На Главную.

 

Розин Александр.

Основная транспортная магистраль.

Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

2. Как все начиналось.

 

У далеких берегов.

 

Летом 1964 г. для спасения марионеточного режима американцы открыто вмешались в конфликт, заявив о нападении  2 и 4 августа 1964 г.  торпедных катеров ДРВ на американские эсминцы в Тонкинском заливе. Американский Конгресс принял так называемую "Тонкинскую резолюцию", одобрившей военные действия США во Вьетнаме. Локальная война США против Вьетнама была направлена на силовое отторжение Южного Вьетнама от Севера и закрепление ранее установленного в ходе французской интервенции 1945-1954 годов раскола страны. Именно такую стратегическую задачу ставили перед собой американцы, вторгшись на сухопутную территорию Южного Вьетнама и в воздушное пространство ДРВ. При этом воздушная война США против ДРВ проходила следующим образом: на первом этапе (1964 год) ставилась задача запугать народ ДРВ и сломить его волю к борьбе за воссоединение с Южным Вьетнамом. На втором этапе (1965 год), когда стало ясно, что запугать народ ДРВ не удалось, ставилась задача - продолжая наращивать силовое давление эскалацией бомбардировок, подавить саму способность ДРВ к участию в действиях на юге путем разрушения ее военно-экономического потенциала. И, наконец, на третьем этапе (1966 год), когда обозначился провал предыдущих планов воздушной войны, американцы сделали особый акцент на блокадных действиях авиации по пресечению инфильтрации и разрушению системы коммуникаций, связывавших ДРВ с Южным Вьетнамом.

Ещё до начала агрессии США против ДРВ вся система береговой и корабельной радиоразведки советского Тихоокеанского флота, решая общие задачи вскрытия обстановки в зоне Тихого океана, основное внимание сосредотачивала на своевременном обнаружении разведпризнаков подготовки США к войне против Северного Вьетнама. Исходя из анализа складывающейся обстановки, советское командование приняло решение заблаговременно развернуть в районе Тонкинского залива разведывательный корабль ТОФ, что впоследствии сыграло огромную роль в выяснении так называемого «Тонкинского инцидента». На первую боевую службу 29 апреля 1964 г. в район Тонкинского залива вышел как гидрографический корабль (ГИСУ), малый разведывательный корабль (МРЗК) «Протрактор» (командир корабля капитан 3 ранга Н.П. Фадеев, командиры групп ОСНАЗ капитан-лейтенант Виктор Иванович Левушкин и В.Г.Новиков). Свой первый поход он закончил 2 июля. В связи с обострением обстановки в июле 1964 г. командование Тихоокеанского флота направило 1 августа 1964 г. в воды Южно-Китайского моря и Тонкинского залива два разведывательных корабля (МРЗК) «ГС-47» (командир корабля капитан 3 ранга В.Н. Дулебенец, командиры групп ОСНАЗ В.И.Смирнов и В.Г.Новиков) и  «Протрактор» (командир корабля капитан 3 ранга Н.П. Фадеев, командир группы ОСНАЗ старший лейтенант В.Н. Соловьев).  Во время августовского инцидента в заливе именно с МРЗК «Протрактор»  в штаб ТОФ пришло донесение, что, действительно, ведущий разведку эсминец «Мэддокс» вторгся в террводы ДРВ.

Сразу после августовского 1964 г. инцидента в Тонкинском заливе, ДРВ обращался с прямой просьбой к Советскому Союзу о предоставлении военной помощи, но она осталась без ответа. Посол СССР в ДРВ в 1964-1974 гг. И.С.Щербаков характеризуя позицию Москвы по отношению к ситуации в Индокитае, отмечал: «В то время во вьетнамском узле сплелись интересы СССР, Китая и США. Мы не хотели ввязываться: уж очень напряженной была обстановка, имелся риск перерастания конфликта в мировой… Судя по всему, Хрущев намеревался действовать с оглядкой, но его руководящие дни были уже сочтены».

Последовавшее в октябре 1964 года смещение Н. С. Хрущева привело к определенному повороту в советско-вьетнамских отношениях.  Новый советский кабинет заявил о готовности оказать поддержку социалистической стране, ставшей жертвой агрессии. В декабре 1964 г. СССР согласился открыть в Москве постоянную миссию Народного фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ). В январе 1965 г. аэрофотосъемка американского самолета разведчика установило впервые  присутствие советских самоходных зенитных орудий в Северном Вьетнаме. Это оружие, вероятней всего было доставлено советским грузовым судном, которое прибыло в Хайфон 22 декабря 1964 г. Позже советские представители конфиденциально подтвердили, что еще до посещения премьер-министром Косыгиным в феврале 1965 г. Ханоя,  Советский Союз осуществил первую поставку зенитных орудий и радаров ДРВ. 

С конца 1964 г. политика СССР по отношению к Вьетнаму стала развиваться по следующим направлениям:

- усиление морально-политической поддержки борьбы вьетнамского народа против американской агрессии;

- расширение политических контактов, как с Ханоем, так и с представителями патриотических сил Южного Вьетнама;

- увеличение экономической, прежде всего, военной помощи ДРВ и южновьетнамским патриотам.

В 1964 г. в порты ДРВ доставили свои грузы 48 советских судов.

С началом войны советские суда, следующие в порты Северного Вьетнама, стали подвергаться систематическим преследованиям со стороны американских военных самолётов и кораблей. Уже 3 августа 1964 г. МИД СССР направил посольству США в Москве ноту протеста в связи с нарушением США свободы мореплавания. Но и после этого количество инцидентов не уменьшалось. В январе-феврале 1965 г. было зафиксировано около 200 случаев нарушения вооруженными силами США свободы мореплавания на морях и океанах, наибольшее их количество было на морских подступах к Индокитайскому полуострову. Вот несколько примеров:

29 января в 15 часов 35 минут по владивостокскому времени, широта 16° 25' северная, долгота 117° 20' восточная (Южно-Китайское море), американский гидросамолёт № 5537 сделал шесть облетов теплохода «Дальний», идущий с цементом из Находки в Джакарту, на высоте 100 метров. До 23 часов 15 минут американские самолёты сделали 23 облета.

К теплоходу «Поронайск», следовавшему с грузом бумаги из Хайфона в Джакарту, 31 января в 12 часов 20 минут по владивостокскому времени, широта 16° 17' северная, долгота 109° 06' восточная (Южно-Китайское море), подошел американский эсминец «Герк», бортовой номер 783. В 13 часов «Герк», пройдя в течение 40 минут параллельным курсом на расстоянии 200 метров, прекратил преследование. В 19 часов 15 минут судно облетел на высоте 70 метров американский самолёт № 8907.

С теплоходом «Синегорск», следующим в балласте за грузом из Хайфона в Калькутту, пошли на сближение два эсминца США с бортовыми номерами 22 и 947. Это было 12 февраля в 11 часов 40 минут по владивостокскому времени, широта 16° 41' северная, долгота 107° 59' восточная (Южно-Китайское море). В 13 часов 00 минут эсминец № 947 подошел к «Синегорску», запросил название судна и путь следования. Через пять минут эсминец развернулся и лег на обратный курс. В 13 .часов 35 минут военный самолёт США с номером на фюзеляже 784, на хвосте - 8906, появился со стороны отставших эсминцев, произвел облеты судна на высоте 50 метров. Через десять минут самолёт удалился, но по носу вновь появились два эсминца США. Целый час они сопровождали «Синегорск». 13 февраля в 0 часов 30 самолёт вооруженных сил США появился над судном. четыре раза облетел вокруг него на малой высоте; из-за темноты опасность столкновения была велика.

Над теплоходом «Челябинск», идущим в балласте из Хайфона, 16 февраля в 6 часов по московскому времени, широта 16° 26' северная, 109° 05' восточная (Южно-Китайское море), четыре раза пролетела на высоте 50 метров американская двухмоторная летающая лодка № 0148, кружилась вокруг судна. В 9 часов 30 минут подошел американский эсминец № 544, следовал параллельным курсом. В 11 часов 20 минут американский двухмоторный самолёт № 151641 пять раз облетел судно на высоте 50 метров, затем самолёт США № 775 произвел облет

Помимо прочего, американцы использовали наши корабли для отработки своей боевой подготовки, так капитан теплохода «Ижма» Александр Зиновьев сообщал в Министерство морского флота: «19 февраля, 9 часов 20 минут по московскому времени, широта 15º 44' северная, долгота 110º 29' восточная. С 2 часов 45 минут нахожусь под непрерывным облетом военных реактивных и винтовых самолётов, а также и вертолетов США № 149264, № 39594, № 59. В течение последних 35 минут над судном кружат несколько реактивных самолётов, которые все время ложатся на боевые курсы, имитируя атаки. По курсу 315 появился авианосец США в сопровождении восьми военных кораблей. Эскадра идет на сближение». Спустя несколько часов напряжение спало, в 11 часов капитан сообщил, что эскадра оставила теплоход в покое. Но в течение двух с половиной часов несколько американских самолётов проводили боевое учение над советским судном, избрав его в качестве мишени.

Подобные действия вызывали ответную реакцию со стороны Советского Союза, которая выражалась как нотами протеста, направляемыми по каналам Министерства иностранных дел так и демонстрационными действиями ВМФ СССР.

Для защиты интересов государства Тихоокеанский флот расширял зону своего присутствия. В январе 1965 г. отряд кораблей в составе ПБ «Бахмут» и 3 ПЛ начал несение боевой службы в Филиппинском море.  Американские корабли при встречах вели себя как хозяева, и наши моряки старались поставить их на место. Показательный случай произошёл 4 февраля в центральной части Филиппинского моря. Приблизившись к нашей всплывшей подлодке, командир американского эсминца запросил у советской ПЛ: «Как себя чувствуете в наших водах?», на что наш командир ответил: «В водах США мы не ходим, а здесь, в нейтральных водах, чувствуем себя прекрасно».  

Тогда же наши моряки начали осваивать и воды Южно-Китайского моря. В августе 1965 г. туда на боевую службу были направлены несколько наших подлодок, в том числе ПЛ проекта 613В «С-145» (к-2р. Щекотов) - для ведения разведки и слежения за деятельностью американских ВМС, участвовавших во Вьетнамской войне. Эта ПЛ выполнила уникальный поход как по удаленности района ее действий от пункта базирования (свыше 2 тыс. миль), так и по времени (август и сентябрь - самые жаркие месяцы, период зарождения тайфунов). Несмотря на, казалось бы, невыносимые условия обитаемости экипажа: температура в отсеках - до 60 градусов, неимоверная влажность (и, как следствие, понижение сопротивления изоляции электрооборудования и приборов), один литр пресной воды на человека в сутки, - экипаж успешно выполнил поставленную задачу. Всего в 1965 г. подводные лодки ТОФ выполнили12 походов в районы Филиппинского и Южно-Китайского морей. В дальнейшем их количество постоянно росло, в 1966 г. их было уже 27.

К этому времени в районе Южно-Китайского моря, Тонкинского залива и  оуам (с ноября 1964 г.) на маневренных позициях  на постоянной основе находились советские разведывательные корабли 169-го отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ ТОФ. Кроме решения своих специальных задач, они осуществляли обеспечение боевой деятельности советских подразделений ПВО на территории Вьетнама и оказывали интернациональную помощь братскому вьетнамскому народу. У них были следующие задачи:

- непосредственное слежение за авианосными ударными и противолодочными группами, выявляя их районы маневрирования;

- предупреждение командования ВМФ СССР и ТОФ о готовящихся к вылету самолётов и палубной авиации и об их вылете на удары по Вьетнаму;

- выявление тактических приёмов использования палубной авиации и деятельности американских кораблей по блокаде побережья Вьетнама.

Кроме того, разведывательный корабль, находящийся в трёх милях от бухты Апра (о. Гуам), где базировалась американская 15-я эскадра атомных подводных лодок с баллистическими ракетами системы «Поларис-Посейдон», помимо главной задачи (вскрытие деятельности американских ПЛАРБ), обнаруживал взлёты стратегических бомбардировщиков Б-52 с авиабазы Андерсен и отслеживал их перелёты до объектов Вьетнама. Продолжительность перелёта составляла порядка 6 часов, но к этому времени система ПВО Вьетнама была уже предупреждена по сверхбыстродействующей связи с корабля через Генеральный штаб ВС СССР и далее до подразделений ПВО во Вьетнаме. Всего за период 1964-1974 гг. в район боевых действий во Вьетнаме выходило 17 разведывательных кораблей соединения, совершивших 94 похода продолжительностью по три-четыре месяца.

 

В феврале 1965 г. Ханой посетила представительная советская правительственная делегация во главе с Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным. Её пребывание совпало с всплеском новых агрессивных действий США. 7 и 10-11 февраля 1965 г. авиация США нанесла второй и третий бомбовые удары по территории ДРВ в ответ на атаки вьетконга в Южном Вьетнаме. Во время прогулки по Ханою А.Н.Косыгина предупредили о предстоящей бомбежке. Б-52 со смертоносным грузом прилетели на цель с точностью до минуты.

- Откуда такая точность? - удивился Предсовмина.

Только во Владивостоке, ему раскрыл этот секрет  начальник разведки ТОФ контр-адмирал Николай Петрович Сотников, доложив об итогах боевой службы разведывательных кораблей в Тонкинском заливе и у о. Гуам. Тут же по результатам похода МРЗК «Гидрофон», возвратившийся в базу 28 февраля 1965 г., Косыгиным был заслушан командир корабля капитан-лейтенант А.А. Плотников (командир ОСНАЗ старший лейтенант В.Данилов). Выяснив, что корабли радиоразведки - это переоборудованные рыболовецкие посудины класса СРТМ и СРТР, Алексей Николаевич расчувствовался и распорядился перевести экипажи кораблей радиоразведки ТОФ на усиленный автономный паек. С тех пор Постановление Правительства, подписанное Косыгиным 10 марта 1965 г., никто не отменял.

 9 февраля Советское правительство вновь выступило с заявлением, осуждавшим необъявленную воздушную войну США против ДРВ. В совместном документе, подписанном правительственными делегациями СССР и ДРВ в Ханое 10 февраля, говорилось: «Правительство СССР вновь подтвердило, что следуя принципам социалистического интернационализма, оно не останется безучастным к обеспечению безопасности братской социалистической страны и окажет ДРВ необходимую помощь и поддержку».

В марте 1965 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев выступая на Красной площади в честь прибытия космонавтов корабля «Восход-2», впервые публично осудил действия США во Вьетнаме и выразил готовность Советского Союза выполнить интернациональный долг перед ДРВ. При этом генсек заявил, что многие граждане СССР готовы добровольно отправиться в ДРВ, чтобы принять участие в отражении агрессии. По мнению посла США в Советском Союзе Кохлера, выступление Брежнева было «открытым оружием в политической и пропагандистской кампании, предназначенное подорвать американские позиции во Вьетнаме…»

 

Позиция Китая.

 

Пока в 1959-1963 гг. боевые действия велись в Южном Вьетнаме и Лаосе, Китай удовлетворял все запросы ДРВ по поставкам вооружений для сухопутных войск. Согласно одному очень надежному китайскому источнику, в период с 1956 г. по 1963 г.  военная помощь Китая Вьетнаму составляла 320 миллионов юаней. В этот период Китай поставил  во Вьетнам 270000 единиц стрелкового оружия, более 10000 артиллерийских систем, 200 миллионов патронов, 2,02 миллиона артиллерийских снарядов, 15000 проводных передатчиков, 5 000 радиопередатчиков, более 1000 грузовиков, 15 самолетов, 28 военно-морских судов, и 1,18 миллиона наборов военной формы.

Но первые массированные налеты авиации США в 1964-1965 гг. показали низкую эффективность вьетнамской ПВО. Это объяснялось отсутствием современной техники и слабой подготовленностью боевых расчетов. В середине 1964 г. силы ПВО ДРВ были относительно скромными. ПВО имели только 700 зенитных орудий различных калибров, имелось  двадцать простых радаров дальнего обнаружения. ВВС состояли из 30 учебных, 50 транспортных самолетов и 4 вертолетов, ни один из самолетов не был способен вести бой с американскими реактивными самолетами. Китайцы попробовали исправить ситуацию. 6 августа 1964 г.  семнадцать МиГ-15 и МиГ-17Ф  были получены из Китая. К декабрю количество новых истребителей увеличилось до 36 единиц. Тогда же начались поставки радаров дальнего обнаружения. Но возможности КНР были сильно ограничены. Эскалация воздушной войны над ДРВ вызвала необходимость постоянного совершенствования зенитно-ракетного вооружения и средств электронной борьбы вьетнамской армии, которые мог предоставить только СССР.

Еще в феврале 1965 г. в ходе переговоров вьетнамской стороне была обещана помощь "по всем направлениям", но серьезной проблемой в этом стала позиция Китая.  На обратном пути делегация сделала остановку в Пекине. С руководством КНР были обсуждены вопросы советско-китайского сотрудничества по оказанию совместной помощи ДРВ. В целом переговоры закончились успешно. Однако китайские лидеры 28 февраля отвергли просьбу Москвы, высказанную 25 февраля 1965 г. выделить воздушный коридор и предоставить аэродром в г. Куньмине для оперативной доставки советского спец. имущества во Вьетнам. А ведь в период с 26 февраля по 2 марта приблизительно 30 транспортных самолетов АН-12 выполнили перелет из европейской части СССР до Иркутска, вероятней всего они транспортировали ЗРК и технический персонал для их обслуживания. После отказа самолеты вернулись обратно.  

Спустя некоторое время, в результате длительных переговоров, китайцы смягчились. В конце мая 1965 г. они позволили 8 советским бомбардировщикам Ил-28, которые СССР передал ДРВ, перелететь во Вьетнам через свою территорию.  Потом через территорию КНР по железной дороге в ДРВ из Советского Союза стали поступать военно-стратегические грузы. Однако они неоднократно задерживались китайской стороной. 26 августа китайцы отказались пропустить состав с зенитным вооружением, приблизительно 32 ЗРК заявляя, что оно превышает количество, которое они согласились пропустить. В сентябре и октябре 1965 г. в доставке военных грузов ДРВ вновь возникли проблемы по вине китайской стороны.  

С июня 1965 г. Китай по просьбе вьетнамского руководства ввел на территорию ДРВ семь воинских подразделений CPVEF, для строительства железных и шоссейных дорог, аэродромов, укрытий, обеспечения ПВО.

Первое подразделение CPVEF вошло во Вьетнам 6 июня 1965 г. и состояло из трех технических полков, одной бригады гидрологии, одной морской бригады транспортировки, одной бригады дорожников, одного полка грузового транспорта и нескольких зенитных батарей, всего более чем 12 000 человек. Его главные задачи состояли в том, чтобы построить оборонные укрепления и дороги на 15 прибрежных островах и в восьми областях у Тонкинского залива. Все части этого подразделения уехали из Вьетнама между июлем - октябрем 1966 г. в виду углубляющихся противоречий между Пекином и Ханоем.

Вторым подразделением CPVEF 23 июня 1965 г. вошли 6 полков железнодорожного корпуса Китая (еще 2 полка присоединились после августа 1968 г.), команда железнодорожной разведки и 12 зенитных батальонов. Всего 32700 человек, оставались до июня 1970 г. За это время они построили 117 км новых железнодорожных путей, восстановили 362 км старых линий, построили 39 новых железнодорожных мостов и 14 туннелей и установили 20 новых железнодорожных станций.

Третья подразделение CPVEF было инженерной частью ВВС, его главная задача состояла в том, чтобы построить в заливе Yen большую авиабазу для реактивных самолетов с подземными убежищами. Прибыли в ноябре 1965 г. Авиабаза была закончена в мае 1969 г., подземное убежища в октябре того же года, тогда же подразделение быстро уехало из Вьетнама.

Четвертое, пятое и шестое подразделения CPVEF были дорожными строителями  и насчитывали более чем 80 000 человек. Они вошли во Вьетнам в октябре - ноябрь 1965 г., и вернулись к октябрю 1968 г. По официальным китайским данным они построили и восстановили семь дорог общей длиной 1206 километров, 395 мостов и так далее.

Седьмое подразделение CPVEF должно было заменить первое  подразделение, и вошло во Вьетнам в декабре 1966 г. Оно состояло из трех технических полков и нескольких зенитных батальонов, всего 16 000 солдат. Его главные задачи состояли в том, чтобы построить подземные убежища в центральном регионе и  подземные убежища для  самолетов в аэропорту Ханоя. Подразделение закончило эти задачи и уехало из Вьетнама в ноябре 1969.

Естественно помимо этого во Вьетнаме было множество других  подразделений. Отдельного упоминания заслуживают зенитные части, первые заступили на дежурство уже 5 августа 1965 г., а 9 августа они сбили первый свой самолет F-4. Всего с начала августа 1965 г. по март 1969 г., в общей сложности 16 подразделений (63 полка) китайских зенитчиков, более чем 150 000 человек действовали во Вьетнаме. Китайцы  утверждали что эти их части провели в общей сложности 2154 боя, и сбили 1707 американских самолетов и повредили еще 1 608. 

Помощь Китая Вьетнаму в период 1965-1969 гг. была существенной.

Поставки военного снаряжения Китаем - Вьетнаму в 1964-1975 гг.

 

 

1964

1965

1966

1967

1968

1969

1970

1971

1972

1973

1974

1975

Стрелковое оружие

80500

220767

141531

146600

219899

139900

101800

143100

189000

233500

164500

141800

Артиллерия

1205

4439

3362

3984

7087

3906

2212

7898

9238

9912

6406

4880

Патроны (тысяч)

25240

114010

178120

147000

247920

119170

29010

57190

40000

40000

30000

20060

Снаряды (тысяч)

335

1800

1066

1363

2082

1357

397

1899

2210

2210

1390

965

Радиопередатчики

426

2779

1568

2464

1854

2210

950

2464

4370

4335

5148

2240

Телефоны

2941

9502

2235

2289

3313

3453

1600

4424

5905

6447

4633

2150

Танки

16

-

-

26

18

-

-

80

220

120

80

-

Военные суда

-

7

14

25

-

-

-

24

71

5

6

-

Самолеты

18

2

-

70

-

-

-

4

14

36

-

20

Автомобили

25

114

96

435

454

162

-

4011

8758

1210

506

-

Обмундирование  (тысяча комплектов)

-

-

400

800

1000

1200

1200

1200

1400

1400

1400

-

 

Пекин предоставлял вьетнамцам большое количество вооружений и другой материальной помощи. Более чем 320 000 китайских военных из технических и зенитных частей (пиковый год был 1967 г., когда 170 000 китайских военных находились  во Вьетнаме) были непосредственно заняты в постройке, обслуживании и защите транспортной системы Северного Вьетнама и стратегических объектов  к северу от 21-ой параллели. Такая поддержка позволила Ханою использовать свои собственные трудовые ресурсы для более существенных задач, таких как участие в сражениях на Юге, и поддержании транспорта и линий коммуникации между Севером и Югом.

Но политика воинственного антисоветизма, на которую маоисты делали ставку в борьбе за гегемонию в национально-освободительном движении, исключала саму возможность единства действий Китая с Советским Союзом и другими странами социализма. Посетивший в 1965 г. ДРВ Дэн Сяопин, уговаривал вьетнамское руководство полностью отказаться от советской помощи. При этом он заявлял, что Китай может взять на себя обеспечение поставок всего необходимого Вьетнаму для борьбы против американского агрессора. В случае согласия ДРВ на это предложение, заявлял тогда Дэн Сяопин, Китай готов предоставить Вьетнаму помощь в размере 1 млрд. юаней. 

Подобные действия Китая, вынуждали СССР все интенсивнее использовать для доставки грузов морские грузовые корабли, идущие во вьетнамский порт Хайфон, при этом транспортировка вооружений кораблями представлялась рискованным шагом. Основываясь на опыте «Карибского кризиса», весной 1965 г. советские официальные лица в разговорах с китайцами говорили, что морская отгрузка систем  ЗРК будет "тактически опасна" так как Седьмой флот уже блокировал Северный Вьетнам.  Поэтому советскому руководству приходилось мириться с китайскими действиями для переброски оружия ДРВ, тем более его количество все возрастало.

 

Советская военная помощь пошла.

 

В апреле 1965 г. в Москву на переговоры прибыла вьетнамская правительственная делегация во главе с Ле Зуаном. Стороны достаточно быстро согласовали договор о дополнительных военных поставках, строительстве объектов военного значения, направлении в ДРВ дополнительных контингентов советских военных специалистов и подготовке в советских военно-учебных заведениях вьетнамских курсантов. 20 апреля 1965 г. в советских газетах опубликовано «Совместное советско-вьетнамское коммюнике», в котором, в частности, говорилось: «Если агрессия США против Демократической республики Вьетнам будет усиливаться, Советское правительство в необходимом случае, при обращении Правительства Демократической республики Вьетнам, даст согласие на выезд во Вьетнам советских граждан, которые, руководствуясь чувством пролетарского интернационализма, выразили желание сражаться за справедливое дело вьетнамского народа… Советский Союз подтвердил готовность и впредь оказывать Демократической республики Вьетнам необходимую помощь для отражения агрессии США».

И помощь пошла, в том числе и по морской линии. После визита вьетнамской делегации решением Совета Министров СССР  два вновь построенных в Киеве рыболовных траулера проекта 502 «СРТМ-1233» и «СРТМ-1234» были в порядке оказания экономической помощи укомплектованы экипажами и направлены во Вьетнам своим ходом. Первым в июне 1965 г. вышел «СРТМ-1233», 20-21 июня он прошел Суэцкий канал, и на пути в Хайфон 9-11 августа посетил Сингапур. Второй «СРТМ-1234» под командованием капитана В.В.Зуева вышел  начале июля 1965 г., 12-14 июля он прошел Суэцкий канал.  Бывший тогда его штурманом Загудалин Анатолий Борисович вспоминал: «По пути производились экспериментальные траления и при подходе к Тонкинскому заливу трюма были под завязку забиты мороженой рыбой.

Американские военные корабли сопровождали наше судно довольно плотно, но досмотр делать в нейтральных водах видимо не решились, а вот пилоты военных самолетов и пикировали на наш корабль и бросали болванки прямо по курсу.

В конце июля 1965 года мы благополучно пришвартовались в порту Хайфон. Началась наша работа по обучению вьетнамского экипажа. Жили мы в гостинице «Кат би». Я преподавал практическую навигацию, каждый член экипажа занимался такой же работой по какой-то части морской науки. Ежедневно проводились практические занятия с вьетнамским экипажем (с перерывами на воздушные тревоги).

7 ноября 1965 года мы (четыре члена экипажа) были приглашены на торжественное мероприятие в Ханой, где присутствовал президент Хо Ши Мин. В конце 1965 года в связи с усилившимися бомбардировками порта нас вывезли поездом в Пекин, а оттуда в Москву.»

Осенью 1965 г. состоялась церемония передачи вьетнамцам дара Советского правительства - пришедших рыболовных траулеров: «СРТМ-1233» получил наименование «Viet Xao 1», а  «СРТМ-1234» - «Viet Xao 2». 

Но, конечно же, решающим фактором в срыве замыслов Пентагона была советская военная помощь Вьетнаму. Она давала вьетнамской стороне положение адекватного противника перед лицом американских воздушных армад. Первые советские зенитные средства начали  прибывать в феврале 1965 г., с марта 1965 г. на вооружение вьетнамских войск ПВО начали поступать советские 37-мм и 57-мм зенитные пушки, а с июля - и зенитные ракетные комплексы СА-75 "Двина".

 В рамках достигнутых договорённостей было решено создать  на территории ДРВ десять учебных центров ЗРВ ПВО СССР каждый из которых разворачивался на базе кадрированного зенитно-ракетного полка. Помимо них было создано несколько учебных центров зенитной артиллерии и один истребительной авиации, однако последние формировались на сборной основе из личного состава различных частей и соединений ПВО. После завершения комплектования учебных центров их личный состав направляли в отдельные военные городки, где в течение двух-трёх месяцев проводилась всесторонняя подготовка.

Первая группа советских военных специалистов из 100 советских зенитчиков-ракетчиков прибыла во Вьетнам в апреле 1965 г.  Как вспоминал К.Черных, их «группу сержантов и солдат во главе с офицерами отобрали для выполнения задач «спецкомандировки» в марте 1965 г. в Красноярске. После этого в течение месяца мы прошли переподготовку на шестикабинный вариант ЗРК С-75, а уже в мае на самолётах Ан-10 и Ан-12 из Иркутска нас перебросили в Ханой с промежуточными посадками в Монголии и Китае. При подлёте к северовьетнамской столице военно-транспортные самолёты сопровождали истребители МиГ-17 вьетнамских ВВС. С аэродрома группу перевезли на автобусах в пригород Ханоя Кимлин, где в это время размещались все иностранные советники и специалисты.».

На проходившем 29 июня совещании с участием командования Народной армии Вьетнама, последний доложил, что «советские военные специалисты готовы к выполнению задачи по обучению личного состава ЗРВ ВНА... Обучение будет осуществляться в соответствии с программой подготовки боевых расчётов, утверждённой командованием ПВО и ВВС ВНА и старшим Группы советских военных специалистов в ДРВ.». С этой целью в джунглях провинции Ча-Као. которая находилась на севере ДРВ, а также в находившихся там населённых пунктах началось строительство позиций, подъездных путей, мест технического обслуживания и военных городков.

К началу 1966 г. во Вьетнаме находилось 382 советских военных специалиста, что ни в какое сравнение не шло с численностью американских контингентов, расположившихся южнее 17-й параллели.

6 июля 1965 г. вышло Постановление Совмина СССР №525-200 о создании в ДРВ Группы советских военных специалистов (ГСВС), перед которой ставилась задача в кратчайшие сроки обучить и подготовить к боевым действиям личный состав ЗРВ и ВВС ПВО ДРВ. Управление группой возглавил генерал-майор Г. Белов, его заместителем по политчасти был назначен полковник М.Борисенко, а старшим группы специалистов ЗРВ - полковник А.Дзыба.

Как это началось, вспоминал генерал-майор Г.А. БЕЛОВ, первый старший Группы советских военных советников в ДРВ: «14 августа 1965 года его, командира мотострелковой дивизии в Закавказье, срочно вызвали в Москву. Министр обороны маршал Р.Я. Малиновский объявил генералу, что ему поручается руководство ограниченным контингентом наших военнослужащих, направляемых в ДРВ для оказания военной помощи в борьбе с агрессией. Министр объяснил, что пока неясно, как будет вести боевые действия армия США против ДРВ. Не исключались высадка на территорию Северного Вьетнама американского десанта и боевые действия сухопутными силами, поэтому руководителем группы и был назначен общевойсковой генерал, боевой комдив с фронтовым опытом.

И уже через 4 дня, получив гражданскую экипировку, группа руководства спецбортом Ан-24 вылетела с Чкаловского аэродрома в Ханой...» ГСВС  в разное время возглавляли генералы Г.А.Белов (сентябрь 1965 - октябрь 1967 гг.), В.Н.Абрамов (октябрь 1967 - гг.), Стольников, Максименко и Хюпенен.

В 1965 г. по данным Международного института стратегических исследований СССР предоставил Вьетнаму оружия, техники и других материальных средств на сумму 210 млн. долл. США.  

Количество военных грузов постоянно возрастало, от приблизительно 500.000 тонн в 1965 г., 1,5 миллионов тонн в 1966 г., до 2 миллионов тонн 1967 г. Число зенитных ракет по американским данным также быстро росло, от нескольких в середине 1964 г., до 1500 в середине 1965 г. и до 6000 к октябрю 1966 г.

Всего с 1965 по 1972 годы во Вьетнам было поставлено из Советского Союза 95 ЗРК и 7658 ракет к ним. Для обслуживания этого вооружения наша страна осуществляла действенную подготовку военных кадров для Вьетнамской народной армии (ВНА). Только за 1966-1967 годы в учебных центрах СССР было подготовлено пять зенитных ракетных полков. Это был костяк зенитных ракетных войск ВНА. В результате ни одна из трех задач воздушной войны США против ДРВ не была выполнена.

ВВС ДРВ были созданы в мае 1959 г. формированием 919-го авиационного транспортного полка. В июне 1963 г. произошло объединение ВВС и ПВО в войска ПВО-ВВС. Под единым командованием оказались подразделения зенитной артиллерии, радиолокационные подразделения и собственно ВВС. Войска ПВО состояли из 11 полков, из которых трем были приданы радиолокационные подразделения, РЛС имелись на вооружении 18 рот. ВВС  включали транспортный и учебный авиационный полки, в распоряжении командования ВВС имелось десять действующих аэродромов (несколько аэродромов находились в процессе строительства), 83 летательных аппарата: 44 транспортных, 12 вертолетов и 27 учебно-тренировочных самолетов.

В феврале 1964 г. в Ханой из Советского Союза прибыли первые реактивные самолеты - 36 истребителей МиГ-17 и учебно-тренировочных МиГ-15УТИ. 3 февраля 1964 г. был сформирован  921-й истребительный авиационный полк «Sao Dao», а 7 сентября 1964 г. был сформирован 923-й истребительный авиационный полк «Yen The». На вооружении 923-го полка находились самолеты МиГ-17, на вооружении 921-го - МиГ-17 и более современные МиГ-21.

В мае 1965 г. была сформирована  929-я бомбардировочная эскадрилья.  Для ее формирования в  конце июня 1965 г. СССР передал ДРВ 8 средних бомбардировщиков Ил-28 (4 Ил-28 ударных № 2082, 2084, 2086, 2088, 3 Ил-28Р разведки № 2182, 2184, 2186 и 1 Ил-28У учебный № 2180). Пилотов для них подготовили ранее.  В октябре 1961 г. более 100 вьетнамцев были отправлены в СССР для обучения пилотированию истребителей. После завершения обучения 10 человек были выбраны для обучения пилотирования бомбардировщиков Ил-28. Они завершили обучение в октябре 1964 г.

В конце 1965 г. из СССР поступили первые МиГ-17ПФ и МиГ-21Ф-13, после чего появилась возможность перевести оба истребительных авиационных полка, 921-й и 923-й, на двухэскадрильную структуру. Первыми осваивание МиГ-21 начали в 921-м иап. Самолеты поступали в разобранном виде, сборка велась в мастерских А-33 на ханойском аэродроме Бачмай под руководством советских специалистов. На приведение одного самолета в пригодное к полетам состояние отводилось десять суток. Вьетнамцы быстро осваивали технологию сборки: сначала срок уменьшили до недели, а в конечном итоге самолет стали собирать всего за три дня. Резкому усилению ПВО Северного Вьетнама способствовала также поставка СССР радиолокационных станций обнаружения воздушных целей П-35 и РПВ-11.

 

 

1  2  3  4  5  6  7

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.