На Главную.

 

Розин Александр.

 

                 СССР в строительстве ВМС Кубы.

 

                                     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

 

4. Советские войска прибывают на Кубу.

 

10 июля 1962 г. к  Кубе  вышло  первое  транспортное  судно пассажирский теплоход «Хабаровск» с  войсками  и  техникой.

19 июля на Кубу прибыли первые рекогносцировочные группы советских ракетных полков. Прибытие транспортов с войсками и техникой ожидалось 26 июля. Для приема прибывающих судов было выбрано одиннадцать портов – Гавана, Мариель, Матансас, Кабаньяс, Баия-Онда, Ла-Исабела, Нуэвитас, Никаро, Касильда, Сьенюуэгос, Сантьяго-де-Куба, которые наиболее полно отвечали предъявляемым требованиям. Прибытие судов с войсками и техникой началось 25 июля 1962 г., первым прибыл в Гавану теплоход «Мария Ульянова». С 27 по 31 июля прибыло еще 9 судов. 29 июля на теплоходе «Латвия» ЧМП прибыл основной состав управления Группы войск, и с этого времени вся работа по организации встречи и сосредоточению прибывающих войск осуществлялось штабом Группы.

Все суда, прибывавшие на остров, встречались штабными группами еще на рейде, а иногда и на подходах к Кубе. Из-за сложной оперативной обстановки судам часто приходилось ме­нять порты назначения. Выгрузка производилась судовыми кранами, и только в Гаване, Касильде, Мариеле использовались плавучие и береговые краны. Техника и грузы, имевшие внешнее сходство с народно-хозяйственными, разгружались круглосуточно, а танки, ракетная и спецтехника только ночью. Среднее время разгрузки составляло 2-4 суток. Вместе с тем ряд недочетов организационного порядка нередко усложнял работу. Так, не были установлены пароли для капитанов судов и встречающих их представителей управления Группы войск на подходе к портам. В результате этого капитаны судов и начальники воинских эшелонов вынуждены были исполнять команды о переадресовке транспортов в другие порты, не имея полной уверенности в том, что встречающие являются представителями командования. Был даже случай, когда капитан судна «Химик Зелинский» при подходе кубинского катера, на котором шла группа встречи, не только не принял группу на борт, а развернул судно и увел его в открытое море.

Первые суда в различных портах загрузились практически од­новременно и разом вышли в море. В Датском проливе возникла толчея. Такая же картина наблюдалась в Босфоре и Дарданеллах. Никогда такое количество советских транспортов не устремля­лось из Черного и Балтийского морей. Сначала феномен вызвал лишь недоумение, потом оно переросло и удивление, и, наконец, родилось подозрение. Забеспокоилась западногерманская разведка — ни один из ко­раблей не заходил в европейские порты. Агентура подтвердила опа­сения: в советских портах загрузка кораблей происходит в обста­новке чрезвычайной секретности и они отбывают в неизвестном направлении. Теперь западные разведслужбы, используя все силы и средства, пытались контролировать движение транспортов. СССР как мог старался препятствовать этому, 31 июля советское правительство заявило протест против использования самолетов-разведчиков НАТО совершающих в опасной близости облеты и фотографирование советских судов, следующих на о. Куба.

С 26 августа по 1 сентября 1962 г. 12 советских судов подверглись облетам американских самолетов на пути к Кубе, с 28 августа к облетам дополнились и подходы боевых американских кораблей. При этом особенно интенсивное внимание было уделено теплоходу «Оренбург» - 28 августа к нему приблизился американский корабль и в течение 20 минут освещая его сопровождал, 31 августа два самолета американской морской авиации № 131531 и 120369 по три раза прошли над палубой,  в тот же день американский эсминец «Charles H. Roan» DD-853, вышедший с военной базы Гуантанамо, приблизился к борту теплохода на расстоянии 0,7 мили и некоторое время следовал за ним. Но и это был не последний акт внимания «Оренбургу». Правда, заключительная его встреча с американскими ВМС по сравнению с предыдущими выглядела даже галантно. 31 августа в 18.20 эсминец США «Biddle» DDG-5 пройдя параллельным курсом по левому борту на расстоянии 3 кабельтовых, передал «счастливого пути» и получил с советского судна ответный сигнал «благодарю». Эсминец развернулся и ушел.

Кстати облеты представляли опасность не, только, для наших кораблей, но и самих «воздушных шпионов». Вот что сообщали начальник Генштаба, и начальник Главного оперативного управления  Генштаба Вооруженных Сил  секретарю  ЦК  КПСС  Фролу  Козлову   12  сентября  в докладной: «Секретно. Лично. Товарищу Козлову Ф. Р. Докладываем:

На подходе к о. Куба советские суда систематически обле­тываются самолетами США. В сентябре с. г. зарегистрировано до 50 случаев облета 15 советских судов. Облеты совершаются на критически опасных высотах.

12 сентября в 4.00 по московскому времени судно «Ленин­ский комсомол» было дважды облетано неизвестным самоле­том при подходе к порту Никаро. После очередного захода самолет врезался в море в 150 метрах от судна и затонул».

О том, что произошло с «Ленинским комсомолом», расска­зывает бывший начальник штаба зенитного ракетного диви­зиона подполковник в отставке Николай Антонец: «На Кубу переправлялись на турбопароходе «Ленинский комсомол». При подходе к острову американские летчики устроили нам психологическую атаку. Они резко пикировали над кораблем. Вот самый неистовый решил, видимо, сде­лать последний заход. «Нептун» (так мы называли палубные самолеты) пошел прямо на капитанский мостик. Пикировал под таким углом, что мы вобрали головы в плечи, думали, сейчас снесет нас выпущенными шасси. Снести он нас не снес, а из пике не вышел. Упал в море рядом с кораблем, образовал огромнейшую воронку. Пилот успел подать сигнал бедствия – наш радист принял его. Капитан остановил ко­рабль, приказал опустить шлюпку. «Ленинский комсомол» сделал три круга, но летчик не всплыл. Американцы о том случае, видимо, решили умолчать, по крайней мере я не встречал сообщений об этом..

В августе-сентябре из Феодосии на Кубу была передислоцирована 27-я Волгоградская дивизия ПВО, сформированная из разных частей 619 полк ЗУРС (полковник Д.Орел) из 9-го Казанского корпуса ПВО, 701 полк (полковник Г.Ржевский) из 10-й дивизии ПВО, 507 полк (полковник Ю.Гусейнов) из состава Куйбышевской бригады ПВО из гнгельса, отдельный батальон РТВ (подполковник И.Храпко). В каждом из трех полков, вооруженных ЗРК С-75 «Десна» (SA-2 Guideline), имели по 4 дивизиона (всего 72 ПУ) с боекомплектом по 12 ракет Д-13 на одну ПУ (864 ракеты) и всего 5200 человек личного состава. Для их перевозки до порта Феодосия потребовалось 44 железнодорожных эшелона (по 60 вагонов). Дивизия на Кубу перевозилась на 15 морских судах. Последним из Феодосии отправлялся 701 полк. Для него выделили три сухогруза «Медногорск», «Сергей Боткин» и «Физик Вавилов» (капитан Иван Подшевякин).                     

213 (в СССР 32 гвардейский) истребительный авиационный полк перебазировался на Кубу в период со 2 августа по 27 сентября. Сначала по железной дороге направили из Кубинки в порт Балтийск, затем морскими судами – к месту назначения на Кубу. 40 машин МиГ-21Ф и 6 — МиГ-15ути; 167 офицеров, в том числе 57 летчиков, 244 человека рядового состава; командир — подполковник Н. Шибанов. Самолеты были доставлены в разобранном виде, в ящиках на аэродром Санта-Клара, где и были собраны и облетаны нашим личным составом уже в середине сентября. В октябре 1962 г. парой самолетов МиГ‑21 предприняли попытку перехвата американского истребителя F‑104. Несмотря на то, что посадить самолет-нарушитель не удалось, советские боевые машины показали свое преимущество в маневренности и техниче­ских возможностях. После этого эпизода ни один из американских самолетов не появлялся вблизи аэродрома базирования истребителей МиГ-21. 

Всего по мероприятию "Анадырь" на Кубу было доставлено авиатехники: истребителей 40 МиГ-21Ф, 6 УТИ МиГ-15, бомбардировщиков 39 Ил-28, 3 УИл-28, транспортных самолетов 2 Ил-14, 3 Ли-2, 5 Як-12, 2 Ан-2 и 33 вертолета Ми-4.

Основным компонентом ГСВК все же являлись перебрасываемая 51-я ракетная дивизия. В дивизию входило пять ракетных полков: три с ракетами Р-12 (8К63, SS-4 Sandal ) и два с ракетами Р-14 (8К65, SS-5 Skean). Их подготовка осуществлялась согласно указаниям главнокомандующего РВСН от 3 июля 1962 г. По плану на основании директивы генштаба первыми на Кубу прибыли рекогносцировочные группы. Командир 51-й ракетной дивизии И.Стаценко и передовая рекогносцировочная группа прибыли 12.7.1962 г. Затем прилетели такие же группы ракетных полков.

Сначала районы расположения ракетных полков изучались с воздуха, облетались неоднократно на вертолете. Выяснилось, что в центре острова, где должны были дислоцироваться полки Сидорова и Черкесова, сильно пересеченная местность, небогатая растительность, нет необходимых площадок, по дорогам невозможно транспортировать ракетную технику, глубина воды 150—200 м. Оказалось, что намеченные ранее районы для дислокации непригодны. Всего в центральной части острова было обследовано 107 районов, а выбрано всего четыре. В западной части острова — соответственно 44 и шесть.

При строительстве первых БРК в Украине и Белоруссии личный состав располагался в землянках и зимой (под двойным тентом), и летом. На Кубе же это оказалось невозможным, так как выпадало много осадков, особенно осенью. В связи с этим части вынуждены были строить палаточные городки.

Провели разведку и подготовку маршрутов, по которым должна была перевозиться ракетная техника и сами ракеты из портов в ППР. Так возникла необходимость проложить два маршрута по 200 км каждый в обход горного хребта Эскамбрай из порта Масильда. Вся эта работа проводилась под прикрытием легенд: «специалисты с/х», «строительство учебного центра для кубинской армии», «геологоразведчики».

Большая нагрузка выпала на офицеров службы астрономо-геодезического обеспечения и контроля прицеливания. Дело в том, что в южных широтах — другие созвездия и звезды. Правда, Полярная звезда была на месте: она нужна для определения астрономических азимутов и затем преобразования их в геодезические. Без них невозможно прицеливание ракеты.

Координаты пусковых установок сначала определялись ускоренными методами. Однако возникло и много трудностей. Так, в то время у нас не было специального астрономо-геодезического подразделения. На Кубе не было исходных данных и тем более наружных знаков государственной и гравиметрической сети, что усложняло привязку стартовых позиций.

В августе 1962 г. уже были определены номера и типы объектов для поражения, расположенные на территории США, а также геодезические координаты этих объектов, типы ядерных взрывов, мощности ядерных зарядов и основные направления пусков.

В Союзе работа также кипела, в целях улучшения качественного состава в отправляемых частях заменили около 500 офицеров и  тысяча солдат. Для доставки личного состава, ракетного оружия и военной техники в порты погрузки (Кронштадт, Лиепая, Балтийск, Севастополь, Феодосия, Николаев, Поти и Мурманск) понадобилось сформировать 111 железнодорожных составов.  Сама погрузка на судна была непростым делом. Требовалось учесть площади трюмов и палуб, на которых размещалась ракетная техника. Чтобы увеличить площадь трюмов и заодно повысить устойчивость судна, на дно насыпался песок и туда укладывалась техника. Погрузка ракет и техники шла и днем и ночью, в строгом соответствии с планом. В среднем на одно судно уходило от трех до пяти суток. Особую сложность представляла погрузка боевых ракет Р-12 и Р-14. Ракета Р-12 весила в снаряженном состоянии 42 тонны, длина составляла 22,1 метра. Кроме того, Р-12 имела целый комплект агрегатов наземного оборудования. Это была весьма крупногабаритная техника. Пусковой стол в сборе был длиной 15,62 м, шириной 3,15 м весил 33,57 тонны. Р-12 имела также тележку для транспортировки пускового стола (длина 22,73 м, ширина 3,66 м). Был тягач АТ-Т весом 20 тонн, кран, заправщики горючего и окислителя, две цистерны, несколько десятков автомобилей. Всего в комплект Р-12 входил 31 агрегат. Еще более мощной и габаритной была Р-14. Она в снаряженном состоянии весила почти 87 тонн и имела длину 24,4 метра.

Для передислокации 51-й ракетной дивизии на остров Куба было запланировано 35 судов. В перевозке были задействованы  следующие суда морского флота СССР: «Адмирал Нахимов», «Омск», «Дивногорск», «Сергей Боткин», «Аносов», «Александровск», «Гагарин», «Альметьевск», «Николаевск», «Курчатов», «Лен. Комсомол», «Алапаевск», «Братск», «Ползунов», «Черняховск», «Волголес», «Мичуринск», «Оренбург», «Балтика», «Пугачев», «Победа», «Грузия», «Любинск», «Кура», «Амата», «Дубна», «Ургенч», «Беловодск», «Хабаровск», «Латвия», «Полтава», «Кимовск», «Индигирка», «Металлург Бардин». Первым после погрузки 5 августа вышел из Севастополя теплоход «Омск» (капитан Шевцов).

Сосредоточение дивизии на острове Куба началось только с 9 сентября 1962 г. прибытием теплохода «Омск», первого корабля полка тов. Сидорова в порт Касильда. В периоде с 9.09 по 22.10.1962 года прибыло и было выгружено 24 судна, в том числе ракет Р-12:

·         6 ракет - теплоход «Омск» 9 сентября в порту Касильда;

·         8 ракет - теплоход «Полтава» 16 сентября в порту Мариель;

·         8 ракет - теплоход «Климовск» 22 сентября в порту Касильда;

·         6 ракет - теплоход «Красноград» 2 октября в порту Мариель;

·         7 ракет - теплоход «Оренбург» 6 октября в порту Мариель;

·         7 ракет - теплоход «Омск» 16 октября в порту Мариель (2-й рейс).

Корабли в сентябре-октябре доставили все 36 ракет Р-12, а также 6 ложных Р-12 для обмана боевых самолетов США. Ракеты и оборудование были разгружены в трех портах Кубы - Бахиа, Хонда, Мариэль на северном побережье и Касилда на южном.

Выгрузка ракет из кораблей производилась только ночью в условиях полного затемнения кораб­лей и портов. Во время выгрузки ракет внешние под­ступы к портам охранялись специально выделенным горнострелковым батальоном в составе 300 чело­век, переброшенным из района Сьерра – Маэстра.

Людьми этого же батальона в последующем обеспечивалась внешняя охрана ППР.

Внутри ограждения портов охрану нёс личный состав прибывших подразделений и выделенные штабом Группы оперативные работники. Подступы к выгружаемым кораблям со стороны моря охраня­ли боевые корабли и катера, а также специально проверенные и подобранные рыбаки из числа мест­ного кубинского населения. Через каждые два часа специально выделенные водолазы проверяли под­водные части кораблей и дно гавани в районе пирса.

Ракетная техника и грузы частей перевозились в позиционные районы только в ночное время не­большими колоннами.

Всего на остров Куба в составе дивизии прибыло: офицеров – 1404, солдат и сержантов – 6462, служащих СА – 90, всего: 7956 человек. Ракет – 42 (в том числе учебных – 6), головных частей – 36, полторы заправки компонентов топлива, машин – 1695, радиостанций – 72, строительных материалов и оборудования – 9425 тонн, продовольствия, снаряжения и обмундирова­ния более 1000 тонн.

Директива генерального штаба №76438 от 8.09.62 г. предусматривала сжатые сроки приведения 51-й ракетной дивизии в боевую готовность. Командование определило следующие сроки: для полков, вооруженных Р-12, — к 1.11.1962 года, а для полков, вооруженных Р-14, — к 1.03.1963 года. (Основные позиционные районы ракетных полков с Р-14 задерживались со строительством, так как не было вовремя доставлено оборудование. Вот почему задерживался его монтаж и испытания.) Комплексные занятия и проверка техники проводились только в темное время суток и в условиях маскировки. К тому же начались непрерывные тропические ливни, которые не давали проводить инженерные работы в некоторых ракетных полках. Из-за муссонных дождей было тяжело добиваться нужной влажности воздуха для наддува баков горючего и окислителя. Отсыревали штепсельные разъемы электросетей и кабелей, что приводило к коротким замыканиям. Для просушки ракет открывали люки и подставляли их под прямые лучи солнца.

 

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление.   Вперед.

 

                                                                        На Главную.