На Главную.

 

Розин Александр.

 

                 СССР в строительстве ВМС Кубы.

                                                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9

 

9. Поставки 1963-1967 гг. на фоне борьбы с контрас.

 

 

В 1963 г. началась поставка торпедных катеров  из заказанных летом 1962 г. из состава Балтийского флота. Ремонт и подготовительные работы для отправки на Кубу 12 торпедных катеров были проведены на судоремонтном заводе № 177 в Риге. Для перевозки были задействованы два больших транспорта. На палубе транспортов вдоль бортов были оборудованы кильблоки, на которые 120-ти тонным краном установлены и закреплены катера, зашитые досками.

18 июня 1963 г. в Гавану сухогруз «Иван Ползунов»  доставил 6 торпедных катеров пр.123 (по классификации НАТО - P-4) с Балтики. 30 июня они уже находились на новой ВМБ Cayo Juan Tomas в заливе Cabanas.

Примерно в это время активно началось обучение кубинских моряков в СССР. Советский катерный комплекс с ракетами П-15 был первым советским морским комплексом, поставляемым иностранным государствам. Уже в 1961 г. на Черном море в порту Измаил началось обучение иностранных экипажей пользованию комплексом. Иностранцы производили пуски с «ТКА-14» пр.183Э.

Командный состав кубинских катеров после обучения в военно-морской академии в Мариэль, направлялся для продолжения учебы в СССР. Так группа из 25 кадетов провела обучение в учебном центре ВМФ СССР на Черном море, в 1963 г. эта группа закончила обучение и получила дипломы в Военно-морской академии в Мариэле, они комплектовали экипажи торпедных и ракетных катеров.

 

Несмотря на принятые американским правительством меры, в основном для успокоения мирового общественного мнения, нападения контрреволюционеров на Кубу не прекращались. ЦРУ ввело в строй новые корабли 150-футовый «Rex» бывший американский противолодочный катер действующий под никарагуанским флагом, «Leda» и четыре подобных судна.

25 июня 1963 г. кубинское патрульное судно вечером вступило в бой с неизвестным судном, ранение получил один кубинский моряк. Бой шел более двух часов, уже после полуночи после нескольких залпов с патрульного судна, корабль нарушитель исчез. 26 июня на поиски судна нарушителя было послано несколько судов, в том числе патрульное судно с 65 милиционерами на борту. Поиски результатов не дали.

8 августа 1963 г. вблизи острова Ангила подразделение кубинских ВМС захватили два кубинских рыболовецких судна, похищенных контрреволюционерами для бегства в США. Среди 19 арестованных были  четыре члена контрреволюционной организации расположенной в Майами.

19 августа 1963 г. два десантных катера контрас обстреляли из базук и пулеметов химический завод «Сульфо-металес» в н.п. Санта Люсиа (пров. Пинар-дель-Рио).

В сентябре 1963 г. штабу РВС Кубы стало известно о готовящемся новом десанте контрреволюционеров для его разгрома в Гавану из СССР по личной просьбе кубинского руководства прибыла опытнейшая группа летчиков-ночников истребительной авиации ПВО страны во главе с главкомом маршалом авиации Е. Савицким. Была проведена кропотливая и тщательная предварительная подготовка. В ночь на 21 октября 1963 г. при высадке антикастровских коммандос специальное судно ЦРУ «Rex» попало в засаду. Катер «Rex» был хорошо вооружен 2 40-мм и 2 20-мм орудия, два автомата 50 калибра. Он нес два 20-футовых быстроходных катера, каждый с двумя автоматами 30 калибра.

Из воспоминаний капитана 1 ранга в отставке В. Кузьмина:  «В район предполагаемой высадки террористов на мыс Франсес, что на юго-западе Кубы в провинции Пинар-дель-Рио, была передислоцирована радиолокационная станция «Мыс». Три торпедных катера с боевыми торпедами (пр. 183) и 4 МПК были передислоцированы в бухту Сигуанеа на острове Пинар. Кораблями командовал начштаба флота республики Эмигдио Баес Виго, всеми силами в районе - командующий флотом Роландо Диас Астараин. Сюда же были переброшены подразделения службы безопасности. Разработкой воздушной части операции занимался лично маршал авиации Е. Савицкий. Общее руководство взял на себя Фидель Кастро.

Как проходила операция, мне позже рассказывал командующий кубинским ВМФ.

Действия начались в полночь. Быстроходный американский противолодочный корабль «Рекс», подойдя к кубинскому побережью, спустил на воду несколько легких катеров-скутеров с 20 контрас в каждом. Ночь была безветренной и безлунной, очень темной. Нервное напряжение на берегу было настолько велико, что, когда первые скутера достигли побережья, кто-то из кубинских бойцов не выдержал и без команды открыл огонь по обнаруженной группе. И тут же буквально взорвался весь берег. «Гусанос» успели дать сигнал о провале высадки на «Рекс», и тот срочно покинул кубинские территориальные воды.

Фидель Кастро с первых же минут дал разрешение на поиск и атаку оставшихся катеров, а торпедным катерам приказал уничтожить судно-матку. Последнее же, как стало известно позже, проложило свой курс настолько близко к берегу, что оказалось в мертвой зоне станции «Мыс». Потому и ушло незамеченным...»

Спасаясь от огня, экипаж «Рекса» направил свой корабль в открытое море. В это время Ли-2 сбросил в районе САБы. Однако в освещенную зону попал либерийский рудовоз «Дж. Луис» (J. Louis, 32.500 тонн), выполнявший обычный рейс. В 12.40 пятерка МиГов по обнаруженной цели нанесла прицельный пушечный удар. Вся рубка «рудовоза» была изрешечена нашими 37-мм снарядами, на судне начался пожар. Торпедные катера, выйдя на дистанцию торпедного залпа, атаку производить не стали, так как к этому времени судно уже вышло из тервод Кубы. Кубинские военные моряки (2 катера) сопровождали транспорт до мыса Сан-Антонио, а после получения сигнала об окончании операции возвратились в бухту Сигуанеа.

Несмотря на уход «Рекса», высадившиеся диверсанты были разгромлены. На рассвете оставшиеся в живых «контрас» были взяты в плен. Фидель Кастро по заслугам отметил группу советских летчиков во главе с Е. Савицким, наградив их именным оружием.

В октябре 1963 г. группа сотрудников кубинской службы безопасности предотвратила взрыв на пароходе «Лас-Вильяс», доставивший товары из Италии. Среди грузов была обнаружена динамитная бомба, механизм взрывателя которой не сработал. Бомба явно была подложена в порту погрузки - Генуе.

27 декабря 1963 г. в ходе диверсии группировки " Comandos Mambises" в гавани Сигуанеа (Siguanea), на острове Пинос ими был взорван торпедный катер пр.183 (по классификации НАТО - P-6)  «LT-85» (в ряде публикаций ошибочно называют  «LT-385»),  ВМС Кубы. В результате двух взрывов катер затонул у причала, где стоял еще и катер «LT-94». Взрыв был такой силы, что часть артиллерийской башни была подброшена и упала в центре гавани. Четыре моряка были убиты, в том числе командир катера младший лейтенант Леонардо Луберта Нои (Leonardo Luberta Noy) и моряки Jesús Mendoza La Rosa, Fe de la Caridad Hernández Jubán и Andrés Gavilla Soto и 17 ранены.

 

Количество доставленных на Кубу в 1963 г. торпедных катеров в различных источниках разнится, по данным JOHN D. THOMPSON, JR.  «U.S.S.R. ARMS TRADE WITH CUBA AND INDONESIA 1960-65:   A CASE FOR IDEOLOGICAL ALIGNMENT» KANSAS STATE UNIVERSITY Manhattan, Kansas 1977 в 1963 г. были поставлены 12 торпедных катеров P-4.  А по данным Adrian J. English «Armed forces of Latin America» Jane's, 1984 были доставлены 8 торпедных катера пр.123 (по классификации НАТО - P-4).

 

В отчете ЦРУ президенту от 7 апреля 1964 г. сообщали, что в прошлом месяце (видимо в марте), советские суда доставили еще 6 торпедных катеров Р-4, доведя их количество до 12.

В 1964 г. из СССР на Кубу были поставлены 6 МПК пр. 201M (по классификации НАТО -  «SO I»).  Еще в ходе строительства на «кубинских» кораблях предусматривалось размещение малогабаритной холодильной установки из ГДР.

Ветеран дивизиона противолодочных кораблей капитан 1 ранга в отставке Сергей Никифоров в 1964 г. был командиром МПК, который совершил длительный поход на Кубу. В довольно сложных условиях личный состав, в том числе и матросы первого года службы, в полном объеме выполнил свои обязанности. Ответственное задание было успешно решено. В 1963 г. были сформированы два экипажа, новостроящихся малых противолодочных кораблей проекта 201М, которые специально строились на судостроительном заводе г. Керчь для передачи ВМС Кубы. Командиром «МПК-370» был назначен капитан-лейтенант С.В.Никифоров, а командиром «МПК-371» - капитан-лейтенант Б.Т.Тонких. Переход был совершен в период ноября-декабря 1963 г., при сопровождении транспорта министерства Морфлота СССР. Осуществлялся переход в сложных зимних погодных условиях. Особенно досталось в Средиземном море, которое встретило и проводило овровцев сильным штормом. В Атлантическом океане в машинное отделение «МПК-370» стала внезапно поступать забортная вода, затопило трюм, а в нем трюмный электронасос. Воду удалось откачать, лишь используя главный двигатель в режиме внутреннего замкнутого цикла охлаждения. Неисправность обнаружили в труднодоступном месте. Причина в конструктивно- заводской недоработке в системе охлаждения. Личный состав БЧ-5 под руководством старшины команды В.И.Шиян устранил неисправность и ввел в строй трюмный насос. Особо отличились при этом командир отделения мотористов старшина 2 статьи И.Середа и электрик матрос А.Оганесян. Но, несмотря на трудности, личный состав кораблей успешно решил поставленную задачу. Экипажи «МПК-370» и «МПК-371» показали высокую морскую выучку, флотскую закалку и с честью пронесли Военно-Морской флаг через моря и океаны к берегам революционной Кубы. В установленные сроки корабли были переданы ВМС Кубы, военные моряки были обучены и в последствии стали нести боевое дежурство, участвовать в боевых операциях с фактическим применением  артиллерийского и противолодочного оружия.

В сентябре 1964 г. 6 МПК пр. 201M (по классификации НАТО -  «SO I») были переданы Кубе.  Вероятней всего это были корабли с заводскими номерами 555-557, 563-565.

 

При этом следует учитывать, что война на море не прекращалась. При содействии ЦРУ один из лидеров антикубинских сил Artime создал морской отряд из 300 человек, который имел два 180 футовых грузовых судна «Joanne» и «Santa María», переоборудованные из десантных кораблей времен Второй Мировой войны, и вооруженные пушками и пулеметами. Корабли ходили с либерийским флагом. Помимо них на вооружении отряда были быстроходные катера. 13 сентября 1964 г. «Santa María» атаковала испанское грузовое судно «Сьерра Арансасу» (Sierra Aranzazu, 1600 тонн) , перепутав его с одним из кубинских торговых судов «Sierra Maestra». Сухогруз «Sierra Aranzazu» был атакован в 40 милях к северо-западу от острова Great Tnagua (Багамы) когда  шло в Гавану с грузом чеснока, коньяка, птицы и плугов. Огонь велся из 57-мм орудия и пулеметов 50-го калибра. Судно загорелось, был убит капитан и 2 члена экипажа, 17 моряков ранены, остальные члены экипажа оставили судно и оно затонуло. Моряков, из которых 8 были ранены спасли спустя 14 часов. Испания заявила США протест  так как налетчики явно действовали с американской территории. Разразившийся скандал приостановил пиратские акции у кубинских берегов.

 

В 1965 г. были поставлены 4 ракетных катера пр. 183Р (по классификации НАТО - Komar).

В 1965-1968 гг. несмотря на ухудшение политических отношений между Москвой и Гаваной, которая привела к трудностям их экономических отношений, продолжалось их военное сотрудничество. В 1966-1967 гг. в разгар политического спора, два ракетных катера и шесть МПК были поставлены кубинцам.

 

16 апреля 1966 г. на вышедшем на патрулирование катере «LC 274» (командир младший лейтенант Silvio Néstor Caro Gallardo), была предпринята попытка угона корабля. Один из членов экипажа сговорившись с несколькими моряками, воспользовался пистолетом, который ему дал чистить капитан, застрелил в спину командира корабля Silvio Néstor Caro Gallardo. Изменников поддержал моряк с другого катера «LC 271» который следовал за ним в 2 милях, и который организовал саботаж радара на своем катере, чтобы предотвратить наблюдение и препятствовать подачи сигналов о помощи. Но у мятежников ничего не вышло, раненый в живот старпом катера Ortiz, воспользовавшись автоматом, сумел взять ситуацию под контроль, привести катер в порт. Там заговорщиков арестовали.

29 мая 1966 г. корабли кубинского флота совместно с другими родами войск провели операцию по перехвату катера контрреволюционеров из организации «Коммандос Л» пытавшихся высадиться на побережье в районе Гаваны. В операции были задействованы два МПК пр.201 и эскадрон торпедных катеров. Диверсантам позволили высадиться на берег, двое высадились на берег в районе отеля «Комодоро» западное предместье Гаваны, их в ходе боя уничтожили. Оставшиеся бежали на катере. Торпедные катера «LT-128», «LT-141» в районе Монте Баррето (Monte Barreto) перехватили катер. Бой длился 20 минут. Враги сопротивлялись, снаряд поразил «LT-128» ранив моряков и вызвав на нем пожар, который был ликвидирован моряками. Однако огнем «LT-141» катер врага был потоплен, два контрреволюционера были убиты и два взяты в плен.  На торпедном катере «Комсомолец», один из двух ТКА что участвовал в операции служил будущий командующий РВМФ Кубы контр-адмирал Хосе Луис Куса Тейес Хирон.

 

В декабре 1966 г. 2 ракетных катера пр. 183Р (по классификации НАТО - Komar) были доставлены на Кубу. Доведя общее количество РКА до 18.

В феврале 1967 г. два противолодочных корабля пр. 201M (по классификации НАТО -  «SO I») были приведены на Кубу, буксируясь за кораблями. Доведя общее количество противолодочных кораблей двух типов поставленных из СССР до 14. До конца года были доставлены еще четыре корабля этого проекта. Шесть поставленных в 1967 г. кораблей были с заводскими номерами 579-587.

На весну 1967 г. численный состав кубинского ВМС составлял 6.000 человек - 380 офицеров, 220 субофицеров и 5400 матросов. В корабельный состав флота входили:

4 фрегата (три тип «Такома» и мореходная канонерка «Cuba»)

2 патрульных судна (тип «PCE»)

14 малых противолодочных кораблей

18 ракетных катеров

24 торпедных катера

13 катеров береговой охраны

21 вспомогательное судно.

Кубинский флот в 1967 г. активно нес свою службу по всей территории страны, что отмечали американские агенты-наблюдатели. По их сведениям пять ракетных катеров класса Komar  прибыли в порт Эмбаркадеро (Embarcadero), весной в Мариэль прибыли 6 торпедных катеров, а летом в порт Кайбарьен (Caribarien) прибыли 8 из 10 патрульных судов неуказанного типа.

 

В 1967 г. были поставлены 6 МПК пр. 201M (по классификации НАТО -  «SO I»)  и 2 ракетных катера пр. 183Р (по классификации НАТО - Komar), доставлены на Кубу в декабре 1966 г., переданы в 1967 г.

 

По состоянию на начало 1970 г. в составе ВМС Кубы находились такие советские боевые корабли:

18 ракетных катеров пр. 183Р (по классификации НАТО - Komar)

12 торпедных катеров пр. 123 (по классификации НАТО - P-4)

12 торпедных катеров пр.183 (по классификации НАТО - P-6)

6 малых противолодочных кораблей пр.122Б (по классификации НАТО - Kroonstad) 

12 малых противолодочных кораблей пр. 201M (по классификации НАТО - SO-I) В книге Дмитриев Г.С. «Проверены морем» Вертолет 2009 г. сообщается что Керченский завод № 532 «Залив» в период 1962-1967 гг. построил целый ряд МПК пр.201М, в том числе 15 для Кубы, но при этом заводские номера приводятся только на 12 катеров (заводские номера 555-557, 563-565, 579-587), хотя с поставками в остальные страны количество кораблей совпадает с количеством приведенных заводских номеров.

 Старший группы советских военно-морских специалистов, старший военно-морской советник при командующем кубинским флотом:

·         Кузьмин Владимир Александрович - капитан 1 ранга. С июля 1962 г. по 1965 г.

·         Гаркуша Лев Георгиевич - контр-адмирал. С 1965 г. по 1968 г.

 

Литература.

 

 

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. 

 

                                                                        На Главную.