На Главную.

 

Розин Александр.

Основная транспортная магистраль.

Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

3. Хайфон под ударом.

 

Основными морским портом Демократической Республики Вьетнам был  Хайфон. Он расположен на правом берегу реки Кам (Красной), которая своей разветвленной дельтой впадает в Тонкинский залив. Порт небольшой, всего шесть причалов, три из которых считаются глубоководными и способными принимать океанские суда с осадкой 7,5-8,0 м. На причалах отсутствовала крановая и другая механизация. Все грузы отвозились от борта автотранспортом либо баржами по реке. Складское хозяйство тоже было небольшое, территория порта имела ограниченную площадь, что сказывалось на темпах и результатах обработки судов в порту. В порт ведет искусственный канал, доступный для судов с осадкой до 9 м. Но порт подвержен сильному влиянию приливо-отливных явлений - во время наиболее полноводных приливов и отливов изменение уровня воды в реке, на подходном канале и у причалов порта достигает 4 метров. Такие большие колебания уровня воды, безусловно, оказывают большое влияние на загрузку приходящих в Хайфон крупнотоннажных судов, которая ограничена  проходной осадкой на баре, а также на работу порта в целом.  Порт связан железной и шоссейной дорогами с глубинными районами. По реке Красной он связан со столицей республики Ханоем, к которому могут подниматься только мелкосидящие суда. Порт Хайфона постоянно расширяется. Когда ушли колонизаторы, в порту было около 600 рабочих, к началу 1966 г. их численность выросла до 5000. Они трудились в 295 производственных бригадах. Развернулось соревнование по рационализации методов труда. Возникли первые бригады социалистического труда. В 1961 г. их было всего 2, а в 1965 г. уже 50.

К востоку от Хайфона расположены небольшие порты Хон-Гай и Камфа, которые обслуживают близлежащий каменно-угольный бассейн.

Первые полтора года американской агрессии Хайфон не подвергался авиационным ударам, более того в августе 1965 г. правительство президента Джонсона установило особые зоны  вокруг Ханоя (30-мильный радиус) и Хайфона (10-мильный радиус) которые американским самолетам запрещалось  бомбить без разрешения из Белого дома. Тем не менее, Хайфон готовился к противовоздушной войне. На всех портовых буксирах были установлены пулеметы.  Вот как описывал приготовления специальный корреспондент «Известий» Ю.Косюков: «Окна учреждений расписаны толстыми полосками бумаг: предостережение на случай взрывной волны. Вдоль тротуаров круглые цементные трубы, глубоко посаженные в землю, - индивидуальные укрытия. Они растут на глазах, словно побеги бамбука после весеннего дождя. Число их, наверное, уже превысило количество жителей.

На деревьях, окаймляющих главные магистрали, подвешены железные балки и рельсы. Вместе с репродукторами они призваны извещать население о грозящей опасности. Берега рек и искусственных озер опоясаны окопами для группового огня. Джонки и сампаны напоминают плавучие сады и цветники - их борта искусно замаскированы листьями пальм и ветками кустарников.

Другая особенность - быстрый перевод всей пропагандистской работы на военные рельсы. В фойе каждого кинотеатра фотовыставки. Темы: борьба армии и населения ДРВ с налетами американской авиации, решительная поддержка этой борьбы социалистическим лагерем и прогрессивной мировой общественностью. На большой карте страны два постоянно меняющихся листка. Первый обозначает число и месяц года, на втором указано количество сбитых американских самолетов. Возле городского театра и центрального универмага огромные красочные панно, повествующие о недавних блестящих победах патриотов Южного Вьетнама. Здесь же великолепно оформленные стенды: увеличенные репродукции рисунков сатирических журналов. Они едко критикуют тех, кто сейчас еще не проникся должной ответственностью, дают популярные советы населению, как быстрее и лучше строить убежища, оказывать пострадавшим первую помощь, что делать во время пожара.

Воспитание у людей чувства повышенной бдительности и правильной оценки обстановки - дело исключительно нужное.»

Еще весной 1965 г. между Правительствами СССР и ДРВ была достигнута договоренность об учреждении в Северном Вьетнаме Представительства Министерства морского флота Советского Союза с местопребыванием в Хайфоне. Первым представителем Морфлота СССР там был назначен Николай Иванович Ковалев в то время заместитель начальника службы перевозок - начальник Отдела оперативного планирования нефтеналивного флота Управления нефтефлота Черноморского морского пароходства, базировавшегося в г. Новороссийске. 23 сентября 1965 г. он на самолете прибыл в Ханой, а 14 октября в Хайфон, приступив к длившейся три года работе. Во время войны в порту Хайфон находилась группа советских специалистов, в задачу которых входили прием и разгрузка советских судов с техникой и вооружением для вьетнамской армии и флота. Численность группы изменялась, временами доходя до 100 человек. Однако постоянно здесь находились только представители Морфлота СССР, в частности - Николай Иванович Ковалев (09.1965 - 07.1968) и сменивший его капитан третьего ранга Георгий Попов.

Со 2 марта 1965 г. после начала операции Rolling Thunder, бомбардировки американцами целей на территории ДРВ стали носить регулярный характер. Советское правительство 4 марта выступило с новым заявлением, в котором предупредило правительство США о серьезной ответственности за вызванное американскими действиями опасное развитие событий в Юго-Восточной Азии.  Но руководство США ничего слышать не желало и в  марте 1965 г. американский флот начал блокаду берегов Вьетнама. Правительством США официально была объявлена зона военных действий, в которую запрещалось заходить боевым кораблям и судам нейтральных стран. Вначале блокада носила импровизированный характер, а с 25 апреля 1965 г. была введена в действие специальная инструкция кораблям 7-го флота США по организации морской блокады. В этой инструкции устанавливались так называемые морские оборонительные районы. При создании этих районов американское командование рассчитывало на полную изоляцию войск НФО со стороны моря на всем 1100 мильном побережье Южного Вьетнама.

При этом, как писала газета «Нью-Йорк таймс», корабли 7-го флота вели также наблюдение за побережьем ДРВ севернее 17-й параллели, однако подробности этого держались в секрете. Впрочем, советские моряки на своем опыте знакомы с «подробностями». Вот только несколько мартовских случаев. В точке с  координатами 17º 37′ северной широты и 108º 28′ восточной долготы у берегов ДРВ черноморский пароход «Малахов курган» (капитан Оводовский) подвергся неоднократному облету американским самолётом типа «Орион» с бортовым номером 151365. Его сменили самолёты ВМС США типа «Треккер» № 148892 и № 151050. Облеты совершались на малой высоте и на очень близком расстоянии от судна. Там же, у вьетнамского побережья, теплоход «Синегорск» подвергся облету гидросамолётом США № 5525; над «Медногорском» проносились на небольшой высоте американские самолёты № 15169 и № 151376; двухмоторная летающая лодка № 5475 облетала на уровне надстроек теплоход «Посьет», а затем теплоход «Тобольск». Самолёты типа «Орион» пикировали на мачты «Ижмы». Многократные облеты танкера «Горький» проводил американский гидросамолёт, после чего, уже ночью, возле танкера длительное время маневрировал военный корабль. Он производил опрос судна, сопровождая «Горький» в опасной близости от него.

Естественно, подобные провокационные действия не могли не привести к трагедии, в марте 1965 г. американские самолёты в открытом море у южновьетнамских берегов атаковали торговое судно «Сан Спиридон» шедшее под ливанским флагом из Хайфона в Европу. В результате судно получило значительные повреждения, многие члены экипажа, состоящего из греков, испанцев, арабов, англичан, были убиты.   

А в августе 1965 г. советский теплоход «Полоцк» также был атакован американским самолётом в открытом море. Сухогруз «Полоцк» (проект 594, тип «Полтава) относился к крупнотоннажным судам (DWT - 13.040 тонн) и находился под пристальным вниманием американской разведки, так как суда подобного типа использовались для переброски тяжелых вооружений, в том числе и ракет на Кубу во время «Кубинского кризиса» в 1962 г. Как раз перед этим американская разведка сообщила, что судно, разгрузив военный груз в Индонезии, направилось в Хайфон, но как отмечается в докладе ЦРУ «нет никаких свидетельств, какой груз он теперь несет». Видимо тяга к «знаниям» и толкнула американцев на попытку задержать судно с применением силы.  «7 августа в 0 часов 27 минут по московскому времени в точке с координатами 15º 02′ северной широты 109º 54′ восточной долготы американский самолёт с опознавательными знаками: хвостовой - № Т149881, носовой - 31, начал вновь производить облеты судна «Полоцк» на высоте 25-30 метров со всех курсовых углов, подавая сигнал «стоп». Затем самолёт с левого борта с высоты около 30 метров дал пулеметную очередь по капитанскому мостику судна. После этого продолжались облеты «Полоцка» военными самолётами США, и, кроме того, судно стал преследовать американский эсминец № 727.» Капитан немедленно доложил о провокации и последовал протест советской стороны. Американцы поспешили откреститься от этих провокационных действий, попахивающих конфликтом. Но советская сторона предъявила железные аргументы, добытые морскими разведчиками.

Группа радиоразведки МРЗК «ГС-34» (командир корабля капитан-лейтенант С.С.Васильев, командир группы - капитан-лейтенант В.И.Левушкин) перехватила радио-переговоры американских штурмовиков с авианосцем и представила неопровержимые сведения о номерах самолётов эскадрильи с борта авианосца «Мидуэй» CVB-41 (БС 06.03.-23.11.1965 г.), времени и месте атаки. Эти сведения позволили советскому правительству в ноте заявить: «…вооруженные силы США преднамеренно осуществляют провокации, направленные на дальнейшее обострение обстановки в районе Вьетнама и на ухудшение отношений между США и СССР. Такие действия вооруженных сил США могут привести к весьма серьезным последствиям.

Правительство Советского Союза требует от Правительства Соединенных Штатов Америки немедленного прекращения указанных провокационных действий вооруженных сил США, строгого наказания виновных и недопущения подобных акций в будущем В дальнейшем этот случай вынуждал американцев не устраивать в море явных нападений на советские корабли.

Тем не менее, подобная агрессивная тактика американцев привела к тому, что целый ряд судовладельцев в различных странах прекратил выполнять рейсы в Северный Вьетнам. В 1965 г. количество судов из свободного мира по сравнению с 1961 г. уменьшилось на 16%, хотя  объем грузов, которые несли эти суда уменьшился только на 7%. Но процесс набирал обороты. 1 апреля 1965 г. японским судам в соответствии с взаимным соглашением между Союзом Моряков Японии и Ассоциацией Судовладельцев Японии были запрещены заходы в порты ДРВ, хотя в январе-марте 1965 г. они составляли 34% всех судов из свободного мира. В ноябре 1965 г. после американского давления  прекратили работу здесь норвежские суда.

Поэтому основная нагрузка в осуществлении грузоперевозок ложилась на суда социалистических стран и в первую очередь СССР.  В 1965 г. в порты ДРВ было сделано  79 рейсов  советскими судами. Из них 50 были сделаны из советских портов, все 14 танкеров и 30 сухогрузов из черноморских портов и 6 сухогрузов с удобрениями из дальневосточного порта Находка. Остальные 29 рейсов были выполнены  из иностранных портов, 26 судов были в чартере в ДРВ, транспортируя оттуда уголь, цемент и чугун в чушках, а обратно удобрения, рис, древесину. 3 судна прибыли, чтобы загрузить уголь для Японии.

В течение октября - декабря 1965 г. восемь польских судов, среди них «A. Strug», «H. Kollataj», «H. Sawieka», «Kochanowski», «Leiewet», «M.Nowotko»  доставили в Хайфон 75.000 тонн грузов из польских портов или из Северной Кореи и Китая.

Дыхание войны все чаще ощущали  наши моряки доставлявшие грузы в Хайфон.  20 октября 1965 г. экипаж черноморского танкера «Красноводск» доставивший топливо ДРВ, стал свидетелем, как был сбит один из первых американских самолетов у Хайфона. Представитель Морфлота СССР в ДРВ Николай Иванович Ковалев вспоминал: «Мы с капитаном и старшим помощником капитана танкера Черноморского пароходства «Красноводск», сливавшего дизельное топливо и  бензин у причала Хайфонской нефтебазы, вышли на палубу посмотреть на самолет. Он двигался с северо-востока в направлении города. Вдруг из предгорья вдали за рекой взлетела ракета и настигла стервятника в тот момент, когда он уже находился над городом. Вспыхнуло желтое облако взрыва и самолет, развалившись на части, начал падать и упал за городом. Развязка была такой неожиданной, что мы все пришли в восторг. Советская ракета сделала свое дело. Это был беспилотный самолет-разведчик, причем первый американский самолет, сбитый над Хайфоном. Его остатки демонстрировались потом на городской выставке…»

Это конечно был не первый самолет, сбитый у Хайфона. 16 октября 1965 г. разведывательный самолет RA-5C «Виджилент» (номер 151615, 1-я тяжёлая разведывательная эскадрилья ВМС США) с авианосца «Independence», во время очередного задания был сбит зенитным огнём к северу от  Хайфона. Оба члена экипажа Даффи Хаттон (Duffy Hutton) и Джеймс Франклин Белл (James Franklin Bell)  попали в плен. Через 30 минут после падения их извлекли из воды местные рыбаки и привязав к мачте сампана доставили на берег.

31 октября 1965 г. в международных водах к югу от острова Hon Soi Den американский самолет снизившись выполнил стрельбу рядом с китайским торговым судном «Nam Hai 146», подвергнув опасности жизни китайских моряков. Судно выполняло обычный торговый рейс из китайского порта в Северный Вьетнам, нападение произошло в 70 милях от Хайфона.

Несмотря на морскую блокаду и военную угрозу, порт продолжал нормальную деятельность. Агрессоров такая спокойная жизнь важнейшего для ДРВ объекта устроить не могла, уже в ноябре 1965 г. министр обороны США Макнамара начинает убеждать президента расширить воздушную кампанию, включив в нее  цели в "центре" Северного Вьетнама - область Ханой-Хайфон.

И уже 15 декабря 1965 г. первый раз бомбили электростанцию Уонгби в 20 км от Хайфона, вырабатывавшую 15 % всей электроэнергии в ДРВ. В нем участвовали 90 самолетов ВВС США. Из-за сложных метеорологических условий удар по цели нанесли всего семь истребителей-бомбардировщиков F-105. Зенитным огнем, один самолет был сбит и пять получили повреждения. Американцы сообщили  об уничтожении электростанции, но она только на  8 часов была выведена из строя.  

После неудачи первого налета в ночь на 20 декабря была предпринята новая попытка, на этот раз с участием ВМС США. Удар нанесли шесть штурмовиков A-6, однако цель не была поражена. На следующий день во время вылета на фотографирование Уонгби был сбит самолет-разведчик RA-5C.  

22 декабря был совершен третий и самый крупный налет на электростанцию. Другой целью в этот день являлся железнодорожный мост Хайзыонг (Hai Duong) между Хайфоном и Ханоем. В налете участвовали 110 самолетов с авианосцев «Энтерпрайз», «Китти Хок» и «Тикондерога». На этот раз была повреждена котельная и электростанция вышла из строя. Потери составили четыре самолета (два A-4, один A-6 и один RA-5C). Мост Хайзыонг был поврежден и окончательно добит на следующий день.  После этого поездка из Хайфона  в Ханой на автомобиле уходило  5-6 часов  вместо 2 часов до этого.

Представитель Морфлота СССР в ДРВ Николай Иванович Ковалев в своих воспоминаниях так описал этот день: «22.12.65 г. Ночью три раза объявлялась воздушная тревога. Поднимали меня возгласами «Май бай ми» (американские самолеты).

В 5.30 утра над городом за облаками на значительной высоте вспыхнуло большое зарево - это разорвалась ракета «земля-воздух» и сбитый ею самолет. Стрельба в полумраке - огненные дорожки пунктиром ползут в небо, врезаясь в облака.

7.00 снова тревога.

10.00 бомбят теплоэлектростанцию Уонгби. Доконали сволочи.

Был на борту т/х «Синегорск» (ДВМП) и видел взрывы на другом берегу реки у горных хребтов. Тревогу объявили спустя 3-5 минут после гула самолетов.

14.00 снова тревога. На этот раз тоже бомбят где-то рядом. Взрывы бомб все время нарастая, приближаются. Затрясся дом. Стою у бомбоубежища. Пронесло и на сей раз.

24.12.65 г. После 4-х дней круглосуточных налетов на близлежащие вокруг Хайфона районы в 18.00 вдруг все прекратилось - началось празднование Рождества Христова католиками на Юге и Севере Вьетнама.»

Спецкор «Известий» Ю.Косюков описал поведение жителей во время бомбардировок: «Я был в Хайфоне в последние дни прошлого года. Раскаты войны грохотали рядом. Мужественный, спокойный Голос диктора объявил о вторжении небольших групп американских самолетов в воздушное пространство Хайфона. Сигнал застает меня в одном ив самых бойких мест. Я смог наблюдать, как реагируют на очередной пиратский налет местные жители.

Внимательно всматриваюсь в их лица. Никаких следов растерянности и паники, подчеркнутое спокойствие и образцовая дисциплина. Каждый знает свое место, знает, что ему надо делать. Пожилая женщина быстро собирает свой ковер - островерхие соломенные шляпы и бамбуковые корзины, накрывает пластмассовой клеенкой стаканы ароматного чая и, только после этого скрывается за зеленым холмом бомбоубежища. Пионер в магазине канцелярских товаров деловито «расфасовывает» малышей по щелям, вырытым тут же. Ребята постарше - члены отряда самообороны поднимаются на крышу высокого здания, несут крупнокалиберные пулеметы и винтовки. Они оказываются на боевых постах в ту самую минуту, когда заговорили во весь голос батареи зенитных орудий, и не уходят до тех пор, пока не раздается команда отбоя.

Шестьдесят минут длилось время тревоги. Целый час люди оставались в укрытиях или на боевых позициях. Значит ли это, что драгоценный час потеряй безвозвратно всей промышленностью Хайфона?

- Никоим образом,- отвечает директор механического завода тов. Чан Дук Люк. - Сколько бы ни длилась тревога, предприятие отрабатывает ее время сразу же после окончания трудового дня. Такого неписаного правила, добавил он, придерживаются все заводы города.»

24 декабря 1965 г. накануне католического Рождества обе воюющие стороны во Вьетнаме объявили перемирие. После завершения перемирия наземные операции в Южном Вьетнаме и воздушные операции в Лаосе были возобновлены, однако прекращение бомбардировок Северного Вьетнама оставалось в силе. Президент США Линдон Джонсон решил приостановить операцию Rolling Thunder и провести новое "дипломатическое наступление" для поиска возможности мирных переговоров с ДРВ. Декабрьское прекращение бомбардировок было вторым по счету (первое имело место в середине мая) и самым долгим за весь период Rolling Thinder, оно продлилось более месяца, до 31 января 1966 года.

За десять месяцев бомбардировок ДРВ американская и южновьетнамская авиация совершила 55 000 самолето-вылетов (включая 23 000-25 000 ударных), сбросила 33 000 тонн авиабомб на 158 стационарных объектов и на большое количество прочих целей, потеряв при этом около 170 самолетов по всем причинам. ЦРУ оценило общую стоимость бомбардировок 1965 года для США в 460 миллионов долларов (стоимость вылетов, израсходованных боеприпасов, потерянных самолетов). Военный ущерб, нанесенный Северному Вьетнаму в результате налетов, был оценен в 34 миллиона долларов, экономический ущерб - в 36 миллионов. Число жертв оценивалось в 13 000 человек (военнослужащие и мирные жители).

Аркадий Хасин в 1965 г. старший механик теплохода «Большевик Суханов» вспоминал: «На рейд Хайфона мы пришли ночью. Тонкинский залив (в него впадает река, на которой расположен Хайфон) сонно помаргивал огоньками стоящих на якорях судов. Небо было в тучах. Но когда в их разрывах показывалась луна, она освещала паруса рыбачьих джонок, вышедших на ночной лов.

Утром я проснулся от гула летевших над нашими мачтами американских самолетов. Быстро одевшись, выбежал на палубу. Самолеты направлялись в сторону Хайфона. И вскоре оттуда послышались взрывы бомб...

Мы простояли тогда на рейде целый месяц. Был декабрь, подошло Рождество, и налеты американцев прекратились. Но когда в январе мы стали к причалу, сирены воздушной тревоги выли чуть ли не каждый день. Порт американцы не бомбили - у причалов стояли советские суда. Но по сигналу воздушной тревоги подъемные краны останавливались, грузчики убегали в укрытия, матросы задраивали крышки трюмов, и порт замирал до сигнала «Отбой!».

Во время бомбардировок столбы дыма и огня, поднимаясь над Хайфоном, застилали небо. Судно содрогалось от взрывов бомб, на палубу и крышки трюмов со звоном падали осколки зенитных снарядов. А после отбоя, когда выгрузка судов возобновлялась, над рекой еще долго стоял удушливый запах гари, и мимо нашего борта проплывали обугленные бревна, перевернутые лодки и обломки развороченных взрывами плоскодонных вьетнамских барж...» Судно выгружалось в Хайфоне до конца февраля 1966 г.

 

 

 

1  2  3  4  5  6  7

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.