На Главную.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

4. Национализация Суэцкого канала и «битва лоцманов».

 

Еще летом 1952 г. Насер организовал ряд нападений на английские базы в районе Суэцкого канала и потребовал эвакуации английских войск из Египта. Командующий английскими войсками генерал Эскин предложил правительству вмешаться и восстановить на престоле короля Фарука, но Лондон ограничился заморозкой в банках Сити 10 миллионов фунтов, принадлежащих Египту. А затем численность английских войск в районе канала сократили с 80 до 10 тысяч человек. Насер продолжал нажимать и 19 октября 1954 г. в Каире было подписано соглашение о полном выводе британских войск из зоны Суэцкого канала в течение 20 месяцев. После того как египтяне приобрели крупную партию оружия у стран Восточного блока, США приостановив выдачу кредитов Египту,  потребовали немедленно аннулировать договор о поставках советского оружия и пригрозили блокировать Египет с моря, чтобы не допустить прибытия судов с оружием. Последней каплей для египетского лидера стало заявление Даллеса от 19 июля 1956 г., что США отказывают Египту в обещанном кредите в 270 миллионов долларов. Примеру американцев последовали Великобритания и Международный банк реконструкции и развития.

Основным источником возможных доходов Египта мог быть Суэцкий канал. В 1955 г. через канал было провезено 108 млн. тонн грузов, в том числе свыше 67 млн. тонн нефти. Но из 35 миллионов фунтов стерлингов ежегодной финансовой прибыли на долю Египта приходился всего 1 млн., так как  канал принадлежал «Компании Суэцкого канала» (около 52% французские и 44% английские акционеры). Естественно мириться с таким положением вещей египетское руководство не собиралось.

И уже 26 июля на митинге в Александрии президент Гамаль Насер заявил: «Американцы, задыхайтесь от бешенства! Годовой доход компании Суэцкого канала составляет 100 миллионов долларов. Почему бы нам самим не получать эти деньги?» Египетские войска без промедления заняли зону канала.

Египетское правительство 26 июля 1956 г. национализировало Суэцкий канал и объявило, что отныне Египет берет руководство каналом в свои руки.

Кирпиченко Вадим Алексеевич занимавший в ту пору должность заместителя резидента КГБ в Каире в своих мемуарах писал: «Идея национализации зрела у Насера уже давно, и он позаботился о том, чтобы в зону канала на работу во Всеобщую морскую компанию Суэцкого канала было направлено как можно больше египтян с хорошим образованием. Возглавлял операцию грамотный и энергичный офицер Махмуд Юнис. Интересная деталь: Махмуд Юнис настолько тщательно разработал операцию по взятию канала под свой контроль, что на каждого иностранца - служащего компании был заранее подготовлен египтянин соответствующей квалификации. Не хватало, правда, своих лоцманов. На замену лоцманов компании в дальнейшем прибыли специалисты из дружественных Египту стран, в том числе из Советского Союза. Не обошлось и без спектакля: 26 июля 1956 года Насер произносит патриотическую речь в Александрии, убедительно обосновывает принадлежность канала Египту, упоминает в качестве пароля имя Лессепса, а в этот самый момент Махмуд Юнис начинает операцию. Впоследствии Юнис стал первым директором национальной Компании Суэцкого канала, а в 1966 году был назначен заместителем премьер-министра Объединенной Арабской Республики.»

Реакция западных стран была крайне отрицательной. Премьер министру Англии Идену эту сенсационную новость сообщили во время обеда, который он давал в честь своих единственных арабских союзников - короля Ирака Фейсала и его премьер-министра Нури Саида. Хозяин был вынужден прервать обед. Английский премьер решил действовать немедленно и готов был отдать приказ о начале военных действий против Египта. Это советовал сделать и Нури Саид, который тут же поделился своими соображениями с Иденом: «Если оставить Насера безнаказанным, он покончит со всеми нами!»

28 июля газета «Таймс» от имени влиятельных финансовых и политических кругов призывала правительства Англии и Франции действовать смело, даже если «американские союзники не смогут или не захотят присоединиться» к ним. «Захват канала, представляет собой акт международного разбоя... Если Насер докажет, что он может захватывать безнаказанно западную собственность, то другие, несомненно, последуют его примеру»  

Реакция в Париже была не менее бурной. На следующий же день, 27 июля 1956 г., французский министр иностранных дел К. Пино в разговоре по телефону с А. Иденом настаивал также на необходимости «предпринять быстрые и решительные действия военного характера против Египта». Они пришли к заключению, что Насер должен быть свергнут, а единственным быстрым и реальным средством достижения этой цели была угроза применения силы или фактическое ее применение.

В тот же вечер в министерствах обороны и в ряде военных учреждений Англии и Франции была объявлена «боевая тревога… В телеграмме, отправленной 27 июля президенту США Эйзенхауэру, Иден информировал американцев, что английское правительство убеждено в «необходимости быть готовым в качестве последнего средства применить силу с целью образумить Насера».

Главной причиной подобной реакции было то, что Суэц представлялся западным лидерам тем ключевым звеном, нейтрализовав которое можно было якобы остановить неумолимо развивающуюся цепную реакцию распада их колониальных империй и укрепить свои позиции внутри страны. Министр иностранных дел Англии Селвин Ллойд откровенно написал об этом в своих мемуарах: «Было ясно, что если нам не удастся сохранить международный статус Суэцкого канала  -  мы постепенно потеряем все наши интересы и капиталы на Ближнем Востоке. Даже если бы нам пришлось действовать в одиночку, мы бы не остановились перед применением силы для защиты наших позиций».

Израильские политики в свою очередь видели в этом еще одну угрозу для себя. Голда Меир, тогда министр труда, а с 1969 по 1974 гг. премьер-министр Израиля, в своих мемуарах "Моя жизнь" пишет: «Насер сделал свой жест - национализировал Суэцкий канал. Никогда еще ни один арабский лидер не совершал такого эффектного поступка, и арабский мир был поражен. Только одно оставалось Насеру совершить, чтобы управляемый им Египет был признан главной мусульманской державой: уничтожить нас».

Но ведущие международные эксперты в один голос говорили, что национализации Суэцкого канала Египтом не противоречит международному законодательству. Применение же силы каким-либо государством или группой государств для восстановления исходного положения вступит в явное противоречие с Уставом ООН.

Советский Союз только через две недели, 10 августа опубликовал заявление относительно национализации Суэцкого канала. В нем осуждалась агрессивная позиция западных держав. При этом значение канала для развития советского Дальнего востока все возрастало.

Движение советских танкеров из черноморских портов на советский Дальний Восток.

 

                 1954

                1955

                 1956

Отъезд с Черного моря

Прибытие на Дальний Восток

Отъезд с Черного моря

Прибытие на Дальний Восток

Отъезд с Черного моря

Прибытие на Дальний Восток

Январь

0

0

4

2

1

2

Февраль

0

0

1

4

7

2

Март

0

0

4

3

5

6

Апрель

0

0

2

1

6

6

Май

0

0

5

4

12

6

Июнь

1

0

4

3

6

8

Июль

3

0

6

4

3

6

Август

1

1

3

4

6

6

Сентябрь

1

3

4

5

6

5

Октябрь

2

2

4

4

1

5

Ноябрь

1

1

2

5

0

4

Декабрь

3

1

4

4

0

1

Всего

12

8

43

43

53

57

 

Англия и Франция не хотели сдавать своих позиций, британское правительство в своих заявлениях называла национализацию канала «захватом».  30 июля 1956 г. британским руководством было принято решение о введении эмбарго на поставку оружия Египту. В этой связи были прекращены работы на египетских эсминцах проходивших переоборудование в Англии. Правда  работы уже подходили к концу, «El Fateh» (бывший британский «Zenith») был на ходовых испытаниях в Саутгемптоне, а «El Qaher» (бывший британский «Myngs») и вовсе в Портсмуте готовился к отправке в Египет. Британские власти рассматривали вопрос о конфискации эсминцев. В конечном счете, оба эсминца вышли в Александрию в августе, но без боеприпасов и торпед.

США, преследуя свои цели, предлагали обсудить статус канала на международной конференции. При этом одной из целей, которую преследовал госсекретарь США Даллес, было втянуть Г.А.Насера в длительные переговоры и попытаться добиться уступок.  Конференция открылась 16 августа в Лондоне, планировалось участие 24 стран, но Египет и Греция отказались участвовать. В результате работы конференции 18 из 22 участвующих стран поддержали американский план, предполагавший создание международного органа для управления каналом в сотрудничестве с Египтом. 

В начале сентября США подготовили проект создания  ассоциации пользователей Суэцким каналом. Согласно ему, ассоциации будут предоставлены права нанимать лоцманов для проводки судов через канал и собирать пошлины за проход судов. Египту же будут выплачиваться суммы за использование сооружений, находящихся в собственности египетского правительства.

Одновременно было объявлено, что, если Каир не примет их условий, они отзовут лоцманов, обслуживающих Суэцкий канал. И действительно, в ночь на 14 сентября 1956 г. лоцманы из Англии, Франции, Голландии, Норвегии, Италии и других стран, работавшие на канале, по настоянию правительств этих стран, отказались от выполнения своих обязанностей. Между тем к Суэцкому каналу подходили с двух сторон все новые и новые суда. 14 сентября в Порт-Саиде и Суэце скопилось 50 кораблей. Колониальные державы решили дезорганизовать работу Суэцкого канала и тем самым оказать давление на Египет. В Лондоне и Париже надеялись, что отзыв лоцманов может надолго приостановить работу канала.

Советское правительство 16 сентября 1956 г. охарактеризовало проект создания ассоциации, как план насильственного изъятия канала из рук египетского народа. И еще до этого предприняло меры для разрешения проблемы.

Сергей Никитич Хрущев, сын Никиты Сергеевича Хрущева вспоминал: «В августе отец, как обычно, поехал отдохнуть в Крым … Сюда, на пляж поступала информация с лондонской конференции от Шепилова, сюда же пришло сообщение о приостановке движения судов по Суэцкому каналу. Сначала отец никак не отреагировал на это. Только на следующий день он прочитал в сообщениях ТАСС о возникших у египтян трудностях, и у него родилась мысль командировать в Египет наших специалистов-черноморцев из Одессы.

Отец позвонил в Киев Алексею Илларионовичу Кириченко, который долгое время проработал секретарем Одесского обкома и, по мнению отца, мог оказать квалифицированную консультацию… Алексей Илларионович горячо поддержал идею и выразил готовность хоть завтра отправить всех черноморских лоцманов в Порт-Саид и Суэц. Улыбаясь, отец ответил, что ему еще надо посоветоваться с Москвой, но тем не менее пусть готовятся.

Отец, что называется, загорелся. К осуществлению задумки он приступил немедленно. Связался с министром морского флота. Тот подтвердил возможность командирования наших лоцманов, сказал, что по квалификации они не уступят англичанам и французам, вот только фарватер канала незнаком, но профессионалы такого класса освоят его быстро. Дальше последовали переговоры с Булганиным, с кем-то еще, всех сейчас не вспомнишь. Все высказались за. Решили направить предложение египетскому правительству и в случае положительного ответа, а в нем отец не сомневался, начать операцию.

Наши лоцманы, кроме всего прочего, по мысли отца, не только продемонстрируют умение, выучку и мастерство, но покажут всему миру, что наша страна впредь не намерена замыкаться в своей скорлупе. Советский Союз тем самым делал заявку на активное участие в мировой политике. Правда, с оглядкой.

Лоцманы, как подчеркивал отец, должны ехать как частные лица, поступающие на службу к египетской администрации, управляющей каналом. Мы же, Советское государство, останемся в тени. Нет сомнения, считал отец, все заинтересованные стороны правильно поймут позицию СССР.

Вскоре одесские, николаевские, херсонские моряки отправились в дальний путь. Отец внимательно следил за ними, не раз возвращался в разговорах к этой теме, по-детски радовался, как нам удалось «насолить» империалистам.»

Все так и произошло. Египетское руководство обратилось к правительству СССР с просьбой направить лоцманов. Наше правительство быстро откликнулось на эту просьбу и 14 сентября 1956 г. для работы на Суэцком канале в качестве лоцманов выехали 15 советских капитанов дальнего плавания, среди которых капитан теплохода «Фрунзе» Ф. Ф. Пеньков, капитан парохода «Краснодар» А. Н. Доценко, капитан турбоэлектрохода «Ленсовет» Иван  Федорович Иванов и др.

Для предания направляемым лоцманам статуса, частных лиц,  был осуществлен такой трюк, египетское посольство в газете «Известия» дало объявление о найме новых лоцманов на Суэцкий канал, и направленные моряки могли говорить, что они сами устроились на эту работу.

Таким образом, в срочном порядке были подготовлены новые кадры лоцманов из числа египтян и опытных моряков, прибывших в Суэц из СССР, Индии, Югославии и других стран. Суда, скопившиеся у входа в Суэцкий канал и выхода из него, были проведены, и пробка ликвидирована. К концу сентября 1956 г. движение судов по каналу осуществлялось совершенно нормально. 

До национализации  на Суэцком канале работали 205 лоцманов, а после ее, по данным на 8 октября 1956 г. 188 лоцманов, из которых 80 египетских, 24 греческих, 15 русских, 14 немцев, 11 поляков, 11 югославов, 10 американцев, 7 итальянцев, 5 норвежцев, 3 испанца, 2 румына, 2 шведа, 2 датчанина, 1 венгр и 1 южноафриканец. Из них 113 были полностью подготовлены для вождения судов.

Устройством, советских лоцманов, занимался находившийся в Египте советник постоянного представительства СССР при ООН в 1955-1957 гг. Николаев Анатолий Николаевич. Он вспоминал: «Мне пришлось потратить много усилий для того, чтобы устроить их на службу в египетское управление Суэцким каналом. Дело в том, что к кандидату, претендовавшему на должность лоцмана, предъявлялось множество жестких требований, в том числе обязательное знание английского языка. Я работал и с нашими лоцманами, и с представителями египетских властей, чтобы решить все эти вопросы. Наконец наши лоцманы сдали положенный экзамен и были оформлены на работу в управление Суэцким каналом.»

1 октября 1956 г. первых четыре советских капитана сдали лоцманские экзамены и получили право самостоятельно проводить суда. 2 октября советские лоцманы впервые самостоятельно повели суда по каналу.  Сотрудники советского посольства в Каире немало поволновались за соотечественников. Но и это волнение спало, уступив место первым соленым морским рассказам об историях с советскими лоцманами на далеком от Родины канале. Рассказывали про нашего лоцмана, который впервые вел итальянское туристическое судно. Молодые итальянки прорвались на капитанский мостик посмотреть на диковину - на советского моряка. У него в глазах зарябило от оживленных, смеющихся лиц, от пестрых купальников костюмов. - Капитан, - шутливо обратился наш лоцман к итальянскому коллеге, - я отказываюсь вести судно. В такой обстановке легко сбиться с курса. Шутку приняли дружным смехом. Бывало, конечно, и не до смеха. Некоторые капитаны не желали пользоваться услугами наших лоцманов, отказывались выполнять их распоряжения, хотя, согласно правилам проводки судов через Суэцкий канал, лоцман - первое лицо на судне, и распоряжения его должны выполнять беспрекословно.

По воспоминаниям советника постоянного представительства СССР при ООН в 1955-1957 гг. Николаева Анатолия Николаевича всего Советский Союз  направил в Египет около шестидесяти лоцманов, в основном опытных капитанов дальнего плавания,  в том числе капитан теплохода «Андреев» Геннадий Михайлович Котлов, работавший в Северном морском пароходстве.

«Битва лоцманов», по выражению западных журналистов, Англией и Францией была проиграна.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

                                                На Главную.