На Главную.

 

Розин Александр.

 

8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.

Хроника боевой службы.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32

 

 

2. Походы ВМФ до 1945 г.

 

Первым советским военным кораблем в Индийском океане был осенью 1924 г. сторожевой корабль 2-го ранга «Воровский» (бывшая океанская яхта «Ярославна»). Он с  12 июня по 20 ноября 1924 г. совершил первый в истории советского флота дальний поход-переход из Архангельска во Владивосток южным путем через Суэцкий канал. Корабль прошел 14 тысяч миль, через 3 океана и 10 морей за 131 сутки. За время похода были нанесены визиты в зарубежные порты Неаполь (Италия), Порт-Саид, Аден, Коломбо, Сингапур, Гонконг, Вампу (Китай). В период визита в китайский порт Вампу корабль посетил первый президент революционного Китая доктор Сун-Ят-Сен. Под руководством старшего штурмана перехода П.А. Сакеллари и руководителя штурманского класса Н.Ф. Рыбакова во время перехода получили хорошую морскую практику будущие адмиралы И.С. Юмашев, Ю.А. Пантелеев, Н.Ф. Заяц и многие другие.

Следующий раз корабли советского ВМФ показали свой флаг в Индийском океане в апреле 1939 г., когда отряд из 4 тральщиков, проекта 58 - Т-5 «Параван», Т-6 «Капсуль» и проекта 53 - Т-7 «Веха», Т-8 «Чека», выполнил межфлотский переход по маршруту -  Севастополь - Порт-Саид - Аден - Коломбо - Манила - Владивосток.  Командовал отрядом капитан 3 ранга П.П.Михайлов, военком - А.Л.Расскин. Командирами тральщиков были «Веха» - Медведев, «Чека» - Никольский, «Параван» - Кошкаров, «Капсюль» - Соколов. В 12.00 6 апреля 1939 г. отряд вышел из Севастополя и взял курс на Босфор. На флагмане ошиблись в расчетах, забыв о сносе западным течением. Отряд вошел в ложный Босфор, но ошибку вовремя заметили, и тральщики вскоре стали на якорь в бухте Буюк-Дере пролива Босфор. Здесь корабли посетили советские консул и атташе. В Мраморном море строй прорезал итальянский торговый пароход, но столкновения удалось избежать. Дарданеллы отряд прошел без происшествий, а Эгейское море тральщики прошли с попутным 7 - 8-балльным ветром. К утру 10 апреля корабли подошли к Порт-Саиду и ошвартовались у о. Фест-Айленд для карантинной проверки и приема запаса воды и продовольствия. По итогам похода лучшим был признан БТЩ «Веха». Около полудня 12 апреля отряд начал плавание по Суэцкому каналу (длиной 161 км) со скоростью 12 уз. Утром 16 апреля корабли прибыли в Аден и простояли здесь трое суток для отдыха личного состава и пополнения запасов. Третий этап похода начался 19 апреля, и корабли взяли курс на Цейлон. Предстояло пройти около 2100 миль, а на «Параване» лопнула крышка цилиндра правого дизеля. За сутки мотористы устранили поломку, и все это время тральщик поддерживал 12-узловой ход на полных оборотах левого дизеля. Утром 25 апреля отряд прибыл на рейд Коломбо, и после пополнения припасов покинул порт 29 апреля. Огибая оейлон, тральщики попали в сильный шторм. Сила ветра возросла до 9 - 10 баллов, крен при бортовой качке достигал 40°, но БТЩ вели себя хорошо. Утром 2 мая ветер стих, и отряд увеличил ход при следовании Малаккским проливом у Сингапура. На третьи сутки перехода корабли вновь попали в шторм. Волнение моря было 8 - 9 баллов, а сила ветра - 11 баллов. Крен достигал при бортовой качке критической отметки в 52 - 53°. Ударом волны на «Параване» заклинило руль, и БТЩ начал описывать циркуляцию. Но поломку удалось быстро устранить, и корабль занял свое место в строю. Все восемь суток хода до Манилы прошли в штормовых условиях. В Маниле личный состав отдыхал до 13 мая. Опасаясь нападения флота Императорской Японии, командиру ОД БТЩ, согласно инструкции, подписанной 5 апреля зам. начальника морского штаба капитаном 1 ранга В.А.Алафузовым, предписывалось по выходу из Манилы соблюдать полное радиомолчание, а "при получении вами в пути условного выражения "поздравляем рождением сына" вам надлежит следовать в Петропавловск, оставляя Японию к весту". Использовать запасной вариант не пришлось, выйдя из Манилы корабли прошли мимо о. Тайвань (Формоза), в Восточно-Китайском море попали в 7-балльный шторм. В Японском море шел дождь, экипажи приводили корабли в порядок перед прибытием во Владивосток. Отряд вошел в бухту Золотой Рог днем 17 мая 1939 г., и тральщики ошвартовались кормой по порядку тактических номеров к причалу № 33. Командующий Тихоокеанским флотом И.С.Юмашев поблагодарил экипажи за успешное выполнение правительственного задания, отметив, что вместо 47 суток поход выполнен за 41 сутки (в том числе 28 суток на ходу).

В начале 1942 г. в водах Индийского океана вновь реял советский военно-морской флаг. Советский вспомогательный крейсер - линейный ледокол «А.Микоян» выполнил переход из Черного Моря на Дальний Восток. После начала войны только что принятый ледокол «А.Микоян» был вооружен 5-130 мм орудиями, 4 - 76 мм зенитками и 4 пулеметами и зачислен в состав ВМФ в ранге вспомогательного крейсера. В ноябре 1941 г. ледокол получает задание совершить сложнейший в условиях военного времени переход на Дальний Восток для работы по Северному морскому пути. Первая трудность состояла в том, что нейтральная Турция отказалась пропустить через Босфор вооруженное судно воюющей страны. Поэтому ледоколу сначала пришлось зайти в Поти, где за 5 дней с него сняли все вооружение, которое на нем установили в августе при мобилизации. 25 ноября 1941 г. вышел из Туапсе с танкерами «Сахалин», «Туапсе» и «Варлаам Аванесов», взяв курс на Босфор. 30 ноября прошли Босфор, 1 декабря вышли в Эгейское море которое контролировали итальянские корабли. Наши суда следовали через опасный район по одиночке. На переходе был потоплен танкер «Варлаам Аванесов». 4 декабря корабли прибыли в порт Фамагуста (Кипр). Из Кипра ледокол перешел в Хайфу на ремонт. 14 декабря 1941 г., пройдя благополучно Суэцкий канал «А. Микоян» благополучно завершил очередной этап перехода и прибыл в порт Суэц, где по предварительной договоренности с англичанами на ледокол должны были поставить несколько орудий и пулеметов. На самом деле была поставлена только одна малокалиберная пушка производства 1905 г., для производства салюта наций при входе в иностранные порты. 1 февраля 1942 г. ледокол вышел из Адена, и пройдя у западных берегов Африки в  начале марта пришел в Кейптаун, где принял запасы и загрузился углем сверх всех предусмотренных норм так как ему предстоял переход вокруг Южной Америки через Магелланов пролив. В июне 1942 г. после захода в порты Монтовидео и Сан-Франциско ледокол «А. Микоян» вошел в бухту Золотой Рог Владивостока, где вновь был вооружен.

 

Литература.

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.