив 30 сентября спасательные работы. После необходимого ремонта кубинский
паром отбуксировал поврежденное судно в
Испанию, прибыв 9 января 1965 г. в Сантандер. Куба
вернула «Sierra Aránzazu»
испанской судоходной компании, не потребовав возмещения расходов за
транспортировку, как это было бы в соответствии с морским законодательством.
Кроме того, правительство Кастро немедленно выплатило компенсацию семьям трех
моряков, убитых ЦРУ. Ремонт был проведен в 1965 г. и стоил около 25 миллионов
песет. Испания заявила США протест так как налетчики явно действовали с
американской территории. Разразившийся скандал приостановил пиратские акции у
кубинских берегов.
В июле 1964 г. завершив свою миссию домой отбыли советники при кубинском флоте – Анатолий
Александрович Цветков и Николай Данилович Солдатов. В августе им на смену
прибыли советники при штабе флота Н. Леваков по боевой подготовке и А. Завгородний
по оперативным вопросам вместо Цветкова.
В декабре 1964 г. кубинское руководство
сократило корабельный состав Восточного военно-морского района. Для несения патрульной службы в Банесе оставляли несколько кораблей, часть кораблей
перебазировали в Сантьяго-де-Куба, а торпедные катера отправили в Гавану. В Банесе вместо штаба военно-морского района создали
управление дивизиона охраны водного района и подчинили его непосредственно командованию флота.
В 1964 году кубинская военно-морская
делегация провела более месяца в Китае, путешествуя по ряду военно-морских
объектов.
15 апреля 1965 г. были выполнены ракетные
стрельбы кубинскими моряками. Подготовка к проведению стрельб вблизи остров Пинос велась скрытно в режиме радиомолчание. В качестве
корабля-цели был отбуксирован в бухту Сигуанеа и
установлен на двух бочках лагом к избранной директрисе стрельбы “крейсер”, а
фактически мореходная канонерка «Куба». Береговой ракетный дивизион был заранее
передислоцирован на остров Пинос и активно готовился
к стрельбам. Аркадий Паутов со своими специалистами находился там же и руководил
подготовкой дивизиона. К 10 апреля в бухту Сигуанеа
были перебазированы три торпедных катера пр. 123К, два МПК для выполнения
стрельб и охраны с моря района учений. Руководил подготовкой к стрельбам
Анатолий Трошко со своими специалистами. Около 9
часов 15 апреля на наблюдательный пункт берегового ракетного дивизиона прибыли
Рауль Кастро, Иван Шкадов и высшие чины вооруженных
сил. Командир бригады береговых ракет лейтенант Бланко
доложил о готовности. В 10 часов утра начал стрельбы по морской цели береговой
ракетный дивизион. Ракета, как было установлено назначенными наблюдателями, приводнилась в метре от борта цели и весь удар обрушился на
носовую часть корабля. От удара было сорвано крепление судна к носовой бочке, и
он под воздействием ветра развернулся на кормовом швартове. В 12 часов
начиналась атака ракетных катеров
ракетами П-15. По приказу командира флотилии головной катер произвел
пуск ракеты и начал послезалповое маневрирование на отрыв от цели. Ракета быстро
приблизилась к цели. Над «Кубой» поднялся большой столб
черного дым (головка ракеты была в боевом снаряжении), сопровождавшийся
звуковым эффектом. От двух попаданий ракет “крейсер” сел на грунт, над
водой осталось около метра надводного борта. От попадания ракеты П-15 с боевой
частью в корму корабля были нарушены все поперечные переборки от кормы до носа.
Американцы узнали о стрельбах только на следующий день.
Летом 1965 г. на кубинском флоте произошли
серьезные изменения. Начались они неожиданно. При проведении работы по
формированию партийных организаций на флоте было много неожиданностей. Хуан Белис, Контрерас, Куэрбо стали членами коммунистической партии, а вот
командующий флотом Роландо Астараин
и начальник штаба флота Эмигдио Баес
были избраны только кандидатами в члены партии. Первый командир Восточного
военно-морского района, а затем начальник связи флота капитан 3 ранга Игнарра был разоблачен как контрреволюционер, принимавший
участие в борьбе с повстанческой армией Фиделя.
Многие начальники отделов штаба флота, тыла и штабов военно-морских районов не
были избраны даже кандидатами. Видимо потому, что они до революции были
офицерами Батистовской армии и флота и вели себя не
всегда прогрессивно.
В июне 1965 г. как реакция на произошедший в
Алжире военный переворот, сменилось командование флотом. Роландо
Астараина назначили в Генеральный штаб начальником
управления по связи РВС с промышленностью. Командующим флотом стал Альдо Сантамария Куадрадо (Santamaría Aldo Cuadrado). До назначения на
должность командующего флотом Сантамария был
начальником бронетанковых войск в Генеральном штабе и с военно-морским флотом
никогда в своей деятельности не сталкивался, но был надежным другом Фиделя Кастро, с которым встретился еще до революции. Альдо Сантамария Куадрадо являлся членом национального руководства единой
партии социалистической революции, но не был военным моряком и военно-морского
дела не знал. После прихода Сантамарии к руководству
военно-морским флотом произошли большие перемещения в руководящем составе штаба
флота, штабов соединений и частей. На флот прибыл командный состав в основном
из сухопутных войск, что привело к резкому сокращению активности флота,
увеличению происшествий и снижению роли советнического аппарата. Первым
заместителем командующего флотом (такая должность была введена) стал майор Суньол. Он также не был моряком и до назначения был военным
атташе в Советском Союзе. Но в отличие от нового командующего Суньол часто обращался за советами к советским
специалистам, работал более активно, чем Сантамария,
а также поддерживал деловые контакты с начальником штаба флота Эмигдио Баесом.
На кубинском флоте были заменены многие начальники
отделов штаба флота, командиры военно-морских районов и их начальники штабов,
начальник военно-морского училища и некоторые командиры соединений.
Одновременно с заменой ответственных командиров соединений произошли изменения
в организационной структуре флота. Созданы флотилия ракетных катеров и отдельно
от нее флотилия торпедных катеров, которые продолжали базироваться на прежнем
месте в Кабаньясе, создана флотилия противолодочных
кораблей с базированием на Мариэль. Если командовать
флотилией ракетных катеров остался капитан 3 ранга Исидоро
Контрерас Перес (Isidro (Pérez) Contreras), то
командирами Флотилий торпедных катеров и противолодочных кораблей были
назначены сухопутные офицеры майор Понса и капитан Куси, которые явно не были подготовлены к командованию
морскими соединениями. В дальнейшем «сухопутчиков»
заменили, командиром флотилии ПЛО был
назначен Эмигдио Баес,
который ушел с должности начальника штаба флота, а командиром флотилии
торпедных катеров был назначен способный моряк капитан-лейтенант Хуан Белис, который ранее был начальником учебного отдела
военно-морского училища в Мариэле.
Все освобожденные от
должностей офицеры Отеро, Фернадо-дель-Рио,
Аркос (Sebastián Arcos), Мирандо, Кинтеро, Карминато, Монтегю (José B. Monteagudo Fernández), Суарес-Море,
Супервей, Бермудес и др.
(всего в вооруженных силах их набралось около 300 человек) были объединены в
батальон трудового перевоспитания и направлены на физические работы в провинцию
Ориенте. Как отмечал советник при ВМС капитан
1 ранга В.Кузьмин: «Жалко было труда
советских военных советников, которые помогли этим людям стать настоящими
военными и военно-морскими специалистами, но не использовались по назначению.
Это напоминало китайскую систему трудового воспитания.
Естественно, мы не
имели право вмешиваться в дела по расстановке кадров, особенно связанные с
политической системой правления, иначе бы это стало вмешательством во
внутренние дела кубинцев.»
В 1965 г. были поставлены 4 ракетных катера
пр. 183Р (по классификации НАТО - Komar).
Немаловажную роль отводилась расширению
возможности ремонта кораблей кубинского военно-морского и торгового флота. В 1965 г. на Кубе начал работу приведенный на
буксире из Клайпеды в конце 1964 г. плавучий док. Док буксировал сухогруз
«Бердянск», переход занял 35 дней. Это был первый док, поставленный Советским
Союзом кубинцам. Он был установлен в рыбном порту Гаваны, и его использовали
для ремонта судов водоизмещением до 2500 тонн. К 1970 г. в этом доке было
отремонтировано 218 рыбопромысловых и несколько торговых судов. Одновременно с
началом его работы расширялся и реконструировался сухой док, построенный в 1959
г. Так же в Гаванском заливе в районе Каса-Бланка
полным ходом шло строительство крупнейшей судоверфи по ремонту судов, которое было
закончено в 1968 г. Работы велись под руководством польских и кубинских
инженеров. Стоимость всего проекта оценивалась в 29 млн.песо.
Пропускная способность этой судоверфи 27 судов типа «Сьерра Маэстра»
(водоизмещение свыше 10.000 тонн) в год.
В 1965-1968 гг. несмотря на ухудшение
политических отношений между Москвой и Гаваной, которая привела к трудностям их
экономических отношений, продолжалось их военное сотрудничество. Советские
поставки военной техники на Кубу уже не являлись большими по объему, особенно в
сравнении с уровнем достигнутым в 1962 и 1963 годах.
Однако некоторое увеличение поставок началось в последнем квартале 1966 г. и
продолжилось в начале 1967 г. Несмотря на возникшие противоречия это было
продолжение советской программы замены и пополнения запасов, израсходованных и
использованных кубинцами. В ряде случаев поставленные вооружения были более
совершенными, чем те, которые уже были на Кубе, и в результате чего были
усилены некоторые кубинские подразделения. Например, с октября 1966 г. на Кубу
было поставлено не менее 11 реактивных истребителей МиГ-21Д. Кроме того, новым
для Кубы, хотя и стандартным оружием наземной поддержки в СССР с 1954 г.,
явилась поставка 25-30 200-мм реактивных
систем залпового огня. Был усилен и кубинский флот. В 1966-1967 гг. в разгар
политического спора, два ракетных катера и шесть МПК были поставлены кубинцам.
16 апреля 1966 г. на вышедшем на
патрулирование ракетном катере пр. 183Р (НАТО - Komar)
«LC 274» (командир младший лейтенант Silvio Néstor Caro Gallardo), была предпринята попытка угона корабля. Один из
членов экипажа сговорившись с несколькими моряками, воспользовался пистолетом,
который ему дал чистить капитан, застрелил в спину командира корабля Silvio Néstor Caro Gallardo. Изменников
поддержал моряк с другого ракетного катера пр. 183Р (НАТО - Komar) «LC 271» который следовал за ним в 2 милях,
и который организовал саботаж радара на своем катере, чтобы предотвратить
наблюдение и препятствовать подачи сигналов о помощи. Но у мятежников ничего не
вышло, раненый в живот старпом катера Ortiz,
воспользовавшись автоматом, сумел взять ситуацию под контроль, привести катер в
порт. Там заговорщиков арестовали.
В мае 1966 г. издается первый номер
кубинского военно-морского журнала «Información
Técnico-Científica Naval»
(ITCN) который является теоретически-информационным органом Революционного Военно-Морского Флота.
Его основателем и первым директором стал опытный испанский моряк Педро Прадо Мендисабал (Pedro Prado Mendizábal). Этот
журнал издавался до 1988 г. и внес значительный вклад в развитие кубинской
военно-морской мысли. После 22 лет существования, в течение которых было
опубликовано 45 выпусков и несколько специальных дополнений, его сменил журнал
«Marina de Guerra», который следовал той же редакционной линии и
издавался до 1991 г., когда экономические ограничения “особого периода”
определили его закрытие.
29 мая 1966 г. корабли кубинского флота
совместно с другими родами войск провели операцию по перехвату катера
контрреволюционеров из организации «Коммандос Л» пытавшихся высадиться на
побережье в районе Гаваны. В операции были задействованы два МПК пр.201 и
эскадрон торпедных катеров пр. 123К (НАТО - P-4). Диверсантам позволили
высадиться на берег, двое высадились на берег в районе отеля «Комодоро» западное предместье Гаваны, их в ходе боя
уничтожили. Оставшиеся бежали на катере. Торпедные
катера «LT-128», «LT-141» в районе Монте Баррето (Monte Barreto) перехватили катер. Бой длился 20 минут. Враги
сопротивлялись, снаряд поразил «LT-128» ранив моряков и вызвав на нем пожар,
который был ликвидирован моряками. Однако огнем «LT-141» катер врага был
потоплен, два контрреволюционера были убиты и два взяты в плен. На торпедном катере «Комсомолец», один из
двух ТКА что участвовал в операции служил будущий
командующий РВМФ Кубы контр-адмирал Хосе Луис Куса Тейес
Хирон.
В июне 1966 г. три противолодочных корабля
пр.122Б (НАТО – Kronshtadt) «CS-351», «CS-352» и
«CS-356» сопровождали кубинское судно «Cerro Pelado» которое перевозило кубинских спортсменов для
участия в Панамериканских играх в Сан-Хуане
(Пуэрто-Рико). Американцы угрожали конфисковать судно. Руководил операцией Capitán de Corbeta (затем контр-адмирал) Emigdio
Báez Vigo. 8 июня
судно вышло из порта Сантьяго-де-Куба и в сопровождении МПК направилось к
территории Пуэрто-Рико чтобы более 400 кубинских
спортсменов могли принять участие в Панамериканских играх, на которых они были
зарегистрированы и одобрены. Однако власти США не предоставили им въездную визу в
их неоколониальный анклав. 10 июня в связи с наличием
полетов на низком уровне американских самолетов, которые безуспешно пытались
запугать кубинцев, спортивная делегация выпустила документ под названием
«Декларация Серро-Пеладо» с целью показать миру
абсурдное и незаконное поведение Государственного департамента США выступавших
против международных принципов олимпийского движения. «Cerro Pelado» был вынужден
бросить якорь почти в пяти милях от побережья Пуэрто-Рико, и рано утром 11 июня
1966 г. кубинские спортсмены были переведены на берег буксиром «Peacock» в опасных и трудных условиях. Несмотря на все
противодействия и препоны, кубинские спортсмены заняли второе место в командном
зачете. Они доминировали в 11 из 21 видов спорта, и завоевали 78 медалей. По
завершению игр 23 июня отправились в Сантьяго-де-Куба
где их встречал сам Фидель Кастро. Таким образом,
империалистический маневр воспрепятствовать участию кубинцев в Играх был
сорван.
В декабре 1966 г. 2 ракетных катера пр. 183Р
(по классификации НАТО - Komar) были доставлены на
Кубу. Доведя общее количество РКА до 18. С катерами прибыли и
советские специалисты, в том числе - Морозов Юрий Борисович в ноябре 1966 г.
был вторично командирован на Кубу сроком
на три года, в качестве советника
командующего флотилии ракетных
катеров, Михайловский Владимир Мечеславович тогда дивизионный специалист по ракетному
оружию 193-го дивизиона ракетных катеров 36-й бригады ракетных катеров
Балтийского флота, на Кубе выполнял интернациональный долг в 1967 г.
В феврале 1967 г. два противолодочных
корабля пр. 201M (по классификации НАТО - «SO I») были приведены на Кубу, буксируясь за
кораблями. Доведя общее количество противолодочных кораблей двух типов
поставленных из СССР до 14. Еще два корабля этого типа были доставлены еще до
середины 1967 г. А до конца года были доставлены еще два корабля этого проекта.
Шесть поставленных в 1967 г. кораблей были с заводскими номерами 579-587. В
Кубинском флоте они получили бортовые номера – наименования «CS-307», «CS-308»,
«CS-309», «CS-310», «CS-311» и «CS-312». Они входили в состав 30 дивизиона.
На весну 1967 г. численный состав кубинского
ВМС составлял 6.000 человек - 380 офицеров, 220 субофицеров
и 5400 матросов. В корабельный состав флота входили:
4 фрегата (три тип «Такома»
и мореходная канонерка «Cuba»)
2 патрульных судна (тип «PCE»)
14 малых противолодочных кораблей
18 ракетных катеров
24 торпедных катера
13 катеров береговой охраны
21 вспомогательное судно.
Кубинский флот в 1967 г. активно нес свою
службу по всей территории страны, что отмечали американские агенты-наблюдатели.
По их сведениям пять ракетных катеров класса Komar прибыли в порт Эмбаркадеро (Embarcadero), весной в Мариэль
прибыли 6 торпедных катеров, а летом в порт Кайбарьен
(Caribarien) прибыли 8 из 10 патрульных судов
неуказанного типа.
Всего в 1967 г. на Кубу
были поставлены 6 МПК пр. 201M (по классификации НАТО - «SO I») и
2 ракетных катера пр. 183Р (по классификации НАТО - Komar), доставленные в
декабре 1966 г., переданные в 1967 г. Помимо этого в 1967 г.
на Кубу были доставлены и вошли в состав ВМС - 1 десантный катер пр.1785 (НАТО
– T-4) и первые 2 портовых буксира пр.498 (НАТО - Prometey).
На этом завершился первый этап помощи Советского Союза в строительстве Военно-Морских сил Кубы.
За период 1962-1967 гг. были поставлены:
18 ракетных катеров пр. 183Р (по классификации НАТО - Komar) «Р-83», «Р-90», «Р-115», «Р-116», «Р-117», «Р-118», «Р-127». Кубинское обозначение класса LC - «LC-271» «LC-274», 461, 257 и 258 (два последних номера на 3 августа 1963 на параде).
12 торпедных катеров пр. 123К (по классификации НАТО - P-4) Кубинское обозначение класса LT-K - «LT-98» «LT-125» «LT-128» «LTK 141», «LTK 142», «LTK 143», «LTK 144», 121 (номер на 3 августа 1963 на параде), 114.
12 торпедных катеров пр.183 (по классификации НАТО - P-6)
«ТК-61», «ТК-1331», «ТК-1341», «ТК-1346», «ТК-1347», «ТК-1349», «ТК-1350», «ТК-1384»,
«ТК-1385». Кубинское обозначение класса LT-K - «LT-85» «LT-88», 156.
6 малых противолодочных кораблей пр.122Б (по классификации НАТО – Kronshtadt) «МПК-155», «МПК-159», «МПК-462», «МПК-464», «МПК-465», «МПК-479». Кубинское обозначение класса CS - «CS 351», «CS 352», «CS 356».
12 малых противолодочных кораблей пр. 201M (по классификации НАТО - SO-I) (заводские номера 555-557, 563-565, 579-587) «МПК-370», «МПК-371». Кубинское обозначение класса CS - «CS-301», «CS-302», «CS-303», «CS-304», «CS-305», «CS-306», «CS-307», «CS-308», «CS-309», «CS-310», «CS-311» и «CS-312».
1 десантный катер пр.1785 (НАТО – T-4)
2 патрульных (торпедолов) катера пр. 368П (НАТО – POLUCHAT)
2 водолазных катера пр.376 (НАТО – PO-2)
2 портовых буксира пр.498
(НАТО - Prometey)
Старший группы советских военно-морских
специалистов, старший военно-морской советник при командующем кубинским флотом:
·
Кузьмин Владимир
Александрович - капитан 1 ранга. С июля 1962 г. по сентябрь 1965 г.
·
Гаркуша Лев
Георгиевич - контр-адмирал. С сентября 1965 г. по 1968 г.
Литература.
Розин Александр.