Розин Александр.
8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.
Хроника боевой службы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
25. БС 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ.
Огромная благодарность Николаю Логинову рассказавшему
о службе 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ.
Весной 1973 г. было решено направить на
боевую службу в Индийский океан экспериментальную 1-ю смешанную бригаду ТОФ, под единым
командованием предстояло действовать различным классам кораблей, эсминцам,
сторожевикам, тральщикам, десантным кораблям, подводным лодкам и
вспомогательным судам. От прочих экспериментальная бригада отличалась еще и
сроком, на который корабли отправлялись корабли - 12 месяцев в Индийском
океане, а с учетом времени перехода - 13 месяцев. Командиром 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ
был назначен капитан 1 ранга Асеев Владислав Петрович, начальник штаба капитан
1ранга Ф.Ф.Хасанов, начальник политотдела капитан 1 ранга Х.Г.Мензулов.
Обязанности начальника разведки бригады, офицера связи и переводчика (нештатно) было возложено на помощника начальника 4-й группы
(обработки данных радиоэлектронной разведки) 128 центра РЭР разведки флота
Карева Владимира Анисимовича.
28 апреля 1973 г.
флагманский корабль смешанной бригады «БДК-66» (бортовой 342, потом 344,
к-2р. В.А.Поздняков) имея на борту штаб бригады
во главе с командиром, вышел из своей базы в бухте Новик (о.Русский,
Владивосток). На борту десантного корабля также была размещена усиленная рота
морской пехоты - командир майор Осипенко, начштаба капитан Гуляев, замполит
капитан Сикорский, в его составе была 3
танковая рота, командир роты ст. л-т Костылев Г.П.,
командир взвода лейтенант Клементьев В.М., 30 человек
личного состава. Помимо этого на корабле разместили роту
водолазов и полроты матросов с буквой М на боевом номере, этих всех высадили в Читтагонге.
Почти одновременно с
БДК из своих баз вышли остальные корабли смешанной бригады - 25 апреля эсминец
пр.56 «Дальневосточный комсомолец» (бортовой
450, к-3р. Н.И.Малинка), 29 апреля МТЩ пр.264А «Т-9» с 1975 г. «Приморский
комсомолец» (бортовой 349, к-3р. Г.Ф.Устименко,
старший в походе командир 146 дивизиона тральщиков 47 БР ОВР Яков Малый) и
другие.
Перед Корейским
проливом все корабли собрались, флагманский «БДК-66», эсминец «Дальневосточный комсомолец», СКР пр.159
«СКР-141» (бортовой 803, к-3р. А.П.Белокуров), одна подводная лодка пр.641 «Б-143» (к-2р. Р.И.Писарский),
два тральщика пр.264А (один из них «Т-9» с бортовым 349, а второй с бортовым 300), и танкер «Алейск». В проливной зоне за нашими кораблями
следовал южнокорейский фрегат.
В Филиппинском море от военного танкера «Владимир Колечицкий» который возвращался во
Владивосток взяли топливо. БДК взял на буксир «Приморский комсомолец» чтоб тот
сэкономил моторесурс, но при заводке
буксирного троса тот порвался и покалечил на БДК боцмана мичмана Горбунова и
матроса Никитина. Боцман отлежался в течение месяца на корабле, а матроса
отправили на «Колечицком» во Владивосток. После
прохода Сингапура отряд стал опекать фрегат ВМС США «Brumby»
(FF-1044), он так все 14 месяцев и
следовал за кораблями бригады с небольшими перерывами.
Пройдя Малаккским проливом корабли бригады
вошли в Индийский океан, направились в Бенгальский залив, там
в Читтагонге с
«БДК-66» высадили водолазов и медиков. После направились в
Берберу (Сомали) и уже после захода туда корабли
разошлись по своим планам, после выполнения поставленных задач вновь
соединялись.
К примеру «БДК-66» перевозил из Адена боевые
подразделению Южного Йемена с пушками и танками на остров Сокотра
для замены гарнизона, обратно в Аден перевезли бывшие на острове части. Летом
1973 г. на БДК сменили бортовой номер, о подобном «маневре» стало мне известено впервые, что бы в ходе боевой службы изменяли
номер. Тем не менее, «БДК-66» вышел в поход с бортовым номером 342, а уже в ходе БС переделали на 344.
В июле 1973г. «БДК-66» с новым бортовым
номером 344 из Адена в Мукалла за три рейса
перебросил три танковых роты (30 танков Т-34) к границе с Оманом. Там впервые в
истории Аравии было осуществлено их десантирование, а затем и 400-километровый
марш в Тамуд. Т-34 десантировались на необорудованное
побережье, не обошлось без накладок, первый танк нахлебался
воды и его на берег пришлось вытаскивать с помощью морпеховского
плавающего транспортера ПТС, с остальными все прошло гладко. Танковые
подразделения значительно усилили дислоцированную там пехотную бригаду и в
целом - оборону нефтеносных районов Тамуда.
Естественно подобную операцию западные
авторы не могли обойти вниманием. Но они ей придали иную окраску, в частности они сообщал, летом
1973 г. советский десантный корабль класса Alligator осуществил переброску
ряда подразделений армии Южного Йемена из Адена в восточную часть страны в
районы, пограничные с Оманом, с целью поддержки действий повстанцев в провинции
Дофар (Dhofar). В исследовании Shulsky A.N., Dismukes B., Petersen Ch.C., Kelly A.C. «Coercive naval diplomacy, 1967-1974» 1979 г. авторы
отмечали: «Эти перевозки обеспечивала почти вся советская Индийская эскадра,
перешедшая в Аденский залив», при этом авторы обращали внимание на то, что «эти действия не
получили широкой огласки».
В августе 1973 г. буксиры «Старательный» и «Диомид» доставили в Аден (НДРЙ) два средних десантных
корабля пр.770МА (классификация НАТО - Polnochny) «СДК-44» бортовой 395 и «СДК-45» бортовой 396, из
состава ТОФ для передачи ВМС НДРЙ. Там они получили бортовые номера 136 и 138.
17 августа 1973 г.
советское НИС «Дмитрий Менделеев» прибыл в
кенийский порт Момбаса для пополнения запасов топлива и отдыха 159 человек
находящихся на борту. Это сугубо гражданское судно Института океанологии им. П.П. Ширшова
Российской Академии Наук как и ему подобные
приравнивались западными журналистами к военным. Выйдя 27 июня из Владивостока
в 10-й рейс (начальник экспедиции В.И.
Войтов) направилось в Индийский океан где исследовались
оптические характеристики вод, их рассеивающие и поглощающие свойства,
зависящие от наличия взвеси и растворенной органики. Впервые определены наклоны
короткопериодных внутренних волн. Сделав
промежуточную остановку в порту Freemantle в Западной Австралии оно продолжило путь по 21 широте
до Маскаренских островов а потом в южном направлении
до Момбасы. Весь рейс должен занять 105 дней и должен закончится
через Сейшельские острова, Коломбо и Сингапур.
6 октября 1973 г. началась очередная
арабо-израильская война. Египетские войска форсировали Суэцкий канал и прорвали
оборонительные укрепления израильтян на Синайском
полуострове. С самого начала главной задачей ВМС Египта на Красном море было
блокирование перевозок в израильский порт Эйлат, куда
до начала боевых действий поступала основная часть ввозимой в Израиль нефти из
Ирана. Уже в начале августа 1973 г. египетские эсминцы «Suez»
и «Al Zaffer» под общим
командованием коммодора Мустафы Кемаля Мансура перешли в Аден, и уже в 14.00 6 октября они вышли в
море с целью блокады Баб-эль-Мандебского пролива. Эсминцы, сменяясь, несли
патрульную службу в проливе вплоть до окончания конфликта, останавливая и
досматривая проходящие суда, причем в ряде случаев действовали весьма
агрессивно (так, в частности, одним из эсминцев было обстреляно американское
торговое судно «La Salle»).
Для обеспечения базирования кораблей в районе, удаленном на 1000 миль от Суэца,
египтянами было привлечено несколько гражданских судов.
Также в Баб-эль-Мандебском проливе
заблаговременно еще до начала боевых действий были развернуты обе находящиеся в
Красном море египетские подводные лодки, которые в качестве передовой базы
использовали Порт-Судан. Египетским кораблям помогало десантное судно ВМС Южного Йемена, весь флот этой страны состоял
из двух противолодочных судов, двух минных тральщиков и трех десантных
судов.
В первую ночь войны (с 6 на 7 октября) через
блокадный дозор проскочил шедший из Персидского залива израильский танкер «Samson». На входе в Красное море он был безуспешно атакован
одной из египетских подводных лодок, выпустившей две или три торпеды, ни одна
из которых не попала в цель. «Samson» благополучно
прибыл в Эйлат.
После этого контроль был усилен. Египтяне
остановили 200 судов в Баб-эль-Мандебском проливе и только четырем позволили
пройти в порты Судана или Йемена. Из Израиля в обратном направлении прошло одно
судно - японский фрахтовщик «Kuo Maro», которому позволили пройти через блокаду, другие тринадцать судов
предпочли отстояться до конца войны, так как
Израиль полностью отказался до окончания боевых действий от судоходства
в свои красноморские порты, целиком
переориентировавшись на порты Средиземного моря. В силу этого за весь период
блокады египетские корабли так и не смогли задержать или потопить ни одно
вражеское судно, хотя сами по себе блокадные действия, бесспорно, достигли
поставленной цели.
Москитный флот ВМС Египта - ракетные и
торпедные катера, вел себя крайне пассивно, инициативу в действиях у берегов Синайского полуострова полностью перехватили катера ВМС
Израиля - пять быстроходных сторожевых катеров типа Dabur,
вооруженных лишь 20-мм автоматами и 12,7-мм пулеметами.
После 16 октября прорыв израильских войск на
западный берег Суэцкого канала и надвигающаяся катастрофа 3-й египетской
полевой армии открывали возможность практической реанимации планов высадки
израильских частей к югу от Суэца, но их реализация была остановлена 25 октября
перемирием.
К этому времени
советская смешанная бригада в Индийском океане состояла из двадцать одного
судна, включая семь боевых кораблей -
эсминец «Дальневосточный комсомолец», дизельную торпедную подводную лодку
пр.641 «Б-143», два СКР пр. 159 «СКР-128» и «СКР-141», двух тральщиков пр.264А (в том числе «Т-9»), одного десантного судна
«БДК-66», 6 вспомогательных судов и 8 судов задействованных в судоподьемных работах в Бангладеш.
Советские корабли никакого участия в
конфликте не принимали. Более того в это время наиболее боеспособная часть из
них была далеко от Красного моря. 8-14 октября 1973 г. отряд кораблей
под командованием капитана 1 ранга Асеева, в составе эсминца
«Дальневосточный комсомолец» и СКР «СКР-141» посетили с визитом порт Коломбо (Шри-Ланка). При этом «СКР-141»
демонстрировался руководству Шри-Ланки, так как они собирались приобрести новые
корабли для своего флота. А 18-24 октября ЭМ «Дальневосточный комсомолец» нанес
визит в Мадрас. (Индия).
Во время кризиса американские военно-морские
силы в Индийском океане насчитывали три боевых корабля - флагманский корабль «La Salle» (AGF-3) (переделанный
десантный транспорт док), ракетный эсминец «Charles F.Adams» DDG 2 и фрегат «McCandless»
DE 1084, кораблями командовал адмирал Hanks. С 15 октября
по 15 ноября 1973 г. эсминец «CHARLES F. ADAMS» (DDC-21) выполнял задание
командования в Красном море и Аденском заливе. За
отлично выполненную работу экипаж был удостоен благодарности от министра ВМС.
24 октября американское грузовое судно «La Salle» плавающее под
либерийским флагом и шедшее из порта Джидда
(Саудовская Аравия) в Джибути, радировало что в
Баб-эль-Мандебском проливе египетский эсминец, осуществлявший блокадные
действия произвел несколько выстрелов для его остановки. После этого судно возвратилось в эфиопский порт Массауа. В это время эсминец «CHARLES F. ADAMS» был во французском порту Джибути, на Красном
море, и когда после получения сообщения об инциденте он хотел покинуть порт,
отправившись на помощь судну, французские власти предотвратили его отъезд из
порта и тем самым возможное столкновение между американским и египетским
флотами.
После этого инцидента и
после объявления американским руководством повышенной боевой готовности
третьего уровня, начальник штаба ВМС США адмирал Э. Зомуолт
рекомендовал 25 октября переместить в Индийский океан из состава 7-го флота
авианосную группу. 29 октября, как часть американских действий, чтобы увеличить
ее готовность для военных операций на Ближнем Востоке, авианосец «Hancock» CVA-19 в сопровождении 5
кораблей, четырех боевых - ракетный эсминец «Lynde McCormick» DDG-8, ракетный фрегат «Preble» DLG-15, фрегаты «Bagley» DE-1069, «Gray» DE-1054 и танкера «Kawishiwi» AO-14 пройдя через Малаккский пролив вошли в
Индийский океан. Как было заявлено, АУГ направлялась в район
Персидского залива, и ее развертывание как первоначально сообщалось было
ответом на советское наращивание в Средиземном море. В виду смехотворности
этого аргумента, позже от этой причины отреклись и объявили направление
кораблей обычной демонстрацией флага.
Когда авианосная
группа вошла в Индийский океан большая часть советского отряда была
задействована в отслеживании его деятельности. В этом участвовали – эсминец «Дальневосточный комсомолец», БДК, два
танкера, один тральщик и подводная лодка пр.641. Так 9 ноября эсминец «Дальневосточный
комсомолец» находился в 6 милях от авианосца «Hancock». Оба советских сторожевых корабля занимались своими задачами,
один у Мальдивских островов, второй у о.Сокотра.
Помимо американской АУГ в регионе находились
и другие корабли стран НАТО, Франции, Великобритании, Голландии. Голландские
суда провели военно-морские учения с отрядом британских кораблей - крейсером
вертолетоносцем «Tiger» C-20, противолодочным фрегатом «Rhyl» F-129, атомной субмариной «Dreadnought» S-101 и кораблем обеспечения «Regent». После чего англичане 5-9 ноября нанесли визит в Порт-Луи (Маврикий). Британский адмирал на
пресс конференции 6 ноября заявил, что этот визит не имеет никакого отношения к
советским судам ни к действиям американского авианосца.
Ответом на развертывание американской АУГ,
стало появление в Индийском океане советской корабельной группы в составе
крейсера пр.58 бис «Адмирал Сенявин» и БПК пр.61 «Способный», 2 торпедных ПЛ класса «Фокстрот» и ПЛАРК класса «Эхо-2» в дополнение к
уже находившимся там эсминцу, 2 СКР, 1 десантному кораблю, 2 тральщикам, 1
дизельной подводной лодки и 10 вспомогательным кораблям.
12 ноября крейсер
«Адмирал Сенявин» (бортовой 832, к-2р. В.П.Затула), БПК пр.61 «Способный» (бортовой 109, к-3р. А.А.Колесников)
и танкер «Черновцы» прошли Малаккским проливом, но оставались в
восточной части Индийского океана вместо того, чтобы присоединиться к АУГ во
главе с «Hancock» в Аравийском море.
Развертывание крейсера «Адмирал Сенявин» у
западных авторов связывалось с противодействием деятельности американской
авианосной группировки во главе с
авианосцем «Hancock», у нас же он считался учебным, так как на нем проходили практику
курсанты двух военно-морских училищ. В сентябре - декабре 1973 г. курсанты
четвертого курса штурманского факультета КВВМУ вместе со своими соучениками по
ТОВВМУ им. С. О. Макарова, которыми руководил капитан 1 ранга П.П.Янчарук, приняли участие в большом морском походе по
Индийскому океану. Первая часть плавания проходила на борту плавбазы «Бахмут» по маршруту Владивосток - Индийский океан -
архипелаг Чагос. Вторая часть - на борту крейсера
«Адмирал Сенявин» по маршруту архипелаг Чагос - Порт-
Луи - Фортюн - Аден - Бомбей - Малаккский и
Сингапурский проливы - Владивосток. Более четырех месяцев длился поход, который
образно назвали морским семестром, ставший для курсантов настоящей школой
плаванья: они прошли 32.000 миль, физически окрепли, закалились, лучше познали
море. А главное - получили хорошую штурманскую подготовку, ознакомились с
навигационно-гидрографическими особенностями центральной части Индийского
океана, Аденского залива, Аравийского и Лаккадивского морей,
провели отличную астрономическую практику.
Реально
для противодействия американским кораблям были направлены подводные
лодки. Детали последующего развертывания субмарин скудны,
насколько известно 30 ноября 1973 г. в
Индийский океан прибыли две дизельные подлодки пр.641 (класс Foxtrot) в том числе «Б-427» (бортовой 874) и 1 декабря одна
ПЛАРК пр.675 (класс Echo)
«К-116» с 273 экипажем под командованием
Г.Д.Агафонова, две недели находилась в порту Бербера (Сомали). ПЛАРК
вооруженная крылатыми ракетами вошла в
Индийский океан, сопровождаемая двумя вспомогательными судами.
После этого смешанная бригада имела в своем
составе - один артиллерийский крейсер «Адмирал Сенявин», БПК «Способный», два
СКР, три ДПЛ пр.641 и одну ПЛАРК пр.675 до конца февраля 1974 г. когда один БПК
«Способный», одна подлодка пр.641 и
ПЛАРК покинули Индийский океан.
Как сказано выше американский авианосец в
основном находился в Аравийском море у входа в Персидский залив, но корабли его
сопровождавшие действовали и в районе Африканского Рога, так 29 ноября ракетный
эсминец «Lynde McCormick» DDG-8 и фрегат «Bagley» DE-1069 пройдя транзитом
Баб-эль-Мандебский пролив вошли в Красное море и прибыли с визитом в порт Массауа (Эфиопия) где и находились несколько дней, пока 4
декабря не вернулись в Аденский залив, так как
деятельность АУГ в Индийском океане завершалась. Авианосец «Hancock» CVA-19 с кораблями
сопровождения, проведя в Индийском океане 41 сутки, 8 декабря покинул регион.
Но до того как «Hancock» ушел отсюда, туда 1
декабря прибыл новый отряд кораблей - авианосная группа- авианосец «Oriskany» CVA-34 с четырьмя кораблями охранения: ракетный эсминец «Buchanan» DDG-14, ракетный фрегат «England» DLG-22, фрегаты «H.E. Holt» DE-1074, «R.E. Peary» DE-1073 и многоцелевой транспорт снабжения «MARS» AFS-1. Помимо них в
регионе работали и другие корабли флота, так танкер «Ashtabula»
AO-51 в декабре 1973 г. снабжал
авианосцы «Hancock» и «Oriskany», и целый ряд других
кораблей, поход он завершил 5 января 1974 г.
4 декабря в
Аденском заливе советский сторожевой корабль
пр.159А (по классификации НАТО - Petya) прошел перед
танкером ВМС США «Ashtabula» (AO-51), а затем тренировал своих артиллеристов наводя на него оружие.
Американцы заявили протест, советский военно-морской атташе позже отклонил
жалобу.
Плавбаза «Бахмут»
6 декабря 1973 г. пересекла экватор на 83 градуса 10 минут восточной долготы.
8-10 декабря отряд советских кораблей нанес
визит в Басру (Ирак).
17-24 декабря с официальным дружественным визитом в
Порт-Луи (Маврикий) пришел отряд кораблей под командованием первого заместителя
командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом вице-адмирала Владимира
Петровича Маслова в составе КР «Адмирал Сенявин», ЭМ «Способный» и ПЛ пр.641 «Б-427» (бортовой номер 874). Визит был
результатом приглашения премьер-министра Сивизсагуру Рамгуламу во время его визита в Москву в сентябре 1973 г.
Кроме того Рамгуламу пригласил посетить страну и
министра обороны маршала Гречко, видимо этим объясняется высокое звание
руководителя визита.
С 17 по 24 декабря 1973 г. в Умм-Каср (Ирак) с официальным визитом находился
пришел отряд кораблей в составе ЭМ «Дальневосточный комсомолец», ПЛ и
транспорта, под командованием В.Асеева. Это второй советский визит в Ирак в
течение декабря.
Фактически с осени 1973 г. началось
непрерывное нахождение американских ударных групп в районе Индийского океана.
Созданные в 1948 г. ближневосточное оперативное соединение ВМС США с базой в Бахрейне (Персидский залив) имевшее в
составе, как правило до пяти кораблей (два эсминца,
десантное судно, корабль-транспорт и штабной корабль), как утверждали
американцы не относилось к силам действующим в Индийском океане. С марта 1964
г. корабли 7-го флота США стали время от времени заходить в воды Индийского
океана. С вынужденным уходом Англии из районов к «востоку от Суэца» Вашингтон
начал заполнять якобы образовавшийся в регионе «вакуум» собственными
вооруженными силами. Весной 1970 г. в Индийском океане были проведены крупные
военно-морские учения США.
Присутствие ВМС США в Индийском океане в 1968-1973 гг. (судо-дни)
Класс корабля |
1968 |
1969 |
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
Авианосцы |
6 |
0 |
5 |
6 |
23 |
80 |
Крейсеры, эсминцы, минные тральщики |
1382 |
1006 |
867 |
669 |
944 |
1312 |
Десантные корабли |
0 |
0 |
0 |
183 |
23 |
18 |
Вспомогательные корабли |
210 |
281 |
219 |
329 |
424 |
672 |
Торпедные катера и корабли охранения |
190 |
28 |
155 |
146 |
23 |
72 |
Ударные торпедные подводные лодки |
0 |
0 |
0 |
14 |
8 |
79 |
Всего |
1788 |
1315 |
1246 |
1347 |
1445 |
2233 |
Количество дней проведенных боевыми кораблями США и СССР в Индийском океане в 1968-1971 гг.
Страна/годы |
1968 |
1969 |
1970 |
1971 |
1972 |
1973 |
США |
1788 |
1315 |
1246 |
1347 |
1445 |
2233 |
СССР |
1760 |
3668 |
3579 |
3804 |
8840 |
9000 |
Если сравнивать время нахождение кораблей военно-морского флота США и СССР в Индийском океане, то по количественному фактору СССР превосходил США, но это кажущееся превосходство, так как советские силы, развернутые в регионе на 50-60 % состояли из вспомогательных кораблей флота обеспечивающих несение службы боевым кораблям. А период 1972-1973 гг. связан еще и с операцией по очистке портов Бангладеш, на которые пришлось более 60 % всех судо-дней. Кроме того на нахождение американских кораблей в Индийском океане влияло участие флота в войне во Вьетнаме. Тогдашний министр обороны США М. Лэйрд заявил, что «когда закончится вьетнамская война, то будет больше средств для более крупных операций в Индийском океане». Что и стало заметно в конце 1973 г.
Литература.
Розин Александр.