Розин Александр.
Материалы цикла Корейские эпизоды советского флота.
3.
Действия на море в первый период войны в Корее.
4. ВМС КНДР во время
Корейской войны. Атаки ВВС КНДР по кораблям противника. Береговая оборона.
5. Минно-тральные
операции на море во время войны в Корее.
6. ТОФ и Корейская война. Американские подлодки в Корейской войне.
Корейские эпизоды советского флота –
ВМС КНДР во время Корейской войны.
Возрождение.
20 октября 1950 г. оставшиеся корабли северокорейского флота МПК пр. 122 («БО-125» «Телеграфист») «№ 11», морской охотник типа ОД-200 «№ 14» и торпедный катер типа Г-5 X-серии «№ 29» перешли советскую границу и укрылись в СССР.
И в тот же день 20 октября премьер-министр КНДР Ким Ир Сен
обратился через посла СССР в КНДР Т.Ф.Штыкова с письмом
к Советскому правительству создать специализированные учебные заведения для
подготовки военно-морских кадров КНДР на территории Советского Союза и
разместить во Владивостоке оставшиеся корабли их флота: «…1) Разрешить
создание на территории Советского Союза Военно-морской военной академии
вместимостью 800 слушателей для подготовки морских офицеров по
различным специальностям.
2) Разрешить
создание на территории Советского Союза школы моряков вместимостью 800
учащихся.
3) Ввиду серьезной ситуации, с которой столкнулся флот Корейской Народно-Демократической Республики в Японском море, просим принять военно-морские корабли Корейской армии во Владивостоке…»
Поражения северокорейских войск в сентябре-октябре 1950 г., вынудили советское руководство произвести ряд кадровых перестановок в аппарате советских советников. Так в конце ноября 1950 г. посол СССР в КНДР Т. Ф. Штыков и главный военный советник Н. А. Васильев были освобождены от своих обязанностей за «просчеты в работе, появившиеся в период контрнаступления американских и южнокорейских войск в северных районах Кореи». По состоянию на 17 ноября 1950 г. при Корейской народной армии находилось всего 123 советских военных советника. Сменивший в ноябре 1950 г. Т. Ф. Штыкова на посту советского посла генерал-лейтенант В. Н. Разуваев одновременно являлся и главным военным советником при КНА вместо отставленного Н. А. Васильева. На этих высоких постах В. Н. Разуваев пробыл практически до конца войны.
В начале 1951 г. с должностью старшего военно-морского советника при командовании ВМФ КНДР расстался контр-адмирал Капанадзе Сеид Аввакумович, в феврале 1951 г. эту должность занял контр-адмирал Богуславский Николай Феоктистович, ее он занимал по май 1952 г.
Через советского посла в Пхеньяне И. Сталин фактически контролировал деятельностью и организацией КНА. Характерна тем самым переписка Сталина и Разуваева по вопросу реорганизации КНА и повышения ее боеспособности. При этом вопросы флота оставались важны в связи с постоянной угрозой высадки десанта со стороны американского флота и его союзников.
Так о такой возможности докладывал 10 февраля 1951 г. в своей шифротелеграмме И.В.Сталину военно-морской министр и Главнокомандующий ВМФ СССР И.С. Юмашев: «…по донесению разведки 5 ВМФ от 9 февраля с.г., с 7 февраля в радиосети ВМС США на Дальнем Востоке сильно увеличился радиообмен шифром между командующим военно-морскими силами США на Дальнем Востоке, командирами 90 (десантного) соединения и подчиненных ему командиров 1, 2, 6 и 7 оперативных групп, 77 (авианосного) соединения, 95 соединения кораблей огневой поддержки, 10 армейского корпуса и 1 дивизии морской пехоты… Изложенное дает основание предполагать о подготовке американским командованием десантной операции на западном побережье Кореи…» И хотя больше масштабных десантных операций не было, но возможность их оставалась до конца войны, что поднимало вопросы об обороне побережья.
19 января 1951
г. Пэн Дэхуай писал Мао
Цзэдуну о результатах встречи с Ким Ир Сеном 16-18 января, в числе прочих там
обсуждался вопрос о обороне побережья: «…2. Вопрос
обороны морского побережья.
Премьер товарищ КИМ ИР СЕН и товарищ РАЗУВАЕВ выдвинули
следующие мнения: 26 бригада будет базироваться в ЦИННАМПО, 23 бригада — в
КАЙСЮ, 24 бригада — в ГЕНЗАН, 63 бригада — в БУГТХЕНГ, 69 бригада — в КОРИО;
эти бригады побатальонно будут занимать участки обороны вдоль западного и
восточного морского побережья, где будут нести сторожевую службу.
В каждой бригаде имеется в среднем по 3000 человек, к тому же их боеспособность
невысокая…
Из СССР получены 1000 морских мин и 200.000 противотанковых и других мин. Пока что принято решение 100.00 мин использовать для обороны морского побережья, а морские мины установить в важнейших портах. Задача обороны морского побережья южнее линии СУЙГЕН—САНСЙОКУ возложена на передовые части. Оборона порта РЮГАНПО, что находится в районе СИНГИСЮ, они просили возложить на войска ВО северо-восточного КИТАЯ (для этого достаточно одного полка). Я в основном согласился с вышеизложенным планом обороны морского побережья….»
31 января 1951 г. главный военный советник дал телеграмму Председателю Совета Министров Советского Союза «О принимаемых мерах по реорганизации Корейской Народной Армии» в которой указал что в связи с тем что: «Движение на юг ставит новую задачу: береговую оборону. Считается, что эти задачи должна взять на себя Корейская Народная Армия. Это связано с тем, что китайское командование не желает брать на себя ответственность за береговую оборону, а желает лишь оказывать поддержку.»
А для этого
необходимость реорганизации КНА в том числе остатков
ВМС: «...5. Пехотных бригад у нас 5, а не 4. Называются они морскими
бригадами (23, 26, 63, 69, 24). Указанные бригады нежизненны, и они являются
остатками так называемого «большого
флота» (Капанадзе), здесь можно привести наглядный
пример отсутствия всякого расчета.
Состав флота
был: БТЩ-1, СКР-4, ТР-6, ТК-10, МО-3 и
БО-1.
Сейчас
осталось только три военных корабля, и они находятся в Советском Союзе. На все
военные корабли требовалось около 1000 человек личного состава (цифры все
округленные).
У нас же
готовятся: ВМЦ — 1.000 человек, морской школой — 1.000 человек, учебным
артполком — около 1.000.
В штабе
флота Корейской народной армии, тыловых и политических подразделениях
насчитывается около 1000 человек.
В течение 1,5
месяцев не могу разобраться с “большим флотом” и КАПАНАДЗЕ.
Правильно,
что целесообразно бригады расформировать, а личный состав направить на фронт,
так как у них, кроме того, уйма офицеров в запасе.
Указанные
мероприятия по расформированию откладывал, так как за кромку берега и базы ни
китайцы, ни корейцы браться не хотят.
Наименование
“морское” их обязывает быть на море и оборонять базы. Это вынуждало меня
несколько откладывать этот вопрос.
Вполне
целесообразно: бригады расформировать, базы включить в УР и ограничить их
состав не более пяти, реорганизацию провести после боев, сейчас их использовать
на обороне побережья, куда придать и танки, и артиллерию, прибывающие по Вашему
указанию несколько позднее.
“Гигантоманией”
заражены не только моряки, копирующие нас, но и все остальные рода войск…
…9.
Прикрытие побережья осуществить:
а) Системой
укрепленного района;
б) Военно-морская база должна быть включена в укрепленный район, а морские бригады расформированы;…»
4 февраля 1951
г. главный военный советник дал
телеграмму Председателю Совета Министров Советского Союза об ответе корейского
руководства на телеграмму «О принимаемых
мерах по реорганизации Корейской Народной Армии». В нем руководство КНДР в
вопросах касающихся флота указало: «…3.
Морские бригады временно сохранять для обороны баз и кромки берега.
Для усиления морских бригад значительно сократить ВМУ; матросскую школу и аппарат командующего флотом…»
Работа по сокращению раздутого штата северокорейского флота началась. В соответствии с приказом № 0127 Верховного командования Корейской народной армии от 18 февраля 1951 г. Военно-морской штаб передал армейские подразделения - морскую пехоту Сухопутным войскам 15 марта 1951 г. В армию был переведен 451 офицер, 128 сержантов и рядовых. Кроме того до лета 1951 г. планировалось передать в армию 625 офицеров, 187 сержантов и рядовых.
По состоянию на 1 апреля 1951 г. согласно рапорту главного военного советника при КНА генерал-лейтенанта В. Н. Разуваева численность личного состава флота была сокращена на 70% от первоначальной и составляла: фактическая – 6544 человека (штатная – 7213 человек), в том числе офицеров 1006 (1006), старшин 1828 (1946), рядовых 2593 (2761), курсантов военно-морского училища 1117 (1500). На 1 апреля 1951 г. военно-морской флот фактически не располагал боевой техникой, а флотилия боевых кораблей прекратили существование. Из имевшихся в начале войны 22 боевых корабля остались только 5, три ушли в Советский Союз, а два находились на ремонте в Синыйджу. Руководство военно-морского флота, личный состав и подразделения военно-морских баз находились в процессе восстановления и обустройства ранее оставленных и потом отбитых военно-морских баз, обустройстве подразделений береговой обороны, пунктов и средств наблюдения и оповещения, а также в восстановлении утерянных боевых документов. Во время эвакуации военно-морского штаба и учреждений большое количество важных документов было уничтожено, и они так и не были восстановлены.
Корабельный состав ВМФ на 1 апреля 1951 г.:
В СССР - 1 МПК пр. 122 («БО-125» «Телеграфист») «№ 11», 1 морской охотник типа ОД-200 «№ 14» и 1 торпедный катер типа Г-5 X-серии «№ 29».
В Синыйджу - патрульные корабли «№ 32» (240 тонн, построен в Чиннампо) и «№ 23».
На ВМБ Чиннампо – 1 шхуна в 30 тонн (в боевой готовности), 1 шхуна в 30 тонн (в ремонте), 4 кунгаса (для установки мин) по 20 тонн (в боевой готовности).
На ВМБ Вонсан (в районе рыбных промыслов Донгвон-вэй,) – 3 шхуны в 50 тонн (в море), 2 шхуны в 30 тонн (в боевой готовности), 1 шхуна в 30 тонн (в ремонте) и 2 кунгаса (для установки мин) в 20 тонн (в боевой готовности).
В порту Чхонджин – 2 шхуны в 35 тонн (в боевой готовности) и 2 кункаса (для установки мин) в 20 тонн (в боевой готовности).
В порту Наджин – 1 судно водоизмещением в 50 тонн – боевая единица военно-морского училища.
В порту Унго – 5 шхун в 50-80 тонн (в резерве).
Береговая артиллерия – состоит из двух береговых артиллерийских полка укомплектованных тремя дивизионами 107-мм орудиями и пятью дивизионами 76-мм орудиями.
И как
констатировал главный военный советник при КНА генерал-лейтенант В. Н. Разуваев
в своем рапорте: «В настоящее время военно-морской флот Республики способен
выполнять следующие ограниченные задачи, исходя из своих боевых возможностей и
технического оснащения:
- Морское
наблюдение и отслеживание деятельности на море.
-
Обеспечения постановки мин со шхун
- Подготовка кадров.»
Несмотря на то, что американский флот к концу 1950 г. блокировал все северо-восточное побережье Кореи, значительная часть воинских грузов все же доставлялась к линии фронта морем из портов Чхончжин и Сончжин в Вонсан и Хыннам. В связи с этим с середины февраля 1951 г. американцы приступили к тесной блокаде Вонсана, в марте — Сончжина (8 марта) и Чхончжина, а 26 апреля — Хыннама. Для этой цели они ввели четыре тактические группы. Вблизи блокируемых объектов они захватили острова и создали там временные базы для своих сил. Так, во время морской блокады Вонсана на семи захваченных островах, занимающих господствующее положение над фарватером, ведущим в порт, были высажены корректировочные посты и небольшие части морской пехоты, на некоторых из них оборудовались стоянки для кораблей, а на одном даже построили, взлетно-посадочную полосу. Следует подчеркнуть, что блокадные силы, несмотря на отсутствие противодействия на море, несли потери от огня береговых батарей. Несколько раз из-за путаницы и нервозности американцы наносили удар по своим кораблям и судам союзников. 15 августа 1952 г. в ходе патруля против сампанов около Хыннама, американский тральщик «Chief» AM-315 не разобравшись открыл огонь по своему кораблю «Grapple» ARS-7, два снаряда поразили корабль, в результате на нем 2 убиты и 9 ранены. А 3 октября 1952 г. два самолета F4U от TF77 обстреляли остров Yangdo, и поразили два южнокорейских торпедных катера «MTB-25» и «MTB-27». Потерь в личном составе не было, но «MTB-27» получил повреждение машинного отделения. Ремонт был произведен американским эсминцем «Marsh» DE-699.
Так что в ходе контрнаступления КНА и КНД в апреле 1951 г. появилась необходимость установить береговые батареи для защиты важных районов побережья от десантов и артиллерийских обстрелов с моря. Для этой цели флоту было выделено 56 107 мм орудий и 48 76 мм орудий. Но этого оказалось недостаточно, поэтому позже были сформированы артиллерийско пулеметные бригады. При этом артиллерийские орудия 76 мм и 107 мм были маломощными в борьбе даже с небронированными кораблями их снаряды причиняли лишь минимальные повреждения. Тем не менее, возросшее сопротивление войск КНА с июля 1951 г. привело к сосредоточению действий кораблей противника на контрбатарейной деятельности, а не на более значимых объектах блокады.
Так что не удивительно, что упор был сделан на более качественную подготовку остающегося личного состава флота.
С марта 1951 г. Военно-морская академия располагалась в Наджине, она вела подготовку по трем направлениям: навигация, связь и инженерный курс. Время обучения было рассчитано на 3 года с обязательным 1-летним подготовительным курсом. Для того чтобы иметь право поступить в академию, нужно было быть либо выпускником средней школы, сдавшим вступительные экзамены, либо военнослужащим северокорейской армии в возрасте от 21 до 26 лет со средним школьным образованием. Академия имела 2 моторных катера мощностью 60 и 50 лошадиных сил.
17 сентября 1951 г. в Тихоокеанском высшем военно-морском училище был сформирован иностранный факультет для подготовки офицеров КНР и КНДР (срок обучения 13 месяцев). 1 января 1952 г. в училище прибыли для подготовки 12 офицеров КНДР.
Помимо этого в организованных нашими специалистами военно-морских школах шла постоянная подготовка кадров для военного флота, в этом активно участвовали наши специалисты. Среди тех, кого за успешную работу правительство КНДР в марте 1952 г. решило «наградить орденом Корейской Народно-Демократической Республики советских военных советников за активную помощь Корейской Народной Армии и ревностное выполнение интернационалистических обязательств» были:
- советник начальника военно-морского училища генерал-лейтенант ВМФ Драчук Иван Николаевич - «активно участвовал в подготовке руководящего состава ВМФ Северной Кореи»;
- советник военно-морского инженера лейтенант флота Иванов Петр Игнатьевич который «активно оказывал помощь в подготовке руководителей военно-морской инженерии и проектах по постановке мин»;
- советник командира соединения морской связи капитан флота Перебержев Петр Иванович – «активное участие в подготовке кадров морской связи и непрерывной организации связи»;
- советник командующего Военно-морским тылом генерал-лейтенант тыла Якунин Алексей Васильевич за «деловые достижения в оказании помощи военно-морским тыловым операциям, способствующие непрерывному снабжению частей ВМФ».
В мае 1952 г. контр-адмирала Богуславского Николая Феоктистовича в должности старшего военного советника военно-морского командования Корейской народной армии сменил капитан 1 ранга Кулешов Вячеслав Кузьмич, который и занимал ее до окончания войны.
Всего в годы войны количество советских военных советников колебалось от 152 до 164 человек, при этом согласно указаниям начальника Генерального штаба Советской Армии главному военному советнику при КНА, все они были распределены для работы по центральным управлениям, армейским звеньям и учебным заведениям. Но для более эффективной их работы с середины 1952 г. и до окончания войны аппарат советников был увеличен на восемь должностей, в том числе для работы в ВМФ, там они находились при командующем флотом, флагманском штурмане, минере и механике флота, начальнике кафедры артиллерии Военно-морского училища КНА, начальниках связи, тыла и гидрографии флота. И работы им хватало.
Деятельность флота была сильно ограничена из-за явного превосходства противника. Уже с 1951 г. высадка десантов ввиду господства авиации противника стала делом трудным. Если в течение темного времени и удавалось высадить десант, то через непродолжительное время к месту его высадки подходили корабли интервентов (до крейсеров включительно), высаживали свои войска и, как правило, уничтожали высадившийся десант КНА.
Так, например, в феврале 1952 г. Верховное Главнокомандование КНА решило освободить острова Арефьева, расположенные северо восточнее порта Сончжин (Songjin) в Восточно-Корейском заливе. Острова находились в пределах досягаемости огня артиллерийских батарей. На самом большом острове – Яндо Килчу, который намечалось освободить в первую очередь, вражеский гарнизон состоял всего из 200 человек. В распоряжении гарнизона имелись две шхуны и 10 шлюпок. В ночь на 20 февраля усиленная рота (165 человек, 8 станковых и 11 ручных пулеметов, 2 гранатомета, 2 противотанковых ружья, одно 60 мм орудие) переправилась на подручных плавучих средствах и в 1 ч 40 мин высадилась на о. Яндо Килчу. Через 35 мин на соседний о. Яндо (Yang-do) высадилась вторая десантная группа. На островах завязались бои. Гарнизон Яндо Килчу был вскоре уничтожен. Гарнизон же о. Яндо оказывал упорное сопротивление. В 4 ч к острову подошли вызванные противником пять эскадренных миноносцев и несколько тральщиков. С кораблей на остров было высажено подкрепление гарнизону численностью до роты. Одновременно корабли, разделившись на две группы, открыли огонь по участку высадки. Вскоре огнем были уничтожены плавучие средства десантной группы, а затем и мужественно сопротивлявшиеся все бойцы этой группы. Часть бойцов второй десантной группы при отходе с острова сумела «проскользнуть» между вражескими кораблями и добралась до материка.
На рассвете артиллерийские батареи, установленные на берегу, с дистанции 30–60 кабельтовых открыли огонь по кораблям противника, среди них эсминец-тральщик «Endicott» DMS-35. Последние уклонились от артиллерийского поединка с батареями и вышли из зоны обстрела. В результате артиллерийского огня батарей эсминец «Shelton» DD-790 дважды получил повреждения. Корабли понесли бы большие потери, если по ним вели огонь не полевые батареи 76 мм и 107 мм калибра, а батареи береговой артиллерии более крупного калибра. Опыт высадки десанта на острова Арефьева показал, что без обеспечения боевыми кораблями и авиацией высадка десантов на подручных средствах при наличии в этом районе боевых кораблей противника обречена на провал.
Основным средством борьбы северокорейского флота с противником являлись мины, об этом смотри в отдельном материале «Корейские эпизоды советского флота – Минно-тральные операции на море во время войны в Корее». Но уже со второй половины 1952 г. начались работы по пополнению корабельного состава флота и боевыми катерами.
Американская разведка в сентябре и октябре 1952 г. сообщала, что ВМС Северной Кореи недавно получил 14 патрульно-торпедных катеров из Советского Союза. И что эти катера со своими экипажами проходят подготовку в гавани Унги на восточном побережье Кореи, в нескольких милях от советской границы. В декабре 1952 г. появились подробности. Катера прибыли из СССР в начале июня 1952 г. В начале августа 1952 г. около 100 военнослужащих северокорейских ВМС с 10 советскими советниками проходили подготовку на пяти торпедных катерах в районе бухты Унги (130-25, 42-19).
Северокорейское военно-морское разведывательное бюро было организовано в сентябре 1952 г. в Сурендонге, город Сонгджин. Командиром бюро был КИМ Тал Сэм (KIM Tal-sam), 35 лет, капитан-лейтенант. КИМ родился в СССР и ранее возглавлял оперативный отдел военно-морской базы близ Чиннампо. КИМ был переведен в Сонджин в марте 1952 года. Восемь патрульных катеров, каждый из которых был оснащен тремя советскими пулеметами и двигателем мощностью 30 лошадиных сил, были отправлены в Сонгджин из Владивостока в октябре 1952 года.
А уже 27 января 1953 г. американцы в течение полутора часов отслеживали радарный контакт с судном развивавшим скорость до 25 узлов у Kalma Wan на северо-восточном побережье Кореи, что явно напоминало на характеристики торпедного катера.
В начале 1953 г. по данным американской разведки Военно-морские силы Северной Кореи открыли штабную школу в Сосуре (N 42-16, E 130-36) в двухэтажном бетонном здании недалеко от побережья. Учащиеся – 300 военнослужащих северокорейского военно-морского флота в званиях от первого лейтенанта или выше, были размещены в двенадцати бетонных зданиях к северо-востоку от здания школы. Их обучали 6 советских инструкторов. За школой были закреплены одно советское учебное судно и три деревянных патрульных катера. За этот период 53 офицера из училища приняли участие в маневрах у берегов Северо-Восточной Кореи.
Наличие советских инструкторов в школе указывали американские источники и в конце лета 1953 г. По данным американской разведки весной (после марта) 1953 г. в северокорейскую военно-морскую школу в Сосуре (Sosura, N 42-16, E 130-36) должны были прибыть 10 советских инструкторов. Кроме того, из СССР в Сосуру должны были быть отправлены три советских техника и пять радиолокационных установок, а также пять небольших патрульных катеров военно-морского флота.
По данным американской разведки 5 марта 1953 г. 15 северокорейских военно-морских офицеров вернулись в штабную школу ВМС Северной Кореи в Сосуре (N 42-16, E 130-36) после прохождения шестимесячной подготовки в советском учебном центре.
Основным оружием флота в борьбе с американцами и их союзниками продолжали оставаться мины, в первом квартале 1953 г. их установили 860 единиц за короткий промежуток времени, используя переоборудованные небольшие суда как новой постройки так и старые. В составе ВМФ на Восточном побережье было шесть таких малых кораблей, а на Западном побережье как констатировала 26 марта 1953 г. американская разведка в своем отчете, в составе 1-й боевой эскадрильи – два 260-тонных минных заградителя и шесть 6-тонных малых заградителя. По их данным в двух случаях на западном побережье мины ставились одним из 260-тонных минных заградителей и в тридцати случаях малым 6-тонным заградителем «САН ХО» (SAN HO).
Об основных аспектах деятельности северокорейского флота можно судить по докладу Главного военного советника при КНА в Генеральный штаб Советской Армии от 30 апреля 1953 г.:
«В первом
квартале 1953 года флот Корейской народной армии продолжал выполнять следующие
задачи:
1.
Наблюдение и немедленное сообщение об активности вражеских кораблей в
прибрежной зоне Северной Кореи
2. Установка
мин в рамках подготовки к десантным операциям на побережье Северной Кореи
3. Подготовка офицеров Военно-морского флота в Военно-морском училище.»
По первому
пункту отмечалось: «Деятельность Военно-морского флота по наблюдению и
отчетности в том же квартале была следующей:
а)
Наблюдение, сообщающее о разведке близлежащих морских, воздушных и наземных
объектов со станции и сообщающее о разведке вышестоящим властям.
б) Обеспечить
непрерывную связь между командованием флота и высшим командованием,
военно-морскими базами, военно-морскими училищами, районами и пунктами
наблюдения и отчетности, а также другими подразделениями.
в)
обеспечить связь между военно-морскими базами, летными подразделениями,
наблюдательными пунктами и сухопутными войсками.
Миссия по
обеспечению наблюдения и связи военно-морской системы отчетности о наблюдении
выполнена надлежащим образом. У высшего командования не было никаких указаний
относительно системы отчетности военно-морских наблюдений за тот же квартал.
По-прежнему
не хватает материально-технической поддержки для системы отчетности о
наблюдениях.
Связь между
военно-морским флотом и армией в Восточном секторе значительно улучшилась.
В настоящее время военно-морская база располагает проводной и беспроводной сетью связи с военным командованием, которая систематически эксплуатируется.»
По второму пункту отмечалось: «В этот период ВМФ Народной армии Чосон участвовал в противодесантной обороне прибрежной зоны Северной Кореи и ставил мины в прибрежной зоне с высоким риском высадки.» Приводились данные о количестве и местах постановки мин на 1 апреля 1953 г. Этот аспект подробно отражен в материале «Минно-тральные операции на море во время войны в Корее.»
В третьем
пункте «Подготовка военно-морских кадров в Военно-морском училище» отмечалось:
«В первом квартале 1953 года ВМФ продолжал выполнять учебную задачу
военно-морского флота, предоставленную командованием Народной армии Чосона.
Офицеры военно-морского флота углубили свое понимание теории и практики благодаря годичному курсу военной подготовки в Военно-морском училище, пятимесячному специальному военному обучению при штабе военно-морского флота и курсу военной подготовки в соответствии с Планом боевой подготовки штаба Военно-морского флота.» При этом продолжалась практика, начатая в начале 1951 г. по чистке командного состава на имеющего необходимой подготовки по специальности: «В первом квартале 1953 года ВМФ значительно сократил число офицеров, не получивших военно-морского и общего военного образования. В настоящее время 70-80% военно-морских офицеров начального уровня завершили специализированное военно-морское обучение или общее военное образование, но многие из старших военных офицеров еще не получили специализированное военно-морское обучение или общее военное образование.»
По объективным причинам пополнение флота командными кадрами прошедшими необходимую подготовку не могло идти быстро, так в первом квартале ВМФ пополнился 16 офицерами, прошедшими в течение года в Советском Союзе специальную подготовку по следующим направлениям: 4 навигация, 4 артиллерия, 4 минно-торпедное дело и 4 береговая оборона.
Кроме того
в 1953 г. в целях укрепления военного
образования в первом квартале 1953 г. ВМФ направил офицеров в учебные заведения
КНА: 2 человек в Академию КНА, 3 человек в Школу тыла КНА и 2 человек в
Артиллерийское училище КНА. Продолжалась отправка офицеров флота на обучение за
границу: «а) Советский Союз 11 человек: связисты, технический персонал,
обучение заканчивается в апреле 1953 года.
б) Китай 100
человек: после окончания Северокорейской военно-морской академии, служат
учениками офицеров. Годовой курс обучения (1 февраля 1953 г. - до 1 февраля
1954 г.).
Количество человек, прошедших обучение по программе, следующее: штурман - 16 человек, наводчик - 16 человек, минер - 11 человек, оператор - 23 человека, технический персонал - 19 человек, гидрографы - 12 человек.»
В материале
американской разведки «Возможности коммунистов и возможные направления действий
в Корее» от 3 апреля 1953 г. в
материалах по флоту отмечалось: «17. Военно-морские силы. Небольшой
довоенный военно-морской флот Северной Кореи был в значительной степени
уничтожен в начале корейской войны. За исключением значительного потенциала по
постановке мин, его нынешняя эффективность незначительна…
18. СССР поставляет коммунистическому военно-морскому флоту Китая и, в меньшей степени, военно-морскому флоту Северной Кореи моторные торпедные катера и другие малые военно-морские суда, а также морское вооружение, мины, ПВО, радары, палубное снаряжение и средства для траления мин…»
По данным американской разведки к концу войны состав основных подразделений северокорейского флота оставался аналогичным тому, что было и в начале.
Штаб военно-морских сил Северной Кореи, известный как 540-я воинская часть, находился в пещерах в одной миле к северу от Он-Донга (On-dong; N 39-06, E 125-50) близ Чонса-Донга (Chonsa-dong; N 39-10, E 125-54). Он имел следующие отделы: Политический персонал, штатный персонал, тактическая подготовка, безопасность, тыловая служба, политический, генеральный штаб, оперативный, связи, артиллерийский, гидрографический, личного состава и медицинский. Эти подразделения, наряду со школой офицеров Военно-морского флота и учебным центром, находились под руководством главнокомандующего военно-морскими силами Северной Кореи, которому помогали три советских военно-морских советника: майор-артиллерист, капитан-штурман и лейтенант-инженер.
Кстати такое малое число советников видимо, связано с тем что, накануне подписания соглашения о перемирии в Корее начальник Генерального штаба Советской Армии Маршал СССР В. Д. Соколовский отдал распоряжение главному военному советнику, в котором потребовал, чтобы «к моменту подписания в боевых частях КНА не было ни одного нашего советника, в Корее оставить минимальное количество советников, остальных отпустить в отпуск». В январе 1954 г. все советские военные советники возвратились в Северную Корею и продолжили работу в центральных управлениях, военно-учебных заведениях, армиях, а также в соединениях, оборонявших морское побережье. Исключение составляли войска, занимавшие оборону севернее демаркационной линии.
Командование занималось руководством подчиненных им ВМБ Вонсан, Наджин, Чиннампо, подготовкой военно-морских офицеров Военно-морской академии и Военно-морском учебном центр и организацией сторожевых постов для обнаружения кораблей Организации Объединенных Наций и наблюдения за ними. Снабжение штаб-квартиры осуществлялось с трех складов.
На восточном побережье основной была военно-морская база Вонсан, значилась как 597-е военно-морская часть, состоящая из 1-й флотилии, 2-й флотилии, 3-й флотилии и 4-й флотилии, подразделения охраны, подразделения береговой обороны, транспортного подразделения.
На западном побережье основной была военно-морская база Чиннампо, значилась как 587-я военно-морская часть, состоящая из 5-й флотилии, минных заградителей, патрульных катеров и подразделения охраны базы.
На 1 апреля личный состав северокорейского флота насчитывал 3573 человека, и распределялись они таким образом:
|
|
Офицеры |
Сержантский состав |
Рядовые |
Морская пехота |
Всего |
|||||
|
Штат |
Фактически |
Штат |
Фактически |
Штат |
Фактически |
Штат |
Фактически |
Штат |
Фактически |
|
|
Военно-морской штаб |
125 |
117 |
99 |
159 |
171 |
102 |
- |
- |
395 |
378 |
|
Военно-морская база Вонсан |
286 |
247 |
743 |
970 |
669 |
421 |
- |
- |
1698 |
1638 |
|
Военно-морская база Нампо |
132 |
123 |
282 |
397 |
303 |
183 |
- |
- |
717 |
699 |
|
Военно-морское училище |
178 |
159 |
248 |
256 |
141 |
121 |
500 |
322 |
1067 |
858 |
|
Всего |
721 |
646 |
1372 |
1778 |
1284 |
827 |
500 |
322 |
3877 |
3573 |
Командный состав ВМС КНДР на конец войны по данным американской разведки:
Главнокомандующий - вице-адмирал ХАН Иль Со (HAN Il-so) он сменил ХАН Иль Му (HAN Il-mu).
Начальник штаба - контр-адмирал КИМ Вон Му (KIM Won-mu).
Начальник оперативного отдела - капитан КИМ Чиль Сон (KIM Ch'il-song), выпускник Северокорейской военно-морской академии.
Начальник тактической подготовки - капитан КИМ Сон Кван (KIM Son-kwan).
Член оперативного штаба - капитан ЧОНГ Сун Чол (CHONG Sun-ch’ol).
Член штаба тактической подготовки - капитан-лейтенант КИМ Сун Сон (KIM Sun-son).
Начальник военно-морской офицерской школы - вице-адмирал КИМ Кван Ен (KIM Kwang-yon).
Начальник политического отдела Военно-морской офицерской школы - капитан ЧО Чонг-чол (CHO Chong-ch'ol).
Инструктор Военно-морской офицерской школы - коммандер КИМ Ге Сон (KIM Kyo-song).
Начальник Военно-морского учебного центра (NTC) - коммандер КИМ Йом (KIM Yom).
Начальник технического отдела в NTC - коммандер Се Ток-Чол (Sö Tok-ch'ol), раньше он числился начальником штаба ВМБ Чиннампо.
Начальник оперативного отдела NTC - капитан КИМ Мен Хо (KIM Myong-ho).
Начальник политического отдела NIC - капитан КИМ Унг Пин (KIM Ung-pin), ранее он являлся начальником политического бюро штаба военно-морских сил.
Главный инструктор по инженерным вопросам в NTC - капитан-лейтенант КИМ Чанг Ок (KIM Ch’ang-ok).
Главный инструктор по навигации в NTC - капитан-лейтенант МУН Ман Сон (MUN Man-song).
Главный инструктор по стрельбе в NTC - капитан-лейтенант ЧИН Чу-Мун (CHIN Chu-mun).
Командующий военно-морской базой Вонсан - капитан ХОНГ Тонг Чоль (HONG Tong-ch'ol).
Командир 1-й флотилии - капитан КО Чу-мен (KO Chu-myong).
Командир 2-й флотилией - коммандер КИМ Чон Ок (KIM Chun-ok).
Командир 3-й флотилией - коммандер ХОНГ Пом Ки (HONG Pom-ki).
Командир 4-й флотилии - капитан ЧОН Вон Ен (CHON Won-yong).
Командующий военно-морской базой Чиннампо - коммандер ХЕ Мун-су (HÖ Mun-su), он видимо сменил КИМ Чанг Ток (KIM Ch'ang-tok).
18 июня 1953 г. произошло первое столкновение ВМС КНДР с кораблями противника за последние годы. 18 июня южнокорейский катер выполнявший разведку в гавани Вонсана столкнулся с северокорейским патрульным катером, это был первый контакт с ВМС КНДР здесь за более чем год. Северокорейский катер (HID boat) через 10 минут ушел к берегу под прикрытием огня 105-мм береговых орудий. Судно было длинной 30 футов, двигатель развивал скорость 20 узлов, оно было оборудовано радиостанцией, вооружено крупнокалиберными пулеметами, базукой, ракетными пусковыми установками и различным стрелковым оружием.
27 июля 1953 г., Китай, КНДР и США подписали соглашение о перемирии, завершившее продолжавшуюся более трех лет войну на Корейском полуострове.
В сентябре 1953 г., а потом и в марте 1954 г. штат военных, военно-морских советников и обслуживающего персонала в КНА был пересмотрен. Согласно новому перечню должностей 1954 г., общая штатная численность аппарата военных советников в КНА была определена в 164 человека, в том числе и 12 военно-морских советников. Сохранение такого штата советников было вызвано необходимостью решить следующие задачи: «обеспечить организованное развертывание боевой подготовки в КН А и дальнейшее укрепление боеготовности войск и военной техники; продолжить изучение и обобщение опыта Корейской войны».
Начиная с 1950-х годов, СССР оказывал помощь в подготовке и обучении корейских военнослужащих, в том числе и в своих военно-учебных заведениях. В целом до 1992 г. в СССР/России прошли обучение 2614 военнослужащих КНДР, включая и 175 человек для ВМФ КНДР.
Литература:
Атаки ВВС КНДР по кораблям
противника.
Первая атака была проведена 29 июня, когда авиация КНА совершила налет на порт Инчхон и потопила 11 вражеских кораблей малого тоннажа.
Вторая атака уже в Японском море произошла 3 июля в 20.12 когда два штурмовика атаковали британский фрегат «Black Swan» F-116, нанеся ему незначительные повреждения они скрылись. Следующая атака ВВС КНА на судно противника произошла только 22 августа.
22 августа воспользовавшись отсутствием почти всех вражеских авианосцев в Желтом море (три авианосца: британский «Triumph» R-16, американские «Valley Forge» CV-45 и «Philippine Sea» CV-47 ушли для пополнений запасов в Японию), вблизи о.Токчок (Токусеки) юго-западнее Инчхона два северокорейских штурмовика Ил-10 атаковали британский эсминец «Comus». Корабль был тяжело поврежден, один член команды погиб. Для эскортирования поврежденного корабля в Куре был выделен британский эсминец «Consort» и американский авианосец «Sicily» CVE-118.
23 августа там же северокорейские самолеты вновь атаковали и повредили южнокорейский тральщик построенный в США. Северокорейское агентство, делая заявление об атаках 22 и 23 августа, сообщило что оба атакованных корабля были потоплены.
Пятый случай имел место 17 сентября 1950 г. во время Инчхонской операции, в Желтом море два северокорейских самолета Як-3 и Ил-10 атаковали американский крейсер «Rochester» CA 124, сброшенная на него бомба не взорвалась. После этого самолеты обстреляли «Rochester» и британский крейсер «Jamaica» из пулемета и пушек. На американском крейсере один член экипажа погиб, двое ранены, и если ответного огня с американского крейсера не последовало, то огнем британского крейсера «Jamaica» один из самолетов был сбит. Это был первый самолет сбитый корабельной артиллерией в этой войне.
Небольшое число атак по кораблям со стороны ВВС КНДР объясняется тем что их и было не очень много и все они выполнялись для поддержки сухопутных частей. Всего в июне-сентябре 1950 г. штурмовая авиация КНА произвела — 98 самолето-вылетов с общим налетом около 100 ч. В том числе в июне — 44 самолето-вылета, в июле — 46, в августе — 4, в сентябре — 4.
По некоторым косвенно подтвержденным данным летом-осенью 1950 г. в небе Кореи на поршневых самолетах вместе с северокорейцами воевали и советские летчики. Во-первых, это подтверждают американцы, которые уже летом 1950 года слышали в радиоперехватах переговоры в воздухе на русском языке. Конечно, можно предположить, что переговаривались корейские летчики, прошедшие обучение в советских авиашколах, но очень уж это маловероятно. Возможно, что в составе ВВС КНА были советские корейцы, всю жизнь прожившие на территории СССР и служившие в ВВС СССР. Но версия о том, что это были советские летчики, все же видимо основная. Во-вторых, и наши летчики, особенно из 151-й ГИАД, которые прибыли в Китай в июле 1950 года также слышали русскую речь в воздухе и неоднократно видели на китайских аэродромах, пограничных с КНДР, поршневые Як-9 и Ла-9 с опознавательными знаками ВВС КНДР и мало того - видели явно русских летчиков в кабинах этих машин.
В марте 1950 г. в Китай прибыла специальная группа, состоявшая из двух эскадрилий бомбардировщиков Ил-28 из состава 132-й БАД под командованием Героя Советского Союза майора Н.А. Арсеньева. С началом активных боевых действий экипажи Илов из этой группы стали активно привлекаться к разведывательным полетам над территорией Южной Кореи. Естественно, что самолеты несли китайские опознавательные знаки, а летчиков переодели в китайскую форму. По воспоминаниям участника тех событий Петра Александровича Шпака, летчики его подразделения осуществляли разведку и наблюдение за кораблями ВМС США и их союзников и портов базирования в Южной Корее. Мало того, он рассказал, что в одном из вылетов он был сбит, но смог совершить вынужденную посадку в Северной Корее. Это был 13-й вылет его экипажа в составе штурмана Александра Семеновича Пащенко и стрелка-радиста Сергея Степановича Бочарова. Интересно и то, что из них 12 были разведывательными полетами в ночные и утренние часы и 1 боевой с бомбометанием цели в Южной Корее! По его словам их сбил реактивный истребитель - по всей видимости, F-80 или вероятней всего палубный F9F "Пантера", так как выход на цель наши летчики осуществляли со стороны моря, туда же и уходили. 27 июля по сообщению пилота F-80С "Шутингстара" Бартона Тэйера (Burton E. Thayer) из 80-ой эскадрильи 8-ой FBW он сбил Ил-10 (официально не засчитан) который огнем поддерживал наступление своих войск.
Рассказу П.А.Шпака можно было бы не поверить, тем более что даты он не помнит, но в его архиве оказалась справка медкомиссии, в которой говорится, что "старший лейтенант Шпак П.А. с 31.07.50 г. по 2.10.50 г. проходил лечение в госпитале (в\ч 08722)", таким образом можно утверждать, что факт сбития имел место в конце июля 1950 г. По словам Шпака, их авиагруппа была в Китае до конца боевых действий, после чего сдала самолеты союзнику и убыла в Союз. За все время потери составили 2 самолета Ил-28 и один экипаж (потерян был где-то в 1952-53 годах).
В дальнейшем в ходе войны, были отмечены новые попытки авиации атаковать корабли, участвовавшие в блокаде.
Так 15 апреля 1951 г. в Желтом море 3 самолетами был атакован южнокорейский фрегат «Apnok» (бывший американский Rockford PF-48, переданный в октябре 1950 г.), возвращавшийся от устья реки Ялуцзян. Атаку ему удалось отразить, он подстрелил один из самолетов, но и сам был сильно поврежден, а экипаж понес большие потери.
29 декабря 1951 г. американский эсминец «Eversole» DD-789 был обстрелян ночью неопознанным самолетом когда он патрулировал к югу от островов Sokto.
А 25 ноября 1952 г. рядом с американским тральщиком «Thompson» DMS-38 в районе Вонсан с реактивного самолета были сброшены шесть - восемь бомб, самая близкая приблизительно в 300 ярдах от корабля.
Литература:
Береговая оборона.
После сформирования в августе 1949 г. ВМС КНДР в каждой базе флота Чхонджине, Вонсане и Джиннампо (Нампхо) были созданы диспетчерские пункты и посты связи, чтобы сосредоточить внимание на морском наблюдении и обороне побережья. Из-за того что 2-е командование штаба ВМС Северной Кореи в Вонсане играло ключевую роль в ВМС там был сформирован 588-й полк береговой обороны. После ее формирования основные силы ее были переброшены в район Вонсана для обучения, и только отдельные подразделения начали боевое развертывание на местности.
По состоянию на начало мая 1950 г. одна артиллерийская батарея была развернута в районе полуострова Ходо (호도) четыре 76-мм орудий, в Соходжине (서호진에는) были установлены восемь 76-мм орудий, а в Хвадо (화도) планировалось установить 4 орудия. Взвод снабжения располагался в Карме (갈마에), а штаб находился в Вонсане. 10 июня одна рота была переброшена из Соходжина в Хвадо.
21 июня 1950 г. за четыре дня до начала Корейской войны, 588-й полк завершил свое развертывание на полуострове Галма в соответствии с боевым приказом начальника ВМБ Вонсан. Перед полком поставили задачу по обороне районов залива Ёнхын, порта Вонсан и порта Хыннам. Батальоны были переброшены в крайне важные порты Вонсан и Хыннам, а штаб полка и подразделения тылового обеспечения располагались в районе Вонсан.
Так что в начале войны 588-й полк береговой артиллерии входивший в состав 2-го командного штаба ВМС Северной Кореи в Вонсане состоял из трех батальонов – 1-й и 3-й располагались в Вонсане, 2-й батальона (за исключением 5-й батареи) батальона (за исключением 5-й батареи) в Хыннам, личный состав полка насчитывал 1134 человек. (Чуприн К.В. «Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи» Центрполиграф, 2012 г.) Перед ним была поставлена задача используя маневренные отряды отражать и уничтожать вражеские корабли до порта Мухо (묵호).
Так что после начала войны и по мере продвижения северокорейской армии к реке Накдонг и продолжения движения линии фронта на юг зона ответственности 588-го полка расширялась и до района Чумунджин и Каннын в провинции Канвондо, куда был перебазирован 3-й батальон, а некоторые подразделения действовали как мобильные единицы. Хотя 588-й полк продемонстрировал некоторые недостатки в поддержании воинской дисциплины и управлении вооружением, он добросовестно выполнял возложенную на нее оперативную задачу с момента начала Корейской войны и до начала августа.
В период с 29 июня по 15 сентября 1950 г. включительно корабли блокирующих сил 89 раз обстреливали военные объекты противника, расположенные на восточном побережье Кореи. Тысячи тонн снарядов корабельной артиллерии разрушали мосты, военные склады, железнодорожные пути, туннели, доты, сортировочные станции, заводы, склады горючего, уничтожали орудия и войска противника. Такого обилия целей и такого слабого ответного огня со стороны противника, американские корабли никогда больше не встречали.
Причиной этого было отсутствие развитой береговой обороны КНДР. Из-за отсутствия стационарных или подвижных (железнодорожных и на механической тяге) береговых батарей задачи береговой артиллерии решали полевые батареи среднего калибра. Береговым батареям приходилось вести огневой бой с крейсерами, фрегатами и эскадренными миноносцами. Но огонь артиллерийских батарей по крейсерам, имеющим броню, или даже по эскадренным миноносцам, обстреливавшим береговые объекты с больших дистанций, был мало эффективным. Тем не менее их огонь заставлял корабли противника опасаться их. Так, 8 июля береговые батареи на восточном побережье в районе 37 параллели отвечая на обстрел британского крейсера «Jamaica» C-44, фрегата «Hart» F-58 и американского эсминца «Lyman K. Swenson» DD-729, поразили 76-мм снарядом крейсер «Jamaica», убито 6 и ранено 5 моряков.
В августе подразделения КНА все чаще открывали ответный огонь по кораблям обстреливающим их позиции. 1 августа в 16 часов к порту Онгдин подошел отряд легких сил противника в составе двух крейсеров и эскадренного миноносца. С дистанции 60 кабельтовых они начали обстрел порта и боевых порядков войск КНА. 76-мм батарея 918-го артиллерийского полка открыла по кораблям огонь. Снаряды падали около кораблей, и отдельные залпы накрывали цели, но противник продолжал маневрировать и вести огонь по берегу. Выпустив 400 снарядов, корабли отошли на юг. 2 августа американский эсминец открыл огонь по г. Чумунджин, береговые батареи ответным огнем отогнали его. Артиллеристы заявили что эсминец получил четыре попадания, загорелся и ушел. 4 августа американский эсминец в течение длительного времени обстреливал войска, располагавшиеся в населенном пункте южнее порта Чумунжин. В этот район была вызвана «кочующая» 76-мм батарея. Она заняла открытую огневую позицию у уреза воды и с дистанции 20 кабельтовых открыла огонь по эскадренному миноносцу. Первые же залпы накрыли цель, на корабле возник пожар, и эскадренный миноносец начал отходить от берега переменными курсами, перенеся свой огонь на батарею. 5 августа американский боевой корабль пытался обстреливать о. Пякендо (Хакурей) у западного побережья, но огнем береговой батареи он был отогнан.
Каких либо данных о реальных успехах северокорейских артиллеристов в августе и начале сентября 1950 г. (до Инчхонской операции) пока обнаружить не удалось. Сообщения же о попаданиях в американские корабли которые фигурируют в военных сводках КНДР преувеличены и большинстве случаев не подтверждаются. В этом отношении наиболее ярким примером является боевое столкновение произошедшее 20 августа.
В военной сводке главного командования Народной армии Корейской народно-демократической республики от 23 августа 1950г. сообщается: «20 августа американский эсминец № 726 напал на один из районов восточного побережья Северной Кореи южнее Хамхына (Канко) и пытался вести обстрел. В результате массированного огня береговой артиллерии Народной армии корабль получил 27 прямых попаданий. На эсминце были разбиты 3 орудия крупного калибра, 2 – малого калибра, мачты, трубы и центральная часть корабля. Уничтожена большая часть экипажа. Горящий корабль, с трудом сохраняя скорость в 7 миль, ушел на юг и, по сообщениям жителей прибрежного района, после сильнейшего взрыва затонул.» Реально американцы эсминцев не теряли, да и такие потери не остались бы без внимания. Так что при дальнейшем описании этого эпизода, например в публикации «ДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ В КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЕ 1950 – 1953гг.» краски были не так сгущены - 20 августа «кочующая» 76-мм батарея которая вела огнь 4 августа по эсминцу у Чумунджина, находясь на огневой позиции в районе Мукхо, вступила в бой с эскадренным миноносцем, приблизившимся к берегу на дистанцию 20 кабельтовых. Батарея первой открыла огонь и сразу же добилась попаданий. Корабль открыл ответный огонь и немедленно отошел от берега в море. На нем была снесена дымовая труба, поврежден ходовой мостик и, по-видимому, повреждена машина, так как он резко снизил скорость. Тоже неплохо, хоть и не потопили, но повредили. Но сами американцы несколько по иному видели этот бой. Сперва насчет эсминца № 726, этот номер был у американского эсминца «Meredith» DD-726, но он погиб в 1944г. во время высадки в Нормандии. 19 августа в патрулирование восточного побережья отправились крейсер «Toledo» CA-133 и эсминцы «Mansfield» DD-728 и «De Haven» DD-727. 20 августа эсминец «De Haven» DD-727 патрулируя вдоль восточного побережья в 17.00 был подвергнут артиллерийскому обстрелу с берега, ответным огнем выпустив 50 снарядов эсминец заставил батарею замолчать. Свою деятельность там эсминец продолжал до начала сентября.
На первом этапе, корабли противника подходили к берегу, вплотную пренебрегая оборонительными возможностями КНА в защите своего побережья от ударов с моря, так как огонь батарей войсковой артиллерии по кораблям был малоэффективен, вследствие отсутствия опыта у артиллеристов ведения огня по морским целям. Так что советские данные, о том, что с 29 июня по 15 сентября 1950 г. огнем артиллерийских батарей было потоплено два фрегата, четыре десантных корабля, одна шхуна, пять баркасов, повреждено 12 эскадренных миноносцев, два фрегата и один тральщик, являются многократно преувеличенными. Реально же были достигнуты попадания только в несколько судов, как например 8 июля в крейсер «Ямайка» (Jamaica), а о потопленных боевых кораблях (фрегаты, десантные корабли) и разговора нет.
Позже как отмечалось в отчете генерал-лейтенанта В. Н. Разуваева, в соответствии с приказом № 01327 Верховного главнокомандующего Корейской народной армии от 18 февраля 1951 года Военно-морские силы Северной Кореи реорганизовывались. В ходе этого процесса два полка береговой артиллерии были реорганизованы в три батальона 107-мм отдельной артиллерии и пять батальонов 76-мм отдельной артиллерии. По состоянию на апрель 1951 г. артиллерийский дивизион был укомплектован на 30-40% личным составом и на 100% командным составом. Однако там не было оборудования и инженерной оснастки, кроме того дальнейшее пополнение будет осуществляться на военно-морской оружейной базе в Вонсане, в мае-июне 1951.
В ходе контрнаступления КНА и КНД в апреле 1951 г. появилась необходимость установить береговые батареи для защиты важных районов побережья от десантов и артиллерийских обстрелов с моря. Для этой цели флоту было выделено 56 107-мм орудий и 48 76-мм орудий. Как правило, это были обычные полевые 76 или 107 мм орудия. Иногда устанавливались танковые пушки или самоходные орудия. В некоторых случаях орудия, с которых были сняты колеса, монтировались на железнодорожные платформы. Эти установки обычно находились в ближайшем туннеле и выкатывались из него, когда было необходимо открыть огонь. Но этого оказалось недостаточно, поэтому позже было продолжено формирование батарей более крупного калибра 155 мм. Батарей размещались продуманно и были почти неуязвимыми для огня корабельной артиллерии. В отвесных прибрежных скалах со стороны моря или на обратных скатах северокорейцы отрывали пещеры, группируя в них по 3–4 орудия, но нередко противник устанавливал и одиночные орудия в отдельных пещерах. Амбразуры делались очень узкими, только чтобы обеспечить достаточный сектор обстрела, но ни в коем случае не больше 1 кв. м. Входы обычно маскировали желто-зелеными маскировочными накидками, ветками деревьев, плетеными матами, а в зимнее время — белыми масками. Их было очень трудно обнаружить, но еще труднее было в них попасть. Корабли тратили на их подавление огромное количество боеприпасов, но редко добивались даже незначительных поверхностных разрушений, сами же получали повреждения. В 1952 г. и 1953 г. артиллерийские поединки происходили почти каждый день, американцы проводили специальные операции, по подавлению береговых батарей привлекая орудия главного калибра линкоров и крейсеров. Поединки были ожесточенные с переменным успехом. Так в течение августа 1952 г. береговые батареи поразили 9 судов ООН, что являлось лучшим результатом за время войны, в феврале 1952 г. число пораженных судов было 8. А вот в январе, июне и декабре 1952 ни одно судно ООН не было поражено снарядами.
7 января 1951 г. северокорейские артиллеристы одержали свою самую большую победу за всю войну. У восточного побережья в точке 38°00' N 128°47'E тайландский фрегат «Prasae» пришедший для обстрела береговых целей попал под массированный огонь 5-10 орудий замаскированных на берегу. Фрегат подошел слишком близко к берегу и уже третьим залпом был накрыт. Почти полностью был выведен из строя орудийный расчет, несколько снарядов попали в надстройку, в средней части начался пожар, который погасить не удалось. Следующими попаданиями была подожжена кормовая надстройка. Командир выбросил корабль на отмель. Там корабль горел почти сутки, 13 января фрегат «Прайз» был исключен из боевого состава ВМС Тайланда.
В основном береговые батареи наносили внезапный быстрый удар. 14 июня 1951 г. в поисках выгодных для себя целей вблизи Сончжиня американский тральщик «Thompson» DMS-38 подошел близко к берегу. Внезапно четырех орудийная батарея 76-мм пушек открыла по нему интенсивный и точный огонь. Немедленно ответив тем же, тральщик увеличил скорость до максимальной и начал уходить из зоны обстрела. Но прежде, чем ему удалось это сделать, он получил 13 прямых попаданий. При этом три человека были убиты и четверо ранены. Сильно пострадали центральный артиллерийский пост, радиорубка и радиолокация корабля. Тральщик почти на месяц был поставлен в док для ремонта. Такая же участь постигла и эскадренный миноносец «James C. Owens» DD-776. 7 мая 1952 г. этот корабль вел обстрел прибрежной дороги вблизи Сончжиня. Когда корабль подошел к берегу на дистанцию 2,7 км и открыл огонь прямой наводкой, на него обрушилась лавина огня. Десять 75-мм орудий выпустили по нему 100 снарядов. В течение 11 минут эсминец получил 6 прямых попаданий и был засыпан осколками рвавшихся поблизости дистанционных снарядов. На корабле вспыхнул пожар — горел погреб 40-мм орудий и до отказа набитые снарядами кранцы первых выстрелов. Корабль окутал густой черный дым. Для спасения эсминца пришлось произвести экстренное затопление артпогреба. Нашлись смельчаки из команды, сбросившие за борт снаряды из кранцев первых выстрелов.
В аналогичную западню попал и эсминец «Alfred A. Cunningham» DD-752. 19 сентября 1952 г., подойдя к берегу на 3 км, корабль открыл огонь по бригаде, занимавшейся восстановлением разрушенного моста. В ответ по нему 3 105 мм орудия открыли огонь, выпустив 150 снарядов. «В 14 часов 30 мин. батареи противника открыли по кораблю огонь и первым же залпом добились прямого попадания,— так начал свой рассказ командир корабля капитан 3 ранга Кларк.— Чтобы выйти из-под обстрела, я немедленно увеличил ход, развернулся в сторону моря и стал уходить, но корабль по-прежнему был окружен всплесками от снарядов. В последующие минуты мы получили еще 4 прямых попадания и, кроме того, вблизи нас разорвалось 7 или 8 дистанционных снарядов. Прямым попаданием были подожжены 4 глубинные бомбы; пламя от горящего тротила охватило большую часть кормовой рубки, густой плотный дым стал мешать управлению артиллерийским огнем. Командиры орудий и старший артиллерийский офицер продемонстрировали в этих труднейших условиях отличную выучку и боевое мастерство. В результате 5 прямых попаданий и близких разрывов 13 человек из состава команды получили ранения. Кроме того, взрывом был выведен из строя навигационный радиолокатор и разбит вентилятор форсированной тяги в передней кочегарке».
Интересную запись 11 августа 1951г. в вахтенном журнале сделал капитан-лейтенант Лерд, командир тральщика «Dextrous» AM-341, во время траления вблизи Сончжиня.
«12.43 —
Вызвали расчет 76-мм пушки.
13.09—Корабль
взят под обстрел береговыми батареями. Боевая тревога всей команде. Принимаю на
себя управление.
13.10—Начали
уходить зигзагообразным курсом самым полным ходом — 16 узлов. Получил прямое
попадание в носовую часть правого борта.
13.12 —
Прямое попадание в топмачты.
13.14— Множество
разрывов в воздухе и вблизи корабля. Ставлю дымовую завесу.
13.18 — Обрубил тралы. Потери: один убитый, двое раненых. В корпусе корабля две пробоины: одна диаметром около 30 см, другая — 15 см. Сильно пострадали: электрическое оборудование, радиоантенны, системы флажной сигнализации, уничтожен левый клотиковый фонарь».
Но иногда артиллерийские дуэли перерастали в много часовые сражения с привлечением значительных сил. 17 июля 1951 г. в заливе Юнгхин находился отряд кораблей противника, блокировавший порт Вонсан, в составе трех эсминцев «O'Brien» DD-725, «Blue» DD-744 и «Cunningham», двух минометных кораблей, двух тральщиков, двух транспортов, танкера и госпитального судна. Тральщики производили траление, эсминцы на малом ходу обстреливали береговые объекты, остальные суда стояли на якоре. На побережье залива было установлено шесть артиллерийских батарей. В 16.37 все батареи по установленному сигналу открыли огонь по кораблям. Эскадренные миноносцы увеличили ход и, двигаясь по кругу на скорости 22 узла, открыли ответный огонь по батареям. Была запрошена поддержка авиации. В 16.50 и 17.50 в круг вошли два минометных корабля и произвели по залпы из реактивных установок по позициям батарей. Огонь северокорейских артиллеристов был непрерывен и хорошо скоординирован между батареями на Umi-do, Hodo-pando и полуострове Kalma Pando. Несмотря на огонь береговых батарей эсминцы не прекращали огонь и за четыре с половиной часа выпустили по береговым батареям 2336 127-мм снарядов. В 18.30 учитывая ограниченный запас снарядов и недостаточную эффективность огня батарей, командующий флотом КНА приказал прекратить огонь, укрыть материальную часть и личный состав. Батареи израсходовали 191 снаряд 107-мм калибра и 82 снаряда 76-мм калибра. Американцы говорят о 500 выпущенных по ним снарядах. Наблюдались попадания в корабли, минометные корабли «LSMR-409» и «LSMR-525» получили несколько осколочных попаданий, причинивших незначительные повреждения, и никаких потерь среди экипажа. На эсминце «O'Brien» DD-725 один моряк был ранен. В 20.00 к эсминцам присоединился британский корабль «Morecambe Bay», а утром 18 июля в заливе Юнгхин появились линейный корабль «New Jersey» BB-62, крейсер «Helena» CA-75 и пять эсминцев. Крейсер и эскадренные миноносцы возобновили обстрел батарей. Из шести батарей были разрушены позиции только двух. Однако и остальные батареи были подавлены и не могли оказывать сопротивление.
Артиллерийские батареи 76-мм и 107-мм орудий были маломощными в борьбе даже с небронированными кораблями. Разорвавшийся снаряд такого калибра причинял лишь минимальные повреждения. Но несмотря на малый калибр орудий в батареях, использованных для обороны побережья, американцы вынуждены были для борьбы с ними привлечь значительное количество кораблей и самолетов. Против береговых батарей действовали корабли всех классов до линейных кораблей включительно. Береговые батареи не давали возможности эскадренным миноносцам и другим небронированным кораблям подходить близко к берегу для ведения прицельного огня. Противник был вынужден признать, что возросшее сопротивление войск КНА с июля 1951 г. привело к сосредоточению действий кораблей на контрбатарейной деятельности, а не на более плодотворных объектах блокады.
Всего же в ходе Корейской войны огнем береговых батарей были повреждены больше сотни кораблей, в том числе были поражены 2 линкора, несколько крейсеров. Американские корабли поврежденные береговой артиллерией:
Эсминец «Charles S. Perry» DD-697 поврежден 3 снарядами береговой батареи в Сончжин 23 декабря 1950.
Эсминец «Ozbourn» DD-846 поврежден береговой батареей в Вонсан 2 раненых, снаряды повредили центральный автомат стрельбы, пробили броню кормовой рубки, уничтожили прожектор правого борта, 18 февраля 1951.
Тральщик «Thompson» DMS-38 сильно поврежден береговой батареей в Сончжин, 3 убитых и 4 раненных, 14 июня 1951.
Фрегат «Hoquiam» PF-5 поврежден береговой батареей в Сончжин, 1 тяжело раненый, 7 мая 1951.
Линейный корабль «New Jersey» BB-62 поврежден береговой батареей в Вонсан, 1 убитый и 3 раненых, 20 мая 1951.
Эсминец «Brinkley Bass» DD-887 поврежден береговой батареей в Вонсан, 1 убитый и 9 раненых, 22 мая 1951.
Тральщик «Thompson» DMS-38 поврежден 14 снарядами береговой батареей в Сончжин, 3 убитых и 4 раненых, 14 июня 1951.
Эсминец «Frank E. Evans» DD-754 поврежден береговой батареей в Вонсан, 4 раненых, 18 июня 1951.
Эсминец «Henry W. Tucker» DDR-875 легко поврежден 1 снарядом береговой батареей в Вонсан, 1 раненый 28 июня 1951.
Фрегат «Everett» PF-8 поврежден береговой батареей в Вонсан, 1 убитый и 7 раненых, 3 июля 1951.
Минометный корабль «LSMR-409» поврежден береговой батареей в Вонсан, 17 июля 1951.
Минометный корабль «LSMR-525» поврежден береговой батареей в Вонсан, 17 июля 1951.
Эсминец «O'Brien» DD-725 поврежден береговой батареей в Вонсан, 1 раненый, 17 июля 1951.
Минометный корабль «LSMR-412» поврежден береговой батареей в Вонсан, июль 1951.
Крейсер «Helena» CA-75 поврежден береговой батареей в Вонсан, 2 раненых, 31 июля 1951.
Тральщик «Dextrous» AM-341 поврежден береговой батареей в Вонсан, 1 убитый и 3 раненных, 11 августа 1951.
Эсминец «William Seiverling» DE-441 поврежден береговой батареей в Вонсан, затоплено машинное отделение, 8 сентября 1951.
Тральщик «Heron» AMS-18 поврежден береговой батареей в Вонсан 10 сентября 1951.
Тральщик «Redstart» AM-378 поврежден береговой батареей в Вонсан 10 сентября 1951.
Тральщик «Firecrest» AMS-10 поврежден береговой батареей в Хыннаме 5 октября 1951.
Эсминец «Renshaw» DDR-499 поврежден береговой батареей в Сончжин, 1 раненый, 11 октября 1951.
Эсминец «Ulvert M. Moore» DE-442 поврежден береговой батареей в Хыннаме, 1 убитый и 2 раненых, 17 октября 1951.
Крейсер «Helena» CA-75 поврежден береговой батареей в Хыннаме, 4 раненых, 23 октября 1951.
Тральщик «Osprey» AMS-28 сильно поврежден береговой батареей в Вонсан, затоплено машинное отделение, 1 раненый, 29 октября 1951.
Фрегат «Gloucester» PF-22 поврежден береговой батареей в Hongwon, 1 убитый и 11 раненых, 11 ноября 1951.
Эсминец «Hyman» DD-732 поврежден береговой батареей в Вонсан 23 ноября 1951.
Десантный корабль «Crook County» LST-611 поврежден береговой батареей 22 декабря 1951.
Тральщик «Dextrous» AM-341 поврежден береговой батареей в Вонсан, 1 убит и 2 ранены, 11 января 1952.
Эсминец «Porterfield» DD-682 поврежден береговой батареей в Sokto 3 февраля 1952.
Тральщик «Endicott» DMS-35 поврежден 2 снарядами береговой батареи в Сончжин 4 февраля 1952.
Эсминец «Rowan» DD-782 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Хыннаме 22 февраля 1952.
Эсминец «Shelton» DD-790 поврежден 3 снарядами береговой батареи в Сончжин, 15 раненых, 22 февраля 1952.
Эсминец «Henderson» DD-785 поврежден береговой батареей в Хыннаме 23 февраля 1952.
Линейный корабль «Wisconsin» BB-64 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Сончжин, 3 раненых, 16 марта 1952.
Эсминец «Brinkley Bass» DD-887 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Вонсан, 5 раненых, 24 марта 1952.
Тральщик «Endicott» DMS-35 поврежден береговой батареей в Chongjin 7 апреля 1952.
Тральщик «Endicott» DMS-35 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Сончжин 19 апреля 1952.
Тральщик «Osprey» AMS-28 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Сончжин 24 апреля 1952.
Десантный корабль «Cabildo» LSD-16 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Вонсан, 2 ранены, 26 апреля 1952.
Эсминец «Laffey» DD-724 поврежден береговой батареей в Вонсан 30 апреля 1952.
Эсминец «Maddox» DD-731 поврежден береговой батареей в Вонсан 30 апреля 1952.
Эсминец «Leonard F. Mason» DD-852 поврежден береговой батареей в Вонсан 2 мая 1952.
Эсминец «James C. Owens» DD-776 сильно поврежден 6 снарядами береговой батареи в Сончжин, 2 убитых и 7 раненых, 7 мая 1952.
Эсминец «Herbert J. Thomas» DDR-833 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Вонсан 12 мая 1952.
Эсминец «Douglas H. Fox» DD-779 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Хыннаме, 2 раненых, 14 мая 1952.
Десантный корабль «Cabildo» LSD-16 поврежден береговой батареей в Вонсан, 2 жертвы, 25 мая 1952.
Тральщик «Swallow» AMS-26 поврежден 3 снарядами береговой батареи в Сончжин 25 мая 1952.
Тральщик «Murrelet» AM-372 поврежден береговой батареей в Сончжин 26 мая 1952.
Тральщик «Firecrest» AMS-10 поврежден орудием 30 мая 1952.
Эсминец «Buck» DD-761 поврежден береговой батареей в Kojo, 2 убитых, 13 июня 1952.
Эсминец «Orleck» DD-886 поврежден 5 снарядами береговой батареей в Chuuronjang, 1 раненый, 5 июля 1952.
Эсминец «Southerland» DDR-743 поврежден 4 снарядами от береговых батарей, 8 раненых, 14 июля 1952
Эсминец «John R. Pierce» DD-753 поврежден 7 снарядами береговой батареи в Tanchon, 10 раненых, 6 августа 1952.
Эсминец «Barton» DD-722 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Вонсан, 1 убитый и 1 раненый, 10 августа 1952.
Кабельное судно «Grapple» ARS-7 поврежден 1 снарядом попавшим ниже ватерлинии от береговой батареи в Вонсан 12 августа 1952.
Тральщик «Thompson» DMS-38 повреждение мостика после попадания снаряда от береговой батареи в Сончжин, 3 убитых и 10 раненых, 20 августа 1952.
Тральщик «Competent» AM-316 поврежден и потерял трал после попадания снаряда береговой батареи в Pkg 4-5 27 августа 1952.
Эсминец «McDermut» DD-677 поврежден береговой батареей Pkg 4-5 27 августа 1952.
Эсминец «Agerholm» DD-826 поврежден береговой батареей в Kangsong, 1 раненый, 1 сентября 1952.
Эсминец «Frank E. Evans» DD-754 поврежден береговой батареей в Tanchon 8 сентября 1952.
Эсминец «Alfred A. Cunningham» DD-752 поврежден 5 снарядами береговой батареи, 8 жертв, 19 сентября 1952.
Эсминец «Perkins» DDR-877 поврежден 5 снарядами береговой батареей в Kojo, 1 убит и 17ранены, 13 октября 1952.
Тральщик «Osprey» AMS-28 поврежден береговой батареей в Kojo, 4 ранены, 14 октября 1952.
Эсминец «Lewis» DE-535 поврежден 2 снарядами береговой батареей в Вонсан, 7 убитых и 1 раненый, первый снаряд попал в носовое машинное отделение и вывел из строя котел, но, к счастью, снаряд не разорвался. Второй снаряд попал в кормовую часть юта, причинив незначительные повреждения, 21 октября 1952.
Эсминец «Mansfield» DD-728 поврежден от огня 4 орудий 28 октября 1952.
Эсминец «Vammen» DE- 644 получил 105-мм снаряд около Sinuong, 1 ранен, 1 ноября 1952.
Эсминец «Uhlmann» DD-687 поврежден 3 снарядами береговой батареи, 13 ранено, 3 ноября 1952.
Тральщик «Kite» AMS-22 разбита шлюпка береговой батареей в Вонсан, 5 раненых, 19 ноября 1952.
Тральщик «Thompson» DMS-38 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Вонсан, 1 раненый, 20 ноября 1952.
Эсминец «Hanna» DE-449 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Сончжин, 1 убитый, 24 ноября 1952.
Эсминец «Halsey Powell» DD-686 поврежден береговой батареей в Hwa-do, 2 раненых, 6 февраля 1953.
Тральщик «Gull» AMS-16 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Pkg 2, 2 ранены, 16 марта 1953.
Эсминец «Taussig» DD-746 поврежден 1 снарядом береговой батареи, 1 ранен, 17 марта 1953.
Крейсер «Los Angeles» CA-135 поврежден 1 снарядом 105-мм орудия в Вонсан 27 марта 1953.
Крейсер «Los Angeles» CA-135 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Вонсан, 13 раненых, 2 апреля 1953.
Эсминец «Maddox» DD-731 поврежден 1 76-мм снарядом береговой батареи в Вонсан, 3 убитых, прямое попадание в верхнюю палубу, 16 апреля 1953.
Эсминец «James E. Kyes» DD-787 поврежден 1 155-мм снарядом береговой батареи рядом с Вонсан, 9 убитых, 19 апреля 1953.
Эсминец «Maddox» DD-731 поврежден 1 105-мм снарядом береговой батареи в Hodo Pando 2 мая 1953.
Эсминец «Owen» DD-536 поврежден 1 105-мм снарядом береговой батареи в Hodo Pando 2 мая 1953.
Крейсер «Bremerton» CA-130 поврежден 1 снарядом береговой батареи в Вонсан, 2 жертвы, 5 мая 1953.
Эсминец «Samuel N. Moore» DD-747 поврежден 1 90-мм снарядом береговой батареи в Вонсан 8 мая 1953.
Эсминец «Brush» DD-745 поврежден 1 76-мм снарядом береговой батареи в Вонсан, 9 убитых, 15 мая 1953.
Тральщик «Swift» AM-122 поврежден 1 76-мм снарядом береговой батареи Yang-do, 1 жертва, 29 мая 1953.
Минометный корабль «Clarion River» LSMR-409 повреждено 2 снарядами береговой батареи в Walsa-ri, 5 жертв, 4 июня 1953.
Эсминец «Wiltsie» DD-716 поврежден 1 76-мм снарядом береговой батареи в Вонсан 11 июня 1953.
Эсминец «Henderson» DD-785 поврежден береговой батареей в Вонсан 17 июня 1953.
Эсминец «Irwin» DD-794 поврежден 1 снарядом рядом с Вонсан, убито и ранено 5 человек, 18 июня 1953.
Эсминец «Rowan» DD-782 поврежден 5 снарядами рядом с Вонсан, 9 раненых, 18 июня 1953.
Эсминец «Gurke» DD-783 поврежден снарядами рядом с Сончжин, 3 убитых, 25 июня 1953.
Крейсер «Manchester» CL 83 поврежден снарядами береговой батареей в Вонсан 30 июня 1953.
Эсминец «John W. Thomason» DD-760 поврежден шрапнельными снарядами береговой батареи в Hodo Pando 7 июля 1953.
Эсминец «Irwin» DD-794 поврежден 76-мм снарядами береговой батареи в Pkg 2, 5 раненых, 8 июля 1953.
Крейсер «Saint Paul» CA-73 получил подводную пробоину от снарядов береговой батареи в Вонсан 11 июля 1953.
Корабли других стран пораженных снарядами береговой артиллерии.
1 сентября 1951 г. австралийский фрегат «Murchison» у реки Han получил множество попаданий снарядов выше ватерлинии из противотанковых 75-мм орудий, пулеметов и минометов. На фрегате разбито 40-мм орудие, ранено 3 человека, один из них серьезно.
24 сентября 1951 г. южнокорейский фрегат «Apnok» PF-62 трижды поражен снарядами береговой батареей Вонсан, корабль поврежден, 3 раненых.
30 октября 1951 г. канадский эсминец «Cayuga» получил небольшие повреждения после попадания 1 снаряда в ходе артиллерийской перестрелки у острова Amgak близ Нампхо на западном побережье. Потерь нет.
16 декабря 1951 г. Британский эсминец «Constance» поврежден береговыми батареями на полуострове Amgak на западном побережье. Потерь нет.
15 февраля 1952 г. австралийский эсминец «Bataan» около Sokto Cho-do поражен 1 76 мм снарядом. Потерь нет.
29 февраля 1952 г. Южнокорейский тральщик «JML-301» поражен одним снарядом около Sunwi-de на западном побережье, убит 1 моряк.
27 марта 1952 г. британский фрегат «Crane» поврежден артиллерией с острова He-do, потерь нет.
21 апреля 1952 г. британский эсминец «Concord» поручил 1 снаряд от батарей у Mayang-do. Потерь нет.
23 апреля 1952 г. британский эсминец «Concord» в районе Сончжин-Chonjin был обстрелян из 75 мм орудия и получил одно попадание, корабль поврежден. Убит 1 и ранено 4 человека.
1 июня 1952 г. канадский эсминец «Nootka» получил несколько попаданий снарядов от береговой батареи Chuuronjang и был легко поврежден.
3 августа 1952 г. британский крейсер «Belfast» в районе Cho-do был обстрелян из 2 орудий и получил попадание 76 мм снаряда. Снаряд взорвался в корабельной прачечной, убив одного и ранив четверых наемных китайских рабочих-прачек.
10 августа 1952 г. британский фрегат «Mounts Bay» от береговых батарей у Сончжин получил три попадания, 1 моряк убит и четверо ранены.
12 августа 1952 г. южнокорейское судно «FS-905» поставленный на якорь у острова Yodo, в гавани Вонсан, с грузом бензина и боеприпасов для торпедных катеров обстреляно береговыми батареями и получило снаряд в правый борта, вызывающей незначительные повреждения, потерь нет.
2 октября 1952 г. канадский эсминец «Iroquois» DE-217 от береговых батарей около Сончжин получил 1 прямое попадание и 1 осколочное, судно повреждено. Убито 3 и 7 ранено.
4 октября 1952 г. около Chaho южнокорейский «MTB-25» был обстрелян из пулеметов получив 15 пробоин, потерь личного состава нет.
15 января 1953 г. британский фрегат «Sparrow» поврежден береговой батареей около Huryomdong, потерь нет.
9 марта 1953 г. три орудия около Anbyon поразили южнокорейские тральщики, «AMS-506» получил повреждение винта, а AMS- 510 был поражен выше ватерлинии. Потерь нет.
15 мая 1953 г. южнокорейский тральщик «AMS-506» поврежден 76-мм снарядами у Хэджу, ранено 5 человек.
Литература:
Розин Александр.