На Главную.

 

Розин Александр.

 

8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.

Хроника боевой службы.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32

 

 

25. БС 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ.

 

Огромная благодарность Николаю Логинову рассказавшему о службе 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ.

 

Весной 1973 г. было решено направить на боевую службу в Индийский океан экспериментальную  1-ю смешанную бригаду ТОФ, под единым командованием предстояло действовать различным классам кораблей, эсминцам, сторожевикам, тральщикам, десантным кораблям, подводным лодкам и вспомогательным судам. От прочих экспериментальная бригада отличалась еще и сроком, на который корабли отправлялись корабли - 12 месяцев в Индийском океане, а с учетом времени перехода - 13 месяцев.  Командиром 1-й смешанной бригады кораблей ТОФ был назначен капитан 1 ранга Асеев Владислав Петрович, начальник штаба капитан 1ранга Ф.Ф.Хасанов, начальник политотдела капитан 1 ранга Х.Г.Мензулов. Обязанности начальника разведки бригады, офицера связи и переводчика (нештатно) было возложено на помощника начальника 4-й группы (обработки данных радиоэлектронной разведки) 128 центра РЭР разведки флота Карева Владимира Анисимовича.

28 апреля 1973 г. флагманский корабль смешанной бригады «БДК-66» (бортовой 342, потом 344, к-2р. В.А.Поздняков) имея на борту штаб бригады во главе с командиром, вышел из своей базы в бухте Новик (оусский, Владивосток). На борту десантного корабля также была размещена усиленная рота морской пехоты - командир майор Осипенко, начштаба капитан Гуляев, замполит капитан Сикорский,  в его составе была 3 танковая рота, командир роты ст. л-т Костылев Г.П., командир взвода лейтенант Клементьев В.М., 30 человек личного состава. Помимо этого на корабле разместили роту водолазов и полроты матросов с буквой М на боевом номере, этих всех высадили в Читтагонге.

Почти одновременно с БДК из своих баз вышли остальные корабли смешанной бригады - 25 апреля эсминец пр.56  «Дальневосточный комсомолец» (бортовой 450, к-3р. Н.И.Малинка),  29 апреля МТЩ пр.264А «Т-9» с 1975 г. «Приморский комсомолец» (бортовой 349, к-3р. Г.Ф.Устименко, старший в походе командир 146 дивизиона тральщиков 47 БР ОВР Яков Малый) и другие.

Перед Корейским проливом все корабли собрались, флагманский «БДК-66», эсминец  «Дальневосточный комсомолец», СКР пр.159 «СКР-141» (бортовой 803, к-3р. А.П.Белокуров), одна подводная лодка пр.641 «Б-143» (к-2р. Р.И.Писарский), два тральщика пр.264А (один из них «Т-9» с бортовым 349, а второй с бортовым 300), и танкер «Алейск». В проливной зоне за нашими кораблями следовал южнокорейский фрегат.

В Филиппинском море от военного танкера  «Владимир Колечицкий» который возвращался во Владивосток взяли топливо. БДК взял на буксир «Приморский комсомолец» чтоб тот сэкономил моторесурс, но при заводке буксирного троса тот порвался и покалечил на БДК боцмана мичмана Горбунова и матроса Никитина. Боцман отлежался в течение месяца на корабле, а матроса отправили на «Колечицком» во Владивосток. После прохода Сингапура отряд стал опекать фрегат ВМС США «Brumby» (FF-1044), он так  все 14 месяцев и следовал за кораблями бригады с небольшими перерывами.

Пройдя Малаккским проливом корабли бригады вошли в Индийский океан, направились в Бенгальский залив, там в Читтагонге  с «БДК-66» высадили водолазов и медиков. После направились в Берберу (Сомали) и уже после захода туда корабли разошлись по своим планам, после выполнения поставленных задач вновь соединялись.

К примеру «БДК-66» перевозил из Адена боевые подразделению Южного Йемена с пушками и танками на остров Сокотра для замены гарнизона, обратно в Аден перевезли бывшие на острове части. Летом 1973 г. на БДК сменили бортовой номер, о подобном «маневре» стало мне известено впервые, что бы в ходе боевой службы изменяли номер. Тем не менее, «БДК-66» вышел в поход с бортовым номером  342, а уже в ходе БС переделали на 344.

В июле 1973г. «БДК-66» с новым бортовым номером 344 из Адена в Мукалла за три рейса перебросил три танковых роты (30 танков Т-34) к границе с Оманом. Там впервые в истории Аравии было осуществлено их десантирование, а затем и 400-километровый марш в Тамуд. Т-34 десантировались на необорудованное побережье, не обошлось без накладок, первый танк нахлебался воды и его на берег пришлось вытаскивать с помощью морпеховского плавающего транспортера ПТС, с остальными все прошло гладко. Танковые подразделения значительно усилили дислоцированную там пехотную бригаду и в целом - оборону нефтеносных районов Тамуда.

Естественно подобную операцию западные авторы не могли обойти вниманием. Но они ей придали  иную окраску, в частности они сообщал, летом 1973 г. советский десантный корабль класса Alligator осуществил переброску ряда подразделений армии Южного Йемена из Адена в восточную часть страны в районы, пограничные с Оманом, с целью поддержки действий повстанцев в провинции Дофар (Dhofar). В исследовании Shulsky A.N., Dismukes B., Petersen Ch.C., Kelly A.C. «Coercive naval diplomacy, 1967-1974» 1979 г. авторы  отмечали: «Эти перевозки обеспечивала почти вся советская Индийская эскадра, перешедшая в Аденский залив», при этом авторы обращали внимание на то, что «эти действия не получили широкой огласки».

В августе 1973 г. буксиры «Старательный» и «Диомид» доставили в Аден (НДРЙ) два средних десантных корабля пр.770МА (классификация НАТО - Polnochny) «СДК-44» бортовой 395 и «СДК-45» бортовой 396, из состава ТОФ для передачи ВМС НДРЙ. Там они получили бортовые номера 136 и 138.

17 августа 1973 г.  советское НИС «Дмитрий Менделеев» прибыл в кенийский порт Момбаса для пополнения запасов топлива и отдыха 159 человек находящихся на борту. Это сугубо гражданское судно Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской Академии Наук как и ему подобные приравнивались западными журналистами к военным. Выйдя 27 июня из Владивостока в 10-й рейс   (начальник экспедиции В.И. Войтов) направилось в Индийский океан где исследовались оптические характеристики вод, их рассеивающие и поглощающие свойства, зависящие от наличия взвеси и растворенной органики. Впервые определены наклоны короткопериодных внутренних волн. Сделав промежуточную остановку в порту Freemantle в Западной Австралии оно продолжило путь по 21 широте до Маскаренских островов а потом в южном направлении до Момбасы. Весь рейс должен занять 105 дней и должен закончится через Сейшельские острова, Коломбо и Сингапур.

 

6 октября 1973 г. началась очередная арабо-израильская война. Египетские войска форсировали Суэцкий канал и прорвали оборонительные укрепления израильтян на Синайском полуострове. С самого начала главной задачей ВМС Египта на Красном море было блокирование перевозок в израильский порт Эйлат, куда до начала боевых действий поступала основная часть ввозимой в Израиль нефти из Ирана. Уже в начале августа 1973 г. египетские эсминцы «Suez» и «Al Zaffer» под общим командованием коммодора Мустафы Кемаля Мансура перешли в Аден, и уже в 14.00 6 октября они вышли в море с целью блокады Баб-эль-Мандебского пролива. Эсминцы, сменяясь, несли патрульную службу в проливе вплоть до окончания конфликта, останавливая и досматривая проходящие суда, причем в ряде случаев действовали весьма агрессивно (так, в частности, одним из эсминцев было обстреляно американское торговое судно «La Salle»). Для обеспечения базирования кораблей в районе, удаленном на 1000 миль от Суэца, египтянами было привлечено несколько гражданских судов.

Также в Баб-эль-Мандебском проливе заблаговременно еще до начала боевых действий были развернуты обе находящиеся в Красном море египетские подводные лодки, которые в качестве передовой базы использовали Порт-Судан. Египетским кораблям помогало десантное судно ВМС  Южного Йемена, весь флот этой страны состоял из двух противолодочных судов, двух минных тральщиков и трех десантных судов. 

В первую ночь войны (с 6 на 7 октября) через блокадный дозор проскочил шедший из Персидского залива израильский танкер «Samson». На входе в Красное море он был безуспешно атакован одной из египетских подводных лодок, выпустившей две или три торпеды, ни одна из которых не попала в цель. «Samson» благополучно прибыл в Эйлат.

После этого контроль был усилен. Египтяне остановили 200 судов в Баб-эль-Мандебском проливе и только четырем позволили пройти в порты Судана или Йемена. Из Израиля в обратном направлении прошло одно судно -  японский фрахтовщик «Kuo Maro», которому позволили пройти через блокаду, другие тринадцать судов предпочли отстояться до конца войны, так как  Израиль полностью отказался до окончания боевых действий от судоходства в свои красноморские порты, целиком переориентировавшись на порты Средиземного моря. В силу этого за весь период блокады египетские корабли так и не смогли задержать или потопить ни одно вражеское судно, хотя сами по себе блокадные действия, бесспорно, достигли поставленной цели.

Москитный флот ВМС Египта - ракетные и торпедные катера, вел себя крайне пассивно, инициативу в действиях у берегов Синайского полуострова полностью перехватили катера ВМС Израиля - пять быстроходных сторожевых катеров типа Dabur, вооруженных лишь 20-мм автоматами и 12,7-мм пулеметами.

После 16 октября прорыв израильских войск на западный берег Суэцкого канала и надвигающаяся катастрофа 3-й египетской полевой армии открывали возможность практической реанимации планов высадки израильских частей к югу от Суэца, но их реализация была остановлена 25 октября перемирием.

К этому времени советская смешанная бригада в Индийском океане состояла из двадцать одного судна,  включая семь боевых кораблей - эсминец «Дальневосточный комсомолец», дизельную торпедную подводную лодку пр.641 «Б-143», два СКР пр. 159 «СКР-128» и «СКР-141», двух тральщиков пр.264А (в том числе «Т-9»), одного десантного судна «БДК-66», 6 вспомогательных судов и 8 судов задействованных в судоподьемных работах в Бангладеш.

Советские корабли никакого участия в конфликте не принимали. Более того в это время наиболее боеспособная часть из них была далеко от Красного моря. 8-14 октября 1973 г. отряд  кораблей  под командованием капитана 1 ранга Асеева, в составе эсминца «Дальневосточный комсомолец» и СКР «СКР-141» посетили с визитом порт  Коломбо (Шри-Ланка). При этом «СКР-141» демонстрировался руководству Шри-Ланки, так как они собирались приобрести новые корабли для своего флота. А 18-24 октября ЭМ «Дальневосточный комсомолец» нанес визит в Мадрас. (Индия).

Во время кризиса американские военно-морские силы в Индийском океане насчитывали три боевых корабля - флагманский корабль «La Salle» (AGF-3) (переделанный десантный транспорт  док), ракетный  эсминец «Charles F.Adams» DDG 2 и фрегат «McCandless» DE 1084, кораблями командовал адмирал  Hanks.  С 15 октября по 15 ноября 1973 г. эсминец «CHARLES F. ADAMS» (DDC-21) выполнял задание командования в Красном море и Аденском заливе. За отлично выполненную работу экипаж был удостоен благодарности от министра ВМС. 24 октября  американское грузовое судно «La Salle» плавающее под либерийским флагом и шедшее из порта Джидда (Саудовская Аравия) в Джибути, радировало что в Баб-эль-Мандебском проливе египетский эсминец, осуществлявший блокадные действия произвел несколько выстрелов для его остановки. После этого судно  возвратилось в эфиопский порт Массауа. В это время эсминец «CHARLES F. ADAMS»  был во французском порту Джибути, на Красном море, и когда после получения сообщения об инциденте он хотел покинуть порт, отправившись на помощь судну, французские власти предотвратили его отъезд из порта и тем самым возможное столкновение между американским и египетским флотами.

После этого инцидента и после объявления американским руководством повышенной боевой готовности третьего уровня, начальник штаба ВМС США адмирал Э. Зомуолт рекомендовал 25 октября переместить в Индийский океан из состава 7-го флота авианосную группу. 29 октября, как часть американских действий, чтобы увеличить ее готовность для военных операций на Ближнем Востоке, авианосец «Hancock» CVA-19 в сопровождении 5 кораблей, четырех боевых - ракетный эсминец «Lynde McCormick» DDG-8, ракетный фрегат «Preble» DLG-15, фрегаты «Bagley» DE-1069, «Gray» DE-1054 и танкера «Kawishiwi» AO-14 пройдя через Малаккский пролив вошли в Индийский океан. Как было заявлено, АУГ направлялась в район Персидского залива, и ее развертывание как первоначально сообщалось было ответом на советское наращивание в Средиземном море. В виду смехотворности этого аргумента, позже от этой причины отреклись и объявили направление кораблей обычной демонстрацией флага.

Когда авианосная группа вошла в Индийский океан большая часть советского отряда была задействована в отслеживании его деятельности. В этом участвовали – эсминец  «Дальневосточный комсомолец», БДК, два танкера, один тральщик и подводная лодка пр.641.  Так 9 ноября эсминец «Дальневосточный комсомолец» находился в 6 милях от авианосца «Hancock». Оба советских  сторожевых корабля занимались своими задачами, один у Мальдивских островов, второй у оокотра.

Помимо американской АУГ в регионе находились и другие корабли стран НАТО, Франции, Великобритании, Голландии. Голландские суда провели военно-морские учения с отрядом британских кораблей - крейсером вертолетоносцем «Tiger» C-20, противолодочным фрегатом «Rhyl» F-129, атомной субмариной «Dreadnought» S-101 и кораблем обеспечения «Regent». После чего англичане 5-9 ноября нанесли визит в Порт-Луи (Маврикий). Британский адмирал на пресс конференции 6 ноября заявил, что этот визит не имеет никакого отношения к советским судам ни к действиям американского авианосца.

Ответом на развертывание американской АУГ, стало появление в Индийском океане советской корабельной группы в составе крейсера пр.58 бис «Адмирал Сенявин» и БПК пр.61 «Способный», 2 торпедных ПЛ класса «Фокстрот» и ПЛАРК класса «Эхо-2» в дополнение к уже находившимся там эсминцу, 2 СКР, 1 десантному кораблю, 2 тральщикам, 1 дизельной подводной лодки и 10 вспомогательным кораблям.

12 ноября крейсер «Адмирал Сенявин» (бортовой 832, к-2р. В.П.Затула), БПК пр.61 «Способный» (бортовой 109, к-3р. А.А.Колесников) и танкер «Черновцы» прошли Малаккским проливом, но оставались в восточной части Индийского океана вместо того, чтобы присоединиться к АУГ во главе с «Hancock» в Аравийском море.

Развертывание крейсера «Адмирал Сенявин» у западных авторов связывалось с противодействием деятельности американской авианосной группировки во главе с  авианосцем «Hancock», у нас же он считался учебным, так как на нем проходили практику курсанты двух военно-морских училищ. В сентябре - декабре 1973 г. курсанты четвертого курса штурманского факультета КВВМУ вместе со своими соучениками по ТОВВМУ им. С. О. Макарова, которыми руководил капитан 1 ранга П.П.Янчарук, приняли участие в большом морском походе по Индийскому океану. Первая часть плавания проходила на борту плавбазы «Бахмут» по маршруту Владивосток - Индийский океан - архипелаг Чагос. Вторая часть - на борту крейсера «Адмирал Сенявин» по маршруту архипелаг Чагос - Порт- Луи - Фортюн - Аден - Бомбей - Малаккский и Сингапурский проливы - Владивосток. Более четырех месяцев длился поход, который образно назвали морским семестром, ставший для курсантов настоящей школой плаванья: они прошли 32.000 миль, физически окрепли, закалились, лучше познали море. А главное - получили хорошую штурманскую подготовку, ознакомились с навигационно-гидрографическими особенностями центральной части Индийского океана, Аденского залива, Аравийского и Лаккадивского морей,  провели отличную астрономическую практику.

Реально  для противодействия американским кораблям были направлены подводные лодки. Детали последующего развертывания субмарин скудны, насколько известно 30 ноября  1973 г. в Индийский океан прибыли две дизельные подлодки пр.641 (класс Foxtrot) в том числе «Б-427» (бортовой 874) и 1 декабря одна ПЛАРК пр.675 (класс Echo) «К-116» с 273 экипажем под командованием Г.Д.Агафонова, две недели находилась в порту Бербера (Сомали).  ПЛАРК вооруженная крылатыми ракетами  вошла в Индийский океан, сопровождаемая двумя вспомогательными судами.

После этого смешанная бригада имела в своем составе - один артиллерийский крейсер «Адмирал Сенявин», БПК «Способный», два СКР, три ДПЛ пр.641 и одну ПЛАРК пр.675 до конца февраля 1974 г. когда один БПК «Способный», одна подлодка пр.641  и ПЛАРК покинули Индийский океан.

Как сказано выше американский авианосец в основном находился в Аравийском море у входа в Персидский залив, но корабли его сопровождавшие действовали и в районе Африканского Рога, так 29 ноября ракетный эсминец «Lynde McCormick» DDG-8 и  фрегат «Bagley» DE-1069 пройдя транзитом Баб-эль-Мандебский пролив вошли в Красное море и прибыли с визитом в порт Массауа (Эфиопия) где и находились несколько дней, пока 4 декабря не вернулись в Аденский залив, так как деятельность АУГ в Индийском океане завершалась. Авианосец «Hancock» CVA-19 с кораблями сопровождения, проведя в Индийском океане 41 сутки, 8 декабря покинул регион.

Но до того как «Hancock» ушел отсюда, туда 1 декабря прибыл новый отряд кораблей - авианосная группа- авианосец «Oriskany» CVA-34 с четырьмя кораблями охранения: ракетный эсминец «Buchanan» DDG-14, ракетный фрегат «England» DLG-22, фрегаты «H.E. Holt» DE-1074, «R.E. Peary» DE-1073 и многоцелевой транспорт снабжения «MARS» AFS-1. Помимо них в регионе работали и другие корабли флота, так танкер «Ashtabula» AO-51  в декабре 1973 г. снабжал авианосцы «Hancock» и  «Oriskany», и целый ряд других кораблей, поход он завершил 5 января 1974 г.

4 декабря в  Аденском заливе советский сторожевой корабль пр.159А (по классификации НАТО - Petya) прошел перед танкером ВМС США «Ashtabula» (AO-51), а затем тренировал своих артиллеристов наводя на него оружие. Американцы заявили протест, советский военно-морской атташе позже отклонил жалобу.

Плавбаза «Бахмут» 6 декабря 1973 г. пересекла экватор на 83 градуса 10 минут восточной долготы.

8-10 декабря отряд советских кораблей нанес визит в Басру (Ирак).

17-24 декабря   с официальным дружественным визитом в Порт-Луи (Маврикий) пришел отряд кораблей под командованием первого заместителя командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом вице-адмирала Владимира Петровича Маслова в составе КР «Адмирал Сенявин», ЭМ «Способный» и ПЛ пр.641 «Б-427» (бортовой номер 874). Визит был результатом приглашения премьер-министра Сивизсагуру Рамгуламу во время его визита в Москву в сентябре 1973 г. Кроме того Рамгуламу пригласил посетить страну и министра обороны маршала Гречко, видимо этим объясняется высокое звание руководителя визита.

С 17 по 24 декабря 1973 г. в Умм-Каср (Ирак) с официальным визитом находился пришел отряд кораблей в составе ЭМ «Дальневосточный комсомолец», ПЛ и транспорта, под командованием В.Асеева. Это второй советский визит в Ирак в течение декабря.

Фактически с осени 1973 г. началось непрерывное нахождение американских ударных групп в районе Индийского океана. Созданные в 1948 г. ближневосточное оперативное соединение ВМС США с  базой в Бахрейне (Персидский залив) имевшее в составе, как правило до пяти кораблей (два эсминца, десантное судно, корабль-транспорт и штабной корабль), как утверждали американцы не относилось к силам действующим в Индийском океане. С марта 1964 г. корабли 7-го флота США стали время от времени заходить в воды Индийского океана. С вынужденным уходом Англии из районов к «востоку от Суэца» Вашингтон начал заполнять якобы образовавшийся в регионе «вакуум» собственными вооруженными силами. Весной 1970 г. в Индийском океане были проведены крупные военно-морские учения США.

Присутствие ВМС США в Индийском океане в 1968-1973 гг. (судо-дни)

Класс корабля

1968

1969

1970

1971

1972

1973

Авианосцы

6

0

5

6

23

80

Крейсеры, эсминцы, минные тральщики

1382

1006

867

669

944

1312

Десантные корабли

0

0

0

183

23

18

Вспомогательные корабли

210

281

219

329

424

672

Торпедные катера и корабли охранения

190

28

155

146

23

72

Ударные торпедные подводные лодки

0

0

0

14

8

79

Всего

1788

1315

1246

1347

1445

2233

 

 

Количество дней проведенных боевыми кораблями США и СССР в Индийском океане в 1968-1971 гг.

Страна/годы

1968

1969

1970

1971

1972

1973

США

1788

1315

1246

1347

1445

2233

СССР

1760

3668

3579

3804

8840

9000

 

Если сравнивать время нахождение кораблей военно-морского флота США и СССР в Индийском океане, то по количественному фактору СССР  превосходил США, но это кажущееся превосходство, так как советские силы,  развернутые в регионе  на 50-60 % состояли из вспомогательных кораблей флота обеспечивающих несение службы боевым кораблям. А период 1972-1973 гг. связан еще и с операцией по очистке портов Бангладеш, на которые пришлось более 60 % всех судо-дней. Кроме того на нахождение  американских кораблей в Индийском океане влияло участие флота в войне во Вьетнаме. Тогдашний министр обороны США М. Лэйрд заявил, что «когда закончится вьетнамская война, то будет больше средств для более крупных операций в Индийском океане». Что и стало заметно в конце 1973 г.

 

Литература.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.