На Главную.

 

Розин Александр.

 

                 СССР в строительстве ВМС Кубы.

                                                                              1  2  3  4  5  6  7  8  9

 

4. ВМС Кубы в сражении на Плайя-Хирон.

 

Хотя все основные боевые действия по разгрому десанта контрреволюционеров были осуществлены сухопутными подразделениями и ВВС, кубинский флот тоже не остался в стороне, внеся свою лепту в общую победу.

В январе 1961 г. агенты антикастровских сил сообщили точный состав военно-морских сил Кастро, но не, где эти корабли были расположены. Самым крупным судном, была «Cuba» называемый крейсером, но в действительности фрегат, модернизированный в 1956 г., но теперь используемый как учебное судно. Главная сила флота была тремя экс-американскими патрульными фрегатами - «Antonio Maceo», «Jose Marti» и «Maximo Gomez», все по 1430 тонн, вооруженные тремя 3-дюймовым орудиями, 4 40-мм и 6 20-мм пушек, но на «Maximo Gomez» дополнительно были установлено еще 3 20-мм пушки. У всех трех было противолодочное оборудование. Меньшими,  но полезными были «Caribe» и «Siboney», 640 тонные патрульные корабли с одним 3-дюймовым орудием, 3 40-мм и 4 20-мм пушками и противолодочный корабль «Baire», 295 тонн, вооруженный 3-дюймовым орудием, 40-мм и 2 20-мм пушками, все экс-американские. Кроме того, у Кастро было четыре патрульных катера береговой службы в 95 тонн, с 2 20-мм пушками, 80 тонный катер с 1 орудием и шесть 45-тонных с 1 орудием. Вспомогательная корабельная сила береговой службы включала два старых судна, построенные в 1912 г.  и 1932 г. Ударной силой Кастро были только три экс-американские моторные торпедные катера в 35 тонн, несущие два автомата и развивающие скорость в 40 узлов. Большая часть других патрульных катеров не могла развить скорость больше 14 узлов. Вдобавок ко всему этому Кастро имел флотилию из 12 вспомогательных патрульных судов, несколько маячных судов, два спасательных судна и яхту «Gramma», которую он использовал, для собственной высадки.

Сразу после того как стало известно о высадке контрреволюционеров, боевые корабли Революционных Военно-морских сил, были расположены в стратегических местах, согласно полученным приказам.

Всеми действиями флота руководил начальник морских операций Революционных Военно-морских сил, капитан-лейтенант Хулио Кальдерон Хустис (Julio Calderón Jústiz).

Первым с врагами столкнулись в районе моряки пограничники. Катер береговой охраны «SV-3» (экипаж 4 моряка) прибыл в район операции утром, моряки видели, как четыре судна высаживали наемников в Плайя Ларга. Самолеты врага атаковали катер, экипаж отбивался от них, потом выбросился на пляж, экипаж сошел на берег ведя огонь по атакующим самолетам из пулемета, защищая корабль. В три часа к морякам прибыли первые бойцы 339 батальона. Вместе с «SV-3» там же действовала яхта «BRAVO»  ведомая тремя моряками флота.

Один из значительных эпизодов, в которых участвуют кубинские Военно-морские силы, произошел 17 апреля 1961 г., когда сторожевой корабль «Baire» PE-107 стоящий на якоре в двух милях от побережья Исла де Пинос (Isla de Pinos) в точке 21°56' N широты и 82°44'5"W долготы, был атакован в 06.00 двумя бомбардировщиками B-26, которые возвращались после  атаки базы кубинских ВВС. Интервентам он показался хорошей добычей, которой можно было похвастаться перед  своим начальством. Против корабля было выполнено пять атак с использованием ракет, бомб и пулеметного огня. «Baire» командовал младший лейтенант Антонио М. Рейес Домингес (Antonio M. Reyes Domínguez,). На корабле действовал только один двигатель, второй был неисправен из-за отсутствия запасных частей, и это затрудняло маневрирование. Тем не менее экипаж «Baire» немедленно принял неравный бой, открыв по противнику сильный пулеметный огонь. Один самолет, по словам моряков, был поврежден, другой, не желая подвергаться опасности, ретировался. Однако и катеру были нанесены серьезные повреждения. В корпусе корабля было много пробоин, два матроса - Армандо Рамос Веласко (ARMANDO Ramos Velazco), Хуан Аларкон Родригес (JUAN Alarcón Rodríguez) погибли от пуль врага, а одиннадцать были тяжело ранены. Вода затапливала судно, но его команда, со многими раненными и мертвыми на борту, изо всех сил пыталась держать судно на плаву, затыкая пробоины  и перемещая груз. На помощь пришел катер GC 104 «Oriente», принявший на борт раненых и убитых. Для буксировки поврежденного корабля использовалось рыболовное судно. На грунт судно село уже в порту вблизи причала. Моральный дух моряков был на высоте. Андрее Аларкон, потерявший в жарком бою руку, в госпитале заявил: «Я буду делать все, что понадобится для нашей революции, - теперь еще больше, чем когда бы то ни было».

19 апреля на мореходную канонерку - фрегат «CUBA» в 25 милях к югу Хирон несколько раз пикировали самолеты ВМС США.

Персонал маяка Guano del Este находящийся в районе боев и  принадлежащий флоту не прекратил работу по обеспечению военных операции.

В конце сражения 19 апреля, кубинское 35-футовое патрульное судно с одной автоматической пушкой придя с востока приблизилось к одному из выведенных из строя судов бригады, «Хьюстон» которое находилось в ста ярдах от берега и проверило его. Затем катер пошел к берегу, чтобы проверить три маленьких лодки, стоящие у берега. Когда моряки достигли берега, контрреволюционеры открыв огонь убили четырех из шести кубинских милиционеров на патрульном судне, а двух взяли в плен. Пленных казнили. Воспользовавшись ситуацией капитан «Хьюстона» бежал на  захваченном патрульном судне вместе с командиром Пятого батальона бригады, священником и тремя докторами, 5 офицерами батальона  в открытое морю. 21 апреля кубинский патрульный катер, на котором бежали контрас был обнаружен сгоревшим американцами. Американцы считали что захваченный катер был «SV-3», но это сомнительно так как по кубинским данным «SV-3» врагом не захватывался, весь его экипаж 4 человека остался жив, хотя и получили ранения, а по американским данным вся команда катера погибла, 4 в бою и два расстреляны позже.

В ходе "Операции Чистота" (Operación Limpieza) - поиск разгромленных наемников на островах и побережье, активно участвовали экипажи катеров береговой охраны «SV-10», «SV-1», маленький корабль службы маяков «SF-6» и патрульные катера «R-42», «GC-106» и «GC-104». Их моряки высаживались на близлежащих островах чтобы задержать наемников, которым удалось бежать. Торговые  корабли «Boniteros» и «Pesqueros» действовали в заливе Baí оказав флоту большую помощь в  "Операции Чистота".

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление.   Вперед.

 

                                                                        На Главную.