На Главную.

 

Розин Александр.

Основная транспортная магистраль.

Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

7. 1969-1970 годы.

 

После прекращения бомбардировок северо-вьетнамских портов в 1968 г., с помощью советских специалистов была произведена значительная реконструкция и перепланировка порта Хайфон. Группу советских гидротехников, помогавших вьетнамцам увеличить пропускную способность порта возглавлял ленинградец Рэм Лепенич, как он говорил: «Проекты приходится подчас изменять на ходу, условия диктуют». В результате проделанной работы, была углублена сама бухта, появилось новое портовое оборудование и механизмы. После этого Хайфонский порт получил возможность принимать большое число крупнотоннажных судов и вести их обработку круглосуточно.  

Началось воссоздание вьетнамского морского флота. В мае 1969 г. в Хайфоне в дар Вьетнаму было передано прибывшее из Болгарии грузовое судно «Христо Ботев», ставшее флагманом флота ДРВ. Тем не менее, наибольшее количество грузов продолжали доставлять советские суда, проходя сквозь отряды американских кораблей.

В связи с советско-китайским конфликтом, транспортировка грузов для ДРВ по китайским железным дорогам становилась невозможна. Так в конце 1968 г. китайцы задержали советский грузовой поезд, загруженный автомашинами для Северного Вьетнама на китайско-советской границе и держали его в течение трех месяцев. После столкновений в марте 1969 г. на Уссури железнодорожные перевозки были приостановлены до конца мая 1969 г. И как говорил представитель портовых властей Хайфона, в марте и в начале апреля советские железнодорожные поставки останавливались китайцами, и по этому грузы  впредь будут доставляться судами. 

Естественно вся масса этих перевозок легла на суда Дальневосточного пароходства (ДМП). В январе 1969 г. в Хайфон из Владивостока прибыло крупнотоннажное  советское судно с  большими люками «Витим» (Vitim, 1966 г., 9455 GT) с грузом транспортных средств для  Северного Вьетнама. «Витим» был  четвертым судном с большим люком прибывшим в ДРВ с советского Дальнего Востока. Первым  был «Острогожск» (Ostrogozhsk, 1964 г., 11092 GT) прибывший июле 1966 г. и доставивший 977 тонн груза, загруженного в Советской Гавани и Владивостоке, и который не был идентифицирован. Вторым был «Омск» (Omsk, 1961 г., 11067 GT)  прибывший  в сентябре 1967 г. и доставивший  четыре 47 тонных "тяжеловеса", которые были загружены во Владивостоке и не идентифицировались. Третьим был «Воткинск» (Votkinsk, 1967 г., 9455 GT)  прибывший в январе 1968 г. и доставивший только 216 тонн груза, включая “полевые кухни”.

Суда Черноморского пароходства продолжали свои рейсы в сражающийся Вьетнам, вокруг Африки. 2 января 1969 г. в Хайфон прибыло судно «Нижнеудинск» (Nizhneudinsk) с грузом муки и немного едкого натра. В январе 1969 г. «Березовка» (Berezovka) оно доставило 6500 тонн груза из которых 6100 не были определены.

12 января 1969 г. завершил вахту в Хайфоне спасательное судно «Аргус», вернулось 27 января во Владивосток, а на смену ему пришел спасатель «Гелиос» (капитан Кавдейкин Анатолий Михайлович) работавший так же интенсивно с января 1969 г. по 26 сентября 1969 г.  За работу в порту Хайфон А.М.Кавдейкин был награжден вьетнамской правительственной наградой - медалью «Дружба народов».

В феврале 1969 г. за активное участие в доставке грузов Демократической Республики Вьетнам и проявленные при этом инициативу, выдержку и хорошую морскую выучку приказом министра морского флота была награждена большая группа членов экипажей судов нагрудным знаком «Почетному работнику морского флота» и почетными грамотами. В числе награжденных капитаны, механики, боцманы, матросы, радисты и другие моряки. Нагрудным знаком «Почетному работнику морского флота» отмечен труд 29 человек, в том числе капитана теплохода «Тымлат» М.А.Шпица, старшего механика теплохода «Ревда» М.А.Лепаева, донкермана танкера «Анапка» А.Т.Хиврина, матроса 1-го класса танкера «Анива» А.Д.Медведко, плотника танкера «Комсомолец Украины» В.Н.Марченко, начальника радиостанции судна «Аргус» И.И.Карнича, врача теплохода «Чапаев» А.С.Горбатюк, уборщицы танкера «Молодечно» Е.Т.Дьяченко. Почетными грамотами Министерства морского флота награждены 125 человек. Среди них - врач «Аргуса» Е.П.Антонов, радист «Камчатки» В.М.Воронин, буфетчица «Синегорска» Д.С.Говрова, боцман «Александра Грина» И.Г.Шулешко, старший механик «Советска» Н.А.Дудэ, капитан «Дмитрия Гулиа» Л.А.Шугаев, капитан «Партизанской славы» А.В.Мель.

Груз «Витима» был первым состоящим из транспортных средств, которые были отправлены морем из СССР  к Северному Вьетнаму с февраля 1966 г. и первой их отгрузкой через тихоокеанские порты. В апреле и май 1969 г. моряки ДМП выполнили еще три подобных рейса, каждый с существенными грузами транспортных средств. Грузовой теплоход «Орехов» (Orekhov, 1963 г., 11087 GT) прибыв 16 апреля, доставил из Владивостока 1065 тонн транспортных средств, включая 218 грузовиков и 9 санитарных машин. Палубный груз состоял из 44 грузовиков ЗиЛ-157, 6 грузовиков ГаЗ-66 и 16 самосвалов. Грузовой теплоход «Высокогорск» (Vysokogorsk, 1966 г., 9455 GT) выполняя  первый рейс в Хайфон, прибыл туда  26 апреля с 1029 тоннами груза, загруженного в Находке, включая 111 грузовиков ЗиЛ-157, 32 грузовика ЗиЛ-ММЗ-555, 2 грузовика ГаЗ-66 и 64 грузовика ТАГ-53A. На палубе были 44 грузовика и 6 двухэтажных автобусов. Второй раз «Высокогорск»  в Хайфон из Владивостока 20 мая, неся по крайней мере 553 тонны грузовиков, 8 трейлеров, 2 автобусов. Все три рейса получили приоритет на разгрузку  в Хайфоне и  менее чем за четыре дня каждое из них было разгружено.

Все чаще американцы фиксировали доставку военных грузов сухогрузами. 1 апреля 1969 г. сухогруз «Игнатий Сергеев» (Ignatiy Sergeyev) при проходе  Босфора сообщило, что идет в Хайфон из Николаева. Судно сделало незапланированную остановку в порту Сиануквилль (Камбоджа) и вероятно разгрузило военное оборудование согласно соглашению о помощи с Камбоджей. После чего продолжив путь прибыло в Хайфон. 27 апреля 1969 г. в Хайфон прибыл сухогруз «Павловск» (Pavlovsk), он был первым крупнотоннажным судном с большим люком который прибыл  в Хайфон с Черного моря без захода в другие порты с августа 1968 г. Подобный маршрут и поведение судна указывало на использование его для транспортировки вооружений. Из его 6700 тонн груза, 5700 тонн не были идентифицированы. А на фотографиях Хайфона 10 мая 1969 г. специалисты разглядели новые  зенитные орудия (вероятно 100-мм) погруженные на железнодорожные платформы у главного причала. Зенитные орудия появились здесь после разгрузки судна. 

Весной 1969 г. американцами были обнаружены первые морские отгрузки груза Главным Техническим Управлением СССР (ГТУ ГКЭС) для ДРВ. ГТУ часто привлекалось для отгрузки боевой материальной части и военного оборудования поддержки, таких как грузовики, радары в зарубежные страны. Первый груз ГТУ  прибыл в Хайфон из Ильичевска  15 апреля на борту советского универсального сухогруза с большим люком «Партизанская Искра» (Partisanskaya Iskra). Судно прошло Босфор 24 февраля, объявив, что следует к Сингапуру. Перед заходом в Сингапур оно зашло в Джакарту и Сурабайя. Из 7000 тонн доставленного в Ханой груза 2200 тонн были неопределенны.  Вторая морская отгрузка ГТУ была на борту сухогруза «Партизанская Слава» (Partizanskaya Slava) прибывшего в Хайфон из Николаева в июле 1969 г. Военные грузы видимо также были доставлены на борту сухогрузов «Брацлав» (Bratslav) и «Октябрьская Революция» (Oktyabrskaya Revolyutoiya). «Брацлав» (Bratslav) доставил в Хайфон 4200 тонн груза из которых 3500 тонн были неопознаны, в том числе и 12 контейнеров отправленных Авиаэкспортом. 1 июля в Хайфон прибыл, выполняя второй рейс в этот год сухогруз «Березовка» (Berezovka).

26 августа 1969 г. из Хайфона в Находку вышел советский теплоход «Ильич». На его борту находилось около 900 вьетнамских юношей и девушек, отправившихся на учебу в Советский Союз и страны Восточной Европы. В это время в порту разгружались советские теплоходы «Можайск» и «Белицк», а два других теплохода «Бакуриани» и «Лесозаводск» - ожидали своей очереди. 

8 сентября советская партийно-правительственная делегация во главе с членом Политбюро ЦК КПСС, Председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгиным посетила город Хайфон. Там помимо встреч с вьетнамцами они побывали в Хайфонском порту, где посетили советское судно «Гелиос» и вьетнамское судно «Батьданг», беседовали с капитанами советских судов, стоящих в порту.

Всего в 1969 г.  суда Дальневосточного пароходства совершили 100 рейсов в Северный Вьетнам.

1969 г. выдался поистине горячим для моряков  советских разведывательных кораблей у берегов Вьетнама.

22 апреля 1969 г. в Южно-Китайском море пытаясь выдворить СРЗК «Пеленг» (командир корабля капитан-лейтенант Гуляев Александр, командир группы ОСНАЗ капитан 2 ранга Н.Фадеев) из района слежения за авианосцем, палубный штурмовик «Скайхок» произвел бомбометание по курсу движения корабля по носу и корме на удалении 1-2 кабельтовых от корабля. Сбросил 3 бомбы. Прямых попаданий и повреждений СРЗК не имел.

17 октября 1969 г. МРЗК «Гидрофон» (тип «Океан», капитан-лейтенант А.А. Плотников) лежал в дрейфе в 6 милях от Дананга. От берега в направлении судна вышли 2 катера под южновьетнамским флагом. «Гидрофон»  сразу направился подальше в нейтральные воды. Катера следом, один из них, артиллерийский катер HQ 601 «Тиен Мои» в 13.50 открыл по судну огонь из автоматической пушки и пулемета. Два снаряда разорвались рядом с кораблем,  корпус и надстройки были повреждены осколками. От флага клочья остались. Рацию разбили, и у судна двое суток связи не было. К счастью никого не задело. Всю документацию и секретную аппаратуру погрузили в мешки и у борта поставили, для ликвидации, если южно-вьенамцы попытаются захватить судно. Опасались высадки десанта, поэтому приготовились к затоплению, так как защищаться было фактически нечем, только стрелковое оружие: пистолеты у офицеров (8 шт.) и 12 автоматов с 2 рожками каждый.  Но они ограничились этим обстрелом и ушли км берегу.  Южновьетнамские официальные представители заявили 17 октября, что их  патрульные суда открыли огонь и поразили советское судно, которое как они его описали является разведывательным траулером. Как было сказано,  судно проигнорировало предупреждения и зашло  во вьетнамские территориальные воды у Дананга. Вьетнамское судно сигнализировало траулеру остановиться, когда он проигнорировал сигналы, был сделан предупредительный выстрел. Траулер и после этого отказался останавливаться, тогда был открыт огонь. Траулер был поражен, но ушел в море. 

Хотя американцы и заявили, что они к обстрелу советского судна отношения не имели, но без американцев видимо не обошлось. Американские морские чиновники признали, что траулер прибыл из самой северной части Тонкинского залива. Советское судно ими было обнаружено 16 октября и держалось под наблюдением, поскольку оно приблизилось к южновьетнамскому побережью. Видимо информацией о нем американцы и поделились с союзниками, чтобы оставаться в стороне. Тем более что до этого они трижды в Тонкинском заливе обстреливали китайские суда. 19 и 24 сентября американский крейсер, эсминец, самолеты и вертолеты обстреляли 24 китайских рыболовных судна. А 4 октября 2 американских  самолета обстреляли 4 других китайских судна. 10 октября Пекин заявил США протест, американцы, подтвердив, что их суда и самолеты были в том районе, но заявили, что они стрельбы не вели.

Как только стало известно о случившемся на смену «Гидрофону» в срочном порядке послали МРЗК «Протрактор». С него при смене в заданном районе, высадили на «Гидрофон» моряков, которые должны были демобилизоваться осенью 1969 года. Юрий Иванович Абросимов, командир «Протрактора», устроил горячий приём командиру «Гидрофона», они долго беседовали. Потом три почётных круга под марш "Славянки", и «Гидрофон» убыл на базу.  Образец мужества и героизма в этой сложной обстановке проявил весь экипаж корабля, а наиболее отличившиеся были награждены медалью «За боевые заслуги».

В декабре 1969 г. южновьетнамским патрульным кораблём вблизи территориальных вод Вьетнама в Тонкинском заливе был обстрелян МРЗК «Протрактор» (командир  капитан 3 ранга Ю.И. Абросимов). В результате обстрела был ранен в ногу матрос А.Н. Лебедев. Корабль получил 16 пулевых пробоин в борту выше ватерлинии, была выведена из строя часть аппаратуры, Но боевую службу корабль не прекратил, он  отошёл мористее и продолжал выполнять задание. 

В дальнейшем интенсивность перевозок то возрастала, то несколько уменьшалась, тем не менее, оставаясь на значительном уровне. Так в  1970 г. советские суда доставили такое количество грузов в ДРВ, что для их перевозки по железной дороге потребовалось бы около тысячи составов. В январе - апреле 1970 г. шестьдесят советских судов зашли в северо-вьетнамские порты, чтобы разгрузить продовольствие, машины, оборудование для более чем двухсот промышленных и сельскохозяйственных проектов возводимых с советской помощью.

При этом советская сторона поднимала вопрос об эффективности использования экономической помощи Советского Союза. К августу 1970 г.  по подсчетам представителя ГКЭС в Ханое в ДРВ скопилось оборудование, поступившее из Советского Союза для более чем 90 промышленных предприятий и других объектов, причем половина из них должна строиться с помощью Советского Союза. Значительная часть этого оборудования лежит  не первый год без использования. В этой связи советская сторона настаивала на принятие соответствующих мер по строительству названных объектов и надлежащему использованию оборудования.

 

Литература.

 

 

 

 

 

1  2  3  4  5  6  7

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. 

 

На Главную.