На Главную.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

8. Советские моряки в зоне конфликта.

 

Стремясь ограничить поступление помощи воюющему Египту, английское адмиралтей­ство 2 ноября объявило об установлении морской блокады египетского побережья. Торговым судам всех стран мира запрещалось заходить в район восточной части Средиземного моря, ограниченный параллелью 35° северной широты и египетским побережьем и меридианами 27° и 35° восточной долготы, а также в северную часть Красного моря. В районе главной военно-морской базы Египта — Александрии — была установлена ближняя морская блокада. Здесь корабли союзного флота до окончания военных действий несли блокадный дозор. В других районах блокадной зоны патрулировали тактические группы кораблей и палубные самолеты.         

В период агрессии в зоне боевых дей­ствий оказались десятки судов разных стран, в том числе Советского Союза. К моменту начала боевых действий 29 октября 1956 г. в Египте было 7 советских судов, 5 грузовых в средиземноморских портах Египта, 1 танкер в порту Суэца и 1 танкер проходил по каналу. Кроме того из Восточного Средиземноморья к каналу шел 1 танкер, в Красном море к каналу шло 1 грузовое судно и 1 танкер, а  3 танкера были в Аденском заливе. В египетских портах были  6 грузовых судов из восточно-европейских стран, 5 в средиземноморских портах, а 1 шло по каналу на север. Еще  2 судна были в Красном море на пути в Европу с Дальнего Востока. Кроме того в канале находилась польская землечерпалка «Zeran» предоставленная в аренду или проданная египтянам, и ожидавшая запчастей для начала работы.

Положение наших судов вызывало большое беспокойство у руководства Минморфлота и страны. Министр морского флота В. Г. Бакаев ежеднев­но докладывал Н. С. Хрущеву, в Главный штаб ВМФ и штаб Чер­номорского флота обстановку в зоне конфликта по донесениям капитанов советских судов и пароходств. Так, по состоянию на утро 2 ноября 1956 г. в порту Александ­рия находился пароход «Тарас Шевченко», выгружавший взрыв­чатку для египетской армии, и турбоход «Иван Павлов» с грузом пшеницы. В порту Суэц стояли танкер «Махачкала» (в балласте), только что прибывший с Дальнего Востока, и танкер «Жданов», прибывший с мазутом для этого порта с Черного моря. В Порт-Саиде вошел в канал танкер «Поти», следовавший с грузом керо­сина для Владивостока. Экипаж последнего, также оказал помощь египтянам. Стоя в Суэцком канале вблизи зоны военных действий, с него в ноябре по ночам египтянам передавали керосин.

Не было ясности, в чем именно выражается блокада египетского побережья, не исключалось, что агрессор установили минные поля у портов. В этой связи  перед нашими капитанами стояла непростая задача даже для ухода из портов Египта. Писатель-маринист Иван Петрович Гайденко описал как наши моряки выходили из такой сложной ситуации:  «В тревожные дни 1956 года, когда Англия, Франция и Израиль напали на Египет, теплоход «Иван Павлов» стоял в порту Александрия, готовый в любую минуту сняться с якоря. Но как выйти из порта? Английские и французские военные суда с целью блокады Египта минировали прибрежные районы моря.

Они, конечно, оставили для своих судов фарватеры, чистые от мин, но эти проходы держались в тайне. И все же надо следовать к родным берегам. Капитан ходит по мостику, пристально следит за рейдом и молчит. Но вот, наконец, по команде Кудя судно снялось с якоря и не спеша двинулось к выходу из порта. Только когда «Иван Павлов» вышел на рейд, в безопасный район, тогда был разгадан простой и мудрый маневр капитана.

На Александрийском рейде стояли американские транспорты. По всем признакам они должны были вот-вот выйти в море и продолжать свои рейсы. «Американцы уж наверняка знают фарватеры среди минных заграждений», - безошибочно решил капитан. И как только транспорты тронулись в путь, Иван Александрович двинулся за ними. Точно следуя им в кильватер, «Иван Павлов» благополучно прошел минные заграждения.»

Сразу после начала боевых действий КП ЧФ получил из Москвы сигнал: «Флоту боевая тревога!». Основные надводные силы ЧФ состояли из двух дивизий крейсеров: 50-я – новейшие крейсера пр.68-бис «Дзержинский», «Адмирал Нахимов», «Михаил Кутузов» и бригада эсминцев - 7 кораблей; 44-я – 2 крейсера пр.68К «Фрунзе», «Куйбышев», 2 крейсера пр.26-бис «Ворошилов», «Молотов» и бригада эсминцев - 8 кораблей пр.30-бис. Подводные силы - 21-я дивизия имевшая в составе несколько десятков ПЛ различных проектов, в том числе и новые пр.613. Около 40 единиц насчитывала 41-я дивизия торпедных катеров. 

Флоты Англии и  Франции сосредоточенные в районе конфликта многократно превосходили состав Черноморского флота. Тем не менее, большая группа боевых кораблей Черноморского флота, была готова выйти в Средиземное море к бе­регам Египта.  В начале ноября 1956 г. западная печать опубликовала сообщение, что СССР интересовался позицией турецких властей, в случае если СССР решит провести через проливы крейсер и три эсминца.

Тем более, что об этом настойчиво просили египтяне, 31 октября 1956 г. начальник канцелярии президента Египта Али Сабри во время разговора с послом СССР в Египте Е.Д.Киселевым просил  направить отряд военных судов СССР к побережью Египта. МИД СССР отклонил эту просьбу, в телеграмме министра иностранных дел Д.Т.Шепилова от 3 ноября на имя посла, говорилось: «Что касается соображений, которые были высказаны Сабри относительно посылки, например, военных судов СССР к побережью Египта, то наши военные люди говорят по этому поводу, что такой шаг с нашей стороны, не дав реальных положительных шагов, мог бы лишь осложнить положение Египта, поскольку он мог бы повести к дальнейшему усилению флотов Англии и Франции, сосредоточенных вблизи Египта, и к обострению их атак против египетской территории. Все эти агрессивные действия они стали бы прикрывать и оправдывать ссылками на угрозу со стороны военно-морских сил СССР. Это только облегчило бы им обман мировых общественных кругов и дальнейшее осуществление агрессивных планов.

Советское правительство готово помочь Египту в направлении военных материалов и оружия и сделает все возможное, чтобы доставить их в Египет, хотя, как известно, это представляет сейчас определенные трудности.

Скажите Сабри, что если у египетского правительства имеются какие-либо предложения и соображения на этот счет, Вы немедленно доложите о них Советскому правительству.

Находящиеся в Египте советские военные специалисты, разумеется, будут продолжать свою работу по сборке советской техники и обучению египетских военнослужащих».

6 ноября Сабри встретившись с Киселевым вновь говорил о посылке к берегам Египта советских кораблей, теперь, подводных лодок, при появлении которых, он уверен, англичане и французы немедленно покинули бы египетские воды. По его словам это дело можно было бы представить и так, что эти лодки куплены Египтом, и сопровождаются в Египет египетскими командами. Но и эту просьбу выполнить возможности не было.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

                                                На Главную.