Розин Александр.
8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.
Хроника боевой службы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
24. Начало 1973 г. и ирако-кувейтский
кризис.
В начале 1973 г. в Индийском океане
продолжали действовать корабли под общим командованием командира 10 оперативной
эскадры ТОФ контр-адмирала Владимира Сергеевича Круглякова,
командиром штаба был капитан 1 ранга О.А.Матвеевский.
С 14 до 20 января 1973 г. отряд кораблей под
командованием контр-адмирала В.С.Круглякова в составе
крейсера «Адмирал Сенявин», ЭМ «Скрытный» и ПЛ «Б-427»
нанесли визит в Бомбей (Индия). 8-13 февраля
в Массауа (Эфиопия) с официальным визитом
пришел ЭМ «Скрытный».
15-21 марта отряд кораблей под командованием
контр-адмирала В.С.Круглякова в составе КР «Адмирал Сенявин» (бортовой номер 052),
МТЩ выполнили дружественный визит в Могадишо (Сомали). Это был первый визит
большого советского боевого корабля в Могадишо, с января-февраля 1972 г. В
отличие от визита 1972 г., о посещении сомалийцы объявили публично. Были устроены
приемы на крейсере и на берегу. Моряки сходили на берег в светлое время суток
при обычных ограничениях. Во время этого визита 16 марта на борту крейсера
побывали 1-й заместитель командующего сомалийской национальной армией бригадный
генерал Абдулла Мохамед Фадил
и командующий ВМС Сомали подполковник Мохамед Геле
Юсуф.
В марте 1973 г. в Индийском океане впервые начал нести боевую службу СКР пр.159 (по классификации НАТО - Petya) «СКР-128» (бортовой 802, к-3р. Н.Г.Дубодел).
С 2 по 7 апреля советские корабли в соответствии с
достигнутой договоренностью нанесли визит в кенийский порт Момбаса. Отряд
кораблей под командованием капитана 1 ранга О.А.Матвиевского
в составе эсминца «Скрытный» и МТЩ. О визите еще 1 апреля сообщила «Красная
звезда». 4 апреля командующий ВМС Кении Кимаро
посетил эсминец «Скрытный». В ходе беседы между советскими офицерами и
командующим ВМС Кении Кимаро высказался за дальнейшее
развитие дружеских отношений между Советским Союзом и Кенией. В ходе
пятидневного визита командование отряда принял в Найроби министр обороны Кении
Джеймс Гичуру. Тепло прошли встречи с жителями
Момбасы, проявившими большой интерес к визиту советских моряков.
Следующий визит в Ирак вызвал немало разговоров так как совпал с приграничным конфликтом между Ираком
и Кувейтом.
3-11 апреля 1973 г. крейсер «Адмирал
Сенявин» вместе с СКР пр.159 «СКР-128»
и танкером «Владимир Колечицкий», под
командованием капитана 1 ранга В.В.Никифорова, заходил с официальным визитом в
порт Умм-Каср. Корабли отряда посетил находившийся с
визитом в этой стране в составе советской делегации главком ВМФ СССР адмирал
флота Советского Союза С.Г.Горшков.
Обычный, в общем, то визит вызвал бурную реакцию и многочисленные
инсинуации в прессе.
Все дело было в застарелом приграничном
споре, оставленном в наследство колонизаторами. После получения независимости
от Великобритании в 1930 г. молодое иракское государство всячески стремилось
упрочить свои внешнеполитические позиции. Одним из шагов в этом направлении
должно было стать вступление Ирака в Лигу Наций. Однако стране-кандидату
предварительно требовалось подтвердить наличие у нее четко определенных
государственных границ. В этой связи 10 августа 1932 г. премьер-министра Ирака Нури Саид направил британскому резиденту в Кувейте письмо,
в котором описал линию прохождения иракско-кувейтской
границы. Это описание являлось фактической констатацией существовавшего
положения дел и не вызвало возражений у тогдашнего шейха Кувейта Ахмеда аль-Джабера. В послании генсеку Лиги Наций правительство
Ирака также не заявило о наличии у него территориальных споров с южным соседом.
Однако формальное признание Багдадом линии границы не означало ее фактического
признания. Ирак всячески уклонялся от демаркации пограничной линии, а уже в
1934 г. совершил первое нарушение границы с Кувейтом. В последующие годы эти
нарушения продолжались. Более того, иракские власти выдвигали требования по
изменению в свою пользу различных участков границы.
4 октября 1963 г. стороны подписали
протокол, подтверждавший статус иракско-кувейтской
границы, установленный в 1932 г., в т. ч. подтверждалась принадлежность Кувейту
прибрежных островов Варба (Warba) и Бубиян (Bubiyan). Однако Ирак не прекращал выдвигать претензии на
отдельные части кувейтской территории, в первую очередь на острова Варба и Бубиян и район южнее
иракского порта Умм-Каср. Особенно после того как в 1961-1967 гг. там
был построен новый морской торговый порт Умм-Каср,
рассчитанный на грузооборот до 450 тыс. т в год, и способный принимать суда с осадкой до 10 м. Новый порт
развивался как альтернатива Басре который легко мог быть заблокирован иранским
флотом контролировавшим реку Шатт-аль-Араб. Иракцы
требовали от Кувейта уступить им полосу береговой линии, окружающей пограничный
пост Эль-Самта (Al-Samitah) и острова Варба и Бубиян которые находились на входе канала ведущего в Умм-Каср.
Отказ Кувейта вести диалог, в 1967 г. привел
к пограничному конфликту между двумя странами. Вторично пришедшие к власти в Ираке
в июле 1968 г. баасистское правительство отказалось признавать законность
соглашении от 4 октября 1963 г. в части касающейся статуса границы. В Багдаде
претендовали на новую пограничную линию южнее Умм-Каср,
остров Варба и
северную часть острова Бубиян. При этом Ирак предложил Кувейту значительно
большую по площади территориальную компенсацию за счет своих земель в
районе южной границы. С. Хусейн выступил с идеей передачи Ираку в аренду на 99
лет островов Варба и Бубиян.
Иракцы также просили разрешения проложить нефтепровод через территорию эмирата.
На все эти предложения кувейтская сторона
отвечала категорическим отказом, не желая поступиться даже сантиметром своей
земли. Причем данная позиция отражала мнение не только
правительства, но и всех общественно-политических сил страны.
Напряженность на границе росла. В декабре
1972 г. иракцы начали строить дорогу к порту через спорную территорию и
увеличили численность войск на этом участке границы. Переговоры в феврале 1973
г. завершились безрезультатно, обе стороны не желали отступать.
Утром 20 марта 1973 г. иракские военные
напали на кувейтский пограничный пост Самта,
захватили его и удерживали его до 4 апреля. В ходе атаки погибло более 20-
кувейтских солдат. Арабские страны поддержали Кувейт, Саудовская Аравия
сконцентрировала войска на границе с Ираком, Бахрейн и Иордания предложили
Кувейту разместить свои войска и технику на его территории. Иран подверг
жесткой критике действия иракских властей. США и Великобритания, заняли
нейтральную позицию, американцы заявили что у них нет никаких рычагов давления
на Багдад, а англичане не чувствовали что существует серьезная угроза Кувейту.
21 марта 1973 г. радио Багдада передало
заявление министерства внутренних дел Ирака, в котором указывалось, что 20
марта иракское пограничное подразделение, проводившее учения на иракской
территории, подверглось нападению
кувейтского подразделения. Иракцы были вынуждены в целях самозащиты открыть
ответный огонь. Далее в заявлении отмечалось что
столкновение произошло в тот момент, когда обе страны прилагают усилия к
укреплению своих отношений. В этот же день,
ТАСС опубликовал официальную иракскую версию пограничного инцидента,
обвинив Кувейт в нападении. Но за исключением этого краткого сообщения в
советских средствах массовой информации больше не было, ни одного упоминания о
кризисе.
21 марта в Москву с визитом прибыла иракская
делегация во главе с заместителем председателя Совета революционного
командования и заместитель генерального секретаря руководства Баас - Саддама Хусейн. 24 марта он возвращается из Москвы,
в совместном коммюнике подчеркивалась советская поддержка национализации
иракскими властями нефтяной промышленности.
30
марта в «Красной звезде» было опубликовано сообщение: «Главнокомандующий
Военно-Морским Флотом Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков по
приглашению Министерства обороны Иракской Республики посетит с визитом Ирак в
первой половине апреля с.г.» Визит Горшкова был
приурочен к первой годовщине советско-иракского соглашения о Дружбе и сотрудничестве которая отмечалась 8-9 апреля. В страну его с
супругой пригласил в начале марта 1973 г. командующий ВМС Ирака Абдо эль Дейри, с подачи
представителя Главного инженерного управления ГКЭС Геннадия Харитонова.
Сразу после начала
конфликта стали появляться статьи о косвенной причастности СССР к кризису, так
30 марта выходящая в Бейруте (Ливан) газета вышла с кричащими заголовком «Ирак
захватывает Кувейтские острова для советских кораблей» (IRAQ AFTER KUWAIT ISLANDS FOR SOVIET SHIPS).
США так же искали следы причастности
советского флота к поддержке пограничного столкновения, уже после визита
С.Г.Горшкова и отряда кораблей в порт Умм-Каср. Так
19 июля 1973 г. госдепартамент направил телеграммы в американские посольства в
Ираке, Кении, Сомали с целым перечнем вопросов для выяснения советской
причастности. В числе вопросов значилось, не был ли крейсер «Адмирал Сенявин»
срочно направлен в Ирак, вместо визита в Момбасу в апреле, было ли известно о
визите советских судов в Умм-Каср до их прибытия,
советский визит был запланирован или устроен спонтанно. К
концу августа 1973 г. американское посольство в Багдаде, ответило на ряд
вопросов, в частности они сообщили, что о визите не сообщалось заранее, и о нем
стало известно только после прибытия Горшкова, не было никаких свидетельств,
что визит был запланирован или торопливо устроен, Горшков как полагали, был
приглашен Саддамом Хусейном во время его нахождения в Москве, и он был
приурочен к годовщине советско-иракского договора.
3 апреля три советских военных корабля - артиллерийский крейсер пр.68бис (по
классификации НАТО - Sverdlov) «Адмирал Сенявин», СКР
пр.159 «СКР-128», танкер «Владимир Колечицкий», под
командованием командира 202-й бригады противолодочных кораблей капитана 1 ранга
Всеволода Викторовича Никифорова прибывают в порт Умм-Каср.
При швартовке крейсера произошел инцидент с иракским катером. Крейсеру для
швартовки выделили маленький участок у стенки, командир крейсера просил дать
больше места, но это исполнено не было, капитан пошел на риск и в результате
навалился на стоящий там же у стенки торпедный катер,
ранее переданный нами в состав иракских ВМС. У катера был немного погнут борт и
выведен из строя один торпедный аппарат.
4 апреля адмирал С.Г.Горшков с супругой
прибыл в Ирак с небольшой группой адмиралов и офицеров на специальном самолете
ТУ-134. Вместе с ними прилетели консультанты ВМФ. Старшим был консультант
командующего ВМС Ирака капитан 1-го ранга Луговской.
У трапа самолета его встречают командующий ВМС Ирака бригадир Абдо фль-Дери, посол Советского
Союза в Ираке В.А.Лихачев, высшие офицеры иракских вооруженных сил. Программа
была плотная. Сам факт приезда С.Г.Горшкова в Ирак был ответственным
политическим шагом, направленным на расширение советско-иракского
военно-технического и политического сотрудничества.
В этот же день его принял Президент Ирака
Ахмед Хасан аль-Бакр, кроме того 4
апреля он встречается с иракским министром обороны Хаммадом
Шехабом. 5
апреля Горшков посещает Мосул и Al-Hadr
на севере Ирака.
4-5 апреля 1973 г. иракские войска оставили
кувейтскую территорию.
5 апреля кувейтская газета Ar-Ra'y Al-Amm сообщает
что советские военные корабли как и военно-морские суда Великобритании или США
двигаются в северную часть залива, в то время как саудовские войска
сконцентрированы близко от кувейтско-иракской
границы. В газете сообщалось об интенсивных операциях западной авиации по всей
северной части залива с территории Кувейта, и авиабаз в восточной части
Саудовской Аравии.
6-8 апреля шли переговоры между Ираком и
Кувейтом по проблемам границы.
7 апреля Горшков прибывает в Басру и
посещает штаб военно-морских сил и береговой охраны. Там командующий иракским
флотом Абдо эль Дейри
организовал прогулку по реке Шатт-Эль- Араб на бывшей королевской яхте. 8-9 апреля Горшков
посещает порт Умм-Каср. В отличие от всех других
пунктов посещения, о посещении порта не объявлялось. Уже после окончания визита
20 апреля о посещении Умм-Касра Главнокомандующим ВМФ
СССР рассказал участник визита капитан 1 ранга В.Синегубов,
хотя о присутствии там наших кораблей все равно не говорится: «В Умм-Касре
Адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков встретился со многими нашими
специалистами, помогающими иракцам в создании судоремонтной базы в бассейне
Басра - Умм-Каср, и их семьями. Произошла задушевная
беседа. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом внимательно интересовался
условиями жизни и работы, рассказал о трудовых достижениях советского народа.»
В Умм-Касре
Главком подошел к Абдо эль Дейри,
извинился в связи с инцидентом и сказал, что советский ВМФ берет на себя все
издержки, связанные с ремонтом катера. Он попросил представить список
необходимых для ремонта запчастей и материалов, добавив, что «мы сюда
командируем специалистов-ремонтников и все будет в порядке». Абдо эль Дейри ответил: «Товарищ Главнокомандующий!
Считайте, что этого инцидента не было и никаких проблем нет.
Мы сами восстановим катер, и забудьте об этом - в жизни все случается!» Главком
поблагодарил Абдо эль Дейри,
и инцидент был исчерпан, хотя уже после окончания визита иракская сторона все
же выставила счет за ремонт катера.
На «Сенявине» был устроен прекраснейший
прием с участием ансамбля Тихоокеанского флота.
9 апреля Горшков возвращается в
Багдад "после двухдневного посещения района Басры."
10 апреля Саддам Хусейн принимает
Горшкова. 11 апреля Горшков отбывает из Багдада в Москву. 11 апреля советские военно-морские корабли
отбывают из Ирака.
5 мая 1973 г. из Читтагонга (Бангладеш) на буксирах ушли в СССР «БТ-338»
бортовой номер 730 (к-л. Н.Завадский) и
«БТ-279» бортовой 739 (к-л. Е.Миляускас). На «БТ-279» с
конца лета 1972 г. на скуловой части корпуса начался процесс отслоения
стеклопластикового покрытия, и ему были
ограничены выходы на траление, а на «БТ-338» разорвало блок главного двигателя.
При этом произвели рокировки экипажей, выслуживших срочную службу матросов (дембелей) перевели на идущие в Союз корабли, а более
молодых по сроку службы на их места на остающихся тральщиках.
Литература.
Розин Александр.