На Главную.

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

3. СССР в усилении ВМС Египта.

 

ВМС Египта был создан в 1947 г. самым крупным кораблем было переоборудованное в патрульный корабль бывшее пассажирско-грузовое судно «EL AMEER FAROUQ». Англичане в январе 1947 г. продали египтянам 2 торпедных катера типа Vosper HMS «MTB 396» (экс USS «PT 385», 1943 г.) и HMS «MTB 399» (экс USS «PT 387», 1943 г.) Так же в 1947 г. были проданы 8 тральщиков типа BYMS - «ARISH» (ex-BYMS 2028), «DARFOUR» (ex- BYMS 2041), «KAISARIA» (ex-BYMS 2075), «KORDOFAN» (ex-BYMS 2212), «MALEK FUAD» (ex-BYMS 2035), «NAHARIA» (ex-BYMS 2069), «RAFAH» (ex-BYMS 2149) и «TOR» (ex-BYMS 2175). Имевшиеся планы приобрести 3 шлюпа, 2 фрегата класса Castle, быстроходные минные тральщики класса Algerine и ряд катеров, в том числе торпедных были прерваны из-за арабско-израильской войны 1948-1949 гг.

Так что к началу первой арабо-израильской войны в 1948 г. египетский флот имел в своем составе: 1 патрульный корабль «EL AMEER FAROUQ» флагман флота,  8 минных тральщиков типа BYMS, 2 торпедных катера типа Vosper, 2 судна для спасения сбитых летчиков над морем, тендер «AIDA» и королевские яхты «MAHROUSSAH» и «KHASSED KHEIR».

В ходе этой войны египетский флот потерял свой флагман «EL AMEER FAROUQ», потопленный 21 октября 1948 г. израильскими взрывными катерами, тогда же ими был поврежден и тральщик типа BYMS.

По завершению войны произошло наращивание ВМС Египта. 7 декабря 1949 г. представитель Адмиралтейства объявил в Палате общин, что шесть фрегатов «Nith», «Spey», «Usk», «Mallow», «Mendip» и «Whimbrel» были переданы Египту в течение последних нескольких месяцев, и идут переговоры о передаче седьмого фрегата. Готовилась передача 4 быстроходных минных тральщиков класса Algerine. Кроме того, Египет купил в Великобритании один эсминец, один шлюп, один корвет и четыре патрульных катера типа Maialy, еще четыре торпедных катера были куплены в Италии. Так же с Великобританией шли переговоры о приобретении еще двенадцати торпедных катеров.

В результате этих приобретений в 1952 г. в составе флота уже было 10 крупных кораблей - эсминцев, фрегатов, корветов, 3 быстроходных минных тральщика класса Algerine, 9 минных тральщиков, 6 торпедных катеров, 6 сторожевых катеров, королевские яхты «MAHROUSSAH» и «FAKHR-EL-BEEHAR», десантный корабль «Akka», 20 десантных катеров, тендер «AIDA», транспорт, 4 патрульных катера, канонерка и траулер.

Рост флота сопровождался кадровыми проблемами, которые существенно сказались на аварийности. По данным справочника “Jane's Fighting Ships” в период 1950-1956 гг., египетский флот потерял не меньше пяти судов. Так 26 июля 1950 г. минный тральщик «Gaza» (бывший «BYMS 2013», 215 тонн) затонул у Мерса-Матрух после взрыва топливного бака. 7 марта 1953 г. корвет «Sollum» (бывший британский тральщик «Wedgeport», переданный Египту в 1946 г., 672 тонн) затонул у Александрии в штормовую погоду. В ночь с 16 на 17 мая 1953 г. фрегат «Misr» (бывший американский «PF-84», с 1944 по 1946 гг. британский «Papua», с 1950 г. грузовое судно «Malrouk», 1060 тонн) затонул после  столкновения к югу от Суэца, с большими потерями среди членов экипажа, был поднят и служил в дальнейшем блошкивом. Были потеряны в 1949-1950 гг. два сторожевых катера класса Fairmile 'B' (бывшие британские).

Несмотря на потери, египетское руководство продолжало мечтать об увеличении своего флота. И когда летом 1955 г. американцы отказали им в поставках оружия, они обратились к Советскому Союзу и нашли понимание.

Осенью 1955 г. группа высокопоставленных офицеров ВМС Египта знакомилась с советскими кораблями. Вместе с египетскими представителями в Таллин из Москвы прибыли представители командования ВМФ СССР. Там группа поднялась на борт головного эсминца проекта 30-бис «Смелый». Из Таллина корабль перешел в Балтийск, откуда выходил на боевые стрельбы, организованные специально для «покупателей». БЧ-5 «Смелого» командовал капитан-лейтенант С.И.Храмцов, приложивший немало усилий для того, чтобы представить свой корабль в лучшем виде. Эсминец арабам понравился, они решили приобрести два корабля. Стоимость поставки и механизм оплаты доподлинно неизвестен, однако тогда египтяне заявляли, что за корабли будут расплачиваться «бартером» - поставками хлопка. В совершенно секретном приказе Министра обороны СССР маршала Г.К.Жукова, определившим организацию и сроки передачи боевой техники «иностранцам», Египет был обозначен как «объект 909». На основании приказа МО СССР исполнявший обязанности ГК ВМФ адмирал С.Г.Горшков в целях подготовки и передачи кораблей ВМС иностранных государств приказал создать специальное соединение - ЭКОН-40. Командиром отряда назначили контр-адмирала В.Н.Алексеева - Героя Советского Союза, командира Лиепайской ВМБ 4-го ВМФ, его заместителем - капитана 1 ранга Л.С.Миронова, также Героя Советского Союза. Начальником штаба стал подводник - капитан 1 ранга Г.Г.Исай, флагманскими специалистами отряда назначили капитан-лейтенантов А.Слайковского (штурман), Г.А.Бегиджаняна (минер), Ф.Переско (связист), А.Н.Батырева (инженер-механик) и В.Долина (РТС). Кроме того, в состав штаба ЭКОН-40 входили замполит и начальник финансовой службы. В состав ЭКОН-40 вошли 2 ЭМ пр.30-бис «Смелый» и «Скорый», 4 БТЩ пр.254, 10 ТКА, 2 средние ПЛ пр.613 и 1 малая ПЛ  XV серии. Торпедные катера выделял ЧФ, их должен был доставить транспорт «Колхозник».

В ноябре 1955 г. первая группа из 30 египетских морских офицеров и рядовых прибыла на Черноморский флот, чтобы специализироваться на подводных лодках. Они оставались там, по-видимому, до февраля 1956 г.

В декабре 1955 г. 2 ЭМ и 3 ПЛ перешли в Гдыню для обучения египетских экипажей. С декабря 1955 г. около 500 офицеров и рядовых египетского флота под командованием адмирала отправилась в Польшу.  Египтяне послали три группы своих моряков в Гдыню для обучения. Первая группа из 300 человек была направлена в декабре 1955 г. - январе 1956 г. Для обеспечения учебного процесса, осуществлявшегося по специально разработанным программам, в Гдыню прибыла группа слушателей Института военных переводчиков (4 чел.), но английским языком владели только египетские офицеры, которым и пришлось переводить на арабский своим командам. Продолжительность обучения в среднем составляла шесть недель. По мере готовности египетские моряки отбывали на родину. В июле-октябре 1956 г., по-видимому, в Польше оставались только экипажи египетских подводных лодок, около 50 человек. 

Торпедные катера 183 проекта были первыми кораблями, переданными Советским Союзом египтянам. К передаче их подготовили моряки Черноморского флота в Поти, в Египет их доставили на борту транспорта «Колхозник». 19 апреля 1956 г. двенадцать торпедных катеров в Александрии были переданы ВМС Египта.

Так же в 1956 г. ВМС Египта получил и 6 торпедных катеров типа 108 из Югославии  «TČ 173» - «TČ 179».

Однако первыми должны были быть тральщики. По приказу МО СССР передача БТЩ должна была произойти в январе 1956 г., но его выполнению помешала суровая зима - замерз Путский залив. Все убытки от срыва сроков понесли поляки, поскольку они не предупредили о возможности замерзания залива. Для вывода БТЩ из Гдыни пришлось вызвать из Мурманска ледокол «Ермак», за четверо суток он вместе с большим портовым буксиром благополучно выполнил ледовую проводку.  Один из БТЩ получил повреждение бортового киля, обнаруженное только в Александрии. Весной 1956 г. с Балтики в Египет перешли четыре МТЩ пр.254 «Т-497», «Т-498», «Т-499» и «Т-500».  Командиром перехода был командир ЭКОН-40 Герой Советского Союза, контр-адмирал Владимир Николаевич Алексеев, с кораблями шел и флагманский штурман капитан-лейтенант А.Слайковский.  28 апреля 1958 г. тральщики прибыли в Александрию, а на следующий день о их приходе объявило Каирское радио. Корабли были переданы 25 июня 1956 г. Командир ЭКОН-40 контр-адмирал В.Н. Алексеев и флагманский штурман капитан-лейтенант А.Слайковский вернулись в СССР самолетом через Югославию.

В марте 1956 г. египетские экипажи эсминцев закончили подготовку и вылетели в Египет, а  эсминцы «Смелый» и «Скорый» неожиданно заменили другими кораблями. Прибывший  в Либаву заместитель ГК ВМФ по тылу адмирал Н.И.Виноградов сообщил, что правительство приняло решение продать Египту более новые корабли - «Сметливый» (бортовой №53) и «Совершенный» (бортовой №54).  20 мая они вышли в Гдыню, а 31 мая оттуда под польскими флагами пошли в Египет.  После прихода 11 июня в Александрию эсминцев, арабы опешили: «Вы пригнали не те корабли!», но после полученных разъяснений египтяне успокоились и уже 28 июня эсминцы были переданы ВМС Египта получив наименования «Al Nasser» (бортовой № 911) и «Al Zaffer» (бортовой № 916). Командир ЭКОН-40 контр-адмирал В.Н.Алексеев и несколько советников ( в том числе командир БЧ-5 «Скорого» капитан-лейтенант Е.Минасов) остались в Египте, а советские экипажи на специально пришедшем в Александрию теплоходе «Крым» убыли в Одессу.                      

Еще до окончательной приемки кораблей в ВМС Египта, египетское руководство начало демонстрировать свое новое приобретение. 18 июня, в День провозглашения независимости, оба эсминца приняли участие в параде ВМС Египта на рейде Александрии. Командование египетских ВМС, во что бы то ни стало, хотело представить флотскую технику на столичном военном параде. После долгих споров и размышлений в Каире решили «прокатить» на грузовиках корабельные торпеды.

23 июня Насер приказал поставить оба эсминца на внешний рейд Александрии, сопроводив свое решение словами: «Пусть люди видят, на что потрачены народные деньги». В тот же день он решил продемонстрировать растущую мощь ВМС своему гостю - арабскому шейху. Изъявив желание выйти в море на эсминце, Насер весьма озадачил не только свое флотское командование, но и советских специалистов, поскольку время экстренного приготовления эсминца к бою и походу никак не укладывалось до назначенного им срока выхода в море. Проявив незаурядные дипломатические способности, советским и египетским морякам все же удалось убедить Насера «прогуляться» не на эсминце, а на торпедном катере что и было сделано - благо, «разогреть» катер оказалось значительно проще. Президент остался доволен морской прогулкой, щедро «сдобренной» ревом мощных катерных моторов, шквалом брызг и неудержимой вибрацией палубы.

В сентябре 1956 г. многие из флотских офицеров были направлены лоцманами на Суэцкий канал, так что к началу войны, ВМС Египта испытывал нехватку флотских офицеров.

Командующим ВМФ Египта был адмирал Сулейман Азат  (Suleiman Ezzat, 15 сентября 1952-10 июня 1967 гг.)

В составе ВМС Египта на октябрь 1956 г. было:

4 эсминца:

«Эль Каухер» (El Qaher) проданы в мае 1955 г., на ремонте в Англии, отплыл в Египет 28. 08.1956 г., тип «Z» «Myngs»

«Эль Фатех» (El Fateh)  проданы в мае 1955 г., на ремонте в Англии, пришел в Египет 09.1956 г., тип «Z» «Zenith»

«Эль Насер» (Al Nasser) 06.1956 г. переданы СССР проект 30-бис «Совершенный»

«Эль Зафер» (Al Zafer) 06.1956 г.  переданы СССР проект 30-бис «Сметливый»

7 фрегатов:

«Эль Малек Фарук» (El Malek Farouk) с 1954 г. «Тарик» (Tarik) 11.1949 г. передан Англией, бывший шлюп тип «Блэк Суон» - «Whimbrel»

«Мохамед Али Эль Кебир» (Mohamed ali-El-Kebir), с 1951 г. «Ибрагим Эль Авал» (Ibrahim el Awal)  11.1949 г. куплен в Англии из состава Тихоокеанского флота тип «Хант 1 серии» «Mendip».  31.10.1956 г. захвачен Израилем.

«Рашид» (Rashid) 11.1948 г. куплен в Англии тип «Ривер 1 серии» «Spey».

«Абикир» (Abikir) 11.1948 г. куплен в Англии тип «Ривер 1 серии» «Usk». 01.11.1956 г. затоплен в Суэцком канале, поднят в апреле 1957 г. на лом.

«Домиант» (Domiat) 11.1948 г. куплен в Англии тип «Ривер 1 серии» - «Nith». 01.11.1956 г. потоплен английскими судами.

«Эль Судан» (El Sudan) 10.1949 г. передан Англией тип «Флауэр 1 серии» - «Mallow».

«Порт Саид» (Port Said) 07.1950 г. куплен в Англии тип «Хант 1 серии» «Cottesmore».

2 корвета:

«Наср» (Nasr) 1946 г. куплен в Англии бывший тральщик тип «Бэнгор 3 серии» - «Bude».

«Матрух» (Matruh) 1946 г. куплен в Англии бывший тральщик тип «Бэнгор 3 серии» - «Stornoway».

12 тральщиков:

«Ариш» (ARISH) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2028).

«Дарфур» (DARFOUR) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex- BYMS 2041).

«Кайсариа» (KAISARIA) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2075).

«Кардофан» (KORDOFAN) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2212).

«Малек Фуад» (MALEK FUAD) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2035).

«Нахариа» (NAHARIA) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2069).

«Рафан» (RAFAH) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2149).

«Тор» (TOR) 1947 г. куплен в Англии тип «BYMS» (ex-BYMS 2175).

«Бахайра» (Bahaira) 1956 г. передан СССР 254К проект.

«Шарких» (Charkieh) 1956 г. передан СССР 254К проект.

«Дакхла» (Dakhla) 1956 г. передан СССР 254К проект.

«Гарбия» (Gharbia) 1956 г. передан СССР 254К проект.

1 десантный корабль:

«Акка» (Akka) 1950 г. куплен в США, танкодесантный корабль тип «LST 1». 01.11.1956 г. затоплен в Суэцком канале.

1 речная канонерка

2 вспомогательных корабля

11 патрульных катеров

20 десантных катеров

30 торпедных катеров (12 английских и итальянских, 12 советских проект183 и 6 югославских).

 

 

Розин Александр.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

 

                                                На Главную.