На Главную.

 

Розин Александр.

Основная транспортная магистраль.

Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

4. 1966 год.

 

Северный Вьетнам почти не имел морского флота. Всего пять северо-вьетнамских судов было занято в международной торговле в  1965 г. Четыре небольших «Ben Thuy» (1662 GT), «Hoa Binh» (610 GT),  «Hou Nghi» (909 GT) и  «Thong Nhat» (617 GT). В октябре 1965 г. они были дополнены построенным в Гдыне (Польша) теплоходом «Vietba» (3818 GT). В 1965 г. эти суда, выполнили 62 международных рейса - 46 в Гонконг и 16 в  Хуанпу (Китай). Перевезя на борту 56.200 тонн грузов или приблизительно - 2 % от общего количества экспортных грузов. Но в следующем году и это минимальное количество сошло на нет в результате гибели или повреждения судов.

5 ноября 1965 г. американские самолеты обстреляли вьетнамский грузовой корабль «Đoàn Kết» в 800 тонн, разгружавший продовольствие в порту Бен Туи (Ben Thuy). Несколько позже были потоплены морские баржи «В6» и «В8». Затем атакам подверглись корабли «Hou Nghi», «VTB2», начались регулярные обстрелы буев, маяков. Спустя пять месяцев после получения был разбомблен теплоход «Vietba».

Так как, имевшиеся у ДРВ немногие суда были потоплены или повреждены в ходе блокадных действий ВМС США, советский торговый флот пришел ему на помощь. Как писала в июне 1967 г. орган ЦК партии Вьетнама газета «Нян Зан»: «Выполняя заключенные между двумя вашими странами соглашения об экономической помощи и сотрудничестве, правительство Советского Союза дало указание советским кораблям регулярно перевозить в нашу страну и вывозить из нее различные товары, невзирая на наглый шантаж со стороны американских империалистов.

Капитаны и моряки советских кораблей, не страшась тягот и опасностей, отдают все силы выполнению этого задания, преодолевают океаны и привозят в нашу страну не только необходимые товары, но и чувства боевой дружбы и сплоченности» которые связывают великий советский народ с нашим народом.»

Несколько  десятков советских теплоходов были зафрахтованы Демократической Республикой Вьетнам за время войны для перевозки грузов. Время, на которое фрахтовались суда было различным. «Зайсан» - на 16 месяцев (с конца 1965 г. по май 1967 г.), «Синегорск»  - 14 месяцев (1966-1967), более полугода в 1966 г. - «Челябинск», шесть месяцев - «Посьет» в 1968 г. и «Иматра» в 1971 г. Советские суда перевозили различные товары между ДРВ, Камбоджей, Японией, Индонезией, Сингапуром и другими странами, с которыми торговала ДРВ, перебрасывали грузы внутри Вьетнама.

Капитан теплохода «Челябинск» Александр Трофимович Войтухов о работе в ДРВ в 1966 г.: «В отдельные дни, когда теплоход «Челябинск» стоял в порту Хон-Гай, американская авиация совершала по пять - семь налетов. Не прекращались бомбардировки и в ночное время. Американские летчики сбрасывают яркие осветительные ракеты, которые в продолжении 30-40 минут висят в воздухе на высоте 150 -200 метров, давая возможность бомбить город.

Однажды американские самолёты подвергли варварской бомбёжке порт Хон-Гай. Бомбы рвались в 200-300 метрах от нашего судна. Грузовые работы были прекращены. Портовые рабочие немедленно заняли боевые посты и стали отбивать атаки воздушных пиратов. Смело, без паники они вели огонь по воздушным пиратам, отгоняя их от порта. На наших глазах один стервятник был подбит и рухнул в 600 метрах от причала в воду. Как только были отогнаны американские самолёты, портовики приступили к работе.

В этом и других налетах часто выводились из строя портовые механизмы. Наши моряки приходили на помощь вьетнамским друзьям. Они восстанавливали поврежденные береговые краны, помогали тушить пожары. В другой раз после налета американской авиации электромеханик Якубенко и стармех Грищенко за несколько часов восстановили поврежденный портальный кран. Помощь, которую мы, советские моряки, оказывали вьетнамским защитникам, высоко оценивалась портовиками. Мы часто слышали от многих вьетнамцев заявление: «Советский народ не бросает нас в беде, он помогает нам в борьбе с американскими разбойниками».

Вьетнамские портовики восхищались выдержкой и смелостью советских моряков. При налетах американской авиации команда нашего судна проводила судовые работы. Первое время как-то было страшновато, когда рядом рвались бомбы, самолёты пикировали прямо на судно. Но потом команда привыкла, и конечно, никто из моряков не дрогнул.

Более полугода мы работали на вьетнамской линии. И вот наступил день расставания. Судно получило указание из Дальневосточного пароходства следовать во Владивосток на ремонт.

Экипаж готовился к отходу, мы уже распрощались с нашими вьетнамскими друзьями, как прибыли на борт представители «Вьетфрахта». Они обратились с просьбой к морякам сделать один рейс из Хон-Гая в Хайфон с углем. Товарищи рассказали нам, что американская авиация беспощадно бомбит баржи с углем, идущие в порт Хайфон. Американцы поставили своей целью создать топливный голод во Вьетнаме. Создалось тяжелое положение с углем на железнодорожном транспорте, на промышленных предприятиях. Надо было помочь нашим братьям, и, конечно, моряки согласились. На общесудовом собрании экипаж единодушно откликнулся на просьбу вьетнамских друзей.

Мы сделали не один, а два рейса, доставив в Хайфон более 8 тысяч тонн угля. Вьетнамские товарищи были очень довольны работой моряков, от души благодарили их за помощь в борьбе с врагом. На прощание каждому моряку они вручили памятный подарок. Управляющий «Вьетфрахта» т. Ты заявил:

- Жаль расставаться. Мы привыкли к вам. Вы очень много сделали для вьетнамского народа. Ваша работа -  это вклад в борьбу вьетнамцев с американским агрессором».

 

Роль Хайфона в получении помощи со стороны социалистических стран, и в первую очередь Советского Союза была огромна, это понимали и в США. Именно поэтому Соединенные Штаты постарались, что бы корабли свободного мира не совершали рейсов в ДРВ, для этого оказывалось  давление на капитанов и владельцев кораблей, плавающих под флагом стран, зависимых от США. Так в апреле 1967 г. капитан и пять членов экипажа яхты «Феникс» были лишены заграничных паспортов за то, что они доставили груз медикаментов в ДРВ, так как экипаж судна нарушил «правила поездки» граждан США за границу.  

Американские власти заносили в «черный список» все суда, заходившие в порты ДРВ с 25 января 1966 г. 12 февраля 1966 г.  первые пять судов внесеные в «черный список» были озвучены - 3 британских «Shienfoon», «Shirley Christine», «Wakasa Bay», 1 кипрское «Amon» и 1 греческое «Agenor».    

Провокации в отношении кораблей, идущих под флагами социалистических государств, стали повседневным явлением. В одном только 1966 г. 7-й флот более ста раз пытался не допустить корабли социалистических стран в хайфонский порт. Так, советский сухогруз «Челябинск», идущий рейсом из Камбоджи к берегам ДРВ, был 5 января 1966 г. окружен пятью военными судами 7-го флота. Вначале его «эскортировали» от 17-й параллели почти до Хайфона. Потом, у самого порта, загородили ему дорогу и, угрожая открыть огонь, потребовали остановить машины, лечь в дрейф и вопреки нормам международного права допустить американских офицеров для проверки груза. Капитан «Челябинска» преподал пиратам полезный урок. Он категорически отказался выполнить это наглое требование, скомандовал: «Полный вперед!», направив судно прямо на эсминец. Решительные действия советских моряков  отрезвляюще подействовали на «вояк». Корабли отошли и дали дорогу «Челябинску».

6-13 января 1966 г. в ДРВ находилась делегация СССР во главе с членом Президиума, секретарем ЦК КПСС А.Н.Шелепиным. Стороны обсудили меры по дальнейшему укреплению братских связей между двумя странами, а так же рассмотрели конкретные вопросы, связанные с оказанием Советским Союзом дальнейшей помощи ДРВ в развитии ее экономики, укреплении обороноспособности. Во время пребывания делегации в Ханое было подписано новое соглашение, предусматривающее оказание дополнительной помощи со стороны СССР ДРВ.  В послании Хо Ши Мина на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного от 24 января дается высокая оценка помощи СССР для отражения агрессии США. В заявлении ТАСС от 12 февраля подчеркивалось, что в ответ на новые планы эскалации войны, разработанные на совещании в Гонолулу, СССР, верный своему интернациональному долгу будет оказывать ДРВ всестороннюю поддержку.

Длившееся пять недель с 24 декабря 1965 г. по 31 января 1966 г. прекращение бомбардировок Северного Вьетнама позволило вьетнамской стороне подготовиться к продолжению войны. За это время как заявил министр обороны США Макнамара, в районе Ханоя-Хайфона установлено дополнительно более 500 единиц зенитного оружия, в том числе новые советские зенитные комплексы типа Sam-2s. Они и другие виды вооружений были поставлены СССР, и часть из них морским транспортом. К примеру, в конце декабря 1965 г. американским самолетом был заснят сухогруз «Бакуриани» на палубе которого под брезентом размещались «военные транспортные средства» - грузовики способные транспортировать грузы не только по Северному Вьетнаму но и в Южный Вьетнам.

Материалов о масштабах поставок в Северный Вьетнам грузов морским путем не так много. По подсчётам, в 1966 г. приблизительно две трети импорта Северного Вьетнама прибыло морским путем, а большая часть остающейся трети грузов - по железной дороге из Китая.

Вот хроника нескольких месяцев 1966 г.

В течение первой недели января 1966 г. семь судов из стран коммунистического блока - четыре советских и три восточноевропейских судна - были отслежены американскими патрулями, когда шли к Северному Вьетнаму. За предыдущие четыре недели было отслежено 14 судов. В начале января восемь советских торговых судов были или в порту Хайфон или близко к нему. Еще шесть советских транспортов и четыре - под польским флагом были намечены для будущих рейсов. Типичный груз, доставляемый кораблями для Северного Вьетнама на борту советского судна «Дмитрий Гулиа» (Dmitriy Gulia, 11 287 GRT), был следующим: два 60 тонных катера, заявленные как буксирные суда, плюс 7250 тонн объявленного общего груза, который включал 92 тонны понтонов для двух 27-тонных мостов, двух 16-тонных и двух 3-тонных. Также были: сталь, шины, трубы, 15 пятитонных, 17 четырехтонных, одно- и полуторатонных грузовиков, 25 тракторов, 4 бульдозера, 15 восьмитонных топливных цистерн, электроды, сгущенное молоко.

Особенно внимательно американцы отслеживали рейсы крупнотоннажных универсальных сухогрузных судов, имевшие большие грузовые люки, что позволяло ускорить прием и выгрузку груза. Кроме того эти суда прекрасно подходили для перевозки вооружений, поскольку основной груз можно было убрать под палубу, что позволяло сохранить секретность. Так например в 1964 г.  истребители МиГ были доставлены на Кубу в ящиках укрытых под палубой. И хотя было очевидно, что судно несет военный груз, но его состав не был определен до  окончательного прибытия судна на Кубу. Именно такие суда в первую очередь и привлекали внимание американской разведки. Как она отмечала  в 1964 г. и в 1965 г. среди всех судов посетивших ДРВ, таких судов было примерно  25 %. В 1965 г. 15 судов имевших большие грузовые люки выполнили рейсы в Хайфон равномерно  в течение года. Но не факт что они везли оружие. Так в январе 1966 г. американцы отслеживали четыре судна подобного типа на пути к Северному Вьетнаму. Ни одно из них не имело ярко выраженных особенностей что оно транспортирует оружие. Два из них транспортировали строительное оборудование, транспортные средства, удобрение, и продовольствие для Хайфона. А два других вызывали подозрения. Сухогруз «Белгород Днестровский» (Belgorod Dnestrovskij) вышедший в первое плавание, из Новороссийска, при его проходе через Суэцкий канал на палубе у него определили приблизительно 60 грузовиков. Последнее судно «Брацлав» (Bratslav) при прохождении турецких проливов объявило о 2096 тоннах груза для Северного Вьетнама. Как отмечали американцы, СССР принял необходимые меры для сохранения секретности перевозимых грузов, по этому более менее окончательную информация о характере груза можно будет иметь по их прибытию в Хайфон после 10 февраля.

Как проходили рейсы, можно проследить на примере февральского похода теплохода «Белгород-Днестровский», о чём рассказывал капитан теплохода К.Шапочкин. «Белгород-Днестровский» немногим более двух месяцев назад отошёл от причала Херсонского судостроительного завода и, загрузившись в  Новороссийске, направился к берегам Демократической Республики Вьетнам с грузом для её борющегося народа. Шли своим чередом дни рейса: работа, учеба, часы отдыха. Прошли Суэцкий канал и, когда судно находилось уже в Малаккском проливе, экипаж узнал о возобновлении американцами бомбардировок ДРВ. Когда «Белгород-Днестровский» находился в 120 милях от побережья Южного Вьетнама, в небе появился гидросамолёт с опознавательными знаками ВМС США. Сделав несколько кругов над теплоходом, самолёт ушел, а когда стемнело - появился опять. Осветив несколько раз судно, самолёт ушел в сторону и кому-то, находящемуся за горизонтом, просигналил прожектором. Вскоре на горизонте появились огни встречного судна. Когда расстояние между судами уменьшилось, оттуда замигал красный сигнальный прожектор: «Название судна?», «Порт назначения?», «Какой груз?». На наш запрос встречный корабль не ответил, а когда мы поравнялись, развернулся и последовал за нами на расстоянии не более двухсот метров. Когда рассвело, военный корабль, оказавшийся эсминцем США «Ричард Б. Андерсон», перешел на правый борт и на таком же расстоянии, как следовал за кормой, стал идти с борта. Были отчетливо, без бинокля видны фигуры матросов, высыпавших на палубу посмотреть на советское судно. Вскоре появились и самолёты. Первым прилетел все тот же гидросамолёт-разведчик «Марлин», а через некоторое время над судном с ревом стали носиться реактивный штурмовик «Виджилент» и истребитель «Фантом». Их сменили летающая лодка «Нептун» и два истребителя «Крусейдер». Только к вечеру ушли воздушные пираты. Но когда совсем стемнело, над судном снова закружился самолёт, освещая палубу прожектором. Он появлялся несколько раз в течение ночи. Наутро, когда судно вошло в Тонкинский залив, погода испортилась: ветер усилился до 10 баллов, небо закрыли низкие тучи, пошел дождь. Эсминец, идущий рядом с нами, стал глубоко зарываться в волну. Покачивало и наше судно. Казалось, что самолётов больше не будет, но вот из туч низко над судном пронеслись все те же штурмовик и истребитель. Но на этот раз под их фюзеляжами, в отличие от первого «визита», отчетливо были видны ракеты или торпеды. Только в непосредственной близости от берегов ДРВ повернул назад эсминец. Не появлялись больше и самолёты. Судно подошло к Хайфону, погода утихла, и экипаж принялся раскреплять палубный груз, решив помочь докерам Вьетнама. Затем приступили к вооружению тяжеловесной стрелы. Когда судно уже стало к причалу, свободные от вахты члены экипажа спустились в трюмы и раскрепили груз, а затем встали на лебедки стрелы и помогли выгрузить тяжеловесы на берег.

Идущим в ДРВ советским кораблям было морально легче идти «сквозь строй» американских кораблей, когда они видели что рядом находится наше разведывательное судно, а значит помощь в случае чего придет.  Как вспоминал капитан теплохода «Ванино» Юрий Пудовкин: «…рядом с американцами - обязательно небольшой советский "корабль науки" с огромными радиоантеннами - разведывательные корабли ТОФ всегда под корабли науки рядились…».  И экипажи этих небольших судов старались, как могли. Их действия  серьезно затрудняли работу авианосцев США, что стало предметом дипломатических протестов. Так, в январе 1966 г. заместитель помощника госсекретаря США А. Джонсон заявил протест советскому послу А. Добрынину по поводу действий советского гидрографического судна, а фактически разведывательного корабля (МРЗК) «Гидрофон» (судно класса Okean, по классификации НАТО, командир группы ОСНАЗ Левушкин В.И.), неоднократно пытавшегося сорвать взлет палубной авиации с авианосцев «Enterprise» и «Kitty Hawk». Адмирал Дж. Холлуэй вспоминал, что, командуя в этот период атомным авианосцем «Enterprise», имел обыкновение при первом же появлении поблизости советского AGI разворачивать в его сторону свой 90 000-тонный авианосец и давать самый полный ход: «И советский траулер убирался к черту с нашего курса!» Но это не останавливало наших моряков. В начале февраля 1966 г. «Гидрофон» продолжал вести радиотехническую разведку, следя за АУГ во главе с авианосцем «Ranger» (CVA-61) в Тонкинском заливе. В августе того же года этот же корабль вел слежение за авианосцами в Южно-Китайском море, при этом он 5 августа, по американским данным, сделал четыре преднамеренные попытки пересечь курс американских авианосцев, которые осуществляли запуск самолётов для действий против Северного Вьетнама. А 12 августа «Гидрофон»  трижды пытался проникнуть через эскорт эсминцев к авианосцу «Kearsarge» (CVS 33).

3 февраля 1966 г. греческое правительство под нажимом со стороны США отдало распоряжение о запрещении греческим судам  совершать рейсы в ДРВ под греческим флагом.

В начале марта 1966 г. председатель Торговой палаты Демократической Республики Вьетнам Зыонг Ван Дам выступил с заявлением, в котором решительно осудил незаконные действия американских властей, пытающихся воспрепятствовать иностранным судам осуществлять торговые перевозки в ДРВ. В заявлении указывается, что: «подобные действия правительства США являются очень серьезным нарушением суверенитета и независимости ДРВ, торжественно гарантированных Женевским соглашением 1954 г.; это является также серьезным нарушением свободы торговли и мореплавания в открытом море, свободы сообщений и перевозок между портами стран, имеющих между собой торговые отношения, признанные Женевской конвенцией 1958 г., конвенцией, которая была подписана и США. Эти действия представляют собой циничные нападки на суверенитет стран, которые поддерживают торговые отношения с ДРВ или суда которых посещают порты ДРВ». Всесоюзная торговая палата и советские внешнеторговые организации поддержали справедливые требования, содержащиеся в заявлении Торговой палаты ДРВ о необходимости обеспечения свободы торгового мореплавания и уважения, суверенных прав всех стран осуществлять международную торговлю.  СССР делом подтвердил свою поддержку ДРВ.

В начале марта 1966 г. во Вьетнаме разгружались теплоходы «Межгорье» и «Мариинск», доставившие около 14 тысяч тонн минеральных удобрений, там же разгружались теплоход «Ревда», танкер «Пенза». Совсем недавно перед этим побывали в ДРВ «Белгород-Днестровский», «Брацлав», «Челябинск», «Саранск», «Арктика». На пути в страну были черноморские теплоходы «Кострома», «Мукачево», «Павловск» и загрузившийся в Ильичевске - «Советск», дальневосточные - «Сальск», «Зайсан». В марте теплоход «Советск» среди прочего груза доставил два вертолета «Ми-6».

Весной 1966 г. продолжались споры между китайским и советским руководством об их  участии и объемах в снабжении ДРВ. В марте 1966 г. отвечая на обвинения Китая что СССР поставляет слишком мало помощи Ханою, Москва направила секретное письмо всем другим коммунистическим странам. В результате  утечки информации произошедшей через немцев стало известно что в письме подчеркивалось что в 1965 г. Северный Вьетнам получил вооружений из СССР на 555 мил. долларов. В число поставленных вооружений входят ЗРК и зенитные орудия, самолеты МИГ, танки, противокорабельная артиллерия и малые корабли.

21 апреля 1966 г. советский министр обороны маршал Р.Малиновский публично обвинил Китай в том что он препятствует советской помощи ДРВ. Отвечая на эти обвинения 3 мая МИД КНР заявил что с февраля 1965 г. по февраль 1966 г. СССР отправил через Китай в ДРВ в общей сложности 43.000 тонн военного снаряжения. Кроме того Китай утверждал что  он предоставил для перевозки грузов 1780 грузовых вагонов, а СССР использует только 556 единиц.  При этом китайцы как то забывали что они сами ограничили число задействованной советской техники на своей территории.

В апреле 1966 г. 31 судно доставило грузы в ДРВ, из коммунистических стран 24 из них  11 советских, 11 китайских, 1 польское и 1 болгарское, из некоммунистических стран пришло 7 судов - 1 греческое, 1 кипрское, 1 под флагом Мальты и  4 под британским флагом.  8 советских судов доставили  35,5% морского импорта в ДРВ, включая рекордный объем нефтепродуктов. Все 8 судов, включая 3 танкера прибыли с грузами из Черноморских портов. Доставленный сухогрузами груз включал сталь и другие металлы, грузовики, подъемные краны и другое оборудование. Одно судно доставило груз хлопка. Три других советских судна работающих в чартере у Северного Вьетнама прибыли в порты ДРВ для перевозок вьетнамских экспортных грузов.

Как сообщил журналистам заместитель начальника порта Нгуен Хоанг Во: «Никогда раньше к нам не приходило столько судов из Советского Союза, сколько в последнее время.  По десять советских больших кораблей, включая танкеры, принимаем мы ежемесячно. Чаще стали приходить суда из других социалистических стран. Это позволило в 1965 году увеличить грузооборот порта на 15 процентов по сравнению с 1964 годом. В нынешнем году он возрастет еще на двадцать процентов.» И это при том, что в порту все больше работают женщины, заменившие ушедших в армию мужчин. Только за год 60 женщин стали водителями автокаров. Успешно трудятся они и на других участках.

Почти каждое советское судно, шедшее в Хайфон, подвергалось непростым испытаниям в пути, и морякам самим приходилось принимать решения как быть. Когда на пути танкера «Горький» встал эсминец 7-го флота США, танкер поднял красный флаг и шел не меняя курса. И эсминцу пришлось уступить. Однако, несмотря на провокации американцев на море, в самом Хайфоне было спокойно. В середине апреля 1966 г. в ходе беседы с советским журналистом А.Крушинским директор порта Нгуен Дык Хюэ сказал: «Пока еще наш порт - это тыл Вьетнама. Хотя мы испытываем на себе влияние воздушной войны, но в боях непосредственно не участвуем.»

25 % вьетнамского экспорта давала отгрузка угля с шахт в Камфа. Американцы с этим мириться не собирались и 19 апреля они впервые бомбили угольный порт Камфа, обогатительную фабрику рядом с портом. В результате были большие жертвы и разрушения,  авиационный удар парализовал на несколько месяцев работу угольного порта. Был выведен из строя один причал из двух и один мостовой кран из четырех.  Пострадали иностранные суда в порту.

19 апреля 1966 г. 24 американских самолета сбросили  более чем 41 тонну бомб  на портовые сооружения Камфа. В порту во время налета находилось 4 иностранных судна: теплоход «Сальск» Дальневосточного пароходства, на внутреннем рейде - польское судно «Бениовский» (одно из 16 судов входивших в китайско-польскую транспортную компанию), китайский теплоход «Nam Hai 153» и греческий теплоход «Акме». Было три бомбежки, две из которых по китайским судам, в 30 метрах от причала. Они стреляли из установленных на них пулеметов, провоцируя ответные удары со стороны авиации. В результате китайский теплоход получил  повреждение радиолокатора, а основной ущерб понесло польское судно.

Польский сухогруз «Бениовский» (Beniowski, 10.443 GRT) загружал уголь для доставки во Францию, когда рядом с судном разорвалось до десяти бомб и ракет. Экипаж не пострадал, но повреждения получил мостик и каюты. Это привело к официальному польскому протесту американскому правительству. В свою очередь китайцы винили в повреждении своего судна также вьетнамскую и советскую сторону. По их версии, китайскому грузовому судну было поручено нести грузы во Вьетнам. Когда судно приблизилось к порту, оно  было остановлено чтобы советское грузовое судно, которое прибыло позже чем китайцы, могло войти в порт первым. Как результат этой задержки китайское судно попало под американский налет и было повреждено. Во время посещения Китая в апреле, вьетнамцам пришлось объясняться с китайцами, почему Вьетнам дал советскому грузовому судну несправедливый приоритет. Вьетнамцы извинялись и обещали, что не позволят подобному повторится снова.

 Своим налетом американцы частично достигли и второй после выведения из строя порта цели, они вселили опасения в сердца моряков нейтральных стран. Судно под флагом Кипра подходило к внешнему входу в Хайфон когда начался авианалет, испуганная команда под впечатлением от увиденного  изменила курс судна и направилось  к Гонконгу. Возобновление рейса в ДРВ  было отложено до замены  команды. В другом случае, судно под греческим флагом должно было отправиться из Сиануквиля в  Хайфона без восьми членов команды, которые отказались выйти в рейс. Команда другого греческого судна написала петицию протеста против «того, чтобы быть отправленными» в Хайфон, но все же она совершала рейс туда. Все это вело к тому что  премии - надбавки за  рейсы к Северному Вьетнаму для экипажей нейтральных стран поднялись выше 100-процентной нормы, которая стала стандартной для этих поездок.

В мае 25 судов доставили грузы в ДРВ, из коммунистических стран 19 из них  9 советских, 5 китайских (самое низкое число с февраля 1965 г.), одно из них бывшее польское судно пришло из Польши с удобрениями и общим грузом из стран Восточной Европы, 5 польских доставивших в числе прочих  152 грузовика. Из некоммунистических стран пришло 6 судов - 1 греческое, 1 кипрское и  4 под британским флагом. Ими было доставлено 83.200 тонн грузов, по сравнению с 75 800 тоннами в апреле. Увеличение грузопотока в мае вызвано увеличением поставки угля судами Китая, так как уголь раньше поставляли по железной дороге и возросшим количеством нефтепродуктов.  Из 9  советских судов только пять доставили грузы Северному Вьетнаму в мае, а четыре прибыли в балласте чтобы поднять экспортные отгрузки. Из пяти, три танкера и два  сухогруза привезли грузы из Японии и СССР, главным образом удобрения. Три сухогруза были в чартере у Вьетфрахт (Vietfracht). Ожидалось также, что советское грузовое судно «Металлург Курако» должно было доставить в виде палубного груза во Вьетнам четыре вертолета Ми-6. Судно вышло из Джакарты и в Хайфон пришло только в июне.

Три советских танкера доставили 31.800 тонн топлива из Черного моря и 1.000 тонн разлитого по бочкам топлива прибыло из Румынии на польском судне. Поставки топлива в течение месяца достигли 32 800 тонн, делая общее количество на апрель и май рекордно высоким 67.100 тонн, наибольший объем, зарегистрированный в течение любого двухмесячного периода в течение прошлых двух лет. В сравнении,  поставки топлива в 1965 г. составляли в среднем 14000 тонн в месяц. При этом Ханой просил увеличить поставки топлива во время второй четверти года до  40.000 тонн в месяц. При этом из-за возросших объемов значительно увеличилось время разгрузки танкеров. В среднем  танкеры класса Ленинград прибывали в ДРВ один в десять дней в апреле и мае, в первой четверти года этот показатель был один в 15 дней. Часть танкеров ставилась на якорь приблизительно в 7 милях к югу от Хонгай и разгружались в нефтяные баржи вместимостью до 300 тонн. Так было с танкером «Эльбрус» прибывшим к Хонгай 25 мая 1966 г.

Девять советских судов, включая три пустых танкера, покинули ДРВ в мае. Три  сухогруза загрузили уголь для Японии и Франции, один принял бананы для советского дальневосточного порта. Два других сухогруза отбыли в балласте в Сингапур.

Корабли ощущали все возрастающее давление, со стороны американских ВМС и ВВС. 4 мая 1966 г. в 14.25 во время очередного налета на прибрежные острова перед Хайфоном, едва не был потоплен теплоход ПНР «Костюшко». Пикируя на него и обстреливая, американские бомбардировщики пытались не допустить его в порт. Кругом падали бомбы. Но судно успело стать к причалу.

В мае Пекин заявил публично, что СССР отправил только 43 000 тонн военных грузов во Вьетнам по железной дороге в течение 1965 г. и обвинил Москву в том, что она не использует на полную мощность возможности железнодорожного транспорта. Советскую помощь Вьетнаму назвали обманом, и СССР был обвинен в желании достичь мирового господства и сотрудничестве с США.

7 июня 1966 г. по просьбе советских представителей вьетнамские власти в Хайфоне согласились на выход в эфир радиостанций на советских судах, что бы они могли передать в центр результаты проведенных выборов в Верховный Совет СССР.

В июне по сравнению с маем количество грузов, доставляемых судами, возросло. Двадцать восемь иностранных судов посетили северо-вьетнамские порты в течение июня - на два больше чем в мае, поставив приблизительно 81 900 тонн груза по сравнению с 81 500 тоннами в мае. Среди пришедших были десять советских грузовых судов и два танкера, в мае было шесть и три соответственно. Советский танкер «Ленинград» должен был достигнуть Хайфона в конце июня, но был направлен к Шанхаю, очевидно, из-за проблем с безопасностью в районе Хайфона. Было пять зарубежных судов, - одно британское, принадлежащее гонконгской компании; два были кипрскими; одно мальтийское и одно - греческое. Количество китайских кораблей было на два больше чем в мае, в то время как восточноевропейских кораблей было на два меньше, чем в мае.

В июне 1966 г. советским специалистам и морякам пришлось проводить операции по выгрузке тяжеловесов. Так, 6 июня 1966 г. с теплохода «Металлург Курако» были выгружены 4 вертолета Ми-6 в ящиках весом по 35 т и размерами длиной 22 м, высотой 10 м, а 29 июня моряки с теплохода «Советск» также выгрузили на берег 2 ящика с вертолетами Ми-6.

В июне, по сообщениям, СССР был раздражен посредственными результатами зенитных стрельб, указывая, что никакие самолёты не были сбиты в течение нескольких недель. Основная причина этого была в том, что советские инструкторы были отстранены несколько месяцев назад по требованию вьетнамской стороны после заявления, что Вьетнам имеет необходимое число своих специалистов. В Москве, однако, считали, что инструкторы были отстранены благодаря вмешательству Китая, который старался ограничить роль СССР только поставками зенитных комплексов без какого-либо контроля над ними.

 

Удары по объектам ГСМ.

С 29 июня 1966 г. американцы стали наносить систематические удары по запасам топлива Северного Вьетнама. Северный Вьетнам не обладал никакими месторождениями нефти и нефтеперегонными заводами, и импортировал 170.000 тонн нефти в 1965 г. главным образом через Хайфон. В резервуарах  Хайфона находилось приблизительно 72.000  тонн топлива. Топливная проблема являлась головной болью всей Народной Армии. В стране использовалось горючее 40 марок, хранилось топливо в 500 резервуарах, расположенных в 48 нефтехранилищах.

Пилот Wall Spangcnbcrg с авианосца «RANGER» прибывший туда в конце 1965 г. вспоминал: «Оба наших эскадрона истребителей выполнили достаточно разведывательных полетов вверх и вниз по Тонкинскому заливу, чтобы наблюдать парад русских кораблей и других судов у порта Хайфона. Мы летали достаточно низко, чтобы сосчитать грузовики на верхние палубе российских фрахтовщиков. Нам конечно не разрешили напасть на эти суда, и мы знали, что мы позже завершим попытку найти каждый из тех грузовиков с его грузом боеприпасов в джунглях под деревьями  на Тропе Хошимина. Мы также видели танкеры, которые прибыли в Хайфон и связанные с большим хранилищем топлива. Все мы думали, что топливо хранилище является отличной целью, если наша реальная цель состояла в том, чтобы нанести вред военному усилию Северного Вьетнама, но нам не разрешили атаковать хранилища,  хотя это неоднократно предлагалось руководству.»

План о нанесение ударов по складам ГСМ на территории ДРВ  гулял по коридорам между высокими кабинетами в Вашингтоне  с ноября 1965 г. При этом командование 7-х ВВС и штаб американских вооружённых сил на Тихом океане в своих сопроводительных записках не без основания указали, что поскольку ДРВ относится к странам с тропическим климатом, то большая часть жилых домов не нуждается в отоплении, а коммунальное хозяйство даже крупных городов настолько примитивно, что системы снабжения горячей водой имеются даже отнюдь не во всех гостиницах. Там же отмечалось, что запасы топлива используются исключительно для военных целей, поскольку промышленность страны находится в зачаточном состоянии. 22 июня директива была подписана президентом, о чём было тут же сообщено в СМИ, поскольку в тот же день это решение своего патрона озвучил на пресс-конференции министр обороны Роберт Макнамара, объявивший о расширении круга целей. На разработку операции ушло пять суток, в течение которых северо-вьтнамцы успели рассредоточить часть запасов. Однако вывезти всё в указанный срок было в принципе невозможно из-за недостаточной пропускной способности транспортной инфраструктуры, и так уже изрядно потрёпанной американскими налётами. В директиве особо подчеркивалось, что нельзя нападать на торговые суда в Хайфоне, даже с грузом топлива как советский танкер «Комсомол» который недавно прибыл на рейд порта.

В рамках готовящейся операции по уничтожению запасов ГСМ 27 июня, 48 "Тандерчифов", поддержанные палубными "Скайхоками", нанесли сильный удар по позициям зенитной артиллерии и ЗРК. ПВО ДРВ неожиданно понесла довольно сильные потери: один зенитно-ракетный дивизион и четыре артиллерийские батареи были полностью уничтожены. Правда, без потерь не обошлось: вьетнамские зенитчики сбили один "Скайхок", а зенитными ракетами были сбиты два "Тандерчифа".

28 июня 1966 г. из Вашингтона пришло разрешение на нанесение ударов по складам ГСМ. Впервые предполагалось крупными силами атаковать объекты в районе Ханоя и Хайфона. Как позже вспоминал участвовавшими в этом налёте оперативный офицер 354-й эскадрильи тактических истребителей 355-го авиакрыла майор Джеймс Каслер, «согласно плану операции, в ударе по ханойским складам ГСМ должны были участвовать 16 F-105 нашего крыла и восемь "Тандерчифов" из состава 388-го крыла. Однако за 15 минут до нашего появления, отвлекающий удар по портовой нефтебазе Хайфона должны были нанести самолёты флота». Всего в ходе комбинированного налёта предполагалось уничтожить семь из десяти наиболее крупных складов ГСМ.

29 июня 1966 г.  был нанесен удар по запретным ранее зонам. Самолеты ВМФ  здесь были первыми: 16 А-6  и 12 F-4 «Фантомы» с авианосца «Ranger» (CV-61) из состава эскадрилий VA-146, VF-142 и VF-143, в 11.15 нанесли удар по комплексу нефтехранилищ в порту Хайфона, сбросив 119 250-фунтовых и 24 1000 фунтовых бомб. По информации вьетнамцев, большая часть (из 60 тыс. т) емкостей была разбита, был выведен из строя танкерный причал, что поставило крест на разгрузке крупнотоннажных танкеров у него.

Почти одновременно «Скайхоки» и «Фантомы» авианосца «Constellation» (CV-64) атаковали нефтехранилище в До Соне, в 10 милях к югу от Хайфона, сбросив на цель 18 500-фунтовых и 6 250-фунтовых бомб. Через 17 минут после того, как началась атака самолетов ВМФ, базирующиеся в Таиланде F-105 ВВС атаковали нефтяной комплекс на берегу Красной реки в Ханое. Несмотря на плотный зенитный огонь, цель была практически уничтожена. Удар был нанесен с замечательной меткостью, так как соседние жилые здания остались нетронутыми. 1 F-105 был сбит, так же, как и 1 МиГ-17 из группы истребителей, попытавшейся перехватить американские самолеты, которые наносили удар по ракетным установкам в Ханое. Этот налет был скоординирован по времени с ударом по нефтехранилищам.

В порту Хайфона и на рейде находились советские корабли, в том числе прибывший  туда 20 июня танкер «Комсомол» (капитан Д.К. Холявко), с 9973 тоннами бензина на борту, и только начавший разгрузку стоя на якоре в реке Бах Данг. Из-за ударов по нефтехранилищам Хайфона, работа порта была парализована из-за нехватки топлива. По инициативе старшего представителя Министерства морского флота СССР в ДРВ Н.И. Ковалева советские моряки оказали вьетнамцам безвозмездно помощь. Находящиеся в порту черноморские корабли «Минск», «Николаев», «Межгорье», «Моздок» выделили из своих запасов по 10 тонн дизельного топлива для заправки погрузчиков и грузовиков. Работа порта была восстановлена.

На 18 июля 1966 г. в портах Северного Вьетнама находилось 8 советских судов с общим количеством привезенных грузов около 40 тыс. тонн. В пути на порты Вьетнама 8 судов с количеством разных грузов около 50 тыс. тонн. В советских портах под погрузкой на Вьетнам 3 судна, которые возьмут 20-25 тыс. тонн грузов и возвращаются из Вьетнама частично балластом, частично с вьетнамскими грузами на Японию 4 корабля.

В течение июля 1966 г. 26 иностранных судов посетили порты ДРВ, но среди них танкеров не было. 13 советских грузовых судов, пришедших за месяц, доставили более чем 61 000 тонн различных грузов, но из них только 947 тонн топлива в бочках. Два советских танкера, направленные в Северный Вьетнам с дополнительными 13 900 тоннами топлива, были перенаправлены в порты Китая. Одно из них «Кострома» пришло в Чамконг (Chan Chiang) 5 июля, другое - в Шанхай 21 июля, оттуда топливо отправили сухопутным путём. В целом количество иностранных судов, пришедших в северо-вьетнамские порты в течение первой половины 1966 г., снизилась на 32 процента по сравнению с тем же периодом в 1965 г. - с 300 до 206. Однако объем груза снизился только на 10 процентов, т.к. СССР начал использовать крупные суда.

В конце июля 1966 г. теплоход «Николаев» доставил в Хайфон одну самоходную баржу -  танковоз. 30 июля на рейде Бать Данг представитель Морфлота СССР в ДРВ Н.И.Ковалев и начальник Управление морского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций республики Ле Ван Ки вместе с советскими специалистами Мусой и Анциферовым участвовали в испытании первого танковоза.

 

Бомбы падают рядом.

 

В связи с начавшейся новой волной бомбардировок 1 июля 1966 г. советское правительство выступило с Заявлением. В нем осудив варварские налеты американской авиации, подчеркивалось: «Советский Союз оказывал и будет оказывать Демократической Республике Вьетнам всемерную помощь - политическую, экономическую и средствами обороны - в ее борьбе против империалистического нападения.»

7 июля 1966 г. в результате налетов американских самолётов на Хайфон прямой опасности подверглись советские торговые суда и жизни советских моряков. Около 12 часов группа из 20 военных самолётов США обстреляла ракетами и из пулеметов район причалов порта Хайфон. При этом осколки ракет и пулеметные очереди ложились в непосредственной близости от советских торговых судов «В.Куйбышев», «Советск» и «Устилуг», которые в это время находились в порту.

Капитан сухогруза «Советск» Катуков рассказывал: «7 июля, следуя курсом поперек реки, два американских самолета сбрасывали бомбы на противоположный ее берег, напротив того причала, у которого стоял наш теплоход. Одна бомба взорвалась на расстоянии 350 метров от судна. Американские самолеты, продолжая следовать прежним курсом, стреляли из пулеметов по вьетнамским катерам, которые стояли посредине реки. Всплески от пуль ложились на расстоянии всего ста метров от борта судна. Конечно, наши суда подвергаются явной угрозе во время налетов американских самолетов.»

В 18 часов американские самолёты на опасных курсах совершали облет танкера «Комсомол», стоящего на якоре в заливе Халонга, и сбросили вокруг него пять крупных металлических предметов, попадание которых в судно могло бы привести к серьезным повреждениям.

Капитан сухогруза «Дмитрий Гулиа» Труш: «… когда мы входили в залив и затем во время следования нашего судна по заливу, его днем и ночью облетали американские самолеты на бреющем полете, а неподалеку держался американский эсминец. Когда мы стояли на рейде у реки с 25 июня по 10 июля, самолеты американских вооруженных сил ежедневно налетали на Хайфон и его окрестности. Эти самолеты, пролетая на небольшой высоте над судном, создавали крайне напряженную обстановку для экипажа, так как каждый раз не известно было, куда упадет бомба. С 10 июля, когда судно стояло у причала, продолжались постоянные облеты американскими самолетами судна.»

 9 июля МИД СССР направил ноту протеста посольству США в Москве, заявляя, что воздушные удары по порту Хайфон ставят под угрозу безопасность четырех советских судов находящихся в порту. В ответ на это некоторые американские официальные лица распространили сообщение о том, будто Советский Союз был заранее поставлен в известность о бомбардировках американской авиацией пригородов Ханоя и Хайфона. ТАСС решительно опроверг эту ложь, которая была изобретена с целью извратить ясную позицию Советского Союза в отношении преступной агрессии США во Вьетнаме. Но эту ложь охотно подхватили в Пекине, заместитель премьера Государственного совета и министр иностранных дел КНР Чэнь И заявил на митинге в Пекине 10 июля будто «бомбардировка американскими империалистами Ханоя и Хайфона - это целиком и полностью результат сговора Соединенных Штатов и Советского Союза». Выступив с новой клеветой на Советский Союз в унисон с измышлениями американской пропаганды, Чэнь И по сути дела оказал услугу империалистам США, ведущим разбойничью войну против вьетнамского народа.

Наши суда сквозь строй американских кораблей продолжали идти в Хайфон несмотря на опасность. Капитан банановоза «Ингур» Никитин: «13 июля в Тонкинском заливе около острова Бачлонгви наше судно подверглось групповому облету ракетными штурмовиками, которые пикировали на судно с разных сторон в течение восьми минут. Облет реактивными самолетами проходил на высоте 80-100 метров. Два из них кружились над судном. Менее чем через два часа повторился групповой облет реактивными самолетами с участием самолетов типа «В2Ф-1 Хаукай», через сорок минут после этого судно облетел винтовой самолет типа «Орион». Облетевшие судно самолеты уходили в направлении Хайфона. Минимальная высота над судном составляла 60 метров.»

17 июля американцы вновь бомбили иностранные суда в районе Хайфона; в порту в то время находились советские суда «Ингур», «Дмитрий Гулиа», «Советск» и «Комсомол».  А 23 июля США отвергнув советскую ноту протеста от 9 июля, заявили: «Большое внимание было принято для обеспечения безопасности судоходства в Хайфоне».

Другой причиной для беспокойства была позиция вьетнамской стороны, которая в условиях массированных американских налетов на порт постаралась использовать советские корабли как щит. Не заботясь о возможных последствиях для последних. Из докладной записки в ЦК КПСС от 18 июля 1966 г.  министра морского флота В.Бакаева: «Анализируя условия работы советских судов в районе Хайфона за последнее время, Министерство считает необходимым доложить о следующем:

1. Вьетнамские морские власти искусственно задерживают разгрузку советских судов, считая, что чем больше советских судов находится в порту и в районе порта Хайфой, тем безопаснее положение в порту. Поэтому т/х «Д. Гулиа», прибывший в Хайфон 25 июня, фактически начал выгрузку 12-13 июля, танкер «Комсомол», привезший 10 тыс. т. бензина, находится в районе Хайфона с 20 июня, до 28 июня не выгружался, с 28 июня до 5 июля выгрузил 3,5 тыс. т., с 5 июля вновь не выгружается и стоит на рейде, обещают разгрузить не ранее конца июля.

Такое же положение и с другими судами.

2. Советские суда ставятся у опасных мест, например у зенитных береговых батарей, по-видимому, имея и виду, что американцы воздержатся от бомбежки таких батарей ввиду наличия около них советских судов, а может быть, для создания вынужденного положения, по желанию некоторых лиц, чтобы советское судно было разбомблено.

3. Во время налетов к борту советских судов подходят военные катера и открывают стрельбу из-под бортов советских судов, вызывая тем самым огонь с американских самолетов на советские суда; были случим, когда китайские суда, находившиеся рядом, открывали огонь из автоматов.

4. Во время одного из налетов на район Хайфона с американских самолетов были сброшены неизвестные предметы. Можно было предполагать что это были донные мины. Мы обратились с просьбой к вьетнамским друзьям проверить. Вьетнамские друзья очень хладнокровно отнеслись к нашей просьбе и фактически как следует не проверили. Между тем 10 июля китайское судно вьетнамские лоцманы направили в обход опасной зоны, а 11 июля советский п/х «Челябинск» сознательно направили прямо через опасный район, по-видимому, желая этим проверить, действительно ли есть донные мимы или нет. Этим явно ставился под угрозу советский корабль. Вьетнамские лоцманы не сообщили советскому капитану о возможной опасности.»

И несмотря на все эти опасности советская сторона не прекратила выполнять свои обязательства. В упомянутой выше записке в ЦК КПСС говорится: «Министерство морского флота считает целесообразным провести следующие мероприятия:

1. Сообщить вьетнамским друзьям о том, что советская сторона не прекратит направления судов с грузами но вьетнамские порты, и одновременно обратить внимание вьетнамской стороны на необходимость не допускать со стороны морских и портовых властей задержки судов и создания для них угрозы и одновременно принять необходимые меры но максимальному ускорению разгрузки и погрузки советских судов.

2. Поручить Министерству внешней торговли и ГКЭС выяснить с вьетнамской сгонной, какие грузы, которые не могут быть использованы в настоящее время в условиях войны, можно было бы временно прекратить завозить, с тем чтобы уменьшить излишнюю нагрузку на порт Хайфон. В настоящее время значительное количество грузов, привозимых из СССР, размещено на городском бульваре, на улицах Хайфона и не используется.

3. Учитывая усиливающиеся агрессивные действия США на морских подходах к Северному Вьетнаму, потребовать от США либо путем специальной ноты, либо через ООН прекращения военно-провокационных действий на морских торговых путях с тем, чтобы поставить США перед мировой общественностью как юридически виновную страну в ведении неспровоцированной и необъявленной войны.» 

Эффективность американских ударов по запасам топлива становилась очевидной. В течение первого месяца ударов к 1 августа, по сообщениям американской разведки, было разрушено 70% северо-вьетнамских стационарных нефтяных хранилищ, наряду с 7% небольших складов. При этом руководство ДРВ использовало американские нападения на склады ГСМ как рычаг, чтобы получить больше помощи из СССР и Китая.

Вьетнамцы при помощи СССР и КНР постарались уменьшить негативное влияние американских ударов по объектам ГСМ. На заводах началось изготовление небольших нефтеналивных барж, для перекачки топлива с больших танкеров на рейде, что бы ни подвергать их риску попасть под бомбовый удар в порту. По этому было решено не направлять большие танкеры во Вьетнам, а перенаправить их в китайские порты, а уже оттуда транспортировать нефтепродукты. В течение нескольких месяцев в китайских портах Шанхай, Чамконг и Чжецзяне выгрузились около десятка советских танкеров, прибывших с топливом для Вьетнама, - десятитысячники с Черного моря и четырехтысячники из Владивостока. После выгрузки это топливо на наливных вьетнамских баржах и малотоннажных танкерах грузоподъемностью 1-1,5 тыс. т доставлялось во Вьетнам.

США продолжали грубо нарушать принцип свободы судоходства, их самолеты осуществляли облеты советских судов на подходах к порту, пикировали на них, пытаясь чинить препятствия заходу и разгрузке судов в порту. 1 августа 1966 г. в 18 часов местного времени теплоход «Ингур» (капитан Никитин) шедший в Хайфон, подвергся облету самолетом и вертолетом, потом 4 американских эсминца, маневрируя вокруг теплохода «Ингур», требовали остановки судна. 2 августа в 6 часов местного времени американские самолёты обстреляли причалы порта Хайфон, у которых стояли советские суда. При этом имело место попадание крупнокалиберных пуль в советский теплоход «Медынь». Жизнь членов экипажей и безопасность советских судов были поставлены под непосредственную угрозу.  5 августа МИД СССР направил вторую ноту протеста за последние два месяца, по фактам угрозы советским судам со стороны американской авиации осуществляющей налеты на Хайфон, при этом подчеркивалось что одна из пуль попала в советский корабль при налете 2 августа. И вновь американцы 5 августа отклонили ноту протеста.

А наши моряки на переднем крае наблюдали за «эскалацией» конфликта со стороны США. Из вахтенного журнала теплохода «Минск»: «7 августа. 19.40. В связи с налетом и бомбардировками американскими самолетами окрестностей Хайфона судно затемнено». Как рассказывал штурман теплохода Евгений Степанов: «13 августа только на моей вахте было три тревоги».

«Эскалация», конечно,  наложила свой отпечаток на жизнь Хайфонского порта. Докеры вынуждены рассредоточивать многие механизмы, чтобы уберечь их от бомбардировок. В результате увеличился процент работ, проводимых вручную. Многие молодые парни просятся в армию, их заменяют женщины. Девушки учатся управлять транспортерами, автопогрузчиками, осваивают профессии которые прежде считались только мужскими. В ответ на американские бомбардировки докеры предложили руководству порта увеличить рабочий день, они с лихвой восполняют паузы в работе вызванные воздушными тревогами.  

Советские моряки старались оказать посильную помощь вьетнамским товарищам. В июле 1966 г. в Хайфон прибыл сухогруз «Николаев» ЧМП, его экипаж принял непосредственное участие в разгрузке и погрузке корабля.  Из-за налетов американской авиации  он в общей сложности имел 10 часов простоев, тем не менее экипаж закончил разгрузочно-погрузочные работы  досрочно в конце августа.  Пришедший в начале августа экипаж сухогруза «Минск» (груз тракторы, бульдозеры, автомашины и прочее) принял обращение к докерам Хайфона: «Верная долгу пролетарского интернационализма, команда «Минска» до прихода к причалу соорудила тяжеловесную стрелу, привела в полную готовность все грузовые устройства… Предлагаем славным докерам Хайфона заключить социалистическое соревнование за досрочную разгрузку.»

В августе 1966 г. американцы продолжали наносить удары по запасам топлива ДРВ, при этом в опасном положении оказались советские танкеры, которые вьетнамцы использовали как плавучие топливохранилища, прикрытые советским флагом. Так танкер «Комсомол» простоял в устье реки Бах Данг и в заливе Халонг в общей сложности 54 дня, пока 13 августа 1966 г. не отправился в обратный путь в Новороссийск, имея 199,3 тонн бензина.  

Помимо всех «прелестей» тропического климата, экипаж танкера постоянно жил в боевой готовности, фактически находясь в зоне военных действий.  При разгрузке нефти с танкера «Комсомол» американские самолёты потопили одну наливную баржу у его борта. При этом моряки танкера проявили завидное мужество. Загрузив последние три баржи, моряки готовились покинуть залив. С наступлением темноты баржи пошли в порт. И тут из-за облаков появился американский самолет. Освещая землю ракетами он сбросил серию бомб на баржи. Одно судно загорелось. Взрывная волна выбросила за борт молодого матроса. Ему угрожала гибель. С танкера «Комсомол» спустили моторный бот. Рискуя жизнью советские моряки Дагаев, Заикин, Сутягин и Анонидзе спасли вьетнамского моряка и доставили к себе на судно. Оказав пострадавшему первую медицинскую помощь, его перевезли на берег в госпиталь. Вьетнамцы поблагодарили советских моряков за смелые действия. Несмотря на то, что разгрузке «Комсомола» препятствовали, другой советский танкер, «Бугуруслан» (Buguruslan), прибыл в Северный Вьетнам 26 августа. Разведка 28 августа показала что «Бугуруслан» был поставлен на якорь в бухте Халонг с четырьмя 130-футовыми баржами рядом. Это было в том же самом районе, где «Комсомол» стоял на якоре с начала июля до его ухода 14 августа. 31 августа разведка показала, что «Бугуруслан» перевели на обычное для танкера место на рейде, приблизительно в шести милях к северо-востоку от Хайфона, для его безопасности из-за налетов авиации на порт. У борта танкера в это время оставили только одну баржу, и танкер все еще не был полностью разгружен.  

Снова слово свидетелю тех событий капитану танкера «Бугуруслан» Б.Трейвусу: «...Под утро того дня танкер остановился на рейде. Мы приняли на борт хайфонского лоцмана. Вместе с ним на танкер поднялись шестеро бойцов армии демократического Вьетнама.

- Нам поручено охранять ваше судно от возможных случайностей, -  заявили они.

К борту танкера вьетнамские товарищи пришвартовали баржу с противопожарными средствами. Это внимание и забота о безопасности советских людей и их народного достояния в израненном прифронтовом городе не могли нас не тронуть.

Едва засветилось утро, как перед нами предстала ослепительная панорама бухты Халонг. Причудливые темные нагромождения скал, стройные пальмы на берегу, яркие, словно поблескивающие лаком, краски тропиков.

А по берегу в укрытиях тут и там притаились огневые зенитные точки вьетнамской обороны. Стволы орудий нацелены в безоблачную небесную синь, кажущуюся такой спокойной и безмятежной. Несмотря на недвусмысленную ночную «демонстрацию силы», как-то еще не верилось, что могут падать бомбы, рваться снаряды на этом сказочном, прекрасном берегу. Но очень скоро пришлось убедиться в обманчивости такого впечатления.

Двое суток мы простояли на рейде в бухте Халонг. И каждые сутки небо наполнялось гулом американской авиации. Ухали, взрываясь, бомбы. Им откликались зенитки, пулеметы. Вокруг шла война. Ожесточенная, беспощадная. А по ночам над нашим танкером без устали продолжали кружить те же американские хищники. Осветительные ракеты падали в воду совсем неподалеку от борта. Трудно сказать, чего здесь было больше - истерической наглости американских вояк или откровенного стремления досадить советским морякам, оказать на них психологическое давление, вывести из равновесия.

Как бы там ни было, а размеренная флотская жизнь шла у нас своим чередом. В первую же ночь стоянки к борту подошли за грузом тщательно замаскированные вьетнамские баржи. Началась перекачка в их трюмы бензина и дизельного топлива, которое мы привезли сражающейся республике. Эта работа продолжалась и в последующие несколько суток стоянки в рукаве реки Куан-Нам-Треу

Поскольку небольшие речные баржи подходили к нам только ночью, придерживаясь определенной тактики, соблюдая далеко не лишние предосторожности, выгрузка велась замедленными темпами…

К звукам бомбёжки и обстрелов мы вскоре привыкли, как и к облетам танкера, которые продолжали практиковать американцы.

Во время нашей 20-дневной стоянки в Куан-Нам-Треу американская авиация несколько раз осуществляла налеты на Хайфон. Во время одного из них на наших глазах был сбит американский самолёт. А случилось это так. «Демоны» (такова одна из разновидностей воздушных пиратов) всегда летают парами. Прорываясь сквозь зенитный огонь, невдалеке от нас промчалась такая парочка. Вдруг один из самолётов рухнул в море - внезапно, резко, без вспышки и взрыва: видимо, снаряд задел турбину двигателя.

Напарник принялся кружить над местом падения, а затем сбросил в море дымовую шашку, служащую сигналом для вызова вертолета.

- Сейчас прилетят спасать летчика, - сказали нам вьетнамцы, не в первый раз наблюдавшие такую сцену.

И точно: вскоре над местом катастрофы повис вертолет, а пилот сбитого самолёта задал такого стрекача вверх по трапу, что приходилось только дивиться его прыти. От страха он, должно быть, не соображал, что и вертолет; и он сам находятся уже за пределами досягаемости огня вьетнамских батарей». В конце сентября «Бугуруслан», разгрузившись, отправился домой за новым грузом.

И это все на фоне сообщений об атаках американских самолетов на китайские суда в Тонкинском заливе. 5 сентября 1966 г. агентство Синьхуа распространило заявление, что 29 августа американские самолеты потопили китайское торговое судно «№ 1018» и повредили другое «№ 1019» в Тонкинском заливе, убив 9 китайских моряков и ранив 7. Китайцы утверждали, что 2 судна бомбили и обстреливали в течение 3 часов, и это "открытая военная провокация против Китая со стороны американских империалистов" и она не была "изолированным инцидентом." Синьхуа утверждало что китайские торговые и рыбацкие суда недавно подвергались нападению со стороны  американских самолетов "во многих случаях."

Было три инцидента в июле и августе, когда американские самолеты подвергали нападениям китайские суда, к счастью без серьезных последствий. 30 июля два американских самолета пикировали на китайское судно «Nanhai 155», позже тоже делали еще 7 самолетов. 6 августа группа из 3 самолетов сбросили 3 бомбы в скопление из 15 рыболовецких судов в нейтральных водах. 12 августа два американских самолета имитировали атаки на судно «Nanhai 174» к югу от Монгкай в нейтральных водах.

В ответ на обвинение Синьхуа Государственный Департамент США завил 5 сентября, что американские самолеты 29 августа напали и потопили, по крайней мере одно предполагаемое северо-вьетнамское патрульное судно в Тонкинском заливе. Северо-вьетнамские патрульные суда снова подвергались американскому воздушному нападению в Тонкинском заливе 31 августа. Американский военный представитель в тот день сообщил, что в двух отдельных ударах американские самолеты уничтожили одно патрульное судно и повредили другое приблизительно в 55 милях к востоку от Хайфона.

Китайцев эти заявления не убедили и 6 сентября «Renmin Ribao» вышла с грозной передовой статей в которой говорилось, что "этот долг крови должен быть возмещен. Мы должны … сломать позвоночник агрессоров и разбить их решительно и полностью."

12 сентября американская разведка констатировала, что продолжающиеся удары по запасам ГСМ на фоне развернувшейся протестной компании несут отрицательный эффект. Как констатировала разведка, нет никаких данных, что вьетнамцы испытывают нехватку топлива и что бомбардировки создали непреодолимые трудности на транспорте и в экономике. 

8 ноября 1966 г. американцы бомбили подъездные пути к порту Камфа, участок дороги 150-170 м. был сильно поврежден, и вся деятельность в порту была остановлена. В тот момент в порту находились два корабля ДВМП «Степан Разин», «Спасск-Дальний» и два китайских корабля «№ 157» и «№ 174».

На море американцы так же не особенно ограничивали себя соблюдением международных норм. Выполнившие рейс в Хайфон моряки теплохода «Николай Островский» рассказывали: «В Тонкинском заливе самолеты США нагло совершали облеты в нескольких метрах от судна. Однажды на нашем пути встретились два авианосца и несколько десятков других военных кораблей. Чтобы не столкнуться с авианосцами, нам пришлось уклониться от курса, а вертолеты висели в нескольких метрах, освещая прожекторами палубу судна.»

В ноябре 1966 г. из СССР начали прибывать секции специальных барж для транспортировки нефтепродуктов. Так 17 ноября из Владивостока прибыл танкер «Амурск» с 5 баржами и танкер «Анапка» с секциями  8 барж по 250 тонн каждая, и 6 по 100 тонн.  А 14 декабря 1966 г. торговый представитель посольства СССР в Ханое получил уведомление из Москвы, что в первой половине 1967 г. СССР даст ДРВ 500 единиц прорезиненных емкостей для хранения топлива.

В декабре 1966 г.  несмотря на начатые в июне бомбардировки, порт жил обычной трудовой жизнью. Разгружались советские сухогрузы  «Куйбышев» и «Белгород-Днестровский», болгарское судно «Васил Левски». Как сказал советскому корреспонденту И.Огнетову заместитель директора порта Нгуен Кхак Хое: «Американским агрессорам, не удалось сорвать нашу работу. Мы не только сохраняем довоенный уровень темпа погрузочно-разгрузочных работ, но и превысили его. Число судов, приходящих в Хайфон,  увеличилось, план 1965 года перевыполнен. За десять месяцев этого года порт выполнил годовое задание на 94 процента. Рабочие и служащие, обсудив возможности, решили обратиться к правительству с просьбой об увеличения плана обработки судов». Тем более что количество поступающих грузов росло.

В декабре 1966 г. 38 судов пришли в порты Северного Вьетнама, 34 судна были из коммунистических стран - 12 советских, 16 китайских (наибольшее количество с января 1966 г.), 4 польских и 2 болгарских. Из некоммунистических стран пришли 4 судна, 1 под флагом Кипра с удобрениями из КНДР и 3 под британским флагом. В декабре иностранные торговые суда поставили наибольший ежемесячный объем грузов - 110.800 тонн в Северный Вьетнам. Среднее число ежемесячного количества морского импорта в 1965 г. и 1966 г. составляло 58.100 тонн и 77.700 тонн, соответственно. Никакие отгрузки оружия или боеприпасов не были обнаружены американской разведкой, но поставки включали нефть, и многочисленные грузовики и другие грузы полезные в поддержке военных операций.

12 советских судов, включая 4 танкера, доставили 44 % поступающих грузов. В декабре был поставлен наибольший объем поставок топлива с мая, в общей сложности 24 200 тонн, обработанных быстро. Четыре советских танкера поставили 22 600 тонн бензина и дизельного топлива, и остальная часть топлива была поставлена в бочках на борту советских сухогрузов. «Ровно» первый танкер, который прибыл с сентября из Черного моря с грузом 10 900 тонн. Остальные три танкера (в том числе «Амурск») из состава ДВМП поставили  11.700 тонн топлива из Владивостока.  Три сухогруза пришли из черноморских портов, доставив удобрение, топливо в бочках и другие грузы. Пять  сухогрузов были из состава ДВМП, два доставили  общий груз и муку из Владивостока, один общий груз из Японии, а два прибыли в балласте. Шесть из семи советских сухогрузов покинувших порты Северного Вьетнама в декабре, несли экспортные грузы: два общие грузы для Камбоджи, Гонконга и Сингапура, на четырех был уголь для Японии.

30 ноября и 2 декабря 1966 г. американцы в Тонкинском заливе напали и потопили 6 китайских рыболовецких судов убив 17 китайских рыбаков и ранив 29. 30 ноября два американских самолета сбросив 20 бомб потопили 5 китайских судов, при этом 14 человек погибло и 20 были ранены. 2 декабря два самолета вновь атаковали китайских рыбаков в нейтральных водах сбросив 8 бомб, ими потоплена 1 лодка, убито 3 и ранено 9 китайцев. Это был самый серьезный инцидент после потопления китайского судна 29 августа.

В середине декабря 1966 г. представитель Морфлота СССР в ДРВ Николай Иванович Ковалев направил министру морского флота и начальникам Черноморского и Дальневосточного пароходств предложение по увеличению на 50% окладов морякам в связи с опасностью плавания во Вьетнам. В обоснование этого предложения им был дан анализ положения дел по этому вопросу на польских, болгарских, гонконгских, английских, греческих судах, которые доплачивали членам экипажей за плавание в опасной зоне военных действий, каковой был Вьетнам. Предложение рассмотрели и положительное решение было принято в марте 1967 г.

В Камфе экипаж парохода «Ташкент» воочию убедился, как безжалостно бомбят американцы мирные объекты, школы. На их глазах воздушными пиратами был разрушен госпиталь. Еще больше видели моряки теплохода «Лазарев» четыре месяца доставляя грузы в порты Вьетнама. У его команды быстро установились дружественные связи с вьетнамскими портовиками и населением городов ДРВ. Экипаж побывал в гостях у военных моряков-катерников, ознакомил их с работой советских судов, помогал портовикам в изучении русского языка. Невзирая на бомбежки американцами Хайфона, осколки от бомб падали и на наши суда, экипажи теплоходов «Зайсан», «Лазарев» и других помогали портовикам в выгрузке груза. В свою очередь работники Хайфонского порта и интерклуба организовали для команд «Амурска», «Лазарева», «Анапки» экскурсии по военно-историческим местам города, показали места зверских бомбардировок Хайфона американскими стервятниками.

На подходе были новые суда. Пароходное сообщение между нашими странами стало регулярным, и суда советского морского флота идут по линейному графику. Они везут в своих трюмах минеральные удобрения и прокат черных металлов, автомашины и тракторы, кабельные изделия и бумагу, медицинское оборудование и консервы, муку и нефть. Это часть помощи, которую оказывал советский народ братскому Вьетнаму.

Как раз в середине декабря 1966 г. во Вьетнам шли теплоходы «Павловск», «Балашиха» (в числе грузов автомобили), «Приднепровск», «Чернышевский», «Ясногорск» и другие.  Другие принимали грузы и готовились в рейс, так в конце декабря в Новороссийске заканчивали погрузку два теплохода «Бакуриани» и «Баймак».  При этом, советские моряки как могли, помогали хайфонским портовикам. Вот слова заместителя директора порта: «Мы хорошо знаем и понимаем отношение советских людей к Вьетнаму. Команды кораблей из Владивостока, Одессы, Новороссийска непосредственно помогают нам. Они еще в открытом море готовятся к тому, чтобы в порту быстро обработать судно. И вот результаты: транспорт «Белгород-Днестровский» разгружен гораздо быстрее, чем это сделали бы в мирное время. Экипаж корабля «Советск» оказал нашим докерам помощь в разгрузке. Мы передаем сердечный привет всем советским портовикам и морякам, которые ежедневно и ежечасно сотрудничают с нами и оказывают нам большую помощь.»

Кроме того в декабре одно советское судно использовалось для транспортировки угля из Камфы и Хонгай в Хайфон. Тем самым оно полностью заменило десять стандартных угольных барж (150-футов, 400 тонн) количество которых сократилось в результате потерь от американских авиаударов.

 

 

 

1  2  3  4  5  6  7

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.