Розин Александр.
Корейские эпизоды
советского флота – Минно-тральные операции на море во время войны в
Корее.
Пролог минной войны у Кореи.
В ходе войны с Японией в период с 12 июля
по 11 августа 1945 г. самолеты-бомбардировщики 20-го авиакорпуса ВВС США
поставили у портов на восточном побережье Кореи 1135 мин. Американская авиация
ставила мины Мк25 и Мк36 с комбинированными
индукционными взрывателями (М-9 и М-11), акустическими (А-3 и А-5) и индуционно-гидродинамическими (А-6). Самоликвидация мин
должна была произойти через 140-200 суток после постановки.
Из них у берегов Южной
Кореи было поставлено 355 мин, в том числе у порта Рейсуй
(ныне Йосу) - 52 мины, Масан – 68 мин, Фузан (ныне Пусан) – 197 мин, в
бухте Гейдзицу-ван – 38 мин. У берегов Северной Кореи
780 мин, в том числе на внешнем рейде и на подходах к порту Расин (ныне Наджин) - 420 мин, Сейсин (ныне Чхонджин) – 208 мин, Конан (ныне Сейкосин) – 19 мин, Гензан (ныне Вонсан) – 133 мины.
Мины не только нанесли урон японскому
флоту, но и создали массу проблем и для действий Тихоокеанского флота во время
Советско-японской войны, приведя к гибели наших судов и личного состава.
После разгрома Японии и завершении Второй мировой войны в 1945-1946 гг. тральщики
Тихоокеанского флота очистили полосу прибрежных вод Северной Кореи от
американских донных мин. Тральщикам флота для обеспечения безопасного
судоходства у корейских берегов пришлось пройти с тралами 16769 миль. В результате траления было уничтожено у
Расина (Наджин) 184 мины, у Сейсина
(Чхонджин) 90 мин, у Конан
(Сейкосин) 4 мины и у Гензана
(Вонсан) 138 мин.
В дальнейшем пока
Северная Корея находилась под советской оккупацией в ее портах регулярно
находились тральщики ТОФ, а после провозглашения создания КНДР в сентябре 1948
г. и вывода советских войск в декабре 1948 г. В Северной Корее на основании
соглашения в порту Сейсин (Чхонджин)
в составе временно оставленных советских корабельных сил были и катера-тральщики.
Кроме того для обеспечения безопасности базирования там советских кораблей,
нашими моряками по данным американской
разведки были предприняты меры по постановке оборонительных минных заграждений. Так по их данным в марте 1950 г. советские
корабли установили 6 мин с интервалом в 2 километра на расстоянии 5 километров
от маяка в Чхонджине.
Кроме того создаваемому северокорейскому
флоту СССР оказал помощь в деле подготовки минеров. Осенью 1949 г. в Чхонджине в военно-морской школе для подготовки рядового и
сержантского состава, началось обучение минно-торпедному делу группы из 200
учеников, преподавали им в основном советские инструкторы. Тем более что все
передаваемые Советским Союзом боевые корабли, так или иначе могли быть
задействованы в постановке минных заграждений. Так торпедный катер Г-5 вместо
торпед мог принимать на специальных стеллажах 3 мины образца 1926 г., или 2
мины КБ, или 8 малых мин типа «Р-1», а вот на борту охотника за подводными
лодками пр. ОД-200 могли находиться уже 4 больших мины КБ. А
уж корабли специальной постройки были для этого предназначены – советский
тральщик пр.53 «Т-3» «Проводник» и
перешедшие из Южной Кореи 2 американских типа YMS «№ 1» «승리호» (бывший «YMS-517») и «№ 2» «민주호»
(бывший «YMS-508») и один японской постройки «№ 3» «해방호»
(бывший «JMS-311»). СССР до войны поставил корейцам небольшое количество
морских мин.
Но когда в июне 1950 г. началась война,
нужды в постановке мин у КНДР не было, так как ее войска успешно наступали, а
флот Южной Кореи угрозы не представлял. Но в июле 1950 г. американский флот
начал блокаду и обстрелы корейского побережья, и что
то реально противопоставить мощи американских кораблей северные корейцы не
могли.
Подготовка к постановке мин
северными корейцами.
9 июля премьер-министр КНДР направил
советскому послу письмо с просьбой отправить советскую военную технику в
Северную Корею: «Для обороны побережья Кореи Правительство КНДР просит
Советское правительство о поставке в Корею:
1. Заградительные мины – 2000 шт.
2. Торпедных катеров – 10 шт.
3. Торпед к ним – 3 б/ка.».
Советская сторона поставки мин решила не
затягивать. С середины июля по железной дороге началась переброска мин из СССР
в Вонсан для Восточного побережья и в Пхеньян для Западного побережья, и уже
оттуда на грузовиках в Нампхо (Джиннампо).
После этого в июле 1950 г. штаб флота
разработал план постановки минных заграждений. Немаловажную роль в этом сыграл
и старший военно-морской советник при командовании ВМФ КНДР контр-адмирал Капанадзе Сеид Аввакумович.
Который еще во время Советско-японской войны и после нее командовал бригадой
траления, и который за форсирование минного заграждения и выполнение боевого
задания по очистке от мин портов Северной Кореи был награжден орденом Нахимова
II степени. Согласно этому плану предусматривалась постановка минных
заграждений на подходах к военно-морским базам, основным портам и бухтам
Северной и освобожденной части Южной Кореи. Постановка мин вдоль восточного
побережья должна была проводиться плавучими средствами и командами минеров,
находившимися в главной базе Вонсан, а вдоль
западного побережья — в военно-морской базе Нампхо.
Для выполнения намеченного плана необходимо было 4 тыс. мин. Однако к началу
войны военно-морской флот КНДР имел их незначительное количество, кроме того
отсутствовали специалисты которые могли осуществить эти планы. А ведь минное
дело, как никакое другое, требует высочайшего профессионализма, специальных
кораблей для выполнения этой важной и ответственной задачи. Ни того, ни другого
у северокорейских моряков в то время не было.
По этому им на помощь
были направлены специалисты минеры с ТОФ которые прибыли 17 июля 1950 г.
Советские военные эксперты с 17 июля по 17 августа обучали корейских минеров,
руководили сборкой мин в Вонсане и Нампхо (Джиннампо), а также
установкой полей магнитных мин в Вонсане, а 30 из них
находились в Вонсане вплоть до 4 октября.
Но за такое короткое время значительное
число минеров советские специалисты естественно подготовить не могли. Работать с минами М-26 и МКБ научили 16 солдат и двух
инженеров, кроме того в Пхеньяне 3 солдат и один офицер прошли дополнительные
курсы по минному делу, вероятно приобрели знания по сборке и регулированию мин.
Благодаря поставкам из СССР в августе
1950 г. количество мин было увеличено до 2 тысяч штук. Большая часть их них
была якорная ударно-механическая мина обр. 1926 г. М-26. Это
фактически была модернизация якорной мины обр. 1912 г. при этом вес взрывчатого
вещества в ней увеличили со 100 кг до 250 кг., часть больших корабельных
неконтактных якорных мин КБ «Краб» (МКБ) принятых на вооружение перед войной и
имевшая 230 кг взрывчатки и небольшое количество 30 штук корабельных больших
неконтактных одноканальных морских прибрежных донных мин КМД, которая была
модернизацией АМД-1000 и предназначалась для поражения больших кораблей.
Всего в ходе войны северные корейцы в
минных поставках использовали в основном 4 типа разных мин, три из которых были
якорными контактными минами типа М-26, МКБ и МЯМ, четвертым типом были магнитные
донные мины типа КМД (АМД-1000). Помимо этих вероятно были задействованы и
старые мины из запасов ТОФ, якорная мина образца 1908/39 г. – обозначаемая
М-08, корабельная речная якорная гальваноударная мина Р-1 ”Рыбка” –
обозначаемая R типа 1A.
Характеристики
мин |
М-26
образца 1926 г. |
КБ
(МКБ) |
ЯМ
(МЯМ)* |
АМД-1000
(КДМ) |
М-08
образца 1908/39 г. |
Р-1 |
Принятие
на вооружение. |
1927
г. |
1944
г. |
1943
г. |
1942
г. |
|
1939
г. |
Общий
вес, кг |
960 |
1065 |
172 |
1000 |
592 |
275 |
Вес
заряда, кг |
242-254 |
230 |
20 |
700 |
115 |
40 |
Габариты,
длинна, ширина, высота, мм |
1280-915-1120 |
2162-927-1190 |
650-580-970 |
3780-533-533 |
1280-915-1120 |
1560-595-710 |
Глубина
моря, наибольшая, наименьшая, м |
130-18 |
263-12 |
50-2,5 |
30-3 |
110-15 |
35-1,8 |
Углубление,
наибольшее, наименьшее, м |
6,1-1,2 |
9,1-2,4 |
2-0,5 |
|
4-1,2 |
1,5-0,5 |
Минимальный
минный интервал, м |
43
|
35 |
20 |
150 |
35 |
20 |
* Начали использоваться с 1952 г.
Так как из специальных кораблей имелось только
несколько тральщиков, которые больше использовались как конвойные корабли и
средства ПВО базы Вонсан, для постановки мин было
решено приспособить подручные плавучие
средства (баржи, рыбацкие кунгасы, сампаны, шхуны) и подготовить команды
минеров (запальные команды). К концу августа было оборудовано 11 шхун, 24
кунгаса и подготовлено 23 запальные команды. Баржи, буксируемые моторным
сампаном, использовались в качестве минных заградителей, запальные команды
использовалась как для загрузки барж, так и для скатывания мин с кормы.
Масштабные минно-заградительные операции
северокорейский флот начал проводить в конце августа - начале сентября когда наступление на Пусан
окончательно остановилось и стало ясно что предстоит долгая борьба.
С 1 августа начались работы по установке
мин на побережье в районе Нампхо (Джиннампо).
Всего в Нампхо по американским данным было поставлено
217 якорных контактных и 25 донных магнитных мин. Главный входной фарватер был
тщательно блокирован пятью рядами якорных и одним рядом магнитных мин. Кроме
того, подступы к Нампхо с севера были блокированы
тремя линиями якорных мин. Но южный фарватер, оказался совершенно свободным.
Вероятно, северокорейцы пытались его заминировать, но
14 октября самолеты с английского авианосца «Theseus»,
потопили баржу, груженную минами, нарушили их планы. Затонувшая баржа была обнаружена впоследствии на южных
подходах к Нампхо. На борту ее оставалось 15 мин.
В августе доставленные мины начали
развозиться по портам на Западном побережье под контролем советских
специалистов. В порт Хэджу мины перевозились на
грузовиках, а в Инчхон, Кунсан
и Мокпхо их везли по железной дороге, до того, как
был разрушен железнодорожный мост через реку Хан.
Но на западном побережье северокорейцы опоздали с постановкой минных заграждений,
фактически время начала их постановки пришлось на начало Инчхонской
десантной операции. И успей флот КНДР поставить мины ранее операция не прошла
так бы быстро.
На
подходах к порту Инчхон с моря было
установлено всего 26 якорных морских мин. Причем их наличие не стало тайной для
противника.
Поскольку военно-морские силы КНДР не
могли поставить плотного эффективного минного заграждения, они решили поставить
такие заграждения, которые бы затруднили маневрирование кораблей у побережья и
вызвали бы напряжение тральных сил вражеского флота. У обоих побережий мины
ставились банками (по 5–6 мин в банке). Перед военно-морскими базами и
участками побережья, доступными для высадки десантов, ставилось до 10 банок.
Для создания минной опасности в обширном районе сбрасывались плавающие мины.
Так, например, на подходах к военно-морской базе Нампхо
были сброшены 24 плавающие мины. Кроме того для большего эффекта иногда сам факт постановки мин не скрывался.
Был даже случай, когда в районе мыса Ориуцици команды
минеров флота КНДР умышленно поставили мины на полную длину минрепов.
Предполагалось, что несколько мин, плавающих на поверхности, создадут у
противника впечатление о большом минном заграждении, поставленном в этом
районе. Но при этом терялся главный эффект минного оружия.
Все минные заграждения за исключением
одного были оборонительного характера. Один раз северокорейские моряки провели
минную операцию наступательного характера, причем вдали от главной базы флота.
На восточном побережье Кореи противник использовал бухту Ёнильман
(вост. Пхохан) как временную базу и якорную стоянку
для кораблей, обстреливавших войска левого фланга КНА. Чтобы затруднить
действия кораблей, было решено выставить в этом районе минное заграждение. Для
этого в начале августа из военно-морской базы Вонсан
в район Пхохан на автомашинах были доставлены мины.
Подготовка мин к постановке производилась в местах их хранения. Затем мины на
повозках, запряженных быками, доставлялись к причалу и вручную грузились на
рыбацкие гребные баркасы. С наступлением темноты моряки на веслах выходили в
намеченный район и сбрасывали мины. На
них 28 сентября подорвался и был поврежден южнокорейский базовый тральщик «YMS-509», а 29 сентября
погиб американский тральщик «Magpie» AMS-25.
В книге «Война в Корее, 1950–1953.» изданной в Санкт-Петербурге в издательстве
Полигон в 2003 г. приводятся данные, что
в течение 1950–1951 гг. моряками КНДР была поставлена 2741 мина. Большая часть
из них — 2157 мин — была поставлена у восточного побережья и только 584 мины —
у западного. Минные заграждения значительно затруднили действия кораблей
противника у побережья КНДР. Несомненно, противник понес бы еще большие потери,
если бы минные заграждения ставились на путях движения боевых и транспортных
судов, далеко от берега. Но в КНДР не было носителей минного оружия — надводных
кораблей, подводных лодок, минно-торпедной авиации.
Правда в западных публикациях проходила
информация о причастности к постановке мин у корейских берегов советских минных
заградителей. В частности якобы там действовал минный заградитель «Ворошиловск» погибший в результате взрыва мин 30 октября
1950 г. у острова Русский во Владивостоке. Но никаких документальных
подтверждений участия советских минных заградителей в боевых постановках мин у
побережья Северной Кореи нет, да и провести такую операцию скрытно было бы
затруднительно.
Минные операции у западного
побережья Кореи в начале войны.
Американцы в начале войны столкнулись с
проблемой, что минно-тральных сил у них почти и не было. Еще в 1947 году
командующий военно-морскими операциями (CNO) адмирал флота Честер Нимиц распустил противоминные силы Тихоокеанского флота, а
вот противоминные силы Атлантического флота остались. К 1950 году в составе ВМС
США было всего два дивизиона эскадренных тральщиков (DMS), два дивизиона
тральщиков (AM), двадцать один вспомогательный тральщик (AMS) и два
катера-тральщика (MSB), в общей сложности 37 единиц. Еще 143 единицы были в
резерве и на консервации. Когда в июне 1950 г. началась война, в составе
командующего Военно-морскими силами Дальнего Востока (COMNAVFE) было семь
действующих тральщиков. Кроме того, в Тихом океане находилось еще 12
американских тральщиков в разной степени готовности. Через
два дня после начала войны вице-адмирал К. Тернер (C. Turner) заявил,
что мины были обнаружены на корейском полуострове. Правда
не совсем понятно откуда он взял эти сведения.
Так что в конце июня в
район конфликта перебросили почти все имеющиеся на Дальнем Востоке тральщики, 3
дивизион минных тральщиков. 15-18 июля дивизион в составе тральщиков «Pledge» AM-277, «Kite» AMS-22, «Chatterer» AMS-40,
«Redhead» AMS-34, «Partridge»
AMS-31, «Osprey» AMS-28 и «Mockingbird»
AMS-27 провели траление подходов к порту Пхохан перед
десантированием туда 1 кавалерийской дивизии американцев, мин не было. После этого
тральщики дивизиона тралили подходы к гавани Пусана что бы быть уверенными что северокорейские
моряки не поставили там мины.
Но этого количества тральщиков было
мало, чтобы держать открытыми для флота три порта. Для усиления флота 14
августа были введены в состав три корабля типа «AM» «Pirate»
AM-275, «Incredible» AM-249, «Mainstay»
AM-261 (долго не мог войти в боевой состав из-за нехватки запчастей) в Йокосуке
и два «Magpie» AMS-25, «Merganser»
AMS-26 на Гуаме. Еще три тральщика 51-й минной дивизии «Gull»
AMS-16, «Pelican» AMS-32, «Swallow»
AMS-36 были отправлены из Пёрл-Харбора, первые два
прибыли в Сасебо. К концу июля два из четырех
эскадренных тральщиков «Endicott» DMS-35 и «Doyle» DMS-34 были отправлены в зону конфликта с западного
побережья, 2 октября к ним присоединились оставшиеся два «Thompson»
DMS-38 и «Carmick» DMS-33.
Как сказано выше работы по минированию
на Западном побережье начались с 1 августа установкой мин в районе Нампхо (Джиннампо), на Восточном
побережье операцию начали немного позднее к 15 августа. Противник, не зная
точно о начале операции, по более поздним данным, в тот период нанес несколько
ударов по северокорейским судам, участвующим в минировании. Так 13 августа
истребители VP-6 атаковали суда, у Нампхо которые
выполняли заградительные действия, 14 августа авиация атаковала замаскированные
военные корабли и патрульные катера в Вонсане. 16
августа истребители VP-6 у Нампхо потопили патрульный
катер.
В начале сентября 1950 г. западные флоты
впервые столкнулись с минами в корейских водах.
4 сентября, то есть за 11 дней до
высадки в Инчхон, американский эсминец «McKean» DD-784 доложил о наличии морских мин у входа в
северокорейский порт Нампхо. 7 сентября английский
крейсер «Jamaica» C-44 обнаружил и потопил плавучую
мину в 25 милях к северу от острова Чходо на широте Нампхо. Еще одна мина была почти тут же обнаружена и
потоплена английским эсминцем «Charity» R-29. В
течение некоторого времени оставалось неясно, якорные это или плавучие мины, но
англичане вскоре пришли к заключению, что мины были пущены в свободное плавание
в надежде, что они натолкнутся на какой-нибудь блокирующий корабль.
Северокорейские моряки спешно пытались усилить минные заграждения в
этом районе, но они явно опоздали. Только 29 августа 1950 г. специалист по
минам ВМС Северной Кореи лейтенант Чо Чон Хен (Cho
Chun Hyon) покинул Нампхо (Джиннампо), чтобы начать
минирование гавани Инчхон. Но блокирующие силы
приложили все усилия чтобы им в этом помешать. Так 10
сентября южнокорейский патрульный корабль
«PC-703» потопил устанавливавшую мины парусную шлюпку недалеко от Хэджу (Haeju) и сообщило, что
устье залива заминировано, а 12 сентября он же потопил три маленьких лодки на подходах к Инчхону. А потом
времени уже не оставалось, 13 сентября началась Инчхонская
десантная операция.
Утром 13 сентября эскадренные миноносцы
«De Haven» DD-727 и «Mansfield» DD-728 из состава 91-го дивизиона обнаружили в
фарватере «Флаинг Фиш» у Инчхона
17 морских мин которые были расстреляны из корабельных
орудий эсминцев. Позже на берегу были обнаружены запасы мин
которые не успели установить. Так на острове Вольми-до
в гавани Инчхона в телеге запряженной волами, были
обнаружены 10 разобранных мин советского производства.
15 сентября американские тральщики
начали траление внутреннего рейда Инчхона, не
обнаружили мин и к вечеру удалились. В тот же день началась высадка войск, а
линкор «Missouri» BB-63 приступил к обстрелу
вражеских позиций на побережье.
В общей сложности за время с 4 по 30
сентября корабли и самолеты Объединенных Наций обнаружили 54 мины, главным
образом в мелких водах Желтого моря, между Нампхо и Инчхон. Положение осложнялось тем, что более 25 дрейфующих
мин контактного типа было обнаружено на поверхности в открытом море, вне
территориальных вод Кореи. Эти плавучие мины представляли собой, по мнению
некоторых специалистов, контактные мины, сорванные с якорей и дрейфовавшие на
поверхности моря. У всех этих мин отсутствовали самоликвидаторы, и было
неизвестно, сделано это преднамеренно или объясняется соображениями простоты
устройства и экономии средств. Несомненно, что подобная минная обстановка
значительно осложняла маневр кораблей артиллерийской поддержки, так как
последние должны были ограничиваться действиями в протраленных проходах либо
держаться за пределами 180-м изобаты.
К 30 сентября 1950 г. в распоряжении США
имелся 21 действующий тральщик, из которых 14 были типа AMS и один типа AM. У
Южной Кореи номинально было 27 тральщиков 17 бывших американских тральщиков типа
YMS и 10 бывших японских тральщиков типа
JMS, но у них не было снаряжения для траления мин и они долгое время не
выполняли размагничивание.
На этом фоне к минно-тральным операциям
были привлечены японские тральщики. Вице-адмирал ВМС США Арли
Берк, командующий операциями ВМС США в Корее, был
глубоко обеспокоен нехваткой минных тральщиков. При этом Берк
знал, что у Агентства морской безопасности (MSA) Японии было 79 минных
тральщиков, что делало ее крупнейшей силой такого рода в Тихом океане. 2
октября 1950 г. в ответ на запрос SCAP было решено, что тральщики MSA проведут
операции по тралению мин в корейских водах. При этом особо подчеркивалось, что
японские корабли не будут использоваться выше 38-й параллели. По словам Окубо Такео (Ōkubo
Takeo), возглавлявшего тогда MSA, первоначально
эскадра тральщиков, известная как «Японские специальные силы траления мин» (Nihon tokubetsu sōkaitai), состояла из 20 тральщиков, четырех
патрульных катеров и одного экспериментального судна. Большинство моряков на их
борту были хорошими специалистами служившими еще на
тральщиках в Императорском флоте Японии. В дальнейшем количество кораблей было
увеличено. Собравшись в порту Карато
тральщики были разделены на четыре отряда, и в 6 часов вечера 6 октября
по приказу командующего силами тральщиков ВМС США эскадра вышла в море.
Командиром японских тральных сил был назначен генеральный директор Управления
безопасности фарватера MSA капитан Тамура Кюдзо (Tamura Kyūzō),
7 октября каждый отряд получил приказ, определяющий район ее действий. Первый и Четвертый отряды получили приказ развернуться ниже 38-й
параллели в портах Инчхон и Гунсан
7 и 17 октября соответственно, Третий отряд был размещен в резерве в Карато. Но вот семь судов Второго
отряда – тральщики «MS-03», «MS-06», «MS-14», «MS-17», патрульные суда «PS-02»,
«PS-04», «PS-08» под командованием капитана Носе Сёго (Nose
Shōgo), а также флагман Тамуры
«Yūchidori»
были направлены к Вонсану.
Продвигаясь на север Объединенные силы продолжали наносить удары по северокорейским силам. 14
октября самолеты "Си Фьюри" с британского
авианосца «Theseus»
атаковали два судна постановщика мин у острова Чодо
и серьезно повредили одно из них, а второе
баржу с минами потопили.
После занятия главных северокорейских
портов на побережье Желтого моря, с минной опасностью на северо-западном
побережье американцы расправились довольно быстро и без потерь, в этом им
помогло то что сознательно было допущено нарушение
скрытности минных поставок. Силы, участвовавшие в операции по очистке вод Нампхо, хотя и сохранили до последнего момента свой
разношерстный состав, включали фактически все виды оружия, имеющиеся в
военно-морском арсенале: боевые корабли, тральщики, самолеты и вертолеты.
Военно-морскую авиацию привлекли к
операции по расчистке минных заграждений 28 октября. В этот день дальние
разведчики-бомбардировщики типа «Мартин» из состава 6-го авиакрыла ВМС,
базирующиеся на американскую плавучую базу «Гардинерс
Бей», стоявшую на якоре в Иньчхоне, начали
систематические разведывательные полеты по розыску мин в районе Нампхо. Самолеты РВМ 42-й и 47-й разведывательных
эскадрилий и летающие лодки «Сандерленд» 88-й и 209-й
эскадрилий английской авиации начиная с 29 сентября и по 15
ноября также были непрерывно заняты в противоминных операциях. За это
время самолеты обнаружили в непосредственно прилегающих к Нампхо
районах Желтого моря 340 мин; 44 мины были подорваны и 9 — расстреляны
пулеметным огнем.
В конце октября разведывательные
самолеты использовались для сбрасывания глубинных бомб на магнитные мины в районе
Нампхо. 28 октября было сброшено тридцать две 50-кг
глубинные бомбы. При этом удалось взорвать только одну мину. На следующий день
самолеты P2V «Нептун» сбросили шестнадцать бомб и уничтожили три мины.
Разведывательные самолеты обладали одним явным преимуществом перед малыми
тральщиками: они могли действовать при любом волнении.
Траление вод Нампхо началось от произвольно выбранной точки в Желтом
море, в 39 милях к западу от линии предполагаемого расположения мин. По
существу, любая точка, выбранная в Желтом море вне предполагаемых минных
заграждений, могла быть начальной, так как все море было мелким и удобным для
постановки мин. Утром 29 октября два быстроходных тральщика «Carmick» DMS-33 и «Thompson»
DMS-38 приступили к тралению подходного фарватера. Сам
фарватер начали тралить 2 ноября, три базовых тральщика — «Pelican»
AMS-32, «Swallow» AMS-36 и «Gull»
AMS-16 начали траление через два часа после их прибытия в воды Нампхо. Впереди них действовали вертолет и водолазы.
Южнокорейские корабли, тральщики «JML-306», «YMS-502», «YMS-513», «YMS-503»,
десантное судно «LST Q-007» совместно со спасательным судном «Bolster» следовали позади с задачей расстреливать обнаруженные мины и ставить буйки
для обозначения прохода. 4 ноября разыгрался сильный шторм, который длился
почти сутки. Четыре контактные мины сорвались с якорей, всплыли на поверхность
и впоследствии были уничтожены огнем авиации и надводных кораблей. В самый
разгар шторма в Нампхо прибыл «Catamount»
— первый десантный корабль-док, принимавший участие в минно-тральных операциях.
«Catamount» привез с собой 12 десантных барж LCVP и
все запасное минно-тральное оборудование, какое можно было найти в Йокосука и Сасэбо. Еще до
окончания работ к минно-тральным силам присоединились 13 законтрактованных
японских тральщиков, включая одну плавучую базу и телеуправляемое судно
специального назначения с герметизированными палубами. 7 ноября, после
десятидневного траления, мелкосидящие суда начали входить в порт Нампхо, первым кораблем, благополучно вошедшим в Нампхо, был корейский тральщик «YMS-503». Весть о том, что
первое судно благополучно вошло в Нампхо, заставила
другие транспортные корабли и суда, груженные крайне необходимым 8-й армии
имуществом, последовать его примеру. К 3 декабря в водах Нампхо
(Джиннампо) было протралено 200 миль проходов и
уничтожено 80 якорных и 4 магнитные мины. Наибольшая доля — 36 мин — падает на
самолеты RBM; водолазы уничтожили 27, тральщики «Gull»,
«Pelican» и «Swallow» соответственно 2, 1 и 1 мину и японские
тральщики — 1 мину. 12 мин было уничтожено штормом. После этого корабли
приступили к тралению в северном направлении, до устья реки Чхончхоньган.
На южном направлении северные корейцы
поставили всего несколько десятком мин в Кунсане и Мокпхо, из-за того что их транспортировка туда была
затруднена удаленностью этих районов от главных баз флота. И их
результативность оказалась выше, чем у северо-западного побережья. Сразу после освобождения района, американцами
была проведена операция по тралению. И если разминирование Кунсана
проводилось 2-3 октября и контрольное 21 октября - 2 ноябрь 1950 г. без осложнений. В нем участвовали
возвращавшиеся из Инчхона 7 тральщиков США (1 типа AM «Pledge» AM-277 и 6 типа AMS «Osprey»
AMS-28, «Partridge» AMS-31, «Mocking
Bird» AMS-27, «Chatterer»
AMS-40, «Kite» AMS-22 и «Redhead»
AMS-34) и 7 японских тральщиков типа JMS. Они прочистили канал шириной 14
метров и длиной 22 мили. Сообщалось в общей сложности о 49 минах М26. Семь из
них были обезврежены и уничтожены без потерь, 4 американцами и 3 японцами. То в
Мокпхо 1 октября
на подходе к порту на мине подорвался
южнокорейский базовый тральщик «YMS-504». Он наткнулся на мину правым
винтом и получил тяжелейшие повреждения. От взрыва этой мины детонировали две
соседние. Хотя от взрыва пострадали только пять человек, машины тральщика были
почти полностью разрушены, а корпус дал трещину и набрал воды. Сюда же следует
отнести и подрыв в начале октября в районе военно-морской базы в Чиньхэ на южнокорейских минах, небольшого торгового судна,
которое нарушив предписание, шло в порт
через минное заграждение.
Минные операции у восточного
побережья Кореи в начале войны.
Для создания минных заграждений на
восточном побережье у северокорейцев было больше
времени, да и наученные опытом с задержкой постановки мин у Инчхона
они не повторили ошибку, вовремя поставив минные заграждения
и при этом постарались соблюсти скрытность поставки. В чем большая
заслуга советских специалистов.
Как выяснили позже американцы вплоть до
4 октября 1950 г. 30 советских
специалистов не только обучали моряков КНДР минному делу, но также собирали
магнитные мины, планировали где установить минные поля
и по возможности контролировали их постановку, особенно магнитных мин.
Естественно и корейские моряки активно в
этом участвовали. Так звание Героя КНДР получил заместитель начальника ВМУ Че Бо Чжон
(встречается и Че Чжон Бо), за успешную организацию многочисленных минных
постановок. Он погиб 18 октября 1950 г.
Работы по минированию подходов к порту Вонсан были проведены в конце августа – начале сентября
1950 г. Помимо многочисленных привлеченных судов в минных поставках участвовали
и корабли специально для этого предназначенные. Как проводились эти операций в
районе Вонсана, стало известно из захваченных
американцами северокорейских документов. Так 22 августа тральщики «№ 31» (б.
советский пр.53 - Т-3 «Проводник») и «№ 41» (б. японский № 1216 , б. корейский
«Tongcheon»- «JMS 311») ночью с 1.46 до 2.40 ставили
мины в бухте Вонсана. 24 августа тральщик «№ 41»
ставил мины с 5.45 по 6.40. 30 августа в
21.30 на минную поставку вышли четыре корабля и четыре маломерных судна, работу
они завершили вернувшись в порт в 4.30 1 сентября.
Как сказано выше только одна минная
операция на Восточном побережье была наступательного характера. В начале августа
перевезя мины на автомобилях из Вонсана, минеры тайно
установили несколько минных банок в районе бухты Ёнильман
(вост. Пхохан) которую противник использовал как
временную базу и якорную стоянку для кораблей, обстреливавших войска левого
фланга КНА.
На одной из этих мин 28 сентября у Йондок
(Yongdok) на мину напоролся южнокорейский
базовый тральщик «YMS-509», причем взрывом у него была отбита вся
носовая часть, но машины продолжали работать. Экипаж потерял 25 убитыми, одного
пропавшим без вести и 5 раненными, но сумел вернуть
поврежденный корабль на свою базу в Чинхэ. А 29
сентября погиб американский тральщик «Magpie» AMS-25.
29 сентября тральщик «Magpie» AMS-25 совместно с тральщиком «Merganser»
AMS-26 из 52 дивизиона недавно прибывшие с Гуама, тралили проход к бухте Чхуксаньпхо (в 30 милях к северу от Пхохана),
где находилась якорная стоянка для эсминцев и крейсеров блокадного соединения.
Следуя строем уступа, тральщики несколько часов тралили подходы к бухте, но ни одной мины так и не подсекли. Начали выбирать тралы и
тут «Magpie»
задел носовой частью правого борта «рог» дрейфующей мины. Мгновенно последовал
взрыв. Оторванная носовая часть сразу же затонула. А через пять минут с
дифферентом на нос скрылась под водой и остальная часть корабля. Из 33 человек экипажа, погиб 21, спаслось
только 12, причем все они получили ранения. Раненые были подобраны тральщиком «Merganser» и доставлены в Пусан.
26 сентября 1950 г. американский эсминец
«Brush» DD-745 следуя в 900 м позади эскадренного
миноносца «Maddox» DD-731 вдоль северо-восточного
побережья Кореи с целью разведки береговых батарей противника, наскочил на мину
в районе Танчхон (Tanchon).
Эскадренный миноносец сразу же был выведен из строя. Взрыв произошел под
днищем, ближе к носовой части. Столб пламени и воды прошел через три палубы.
Корабль подбросило так, что с соседнего «Maddox» увидели обнажившийся обтекатель
гидролокатора. С мостика сорвались сигнальные прожекторы, вышли из строя лаг и
эхолот. В одной из кочегарок, в кают-компании и в каюте старшего механика
появились пробоины, куда сразу же хлынула вода. Через каких-то пять минут нос
корабля погрузился в воду почти на два метра. Центральный штурманский пост
оказался полностью разрушенным и затопленным водой. К тому же вышло из строя
рулевое управление, и командиру пришлось перевести рулевого в румпельное
отделение, подавая команды по телефону. 14 человек погибло и 31 ранен, из них
10 тяжело. Критическое положение корабля
усугублялось еще и тем, что до ближайшего порта Сасебо
было около 470 миль хода вдоль северо-восточного побережья Кореи. В 1944 г. при
вторжении в Нормандию эсминец «Мередат», получивший
аналогичное повреждение от подрыва на мине, затонул, прежде чем ему удалось
преодолеть неширокий, но бурный Ла-Манш. Но командира «Brush»
успокаивало то, что эсминец имел ход и слушался руля. Спасение эсминца «Brush» было трудным делом, но оно завершилось успешно.
Через час аварийным партиям удалось завести пластырь и прекратить поступление
воды. Эскортируемый крейсером «Worcester»
CL-144, эсминцем «De Haven»
DD-727 и пристроившимся к ним спасательным буксиром «Bolster»
ARS-38, «Brush»
30 сентября кое-как добрался до сухого дока Сасэбо.
30 сентября наскочил на контактную мину
эскадренный миноносец «Mansfield» DD-728,
производивший поиски пилота самолета В-26, сбитого в районе порта Чхонджин, в 60 милях к северу от 38-й параллели. «Mansfield» был поражен в носовую часть. Ранения получили 28
человек из них 7 тяжелые. Во многих публикациях, в том числе в «U.S. Navy Ships: Sunk
& Damaged in Action during the
Korean Conflict (Partial)» ошибочно сообщается, что пять человек пропали без
вести и 48 получили ранения. Сильно пострадало якорное устройство. Вода быстро
заполнила форпик и цепной ящик. Ее дальнейшему распространению препятствовали
водонепроницаемые переборки. Аварийные партии быстро завели пластырь. Кораблю
требовался стационарный ремонт, и он своим ходом отправился в Сасебо.
27 сентября в нескольких милях к востоку
от Вонсан была обнаружена и уничтожена обычная
контактная мина. Она не имела повреждений, блестела свежей окраской и, по всей
видимости, пробыла в воде весьма недолго.
После подрыва и даже гибели американских
боевых кораблей, 3-4 октября 1950 г. западные средства информации наряду с
рассказом об этих инцидентах, не преминули в этом обвинить
СССР выйдя с заголовками «Российские мины в корейских водах». Об этом 2
октября в своих ответах Комитету по
вооруженным силам Палаты представителей сказал начальник военно-морских
операций адмирал Форрест Шерман.
Среди прочего он заявил, что корабли США у берегов Кореи обнаружили «большое
количество» мин российского типа «Mark 26». Мины были
якорного типа и содержали достаточно взрывчатки, чтобы повредить небольшие
суда. Осмотр некоторых мин показал, что они были недавно установлены и не так
давно взяты со складов. Они были пришвартованы, но есть признаки того, что их
сплавляли по рекам «или, возможно, устанавливали с помощью небольших судов».
При этом адмирал Шерман, отвечая на вопросы,
подчеркнул, что Советский Союз подписал Гаагскую конвенцию, запрещающую
плавучие мины, тем самым указывая на виновного в подрывах американских судов.
Эта газетная истерия совпала с
подготовкой американцами десанта в Вонсан. Но,
несмотря на, то, что к этому времени было обнаружено уже довольно много мин,
американцам вскрыть какую-то определенную систему заграждений у восточного
побережья в районе Вонсан или Хыннам
не удавалось. Но отсюда, по мнению вице-адмирала Артура Страбла,
не следовало делать вывод об отсутствии заграждений из якорных мин в этих
районах. Если не считать показаний одного пленного, сообщившего о постановке
мин в районе Чхоньчжиньского маяка в Северной Корее,
и обнаружения девяти неукомплектованных неконтактных мин в повозках, захваченных
на острове Волми-до, то сведения о применении
противником морских мин основывались, лишь на том, что было выловлено
непосредственно кораблями.
В надежде на лучший исход операции
корабли 3-й эскадры минно-тральных сил 6 октября 1950 г. вышли из Сасэбо в Вонсан. Когда небольшая
эскадра капитана 2 ранга Споффорда из 6 тральщиков «Incredible» AM-249, «Pledge»
AM-277, «Osprey» AMS-28, «Mockingbird»
AMS-27, «Partridge» AMS-31, «Chatterer»
AMS-40 прибыла холодным серым утром 10
октября в район Вонсан, чтобы приступить к тралению,
ее командир очень мало знал о бухте Йонхынмань. В его
распоряжении были лишь отрывочные географические и батиметрические данные, а
также сведения о нескольких обнаруженных здесь минах. Кроме того, у Споффорда имелась карта постоянного фарватера,
опубликованная Советским Союзом, а накануне, 9 октября, было получено донесение
с крейсера «Worcester» CL-144 о том, что его бортовой
вертолет обнаружил вблизи Вонсана крупное минное
заграждение. О том же, какого типа минные заграждения были поставлены северокорейцами в самом Вонсаньском
порту, можно было только догадываться.
Первым кто озвучил
данные о количестве и качестве минных заграждений к Вонсана,
был штатный корреспондент в Корее Джек Персиваль в
своей статье «Плотное минное поле, поставленное красными у берегов Кореи» (Dense Minefield Laid By Reds
Off Korea) 25 октября 1950
г. Именно он написал что «Три
американских адмирала, которые сейчас находятся на месте, подсчитали, что на
месторождении находится до 3000
контактных мин.» В дальнейшем эти данные о числе мин
повсеместно разошлись по статьям и книгам, как в публикациях 60-70 годов таких как Кэгл М., Мэнсон Ф. «Морская война
в Корее», Лотт А. «Самое опасное море. Минная война в
годы Второй мировой», так и в современных Raul (Pete) Pedrozo
«Mine Warfare at Sea in
a Korea Contingency».
В статье Персиваля
много и других «сенсаций» озвученных для
читателей. Сооружение минного поля из 3000 контактных мин по
оценкам «обошлось в 1 миллион фунтов стерлингов», а корейские моряки были записными
злодеями «Как рассказали мне
высокопоставленные американские военно-морские офицеры, после того, как оно
было построено, северокорейские коммунисты казнили второстепенный персонал и
рабочих, которые помогали в создании этого грандиозного сооружения.» И
конечно прошелся он и по участию русских в этом деле: «Адмирал Смит сказал: "Нет сомнений в
том, откуда взялись эти мины и кто руководил их
установкой.
"Также
нет сомнений в том, что у Советского Союза есть новейшие мины контактного
действия.
"Вероятно,
они воспользовались немецким опытом нацистских ученых, вывезенных в
Россию".»
И хотя как заявляли американцы, минные
заграждения у Вонсан насчитывали 3000 мин, как
магнитных, так и контактных. Их реальное число было в шесть раз меньше 500 единиц. Но даже для этого числа мин
тральных сил у американцев было явно недостаточно
чтобы вовремя и на должном уровне успешно решить поставленную задачу. В
аналогичной ситуации при высадке морского десанта в 1945 г. на Окинаву
действовало 100 тральщиков, а при вторжении в 1944 г. в Нормандию свыше 300. И
все это могло привести к большим проблемам.
Как писали вице-адмирал Евгений
Яковлевич Литвиненко и капитан 1 ранга Виктор Васильевич Сидоренко в своей
статье «Морское минное оружие от первых мин до мин Великой Отечественной
войны»: «Задуманная с большим размахом Вонсанская десантная операция имела целью высадить войска в
тылу Народной армии Кореи, отрезать ей пути отхода на север и ударами с фронта
и тыла уничтожить окруженную группировку. После уничтожения главных сил
северокорейских войск планировалось выйти к границе Китая и СССР и закончить
войну, заняв всю территорию Северной Кореи до начала холодов.
СССР
в то время еще не вмешивался в конфликт. Однако нетрудно понять, где были взяты
более трех тысяч мин, в том числе неконтактных, выставленных корейцами, а также
— кто планировал минные заграждения и осуществлял
общее руководство минными постановками.
Кроме
того, все это время всего в 300—400 км стояли в полной боевой готовности полки
бомбардировщиков, а также истребителей для их прикрытия. С десантным
соединением можно было покончить за несколько часов. Ждали приказа, но его не
последовало. Мины сделали свое дело. Высадка десанта задержалась на 8 суток, и
операция потеряла смысл. Войска Народной армии отступили на север. Вонсан был оставлен. Минно-заградительные действия
позволили разрешить кризисную ситуацию. В противном случае возникла бы угроза
потери Северной Кореи, и, возможно, И.В. Сталин отдал бы приказ нанести удар по
десанту. Такой удар, вероятно, явился бы началом третьей мировой войны, тем
более что силы десанта действовали под флагом ООН.»
10 октября к американскому отряду и
южнокорейскому отряду из двух тральщиков «YMS-510», «YMS-516» и патрульного
корабля «PC-704», присоединился Второй отряд японских тральщиков
- тральщики «MS-03», «MS-06», «MS-14», «MS-17», патрульные суда «PS-02»,
«PS-04», «PS-08» под командованием капитана Носе Сёго (Nose
Shōgo), и флагман командира японских тральных
сил капитана Тамуры «Yūchidori».
Позже из Пусано
прибыло еще подкрепление в виде подошедших тральщиков «Pirate»
AM-275, «Redhead» AMS-34, «Kite»
AMS-22.
Как вспоминал капитан 2 ранга Споффорд: «Моим
первым намерением, было начать работу в обычном судоходном канале, который
использовали советские военно-морские силы, предполагая, что он подвергся более
позднему и небрежному минированию из-за поспешного отхода советских сил».
Однако так как дата высадки была на 15 октября, Споффорд
решил рискнуть и провести полосу разминирования прямо к берегу по самому
короткому и прямому маршруту. «Если бы
это сработало, был бы шанс, что мы успеем к сроку Дня Д».
Утром 10 октября у Вонсана началось траление. Тральщик «Pledge» AM-277 пошел
от выступающего на запад изгиба 180-м изобаты, строго по
прямой в направлении берега, где всего через десять
дней, согласно графику, должны были высадиться войска. За тральщиком «Pledge» шли «Incredible» AM-249, «Osprey» AMS-28 и «Mockingbird» AMS-27. Позади этого
строя следовали еще два тральщика — «Chatterer»
AMS-40, сбрасывавший оранжевые конические буи для обозначения границы
очищенного от мин прохода, и «Partridge» AMS-31,
имевший задачу уничтожать огнем все мины, поднятые на поверхность передовыми
тральщиками. К концу первого дня работы тральщики Споффорда
расчистили проход шириной 2700 м, доведя его от 180-м до 55-м изобаты, что
составило около 12 миль в глубину. Без каких-либо потерь была подрезана и
уничтожена 21 контактная мина. Утром 11 октября Споффорд
организовал дополнительное обследование минного заграждения с помощью водолазов
— подрывников быстроходного транспорта «Diachenko»
APD-123, прибывшего в этот день в распоряжение эскадры. Водолазам было
приказано обследовать поверхность бухты на своих мелкосидящих десантных баржах
и установить наличие или отсутствие мин. 12 октября 77-е оперативное соединение
занималось противоминной борьбой. Прежде чем вновь пустить на минное поле
тральщики, Споффорд решил проредить его авиационным
бомбовым ударом. Он полагал, что от близких разрывов
сброшенных с самолетов бомб детонируют как якорные, так и донные мины. Ранним
утром 12 октября над Вонсаньским портом появились
самолеты с авианосцев «Philippine Sea»
CV-47 и «Leyte» CV-32. Каждый из «Скайрейдеров»
нес на себе по три 450-килограммовые фугасные бомбы, снабженные
гидростатическими взрывателями, рассчитанными на подводный взрыв на глубине 7,5
м. Бомбы намечалось сбросить двумя полосами с интервалом в 200 м. Чтобы
обеспечить равномерное сбрасывание бомб, выделялся специальный самолет для
постановки дымовых ориентирных буйков. Но противоминный удар не получился — ни
один из сброшенных дымовых буйков не сработал. Летчикам пришлось бомбить «на
глазок», ориентируясь лишь по близлежащим островам, но
ни одна из мин так и не детонировала. После авиационного удара вышли тральщики
и понесли серьезные потери, на минах
подорвались и погибли два тральщика, в 12.09 «Pirate»
AM-275 и в 12.20 «Pledge» AM-277.
Головным шел «Pirate»,
«Pledge» и «Incredible» строем
уступа влево следовали за ним. Шедший в протраленной
полосе «Redhead» AMS-34 выполнял функции вехостава, а «Kite» AMS-22 имел
задачу расстреливать подсеченные мины. Кроме того в готовности оказать им
помощь и огневую поддержку, находились войсковой транспорт с водолазами
подрывниками «Diachenko» и эскадренные тральщики «Doyle» DMS-34 и «Endicott»
DMS-35. Пройдя часть фарватера, тральщики развернулись влево, чтобы затем выйти
в район между островами Йодо и Ундо.
Часы показывали начало двенадцатого. Сразу же после разворота кораблей события
стали развиваться удивительно быстро. Две мины; подсеченные тралом «Pirate», с неимоверной силой вышибло на поверхность воды.
Вслед за ними выскочили еще четыре. Смертельная опасность была совсем рядом, в
каких-то 20—30 м от сзади идущих кораблей. Через пару минут «Pledge», маневрируя позади «Pirate» среди всплывших мин, подсек своим тралом еще
три мины. «Incredible» дальше продвигаться было опасно, повернуть на
обратный курс он уже не имел возможности. Его тралчасть
также подсекла четыре мины. «Как раз в это время,— вспоминал
несколько позже командир тральщика «Pirate» капитан-лейтенант
Хайет,— я получил донесение с вертолета о том, что
прямо на носу находится большое минное заграждение и что поблизости от моих
тральщиков обнаружены еще, по крайней мере, три линии мин. Летчик сообщил мне
также, что эти линии ограничены островами Ундо, Йодо, Модо и Синьдо.
Точное положение мин не указывалось.» Когда до точки
поворота оставались считанные метры, акустик тральщика доложил Хайету: «Прямо по курсу четкий эхо-сигнал, предполагаю —
мина! Дистанция 100 метров!» В это же время и наблюдатель с правого борта
сообщил, что видит мину вблизи борта справа по носу. Прошло еще несколько
секунд, и вдруг корма корабля поднялась из воды, обнажив винты, и упала в
бурлящее море среди фонтанов ила. Мина взорвалась прямо под днищем, отчего
корабль раскололся, как орех, на две половины. Он накренился сначала на правый борт, затем на левый, а
через четыре минуты обе части «Pirate» опрокинулись в воду и тут же пошли ко дну.
Тральщик «Pledge»,
находившийся поблизости, немедленно лег в дрейф и спустил на воду моторный
вельбот. Но как раз в это время незамеченные ранее береговые батареи противника
открыли меткий огонь по тонущему тральщику. «Pledge»
ответил им 76-мм пушкой. И сразу же в ответ получил несколько прямых попаданий.
Положение «Pledge»
стало угрожающим — он попал в вилку: снаряды ложились все точнее, а
поблизости плавало 13 подсеченных мин. Командир «Pledge» старший лейтенант Янг попытался спасти экипаж
«Pirate». Но этому плану не суждено было сбыться.
Огонь с берега усилился. Боезапас 76-мм пушки был уже на исходе. Янгом была
дана команда: «Лево на борт! Правая машина, полный
вперед!» Корабль повернул примерно на 30 градусов и тут же наскочил на мину.
Это случилось в 12 часов 20 минут. Взрыв произошел под корпусом корабля с
правого борта в районе машинного отделения. Тральщик получил серьезные
повреждения. Все палубы и переборки в районе взрыва были разрушены от киля до
мостика. Правый борт корпуса проломился ниже ватерлинии, и вода мощным потоком
хлынула в образовавшуюся пробоину. По приказанию командира экипаж покинул
тонущий корабль. Все офицеры тральщика «Pledge», за
исключением одного, были серьезно ранены. Потери среди рядового и старшинского
состава были гораздо большими. На «Pirate»
6 человек погибли, 51 был ранен, на «Pledge» 8
человек пропали без вести и 27 ранены,
один из них впоследствии умер от ран. Две попытки проделать проход в минном
заграждении потерпели неудачу: тральщики, взявшие прямой курс на берег, к
местам, намеченным для высадки, встретились с плотными и искусно расположенными
линиями мин. Если бы этот план не потерпел фиаско, то он был бы, конечно,
лучшим решением проблемы. Попытку очистить для навигации
основной фарватер также нельзя было признать удачным экспериментом. А
между тем до высадки морокой пехоты оставалось уже только семь дней.
Пентагон был потрясен известием о гибели
американских кораблей и выводами из происшедшего. Они исходили от
контр-адмирала Аллана Смита, который, будучи
командующим 95-го оперативного соединения блокирующих и эскортных сил ООН В
Корее, являлся непосредственным начальником Споффорда,
ответственным за действия минно-тральных сил флота. Его
донесение, адресованное начальнику штаба военно-морских сил США, начиналось
словами, которые Пентагон никогда не рассчитывал услышать: «…мы уступили контроль над морями стране без
военно-морского флота, использующей оружие времен Первой мировой войны,
установленное на судах, которые использовались во времена Рождества Христова.»
С оценкой обстановки, данной Смитом, были согласны и другие американские командующие.
Командующий военно-морскими силами на Дальнем Востоке вице-адмирал Джой говорил: «Главный
урок Вонсанской операции заключается в том, что ни
одним так называемым вспомогательным подразделением военно-морской службы,
таким как минная война, никогда не следует пренебрегать или отводить
второстепенную роль в будущем. Вонсан также научил
нас, что нам может быть отказано в свободе передвижения к вражескому объекту
из-за разумного использования мин бдительным противником.» А начальник военно-морских операций
ВМС США адмирал Форрест П. Шерман
в разговоре со своим другом журналистом Эллиотом был
вынужден заявить: «Надо признать, что мы не были к этому готовы. Проклятые мины у Вонсан стоили нам восьми дней задержки в высадке войск и
более двухсот человеческих жизней. Это весьма печальный факт. И я легко могу
себе представить, что при других обстоятельствах восьмидневная задержка высадки
могла бы означать проигрыш войны. Смит прав: если мы не можем идти куда хотим и
когда хотим, значит, мы не обладаем господством на море. А господство на море —
это краеугольный камень всех наших военных планов. В свое время мы очень хорошо
поняли, какую опасность представляют подводные лодки и самолеты противника.
Теперь, с прошлой недели, мы начали сознавать и опасность, которую несут мины».
В результате сильнейший флот мира
вынужден был бесцельно ходить взад и вперед по Японскому морю, пока несколько
тральщиков пытались очистить от мин проход к Вонсан.
Тем более что особой надобности в десанте уже и не было. Уже 10 октября южнокорейские
сухопутные войска вошли в Вонсан и захватили
аэродром, тем самым устранив причину высадки в Вонсане.
И хотя сопротивление береговой обороны Вонсана
оказалось неожиданно упорным, и корабли ВМС США и северокорейские батареи
обменивались огнем всю ночь 12 -го и следующее утро. Но уже 13 октября ВМС США наконец заставили замолчать оставшиеся северокорейские
орудия.
После того как три тральщика AM вышли из
строя, два навсегда, а один временно, из-за неисправности машин, проблема
безопасности траления приобрела первостепенное значение, тем более что теперь
этой работе береговая оборона не могла помешать.
В это время большая часть обязанностей
по тралению мин легла на японские суда MSA. 14 октября ВМС США приказали
возобновить траление мин. Утром японские
тральщики вошли в залив Вонсан и начали расчищать
безопасные каналы для десантных кораблей. Несколько дней работа шла без
осложнений, 17 октября в 14.30 ВМС США приказали восьми судам MSA начать
траление мин в заливе Вонсана. Примерно в 15.30
японский тральщик «MS-14» столкнулся с миной, и затонул от полученных
повреждений. Погиб один человек Накатани Сакатаро, повар судна, еще 18 были ранены, двое из них
тяжело. Через пять лет после капитуляции Японии во Второй
мировой войне японские моряки были убиты и ранены в чужой войне. Макартур приказал не сообщать о гибели тральщика и даже об
участии Японии в операции из-за пропагандистской ценности информации для
противника.
После этого экипажи нескольких японских
тральщиков отказались продолжать там траление, попытки американцев надавить на
них привели к прямо противоположному результату. В 14.00 18 октября тральщики
«MS-03», «MS-06» и «MS-17» под командованием командира Второго
отряда капитана Носе Сёго (Nose Shōgo)
покинули залив Вонсан и 20 октября прибыли в порт Симоносеки. Вместо них MSA отправила из Третьего
резервного отряда в Карато, пять тральщиков и три
патрульных корабля чтобы она приняла на
себя обязанности ушедших в Вонсане.
Не смотря на гибель японского тральщика,
казалось, что вонсанский фарватер почти полностью
безопасен для судоходства. 18 октября 1950 г. тральщики «Mockingbird»
AMS-27, «Chatterer» AMS-40, «Redhead»
AMS-34 и «Kite» AMS-22 описывали последние круги у
берегов, когда командир тральщика «Redhead» донес,
что «весь океан вокруг тральщиков начал извергаться». Не успел рассеяться
первый громадный гейзер примерно в 350 м за кормой тральщика «Redhead», как в 100 м от кормы раздался новый взрыв, очень
похожий на первый. Эти два взрыва не причинили кораблю никакого ущерба, если не
считать нервного напряжения, охватившего самих минеров. Но третий взрыв, под
килем корейского базового тральщика «YMS-516», разнес этот маленький корабль
буквально в щепки. 4 человека погибли мгновенно, 13 пропали без вести.
Лишь 19 октября удалось установить, что
новые мины являются магнитными. На
берегу в стоге сена была обнаружена новая поисковая катушка советского
производства – «глаза и уши» магнитной мины. Вдобавок был захвачен
северокорейский персонал, который помогал собирать и закладывать мины.
В ходе первой минно-тральной операции в
районе Вонсана с 8 по 20 октября тральщиками было
обезврежено 104 якорные и 6 магнитных мин. Еще часть мин была уничтожена
другими методами, бомбами, водолазами и так далее.
Вечером 25 октября Шоулдис
доложил Споффорду, что проход к Вонсан
полностью очищен от мин. Целых 15 дней ушло на то, что вначале предполагалось
сделать за 5 дней траления, в результате десантная операция в Вонсан провалилась и город был
освобожден сухопутными частями. Из общего числа мин первоначально поставленных у Вонсан, было
выловлено и уничтожено 225. Многие из оставшихся мин, вероятно, сорвались с
якорей и стали плавучими. Но большая часть мин, не менее 1000, а может быть и
больше, все еще находилась поблизости. Однако, как говорит Страбл,
эти мины «больше не угрожали нашим
действиям, поскольку мы знали, где они находятся, и имели очищенные от мин
проходы к Вонсану».
Всего позже на берегу в районе Вонсана было обнаружено более 600 морских мин.
В самом Вонсане 16 октября в тоннеле возле взлетно-посадочной
полосы было обнаружено 14 21-дюймовых торпед советского производства, 29
300-футовых глубинных бомб, 40 50-футовых глубинных бомб и 167 мин контактного
типа.
18 октября южнокорейский десантный
корабль «SF-673» подорвался на мине во
внешней гавани Вонсана, когда пытался срезать путь к
берегу через не разминированную территорию. Получил только незначительные повреждения и продолжил движение к берегу.
27 октября у южного южнокорейского порта
Мокпхо японский тральщик «MS-30» в результате навигационной
аварии от удара об мель и затонул, потерь в личном составе экипажа не было, но
сам тральщик был потерян.
После Вонсана
следующим местом, где американцам пришлось столкнуться с минами, был порт Хыннам (Hungnam).
О том, как северные корейцы минировали
его, американцы узнали из показаний плененного капитана северокорейского
минного заградителя Ким Тэ Ли
(Kim Tae Lee). В своих показаниях капитан упомянул о постановке двух минных заграждений. Первую
установили 17 августа два кораблями с 18 минами каждый. Эти корабли, используя
маяк Чактори к востоку от города, в качестве
ориентира, направились на юг от маяка устанавливая
мины до точки в трех милях к востоку от островов Хёндже-ам.
Второе заграждение было поставлено 22 августа тремя кораблями, несшими
соответственно 18, 18 и 20 мин. Корабли установили мины на восток от островов Хёндже-ам до точки в трех милях к востоку от маяка.
Первоначально по данным американцев там было установлено 112 мин, но позднее
число поставленных выросло до 143 единиц.
17 октября южнокорейцы заняли Хыннам. Для открытия порта
6-11 ноября там было проведено траление, в нем участвовали эскадренный
тральщик «Doyle» DMS-34 и 7 тральщиков типа AMS они
очистили канал шириной 1500 м и длинной 28 миль. В ходе первого траления было обезврежено 6 мин.
15 ноября у входа в гавань Вонсан подорвался на мине и затонул буксир
«LT-636» Армии США который вел кран-баржу. Её гибель
стала крупнейший гибелью людей на кораблях за время
войны. Погибли 30 из 40 членов экипажа. При этом из 27 японцев,
бывших там погибли 22. А всего на минах у Вонсана
погибли 5 судов и одно было повреждено.
6 декабря на мине заграждения у входа в гавань Хыннам
подорвалось японское судно «Senzan Maru» S-152. Военно-морские силы США через Японское
управление по контролю за судоходством (SCAJAP)
использовало его наряду с другими для снабжения. На него было загружено 50000
мешками муки, пробоина находилась на глубине восьми футов (2,5 м) в носовой
части, но судно было спасено.
18 декабря Хыннам
был освобожден северокорейцами.
В более дальних северокорейских портах куда удалось продвинуться американцам северокорейцы мины поставить не успели. Так 29 октября американцы высадили десант в Ивон (Iwon), перед этим в течение
25-27 октября тральщики тралили фарватеры к порту но
мин не обнаружили. А 16-19 ноября семь
тральщиков AMS провели траление порта Сончжин (Songjin) в 35 милях от Ивон, и
мин тоже обнаружено не было.
В декабре 1950 г. свою миссию у
корейских берегов завершили «Японские специальные силы траления мин». 15 декабря
1950 г. японское правительство приказало
подразделениям вернуться домой, назвав их присутствие в корейских водах
нарушением конституции Японии. Число японских кораблей задействованных
американцами для этого в разных работах разнятся. Согласно работе Джеймса Э.
Ауэра «Послевоенное перевооружение японских морских сил, 1945–1971», в период с
2 октября по 12 декабря в операции было задействовано 46 японских тральщиков и
одно большое судно – плавбаза. Согласно публикации Ясудзо
Ишимару «Влияние минной войны на Японию во время
Корейской войны» с 10 октября по 2 декабря, и в них приняли участие в общей
сложности 43 тральщика, десять патрульных катеров и одно испытательное
судно. В работе
Стивена Блантона «Исследование действий ВМС США по
разминированию во время Корейской войны» он со ссылкой на Кейгл
и Мэнсон, "Война на море в Корее",
промежуточные отчеты CINCPACFLT 1-6, а также отчеты командования и исторические
отчеты, приводит состав японских сил приписанных к CTG 95.6 во время Корейской
войны, который сильно отличается от цифр приведенных выше. У него тральщиков и судов разминирования 67: 24 деревянных
тральщика сделанных из бывших вспомогательных истребителей подводных лодок
водоизмещением 135 тонн – MS 01-17, 57, 81-86, 13 тральщиков – MS 18-30, один командный
корабль «MS-31» водоизмещением 6888 тонн, одна плавбаза «Soei
Maru» MS-32 водоизмещением 2850 тонн, бывший танкер
2ТМ военного времени, 28 вспомогательных тральщиков водоизмещение до 350 тонн –
MS 33-39, 41-42, 50, 54-56, 58-61, 62 (SCAPY 071 корабль-носитель MS),
66-72, 75, 77, 80. Помимо этих кораблей еще 4 патрульных судна с функцией
уничтожать огнем всплывшие мины – «PS-02», «PS-04», «PS-08», «PS-43»
(фактически корабль-казарма в Корее и Японии). Но в самой книге упоминаются еще
несколько японских патрульных кораблей, которых нет в списке «PS-56» и «PS-62».
Как бы там не было в
тралении вод Кореи со стороны Японии было задействовано 1450 человек, из
которых 1200 человек участвовали в операциях по разминированию на кораблях, а
250 человек обеспечивали связь, снабжение и ремонт судов в районах базирования.
Японские тральщики работали у корейских портов Вонсан,
Кунсан, Инчхон, Хэджу и Чиннампо, протралив 327
км каналов и якорных стоянок общей площадью 607 кв. миль. Ими было уничтожено
28 мин. Первый отряд под командованием Кимио Ямагами (Kimio Yamagami) у Инчхона и Хэджу вытралили 15 мин.
Второй отряд под командованием Дзикё Ишино (Jikyo Ishino)
у Чиннампо вытралило 2 мины. Третий отряд под
командованием Носа у Вонсана
3 мины, заменившее его подразделение Ишптоби (Ishitobi) до 26 ноября вытралили 5 мин. Четвертый отряд под
командованием Тоси Хагивары (Toshi
Hagiwara) у о.Кунсан
3 мины. Было потеряно два корабля «MS-14» погиб на мине, а «MS-30» в результате навигационной аварии.
Личный состав тральщиков потерял один человека убитым, а 18 получили ранения.
Только вот не все японцы прекратили свое участие в тральных операциях. «Soei Maru» в качестве опытного
судна было поручено выполнение задач по тралению мин в морях, окружающих
Корейский полуостров. С конце апреля 1951 г. до конца
июня 1952 г. она выполняла работу, разделенную на четыре миссии, в близи портов
Пусан, Масан, Джинхэ, Мокпо, Йосу и Инчхон.
Розин Александр.