На Главную.

 

Розин Александр.

Основная транспортная магистраль.

Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

5. 1967 год.

 

Китайская позиция.

 

Следующий год спокойнее не стал, тем более что с лета маршрут советских судов, шедших из черноморских портов, увеличился в три раза до 17 тысяч миль из-за закрытия Суэцкого канала.

Отказ Пекина от единства действий с социалистическими странами в вопросе помощи Вьетнаму был подтвержден XI Пленумом ЦК КПК, состоявшимся в августе 1966 г. Отмечая негативные последствия раскольнического курса китайского руководства, Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин в октябре 1966 г. подчеркивал: «Если бы американский империализм встретился с общим отпором всех стран социализма, с их единой политикой, то можно не сомневаться, что его бесчинствам во Вьетнаме в короткий срок был бы положен конец и агрессия была бы пресечена. Серьезным препятствием в борьбе за это священное дело стала позиция Китая». В начале 1967 г. Советское правительство снова неоднократно обращалось к правительству КНР с призывом наладить сотрудничество в оказании помощи Вьетнаму. В апреле 1967 г. в речи на Конференции европейских  коммунистических  и  рабочих партий в Карловых Варах Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев заявил: «...ЦК КПСС и Советское правительство готовы к осуществлению единства действий с Китаем в планировании и практическом осуществлении  помощи   борющемуся   Вьетнаму.   Мы готовы к такому единству действий в самом широком плане». Эти призывы были также отвергнуты Пекином. 30 апреля 1967 г. на страницах «Жэньминь жибао» было заявлено: «Мы ни в коем случае не пойдем на единство действий. Так было в прошлом, так есть теперь, так будет всегда в будущем».

Политика Пекина в отношении Вьетнама в период «культурной революции». В 1967 г., когда США довели численность своих войск во Вьетнаме до 500 тыс., антисоветская истерия в Китае достигла особого накала. В заявлениях ряда китайских руководителей в тот период сквозила  неприкрытая угроза разорвать советско-китайские отношения. Это означало, в частности, прекращение перевозок во Вьетнам через территорию Китая советского вооружения и других товаров, поставки которых по необходимости все более увеличивались. Задержки китайскими властями  железнодорожных  эшелонов с грузами из СССР стали тогда обычным явлением. Поощряемые   маоистскими   лидерами   хунвэйбины устраивали налеты на эшелоны и грабили их, в июне-июле 1968 г. к месту назначения не прибыли целые поезда с грузами советских военных материалов. Американский журнал «Коверт экшн» сообщал о фактах присвоения Китаем в период «культурной революции» новейших видов советской военной техники и оружия, в том числе и ракет «земля-воздух», предназначавшихся для ДРВ. Наряду с препятствиями, создаваемыми для транспортировки советских грузов в ДРВ, КНР резко сократила собственные поставки Вьетнаму, поскольку развязанная «культурной революцией» анархистская стихия привела китайскую экономику к полному развалу.

Китайцы чинили препятствия и в морских перевозках, осуществлявшихся Советским Союзом для ДРВ с использованием портов Китая. В сентябре 1966 г. китайцы на несколько дней задержали танкер «Амурск» в Шанхае. 8 декабря 1966 г. китайские власти задержали в порту Дальний советский теплоход «Загорск» и удерживали его под арестом до 28 декабря 1966 г. Поводом послужил отказ капитана Г.Д.Наумова выполнить распоряжение китайского лоцмана при выходе из порта, так как оно угрожало безопасности судна. 20-21 июля 1967 г. в Желтом море военный корабль и вооруженные суда КНР предприняли действия угрожающего характера против советского судна «Гидрограф», находившемуся в нейтральных водах. В августе 1967 г. в порту Дальний китайскими властями преднамеренно были созданы условия, при которых советские теплоходы «Туркестан» и «Камчатсклес» не имели возможности войти в порт и осуществить погрузку, после чего 15 августа они ушли без груза.  С 27 марта  по 5 апреля 1968 г. в порту Вампу незаконно удерживался советский танкер «Комсомолец Украины» (капитан И.Г.Косяков), перевозящий грузы в ДРВ.

«Культурная революция» в Китае по существу поощрила американскую военщину на расширение военных действий во Вьетнаме. Она вселила веру в правящие круги Вашингтона, что Китай, переживающий огромные внутриполитические потрясения, меньше, чем когда-либо, способен стать серьезным препятствием на пути эскалации войны. Подобная уверенность была, в частности, высказана газетой «Вашингтон пост» в связи с распространением американских бомбардировок на Ханой и Хайфон. Газета писала: «Президент дополнительно изучил сведения разведки из Китая, показывающие, что Китай в настоящее время увяз в глубоком политическом кризисе... Он явно не может вступить в войну против США».

 

Увеличение грузопоставок.

 

В январе 1967 г. 37 судов пришли в порты Северного Вьетнама, 31 судно было из коммунистических стран - 16 советских, 11 китайских (одно китайское судно прибыло из Румынии с зерном и транспортными средствами), 2 польских (в том числе «PHENIAN») и 2 болгарских. Из некоммунистических стран пришли 6 судов все под британским флагом, в том числе танкер «Taipiepg» с 8.000 тонн топлива из Шанхая, это был первый танкер из некоммунистических стран который нес нефтепродукты с мая 1965 г. 37 судов доставили  85 100 тонн грузов, почти на 10 %  больше чем средний ежемесячный объем в 1966 г. Импорт продовольствия - сахар, рис, кукуруза, и мука пшеницы - насчитывали 23 800 тонн, в сравнении с ежемесячным средним числом в 4.000 - 5.000 тонн в 1965 г.  и в 1966 г., было  результатом плохого урожая риса 1966 г. Нефтяной импорт насчитывал 28 300 тонн, самый высокий уровень с мая 1966 г.: советские пять танкеров и сухогруз поставили почти 19.400 тонн из портов СССР, из Китая почти 1.900 тонн в бочках на британском сухогрузе и 7.000 тонн на британском танкере. Все танкеры разгружались в баржи в Song Bach Dang.

Из 16 советских судов прибывших в Северный Вьетнам, пять были малотоннажными танкерами доставляющими нефть небольшими порциями. Раньше до разрушения нефтехранилищ в Хайфоне летом 1966 г. то же количество топлива доставлялось двумя большими танкерами класса "Ленинград". Четыре танкера прибыли из Владивостока, а пятый «Абакан» (1.770 GRT), недавно построенный прибыл из Черного моря. Предполагалось, что он будет использован для снабжения топливом между небольших вьетнамских портов, на внутренних водных путях до Ханоя, он использоваться не мог из-за большой осадки. Из 11 прибывших сухогрузов, пять были в балласте, три доставили удобрения и общий груз из черноморских портов, два  - пшеничную муку из Владивостока и один древесину из Камбоджи. Среди них отмечалось необычно большое количество - семь сухогрузов для использования в чартере Вьетфрахта. В течение 1966 г. приблизительно пять советских судов были  в чартере у ДРВ: три согласно чартеру времени и два на чартерах рейса. Нынче  четыре советских судна работают согласно чартеру времени к Северному Вьетнаму и более дюжины чартерных рейсов намечено на февраль и начало марта.  Тринадцать советских судов, включая четыре танкера, покинули Вьетнам в январе. Четыре сухогруза несли уголь в Японию, один вез цемент в Камбоджу, три общий груз для Гонконга, Сингапура и черноморские порты и один в балласте.

В феврале  1967 г. 42 судна пришли в порты Северного Вьетнама, 37 судов были из коммунистических стран - 24 советских, 10 китайских, 1 болгарское и 2 польских. Из некоммунистических стран пришли 5 судов - 1 кипрское, 1 под флагом Мальты и 3 под британским флагом.

Порт работал интенсивно, что требовало от лоцманов полной отдачи. Корреспондент газеты «Правда» Васильев Алексей Михайлович, прибывший 22 февраля 1967 г. на теплоходе «Нагаево» из Владивостока с 3200 тоннами муки был удивлен количеством советских судов там. Вслед за «Нагаево» подошел танкер «Батуми», мимо них из Хайфона в Гонконг, проследовало судно «Зея», зафрахтованное ДРВ, а в порт Камфа для приема угля прошел «Сучан», разгрузившийся в Хайфоне. В порту у причала стояли теплоходы «Белгород-Днестровский» и «Зайсан». И это только советские суда, так что можно понять напряжение с каким приходилось работать вьетнамским лоцманам на 40 километровом фарватере.  Так проводивший «Нагаево» лоцман Нгуен Ван Тьен к этому моменту три ночи подряд проводил в Хайфон советские и польские суда. К чему приводили ошибки экипаж убедился когда на подходе к порту ему пришлось обходить сидевшее на мели поперёк реки китайское судно. 

15 февраля 1967 г. в 13.00 американские самолеты сбросили две бомбы на порт Камфа. У причала стоял под погрузкой угля на Японию теплоход «Хороль», на внутреннем рейде - теплоходы «Тымлат» и «Монгугай» Дальневосточного пароходства. К счастью, порту и судам никаких повреждений нанесено не было. Еще раньше бомбили китайские суда на рейде порта Камфа.

В феврале 1967 г. генерал Марк Кларк, бывший командующий войсками США в Корее, а ныне один из консультантов Конгресса, потребовал усилить бомбардировки, а также блокировать доступ грузов в Хайфон. Кроме того, стало известно о разрабатываемых Пентагоном планах бомбардировок аэродромов ДРВ, доков Хайфона и минировании Хайфонского порта. А эти планы вплотную затрагивали безопасность судов доставлявших грузы. Большую роль помимо СССР в этом  играло польское морское судоходство, особенно польско-китайская компания Chipolbrok. Более чем за два года эскалации в хайфонском порту побывало около 30 польских кораблей, в том числе «Ганка Савицкая», «Крашевский» (капитан Ежи Рачковский), «Дружба народов» (капитан Войцех Ожажевкий), «Мариана Бучека», «Яна Матейко» и другие. 

В марте 1967 г. 42 судна пришли в порты Северного Вьетнама, 39 судов были из коммунистических стран - 23 советских, 12 китайских, 1 болгарское и 3 польских. Из некоммунистических стран пришли 3 судна все под британским флагом. Ими было доставлено 27.500 тонн топлива, за исключением 2.800 тонн бензина отправленного в бочках из Китая на борту судна под британским флагом, все остальные морские поставки топлива были обеспечены СССР. Тем не менее, март был третьим подряд месяцем, в котором Китай отправил нефть Северному Вьетнаму на судах свободного мира. 

23 советских судна поставили в марте рекордный объем грузов - 96 200 тонн (68 % морского импорта), 82.800 тонны которого имели советское происхождение, это количество значительно превысил среднее ежемесячное количество грузов доставленных советскими судами  в 1966 г. и в первой четверти 1967 г. 11 сухогрузов прибыли из советских портов, 6 крупнотоннажных сухогрузов из Новороссийска с 49.100 тоннами груза, в основном удобрения и разный общий груз, пять грузовых судов прибыли из Владивостока - три с 9.200 тоннами зерна и два в балласте. Шесть малотоннажных советских танкеров доставили 24.000 тонны оптовой нефти из СССР (20 000 тонн из Владивостока и 4.000 тонны из Черного моря), кроме того почти 700 тонн  топлива доставили на черноморских сухогрузах. Пять танкеров прибыли из Владивостока, а один из Черного моря выполняя переход на Дальний Восток. Советский танкер «Абакан» продолжал с января 1967 г. находиться в Хайфоне. Шесть советских судов достигли Северного Вьетнама с 13.900 тоннами груза из иностранных портов. Одно несло 8.000 зерна и общий груз из Румынии, два транспортировали удобрения и общий груз из Северной Кореи, небольшие объемы общих грузов несли два советских судна из Гонконга и одно из Японии.

Пять танкеров и 18 сухогрузов оставили Вьетнам в марте. Все танкеры пошли во Владивосток. Только два сухогруза отправились в порты соцстран (один в СССР и один в Северную Корею). Пять пошли в Гонконг с цементом, углем, и другими экспортными грузами; четыре с углем и чугуном в чушках в Японию; три с  цементом в Камбоджу, два  в Сингапур с маленьким объемом общего груза и два вышли в балласте идя в Индонезию. Все это объясняется тем, что 8  из советских судов, заходивших в ДРВ в марте, были в чартере у Вьетфрахта. Сухогруз «Зея» находящийся в чартере времени, выполнял рейсы в Гонконг, зарегистрировано два прибытия и три отъезда из Северного Вьетнама в марте. Советское судно, которое прибыло с зерном из Румынии и шести советских судов, которые покинули ДРВ выполняли чартерные рейсы.

Начало 1967 г. ознаменовалось улучшением обработки судов в порту Хайфон. Особенно это было заметно в марте. Так, если в I квартале 1967 г. из 28 сухогрузных судов было выгружено 135 тыс. тонн генеральных грузов, то в марте из 14 судов выгружено 70 тыс. тонн, а из 14 танкеров и выгруженных из них 61 тыс. тонн нефтепродуктов в марте было 6 танкеров и 24 тыс. тонн топлива.

 

В районе боевых действий.

 

Ситуация с бомбардировками в марте еще более усугубилась. 9 марта американские бомбардировщики нанесли удар по металлургическому комбинату в Тхайнгуйене, в 80-км к северу от Ханоя. Бомбардировкам подвергся также угольный бассейн в Хонгае, и населенные пункты в окрестностях Хайфона. Согласно заявлениям Пентагона, американским летчикам запрещалось до этого времени бомбить в ДРВ три объекта: Хайфонский порт, военные аэродромы и металлургическому комбинату в Тхайнгуйен. Бомбардировка свидетельствовала, что запреты постепенно снимались на пути эскалации воздушной войны. 10 марта в течение часа американские самолеты летали над Хайфоном, пикируя на объекты, расположенные в его окрестностях. Некоторые ракеты разорвались в 150 метрах от гостиницы Катби, где обычно останавливались иностранные моряки. 11 марта в 10.30 последовал новый массированный налет на Хайфон. Опять ракеты падали на жилые кварталы, были убитые и раненые. Ударам подверглись маяк на оонзау и флотилия рыболовецких джонок. В последующие дни налеты на окрестности Хайфона не прекращались.  22 марта президент Джонсон разрешил нанесение ударов по двум тепловым электростанциям Хайфона.

При этом риск попасть под случайную бомбу у наших моряков был и на внешнем рейде когда американцы при бомбардировках  Хайфона наносили удары и по  зенитным точкам на китайских транспортах которые обстреливали американские самолеты. Прибывший в первых числах марта 1967 г. на теплоходе «Раздольное» советский художник Илья Глазунов вспоминал: «На внешнем рейде Хайфона теплоходу предстояло ждать несколько суток, пока подойдет очередь и освободится место в порту. А очередь довольно большая: два советских теплохода - «Берислав» из Одессы и «Кандалакшалес» из Архангельска, польский - «Конопницка» из Гданьска, один старенький под английским флагом из Лондона, два китайских с номерами, все разрисованные огромными красными иероглифами.

Не успел наш теплоход отдать якорь, как в стороне Хайфона началась частая стрельба, послышались разрывы бомб и прямо над нами совсем низко пронеслись два американских «фантома». С китайских кораблей открыли стрельбу. Там стояло по нескольку крупнокалиберных пулеметов. Стреляли они, правда, в «белый свет», работали «на публику».» Подобная стрельба «на публику» вела не только к обстрелу китайских судов, что было часто, но и к случайным попаданиям в другие суда.

В конце марта 1967 г. старший представитель Министерства морского флота СССР в ДРВ Николай Иванович Ковалев через советское посольство в Ханое получил уведомление из министерства морского флота СССР, а затем и через капитана судна прибывшего в Хайфон, что с 21 марта 1967 г. для всех членов экипажей  советских судов совершающих рейсы в ДРВ устанавливаются дополнительные надбавки в 50% за нахождение в районе боевых действий. Район боевых действий имел границы 7 - 23 ° северной широты и 105 - 115 ° восточной долготы.  Это решение касалось многих моряков.  Так, в начале марта в Хайфоне теплоход «Межгорье» выгружал оборудование, «Берислав» - удобрения, «Ванино» и «Раздолье» - муку, «Галич» - химикаты. Многие суда с военными грузами, промышленными и продовольственными товарами, оборудованием, металлом шли в это время во Вьетнам, в том числе - теплоходы «Моздок», «Лениногорск», «Можайск», «Березники», «Алексей Толстой». Кроме того, из Новороссийска и Владивостока готовились выйти в ДРВ «Балашиха», «Брянский рабочий», «Симферополь», «Комсомолец Приморья».

В апреле 1967 г. 37 судов пришли в порты Северного Вьетнама, 32 судна было из коммунистических стран - 18 советских, 10 китайских, 4 польских (в том числе «KRASZEWSKI» и «KOSCIUSZKO»). Из некоммунистических стран пришли 5 судов - 1 кипрское и 4 под британским флагом. Они доставили 141.500 тонн груза, только немного меньше чем рекордный объем, поставленный в марте. Стальные изделия, строительное оборудование, грузовики, баржи, машины, каучук, и коксовый уголь были основными компонентами рекордных 65.300 тонн общих грузов. Продовольствия было доставлено 37.300 тонн, с учетом этого за четыре месяца общее количество доставленного продовольствия составило 108.800 тонн, по сравнению с 77.600 тоннами за весь 1966 г. Нефтепродуктов было доставлено только 13.000 тонн, что очень мало по сравнению со средним количеством почти  в 26.000 тонн в месяц в период декабрь 1966 г. -  март 1967 г.

Советские суда несли почти 53 % всех импортных и экспортных грузов в апреле. 18 советских судов доставили 71.400 тонн груза, из которых только 100 тонн имели не советское происхождение. Главная часть - 55. 100 тонн советских грузов прибыл из Новороссийска на семи сухогрузах. Семь советских судов - три малотоннажных танкера, три сухогруза с мукой и  одно судно в балласте  прибыли из Владивостока. Четыре других советских судна пришли из заграничных портов - три из Гонконга и один из Бангкока. Из 13.000 тонн топлива, только 500 тонн доставило китайское судно из Румынии, остальные 12.500 тонн имели советское происхождение. 11.900 тонн прибыли в трех малотоннажных  танкерах из Владивостока, остальные 600 тонн в бочках на сухогрузах. В мае ожидается прибытие 11.000 тонн на танкере из Черного моря.  17 советских судов в апреле покинули Вьетнам. Три танкера и три сухогруза уехали в балласте, пять судов несли уголь в Японию, два несли общий груз в Гонконг,  три несли маленький объем общего груза в Сингапур, Индонезию и одно ушло с цементом в Камбоджу. Три советских фрахтовщика находились в чартеру времени и выполняли внутренние рейсы между портами Северного Вьетнама, четыре других советских судна были в чартерных рейсах из ДРВ за границу. Эти суда несли 26. 000 тонн экспортных грузов в апреле из Северного Вьетнама. 

В апреле ситуация начала накаляться, что сразу ощутили наши моряки. 12 апреля к Хайфону подошел черноморский сухогруз «Брянский рабочий», имевший на борту среди прочего 96 тонн артиллерийских снарядов для вьетнамских зенитных пушек. Несмотря на это к причалу его  не пустили, так как не было места, а поставили на якорь у устье реки Бах Данг, где он и простоял до 26 апреля. При этом он был под пристальным наблюдением американцев, 20 - 25 апреля их самолеты неоднократно облетали корабль на низкой высоте психологически воздействуя на экипаж.

14 апреля вечером во время очередного налета на Хайфон над теплоходом «Можайск», стоявшим у причала в порту, пролетела ракета, запущенная с американского самолета, пронесшегося на бреющем полете над городом. Ракета упала и взорвалась за рекой в 200 метрах от судна.

15 апреля 1967 г. самолеты ВМС США подвергли удару склад боеприпасов на  авиабазе Cat Bi около Хайфона. 20 апреля 1967 г. авиация США подвергла варварским налетам морские ворота ДРВ - порт Хайфон. В двух налетах в 10.50 и в 15.32 приняли участие 86 американских самолетов. Бомбардировкам подверглись такие крупные промышленные объекты, как цементный завод, электростанция. Американцев встретил зенитный огонь, в результате были сбиты 5 самолетов. Помимо 500 и 1000 кг фугасных бомб, американские самолеты сбросили на город большое количество контейнеров с шариковыми бомбами, предназначенными для уничтожения живой силы на поле боя. Причем второй, дневной налет был направлен, прежде всего против людей, которые устраняли повреждения, причиненные утренней бомбардировкой, - гасили огонь пожаров, вытаскивали из-под развалин убитых и раненых.  В результате двух налетов погибло 44 хайфонца, ранено 117, в том числе женщины и дети.  Американцы заявили, что им удалось с первого раза поразить и вывести из строя электростанции питающие порт. Однако как сказал на пресс конференции заместитель председателя административного комитета Хайфона До Тинь, электростанция и цементный завод были только слегка повреждены и продолжают нормально функционировать. 

К заявления о результативности ударов и тех и других во время войны наши относились осторожно. Виктор Теплов, специалист из научно-технической группы при военном атташе СССР в ДРВ вспоминал: «Вьетнамцы прикладывали много усилий, чтобы внушить населению и американцам, что бомбардировки не достигают целей. Я был во Вьетнаме трижды, в общей сложности около двух лет. И ни одного раза я не видел на улице ни единого калеки. Как говорили наши офицеры, чтобы не пугать народ, их увозили в специальные места, где они должны были находиться до конца войны. А с пропагандой доходило до смешного. В их официальных сообщениях тщательно перечислялись потери от очередного американского налета: один буйвол, три свиньи, семь кур, человеческих жертв - нет. Причем, количество животных в этих сводках тоже строго лимитировалось.»

Примерно тоже рассказывал и Николай Ковалев, бывший старший представитель Министерства морского флота СССР в ДРВ: «Вьетнамцы старались как можно скорее ликвидировать все последствия американских ударов. Фотографировать разрушенные здания и сооружения категорически запрещалось. В портах раненых быстро переносили на баржи и отправляли в госпиталь. Какая бы жара ни стояла, раненых накрывали брезентом, чтобы вид их страданий не влиял на стойкость остальных граждан.»

Так что наши моряки становились более надежными источниками сведений для флотского руководства. Сразу после бомбардировок очевидец тех событий первый помощник капитана танкера «Амурск» В.В.Липчанский рассказал об увиденном корреспонденту «Известий» П.Демидову: «… К небу поднимаются черные клубы дыма, и пламя пожарищ освещает по ночам город.

Мы стоим на рейде. Катер отвозит нас на берег. Здесь в порту, нас встречают следы недавней бомбежки. Разбиты причалы, склады.

Вечером, когда другие города отходят ко сну, здесь начинается трудовая напряженная жизнь. Днем сюда прилетают американские самолеты. И потому здесь особенно дороги ночные минуты.»

Бомбардировка Хайфона негативно сказывалась на советско-американских отношениях, об этом в частности 24 апреля писал в Вашингтон посол США в Москве Томпсон. Но это не остановило ястребов в Белом Доме.

24 апреля около 16.00 в порту на траверзе причала № 1, где стояли теплоходы «Балашиха», «Магнитогорск» - причал № 2, «Лениногорск» - причал № 3, с самолета в реку упала и взорвалась ракета на расстоянии 300-400 метров от наших судов.

25 апреля Хайфон дважды бомбили. Они обстреливали из ракет и бомбили цементный завод, нефтесклады, электростанцию, другие промышленные объекты, жилые кварталы, зенитные батареи. Одна ракета упала около дома для гостей административного комитета города и городской паромной переправы на расстоянии около полукилометра от Представительства Морфлота СССР. Самолеты потопили баржу в районе якорной стоянки Куангы. Над Хайфоном было сбито 12 самолетов. Один летчик был взят в плен. Но город и порт на два дня остались без света.  Американские самолёты обстреляли  торговое судно из Гонконга под британским флагом «Дартфорд» (Dartford) водоизмещением в 4 тысячи тонн, стоящее на якоре напротив цементного завода в Хайфоне. Британский флаг на корабле был сбит. Обстрелу подверглись машинное отделение и носовая часть судна. Шесть моряков, 5 китайцев и 1 англичанин были  ранены, двое тяжело. Английский моряк спустя неделю умер в Хайфонском госпитале.   «Dartford» принадлежит компании  Ocean Trarnping Company, Ltd., из Гонконга. Эта компания управляется коммунистическим Китаем. Суда этой компании, выполнили  32 из 43 рейсов сделанных в Северный Вьетнам судами под британским флагом в период с 1 января 1966 г. по 30 апреля 1967 г. 

Как обычно американцы заявили, что судно получило повреждения от падений осколков зенитных снарядов. Об этом сообщили моряки британского судна «Ardrossmore» ставшего на якорь в Хайфоне 25 апреля. С их слов американские самолеты атаковали цементный завод со стороны гавани, пролетая над  «Dartford» и «Ardrossmore». Китайское судно, находившееся рядом открыло по ним огонь из пулемета 50 калибра «вероятно, что Dartford был поражен его оружием и может быть поражен также огнем от другого суда и от батарей на причале». Барни Джайлс (Barney Giles), второй помощник «Ardrossmore»  сказал что они зарегистрировали формальную жалобу через агентов судна на действия  китайских моряков которое могло вызвать ответные американские действия, опасные для другие торговых судов поблизости. «Гавань была полна иностранных судов», - сказал он, «но только китайцы, присоединились к ведению огня, который лился в небо от северо-вьетнамских буксиров, катеров и от винтовок охранников на берегу».

После бомбардировки цементного завода в Хайфоне 20 и 25 апреля прекратилась поставка цемента на экспорт. Болгарский теплоход «Васил Левски», начавший до этого частичную погрузку 7000 тонн цемента на Сиануквиль (Камбоджа), выгрузил уже погруженный цемент. Китайский теплоход «Хэпин» из запланированных 3 тыс. тонн погрузил только 1,5 тыс. тонн, а нашему теплоходу «Балашиха» было отказано в погрузке 6 тыс. тонн цемента на Сиануквиль.

26 апреля на Хайфон были совершены новые налеты, в городе 8 раз объявлялись воздушные тревоги. Впервые в воздушном бою участвовали вьетнамские МиГ-19 и МиГ-21. Было сбито 5 американских самолетов и 1 вертолет, пытавшийся подобрать сбитого американского летчика.   И все это время в порту находились наши суда, в том числе «Лениногорск», «Магнитогорск», «Балашиха», «Севастополь», «Туркестан» и другие.

Несмотря на угрозы работа порта продолжалась. Собственный корреспондент «Известий» М.Ильинский посетивший порт записал в дневнике: «27 апреля. 2 часа 20 минут. Хайфонский порт продолжает работать. Производится разгрузка нескольких судов. Подхожу к советскому кораблю «Балашиха». Разговаривая с моряками. Второй радист Н.И.Иванов рассказывает, что в последние дни агрессоры совершали варварские налеты на район Хайфонского порта. Две ракеты разорвались в 150 метрах от советского корабля. На палубе были собраны сотни осколков от снарядов и бомб. Экипаж судна продолжал работать нормально. Электрик «Балашихи» В.А.Капитанский отметил, что противовоздушная оборона надежно охраняет работу порта.»

После бомбардировок Хайфона вьетнамская сторона постаралась разгрузить порт. 2 мая 1967 г. ЦК КПВ приняло постановление о ускоренном вывозе доставленных судами грузов из района порта и со складов Хайфона. Но даже с учетом дополнительно привлеченного транспорта транспортировка грузов шла не достаточно быстро. Советские корабли продолжали стоять на рейде и в порту Хайфона дольше положенного, при этом по логике вьетнамцев они выполняли две задачи, сохраняли в безопасности грузы, находящиеся на борту и прикрывали собой гавань от авиационных ударов.

В такой ситуации старший представитель Министерства морского флота СССР в ДРВ Н.И. Ковалев, направил в министерство для рассмотрения ряд рекомендаций для обеспечения безопасности советских судов в портах ДРВ:

1. Нанести на бортах и на люках самых больших трюмов красные флаги СССР, чтобы при облетах американским летчикам с воздуха была видна принадлежность судна.

2. Выдать экипажам судов, следующих на Вьетнам, армейские каски и запретить во время пребывания во Вьетнаме выход на палубу без них.

3. Усилить на судах, направляющихся во Вьетнам, противопожарные средства и  обеспечить каждого моряка противогазом.

4. Направить в Хайфон спасательное судно для оказания помощи советским судам в случае необходимости.

5. Договориться на правительственном уровне об обеспечении на этом спасателе постоянно работающей радиостанции.

6. Договориться также об использовании представителем Морфлота этой радиостанции в любое время, особенно для немедленного информирования Центра и посольства в случаях нападения американской авиации на советские суда в портах ДРВ.

 

В мае 1967 г. 40 судов пришли в порты Северного Вьетнама, 31 судно было из коммунистических стран - 18 советских, 10 китайских, 2 польских (среди груза баржи, буксирные суда) и 1 кубинское с 12.200 тоннами сахара и продуктов. Из некоммунистических стран пришли 9 судов - 1 кипрское с рисом из Камбоджи, 1 мальтийское с баржами, тракторами, цистернами и джипами из Румынии и 7 под британским флагом, в том числе танкер из Китая с 7.000 тонн нефти. Они доставили в мае 147.400 тонн грузов, самый высокий ежемесячный объем за два с половиной года. Морской импорт продовольствия насчитывал 69.400 тонн, из них 38.800 тонн главным образом  риса из Китая, из  СССР 16.800 тонн пшеничной муки и 800 тонн молочных продуктов, с Кубы 12.200 тонн сахара и продуктов. Нефтяные поставки в мае насчитывали 35.700 тонн, из них 7000 тонн обеспечил Китай и почти 600 тонн в бочках были отправлены из Польши и Румынии. Всего суда под британским флагом, принадлежащие Гонконгским компаниям, доставили почти 21.600 тонну нефти из  Китая за первые пять месяцев 1967 г. Эти поставки составляли приблизительно 17 % морского нефтяного импорта за тот период. Большая часть нефти из Китая - 19.600 тонн - была поставлена судами компании Ocean Tramping Co., Ltd., из Гонконга, которая находится под китайским контролем. Экспорт северо-вьетнамских товаров сократился  до самого низкого уровня. Перевозки угля продолжали снижаться из-за повреждений электростанций и объектов по переработке угля, поставки цемента прекратились после вывода из строя в апреле цементного завода в Хайфоне.

Восемнадцать советских судов пришли в Северный Вьетнам в мае. Пять танкеров доставили 26.700 тонн нефти - четыре из Владивостока (15.900 тонн) и один с Черного моря (10.800 тонн), еще 1.400 тонн топлива было доставлено на сухогрузах. Пять сухогрузов несли пшеничную муку из Владивостока, четыре сухогруза пришли из черноморских портов и три прибыли в балласте. Среднее время, затрачиваемое в порту для разгрузки небольших сухогрузов в мае составляло 17 дней, по сравнению с 12 днями в апреле и средним значением 13 дней в 1966 г. Большие сухогрузы прибывшие из черноморских портов в среднем разгружались 30 дней, по сравнению со средним значением в 21 день в апреле и в течение 1966 г. Пятнадцать советских судов покинули ДРВ в мае. Три танкера ушли во Владивосток, с заходом в Гонконг для небольшого ремонта. Два судна отправились в Японию с углем,  два пошли в Японию с углем, чугуном в чушках и общими грузами после выгрузки части  груза в Гонконге. Четыре советских судна транспортировали разный общий груз в Сингапур, Калькутту, Владивосток и Северную Корею, один доставил уголь в Малайзию, и два отбыли в балласте. Четыре советских судна в мае были под чартером времени Вьетфрахт, а три других фрахтовались  для заграничных рейсов.

Дальневосточные моряки изыскивали любую возможность, чтобы умножить свой вклад в общее дело интернациональной дружбы. Так партийная организация теплохода «Посьет» поставила перед моряками задачу добиться не только своевременного выполнения рейсового задания, но и за счет сверхплановой перевозки грузов и сокращения затрат при посещении портов других стран сэкономить «Вьетфрахту» валюту. В результате за 6 месяцев работы была достигнута экономия больше 10 тысяч донгов. За эту инициативу экипаж теплохода «Посьет» занесен в золотую книгу почета ДРВ. Вьетнамские порты, в которых работали советские суда, подвергались бомбардировкам американской авиации. Советские моряки мужественно продолжали судовые работы, оказывали вьетнамцам помощь в грузовых работах, в восстановлении разрушенного портового хозяйства. По возвращению во Владивосток в мае 1967 г. капитан теплохода «Зайсан» Михаил Болдуй рассказывал корреспондентам: «…Мы помогали вьетнамским докерам проводить портовые работы, выгружать то, что необходимо жителям города, и на себе испытали, что такое работа под бомбами, градом осколков, при свете "люстр", подвешиваемых летчиками США накануне обстрела.

В Хайфоне после бомбёжки порта, когда была нарушена линия электропередачи, мы подключили к сети судовые турбины и шесть с половиной часов снабжали порт электроэнергией, пока не была восстановлена линия».

10 мая 1967 г. в 11 часов утра 30 американских самолетов в очередной раз бомбили объекты Хайфона и впервые тыловые склады порта на расстоянии 300-400 м от причалов и стоящих у них судов. В порту стояли советские суда «Симферополь», «Бакуриана», «Нагаево», «Кура» и ряд иностранных кораблей. При этом китайское судно «Синхо» своими действиями подвергло опасности стоящие рядом советские суда. Китайский транспорт, стоя у причала № 4 рядом с советским кораблем, открыл огонь по пролетавшим американским самолетам из зенитного пулемета, установленного на борту судна. Капитаны советских судов  «Симферополь» - Ф.С. Талько и «Бакуриани» - П.С. Устенко выразили письменный протест в связи со стрельбой с китайского судна «Синхо». 

12 мая американцы окончательно разбили бомбовыми ударами электростанции в Хонгае и Камфе.

12 мая 1967 г. во время визита в Болгарию Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев в очередной раз с трибуны заявил о поддержки Советским Союзом и странами Восточной Европы борьбы вьетнамского народа: «Вы хорошо знаете, товарищи, что Советский Союз оказывает большую экономическую, военную и политическую помощь борющемуся Вьетнаму. Эта помощь сливается с помощью, идущей из  Болгарии и других братских социалистических стран. Мы оказываем ее по велению сердца как люди, воспитанные Коммунистической партией в духе пролетарского интернационализма, в духе высокого понимания классовых задач.  И пусть агрессоры знают:  борющийся Вьетнам никогда не останется без помощи своих верных друзей. Наш ответ был и будет полностью соразмерен с потребностями эффективного отпора зарвавшимся империалистическим интервентам!»

Выступление в Болгарии было не случайным, болгары активно помогали ДРВ. В разгар войны в Индокитае (1965-1971 гг.) болгарское правительство одобрило 17 закрытых резолюций для обеспечения военной, финансовой, экономической и гуманитарной помощи Северному Вьетнаму. За период с 1965 по 1975 гг. болгарское правительство предоставило кредитов ДРВ на общую сумму 60 миллионов рублей.

Обещанная советским лидером «помощь» направлялась, несмотря на сложности с Китаем. 6 мая 1967 г. вьетнамская сторона просила руководство Китая оказать им помощь в транспортировке 24 советских самолетов (12 МиГ-17 и 12 МиГ-21) в ДРВ из СССР через китайскую территорию. 8 мая советская сторона обратилась к КНР с просьбой разрешить воздушную транспортировку этих самолетов на борту транспортных «Ан-12» с 16 по 24 мая 1967 г. 9 мая китайская сторона отказала СССР в воздушной перевозке самолетов и сказала что они будут перевезены по железной дороге двумя партиями по 12 самолетов.

Стараясь разгрузить город от массы поступающих грузов, с 15 мая 1967 г. работа порта Хайфон была переведена только на прямой вариант: борт судна - вагон, борт - автомашина, борт - баржа с вывозом груза за город. В результате значительно замедлились темпы грузовых работ.

В конце мая 1967 г., после переговоров по горячей линии Вашингтон-Москва, президент США Джонсон отдал приказ, по которому американские пилоты должны были держаться на расстоянии от Ханоя и Хайфона, где разгружались советские суда. Но очень скоро приказ был нарушен.

 

Инцидент с «Туркестаном».

 

2 июня 1967 г. в порту Камфа американские самолёты обстреляли советский теплоход «Туркестан», погиб 1 моряк и 6 были ранены.

В 1967 году теплоход «Туркестан» был зафрахтован для перевозки вьетнамского угля в Японию и уже три раза заходил в порты Вьетнама, это  был его четвертый рейс. 31 мая «Туркестан» бросил якоря на рейде порта Камфа, на борту были цемент, шифер и другие строительные материалы, оборудование для вьетнамцев. Судну предстояло загрузить уголь для доставки в Японию. 2 июня «Туркестан» принял топливо от советского теплохода «Нагаево», который уходил к родным берегам, и стал дожидаться, пока освободит место у причала пароход «Асма».  Судно стояло под советским флагом на якоре на рейде порта Камфа  в 400 метрах от причала. На рейде других судов не было. Погода была  хорошая, видимость  десятимильная. У причала находилось только кипрское судно «Асма».

Из вахтенного журнала теплохода: «2 июня 1967 года. 15 часов 32 минуты. Воздушная тревога: экипажу укрыться в помещениях. 15 часов 40 минут. Четыре американских сверхзвуковых реактивных самолёта с носовых курсов вышли по направлению к судну. Два из них, набрав высоту, прошли высоко над теплоходом. Тем временем два других самолёта зашли с острых курсовых углов и пикировали на «Туркестан». С самолёта, находившегося справа, сброшена бомба в ста метрах от судна. После этого оба самолёта открыли огонь по судну реактивными снарядами, целясь главным образом по средней надстройке».  Теплоход получил 67 попаданий авиационных снарядов, и  все - в жилые помещения, и ни одного - в палубу, на бак или ют, если бы  хотели просто «попугать».

Вот каким увидел корабль на следующий день корреспондент «Известий» М.Ильинский: «Мы идем по кораблю. Рулевая рубка. Многочисленные пробоины и осколки. Повреждены механизмы. Разбит верхний мостик. Зияющая пробоина в борту спасательной шлюпки. Во многих каютах разбиты окна и двери. Обращает на себя внимание, что все разрушения от обстрела американскими самолетами находятся только там, где расположены жилые помещения экипажа. Видимо, самолеты с опознавательными знаками военно-морских сил США вели прицельный огонь против экипажа советского судна.

- Это и не вызывает сомнений, - говорит мне капитан «Туркестана» В.В.Соколов. - Самолеты стреляли исключительно по жилым помещениям.»  И подобные действия привели к жертвам среди экипажа.

Во время налета был тяжело ранен в своей каюте электромеханик Николай Никитич Рыбачук. Разрывной 20-миллиметровый снаряд, видимо, срикошетил от металлической оправы иллюминатора, разбил рундук и смертельно ранил 54-летнего моряка. Тяжело был ранен в живот, плечи и руки моторист Земцов Иван Данилович, ранения получили боцман Владимир Смаль, повар Дмитрий Омельчук, матрос Валерий Лагоша, мотористы Николай Фильнев и Иван Миленти.  После нападения судно подошло к причалу. Раненые были госпитализированы. Но через четыре часа Н.Н.Рыбачук, не приходя в сознание скончался. Без отца остались две дочери и сын. Дальневосточный флот потерял моряка 36 лет отдавшего флоту. За свою службу, Николай Никитич был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За победу над Германией» и «За победу над Японией». К счастью это была единственная потеря в экипаже. 26 летнего Ивана Земцова  получившего сквозное ранение печени спасли. Его срочно доставили на вертолете в Ханой. Более трех часов длилась операция, ее сделал известный в мире хирург Тон Тхак Тунг. Через три недели Иван был выписан из госпиталя.    

После отправки раненых на причале состоялся митинг членов экипажа «Туркестана» и работников порта. Они сурово осудили пиратский налет американских самолетов.

Представитель Морфлота СССР в ДРВ Николай Иванович Ковалев узнал о происшествии около трех часов ночи 3 июня. Примерно в это же время получило информацию и посольство СССР в Ханое, которое рано утром направило в Хайфон первого и третьего секретарей посольства С.И. Лещева и Г.С. Пещерикова для расследования этого чрезвычайного происшествия. В 10.30 Н.И.Ковалев вместе с ними и начальником Агентства океанского судоходства Дао Льеном выехали в Камфу, а в 16.30 они были уже на «Туркестане». Капитан судна Соколов В. В. и первый помощник капитана Мясников В.Н.,  показали нанесенные судну многочисленные пробоины в надстройке, в каютах экипажа, на трубе и на других частях судна.  Они рассказали, как все случилось, и организовали для нас опрос свидетелей из состава экипажа. При тщательном осмотре поврежденного судна, помимо многочисленных осколков, был обнаружен неразорвавшийся снаряд от двадцатимиллиметровой пушки, которой вооружены самолеты ВВС США.

Прибывшие дипломаты и Н.И.Ковалев оформили все соответствующие документы, сфотографировали, опросили и также активировали показания вьетнамских свидетелей из состава пограничников у борта судна, работников порта, собрали для экспертизы пули и осколки боеприпасов. Все это отвезли  в Хайфон и доложили послу И.С.Щербакову, который эти материалы со своим сопроводительным письмом срочной дипломатической почтой отправил в Москву министру иностранных дел А.А. Громыко. Представитель Морфлота СССР в ДРВ Николай Иванович Ковалев  также дал подробную информацию своему министру и начальнику Дальневосточного пароходства.

Виновниками инцидента стали два американских летчика. Четверка истребителей-бомбардировщиков F-105 "Тандерчиф" из состава 355-го тактического истребительного крыла (авиабаза Тахли, Таиланд) вылетала на охоту за подвижным составом на железной дороге близ порта Камфа. При возвращении ведущий второй пары  майор Фредерик "Тед" Толман решил разделаться с зенитной точкой возле порта Камфа, которая обстреляла их по пути к цели. На тот момент бомбить Камфу было запрещено, так что расположенные в порту зенитки могли безнаказанно обстреливать американские самолеты. Толман нарушив запрет повернул на цель его ведомый майор Алонсо "Лонни" Фергюсон  последовал за ним. Готовясь атаковать зенитку, Толман увидел трассеры, летящие в него со стороны стоявшего на якоре неизвестного судна. Недолго думая, он обстрелял корабль из бортовой авиапушки M61 "Вулкан". Осознавая что он нарушил приказ Толман не упомянул об этом в своем отчете, а замещавший командира 355-го крыла полковник Джек Броутон покрывая его, пошел на преступление - засветил пленку, снятую фотопулеметом Толмана и запечатлевшую всю атаку. На запрос вышестоящего штаба  он ответил что ему ничего неизвестно о инциденте.

Незамедлительно, 2 июня министр иностранных дел СССР А.А.Громыко вручил Временному Поверенному в делах США в СССР Джатри ноту протеста: «2 июня в 11 часов 40 минут по московскому времени американские самолеты подвергли бомбардировке советский теплоход «Туркестан», стоявший на рейде порта Камфа, находящегося в 50 милях к северу от Хайфона. Два члена экипажа тяжело ранены. Судно получило повреждения.

Это нападение американской авиации на советское торговое судно является вопиющим нарушением свободы судоходства, актом разбоя, который может иметь далеко идущие последствия.

Советское правительство заявляет решительный протест правительству США, несущему всю ответственность за эти провокационные бандитские действия американских вооруженных сил.

Советское правительство, во-первых, настаивает на строгом наказании виновников нападения на советское судно, и, во-вторых, оно ожидает заверения, что подобные действия

в отношении советских судов не будут повторяться.

Правительство СССР заявляет, что в случае повторения подобных актов со стороны вооруженных сил США Советский Союз будет вынужден принять соответствующие меры для обеспечения безопасности советских судов».

После поручения протеста Пентагон 2 июня сделал заявление, в котором говорилось, что он не располагает «никакой информацией, подтверждающей советское утверждение» о том, что американские самолеты бомбили советское судно. Тем не менее, Пентагон попросил командующего вооруженными силами США в районе Тихого океана адмирала Шарпа проверить маршруты всех американских самолетов, которые могли быть в районе, указанном в советской ноте.

3 июня американцы отклонили советскую ноту протеста, заявив в ответной ноте, что удары наносились только против «законных военных объектов», а судно было повреждено из-за действий вьетнамских зенитчиков: «… представляется, что всякий ущерб, причиненный советскому судну, и ранение членов его экипажа явились, по всей вероятности, результатом огня зенитной артиллерии, который велся по американским самолетам».

Естественно такой ответ не мог удовлетворить Советское правительство и 5 июня посольству США в Москве была передана новая нота.

«Правительство Союза Советских Социалистических Республик категорически отвергает содержащиеся в ответной ноте правительства Соединенных Штатов Америки от 3 июня с. г. попытки уйти от ответственности за нападение американских военных самолетов на советский теплоход «Туркестан».

Факты, которыми располагает Советское правительство, неопровержимо   свидетельствуют о том, что бандитское нападение двух американских самолетов на советское торговое судно в результате чего один из членов его экипажа погиб и несколько ранено, а само судно получило повреждения носило явно преднамеренный характер.

Известно,  что нападение американских самолетов на теплоход «Туркестан» было совершено среди белого дня, при ясной погоде, в то время когда он стоял на рейде порта Камфа, на значительном расстояний от причала, и никаких других судов на рейде в это время не было. Не может быть никаких сомнений, что американские летчики целились именно в «Туркестан», сбрасывая на него бомбы и обстреливая его.

В своей же ноте правительство США берет под защиту лживую версию, сфабрикованную для того, чтобы выгородить виновников преступления.

Содержащиеся в американской ноте высказывания по поводу воздушных операций вооруженных сил США «против законных  военных целей» во Вьетнаме с вытекающим «риском» для свободного международного судоходства являются беспочвенными, поскольку вооруженная интервенция США во Вьетнаме - это грубейше нарушение всех международных правовых норм и само по себе является преступлением перед человечество.

Советское правительство подтверждает свою ноту, переданную правительству Соединенных Штагов Америки 2 июня с. г.» 

14 июня 1967 г. теплоход «Туркестан» вернулся во Владивосток, в порту его встретили пятитысячным митингом. Как сказал секретарь Приморского краевого комитета КПСС А.Н.Гульченко: «Наш народ не забудет и не простит американским варварам жертв теплохода «Туркестан»». Ему вторил, начальник пароходства С.А.Лукьяненко: «Мы с полным правом решительно требуем сурово наказать виновных в разбойничьем нападении на наше судно, в убийстве нашего товарища, в увечьях, нанесенных другим членам экипажа теплохода «Туркестан»». А капитан «Туркестана» В.В.Соколов, поблагодарив Советское правительство  за заботу, заверил, что моряки и впредь, не жалея сил, будут выполнять свой интернациональный долг и всемерно помогать героическому вьетнамскому народу.

Председатель Объединенного комитета начальников штабов Эрл Уилер, глава Тихоокеанского командования Уллис Шарп и министр обороны Роберт Макнамара высказывали мнение, что США не несут ответственности за этот инцидент. Однако через некоторое время советский посол Анатолий Добрынин сообщил госсекретарю Дину Раску, что на борту "Туркестана" обнаружен неразорвавшийся снаряд от авиапушки. Внутреннее расследование в ВВС США продолжалось. 17 июня командующий ВВС США на Тихом океане генерал Джон Райан прибыл в Тахли и потребовал у Броутона подробного описания произошедших событий. Тот честно рассказал всю историю, включая эпизод с засветкой пленки, и был сразу отстранен от исполнения своих обязанностей.

И только 19 июня Вашингтон признал, что именно американский самолёт виновен в повреждении судна. Министерство обороны США в сделанном через своего представителя заявлении признало, что американские боевые самолеты, «возможно», обстреляли из пушек советский теплоход «Туркестан» в порту ДРВ Камфа 2 июня. В предыдущих американских правительственных заявлениях фант нападения американских военных самолетов на советский теплоход отрицался. Пентагон заявил, что, согласно «новой информации», содержащейся в докладе командующего американскими ВВС в районе Тихого океана генерала Джона Раяна, «выясняется», что группа американских самолетов 2 июня «вела огонь из 20-миллиметровых пушек по северо-вьетнамской зенитной батарее в Камфа» и что, возможно, при обстреле был поражен «Туркестан». Представитель Пентагона сообщил также, что доклад генерала Раяна доводится до сведения Советского правительства и что расследование инцидента продолжается.  При этом американцы утверждали, что помимо зенитного огня с берега, с судна по самолётам также велся огонь и один из пилотов обстрелял судно в ответ, при этом они ссылаются на фотоснимки с самолёта разведчика U-2.

20 июня государственный департамент США направил посольству СССР в Вашингтоне ноту, в которой признавалось, что американский самолет обстрелял советский теплоход. В ноте выражалось сожаление по поводу этого инцидента и давались заверения, что правительство США приложит все усилия, чтобы подобные случаи не повторялись. После этого посольство СССР в Вашингтоне по поручению Советского правительства сделало заявление, что оно принимает к сведению выраженное правительством США сожаление по поводу обстрела американскими самолетами советского судна, а также заверения правительства США, что оно приложит все усилия с целью обеспечить, чтобы подобные случаи не повторялись. Правительство СССР ожидает наказания виновных и оставляет за собой право потребовать компенсацию в связи с гибелью члена экипажа «Туркестана», ранениями, другими членами экипажа, и ущербом, причиненным судну. 

23-25 июня в Гласборо (штат Нью-Джерси) состоялась встреча президента Линдона Джонсона с Председателем Совмина Алексеем Косыгиным, обсуждался ряд международных вопросов, в том числе вьетнамский. По сообщению американских источников, Косыгин преподнес Джонсону тот самый неразорвавшийся 20-миллиметровый снаряд с «Туркестана». Толман, Фергюсон и Броутон пошли под трибунал. Но он прошел для них без особых последствий. Толман и Фергюсон были оправданы, так как благодаря поступку Броутона никаких улик против них не имелось. Самого же полковника приговорили к штрафу в 600 долларов за уничтожение государственной собственности. 

После инцидента с «Туркестаном» была активизирована дипломатическая работа о направлении в Хайфон советского спасательного судна. 20 июня 1967 г. Советом министров СССР было принято постановление № 1431-рс «О проведении переговоров с Демократической Республикой Вьетнам на заключение контракта по оказанию технической помощи в буксирных работах в порту Хайфон советским буксирно-спасательным судном.» Переговоры были проведены в короткий срок и вскоре старший представитель Министерства морского флота СССР в ДРВ Н.И. Ковалев получил ответ на свои предложения  как обезопасить советские суда в ДРВ: «Уважаемый Николай Иванович, Совмин СССР на своем очередном заседании рассмотрел Ваши предложения и одобрил их. Между правительствами СССР и ДРВ достигнута договоренность о направлении в Хайфон в Ваше распоряжение из Владивостока спасательного судна «Аргус» с открытой радиостанцией. Начальникам Черноморского и Дальневосточного пароходств даны соответствующие указания для срочного исполнения. Желаем успеха.» Как показала жизнь эти меры были необходимы, так как американцы вскоре опять нарушили свое обещание приложить все усилия, чтобы инциденты как с «Туркестаном» не повторялись.

 

Героизм.

 

5 июня 1967 г. в результате начала арабо-израильской войны прекратил работу на 8 лет Суэцкий канал, в нем в вынужденную ловушку попали 15 судов различных стран, в том числе и болгарское «Васил Левски» (Vassil Levsky, 4975 брт) которое с грузом направлялось в ДРВ. Закрытие Суэцкого канала, через который шли 45 % морского импорта в Северный Вьетнам, значительно уменьшил грузовые поставки в Хайфон в период с середины июня до середины июля. В основном это сказалось на советских поставках удобрений, стали, транспортных средств, строительного оборудования и на отгрузках транспортного оборудования и индустриальных продуктов из Восточной Европы. Отправка грузов вокруг Африки увеличила среднее время транзита от Черного моря до Хайфона на 16 дней (36 дней, а не 20 дней) и от польских портов на 9 дней (36 дней, а не 27 дней).

Верные своим обязательствам советские суда пошли по длинному маршруту, одним из первых был теплоход «Солнечногорск». 31 мая он вышел из Новороссийска с оборудованием и машинами для героического Вьетнама. Когда судно находилось в открытом море, началась агрессия Израиля против арабских стран. Суэцкий  канал закрылся и советские моряки повели судно вокруг Африки через Индийский океан. Вслед за ним пошли другие, 31 июля в Одессе грузился промышленным оборудованием для заводов и строек ДРВ теплоход «Мытищи».

США продолжали прилагать усилия для сокращения получения помощи ДРВ через порт Хайфон. В середине июня торговая палата ДРВ опубликовала заявление, в котором осуждала удары американской авиации против маяков. Международные соглашения запрещают разрушение маяков и других средств освещения на море. А именно на маяки Лонгтяу и Хондау  в мае-июне 1967 г. были осуществлены неоднократные налеты. Маякам были нанесены значительные повреждения. А ведь маяк Хондау обеспечивал нормальное судоходство в порту Хайфон, а именно через него осуществляется торговля с зарубежными странами. Таким образом, нападения на маяк Хайфона ставят под угрозу судоходство в этом районе.

29 июня 1967 г. американские самолёты дважды совершили налеты на  Хайфон. Бомбардировке были подвергнуты жилые кварталы и промышленные объекты как внутри города, так и в его окрестностях, включая порт, и повредили ряд иностранных судов.  В 12 часов (в 15 по владивостокскому времени) на шлюпочную палубу правого борта в районе шлюпки № 3, советского теплохода  «Михаил Фрунзе» (капитан Н.А.Филиппов) стоящее у причала № 6 упала шариковая бомба. В результате судно получило следующие повреждения: шлюпка изрешечена, повреждена деревянная палуба, кап машинного отделения, шлюпбалка и труба частично изрешечены. К счастью пострадавших среди экипажа не было.  Помимо советского корабля пострадали еще три иностранных судна. Две бомбы попали в судно из Гонконга несущее британский флаг  «Кингфорд» (Kingford, 2911 тонн), были повреждены также китайское судно «Hong Ky 157» и итальянское судно «Агостино Сориани» (Agostino Soriani)  доставившее груз минеральных удобрений. Повреждение итальянского судна вызвало волну гнева среди жителей Генуи, откуда большинство членов экипажа. Семьи моряков буквально осаждают правление компании «Гарибальди», которому принадлежит судно. Ряд сенаторов направило в МИД запрос с требованием извинений со стороны США и возмещения убытков.

30 июня посольству США в Москве была вручена нота Советского правительства:

«29 июня в 12.00 по московскому времени американские самолеты подвергли бомбардировке советское торговое судно «Михаил Фрунзе», стоявшее у причала порта Хайфон. На судно была сброшена шариковая бомба, в результате разрыва которой, судну причинены повреждения.

Это новое нападение на советское судно военных самолетов США произошло несмотря на то, что правительство США в своей ответной ноте Советскому правительству в связи с нападением самолетов США на советское судно «Туркестан» дало заверение, что со стороны США будут приняты все усилия к тому, чтобы не допускать в будущем подобных случаев. Бомбардировка советского судна «Михаил Фрунзе» показывает, что эти заверения американской стороны не выполняются.

Советское правительство со всей серьезностью предупреждает, что всю ответственность за опасные последствия пиратских действий американской авиации будет нести правительство США.

Правительство СССР заявляет решительный протест правительству США, настаивает на эффективных гарантиях, что подобным нападениям будет положен конец, и требует строгого наказания виновных».

30 июня, сразу же по получению протеста, Пентагон признал что американские самолеты, возможно поразили советское судно. Во время нападения на хранилища топлива в районе порта Хайфона, два американских самолета которым было поручено прикрывать бомбардировщики от действий ПВО, атаковали позицию ПВО приблизительно в 450 метрах от местоположения советского судна, которое пострадало. Представитель Пентагона подчеркнул: «Хотя пилоты имели приказ избегать поражения советских судов, возможно, что ряд снарядов направленных на зенитную позицию попал на судно.

Командующий потребовал исследовать все обстоятельства и фотографии авиаудара, чтобы получить всю возможную информацию относительно инцидента.»  13 июля Соединенные Штаты признали поражение «Михаила Фрунзе» их самолётом, но отказались возместить причинённый ущерб. Тем не менее по итогам разбирательства  этого инцидента была объявлена запретная для американской авиации зона радиусом четыре морские мили от центра Хайфона - самолеты могли наносить удары в ее пределах только по личному распоряжению президента Джонсона.

Косвенно к повреждению судов могли быть причастны китайские моряки. Их суда были оснащены зенитными пулеметами из которых они открывали огонь по американским самолетам во время налетов. Шевелев Геннадий Григорьевич работавший на теплоходе «Красное Знамя» и встретивший у берегов Африки в октябре 1967 г. возвращавшийся из Вьетнама сухогруз «Дивногорск» записал в свой дневник: «12 октября. Пишу эти строки, будучи слегка навеселе. Сегодня был знаменательный день в нашей судовой жизни - мы пересекли экватор. Случилось это в 12.05 по местному времени в 9 градусах 48 минутах к западу от Гринвича, но своевременный визит на борт судна бога морей Нептуна задержала наша встреча с "Дивногорском", идущим из Вьетнама. Оказалось, что у них на исходе продовольствие, и нам пришлось передать им часть своих запасов взамен всего лишь одной... гитары. Бедный "Дивногорск" в рейсе с мая, успел побывать, кроме Вьетнама, в Индии и дважды в Сингапуре. Ребята рассказали, как американцы бомбят Хайфон, где цел только порт благодаря тому, что в нем постоянно стоят суда не участвующих в войне стран. Моряки китайских судов обстреливают американские самолеты из пулеметов, но вред этим причиняют только соседям, так как американцы в ответ на обстрел бросают, не очень прицельно, шариковые бомбы. Поэтому польские моряки во время налетов поливают китайцев водой из брандспойтов, а при встречах в местном интерклубе устраивают им взбучку.»

 

В мае-августе 1967 г. роль корабля-наблюдателя на "Станции Янки" выполняли разведывательные корабли «Дефлектор» (Deflektor), «Барограф» (Barograf)  и «Гидрофон» (Gidrofon).

В июле 1967 г. новороссийский танкер «Самарканд» (капитан В.Лаврушев) отдал якорь на рейде Хайфона, ожидая своей очереди на выгрузку. Вблизи стоял танкер под флагом другой страны. Он передавал бензин на вьетнамские баржи. Неожиданно на танкере вспыхнул пожар. Огонь в считанные минуты перебросился на баржи. Обожженные вьетнамцы, не успев спустить плавсредства, прыгали в воду. Единственное что они сделали, - обрубили швартовы, подняли якоря. Баржи и танкер сносило течение туда, где не было судов. Моряки «Самарканда» действовали четко и уверенно, заработала машина и танкер ушел из опасной зоны. Как только непосредственной опасности для танкера не стало, на воду был спущен мотобот. Его экипаж составили добровольцы - старпом Ю.Егоров, третий механик Я.Ахмедов, матрос В.Артемьев и другие. Они подбирали в воде вьетнамских моряков. Более десяти человек в тяжелом состоянии были доставлены на борт «Самарканда». Судовой врач танкера находился в хайфонском госпитале. Обязанности медицинской сестры вызвалась исполнять буфетчица Ольга Топчило, что и делала, пока с дальневосточного теплохода «Монгугай» мотоботом не перевезли врача Дамиру Мизбамову. До отправки вьетнамских моряков на берег она успела сделать все необходимое, что позволило затем быстро вылечить спасенных.

10 августа 1967 г. отличился экипаж черноморского теплохода «Перекоп» (капитан Сергей Сидоренко). «Перекоп» стоял на якоре на внутреннем рейде р. Бать Данг, в шести милях от порта Хайфон, ожидая очереди прохода в порт под выгрузку. Неожиданно погода изменилась, подул сильный ветер, обрушился жестокий шквал. Вышедшие на ловлю рыбы десятки рыбацких джонок были застигнуты им, несколько лодок перевернулись. На советском теплоходе «Перекоп» по приказу капитана была объявлена тревога. Из рулевой рубки заметили вьетнамских рыбаков, пытавшихся удержаться на воде. Несмотря на шторм через 10 минут на воду был спущен мотобот. В ней заняли места 12 моряков во главе со старпомом Б.А.Верещаком. Он при посадке в бот повредил колено, но остался вместе с матросами. В гигантских волнах с бота нельзя было различить рыбаков, и с капитанского мостика первый помощник Н.М.Козаненко флагом указывал, где находятся потерпевшие крушении. Рыбакам кинули спасательные круги, потом их удалось втащить в шлюпку. Внезапно мотобот потерял ход. Оказалось, что на винт намотался обрывок рыбацкой сети. Тогда матрос-плотник В. Беляев обвязался тросом и бросился в воду. Почти 20 минут он нырял под бот с ножом, освобождая винт от сетей. Во время двухчасовой спасательной операции, рискуя собственной жизнью, экипажу удалось поднять на борт 16 вьетнамских рыбаков. Многие из них тут же теряли сознание. Судовой врач немедленно оказывал им медицинскую помощь, а моряки окружили спасенных рыбаков заботой и вниманием. Рыбакам выдали сухую одежду, дали горячую пищу, а через несколько часов, когда ураган стих, они благополучно вернулись к своим близким. Встречавшие спасенных рыбаков жены и дети плакали от счастья. Все высказывали глубокую благодарность советским морякам.  В поисках вьетнамских рыбаков принимали участие также моряки теплохода «Магнитогорск», стоящего на внутреннем рейде. «Дирекция порта Хайфон, исполнительный комитет города выразили глубокую признательность капитану и экипажу теплохода «Перекоп» сердечную признательность». «Мы восхищены подвигом моряков «Перекопа», в котором выразились благородные черты характера советских людей, их высокое чувство интернационализма», - писал 15 августа 1967 г. в газете «Нян Зан», органе ЦК Партии трудящихся Вьетнама, её постоянный корреспондент в Хайфоне Ву Хай.

Вьетнам достойно оценил подвиг моряков, 17 сентября 1968 г. в Москве посол ДРВ вручил более 100 морякам танкера «Самарканд» и теплохода «Перекоп» медалями за дружбу. Почетной грамоты премьер-министра ДРВ удостоилась судовой врач теплохода «Монгугай» Д.Мизбамова.

 

Морской мост функционирует несмотря ни на что.

 

22 августа 1967 г. ВВС США в четвертый раз за последнее время совершили налет на столицу ДРВ - Ханой и стерли с лица земли несколько густонаселенных жилых кварталов. Одновременно самолеты и военные корабли США усилили бомбардировки и обстрел населенных пунктов в других районах Северного Вьетнама. Как реакция на подобные действия, 24 августа СССР выступил с Заявлением ТАСС в котором подчеркивалось: «В советских руководящих кругах делаются соответствующие выводы в связи с новыми преступными действиями американских империалистов против ДРВ, против вьетнамского народа. Каждый новый шаг США по пути эскалации войны во Вьетнаме неизбежно влечет за собой необходимые ответные шаги.» И слова советского руководства не расходились с делом. 23 сентября 1967 г. в Москве были подписаны очередные соглашения об оказании СССР помощи ДРВ. В результате переговоров между советской и вьетнамской делегациями были подписаны соглашения об оказании Советским Союзом Демократической Республике Вьетнам безвозмездной помощи и предоставлении новых кредитов, о товарообороте между СССР и ДРВ в 1968 году и другие документы. В соответствии с просьбами правительства ДРВ Москва поставит в 1968 г. во Вьетнам  самолеты, зенитно-ракетное вооружение, артиллерийское и стрелковое оружие, боеприпасы и другое военное имущество, а также комплектное оборудование, транспортные средства, нефтепродукты, черные и цветные металлы, продовольствие, химические удобрения, медикаменты и иные материалы, необходимые для дальнейшего повышения обороноспособности и развития народного хозяйства ДРВ.

Морской мост протяженностью в тысячи миль между СССР и Северным Вьетнамом несмотря на все сложности функционировал эффективно. Принимая в конце августа 1967 г. в Ханое списки грузов советской помощи, заместитель министра здравоохранения ДРВ Нгуен Зан Тинь заявил: «Мы постоянно получаем не только огромную моральную, но и все возрастающую материальную поддержку со стороны советского народа, народов других социалистических стран и всего передового человечества». Председатель Вьетнамского комитета защиты мира Ле Динь Там отметил мужество и самоотверженность моряков советского теплохода «Солнечногорск», который доставил из Новороссийска в Хайфон ценный груз  медикаментов, продовольствия, автомашин, станков, тракторов и другого оборудования в качестве дара советского народа.

В августе 1967 г. американская разведка установила, что среди груза, прибывшего в Хайфон теплохода «Партизанская Искра» было 26 контейнеров, которые были похожи на те в которых транспортировали ракеты класса корабль-корабль типа Styx. Но так как ракет этого класса у Вьетнама не было, то природа этого подозрительного груза, не была определена.

Все это не могло понравиться американским агрессорам и с 31 августа 1967 г. начались регулярные налеты на Хайфон. Агрессоры все ближе подбираются к порту, стремятся блокировать Хайфон, не допускать ввоза и вывоза промышленной продукции из морских ворот ДРВ. Налеты являлись частью программы «ROLLING THUNDER», призванной затруднить сообщение между Вьетнамом и Китаем, изолировать Ханой от порта Хайфон и отсечь район Ханой-Хайфон от тыловых баз на юге. План частично удался. К октябрю 1967 г. в доках Хайфона скопилось 200 000 тонн грузов, доставленных из Советского Союза. Атакам подвергались не только линии коммуникации, но и передвигавшиеся по ним поезда и автоколонны. 10 сентября 1967 г. американцы подвергли бомбардировке Камфу, включая причалы. 12 сентября 1967 г. авиация США нанесла новые удары по Хайфону. Налетам подверглись промышленные объекты в черте города, в том числе цементный завод, мост у въезда в Хайфон. Этот удар по морским воротам ДРВ совпал с новыми заявлениями в сенате США, так Голбуогер потребовал «уничтожить» крупнейший порт ДРВ. С подобным же призывом обратился к правительству сенатор-республиканец от штата Техас  Джон Тауэр. 

Вьетнамцы в целях защиты в сентябре - октябре 1967 г. постарались усилить ПВО порта, о многих местах города Хайфона, в том числе и  вокруг представительства Морфлота СССР, на расстоянии от 20 до 100 м вьетнамцы установили зенитные батареи. Это привело к тому что представительство чаще стало подвергаться риску поражения.  В сентябре 1967 г.  в  80-100 метрах от здания представительства Морфлота у Хайфонского банка взорвались 3 ракеты,  затем в 400 метрах взорвалась 300-килограммовая бомба.

Бомбардировки и угрозы разрушить порт не прервали поток грузов в ДРВ. Корабли шли и шли. В середине октября 1967 г. несмотря на бомбардировки в Хайфоне закончил разгрузку черноморский теплоход «Балашиха», а как только он освободил причал, туда встал теплоход «Синегорск» доставивший продовольствие из Владивостока.

Представитель Морфлота СССР в ДРВ Николай Иванович Ковалев во время поездки в Ханой 12 и 13 октября 1967 г.  внес предложение в Центр и в пароходства о необходимости подготовки материалов для награждения орденами и медалями советских моряков судов за работу в ДРВ. Об этом он также доложил послу Щербакову И.С. и торгпреду Павлову А.А.  Год это предложение рассматривалось в различных инстанциях и в итоге вылилось в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями СССР моряков судов министерства морского флота СССР» от 30 декабря 1968 г.

Американская авиация помимо ударов по Хайфону, не пропускали мимо и вьетнамские рыболовецкие суда. Свидетелями подобных бесчеловечных действий порой являлись наши моряки. Второй помощник капитана теплохода «Ижма» В.Ращупкин рассказывал: «16 октября в 17.30 по местному времени теплоход Дальневосточного пароходства «Ижма» стал на внешнем рейде порта Хайфон с грузом муки на борту, где уже стояли ранее прибывшие советские суда. Спустя десять минут со стороны моря появилось звено американских штурмовиков. Воздушные пираты произвели облет судов, затем, набрав высоту, начали пикировать на парусные шаланды вьетнамских рыбаков, которые занимались ловлей рыбы в одной-полутора милях от нас.

Вскоре появилось еще одно звено штурмовиков, и вот уже девять стервятников в пике открывают яростную стрельбу ракетами по безоружным, беззащитным рыбакам.

Часть шаланд медленно погружается в воду. Самолеты делают повторный заход.

Оставшиеся шаланды пытаются уйти под прикрытие берега, но и там их бомбят американские стервятники. Тогда другие шаланды направились в нашу сторону. Только здесь, под прикрытием борта советского судна, они могли быть в какой-то безопасности. К нашему борту подошла одна шаланда, затем еще три.

Подвергая себя опасности, советские моряки швартуют шаланды, спрашивают, нет ли раненых. «Раненых нет, только убитые»,- отвечают вьетнамские рыбаки и показывают в сторону плавающих обломков... Какие могут быть раненые от прямого попадания ракет - только убитые и разбитые в щепки шаланды.

Когда на поверхности моря остались только плавающие обломки рыбацких шаланд, американские вояки удалились на свои базы, чтобы доложить о выполнении «боевого» задания.

Мы, моряки, неоднократно ранее бывали во вьетнамских портах, но такое варварство увидели впервые. Не передать словами гнев, возмущение советских моряков, вызванные увиденным.»

17 октября  1967 г. из Владивостока в Хайфон пришло советское спасательное судно «Аргус» (капитан Юрий Михайлович Бычков). За два года "командировки" экипаж сделал немало. Вот только несколько эпизодов. На киприотском теплоходе «Марианти» в штормовом море отказали главные двигатели. Крен судна достигал 18-20 градусов. Рассекая крутые волны, «Аргус» поспешил к «Марианти». В трудных условиях моряки завели буксир. Выяснилось: на борту судна кончилась пресная вода, на исходе было продовольствие. С «Аргуса» на «Марианти» было передано все необходимое. И вот началась сложная буксировка. Предстояло пройти узкий фарватер входа на рейд. Капитан Ю. Бычков, его помощники В.Горбачев, В.Березин, А.Кадубинский, матросы В.Таруи, А.Привалсв, Л.Минкин и боцман В.Мельников успешно завершили сложную буксировку. В другой раз «Аргус» оказал помощь английскому судну «Верчармиан», выброшенному на подводную скалу. И снова отличились капитан Ю.Бычков, боцман В.Мельников, матрос А.Монастырный, вся палубная команда. В короткий срок они завели мягкий пластырь под днище, закрыли три пробоины, заделали трещины. Много пришлось потрудиться водолазам М.Ходенкову, Г.Кичигину и Г.Тимошенкову. Затем «Аргус» отбуксировал «Верчармиан» в Гонконг.

В ноябре ситуация была такая же, несмотря на постоянную угрозу блокады, на ежедневные бомбардировки, город продолжал жить. В один из дней ноября во время посещения порта собственным корреспондентом «Известий» М.Ильинским, у причала велась интенсивная разгрузка и погрузка трюмов шести океанских теплоходов, на четырех из которых был советский флаг. У теплохода «Бакуриани» М.Ильинский встретил его капитана В. Я. Цевшука и старшего помощника В. В. Семенова. Цевшук рассказал: «Разгрузка и погрузка судна идут по графику. Мы выгрузили тракторы, бульдозеры, электрооборудование для Демократической Республики Вьетнам. На борт приняли изделия вьетнамской местной и кустарной промышленности. Все советские моряки чувствуют себя хорошо, достойно выполняют свою нелегкую боевую задачу.»

16 ноября 1967 г. американцы подвергли бомбардировке верфь в Хайфоне.

25 ноября 1967 г. китайское судно «Hong Ky 154» было поражено авиационными снарядами  в Хонгае, 11 моряков ранены.

В конце ноября 1967 г. зенитчики, защищавшие город Хайфон, сбили 2600-й самолет в общем счете, уничтоженных над Северным Вьетнамом, за что город был награжден орденом «Боевой Подвиг» I ст. и первым в ДРВ получил звание Города-Героя. 

В декабре 1967 г. американское военное командование в Сайгоне сообщило, что  с января 1965 г. по 15 ноября 1967 г. самолеты ВВС и ВМС США обрушили на Вьетнам 1 миллион 630 тысяч тонн бомб, из них 53 % - на Северный Вьетнам. На Европу за время Второй Мировой войны было сброшено 1 миллион 500 тысяч тонн бомб. Фактически стерты с лица земли города - Донгхой, Ниньбинь, Фули, Бакэифнг, Иенбай, Сонла. Сильно пострадали Ханой и Хайфон. Так Хайфон выдержал 550 бомбежек. Только за первые девять месяцев 1967 г. на него было сброшено 6.745 фугасок, включая 3000-фунтовые, и 418 контейнеров с шариковыми бомбами, 4145 управляемых снарядов, 140 ракет.

 

 

1  2  3  4  5  6  7

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.