На Главную.

 

Розин Александр.

Основная транспортная магистраль.

Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 

Оглавление.

1. Отношения СССР и Вьетнама до начала агрессии США.

2. Как все начиналось.

3. Хайфон под ударом.

4. 1966 год.

5. 1967 год.

6. 1968 год.

7. 1969-1970 годы.

 

 

1. Отношения СССР и Вьетнама до начала агрессии США.

 

Упоминание о первых контактах между русскими моряками и вьетнамцами относится к середине XIX века. В 1862 г. русский корвет «Калевала», совершавший кругосветное плавание, бросил якорь в Сайгонской бухте. Среди членов экипажа корабля находился двадцатилетний гардемарин Константин Станюкович, будущий известный писатель, который впоследствии вспоминал: «Местные жители, узнав, что неведомый корабль прибыл с мирными целями, встретили посланцев далёкой России с искренним радушием. В свою очередь, русские моряки отвечали им откровенным сочувствием, столкнувшись с полной драматизма жизнью и борьбой вьетнамского народа против иноземных колонизаторов».

В марте 1891 г. Сайгон посетил отряд русских боевых судов с находящимся на борту цесаревичем Николаем Александровичем, ставшим через три года главой государства Российского Николаем II. Вместе с августейшей особой на берег сошли более полутысячи наших соотечественников. В составе отряда были фрегат (броненосный крейсер) «Память Азова», «Владимир Мономах», крейсер «Адмирал Нахимов» и канонерские лодки «Запорожец», «Маньчжур» и «Кореец». 16 марта 1891 г. корабли «Память Азова», «Владимир Мономах», «Маньчжур» и «Кореец» прошли по Меконгу и встали на якорь в порту Сайгона. В Сайгоне цесаревича встречал генерал-губернатор Ж.Пике. Визит завершился 19 марта.

Первым русским кораблем у берегов Северного Вьетнама, как сообщал «Тонкинский сборник», был крейсер первого класса «Забияка». 2 февраля 1894 г. в Ханое на балу в честь морских офицеров «лучшим танцором был признан русский князь Трубецкой».

Следующие заходы российских военных кораблей в порты Вьетнама состоялись во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. В августе 1904 г. поврежденный в ходе боя по прорыву из Порт-Артура во Владивосток крейсер «Диана», достиг сперва Хайфона в начале августа где пополнил запасы угля, а потом 12 августа прибыл в Сайгон, где по приказу из Санкт-Петербурга 29 августа  был интернирован. В Сайгоне корабль оставался до конца октября 1905 г., за это время не менее 8  моряков умерло от болезней, баталер 2-й статьи Илья Грибанов, матрос 2-ой статьи Назар Мартынов, старший машинный содержатель Егор Козлов, машинист 1-й статьи Николай Волгин, кочегар 2-й статьи Степан Довгалюк, кочегар 1-й статьи Илья Слюсаренко, матрос 1-й статьи Игнатий Нигериш. Там же похоронен минный машинист с крейсера «Кубань» Алексей Мамонтов.

В марте-апреле 1905 г. в бухте Камрань почти месяц стояли корабли Второй Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала З.П.Рожественского. В марте 1905 г. большой отряд кораблей (только боевых кораблей было более 20), в который кроме «Авроры» входили крейсера «Дмитрий Донской», «Жемчуг», «Олег», «Светлана», броненосцы «Ослябя», «Князь Суворов», транспорты «Юпитер» и «Киев», госпитальное судно «Орел» и другие, стоял в бухте Камрань. Там им предстояло встретить корабли третьей Тихоокеанской эскадры под командованием Н.И. Небогатова (еще пять боевых кораблей и семь транспортов). 26 апреля две эскадры соединились у вьетнамского берега в проливе Кыабе и двинулись к корейскому полуострову, где имели место основные события русско-японской войны.

14 мая 1905 г. эскадра З.П. Рожественского достигла Корейского полуострова, и началось знаменитое Цусимское сражение, в ходе которого российский флот потерпел поражение. «Аврора» и «Олег», получившие в бою серьезные повреждения и понесшие заметные людские потери, не стали предпринимать попыток дойти до Владивостока, а повернули на юг и 21 мая 1905 г. достигли Филиппинских островов, где были интернированы американскими колониальными властями. После заключения российско-японского мирного договора крейсера «Аврора» и «Олег» отправились в порт Сайгон, где 20 октября 1905 г. соединились с другими кораблями российского флота. Через несколько дней, начиная с 1 ноября 1905 г., один за другим наши корабли покидали сайгонский порт направляясь в сторону Балтики.

Безусловно, контакт русских моряков с вьетнамцами в 1904- 1905 гг. был эпизодическим. Но он явно не ограничивался моряками с «Дианы», «Авроры» и «Олега». Команды других судов Тихоокеанских эскадр в 1904- 1905 гг. наверняка заходили в Сайгон за почтой, провизией, топливом, и русские люди (десятки людей, а может быть и сотни) могли познакомиться с жизнью самого большого города Вьетнама, хотя не оставили письменных свидетельств. Эти эпизоды неверно вычеркивать из летописи российско-вьетнамских контактов. Более того, история распорядилась так, что захоронение русских моряков на кладбище Сайгона стало одним символов начала, долгих традиций отношений дружбы, взаимопомощи между двумя нашими народами.

Победа над фашистской Германией и Японией привела к началу крушения колониальной системы в мире, в том числе и на азиатском континенте. Уже 13-15 августа 1945 г. конференция КПИК (Коммунистическая партия Индокитая) приняла решение о начале всеобщего восстания во Вьетнаме с целью завоевания полной независимости и установления народной власти. В течение нескольких дней национально-демократическая революция одержала победу во всей стране. 2 сентября от имени Временного правительства Хо Ши Мин на полумиллионном митинге в Ханое огласил Декларацию независимости Вьетнама, возвестившую о возникновении свободного и независимого государства - Демократической Республики Вьетнам (ДРВ).

Создание независимой, суверенной Демократической Республики Вьетнам поставило на повестку дня вопрос о выработке его новой внешней политики, которая обеспечила бы Северному Вьетнаму международное признание, закрепленное сетью необходимых договоров и соглашений, необходимую помощь и поддержку в решении неотложных экономических проблем. Однако решать эти жизненно важные задачи республике пришлось в сложной обстановке и при далеко неадекватном отношении к ней со стороны разных государств. Социалистические страны во главе с Советским Союзом, следуя принципам своей внешней политики, поддерживали Вьетнам, как и другие страны, добившиеся государственной независимости.

Бывшая метрополия - Франция создает на Юге Вьетнама в противовесе ДРВ марионеточное государство - так называемую Кохинхину, и в 1945-1946 гг. французские войска развернули здесь военные действия, а затем повели захватническую войну в масштабах всей страны. В этой тревожной ситуации ЦК КПИК 22 декабря 1946 г. принял постановление «О всенародной войне Сопротивления». Эта война продолжалась девять лет (по июнь 1954 г.) и вошла в историю как общенациональная. Война Сопротивления стала для ДРВ периодом становления официальных отношений с рядом крупных азиатских и европейских стран, что было в то время для Вьетнама чрезвычайно важным.

В самый разгар войны Сопротивления, 4 января 1950 г., ДРВ обратился с призывом к правительствам всех стран установить с ней дипломатические отношения. СССР был первым государством, ответившим на это Вьетнаму своим согласием, признав, таким образом, свою готовность считать ДРВ равноправным с другими независимыми государствами, уважать территориальную целостность и национальный суверенитет Вьетнама. 30 января 1950 г. между странами были установлены дипломатические отношения. Уже летом 1951 г. для обучения в московские институты - стали и сплавов, финансовый, химико-технологический, медицинский, инженерно-строительный, а также в станко-инструментальный техникум прибыла первая группа молодых вьетнамских граждан - 21 человек. Их путь в Советский Союз пролегал из партизанских районов.

Вслед за Советским Союзом, в январе 1950 г.  ДРВ установил дипломатические отношения с КНР, КНДР, а в феврале - с Польшей, Болгарией, Монголией.

Установление дипломатических отношений с СССР имело большое политическое и экономическое значение для укрепления позиций Ханоя на международной арене, и одновременно усиливалась изоляция созданного французским правительством в 1949 г. «государства Вьетнама» на Юге, с поставленным во главе его бывшим императором Бао Даем.

На заключительном этапе войны Сопротивления в 1953 г. Советский Союз начал поставлять ДРВ современные виды оружия, боеприпасы, медикаменты, продовольствие, товары широкого потребления.

Советский Союз сыграл большую роль в подготовке известных Женевских соглашений, посвященных задачам восстановления мира в Индокитае. На совещании в Берлине министров четырех держав - США, Англии, Франции и СССР (25 января - 18 февраля 1954 г.) советская сторона, исходя из готовности ДРВ заключить перемирие и начать переговоры с Францией, выдвинула предложение о созыве в Женеве совещания министров иностранных дел пяти держав - СССР, США, Франции, Англии, КНР. В ходе Женевского совещания (26 апреля - 21 июля 1954 г.) делегация Советского Союза, координируя свою позицию с делегацией ДРВ, последовательно отстаивала законные права народов Вьетнама на государственный суверенитет, национальную независимость и свободу.

По Женевским соглашениям 1954 г. территория Вьетнама была временно разделена демаркационной линией, проведённой приблизительно по 17-й параллели, по реке Бенхай. В нарушение Женевских соглашений 1954 г. на юге страны при поддержке американцев в октябре 1955 была создана так называемая Республика Вьетнам. В результате на её территории освободительная борьба продолжилась, и часть территории Южного Вьетнама перешла под контроль Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), а с июня 1969 г. - Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ).

 

Пришли на помощь.

 

После разделения Вьетнама по 17-й параллели возникла необходимость в перемещении сотен тысяч вьетнамцев желавших переселиться с юга на север и наоборот по политическим предпочтениям. СССР оказал в этом Северному Вьетнаму неоценимую роль, организовав перевозки и оплатив их. В сентябре 1954 г.  Александр Иванов, командированный в Осло из В/О «Совфрахт» и находящийся там старший фрахтовщик Англо-Советского пароходного общества (АСПО) Анатолий Акулиничев получили указание руководства срочно зафрахтовать 2-3 твиндечных судна грузоподъемностью 7-9 тысяч тонн в тайм-чартер сроком до середины мая 1955 г. под перевозку людей и техники в районе Южно-Китайского моря. Дооборудование судов под указанные перевозки В/О «Совфрахт» брал на себя, и оно должно было производиться в порту Кантон (КНР).

С целью разумной экономии государственных средств, выделенных на фрахтование в тайм-чартер иностранных судов, Минморфлотом были выделены два твиндечных судна - теплоходы  «Архангельск» (капитан Дмитрий Кириллович Зотов) грузоподъемностью 7500 тонн, принадлежащий БМП, и  «Ставрополь» (капитан В.В.Чернобровкин) грузоподъемностью 4800 тонн, принадлежащий ЧМП. А В/О «Совфрахт» зафрахтовал в тайм-чартер три твиндечных судна приблизительно 9000 тонн грузоподъёмности каждое (польский теплоход «Килинский» и два норвежских «Санни Куин» и «Санни Принц»).

Для организации операции на месте была сформирована команда, куда помимо упомянутых Александра Иванова и Анатолия Акулиничева вошли начальник отдела ММФ Георгий Александрович Матвеев и сотрудник Генерального штаба ВМФ капитан 2 ранга Иван Кузьмич Хурс. Для обеспечения команды им вручили 50 млн. юаней КНР и 100 тысяч долларов. Самолетом до Пекина, поездом до границы Вьетнама и далее на автомобилях группа прибыла во Вьетнам для организации перевозок. Перечень того, что подлежало перевозке включал несколько сотен тысяч людей, несколько танков, десятки артиллерийских орудий, тысячи ящиков со снарядами, минами и патронами, а также лошадей и семь боевых слонов, три из которых были награждены боевыми орденами за самоотверженное содействие бойцам в победе над французами.

Первым из судов в перевозки включился теплоход «Архангельск» вышедший  в порт Сайгон, где он должен был погрузить первую партию вьетнамцев. Шедший на нем капитан 2 ранга И.К. Хурс должен был координировать действия с французами, а также наблюдать и выявлять недостатки в организации погрузки и перевозки людей и техники. Позже на основе его замечаний были составлены рекомендации по организации погрузки и перевозки людей и техники, их передали по рации судам «Ставрополь» и «Килинский», что способствовало эффективному выполнению задания. Приблизительно в это время владелец норвежских судов «Санни Куин» и «Санни Принц» попросил расторгнуть чартера на эти суда с выплатой неустойки. После окончательных расчетов руководство операцией пришло к твердому выводу, согласованному с вьетнамским руководством, что для выполнения перевозок нам хватит трёх судов - «Архангельск», «Ставрополь» и «Килинский». Что вскоре  было доказано на деле.

В январе 1955 г.  объем перевозок людей несколько сократился перевозки людей и техники проходили нормально, по плану, без срывов.  К примеру, теплоход «Архангельск» только в период с октября 1954 г. по февраль 1955 г. сделал 12 рейсов и перевез 30307 человек и 1289 т. груза. Погрузка людей осуществлялась нередко в штормовых условиях на открытых рейдах с помощью рыбацких лодок и плотов. А польский теплоход «Килинский» (Jan Kiliński) с октября 1954 г. по июль 1955 г. выполнил 27 рейсов, и перевезх в общей сложности 85000 человек, 3500 единиц оружия, 250 тонн боеприпасов и 4 слонов.

Но так как в ДРВ ощущалась нехватка продовольствия, в основном риса, В/О «Совфрахт» согласился  переключить теплоход «Ставрополь» на перевозку дарственного риса в мешках из КНР на Шам Шен и Винь.

Последние рейсы с людьми и техникой из зон эвакуации Южного Вьетнама суда совершили в порт Хайфон, покинутый французами 16 мая 1955 г. После разгрузки людей и погрузки подаренных слонов советские теплоходы «Архангельск» и «Ставрополь» отплыли к родным берегам. Президент ДРВ Хо Ши Мин наградил всех участников операции. Орденом Труда 3-й степени были награждены Д.К. Зотов, Г.А. Матвеев, В.К. Михин, И.К. Хурс, В.А. Чернобровкин и А.Акулиничев. Орденом Труда 2-й степени - А.И. Иванов и все помощники капитанов, механики, боцманы и начальники радиостанций судов. Орденом Труда 1-й степени - все матросы, машинисты и остальные члены экипажей советских судов.

Американский флот выполнил аналогичную операцию с августа 1954 г. по май 1955 г. 113 различных судов (транспорты, десантные корабли) перевезли 310 000 вьетнамских гражданских жителей, многие из которых были католиками, из Северного Вьетнама в Южный.

Тогда же, по западным данным, советское судно сделало первую поставку оружия в Южный Вьетнам. В 1954 г. советское судно, очевидно, привлеченное к репатриации южных жителей на север, подошло в Ong Doc (устье реки Ca Mau) и выгрузило на берег шесть тонн оружия и боеприпасов, предварительно упакованных для хранения и последующего использования. Вице-адмирал запаса Иван Хурс вспоминал: «В 1954 году меня, капитана второго ранга, направили во Вьетнам для оказания помощи правительству страны. У Демократической Республики Вьетнам не было своего торгового флота, и мы фрахтовали грузовые суда, чтобы перевозить вьетнамцев, желавших сменить место жительства, с юга на север и наоборот. Одновременно с юга вывозились северо-вьетнамские войска. Особенно много хлопот нам доставила эвакуация боевых слонов. Это было довольно серьезное средство ведения войны в джунглях - слон с 45-миллиметровой пушкой на спине. Для их перевозки понадобились специальные клетки, заказывать которые пришлось в Китае.

Но это была не единственная особенность той транспортной операции. Капитаны судов докладывали мне, что солдаты поднимаются на борт почти без оружия, которое оставляют в тайниках на Юге до лучших времен. Было известно и о том, что под видом продовольствия зафрахтованные нами суда везли на Юг оружие, а среди переселенцев были люди с опытом организации партизанской войны.»

В конце 1954 г. начале 1955 г.  первые советские суда вышли в рейс с мирным грузом для народного хозяйства Вьетнама, среди первых судов был и теплоход «КИМ» (капитан В.П.Бянкин), доставивший сотни тонн риса.

18 июля 1955 г., во время пребывания с официальном визитом в СССР Партийной и Правительственной делегации ДРВ во главе с президентом Хо Ши Мином между Вьетнамом и СССР был подписан Договор о Советской помощи Вьетнаму для восстановления народного хозяйства. Этим договором было положено начало экономическому и научно-техническому сотрудничеству между СССР и ДРВ. Для хозяйства, разрушенного во время войны Сопротивления, СССР предоставил ДРВ 400 млн. рублей в качестве безвозмездной помощи, а также кредит в размере 160 млн. на льготных условиях. Одновременно с этим состоялось подписание крупномасштабного торгового соглашения. Для Вьетнама с его полуразрушенной экономикой и чрезвычайно малым государственным бюджетом средства, которые смог выделить ему Советский Союз, были жизненно важны.

СССР также оказал техническое содействие в восстановлении и строительстве многих предприятий народного хозяйства. Были построены 25 промышленных объектов, в том числе - оловянный комбинат в Каобанге, механический завод в Ханое, рыбоконсервный завод в Хайфоне, а также чайные фабрики, нефтебазы, водопроводы. Для восстановительных и строительных работ в 1955 г. советская сторона командировала в ДРВ большой отряд специалистов. Они не только строили, но и учили. Только за 1955-1956 гг. советские специалисты, работавшие во Вьетнаме, подготовили свыше 7 тыс. рабочих самых разных профессий.

В период с 1955 по 1966 гг. СССР заключил с ДРВ пять межправительственных соглашений о содействии в развитии её экономики, в соответствии с которыми вьетнамской стороне была предоставлена экономическая помощь на сумму около 320 млн. руб., в том числе 94,5 млн. руб. безвозмездно, остальная часть - на условиях льготных кредитов. Указанная помощь была использована для развития ведущих отраслей экономики ДРВ, создания необходимых предпосылок для проведения индустриализации. За короткие сроки с помощью Советского Союза были построены, реконструированы и оборудованы важнейшие промышленные объекты. В мировой печати не раз отмечалось, что в трудные годы войны примерно 70% всей помощи ДРВ предоставлялось Советским Союзом.

 

Строительство флота, гражданского и военного.

 

Как было сказано выше, советский флот первым пришел на помощь Вьетнаму, а в 1955 г. к снабжению подключился и торговый флот КНР. В марте 1955 г. судно «№ 174» в первом рейсе доставило груз риса из китайского Гуанчжоу во вьетнамский порт Тханьхоа. В апреле судно «№169» выполнило рейс в другой вьетнамский порт, а в мае «№ 175» прибыл в Хайфон.

В 1956 г. В ДРВ была организована Государственная компания морских и речных перевозок. Республика располагала тогда двумя «крупными» судами, «Хоабинь» и «Хыунги», водоизмещением по 700 тонн каждое. Тысяча с лишним джонок - такой была основа торгового флота. Хайфонский порт демонтировали и ограбили ушедшие через него французские колониальные войска. А страна, оставленная с взорванными железными и шоссейными дорогами, нуждалась в транспорте, как никогда. На помощь пришли страны социалистического лагеря. Советская землечерпалка «Землесос 20» в 1956 г. выполнил большие дноуглубительные работы в порту Хайфон. Грузы для ДРВ перевозили корабли под советским флагом, под флагами других социалистических государств.

В августе 1957 г. по просьбе ДРВ китайское судно «№158» открыло маршрут Хайфон-Гонконг для перевозки вьетнамских грузов - продуктов, цемента и т.д. А 4 августа 1957 г. китайцы открыли в Хайфоне офис своего морского представительства. 

В  марте 1958 г.  СССР  заключил  с  ДРВ  Договор  о  торговле  и  мореплавании, а  затем  Соглашение  о  взаимных  поставках  товаров. До  начала  в  1964 г.  войны  США  и  ДРВ  объем  экспорта  и  импорта  СССР  в  торговле  с  ДРВ  был  примерно  одинаковым (1960 г. - соответственно  22 млн. руб.  и  20,8 млн. руб.) Позже  объем  импорта  из  ДРВ  резко  снизился, а  объем  экспорта-возрос. КНР аналогичный Договор  о  торговле  и  мореплавании подписали только 5 декабря 1962 г., в силу он вступил 15 февраля 1963 г.

СССР оказывал содействие братской стране в укреплении её обороноспособности. Это касалось и вьетнамского флота. Флот Вьетнама начал создаваться после завершения войны Сопротивления 7 мая 1955 г., как береговая охрана. 24 января 1959 г. она была преобразована во флот ‘Office of the Navy’ (Cuc Hai Quan). Огромную  помощь в начале вьетнамцы получили со стороны КНР. 16 апрель 1955 г. вьетнамская армия направила 100 лучших солдат в Китай для обучения военно-морским специальностям и подготовки первых военно-морских сил.

Первые специальные суда для своих ВМС Северный Вьетнам получил из Китая. Это были речные патрульные катера типа «Хуангпу», 4 этих катера «Т-524», «Т-526», «Т-528», «Т-530» переданы 28 октября 1956 г. 2 ноября 1956 г. из Китая прибыла третья группа вьетнамских военных моряков после обучения. В ряде публикаций эти переданные катера именуются тральщиками, что не так.

В 1959 г. ДРВ получили от китайцев 24 патрульных катера типа «Шаньтоу» (SHANTOU, по западной классификации  класса Swatow) 6 марта 1959 г. переданы 12 патрульных  катеров они вошли в состав 130 соединения и там были разделены на три подгруппы: 1 дивизион - «Т-120», «Т-122», «Т-124», «Т-126»; 2 дивизион - «Т-130», «Т-132», «Т-134», «Т-136»; 3 дивизион -  «Т-140», «Т-142», «Т-144», «Т-146». 22 декабря 1959 г. переданы 12 патрульных  катеров они вошли в состав 135 соединения и там были разделены на три подгруппы: 5 дивизион - «Т-161», «Т-163», «Т-165», «Т-167»; 6 дивизион - «Т-171», «Т-173», «Т-175», «Т-177»; 7 дивизион -  «Т-181», «Т-183», «Т-185», «Т-187». При этом в справочнике «Джейн» говорится, что КНР передали ДРВ в 1958 г. - 30 катеров класса Swatow, а еще 20 в 1964 г. Сами же китайцы говорят, что было передано 24 катера. 

Со следующего года к делу строительства ВМС подключился СССР. В октябре (прим) 1960 г. получили от СССР 4 противолодочных сторожевых катера проекта 201М (по западной классификации SO-1)  «Т-225», «Т-227», «Т-229», «Т-231» вошли в 200 соединение, экипажи обучались в Советском Союзе 5 месяцев с мая 1960 г.  В разных источниках встречаются другие данные о времени поставки катеров. По одним данным 2 катера «Т-225» и «Т-227» переданы в декабре 1959 г. и 2 катера «Т-229» и «Т-231» в ноябре 1961 г.  По другим данным 2 единицы в 1961 г. и  2 единицы в 1964 г.

22 ноября 1961 г. получили 12 торпедных катеров пр.123К, (по западной классификации Р-4) - «ТК-287», «ТК-294», «ТК-296», «ТК-297», «ТК-298», «ТК-299», «ТК-317», «ТК-319», «ТК-320», «ТК-552», «ТК-553», «ТК-556». Они вошли в состав 140 соединения (позже изменен на 135) были распределены -  1 дивизион - «Т-313», «Т-316», «Т-319», 2 дивизион «Т-323», «Т-326», «Т-329», 3 дивизион «Т-333», «Т-336», «Т-339», 4 дивизион «Т-343», «Т-346», «Т-349».

2 января 1964 создан 9 дивизион из двух патрульных катеров проекта 368 (по западной классификации Poluahat-1)  полученных их СССР «Т-191» и «Т-193» и 10 дивизион из 4 десантных судов 50 тонн 407, 409, 411, 413.

 

Расхождения.

 

15 февраля 1961 г. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама принял решение о создании Армии освобождения Южного Вьетнама, которая развернула активные боевые действия. Ему оказала помощь ДРВ.

Советский Союз осторожно относился к развертыванию войны в Южном Вьетнаме по нескольким причинам. Во-первых в начале 1960 -х годов Индокитай мало интересовал СССР в военно-стратегическом плане в силу своей удаленности и слабости национально-освободительного движения. Кроме того в Юго-Восточной Азии СССР делал ставку на Индонезию. Во-вторых руководство ДРВ ориентировалось на Китай, активное сотрудничество с которым началось в период колониальной войны в 1946-1954 гг. Так же КНР являлся основным экономическим и политическим партнером ДРВ. В третьих  Никита Сергеевич Хрущев придерживался линии на улучшение отношений с Вашингтоном после известного Карибского кризиса 1962 г. и явно не желал нового прямого столкновения Советского Союза и США теперь уже в Юго-Восточной Азии.

В начале 60-х годов в условиях ухудшающихся взаимоотношений между Москвой и Пекином, это сказывалось и  на действия руководства ДРВ. Во вьетнамских СМИ все чаще появлялись публикации антисоветского содержания. В 1963 г. Минобороны ДРВ официально заявило военному атташе СССР, что в помощи советских советников оно не нуждается. В декабре 1963 г. на IX пленуме Партии трудящихся Вьетнама (ПТВ) лидеры ДРВ решительно отмежевались от внешнеполитической стратегии СССР как «оборонительной» и «ревизионистской», отдав предпочтение маоистской теории «революционной войны». По обвинению в «ревизионизме» были репрессированы десятки старших офицеров Вьетнамской Народной Армии (ВНА), симпатизировавших СССР.

В свою очередь СССР сократил на 30% экономические поставки в ДРВ, и в 1963 г. предложил Ханою заплатить долги за оказанную помощь. Естественно ДРВ этого сделать не могла. Позиция Москвы дала КНР лишний повод для обвинений в «ревизионизме» и нежелании поддерживать национально-освободительное движение. 

Расхождение позиций сторон отчетливо проявилось в ходе визитов в СССР в январе-феврале 1964 г. делегации Партии трудящихся Вьетнама во главе с ее первым секретарем Ле Зуаном и делегации Национального Фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), посетившей Советский Союз летом того же года. В ходе напряженных переговоров Ле Зуан критиковал советскую политику мирного сосуществования с Западом, помощь СССР Индии в ее конфликте с Китаем, отказ от помощи КНР в создании ядерного оружия, недостаточную поддержку национально освободительного движения. В ответ на это Н.С.Хрущев фактически подверг критике решение руководства ДРВ о развертывании вооруженной борьбы на Юге. Просьбы вьетнамской стороны об увеличении помощи оружием и боеприпасами, а также открытии постоянного представительства Фронта Национального освобождения (ФНО) в Москве были встречены советским руководством более чем сдержанно.

 

 

1  2  3  4  5  6  7

 

 

Розин Александр

Оглавление. Вперед.

 

На Главную.