Розин Александр.
8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.
Хроника боевой службы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
4. Корабли космической программы начинают работу в Индийском океане.
Успешный пуск 21
августа 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) показал, что
головная ее часть опустилась в заданном районе полуострова Камчатка, на востоке
страны, на краю земли. А дальше был океан. После пуска стало очевидно, что
последние ступени ракеты могут приводняться в акватории Тихого океана. Вот
тогда Сергей Павлович Королев предложил специалистам НИИ-4 разработать методы и
средства слежения за головными частями ракет на надводном участке траектории
для определения времени и координат их приводнения. В 1960 г. была создана
Атлантическая группа плавучих (корабельных) измерительных пунктов.
Первоначально группа состояла из кораблей Черноморского пароходства «Краснодар»,
«Ильичевск» и корабля Балтийского пароходства «Долинск». Эти суда, находясь в
Атлантике, на трассе спуска космического корабля "Восток",
зафиксировали и передали в Центр время включения и выключения тормозного
двигателя корабля и телеметрию о работе бортовой системы и самочувствии
космонавта Юрия Гагарина. В 1962 г. в связи с "лунной" и другими
программами изучения дальнего космоса, запусками новых пилотируемых космических
кораблей в строй вступило еще одно судно – танкер «Аксай». Суда несли
непрерывную вахту до 1965 г., обеспечивая запуски пилотируемых космических
кораблей и автоматических межпланетных станций. В 1965 – 1966
гг. корабли «Краснодар» и «Ильичевск» были заменены судами «Бежица»
и «Ристна». Командирами судов назначались офицеры В. Бонах,
Ю. Дулин, В. Журин, А. Минкин,
Г. Самохин, В. Феоктистов, А. Щеглов, В. Никифоров, А. Косыгин, С. Масенков, А. Масленников, С. Прусаков. После первых удачных
работ в море С.П. Королев принял решение о создании "космического
флота", который обеспечивал бы выполнение задач космическими аппаратами.
На протяжении 20 лет им командовал капитан 1 ранга В.Г. Безбородов. Как сегодня
вспоминает Виталий Георгиевич, история создания первых кораблей была окутана
тайной: они ходили в море под флагами торговых судов. Хотя реально
потенциальный противник знал, чем на самом деле занимаются эти корабли, поэтому
их маршруты иногда отслеживали с воздуха. 25 ноября 1966 г. было принято
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об увеличении количества судов плавучего радиотелеметрического комплекса Министерства
обороны СССР".
В середине 60-х годов советские ученые
приступили к новому этапу изучения космического пространства - исследованию
Луны. В 1964 г. ЦК КПСС принял закрытое постановление,
в котором говорилось об облете Луны и высадке космонавта на ее поверхность. В
нем перечислялось, какие задачи возлагаются на Министерства обороны, Морского
флота и другие министерства и ведомства. В 1965 г. был разработан новый
космический аппарат «7К-Л1» серии «Зонд», предназначенный для отработки техники
полетов к Луне с возвращением на Землю. Для их посадки были выбраны основной и
запасные районы, один из которых располагался на акватории Индийского океана.
Дело это было затратное. ЦНИИ-30 выполнил
научно-исследовательскую работу «Эллипс», согласно рекомендациям
которой ВВС и ВМФ должны создать службу поиска космических кораблей на суше и в
Индийском океане общей стоимостью около 800 миллионов рублей. К примеру 16 января 1968 г. в докладе контр-адмирала Борисова
о средствах поиска ВМФ в водах Индийского океана, говорилось, что для надежного
обнаружения и эвакуации космических кораблей, приводняющихся в полосе 6000 на
100 километров (от Антарктиды до Индии), требуется, как минимум, 20 океанских
судов с вертолетами и 10 самолетов типа Ан-22 или Ту-95. Затраты на переоборудование
судов, самолетов, вертолетов, на строительство КП и развитие средств связи составят 600 миллионов рублей. К этой сумме надо
еще прибавить расходы на содержание средств поиска на суше и в акваториях
Тихого океана. Несмотря на важность работы, правительство потребовало сократить
расходы на службу поиска. В результате к середине 1968 г. пришли к компромиссу
сократить (при необходимости) испрашиваемые на службу поиска средства до 400
миллионов рублей и численность — до 7 тысяч человек. Значительное сокращение
средств и численности достигается заменой морских кораблей типа «Ленинский
комсомол» на более легкие суда, за счет оборудования трех судовых
коротковолновых пеленгаторов вместо девяти стационарных, за счет замены
ретрансляционных наземных станций самолетными ретрансляторами и других
мероприятий.
В апреле 1967 г. в соответствии с приказом
ГК ВМФ было сформировано нештатное управление специальной 8-й эскадры
поисково-спасательных кораблей для поиска и подъема космических объектов с
подчинением начальнику ПСС ВМФ и дислокацией в Лиепае. В него
вошли: от ТОФ - крейсер «Дмитрий Пожарский», экспедиционно-океанографические
суда «Федор Литке», «Алексей Чириков»; от БФ -
плавбаза «Виктор Котельников»; от Ленинградской ВМБ -
экспедиционно-океанографические суда «Василий Головнин», «Андрей Вилькицкий», «Семен Дежнев»; от ЧФ -
экспедиционно-океанографическое судно «Семен Челюскин».
Основные задачи 8-й эскадры: обеспечение
выполнения программы космических исследований Луны; поиск и подъем космических
объектов, приводнившихся в Индийском океане; тренировка космонавтов, а также
испытание новой космической и спасательной техники в Черном море.
Для обеспечения деятельности судов в районах
Мирового океана в состав эскадры включили
560-ю корабельную группу медицинской помощи, 36-ю гидрометеорологическую
службу.
Постановлением Совета Министров СССР в
состав сил эскадры были выделены от Балтийского морского пароходства 6
лесовозов проекта 596П и 2 от Черноморцев: «Апшерон» (до 1966 г. «Вагалес» БФ, с 1967 г. ЧФ), «Диксон» (до 1966 г. «Восток-3»
ЧФ), «Даурия» (до 1966 г. «Выборглес» БФ, с 1967 г.
ЧФ), «Донбасс» (до 1966 г. «Восток-4» БФ, с 1967 г. ЧФ), «Баскунчак» (до 1966
г. «Кириши» БФ, с 1967 г. ЧФ), «Севан» (ЧФ), «Тамань» (до 1968 г. «Суздаль» БФ,
с 1967 г. ЧФ), «Ямал» (бывшее «Тоснолес» ЧФ), от Министерства
Морского флота - танкер «Ханой» (в
дальнейшем переименован в «Ахтуба»).
Эти суда и корабли в период с марта по май
1967 г. прошли переоборудование на судоремонтных заводах страны. В результате
выполненных работ плавбаза «Виктор Котельников» и суда проекта 596 были
оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами
для их подъема, а также вертолетными площадками и комплексами для базирования
вертолетов Ка-25пс.
В июле 1967 г. эскадра была
передислоцирована в Севастополь и переподчинена командующему Черноморским
флотом. Первым командиром эскадры был назначен контр-адмирал Трифон
Григорьевич Катышев, начальником штаба капитан 1 ранга Александр Александрович
Трофимов, флагманским штурманом капитан 1 ранга Сергей Иванович Вагентов, флагманским связистом капитан 2 ранга Юрий
Прокопьевич Тихонов. В августе 1968 г. контр-адмирала Катышева сменил капитан 1
ранга Владимир Матвеевич Леоненков, возглавлявший
эскадру до 1970 г., после ухода контр-адмирала В.М.Леоненкова
на 5-ю оперативную эскадру в 1970 г. в командование вступил контр-адмирал Александр
Александрович Трофимов.
Летом 1967 г. с «космической задачей» в Индийский океан
вокруг Африки отправились из Кронштадта на боевую службу балтийские ЭОС «Андрей Вилькицкий»,
«Семен Дежнев», «Василий Головнин». Чуть позже из
Одессы отправился ЭОС «Семен Челюскин», а 25 сентября 1967 г. из
Севастополя в Индийский океан вокруг
Африки отбыла плавбаза (ПБПЛ) пр.310
«Виктор Котельников» (к-2р. А.Бурыкин). На ней для обеспечения
выполнения правительственной программы по теме «Эллипс» следовали шесть экипажей вертолётов Ка-25ПН (поиска и
наблюдения) Очаковского полка с экипажами - В.Кондаурова, А.Романова, Б.Котова,
В.Левадного, К.Донцова, Д.Чайки. Вертолёты до предела
облегчили, установили УКВ радиокомпасы и сиденья для двух водолазов. Их
предполагалось использовать для поиска космического спускаемого аппарата (СА) в
случае его нерасчётного приводнения в океане. Для этого по трассе
предполагаемого снижения СА развертывались корабли с вертолётами. Им ставилась
задача выйти на СА, используя УКВ радиокомпас, а водолазы должны были подвести
под него надуваемый тор.
Помимо вышедших с Балтики и Черного моря кораблей, были задействованы и тихоокеанские корабли, из Владивостока вышли «Федор Литке» и «Алексей Чириков».
26 октября ПБПЛ «Виктор Котельников» обогнув мыс
Доброй Надежды вышел в Индийский океан. 29-30 октября он заправился у танкера
«Ханой», а после этого направился в иностранный порт. 4-6 ноября плавбаза
выполнила заход в Порт-Луи на о.Маврикий. В декабре
плавбаза отправилась в обратный путь, старт корабля 7К-Л1 (№5) 22 ноября опять
пошел не так как надо.
Валентин Витальевич Лебедев, дважды Герой
Советского Союза, летчик-космонавт СССР вспоминал: «… в 1967 г. начались
пуски кораблей «Л-1» по Лунной программе. Меня, молодого инженера, назначили
техническим специалистом в 8-ю поисковую эскадру, которая выходила на дежурство
в Индийский океан, в район аварийной посадки этих кораблей. В открытой печати
их называли «Зондами». Меня одели во флотскую форму младшего лейтенанта и
включили в состав команды флагманского корабля «Виктор Котельников». Командиром
был капитан второго ранга А.Бурыкин. Тогда только
создавалась поисковая служба в ВМФ, и мы отрабатывали все этапы поиска и
эвакуации космических кораблей в океане. Для этого надо было
досконально знать и уметь работать с такими системами, как энергопитание
корабля, чтобы его обесточить; автономного подрыва, которыми тогда снаряжались
все беспилотные корабли; с радиотехническими средствами, а также работать с
системой управления спуском по сливу остатков перекиси, разряжать гамма-лучевой высотомер, двигатели мягкой посадки и
проводить различные демонтажные работы с аппаратурой внутри корабля.
В составе эскадры я проработал с
22 сентября 1967 г. по 14 января 1968 г. В океане мы встречали военные корабли
США, которые проходили из Вьетнама на отдых в Порт-Луи на острове Маврикий.
Американцы с уважением относились к нам, приветствовали, матросы дружелюбно
махали нам руками. Тогда мы очень гордились своей Родиной и чувствовали
принадлежность к великой, могучей державе.»
В феврале 1968 г. обогнув Африку «Виктор
Котельников» возвратился в Севастополь с вертолетчиками, которые увлеченно
рассказывали о дальних странах, морях, пережитом и особенно поразившем их
воображение острове Маврикий.
После ухода плавбазы «Виктор Котельников», ЭОС продолжили работу без него, часть радистов с плавбазы была размещена на судах для усиления. Но и они вскоре направились домой. При этом ЭОС «Федор Литке» 13-14 декабря 1967 г. выполнил заход в порт Коломбо (Цейлон, ныне Шри-Ланка), 18 декабря прошли Малайским проливом и 29 декабря прибыли во Владивосток.
Литература.
Розин Александр.