Розин Александр.
Основная транспортная
магистраль.
Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму
в обретении независимости и отражении американской агрессии.
6. 1968 год.
Повреждение теплохода «Переславль-Залесский».
Продолжавшиеся американские удары по
северо-вьетнамским портам постоянно ставили под угрозу безопасность советских
судов, это был только вопрос времени когда очередная
американская бомба попадет в советский корабль, вскоре так и произошло. В
январе 1968 г. начался последний этап
бомбардировок авиацией США Хайфона. Этот этап был назван Пентагоном ударом «Огненного моря».
3 января 1968 г. китайское судно «Hong Ky 158» пришедшее из Гонконга, в
порту Камфа во время бомбардировки порта самолетами,
получило повреждения корпуса, 3 моряка были ранены. За два месяца это уже
второе нападение американских самолетов на китайские торговые суда.
Массированным бомбардировкам подвергалась
территория Хайфонского порта. 4 января 1968 г. в
15.30 (11.30 по московскому времени) в порту Хайфон во время бомбардировки был
поврежден советский теплоход «Переславль-Залесский». В Хайфон «Переславль -
Залесский» (капитан Борис Никодимович Цветков) пришел
2 января с грузом муки. Теплоход ошвартовался у буя № 3, и к нему тотчас
подошли баржи и джонки, чтобы начать выгрузку муки. 4 января на рейд Хайфона
совершили налет американские самолеты, использовавшие бомбы замедленного
действия. Наши моряки насчитали в небе Хайфона около пятнадцати самолетов,
которыми американцы «отметили» Начало нового года. Наше судно атаковали 3
самолета. Первая бомба упала в двух метрах от левого борта «Переславль -
Залесского», попала на баржу и, пробив ее, затонула. Еще две бомбы, примерно
метрах в десяти от левого же борта, скрылись в воде. Еще две бомбы пролетели в
десятке метров от кормы теплохода. Еще три - подняли фонтаны воды возле правого
борта. Расчет был хитрый: не бить прямо по судну - это же прямое нападение,- но
окольцевать теплоход, обложить его бомбами, а самим как бы остаться в стороне.
Через двадцать пять минут раздался первый взрыв и баржа затонула. А потом
взрывы звучали еще и еще... в течение двенадцати часов. Теплоход оказался
буквально в кольце бомбовых разрывов, и даже если бы он не потерял хода,
двинуться с места было бы все равно невозможно. Этот варварский налет видели
моряки других наших судов, которые находились неподалеку, дальневосточные
«Лазарев» и «Невер» и черноморское судно «Ромен
Роллан». Взрыв на «Переславль-Залесском»
вывел из строя системы, обеспечивающие живучесть судна, оно накренилось на
правый борт. С фундаментов сдвинулись двигатели, трубопроводы были сорваны,
погас свет. Судно потеряло способность двигаться и даже связаться с внешним
миром по радио. Экипаж не растерялся и принял все меры к обеспечению живучести
корабля и устранению повреждений. Запустив аварийный движок, удалось оживить
радиостанцию и передать о случившемся во Владивосток.
По радиоинформации
капитана о бомбардировке судна в Центр и в свое пароходство 4 января 1968 г.
МИД СССР направил в Госдепартамент США ноту по данному факту. В ноте
говорилось: «Правительство
Союза Советских Социалистических Республик заявляет правительству Соединенных
Штатов Америки решительный протест в связи с новым
разбойничьим нападением американской авиации на советское торговое судно.
4 января с. г. в 11 час. 30 мин. по московскому времени в ходе
варварского налета американских военных самолетов на Хайфон подвергся
бомбардировке находившийся в порту советский теплоход «Переславль-Залесский». В
результате взрыва авиационной бомбы советское судно, доставившее продовольствие
для населения ДРВ, получило серьезные повреждения: выведены из строя судовые
механизмы, разбита корма, в корпусе корабля имеются пробоины.
Правительство СССР ранее уже обращало внимание правительства США на то,
к каким последствиям могут привести нарушение свободы судоходства и акты разбоя
со стороны вооруженных сил США в отношении советских судов, совершающих мирные
рейсы в порты ДРВ. Правительство США, как видно из нападения американской
авиации на теплоход «Переславль-Залесский», не сделало должных выводов из этих
предупреждений.
Советское правительство требует наказания лиц, ответственных за
нападение на советское судно, и принятия срочных и эффективных мер к недопущению
подобных действий.
Ввиду складывающейся обстановки соответствующие советские ведомства
будут вынуждены осуществлять меры по обеспечению безопасности советских судов,
Направляющихся в порты Демократической Республики Вьетнам, Вся ответственность
за возможные тяжелые последствия агрессивных актов со стороны вооруженных сил
США в отношении советских судов ляжет на правительство Соединенных Штатов
Америки».
Американцы не признали факт нападения на
корабль. Тем не менее, 4 января был введен президентский запрет на
бомбардировку объектов в пятимильной зоне вокруг Ханоя и Хайфона, видим
связанный с нотой СССР.
Спустя полсуток по
требованию Н.И.Ковалева, вьетнамские товарищи и наше спасательное судно «Аргус»
отбуксировали «Переславль-Залесский» к причалу и поставили под разгрузку. Для
этого пришлось пометить флажками места взрывов и вести теплоход над ними:
больше шансов, что не нарвешься еще на бомбу. В этой непростой обстановке смело
действовал экипаж спасателя «Аргус»,
подоспев первым, он вывел наше судно из опасной зоны.
Столкнувшись в очередной раз с отказом
американцев признать вину, представитель
Морфлота СССР в ДРВ Н.И.Ковалев побывал на судне, провел расследование, заснял нанесенные судну повреждения (главному двигателю,
вспомогательным механизмам, корпусу и надстройке судна). Опросив свидетелей, он
принял решение создать комиссию для расследования инцидента и установления
величины ущерба в составе: капитана, старшего механика, электромеханика этого
судна и являвшихся очевидцами происшедшего, старших механиков и других
специалистов нескольких советских судов, стоявших в то время у причалов порта
недалеко от теплохода «Переславль-Залесский». После проведенного возглавляемой
Н.И.Ковалевым комиссией тщательного расследования причиненных судну повреждений
и особенно его главному двигателю, из-за чего судно не могло самостоятельно
двигаться, и представленных им в посольство материалов Советским правительством
была повторно направлена Нота правительству США. Материалы оказались достаточно
убедительными и наглядными, в результате чего американцы вынуждены были
признать свою вину. Они также подтвердили оплату стоимости ремонта и
компенсации за потери связанные с повреждением судна.
Моряки спасателя «Аргус» - старший механик Г.Петенко, четвертый механик В.Рыжчук,
моторист А.Игнатов, электрик В.Смирнов, токарь М.Шпак, водолазы во главе с М.Ходенковым в трудных, по-настоящему фронтовых условиях
ликвидировали повреждения механизмов «Переславля-Залеского», сделали так, что
судно могло взять курс к родным берегам. После выгрузки муки и проведения
соответствующих ремонтных работ «Переславль-Залесский» 16 января на буксире
теплохода «Иман» покинул Хайфон
и направилось во Владивосток, куда прибыл 30 января.
Экипаж дальневосточного судна «Ясноморск» на эту новую провокацию заявил: «Мы уходим в Хайфон.
Советских моряков не запугать никакими провокациями. Мы и впредь будем
доставлять все необходимые грузы вьетнамским братьям». И свои слова моряки подкрепили делом, грузы шли беспрерывно. 28
января 1968 г. в Хайфон прибыл сухогруз «Маныч»
(капитан Василий Николаевич Олькин) помимо груза муки на его борту был целый
ряд пассажиров, в том числе специальный корреспондент А.Тер-Григорян. Он описал ситуацию в порту: «Уже два дня, как мы
пришли с грузом муки в Хайфон, но стоим на внешнем рейде, ждем своей очереди,
смотрим в бинокль на едва проступающие в облачном молоке ломаные линии скал.
Все причалы заняты, а на внутреннем рейде ждет разгрузки десяток судов. Больше
всего наших. Перед нами пришли «Ясноморск»,
«Синегорск», «Партизанская искра», «Березовка».
… О войне в порту говорит лишь несколько разрушенных домов. Деловито
снуют вдоль причалов грузовики, пронзительно свистит крошечный паровозик. Кроме
советских флагов, вижу польский, кубинский, китайский,
ливанский..
Американская авиация пытается подавить Хайфонский
порт, изолировать его, отрезать от остальной части страны. А порт не только
живет, но увеличивает пропускную способность. Взорванные мосты, разбитые дороги
воскресают по ночам.».
В январе 1968 г. бомбами были повреждены
несколько китайских судов. 20 января
китайское судно «Hong Ky 152» в порту получило повреждения корпуса, 6 моряков были ранены, а 27
января при бомбардировке порта бомбы падали вокруг «Hong Ky 153».
Экипаж «Ясноморска»
доставил из Румынии в Хайфон тракторы. Но случилось так, что из-за недостатка в
порту рабочих вьетнамцы не могли вывезти эти машины к месту назначения.
Помощник капитана В.Н.Талько и комсорг В.А.Веселов
вызвались оказать помощь хайфонским портовикам. Среди
членов экипажа, кроме них, нашлись еще достаточно людей, умеющих водить
автомобили и тракторы. Была создана специальная бригада. Взяв на буксир по 3-4
трактора, моряки отвозили их в безопасные места за чертой города.
10 февраля 1968 г. после месяца действия
президентского запрета, авиация опять бомбила Хайфон.
И вьетнамцы не скупились на благодарность,
газета «Нян зан» в
передовице «Искренне благодарим партию, правительство и народ братского
Советского Союза», посвященной подписанию нового соглашения о предоставлении
Советским Союзом экономической и военной помощи ДРВ, отмечала: «Чем больше империалисты
США усиливают войну, тем более эффективной становится помощь Советского Союза
нашему народу в нанесении победных ударов по агрессору». А количество ударов постоянно возрастало. Джон Дэвис Лодж, бывший посол США в Мадриде, в своем обращении к
американскому конгрессу констатировал, что советские ракеты во Вьетнаме «сбили сотни
американских самолётов». Американский журнал «Юнайтед
Стейс ньюс энд Уорлд рипорт»,
со своей стороны, также писал, что «американские парни во Вьетнаме сталкиваются
с арсеналом советского оружия ужасающих масштабов». Журнал цитировал
высказывания американского офицера в Сайгоне, жаловавшегося, что «Снаряды и пули,
жертвами которых мы становимся, поступают прямехонько
из Советской России». И чем дольше идет война, тем труднее
становилось «американским парням». Военный обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс»
Хэнсон Болдуин отмечал в
связи с этим, что американцы «познакомились» в Южном Вьетнаме с
дальнобойными 122-мм ракетами, впервые показанными на параде в Москве в 1965 г.
Уже через два года американцы познали силу 15-футовых боеголовок этих ракет - и
мощных и точных, как характеризует их Болдуин. Лишь
один огневой налет этих ракет на аэродром в Дананге в июле 1967 г. уничтожил на
70 миллионов долларов самолётов, запасов и снаряжения. В статье, посвященной
появлению на вьетнамском театре военных действий новых видов советской военной
техники, газета «Нью-Йорк пост» задала основной вопрос: «Неужели Вашингтону
хочется узнать на собственной шкуре, какие еще сюрпризы готовит ему Советский
Союз?... Или можно все-таки надеяться, что президент и
его советники вовремя образумятся и отдадут себе трезвый отчет в положении
вещей?».
После прекращения бомбардировок.
Вплоть до 31 марта 1968 г., когда агрессоры,
убедившись в тщетности попыток расправиться с северными районами ДРВ, пошли на
так называемое ограничение зоны бомбардировок по 20-й параллели, на Хайфон было
совершено более 340 налетов.
Корабли советского торгового флота
привлекались для выполнения международных акций солидарности с Вьетнамом на
безвозмездной основе. Во многих странах существовали благотворительные
организации по помощи Вьетнаму. Во Франции, например в конце 1967 г. был создан
комитет «Корабль для Вьетнама» в который вошли
представители 35 общественных,
профсоюзных и молодежных организаций. За десять недель ими были собраны
значительные средства, так только коммунисты собрали в фонд помощи более двух
миллионов новых франков. Для отправки приобретенных гуманитарных грузов
(медикаменты и хирургическое оборудование, велосипеды, продовольствие), комитет
хотел вначале зафрахтовать судно в какой-либо частной компании. Судовладельцы
не отклонили предложение, но потребовали за фрахт и страховку такие
астрономические суммы, которые намного превышали цену самого груза. Узнав о
такой ситуации, советским морским флотом для бесплатной перевозки помощи
французского народа вьетнамцам в феврале 1968 г. во Францию были посланы два
корабля в Гавр балтийский теплоход «Академик Крылов» (капитан В.Бондаренко), а
в Марсель черноморский сухогруз «Солнечногорск». Эта инициатива имела
значительный политический успех. Подобные акции проводились и в дальнейшем, так
29 июня 1968 г. из японского порта Йокогама вышел теплоход «Хабаровск» с грузом
гуманитарной помощи японских граждан для ДРВ.
8 июня 1968 г. на теплоходе «Поронайск» в
Хайфон прибыла группа советских военных специалистов по радиолокации для
выработки контрмер, повышающих эффективность зенитных ракетных комплексов в
условиях применения противником радиоэлектронных помех и
противорадиолокационных снарядов типа "Шрайк".
Старшим группы прибывших специалистов был полковник Виктор Сергеевич Киселёв, а
в состав группы входили: подполковники В.В. Новиков, Ю.А. Савченко, О.В. Сапоровский и капитан Л.П. Самодуров.
На пути в Южно-корейское море теплоход «Поронайск» встретили корабли 7-го флота
ВМС США, в том числе авианосец «Интерпрайс».
Взлетавшие с него вертолеты пытались контролировать путь следования теплохода
«Поронайск».
В 1968 г. по американским данным наши
корабли все активнее включались в транспортировку военных грузов. По данным их
разведки на теплоходе «Белгород Днестровский» (Belgorod Dnestrovskiy) в феврале 1966 г., через пять дней после того как он стал на якорь,
авиаразведка обнаружила на причале 4 29-футовых контейнера, подобные которым
использовались для транспортировки военного оборудования. В сентябре 1968 г. оно же доставило в Хайфон
7900 тонн груза из которых 7700 тонн не были
определены. «Брацлав» (Bratslav) в октябре 1968 г.
доставил в Хайфон 8100 тонн груза из которого 7200
были неопознаны. На теплоходе «Нижнеудинск» (Nizhneudinsk) среди груза были полевые кухни.
В Хайфоне в полную силу работали наши спасатели.
Моряки «Аргуса» помогали разгружать и заделывать пробоины на итальянском судне
«Августин Бертани»,
сняли с мели английский «Рути Ани», кипрский «Марианти» и наши «Ромен Роллан» с
«Байкалом», ремонтировали греческое судно «С.Ставрос»,
стрелу на болгарском судне, подняли у причала в порту Хонгай
понтон водоизмещением 800 тонн. Моряки судна выполнили и необычную операцию в
условиях бомбёжек. Случилось так, что Хайфон стал испытывать затруднения со
снабжением пресной водой. По дну реки Кау Кам протянулись 750 метров труб. Это по ним поступала вода
в Xайфон. Вьетнамские водолазы обнаружили разрыв,
установили на этом месте буек. Ликвидировать утечку воды попросили экипаж
советского спасателя. Вскоре «Аргус» остановился у буйка. В мутную, грязную от
ила воду Кау Кам ушел
старший водолаз Терехов. Глубина - четырнадцать метров, видимость - ноль.
Трудная работа шла на дне реки. Водолазы укладывали тяжелые сорокакилограммовые
шпалы из красного дерева - подставки под трубы. Не так-то просто было во мгле
точно обрезать концы труб. Потом обнаружили еще один разрыв... Когда на осмотр
второго повреждения водовода погрузился Терехов, в шлеме водолаза вдруг
раздался тревожный голое капитана «Аргуса»:
- Срочный подъем! Не мешкай, Юра, скорее
поднимайся!
И тут же дно реки вздрогнуло, ушло из-под
ног Терехова. Начался очередной налет американских самолётов. Так бывало часто.
Но вслед за Тереховым на дно Кау Кам
уходили его товарищи - Сташков и Кильдяшев. Наперекор
американским бомбам, рвущимся в 300-400
метрах от «Аргуса», наперекор сильному течению Кильдяшев
закрутил последний соединительный болт фланца. Второй разрыв ликвидировали
вьетнамские водолазы.
Последний американский самолет, который был
сбит над Хайфоном после прекращения
бомбардировок американцами Северного Вьетнама летом 1968 г. был уничтожен в
июле 1968 г. при бомбардировке цементного завода. Он стал 211 сбитым
зенитчиками Хайфона с осени 1965 г.
В 1968 г. моряки спасателя «Аргус» буквально
спасли порт от разрушения. Вечером 5 августа 1968 г. в Хайфоне вахтенный матрос
черноморского теплохода «Александр Грин», доставившего в трюмах полторы тысячи
тонн аммиачной селитры заметил, что в третьем трюме на поверхности груза
полыхающее пламя. Аммиачная селитра очень взрывоопасна и груз теплохода мог
разрушить порт. На судне сыграли пожарную тревогу. Несколько моряков из
аварийной партии кинулись к трюмам с огнетушителями, но погасить огонь не
удалось. Пустили углекислоту. И это не помогло. Заметив густые клубы дыма,
через 15 минут после объявления аварийной тревоги к объятому огнем судну пришли
спасательное судно «Аргус» и теплоходы «Березовка» и «Чапаев». Заработали
насосы, и потоки воды из 30 стволов хлынули на огонь. Быстро и умело
действовали моряки, не давая пламени распространиться. Особенно решительно и смело
действовали на тушении коммунист боцман
«Александра Грина» В.Г. Хуторский и два его
помощника комсомольцы матросы А.Л. Гриднев
и Ю.П. Разуваев.
Капитан теплохода «Чапаев» В.Е. Котельников докладывал: «…5 августа 1968 г. Аварийные работы на т/х «А. Грин» продолжаются. Боцманом т/х «А. Грин» Хуторским В.Г. открыт трюм для интенсивного затопления груза. Температура в лобовой машинной переборке достигает 80 градусов».
Борьба с пожаром продолжалась более 4 часов, взрыва
удалось избежать. И все время моряков преследовал какой-то странный запах. Наконец пожар
погасили. Вскоре экипаж теплохода и аварийная команда с «Аргуса» почувствовали
какое-то странное недомогание. Их всех отправили в один из госпиталей Ханоя.
Они сопротивлялись, возмущались: «Да мы здоровые, просто жарко - тропики, может
быть, немного устали». В госпитале шутили, смеялись, обсуждали вьетнамскую
кухню, вспоминали разные были и небыли из флотской
жизни. Через день в полном сознании, без каких-либо внешних признаков, начал
биться в конвульсиях матрос с «Александра Грина». Спустя несколько минут его не
стало. Все с ужасом смотрели на только что весело разговаривающего моряка.
Вьетнамские врачи были в панике - диагноз установить не удалось. Пока из Москвы
прилетела специальная группа «медицинских светил», умерло еще два моряка. И
опять же в полном сознании, казалось бы, абсолютно здорового.
На глазах у советских и вьетнамских врачей застонал, покрылся испариной, тихо
заплакал четвертый. Дернулся в агонии и затих. За ним скончались еще двое, доведя
счет до 6 погибших. скончались
моряки - матрос т/х «А. Грин» Ю.П. Разуваев,
четвертый помощник т/х «Березовка» И.И. Прядко, старший водолаз с/с «Аргус» Ю.В. Терехов, боцман т/х «А. Грин» В.Г. Хуторской, матрос т/х
«А. Грин» А.Л. Гриднев. Врачи комментировали причины смерти туманно:
«В результате сгорания селитры, во взаимодействии с пожаротушительными
компонентами образовался газ типа фосген».
За героизм
проявленный при тушении пожара, посмертно орденом Ленина были награждены водолаз спасателя «Аргус» Терехов Юрий
Васильевич, боцман «Александра Грина»
Валентин Георгиевич Хуторский, орденом
Трудового Красного Знамени четвертый помощник т/х
«Березовка» И.И. Прядко, медалями «За трудовую
доблесть» матросы Анатолий Леонидович Гриднев
и Юрий Павлович Разуваев.
Неудачи американцев в боевых операциях, как
на Севере, так и на Юге, постоянно растущее давление на США со стороны мирового
общественного мнения и падение престижа правительства США вынудили Вашингтон с
31 марта 1968 г. ограничить район бомбардировок ДРВ южными провинциями
республики. Президент Джонсон заявил о согласии США на переговоры с ДРВ. Двусторонние беседы между представителем ДРВ Суан
Тхюи и представителем США А. Гарриманом,
начавшиеся в мае 1968 г. в Париже, после сложной дипломатической и политической
борьбы, сопровождавшейся дальнейшей эскалацией американцами войны во Вьетнаме,
завершились достижением договорённости о полном и безусловном прекращении
Соединёнными Штатами с ноября 1968 г. бомбардировок и др. военных действий
против Северного Вьетнама. Была достигнута также договорённость о
проведении в Париже четырёхсторонних заседаний с участием представителей ДРВ,
НФО, сайгонского режима и США для поисков путей политического урегулирования
вьетнамской проблемы. Это было связано, прежде всего, с тем, что стратегия
изматывания противника, с успехом применявшаяся Америкой во всех предыдущих
войнах, не могла иметь успеха в борьбе против партизан, которые не защищали
какую-то определенную территорию и потому могли выбирать, где и когда сражаться.
С другой стороны, лидеры США пребывали в смятении, рядовые американцы
подвергали сомнению саму суть военного вмешательства за границей. С лета 1969
года администрация США взяла курс на "деамериканизацию"
войны. Выведя к концу 1970 года из Южного Вьетнама 210 тысяч своих солдат и
офицеров, она довела численность сайгонской армии до 1,1 миллиона человек.
Утром 23 октября 1968 г. американцы
провели психологическую атаку на советское разведывательное судно «Пеленг» в
международных водах Тонкинского залива. Два самолета
А-4 ВМС США сбросили 8 бомб в 3, 5 милях от советского судна. Вечером 23
октября советский официальный представитель МИД
позвонил в американское посольство и выразил протест против «новой провокации» выразившейся в «бомбежке
около судна» и потребовал, чтобы виновные были наказаны.
С 1967 г. на советские торговые суда легла
основная тяжесть снабжения ДРВ по морю, так как большинство из 15 стран
свободного мира осуществлявших морскую торговлю, к этому времени прекратило
посылать свои корабли в порты Северного Вьетнама. Однако изменились пути поставок, в основном
из-за закрытия Суэцкого канала. Если в 1964 г. 64% советских грузов (без
нефтепродуктов) прибыли из Черноморских портов и только 31 % прибыл из портов
советского Дальнего Востока. То в январе-апреле 1968 г. из Черноморских портов
прибыло только 26 % грузов, а 66 % прибыли из дальневосточных портов. То же
самое было и с нефтепродуктами, если до конца 1966 г. все
нефтепродукты, доставляемые морским путем доставлялись из Черноморских
портов, то после закрытия Суэцкого канала нефтепродукты начали доставлять
непосредственно через дальневосточные порты СССР или через Китай на нейтральных
танкерах.
Все это серьезным бременем ложилось на бюджет
СССР, только в 1968 г. помощь Советского Союза Северному Вьетнаму составила
около 542 млн. рублей, при этом на 361 млн. рублей она была предоставлена на
безвозмездной основе, а представители ДРВ требовали все больше и больше.
Вьетнамцы упирали на то, что они находятся на передовой линии борьбы с
империализмом, проливают кровь, и главная страна социализма могла бы оказывать гораздо большую военную и экономическую помощь. Никакие
доводы на них не действовали.
Как вспоминал Николай Иванович Ковалев, бывший
старший представитель Министерства морского флота СССР в ДРВ: «Отношение вьетнамцев к
нашей помощи и морякам было очень потребительским. С
усилением американских налетов темпы разгрузки судов резко снизились. В первую
очередь вьетнамцы разгружали муку, нефтепродукты, вооружения. А суда со
станками простаивали на рейде многие сутки. И при этом вьетнамские товарищи без
конца требовали увеличить количество привозящих грузы судов. В 1968 году,
например, они просили Косыгина доставить все запланированные на год грузы за
полгода.
Мы помогали им как могли. Когда разбомбили электростанции, питавшие
угольные шахты вблизи порта Камфа, я дал капитанам
приказ подавать туда энергию с корабельных генераторов. А наши вьетнамские
товарищи, зная, что американцы не бомбят советские суда, ставили под их борта
баржи с зенитными пулеметами. А после того, как американцы разбомбили
нефтесклады, вьетнамцы решили использовать в этом качестве один из наших
танкеров. Разгружали его по мере надобности, опять же понимая, что его не
разбомбят. Экипажу пришлось несладко: несколько недель на рейде в тропическую
жару без кондиционеров, в рое мошкары.»
Генерал-майор авиации запаса Михаил Фесенко,
бывший старший советский военный советник в ДРВ по авиации: «Меня вьетнамские
товарищи просто замучили. Что бы я ни начал с ними обсуждать, они сразу: у нас
недостаточные запасы аккумуляторов и самолетных шин. Иногда в этот список
попадали и другие запасные части, но аккумуляторы и шины были на первом месте.
Время от времени приходилось передавать в Москву эти их просьбы. Пришлют
шины-аккумуляторы, а вьетнамские товарищи через день снова за свое: боевые
действия, большой расход и т. д.
Как-то поехал я на один из их аэродромов. Шофер заплутался
в джунглях, и мы вместо аэродрома попали на замаскированный склад. А там
аккумуляторы и шины сложены в штабеля в три человеческих роста. Сколько их там
было, сказать не берусь. Очень много. Оконфузились
товарищи, думаю. А они несколько дней помолчали и снова за свою песню:
аккумуляторы, шины. Я не сердился. Понимал, как и они: война кончится, никто и
ничего им больше бесплатно не пришлет. Нужно всем запасаться сейчас.»
Вьетнамцы принимали щедрую советскую помощь
как заслуженное вознаграждение и не скрывали пренебрежительного отношения к советским
представителям. Тем не менее СССР продолжал помогать
ДРВ. На это были свои причины. Из выступления министра обороны СССР маршала
Советского Союза А.А.Гречко 10 апреля 1968г., при обсуждения доклада
генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева «Об актуальных проблемах
международного положения и о борьбе КПСС за сплоченность мирового
коммунистического движения»: «Только за последнее время мы передали
Демократической республике Вьетнам сотни зенитных ракетных установок и тысячи
ракет к ним, около трех тысяч зенитных пушек, около двух с половиной тысяч
полевых орудий и минометов, около 250 тысяч автоматов и карабинов, около 400
самолетов и вертолетов и много другого вооружения и военной техники. Причем все
это передано безвозмездно, с одной единственной целью - помочь вьетнамскому
народу в борьбе с американскими агрессорами. Наша помощь продолжается и сейчас,
и мы каждодневно отправляем во Вьетнам вооружение и боевую технику.
Кроме этого, мы здесь, у себя обучаем целые полки зенитчиков, большое
количество летчиков и других специалистов, которые по мере их готовности
отправляем во Вьетнам. Во Вьетнаме находятся сотни наших специалистов, которые
помогают вьетнамцам овладевать военным делом, умело применять современное
оружие. Часто наши офицеры, сержанты и солдаты принимают непосредственное
участие в боях, и немало сбитых в боях самолетов приходится на долю наших
замечательных воинов.
Вместе с тем следует сказать, что отношение к нашим советским войнам не
является таким, каким оно должно было бы быть к товарищам по совместной борьбе.
Затрудняется общение наших людей с вьетнамскими военнослужащими, ограничивается
их выезд в войска, осуждаются те из вьетнамцев, кто проявляет симпатии к
советскому государству. Скрывается истинное положение в боевой обстановке, под
различными предлогами затрудняется допуск к сбитым
американским самолетам.
Все это делается, по-видимому, и под нажимом китайцев, которые
находятся во вьетнамской армии в качестве советников и всякого рода
наблюдателей. Такое отношение к советским людям огорчает нас, но тем не менее, во имя интернационального долга и
сохранения дружбы, во имя борьбы с общим врагом - империализмом, мы по указанию
нашей партии продолжаем и будем продолжать работу, оказывая помощь вьетнамскому
народу.»
Спартак Лещев, советник посольства СССР в
ДРВ: «Я несколько
раз докладывал нашему послу Илье Щербакову о ситуации с поставками помощи.
Показывал фотографии поставленной из СССР техники, гниющей в джунглях вокруг
Хайфона. Потом мы вместе были в Хайфоне, проехали по его улицам, посмотрели,
как ржавеют новые станки, без которых задыхаются заводы в Союзе. Я предлагал
Илье Сергеевичу написать обо всем этом серьезную записку в ЦК. Но он
отмалчивался. Потом как-то после очередного разговора на эту тему он мне
сказал: "Вы не думайте, что помощь поставляется бесцельно. Да, вьетнамцы
требуют у нас гораздо больше, чем им в действительности необходимо. Что-то
сгниет. Но ведь какая-то часть после войны будет использована по назначению.
Нам очень трудно привязать вьетнамцев к себе политически. Китайцы мешают этому
и будут продолжать мешать. Поэтому нам важно привязать их к себе
технологически".» А что бы в отчую увидеть
степень советского участия в снабжении Вьетнама достаточно посмотреть на
таблицу.
Количество и принадлежность кораблей осуществлявших
импортно-экспортные операции из портов ДРВ.
|
1964 |
1965 |
1966 |
1967 |
Январь-апрель 1968 |
Корабли коммунистических стран |
|||||
СССР |
48 |
79 |
122 |
181 |
72 |
Китай |
72 |
144 |
138 |
97 |
34 |
Восточная Европа |
58 |
50 |
44 |
29 |
7 |
Куба |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
Всего |
178 |
274 |
305 |
308 |
115 |
Корабли других стран |
|||||
Великобритания |
177 |
136 |
50 |
67 |
36 |
Япония |
74 |
37 |
- |
- |
- |
Норвегия |
43 |
29 |
- |
- |
- |
Греция |
35 |
28 |
7 |
- |
- |
Ливан |
20 |
9 |
- |
1 |
1 |
Италия |
11 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Панама |
12 |
1 |
- |
- |
- |
Нидерланды |
8 |
5 |
- |
- |
- |
ФРГ |
8 |
- |
- |
- |
- |
Либерия |
7 |
3 |
- |
- |
- |
Швеция |
3 |
- |
- |
- |
- |
Дания |
1 |
- |
- |
- |
- |
Финляндия |
1 |
- |
- |
- |
- |
Франция |
1 |
2 |
- |
- |
- |
Индонезия |
1 |
- |
- |
- |
- |
Кипр |
- |
3 |
12 |
5 |
2 |
Мальта |
- |
2 |
4 |
3 |
- |
Сингапур |
- |
- |
- |
- |
2 |
Неизвестный |
- |
- |
- |
- |
1* |
Всего |
402 |
256 |
74 |
78 |
43 |
Общее количество |
580 |
530 |
379 |
386 |
158 |
*это судно прибыло в порт
ДРВ неся незаконно кипрский флаг.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1968 г. за
успешное выполнение заданий по доставке грузов в ДРВ и проявленное мужество 200
моряков, в том числе 17 капитанов, были награждены орденами и медалями. Орденом
Ленина - 6 человек, орденом Трудового Красного Знамени - 30, орденом Знак
Почета - 50, медалью «За трудовую доблесть» - 57, медалью «За трудовое отличие»
- 57 человек. Посмертно награждены орденами электромеханик Н.Н.Рыбачук, водолаз
Ю.В.Терехов, боцман В.Г.Хуторской, помощник капитана И.И.Прядко,
матросы А.Л.Гриднев и Ю.П.Разуваев.
Розин Александр.