На Главную.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

8. Советские моряки в зоне конфликта.

 

Стремясь ограничить поступление помощи воюющему Египту, английское адмиралтей­ство 2 ноября объявило об установлении морской блокады египетского побережья. Торговым судам всех стран мира запрещалось заходить в район восточной части Средиземного моря, ограниченный параллелью 35° северной широты и египетским побережьем и меридианами 27° и 35° восточной долготы, а также в северную часть Красного моря. В районе главной военно-морской базы Египта — Александрии — была установлена ближняя морская блокада. Здесь корабли союзного флота до окончания военных действий несли блокадный дозор. В других районах блокадной зоны патрулировали тактические группы кораблей и палубные самолеты.         

В период агрессии в зоне боевых дей­ствий оказались десятки судов разных стран, в том числе Советского Союза. К моменту начала боевых действий 29 октября 1956 г. в Египте было 7 советских судов, 5 грузовых в средиземноморских портах Египта, 1 танкер в порту Суэца и 1 танкер проходил по каналу. Кроме того из Восточного Средиземноморья к каналу шел 1 танкер, в Красном море к каналу шло 1 грузовое судно и 1 танкер, а  3 танкера были в Аденском заливе. В египетских портах были  6 грузовых судов из восточно-европейских стран, 5 в средиземноморских портах, а 1 шло по каналу на север. Еще  2 судна были в Красном море на пути в Европу с Дальнего Востока. Кроме того в канале находилась польская землечерпалка «Zeran» предоставленная в аренду или проданная египтянам, и ожидавшая запчастей для начала работы.

Положение наших судов вызывало большое беспокойство у руководства Минморфлота и страны. Министр морского флота В. Г. Бакаев ежеднев­но докладывал Н. С. Хрущеву, в Главный штаб ВМФ и штаб Чер­номорского флота обстановку в зоне конфликта по донесениям капитанов советских судов и пароходств. Так, по состоянию на утро 2 ноября 1956 г. в порту Александ­рия находился пароход «Тарас Шевченко», выгружавший взрыв­чатку для египетской армии, и турбоход «Иван Павлов» с грузом пшеницы. В порту Суэц стояли танкер «Махачкала» (в балласте), только что прибывший с Дальнего Востока, и танкер «Жданов», прибывший с мазутом для этого порта с Черного моря. В Порт-Саиде вошел в канал танкер «Поти», следовавший с грузом керо­сина для Владивостока. Экипаж последнего, также оказал помощь египтянам. Стоя в Суэцком канале вблизи зоны военных действий, с него в ноябре по ночам египтянам передавали керосин.

Не было ясности, в чем именно выражается блокада египетского побережья, не исключалось, что агрессор установили минные поля у портов. В этой связи  перед нашими капитанами стояла непростая задача даже для ухода из портов Египта. Писатель-маринист Иван Петрович Гайденко описал как наши моряки выходили из такой сложной ситуации:  «В тревожные дни 1956 года, когда Англия, Франция и Израиль напали на Египет, теплоход «Иван Павлов» стоял в порту Александрия, готовый в любую минуту сняться с якоря. Но как выйти из порта? Английские и французские военные суда с целью блокады Египта минировали прибрежные районы моря.

Они, конечно, оставили для своих судов фарватеры, чистые от мин, но эти проходы держались в тайне. И все же надо следовать к родным берегам. Капитан ходит по мостику, пристально следит за рейдом и молчит. Но вот, наконец, по команде Кудя судно снялось с якоря и не спеша двинулось к выходу из порта. Только когда «Иван Павлов» вышел на рейд, в безопасный район, тогда был разгадан простой и мудрый маневр капитана.

На Александрийском рейде стояли американские транспорты. По всем признакам они должны были вот-вот выйти в море и продолжать свои рейсы. «Американцы уж наверняка знают фарватеры среди минных заграждений», - безошибочно решил капитан. И как только транспорты тронулись в путь, Иван Александрович двинулся за ними. Точно следуя им в кильватер, «Иван Павлов» благополучно прошел минные заграждения.»

Сразу после начала боевых действий КП ЧФ получил из Москвы сигнал: «Флоту боевая тревога!». Основные надводные силы ЧФ состояли из двух дивизий крейсеров: 50-я – новейшие крейсера пр.68-бис «Дзержинский», «Адмирал Нахимов», «Михаил Кутузов» и бригада эсминцев - 7 кораблей; 44-я – 2 крейсера пр.68К «Фрунзе», «Куйбышев», 2 крейсера пр.26-бис «Ворошилов», «Молотов» и бригада эсминцев - 8 кораблей пр.30-бис. Подводные силы - 21-я дивизия имевшая в составе несколько десятков ПЛ различных проектов, в том числе и новые пр.613. Около 40 единиц насчитывала 41-я дивизия торпедных катеров. 

Флоты Англии и  Франции сосредоточенные в районе конфликта многократно превосходили состав Черноморского флота. Тем не менее, большая группа боевых кораблей Черноморского флота, была готова выйти в Средиземное море к бе­регам Египта.  4 ноября СССР запросил у турецкого правительства разрешение на проход пяти военных кораблей через Босфор из Черного моря в Средиземное. По данным западной печати среди них были крейсер и три эсминца.  Однако согласно Конвенции Монтре, черноморские державы обязаны уведомить турецкое правительство о намерении пройти транзитом через проливы за восемь дней до фактического транзита. Так что первой датой, когда советские корабли могли бы пройти транзитом проливы, было бы 11 ноября. К этому моменту фактически все уже завершилось и как отмечалось в разведывательном бюллетене ЦРУ «В свете концентрации британского и французского флотов пять кораблей были бы лишь символической силой, возможно, для демонстрации флага СССР в этом районе и якобы для защиты советских торговых судов.» Видимо по этой причине от вывода кораблей Черноморского флота отказались.

Хотя об этом настойчиво просили египтяне, 31 октября 1956 г. начальник канцелярии президента Египта Али Сабри во время разговора с послом СССР в Египте Е.Д.Киселевым просил  направить отряд военных судов СССР к побережью Египта. МИД СССР отклонил эту просьбу, в телеграмме министра иностранных дел Д.Т.Шепилова от 3 ноября на имя посла, говорилось: «Что касается соображений, которые были высказаны Сабри относительно посылки, например, военных судов СССР к побережью Египта, то наши военные люди говорят по этому поводу, что такой шаг с нашей стороны, не дав реальных положительных шагов, мог бы лишь осложнить положение Египта, поскольку он мог бы повести к дальнейшему усилению флотов Англии и Франции, сосредоточенных вблизи Египта, и к обострению их атак против египетской территории. Все эти агрессивные действия они стали бы прикрывать и оправдывать ссылками на угрозу со стороны военно-морских сил СССР. Это только облегчило бы им обман мировых общественных кругов и дальнейшее осуществление агрессивных планов.

Советское правительство готово помочь Египту в направлении военных материалов и оружия и сделает все возможное, чтобы доставить их в Египет, хотя, как известно, это представляет сейчас определенные трудности.

Скажите Сабри, что если у египетского правительства имеются какие-либо предложения и соображения на этот счет, Вы немедленно доложите о них Советскому правительству.

Находящиеся в Египте советские военные специалисты, разумеется, будут продолжать свою работу по сборке советской техники и обучению египетских военнослужащих».

6 ноября Сабри встретившись с Киселевым вновь говорил о посылке к берегам Египта советских кораблей, теперь, подводных лодок, при появлении которых, он уверен, англичане и французы немедленно покинули бы египетские воды. По его словам это дело можно было бы представить и так, что эти лодки куплены Египтом, и сопровождаются в Египет египетскими командами. Но и эту просьбу выполнить возможности не было.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

                                                На Главную.