На Главную.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

5. Подготовка агрессии.                                        

 

Франция заключила оружейный контракт с Израилем.  1 апреля 1956 г. в Израиль прибыли первые двенадцать французских самолетов "Мистэр" ("Myster"). 23 апреля было подписано соглашение о поставке еще двенадцати истребителей, а 23-24 июня – секретный контракт на сумму в 80 миллионов долларов. В перечне военной техники значились: 200 танков АМХ, 72 истребителя "Mystere IV", 40 000 единиц 75-миллиметровых снарядов, 10 000 противотанковых ракет. Первая партия французской военной техники прибыла 24 июля 1956 г.

Когда сорвалась затея с лоцманами Англия и Франция  стали готовить военный план.  Юридическим основанием готовящейся операции был пункт в соглашении 1956 г. между Египтом и Англией, оговаривающий право Англии вернуть свои войска в зону канала, если там возникнет угроза судоходству. План назвали «Мушкетер». Предвидя негативную реакцию мировой общественности, первым военные действия должен был начать Израиль. После вторжения Израиля должны были вмешаться западные державы под предлогом «умиротворения» египтян и израильтян и обеспечения свободы судоходства на канале.

В августе в Лондоне начал функционировать Объединенный штаб по планированию операции,  с начала сентября на Мальту и Кипр стали перебрасывать­ся английские и французские войска, а к зоне конфликта стяги­ваться боевые корабли этих держав. Сюда перебросили более 130 кораблей, в том числе 7 авианосцев (2 французских), 3 легких крейсера (1 французский), 19 эсминцев, 14 фрегатов, 6 подводных лодок, 11 десантных кораблей, 8 тральщиков и 60 транспортов. Корабельный состав был объединен в 345-е оперативное соединение, состоявшее из тактических групп целевого назначения: 345.4 — авианосной; 345.5 — десантной, 345.7 — морской пехоты; 345.2 — обслуживания. Для проделывания проходов в возможных минных заграждениях была создана корабельная тральная группа. Объединенные воздушные силы имели 461 самолет (70 бомбардировщиков, 228 истребителей, 82 транспортных), кроме того, на авианосцах находились 290 самолетов. Для десанта англичане выделили: пехотную и бронетанковую дивизии, три пехотных полка и парашютную бригаду, два отдельных танковых полка и так далее – всего 45 тысяч человек. Французские войска насчитывали более 20 тысяч человек и имели в своем составе механизированную и воздушно-десантную бригаду и отдельный танковый полк. Впервые в военной практике был подготовлен вертолетный десант - 45-й батальон “командос” численностью около 600 человек: на двух английских авианосцах «Тесеус» и «Оушен» разместили 22 вертолета.

22 октября на частной вилле в Севре под Парижем прошла последняя фаза переговоров с представителями Израиля, который скоординировал свои действия с англо-французским блоком. В конце октября Израиль призвал в армию резервистов и довел ее до 150 тыс. человек.

Первоначально днем начала войны было назначено 7 ноября, но вол­нения в Венгрии, начавшиеся 23 октября 1956 г., ускорили агрес­сию, так как израильтяне обоснованно решили, что русским бу­дет пока не до Египта.

При этом англо-французские силы опасались возможных советских действий против готовящейся агрессии. На этом сыграли американцы, которые не желали усиления позиций и победы своих союзников по НАТО. Военно-морская разведка США играла ключевую роль в помощи Франции и Англии по отслеживанию поставок оружия в Египет и перемещения подводных лодок, которые могли помешать вторжению. Соединенные Штаты, умело манипулируя своими данными о перемещениях советских подводных лодок, «пугали» англичан и французов. 31 августа круги НАТО впервые сообщили о трех подводных лодках на выходе из Балтийского моря, в последующие две недели американские военно-морские атташе в Париже и Лондоне в инициативном порядке информировали ВМС Франции и Великобритании о том, что в Атлантике отмечены четыре подводные лодки в сопровождении вспомогательного корабля, а южнее Сардинии, прямо в центре Средиземного моря, отмечен контакт патрульного самолета «Нептун» ВМС США, предположительно, с подводной лодкой. Хотя и англичане, и французы предполагали, что американцы хитрят, возможное присутствие советских субмарин в Средиземном море вызвало испуг у англичан и французов -  лодки уже нельзя было сбрасывать со счетов. В последующие дни англо-французские силы зарегистрировали присутствие подводной лодки,  вблизи своих кораблей. Страх перед советскими подводными лодками спровоцировал появление их "фантомов" в невероятных местах. И если рассказ йеменского рыбака об обнаружении таинственной субмарины в районе Шейх-Саида в Красном море поначалу был воспринят как нелепость, то к аналогичному докладу офицера, датированному 11-12 октября 1956 г., командующий группировкой ВМС во Французском Сомали лейтенант-коммандер Лабрусс отнесся со всей серьезностью. "Красные субмарины" в Красном море отвлекли на себя часть сил и средств ВМС Франции, действовавших в этом районе. 

Угроза стала принимать реальные очертания, когда две подводные лодки проекта 613 предназначенные для передачи ВМС Египта, под польским флагом вышли из Гдыни. В конце октября они прошли Данию, но на подходе к Гибралтару легли на обратный курс, в Польшу, поскольку 1 ноября начались боевые действия.

Польские источники рассказывают о рейсе одной подводной лодки проекта 613 из Гдыни в Египет в октябре 1956 г. Она шла в сопровождении судна «BAŁTYK» под польским флагом и имела трех командиров на борту: советского  (Исаков?), польского (Леон Ратайчак) и египетского (Фатхи Шараки), на рубке субмарины был нанесен тактический номер М-107. Дошли до Гибралтара, но так как началась война, не завершив рейс, корабли вернулись в Свиноуйсьце. О  попытке перехода подводной лодки в Египет упоминают и американцы. 25 октября ЦРУ сообщало «"Польская" подводная лодка и вспомогательный корабль были замечены входящими в Большой Бельт северным курсом 21 октября. По словам военно-морского атташе США в Копенгагене, эта лодка, вероятно, является одной из двух советских подводных лодок, которые будут переданы СССР Египту. Обстоятельства этого ухода с Балтики повторяют схему предыдущей передачи Египту четырех советских тральщиков и двух эсминцев. Если судно направляется в Египет, подводная лодка и ее вспомогательное оборудование должны пройти Гибралтар примерно 29 октября и прибыть в Александрию примерно 6 ноября.» Спустя неделю после того, как война закончилась, 13 ноября, ЦРУ констатировало, что «первая советская субмарина для Египта была в пути из Польши, когда Израиль пошел в свое наступление на Синае.» В немалой степени видимо с этим связаны заявления англо-французской коалиции об обнаружении подводных лодок в Средиземном море в ходе агрессии. 

Тем временем две самые настоящие американские подводные лодки, «Hardhead» SS 365 и «Cutlass» SS 478, создавая замешательство и демонстрируя неудовольствие Вашингтона, вели игру с объединенным флотом, собранным у берегов Египта.

Часть инцидентов была следствием обнаружения своих же подлодок. Так британская подлодка «Tudor» была назначена вместе с французской подводной лодкой «La Creole» для спасения сбитых пилотов в море. В один из дней операции «La Creole» обнаружил неопознанную подводную лодку, действовавшую поблизости. Обеспокоенный тем, что неопознанная лодка может быть советской, французский командир вывел «La Creole» на боевой курс и в соответствии со своими правилами ведения боевых действий сообщил об этом командиру оперативной группы, который ответил, что «La Creole» может стрелять только в целях самообороны. Атака не состоялась, и вскоре оказалось что неопознанной подводной лодкой была «Tudor», которая изменила курс из-за навигационной ошибки.

 

 

Состав ВМС интервентов.

 

Британский флот –

5 авианосцев «Eagle», «Albion», «Bulwark», «Ocean», «Theseus».

4 крейсера «Bermuda», «Ceylon», «Jamaica», «Newfoundland» из них 1 в Красном море

13 эсминцев,  1 в Красном море

6 фрегатов, 2 в Красном море

5 подводных лодок «Totem», «Tudor», «Trenchant», «Sentinel», «Sea Devil».

 

Французский флот

2 Авианосца «Arromanches» R95, «Lafayette» R96 они несли 36 F4U-7 Corsair (14.F/15.F), 2 HUP-2 (23.S), 5 TBM-3W Avenger (9.F), 5 TBM-3S Avenger (9.F).

1 Линейный корабль «Jean Bart» B61

2 Крейсера «Georges Leygues» C604, «De Grasse»

4 Эсминца «Surcouf» D621, «Kersaint» D622, «Cassard» D623, «Bouvet» D624

4 фрегата эскорт авианосцев «Le Corse» F761, «Le Bordelais» F764, «Le Boulonnais» F763, «Le Brestois» F762.

8 Фрегатов «Arabe» F717, «Kabyle» F718, «Bambara» F719, «Sakalave» F720, «Touareg» F721, «Soudanais» F722, «Berbère» F723, «Malgache» F724

1 командный корабль

3 тральщика

1 LSD «Foudre»

4 LST

3 LCH

2 Подводных лодки «La Créole» S606

 

Израильский флот –

Для участия в операции "Кадеш" ВМС Израиля имел следующие силы:

2 Эсминца «Эйлат» К-40 (1944 г. англ. типа Z, передан в 1955 г.), «Яффа» К-42 (1944 г. англ. типа Z, передан в 1955 г.)

3 Фрегата «Мисгав» К-30 (1944 г., канадский типа Ривер «Strathadam», передан в 1950 г.), «Мизанек» К-32 (1944 г., канадский типа Ривер «Hallowell», передан в 1952 г), «Мивтах» К-28 (1944 г. канадский типа Ривер Violetta, передан в апреле 1948 г.),

1 Корвет «Нога-2» К-22 (1943 г., амер. корабль ПЛО типа РС «PC-1188», передан в 1953 г.)

7 Торпедных катеров – 4 типа Мейлан, построены во Франции в 1951-1952 гг. «Баз» Т-205, «Тахмас» Т-206, «Перес» Т-207, «Йасьур» Т-208, 3 английских типа Воспер, 1942 г. «Шальдаг» Т-209, «Лилит» Т-210, «Таншемет» Т-212

3 Охотника за ПЛ «Дрор» М-21, «Саар» М-23, «Тирца» М-35. Бывшие английские 1943 г., М-21 и М-23 оставлены англичанами при их эвакуации в июне 1948 г. М-35 куплен на Кипре и поступил на вооружение в августе 1948 г.

1 Сторожевой катер «Ха-Порцим» М-17 (1943 г., англ. типа ML «Мери» 449, куплен в Италии, 1948 г.) Было еще несколько сторожевых катеров находящихся в составе флота с 1948 г.

6 Десантных кораблей – 2 немецкой постройки (309 т.) «Йад Мордехай» П-25 и «Бейт Ха-Арава» П-33, куплены в Италии, поступили на вооружение в конце 1948 г.; 2 танкодесантных корабля типа  LCT (600 т.) «Аф Аль Пи Хен» и «Гуш Эцион» П-39, с 1948 г.; 2 десантных типа LCI (390 т.) «Рамат Рахель» П-51  и «Ницаним» П-53, с 30 декабря 1948 г.

6 Десантных катеров LCM (НАМАХ, 60 т.), 6 куплены в США, прибыли в Израиль в начале 1949 г.

1 Плавбаза «Мацпен» (1927 г.)

Корабли были сведены в следующие соединения:

1-я флотилия – 2 эсминца типа Z (К-40 "Эйлат" и К-42 "Яффо"), 3 фрегата (К-28 "Мивтах", К-30 "Мисгав", К-32 "Мезанек") и 1 корвет (К-22 "Нога-2");

5-я флотилия – 6 торпедных катеров (3 английских типа Vosper и 3 французских типа Meulan первой серии), 6 сторожевых катеров, дивизион мобилизованных рыболовецких судов (8 штук);

11-я флотилия – 2 танкодесантных катера (НАТАК) и 5 десантных катеров LCM (НАМАХ), среди последних только 3 полностью боеготовы;

13-я флотилия – 4 дивизиона боевых пловцов, 3 надводных дивизиона, 1 базовое судно ("Мацпен", в прошлом корвет А-16 "Эйлат", использовалось также как учебное и транспортное судно);

15-я флотилия (в Эйлате) – 5 десантных катеров (НАМАХ) и 2 мобилизованных торговых судна;

Подразделения обнаружения, связи и тылового обеспечения, судоремонтная верфь;

4 береговые РЛС-станции – в Хайфе, Рош hа-Никра, Яффо и Гивъат-Ольга.

 

26 октября 1956 г. перед израильским ВМФ генеральный штаб поставил следующие  задачи в рамках операции «Кадеш»:

1. Обязанности снабженческого характера и поддержка частей, действующих на побережье Красного моря (Акабского залива).

2. Планирование и подготовка к использованию сил флота в случае вступления в конфликт Сирии и Ливана.

Возглавлявший тогда Генштаб Армии обороны Израиля Моше Даян писал: «Флотское начальство огорчилось тем фактом, что в круг задач не входят операции на Средиземном море. Однако мы считали, что британских и французских судов будет достаточно для того, чтобы связать боем египетский флот, мы же должны использовать наши корабли в Красном море. Более того, отсутствие координации между нашими действиями в Средиземном море и планами англо-французских сил вполне вероятно приведет к неприятным последствиям.»

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

                                                На Главную.