Розин Александр.
8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.
Хроника боевой службы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
20. Хроника 1972 г.
Ракетный крейсер пр.58 «Варяг» (класса Kresta) который появился в океане после начала индо-пакистанской войны 1971 г., покинул район боевой службы в марте, и никакие крейсера не появлялись там до ноября 1972 г., когда для шестимесячной БС прибыл артиллерийский крейсер пр.68бис «Адмирал Сенявин».
С января до августа 1972 г. на боевой службе в Индийском океане ВМФ СССР держал в среднем по два эсминца/БПК, но затем в связи с наступлением зимних штормов служба неслась одиночными эсминцами, в компании с БДК и тральщиками как и раньше.
Советские подводные силы были значительно увеличены в начале года, в связи с прошедшей в декабре 1971 г. войной между Индией и Пакистаном. Точное их число и состав до конца не ясен. По западным данным в январе 1972 г. там были 3 ДПЛ пр.641 (класс Foxtrot), одна ДРПЛ пр.651 (класс Juliett) и одна ПЛАРК пр.675 (класс Echo-II), а в воспоминаниях вице-адмирала в отставке В.С.Круглякова говорится что там были «…три дизельные и две атомные подводные лодки.» В связи с угасанием кризиса и уходом американской АУГ во главе с авианосцем «Энтерпрайз» из Индийского океана, подводный силы отряда уменьшились. В январе океан покинула ПЛАРК пр.675 «К-31», в апреле на боевой службе осталась только одна подлодка пр.641, да и она в июне завершила свою службу. Дизельные ракетные субмарины пр.651 находились в океане по август, в апреле «К-120» была заменена «К-70». После ухода в августе 1971 г. из Индийского океана «К-70» там подводные лодки отсутствовали до мая 1973 г.
В феврале 1972 г. Сомали в составе правительственной делегации посетил МО СССР Маршал Советского Союза А.А.Гречко. Специально для этого с визитом в Могадишо в период с 10 по 19 февраля пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала В.С.Круглякова в составе РКР «Варяг», БПК «Строгий» и МТЩ «МТ-4». Кстати визит был приурочен к началу сессии Совбеза ООН по проблемам колониализма, как очередная демонстрация дружеского отношения СССР к сомалийскому руководству. Министр совместно с президентом Верховного революционного Совета Сомали Мохаммедом Сиад Барре посетил РКР «Варяг». По приказу Гречко при стоянке с крейсера «Варяг» была произведена стрельба двумя зенитными ракетами комплекса ЗРК «Волна». В ходе этого визита в 1972 г. было достигнуто соглашение о заходе советских кораблей в порты Сомали и создании там ПМТО, для чего заключили соглашение о модернизации порта Бербера.
На 20 февраля 1972 г. советский отряд в Индийском океане состоял из 22 боевых надводных кораблей и субмарин и 10 вспомогательных судов. К марту их число сократилось до 16 кораблей и судов, включая четыре надводных боевых корабля, в том числе два БДК.
После того как в результате военного конфликта между Индией и Пакистаном в декабре 1971 г., Восточный Пакистан провозгласил независимость и появилось государство Бангладеш. В начале 1972 г. правительство Бангладеш попросило Советское правительство помочь в разминировании пострадавших во время войны ее портов. Правительство СССР дало согласие. В срочном порядке была сформирована экспедиция ЭОН-12, подчиненная командующему ТОФ, командиром ЭОН-12 был назначен заместитель начальника Вспомогательного флота и АСС ВМФ контр-адмирал С.П. Зуенко. Более подробно эта тема освещена в моей публикации «Участие ВМФ СССР в тралении и судоподъеме в Бангладеш».
В состав экспедиции за время ее существования были включены 24 судна: плавмастерская «ПМ-40» (база экспедиции), 4 базовых тральщика пр.257ДМ, 5 катеров-тральщиков пр.361Т, аварийно-спасательное судно, 4 морских буксира, танкер, килекторное судно «КИЛ-27», плавкран «Черноморец-13» (грузоподъемностью до 100 т), гидрографический промерный бот, разъездной и десантные катера. Кроме того, передвижные водолазные станции и аварийно-спасательные партии. От Минморфлота на первом этапе в состав экспедиции вошли морские спасательные буксиры «Атлас» Сахалинского ЭО АСПТР (капитан Альберт Знотин) и «Капитан Изыльметьев» Камчатского ЭО АСПТР (капитан Владимир Щербаков) и судно-плавучий склад теплоход «Мусоргский». Кроме того, на Морфлот легла задача осуществления перевозок необходимых грузов и маломореходных судов экспедиции на своих транспортах. Всего в составе ЭОН-12 в разные периоды было задействовано 550-650 военных моряков и 200-220 специалистов Минморфлота. В ее состав командировались не только дальневосточники, но и специалисты из Москвы и Ленинграда, водолазы с других бассейнов. Для связи и обеспечения работы ЭОН-12 был выделен специальный рейс самолета ИЛ-18 с периодичностью полетов один раз в два месяца.
Корабли в ЭОН-12 включались из состава разных соединений ТОФ - тральщики - 2 БТЩ «БТ-338», «БТ-358» из состава 38 днтщ 196 брковр Совгаванской ВМБ (Советская Гавань, б. Северная), 2 БТЩ «БТ-277», «БТ-279» из состава 47-й бригады ОВР ТОФ, 4 рейдовых тральщика «РТ-1220», «РТ-1221», «РТ-1222», «РТ-1230» из ВМБ Стрелок и 1 рейдовый тральщик «РТ-162» прибывший из состава 49 Краснознаменной дивизии речных кораблей (г.Хабаровск). По воспоминаниям командовавшего тогда рейдовым тральщиком старший мичман Михаил Иванович Осадчий: «В марте 1972 года мы - это 5 хабаровских экипажей РТ - в экстренном порядке оказались во Владивостоке. Расконсервировали резервные катера, подготовили к погрузке. Два катера (с экипажами) погрузили на палубу теплохода «Новороссийск», три других, в том числе и мой - на теплоход «Ованес Туманян».»
С Камчатки пришло киллекторное судно, еще весной 1972г. дизель-электроход «КИЛ-27» (капитан Богданов Владимир Александрович) был поставлен на подготовку к длительному плаванию. Проведя предпоходовую подготовку, пополнив до полных норм все запасы 2 марта 1972 года корабль вышел в порт Владивосток, где экипажу судна поставлена задача в составе ЭОН-12 выполнить судоподьём в порту Читтагонг Народной Республики Бангладеш.
Все корабли ЭОН-12 отправлялись из Владивостока тремя отрядами, каждый из которых состоял из спасательных и морских буксиров, морских тральщиков и водолазных ботов. На шесть транспортных судов Приморского пароходства погрузили 6 катеров тральщиков (бортовые номера трех в Бангладеш были 650, 678, 680), автотранспорт, судоподъемное и водолазное имущество. На этих же транспортах следовал личный состав штаба и береговых подразделений экспедиции. Пока нет ясности, когда из Владивостока отправились первые корабли экспедиции. По одним данным первые суда вышли уже 14 марта, по другим позже. Так по воспоминаниям старшего механика Габриляна Ивановича Ильича дизель-электроход «КИЛ-27» на котором он служил загрузив во Владивостоке судоподьёмное оборудование 18 марта вышел в порт Читтагонг. 22 марта уходил в далекий рейс «за три моря» передовой отряд экспедиции: морской буксир «МБ-175» и морской водолазный бот «ВМ-84». Проводить его прибыл командующим Тихоокеанским флотом адмирал Н. Смирнов.
2 апреля 1972г. в порт Читтагонг прибыло первое судно отряда - плавмастерская «ПМ-40», оно прошло по узкому фарватеру проделанному индийскими тральщиками.
Прибывшие 14 апреля морской буксир «МБ-175» и морской водолазный бот «ВМ-84» сразу же включились в работу по постановке на плав трех судов у причалов порта. 15 апреля был произведен первый спуск водолаза Николая Ламухина.
26 апреля 1972г. в Бенгальский залив вошел спасательный корабль «Атлас» вышедший из Владивостока, и приведший на буксире БТЩ пр.257ДМ «БТ-358» бортовой номер 731, командир корабля — капитан-лейтенант Виталий Николаевич Антонов. Остальные тральщики также на буксире прибыли 2 мая «БТ-338» бортовой номер 730, командир корабля — капитан-лейтенант Николай Марьянович Завадский, а 4 мая (по другим данным 6 мая) вторая пара базовых тральщиков: «БТ-277» бортовой номер 738, командир корабля — капитан-лейтенант Валерий Николаевич Лебедев и «БТ-279» бортовой номер 739, командир корабля — капитан-лейтенант Евгений Алексович Миляускас. .
4 мая тральщики приступили к тралению, в начальном периоде в тралении участвовали четыре базовых тральщика (БТ) и пять рейдовых катеров-тральщиков. Базовые тральщики тралили в открытом заливе группами по 2 корабля, в то время как катера-тральщики только вблизи побережья при состоянии моря до 3 баллов, в одиночку. Уже 5 мая 1972 г. была вытралена и уничтожена первая мина экипажем КТЩ «РТ-1220» (старший мичман Михаил Иванович Осадчий), вторая мина была ликвидирована 13 мая КТЩ «РТ-162» (мичман Н.А. Нагерняк).
К 22 августа была выполнена практически половина всех запланированных работ тральных сил. Это позволило расширить подходной фарватер к порту Читтагонг с десяти до тридцати кабельтовых.
24 августа 1972 г. в Читтагонг для усиления прибыли два морских тральщика пр.254 (по классификации НАТО T43) «МТ-57» (к-3р. Виктор Долгов) и «МТ-750» (к-3р. Юрий Юганов) имевшие бортовые номера 326 и 314, но кто какой не знаю.
К 21 октября вся акватория площадью около 2000 квадратных миль была обработана тральными силами с применением контактных тралов. Наши моряки свой план перевыполнили, так как самым оптимистическим сроком окончания работ первоначально называли декабрь. Бывшие опасные районы были наконец объявлены открытыми для мореплавания судов с осадкой до восьми метров.
В ноябре 1972 г. частично советские тральщики начали возвращаться в свои базы. Вернулись на БС в Индийском океане МТЩ пр.254 «МТ-57» (к-3р. Виктор Долгов) и «МТ-750» (к-3р. Юрий Юганов), во Владивосток отправили завершившие работу катера тральщики.
В дальнейшем экспедиция силами базовых тральщиков в целях обеспечения гарантии безопасности плавания в этом районе в соответствии с действующими правилами проводила периодическое контрольное траление. Этот этап работы также был завершен успешно, в результате чего суда и корабли получили возможность плавания во всем районе. В мае 1973 г. в два тральщика «БТ-338» и «БТ-279» проводили на Родину, а последние два «БТ-358» и «БТ-277» ушли 15 марта 1974 г.
Всего по индийским данным из предположительно 94 мин установленных пакистанцами было уничтожено 26: 18 мин уничтожены индийскими тральщиками, 2 советскими тральщиками и 6 выброшены на берег.
За время пребывания в Бангладеш в ходе соревнования звания отличных добились тральщики, где командирами были капитан-лейтенанты В. П. Лебедев, В. Н. Антонов. На тралении отличились капитан 2 ранга Е.Хорошун, капитан-лейтенант Н.Завадский, офицеры Г. Мурзаев, Р. Насыров, мичман М.Начерняк и многие другие.
Очистка порта Читтагонг и других причалов от затопленных во время войны судов продолжалась 26 месяцев. В результате выполненных экспедицией работ в порту Читтагонг было освобождено для нормальной эксплуатации 12 причалов, подняты и убраны из судоходной части порта 12 судов. Суммарный тоннаж поднятых и выведенных судов составил около 90 тыс. тонн.
Корабельный состав отряда менялся, пополнялся, в октябре 1972 г. он пополнился плавмастерской «ПМ-156» (капитан 3 ранга Аркадий Матеров), сменившей там «ПМ-40». Она была только что построена в Польше и совершала переход с Балтики на ТОФ. Но по приказу Главкома её свернули с пути и завернули в Бангладеш для участия в расчистке порта Читтагонг.
В ноябре 1972 г. на артиллерийском крейсере «Адмирал Сенявин» из Владивостока было доставлено молодое пополнение в количестве 96 человек для прохождения дальнейшей службы на «ПМ-156», тральщиках и других судах, входящих в состав ЭОН. В Андаманском море их с крейсера забрало судно «КИЛ-27» и буксир, и через трое суток доставило в порт Читтагонг.
Помимо операции в Бангладеш, корабли, действующие в Индийском океане, продолжали выполнение своих задач совмещая их с поддержкой внешнеполитических акций.
В начале апреля 1972 г. БПК «Способный» осуществил визит в индийский порт Бомбей, посещение порта совпало с посещением Индии Главнокомандующего ВМФ СССР адмиралом С.Г. Горшковым. 2 апреля по приглашению начальника штаба ВМС Республики Индия адмирала С.М.Нанда в Дели прилетел главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков.
11-16 апреля 1972 г. в Умм-Каср (Ирак) с официальным дружественным визитом пришел отряд кораблей, в нем был и ЭМ «Возбужденный». Визит был приурочен к посещению Ирака председателем Совета министров СССР А.Н.Косыгина. Корабли посетил командующий ВМС Ирака, иракские представители.
В период с 28 апреля до 2 мая 1972 г. два БПК «Строгий» и «Способный» выполнили дружественный визит в порт Коломбо, синхронизировав его с посещением Шли-Ланки командующим ТОФ адмиралом Н.И.Смирновым.
В апреле 1972 г. произошла смена очередного отряда кораблей действующего в Индийском океане, корабли находившиеся там с декабря 1971 г. и которыми командовал командир 10 оперативной эскадры ТОФ контр-адмирал Владимир Сергеевич Кругляков, начали возвращение домой. Они кстати были задействованы в силовой демонстрации ТОФ в Южно-Китайском море в начале мая 1972 г. в связи с минированием США вьетнамских портов.
В июне в Индийский океан для несения службы прибыл эсминец «Вызывающий» бортовой 408.
Корабли продолжали демонстрировать флаг, в том числе: 18-22 мая 1972 г. два российских военных корабля посетили Бендер-Аббас, в конце июня эсминец «Вызывающий» посетил Коломбо (Шри-Ланка).
В июле 1972 г. из Севастополя в поход ушел ЭОС пр. 850 «Семен Челюскин» (капитан 3 ранга Максимов Юрий Александрович, командовал с февраля 1972 г. по апрель 1973 г.), на борту был штаб 8-й эскадры, во главе с командиром эскадры адмиралом А.А.Трофимовым. На БС ЭОС закончил в марте 1973 г.
С 10 по 13 июля 1972 г. отряд кораблей под командованием контр-адмирала А.А. Трофимова в составе БПК «Способный», эсминца «Вызывающий» и танкера «Ижора» посетили с визитом Порт-Луи (Маврикий).
В июле в Индийский океан для несения службы прибыл МТЩ пр.264А бортовой 332.
В июле (28 июля уже там) два советских военных судна ЭОС «Семен Дежнев» и второе обозначенное как «Darya» нанесли визит в кенийский порт Момбаса. Возглавлявший визит капитан Михайлович (Mikhaylovich) на встрече с мэром заявил что он восхищен гаванью. Как сказал командир отряда, вскоре корабли покинут Индийский океан направляясь домой.
12 августа два МТЩ пр.254 (по классификации НАТО – Т-43) «МТ-57» (к-3р. Виктор Долгов) и «МТ-750» (к-3р. Юрий Юганов) имевшие бортовые номера 326 и 314, прибыли в Индийский океан, сразу по прибытии они были направлены в Читтагонг (Бангладеш) для контрольного траления.
В сентябре 1972 г. в Индийский океан прибыл отряд кораблей совершающий межфлотский переход с Балтики на ТОФ вокруг Африки с несением БС в Индийском океане. Это были БДК пр.1171 «Александр Торцев» (бортовой 558), ДПЛ пр. 641 «Б-427» (бортовой 057, А.Н.Донцов) и плавмастерская пр.304 «ПМ-156» (к-3р. А.С.Матеров). На борту БДК находились морские пехотинцы ТОФ. В мае 1972 г. 1 рота морской пехоты, усиленная взводом плавающих танков 150 танкового полка 55 дивизии морской пехоты и другими подразделениями, со стрелковым оружием, но без техники, самолетами военно-транспортной авиации была переброшена с авиабазы ТОФ Хороль в город Калининград. В городе Балтийск ротная десантная группа (командир десанта – майор Борисенко Б.И., начальник штаба – капитан Канищев Н.И., командир роты морской пехоты – ст.лейтенант Попов М.А.) получила бронетранспортеры и плавающие танки. В городе Лиепая десант погрузился на вышедший из постройки большой десантный корабль проекта 1171 «Александр Торцев» и убыл на боевую службу. Были совершены деловые заходы в порты Экваториальной Гвинеи, Сомали, НДРЙ и Ирака. 16 февраля 1973 года корабль с десантом прибыл в главную военно-морскую базу ТОФ Владивосток. Подводная лодка «Б-427» в ходе БС трижды заходила в порт Бербера (Сомали) там встретили Новый 1973 Год, прибыла во Владивосток в середине февраля 1973 г. вместе с БДК. А плавмастерская в октябре 1972 г. направлена в Читтагонг (Бангладеш) для участия в операции по судоподьему и находилась там до июня 1974 г. После чего была направлена в Хургаду и с июля по октябрь 1974 г. участвовала в операции разминирования Суэцкого залива.
В ноябре 1972 г. произошла очередная смена кораблей, на БС прибыли крейсер пр.68бис «Адмирал Сенявин» (бортовой 052, к-2р. В.П.Затула) и эсминец «Скрытный» (бортовой 447, к-2р. Маслянинов), под общим командованием командира 10 оперативной эскадры ТОФ контр-адмирала Владимира Сергеевича Круглякова, командиром штаба был капитан 2 ранга Матвеевский.
Два советских морских тральщика пр.254 (по классификации НАТО – Т-43) «МТ-57» (к-3р. Виктор Долгов) и «МТ-750» (к-3р. Юрий Юганов) имевшие бортовые номера 326 и 314, но кто какой не знаю, в ноябре 1972 г. покинули Читтагонг, но еще находились в Индийском океане на БС, 325 до 27 апреля, а 314 до 4 июня.
В декабре 1972 г. боевую службу в Индийском океане начал ПСК пр.596П «Ямал», он был там по август 1973 г.
Литература.
· «БОЕВЫЕ СЛУЖБЫ 390 ПОЛКА И 55 ДИВИЗИИ МП» с сайта <http://mptaifun.ucoz.org/blog/boevye_sluzhby_390_polka_i_55_divizii_mp/2015-06-21-60>
· Гришанов В.М. «Все океаны рядом». Москва. Воениздат. 1984 г.
· Кареев Владимир «Экспедиции особого назначения (ЭОН-12) 1972-1974 гг. Бенгальский залив» «Океанография» 12.09.2007г. с сайта <http://www.morvesti.ru/slog/mvr-arj/2007/8/10.asp>
· Касатонов И.В. «Флот вышел в океан». М. «Андреевский флаг» 1996 г.
· Кожурин В.П., Молчанов В.А. «Фарватер снова чист» СПб, «Гангут» 2014 г.
· Кругляков В.С. «Если это американский самолет, пусть адмирал его собьет» Журнал «Тайфун» № 6 2000 г. стр25-30.
· Лобков Константин «Эскадра молодости нашей» «Красная звезда» 16.07.2011 г.
· Мальцев А. «Приморская флотилия подсекала мины даже в Бангладеш» «Владивосток» 23.07.1999 г.
· Сафиев Н. «На фарватере Читтагонга» Журнал «Вокруг света» 1973 г. № 12
· «Таблица выходов на боевую службу по данным исторических журналов 22 дивизии МДС и Полка морской пехоты ТОФ»
· Чернявский Александр «Экспедиция особого назначения» «Тихоокеанская звезда» 03.02.2013 г. с сайта <http://www.toz.khv.ru/newspaper/iz_istorii_sovremennosti/ekspeditsiya_osobogo_naznacheniya>
· Allen Marvin Stout «THE SOVIET NAVAL INDIAN OCEAN SQUADRON RAISOM D ETRE: ACTION OR REACTION?» September 1983
· «Australia and the Indian Ocean region: report from the Senate Standing Committee on Foreign Affairs and Defence» The Commonwealth Govt. Printer, 1977
·
Charles
C. Petersen «THE SOVIET PORT-CLEARING OPERATION IN BANGLADESH, MARCH
1972-DECEMBER 1973» June 1974
·
DEREK
VERRALL «THE DEVELOPMENT OF THE SOVIET NAVY SINCE WORLD WAR II» Canberra May,
1977
·
Heidi
S. Phillips «HOST PRESS COVERAGE OF SOVIET NAVAL VISITS TO ISLAMIC COUNTRIES,
1968 - 73» June 1976
· С сайта <http://3tankista.ru/istoricheskaya-spravka/istoriya-150-tp-55-dmp>
· С сайта <http://pm-156.narod.ru/History.html>
· С сайта <http://www.47br-ovra.com/bt-277-pr-257dm>
Розин Александр.