На Главную.

 

Розин Александр.

 

8 ОПЭСК – становление Индийской эскадры.

Хроника боевой службы.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32

 

 

8. Поддерживая новую власть.

 

В начале февраля 1969 г. ЭОС «Тамань» и «Баскунчак» вышли в океанский поход продолжительностью восемь месяцев. Маршрут в Индийский океан пролегал вокруг Африки. Районом нашего плавания был весь Индийский океан. Во время похода  занимались боевой подготовкой, заходили в иностранные порты  - Порт-Луи (Маврикий), Момбаса (Кения), Коломбо (Цейлон), Таматаве (Мадагаскар) и другие. В начале октября 1969 г.  вернулись в Балтийск.

6 мая 1969 г. в Индийском океане свою шестимесячную боевую службу начал БРК пр.57-бис  «Упорный» (бортовой 982, капитан 2 ранга Новокшонов) при несении боевой службы в Индийском океане совершил деловые заходы в Мале (Мальдивские острова), Берберу (Сомали), 14-19 июня Умм-Каср (Ирак), 28 июня -1 июля Бендер-Аббас (Иран), 27-31 июля Занзибар (Танзания) и Сингапур.

В Занзибар БРК «Упорный»  заходили с танкером «Егорлык» (капитан Петр Петрович Симон). В беседе с командиром отряда кораблей капитаном 1 ранга Т.А.Ляшко, президент Занзибара Абейд Каруме сказал: «Мы очень рады приходу советских военных кораблей. Этот визит еще более укрепит дружеские отношения между нашими вооруженными силами и народами. Нам особенно приятно, что ваш приход совпал с пятилетием со дня создания занзибарских вооруженных сил и Днем Военно-Морского Флота СССР».  С 28 июля БРК «Упорный» был открыт для посещения его занзибарцами.

В День ВМФ СССР в Индийском океане в походе находился корабль (определить что это за судно, не удалось) под командованием капитана 2 ранга Алексея Игнатьевича Елисеенко. Из материала, опубликованного в «Красной звезде» следует, что на корабле экипаж молодой. Почти все матросы, старшины и офицеры впервые участвуют в дальнем плавании. Корабль прошел тысячи миль вдали от Родины. Из состава экипажа упоминаются капитан 3 ранга Рудыкин, старший лейтенант Воронков (связист), лейтенант Дергачев, младший лейтенант Лазарев, главный старшина Макаренко, старшины 1 статьи Белый, Кудров, старшина 2 статьи Солодко, старший матрос Фалдин, матросы Одинцов, Собащук, Тукало. Из всех кораблей что находились на тот момент в океане больше всего подходит танкер «Егорлык» выполнявший переход на ТОФ, но так это или нет, не знаю, подтверждения пока не обнаружил.

14-19 июня в Умм-Каср (Ирак) с визитом пришли БРК «Упорный» и океанографическое судно «Федор Литке».

10 августа 1969 г. из своей базы вышла на БС подводная лодка пр.641 «Б-133» (к-2р. О.И.Васин), первая из ПЛ ТОФ несущая БС в Индийском океане. Старший похода ЗКБр капитан 1 ранга Лебедев Ю.Н. В Индийском океане с 27 августа 1969 г. по 15 января 1970 г. Вернулась 3 февраля 1970 г. Основная нагрузка легла на плечи офицеров – механиков и их подчиненных, вынужденных нести вахту в моторных отсеках при температуре более 50-ти градусов. По итогам похода подводная лодка стала «Отличной», экипажу вручено Переходящее Красное знамя Военного Совета ТОФ, 29 членов экипажа – матросов, старшин, офицеров награждены медалью «За воинскую доблесть».

В сентябре 1969 г. в Индийском океане начал боевую службу отряд кораблей выполняющий  межфлотский переход из Севастополя на ТОФ южным путем в составе БПК пр.1134 «Владивосток» (бортовой 532, к-1р. А. Мамончиков), БПК пр.61 (Kashin) «Строгий» (бортовой 527, к-2р. В.Н.Барабаш), БДК пр.1171 «БДК-66» (бортовой 424, к-2р. В.А.Поздняков) и танкер «Егорлык». На борту БДК находились морские пехотинцы 55 дивизии морской пехоты ТОФ, под командованием подполковника Николаенко Николай Ильича, в составе - 2 взвода морской пехоты от 390 пмп, 1 взвод от 106 пмп, взвод плавающих танков от 150 танкового полка и взвод переносных противотанковых комплексов «Малютка» от 390 пмп. 

С сентября 1969 г. по март 1970 г. в Индийском океане находилась ПБПЛ пр.310 «Виктор Котельников» (бортовой 995, к-2р. А.Бурыкин). Вышла в поход из Лиепаи на Балтике для обеспечения космической программы, по завершению похода вернулась в Севастополь. Вполне вероятно обеспечивала переход подлодки пр.651 «К-120» до Индийского океана.

Осенью 1969 г. в Индийском океане находилась дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами  пр.651 «К-120» (к-2р. Владимир Серафимович Любимов), она выполняла межфлотский переход с СФ на ТОФ южным путем. 14 октября 1969 г. «К-120» принимала топливо от танкера «Ахтуба» в районе Сейшельских островов. Переход с несением БС в Индийском океане занял 5 месяцев, вышли в конце июля или в августе 1969 г.

15 ноября 1969 г. из Владивостока на БС вышел эсминец пр.56 «Блестящий» (бортовой 421, к-2р. А.А.Соболев), 26 ноября-1 декабря он посетил первым из кораблей ВМФ СССР порт Сиануквиль (Камбоджа), 4 декабря вошел в Индийский океан. 

3 декабря 1969 г.  советская субмарина и судно поддержки были замечены в Малаккском проливе. Это была идущая во Владивосток ДПЛКР пр.651 «К-120» с транспортом «Ульма».

В декабре 1969 г.  через БС в Индийском океане в Полярный возвращались после трехмесячного межпоходного ремонта во Владивостоке ПЛ пр.641 «Б-95» и «Б-98», участвовавшие в экспедиции «Прилив-2». В Индийском океане они были до марта 1970 г. 22 мая 1970 г. пришли в Полярный.

Конец 1969 г. был насыщен событиями, в которых активно участвовали корабли несущие боевую службу в Индийском океане.

В последней четверти 1969 г. советские военно-морское судно снова посетило Персидский залив, а четыре корабля выполнили заходы в порты  Сомали. В то же самое время три советских судна, включая подводную лодку, посетили Аден (с 27 по 29 декабря 1969 г. БПК «Владивосток» и ТН «Егорлык» совершили деловой заход в порт Аден). 27-31 декабря 1969 г. противолодочный корабль и десантное  судно посетили Порт-Судан по требованию суданского правительства.

Посещения Сомали и Судана были демонстративными визитами поддержки только что пришедшей к власти руководителям стран.

15 октября 1969 г. в Могадишо (Сомали) собственным охранником  был убит президент этой страны  А.А.Шермарк. Угроза прихода к власти прозападных реакционных элементов, поддерживавшихся империалистическими кругами, вынудила патриотические силы Сомали принять решительные меры. В ночь на 21 октября 1969 г. прогрессивные офицеры сомалийской армии под руководством командующего армией генерал-майора Мохаммеда Сиада Барре осуществили революционный переворот и взяли власть в стране в свои руки. Министры прежнего правительства были арестованы, парламент, политические партии, общественные организации распущены. Вся власть перешла Верховному революционному совету (ВРС), президентом которого стал Мохаммед Сиад Барре. Сомали было провозглашено Сомалийской Демократической Республикой (СДР). После переворота региональные кланы не получили мест в центральном правительстве, из-за чего они перестали подчиняться ему. Возник вооруженный конфликт. Сомалийское правительство стало использовать помощь, поступавшую из СССР, для борьбы с оппозицией.

СССР привлек флот с целью поддержать новое сомалийское руководство от попыток свержения. 17 октября 1969 г. три американских боевых корабля неожиданно появились в Аденском заливе неподалеку от побережья Сомали. Естественно советское руководство связало их появление там с убийством 15 октября сомалийского президента, и постаралось принять необходимые меры. 20 октября находящиеся в Красном море БПК пр.1134  «Владивосток» (бортовой номер 532,  к-1р. А. Мамончиков) и БПК пр.61 «Строгий» (бортовой номер 527, к-2р. В.Н.Барабаш) получили приказ и изменив курс 21 октября вышли из Красного моря направившись к острову Сокотра. К 24 октября, пять других советских военно-морских судов несущих службу в Индийском океане и четыре вспомогательных судна присоединились там к ним. Крейсер и противолодочный корабль оставались около Сокотры с большинством из подошедших судов все время пока американские суда находились в Аденском заливе. Как констатировали сами американцы: «Советское беспокойство о необъясненных американских военных операциях, возможно, заставило эти военно-морские единицы оставлять ограниченные воды Красного моря.»

Но этим советская военно-морская поддержка не ограничилась.  1-14 декабря 1969 г. порты Кисимайо, Могадишо и Бербера (Сомали) с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала Н.И.Ховрина в составе  РКР «Владивосток», БПК «Строгий», БДК «БДК-66» (к-2р. В.Поздняков) и танкера «Егорлык».  Участвовавший в походе полковник в отставке С.Ремезов вспоминал: «Подойдя к Сомали (восточное побережье Африки), мы, все корабли эскадры, бросили якоря, поскольку там был открытый рейд и не было ни порта, ни гавани. В Сомали мне запомнились два момента: возложение венков к памятнику погибшим за независимость государства и казусный случай в городе Могадишо.

Я со своим взводом участвовал в возложении венков делегацией во главе с контр-адмиралом Н. И. Ховриным. Было жарко: температура под 40, я в белой тужурке, белой рубашке, черных брюках - моряки тоже в суконных брюках, белых форменках с автоматами… Нас и туда, и обратно сопровождала улюлюкающая толпа (оказывается, это знак уважения), а за толпой следовали полицейские с дубинками из черного дерева, которыми они щедро потчевали ударами по головам местное население. Звуки ударов нас шокировали, а народ не обращал на них внимания.

Второй запомнившийся момент - мы шли по городу и, не особенно стесняясь, говорили на различные темы (по-русски, естественно). Один из нас по матушке высказался по поводу жары. Подошел человек лет тридцати и на хорошем русском произнес: «Уважаемые товарищи, здесь по-русски половина города говорит, так что будьте осторожнее». Возможно, это был сотрудник спецслужб, а может быть, просто доброжелатель, но этот случай заставил нас быть более бдительными на берегу.

Могадишо достаточно цивилизованный город, но фотографий у меня не сохранилось, потому что мой фотоаппарат во время празднования пересечения экватора вместе со мной попал в бассейн и оказался безнадежно испорченным.

Следующим на карте был порт Бербера (тоже Сомали) на севере страны. Он запомнился тем, что пустыня начиналась прямо в городе, кочевники на верблюдах въезжали в город, предлагали нам кинжалы, кремневые пистолеты, ремешки и прочую утварь. У одного из нас местный воришка вытащил кошелек с деньгами, пацана мы поймали и сдали в полицию.

В порту видели, как грузятся на баркасы кочевники с овцами для переправки в Аден, где было туговато с продовольствием.».

Похоже, действовали и в Судане. В мае 1969 г. в стране произошел военный переворот и к власти пришел Дж. Нимейри, Судан провозгласил левый курс, осудил империализм, поддержал СССР, для которого на карте Африки появилось «еще одно прогрессивное государство». Нимейри поначалу даже ввел коммунистов в правительство. К концу 1969 г. СССР начал оказывать военную помощь Судану примерно на сумму от 65 до 130 млн. долл. (16 истребителей МИГ-21, танки, БТР, транспорт). Советская печать («Правда» от 5.11.69) начала обосновывать важность геостратегического положения Судана.

27-31 декабря 1969 г. в Порт-Судан с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала Н.И.Ховрина в составе   БПК  «Строгий», БДК «БДК-66» (к-2р. В.Поздняков) и танкера «Егорлык». Отряд выполнял переход из Севастополя на  Дальний Восток  вокруг Африки. На борту БДК находились морские пехотинцы 55 дивизии морской пехоты ТОФ, под командованием подполковника Николаенко Николай Ильича, в составе - 2 взвода морской пехоты от 390 пмп, 1 взвод от 106 пмп, взвод плавающих танков от 150 танкового полка и взвод переносных противотанковых комплексов «Малютка» от 390 пмп. Участвовавший в походе полковник в отставке С.Ремезов вспоминал: «В Судане мы побывали в порту с почти одноименным названием Порт-Судан, где условия пребывания были гораздо лучше. Мы ошвартовались у стенки в порту, организовали дежурную службу, вахту ПДСС.

На корабле устроили вечер дружбы, так как верхняя палуба была просторнее, чем на других кораблях, и позволяла принять большое количество гостей. Корабельные умельцы приготовили нам квас, но он показался командиру корабля пресным, и в него для остроты добавили сахарку с изюмом. Кто-то на приеме решил угостить местных руководителей русским национальным напитком, предварительно не попробовав его. Холодный напиток, слегка газированный, настолько понравился гостям, что они перешли с холодной водки на холодный квас и то и дело просили наших матросов, обслуживавших прием, принести еще. Финал - всех гостей пришлось спускать с борта корабля на корабельных носилках, имеющих форму стула, поскольку самостоятельно спускаться они не могли. Получилась-то бражка! На следующий день представители штаба флота прибыли на корабль опохмелиться и разузнать рецепт чудесного напитка… После визита мы совершили переход к острову Сокотра и находились там порядка месяца, отрабатывая задачи боевой подготовки.»

 

Литература

·         Батаршев А.В. "Ходили мы походами" (Очерки-воспоминания о выпускниках ТОВВМУ им.С.О.Макарова) СПб.зд-во "Морская газета", 2007 г. с сайта <http://shturman-tof.ru/Tovmi/Vipusk/Vipusk_1953/1953_lubimov.htm>

·         Василевский Владимир  «Луна - "Тамань"» «Крымское эхо»  09.04.2011 г.

·         «По радио из Индийского» «Красная звезда» 27.07.1969 г.

·         Ремезов С. «Первая боевая служба морской пехоты Краснознаменного Тихоокеанского флота (7 августа 1969 г. - 13 февраля 1970 г)» Журнал «Морской пехотинец» ноябрь 2007 г.

·         «Советские моряки на Занзибаре» «Красная звезда» 29.07.1969 г.

·         Фролов В.А.  «Взгляды и концепции региональной безопасности (эпоха Брежнева)» Сайт «Русская цивилизация» 21.02.2006 г.  <http://www.rustrana.ru/print.php?nid=19125>

·         Allen Marvin Stout «THE SOVIET NAVAL INDIAN OCEAN SQUADRON RAISOM D’ ETRE: ACTION OR REACTION September 1983

·         Gordon Greenwood, Norman Harper “Australia in World Affairs, 1966-1970” University of British Columbia Press, 1974

·         Kamal Kumar «Indian Ocean as a zone of peace: problems and prospects»

·         «Memorandum Prepared in the Central Intelligence Agency» Washington, October 27, 1969

·         Heidi S. Phillips «HOST PRESS COVERAGE OF SOVIET NAVAL VISITS TO ISLAMIC COUNTRIES, 1968 – 73» June 1976 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.