На Главную.

 

Розин Александр.

 

Горячее Красное море. ВМФ СССР в боях у берегов Эфиопии в 80-х – 90-х годах.

 

1  2  3  4  5  6  7

 

2.  СССР создает новый флот  Эфиопии.

 

К началу 1976 г. чрезвычайный и полномочный посол СССР в Эфиопии Анатолий Петрович Ратанов и военный атташе посольства в своих сообщениях указывали Москве на стратегическое использование Эфиопии в советских военных целях. А.П.Ратанов подчеркнул возможность для Советского Союза усилить свое влияние во всем регионе (Эфиопия, Сомали и Судан) и расширить оперативные возможности для нашего ВМФ в Красном море. А.П.Ратанов предложил представить советские вооружения для эфиопского военно-морского флота, их сил противовоздушной обороны и сухопутным подразделениям. Москва приняла это предложение и озвучила его во время визита в Москву эфиопской делегации в июне 1976 г., но, к удивлению советских руководителей эфиопские представители отклонили его. И только 14 декабря 1976 г. обе стороны подписали первое "базовое" соглашение о военном сотрудничестве между Советским Союзом и Эфиопией.

Эфиопский флот, крайне нуждался не только в боеприпасах, но также и в судах для двух главных портов Массауа и Асэб. Асэб являлся  жизненно важным портом для товаров, импортируемых в центральную и южную часть Эфиопии. Так как эритрейские мятежники ранее - 21 апреля 1977 г. обстреляли завод по очистке нефти в порту, в результате чего было потеряно 4 миллиона литров бензина. Эфиопии требовались катера, которые могли патрулировать вход порт, так как основные силы флота были задействованы в обороне Массауа. И СССР послали в Эфиопию своих военно-морских специалистов и первые катера.

Пока точно не прояснен вопрос, в каком году для ВМС Эфиопии прибыли первые советские боевые корабли.

Если верить аналитическому материалу американской разведки «Ethiopia: The Impact of Soviet Military Assistance» от января 1983 г., то первые советские боевые корабли для ВМС Эфиопии прибыли в 1977 г. Ими были два десантных катера пр.1785 (НАТО T-4). Согласно справочнику «RussianShips.info» это были «Д-160» и «Д-171» доставленные в декабре 1977 г. с Черноморского флота. Хотя справочники «Jane’s fighting ships» указывают иные сроки поставки Советским Союзом в Эфиопию десантных катеров.

Однако в том же 1977 г. в Эфиопию прибыли и два средних десантных корабля типа EDIC построенных во Франции в мае 1977 г. и получивших в эфиопском флоте наименование «LTC-1035» (бывшее EDIC 9081) и « LTC-1036» (бывшее EDIC 9071). Последние корабли не советской постройки в составе эфиопского флота до 1985 г.

В конце 1977 г. военным советником командира военно-морской базы в городе Асэб был направлен заместитель начальника штаба Крымской военно-морской базы Черноморского флота капитан 1 ранга Виктор Иванович Пиков.

В 1978 г. эфиопский флот получил от СССР  и ударные корабли. 31 декабря 1977 г. из Севастополя вышел ракетный катер пр.205ЭР (классификация НАТО Osa II).   2 января 1978 г. он прошел черноморскими проливами и спустя пару недель прибыл в порт Асэб. Вероятно он был доставлен советским океанским буксиром «Рославль».

11 февраля 1978 г. в порту Асэб советский посол передал эфиопской стороне, которую представлял представитель министерства обороны Эфиопии от флота  коммодор Хэйла Уолдемэриэма (Haile Woldemariam), два катера - ракетный и торпедный. Всего в 1978 г. были переданы 4 боевых катера, в том числе один ракетный класса Osa II (пр.205ЭР), два торпедных класса MOL (пр.205ЭТ) и один десантный катер класса T-4 (пр.1785). Наших сведений о этом почти нет, справочник «Jane’s fighting ships» сообщает что в  январе 1978 г. были переданы 2 ТКА пр.205ЭТ (классификация НАТО MOL), 1 РКА пр.205ЭР (классификация НАТО Osa II)  «FMB-160» в январе 1978 г. и 1 десантный катер класса T-4 (пр.1785) в сентябре 1978 г.

Но эфиопам предстояло еще научиться  управлять советскими катерами. Опытные советские офицеры-моряки организовали систему подготовки эфиопских моряков для этих кораблей. Для этого были задействованы и советские моряки, перегонявшие ракетный катер в Эфиопию до своего возвращения домой, в Севастополь прибыли  14 июля 1978 г. 

В это же время была организована база по обслуживанию ракетного комплекса с крылатыми ракетами П-20 (НАТО - SS-N-2 Styx) установленными на катерах. В июле 1978 г. эфиопы приступили к созданию установки по обработке ракет "STYX" в северной части района казарм, примерно в 2,5 морских милях к северу от портовых сооружений Асэб. Там было установлено специальное сооружение для проверки ракет, где авиаразведкой впервые был замечен ракетный контейнер "STYX". Вспомогательное оборудование, которое наблюдалось в зоне хранения портовых сооружений Асеб, было передано на этот новый объект в период с июля по октябрь. До начала осени 1978 г.  это оборудование хранилось в небольшом складском помещение на северной окраине портовых сооружений Асэба. Идентифицированное там оборудование включало два полуприцепа-окислителя, два вероятных бензовоза, один автокран и различные вспомогательные транспортные средства.

Особенность  работы  специалистов  заключалась  в  том, что  все девятнадцать  лет  после  революции 1974 г. страна  находилась  на  военном  положении. А большинство постов в командовании ВМС, береговой инфраструктуре занимали офицеры прошедшие обучение на западе. Среди них были командующий ВМС, начальник штаба ВМС, руководители технической службы, связи и медслужбы флота. И хотя командирами новых судов, таких как ракетные катера назначались обучавшиеся в СССР эфиопские офицеры, приказы и распоряжения они тем не менее получали от своего руководства, которое в силу своих взглядов считало советское военно-морское образование недостаточным и узконаправленным.

Побывавший в стране в 1977-1978 гг. капитан 1 ранга Олег Дунаев вспоминал: «В Эфиопии нас встретили далеко не с распростертыми объятиями: командование эфиопских ВМС состояло сплошь из офицеров, получивших подготовку на Западе, и относились они к нам, мягко говоря, недоверчиво.» 

Так было в течение всего времени сотрудничества, что естественно не могло накладывать определенный негативный отпечаток на взаимоотношения между нашими и эфиопскими моряками.  Адмирал В.Козлов, сопровождавший в июле 1980 г. Главкома  ВМФ С.Г.Горшкова  во время его визита в Эфиопию, вспоминал: «… командующий ВМС Т.Берхану - полковник (звания общие в армии и флоте), офицер лет сорока, довольно самонадеян, несколько раз подчеркивал, что трижды учился в США, расхваливал американские катера».

Как вспоминал капитан 1 ранга Пиков: «Человеку, когда-либо общавшемуся с африканцами и азиатами, понятны трудности связанные с их обучением владению сложной современной техникой: языком общения, уровнем общей и технической подготовки, прилежностью в овладении новыми знаниями.»

Командировка капитана 1 ранга Пикова успешно закончилась в 1978 году. В этом же году за проявленное при исполнении служебных обязанностей мужество капитан 1 ранга Пиков Виктор Иванович был награждён орденом Красной Звезды и Почётной грамотой воину-интернационалисту Президиума Верховного Совета СССР.

При этом те первые командировки наших специалистов проходили порой в прямом смысле под свист пуль и грохот снарядов. В 1978 г. в Эфиопию для уточнения объемов военно-технического сотрудничества была направлена объединенная группа специалистов Минобороны, в которой ВМФ представляли полковник-инженер Иконников И.А. и полковник-инженер Дмитриев И. К. (23-й ГМПИ). Во время командировки им пришлось вести переговоры в окруженных сепаратистами  Асмаре и Массауа.

Полковник-инженер И. А. Иконников вспоминал: «Из Аддис-Абебы нас самолетом доставили в Асмару и поселили в гостинице, где мы дождались вертолета, который и доставил  в Массауа для переговоров с командующим флотом.

В городе совершенно отсутствовали вода и электроэнергия,  так как водозаборы городского водопровода и электростанции находились в руках сепаратистов. Из питьевых жидкостей имелось только пиво «Мадам Мелотти» (на территории пивзавода находились единственные в городе скважины).

На следующее утро начался штурм Асмары и мы с верхних этажей отеля могли наблюдать происходящие бои, а днем нас возвратили в Аддис-Абебу. Правительственным войскам удалось тогда отстоять Асмару и через несколько дней нам все же удалось попасть в Массауа.

Там условия оказались еще сложнее, чем в Асмаре. База расположена на острове, находящемся в небольшом заливе, и соединена с материком дамбой длинной 500-700 м. практически вся территория базы простреливалась минометным огнем а на причалы в светлое время суток нельзя было выйти, так как снайперы с противоположного берега немедленно открывали огонь. Однажды, возвратившись с переговоров, мы обнаружили, что железобетонный козырек над входом в помещение, где мы жили, полностью разрушен прямым попаданием мины.

Командование Эфиопии приняло решение ударом с территории базы прорвать блокаду и освободить побережье от сепаратистов. Морем в Массауа доставили войска и технику, подготовили штурмовую группу, которая должна была первой прорваться на материк по дамбе и обеспечить движение по ней остальных войск. Накануне штурма нас вертолетом вывезли в порт Ассаб, где мы разместились на советском теплоходе, разгружавшемся в порту. Здесь мы получили возможность помыться, пожить в каюте с кондиционером, нормально питаться.

Военная операция в Массауа прошла успешно: блокада была снята, побережье освобождено. Через двое суток мы вернулись в базу для завершения переговоров.»

Деятельность  эфиопских ВМС  на  первых  порах  были  достаточно  успешной, личный состав поддерживал революционную власть.  Причина была в том, что они поверили Менгисту, когда он пообещал военным вернуться в казармы после того, как они помогут гражданским властям захватить власть. Они боролись против диссидентов, подрывавших  режим.

Так флот не поддержал выступление полковника Берхану Хайле (Berhanu Haile) командира армейской бригады, дислоцированной в порту Асэб 23 июля 1976 г. когда тот поднял восстание против Менгисту в своем подразделении. Он пообещал армии и жителям города, что отменит декларацию о земельной и жилищной реформе и уберет Дерга. Жители города провели митинг в его поддержку. Но флот в Асэбе относился к нему с подозрением, и хотя офицеры колебались, рядовой состав отверг его устремления. Как результат через два дня полковника застрелили и все было кончено.

Но военно-морской флот, который противостоял полковнику Берхану в 1976 г., изменился четыре года спустя. Разочарованные революцией, которая не изменила их жизни, в военно-морских силах начало распространяться дезертирство. Некоторые из моряков покинули базы в Массауа и Асэбе и присоединились к освободительному фронту Эритреи, в то время как другие дезертировали на военно-морских судах в соседние арабские страны.

В сентябре 1980 г. три морских старшины дезертировали из Асмары, перейдя к сепаратистам движения TPLF. В ноябре 1980 г. группа флотских старшин и моряков в порту Массауа захватила морскую моторную лодку и дезертировала. Корабли ВМС и самолеты ВВС обыскали весь район, но не смогли найти их следов. Менгисту поручил расследовать причину их дезертирства командующему флотом адмиралу Тесфайе Берхану (Tesfaye Berhanu) и комиссару военно-морского флота лейтенант-коммандеру Мезгебе Ворки (Mezgebe Workie). Адмирал с пониманием отнесся к требованиям флота и попросил Менгисту увеличить морское и климатическое довольствие для флота. В то время продовольственное довольствие составляло 25 долларов в месяц, но из-за инфляции на него было трудно прокормить флот, как раньше. В свою очередь комиссар утверждал, что если подтянуть дисциплину, и активизировать контрразведку тогда можно обойтись и без увеличения продовольственного довольствия. Этот второй вариант больше подошел Менгисту.

Для этого комиссар Мезгебе подключил своих близких друзей и товарищей по курсу в качестве информаторов, и посадил этих людей в разных местах военно-морского флота, в том числе и на  корабли. Он проинструктировал своих шпионов, что если они обнаружат сеть повстанцев, то будут высоко вознаграждены. Шпионы в Массаве следили за старой проституткой, которая долгое время обслуживала моряков и имела связи на флоте. Как выяснилось, именно эта женщина организовала дезертирство моряков, связав их повстанцами. Позже она была арестована, по ее показаниям арестовали 11 человек, которые позже были расстреляны по приказу Менгисту, на пляже Гургусум, в присутствии сотни моряков, комиссара и командующего ВМС.

Репрессии не оказали должного воздействия. В январе 1981 г. десятки моряков вновь дезертировали с военно-морской базы Массауа и присоединились к эритрейскому фронту. Это были 11 моряков (три старшины, четыре рядовых моряка и четыре ведущих моряка) бежавших 25 и 26 января. Они сказали, что служили в эфиопском флоте от трех до десяти лет, добавив, что дезертировали из-за постоянно обостряющихся противоречий в военно-морском флоте. Кроме того снова патрульный катер военно-морского флота с двадцатью членами экипажа на борту исчез со своего дежурства в Красном море. Через пару дней он вошел в йеменский порт Ходейда (ЙАР).

Это восстание на флоте стало серьезной проблемой для Менгисту, его не слишком заботило дезертирство личного состава, но кража военного корабля для массового дезертирства была очень серьезным звонком. Он распорядился о полном расследовании этого дела. Именно по этой причине в марте 1981 г. ряд старших офицеров были назначены руководить полным расследованием деятельности военно-морского персонала на двух базах Массауа и Асэб. Группа во главе с полковником Кибрк Гоннитком (Kibrct Gonnitc) отправилась в Асмару, чтобы задержать и допросить людей в Массауе, а группа во главе с полковником Гебремескелем Асбите (Gebremeskel Asbite) отправилась на ВМБ Асэб. Их миссия состояла не только в том, чтобы допросить военнослужащих и найти ядро инакомыслия, но и в том, чтобы одновременно внушить им уважение к власти.

Согласно результатам расследования, зачинщики мятежа находились на борту судна, оказавшегося в Йемене. Капитан и двадцать других членов экипажа на борту лодки были обнаружены, а три человека, включая старшего офицера, позже вернулись в Эфиопию. Правительство ЙАР освободило судно, вернув его в Эфиопию в феврале 1981 г. Оно было укомплектовано новыми членами экипажа. Возвращение катера не сняло напряжения в расследовании, личный состав все еще оставался на казарменном положении в базах и кораблях, и отрезан от семей и друзей. В конце концов, следователи задержали 56 человек из Массауы и 13 из Асэбе. На военно-морской базе Асэб главный следователь даже задержал командира базы только потому, что они не договорились об обращении с заключенными на базе людьми. Хотя командующий был освобожден позже, злоупотребление силовыми методами дознания, было плохо воспринято всеми в военно-морском флоте.

Для недопущения повторных действий в дальнейшем были предприняты различные меры. Теперь в патрули назначались по два корабля, чтобы они наблюдали друг за другом. Кроме того на кораблях покидающих порт для патрулирования, размещались подразделения береговых частей, которые должны были охранять флот, чтобы остановить дезертирство. Однако большинство солдат, которые были размещены на кораблях во время похода, были ополченцами, которые страдали от морской болезни и лежали на палубе почти все время плавания, да и не знали они о том, куда идут корабли, а значит не имели никакой возможности предотвратить дезертирство.

Как результат флот в глазах властей выглядел ненадежным. Чтобы показать свое недовольство им Менгисту сократил продовольственное довольствие для ВМФ и увеличил его для армии и военно-воздушных сил в октябре 1981 г. Эта акция еще больше расстроила военно-морской флот и не удовлетворила ни армию, ни военно-воздушные силы. Дезертирство и самоубийство продолжались во всех вооруженных силах.

Тем не менее, эфиопское руководство старалось переломить ситуацию, готовя верные для страны флотские кадры.

Военно-морской колледж в Асмере обеспечивал подготовку морских офицеров. Созданный в 1955 г. в Массауа военно-морской колледж в 1978 г. был переведен в Асмеру в бывший императорский дворец. Курсанты военно-морского колледжа проходили там 52-месячный курс обучения, после которого получали степени по военно-морским наукам и назначение в военно-морской флот в звании младшего лейтенанта ВМС. Учебные программы военно-морского колледжа были шире, чем программы Армии и ВВС, и дополнялись обучением на море. После этого некоторые морские офицеры проходили подготовку за границей, в частности в Военно-Морской академии в Ливорно (Италия) или в Советском Союзе - к примеру в Ленинградской военно-морской академии.

О том, что эфиопское руководство придавало значение подготовке новых кадров для флота, говорит такой факт. Если в январе 1981 г. на церемонии выпуска курсантов военно-морского колледжа эмблемы им вручал руководитель колледжа коммандер Цегайе Гебре-Йоханнис (Tsegaye Gebre - Yohannis). То уже в дальнейшем церемонию проводили руководители государства.  29 января 1984 г. Менгисту Хайле-Мариам  в Массауа лично  председательствовал на церемонии выпуска 24-й группы военно-морских курсантов в военно-морском колледже, он также проинспектировал военно-морские учения в порту. Дипломы тогда получили 48 курсантов, последующие классы были сопоставимы по численности. В феврале 1985 г. на церемонии выпуска 25-й группы курсантов и 4 апреля 1987 г. на церемонии выпуска 27-й группы курсантов главным представителем от руководства страной был член Политбюро ЦК WPE и заместитель председателя Совета министров Фыкре Селассие Вогдерес (Fikre Selassie Wogderes). Выступая на церемонии в апреле 1987 г. он отметил, что этот выпуск курсантов в то время, когда руководство собирается сформировать новую, совершенно иную и популярную администрацию, внесет большой вклад в безопасность и развитие страны. А ранее член ЦК ВКП (б) и главнокомандующий Военно-морским флотом контр-адмирал Тесфайе Берхану (Tesfaye Berhanu), отмечал, что теперь, когда вступила в силу новая система образования для развития сил флота, будет расширена подготовка курсантов, которые отдадут свои силы, знания и жизнь для безопасности страны и ее широких масс.

Помимо военно-морского колледжа военно-морской флот содержал учебный центр в Массауа для срочнослужащих - моряков, техников и морских пехотинцев, срок их службы был семь лет.

Также с 1975 г. по 1991 г. 833 эфиопских моряков прошли обучение в СССР в военно-морских заведениях в Ленинграде, Баку, Поти и т.д. К примеру в Учебном Центре ДКБФ в Риге для Эфиопии был подготовлен 1 экипаж надводного корабля. А учащиеся в Каспийском ВВМКУ имени С. М. Кирова на 4-м специальном факультете эфиопские курсанты прилагали для этого массу усилий и как результат - диплом с отличием: в 1981 г.  3 выпускника (Алжир, Эфиопия), в 1984 г. 6 выпускников из Эфиопии, в 1987 г. 6 выпускников (Сирия, Ливия, Эфиопия).

Помимо подготовки кадров, для снабжения союзника Москва так же приложила массу усилий.

В мае 1979 г. для эфиопского флота был передан рейдовый буксир, получивший в эфиопском флоте наименование «АО-2».

В июле 1980 г. в ходе визита в Эфиопию нашего Главкома ВМФ СССР Адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, командующий ВМС Эфиопии обратился к нему с просьбой о дополнительной поставке катеров. По итогам визита было принято решение поставить три ракетных катера пр.205ЭР (НАТО - Osa II) в дополнение к одному  поставленному в 1978 г. Один катер «FMB-161» был поставлен в сентябре 1980 г., а еще два «FMB-162» и  «FMB-163» 13 января  1981 г.

В 1981 г. новым советником командующего ВМС Эфиопии был назначен капитан 1 ранга Василенко Иван Васильевич, являвшийся до назначения заместителем начальника восточного направления Оперативного управления Главного штаба ВМФ в Москве и до этого посещавший Эфиопию в составе группы Главнокомандующего ВМФ С.Горшкова.

В мае 1981 г. делегация ВМФ Эфиопии посетила Севастополь с целью ознакомления с возможностями советских кораблей и решения вопроса об их закупке. Вслед  за  этим  до  середины 80-х  годов  в  Эфиопию  были  поставлены более десяти кораблей.

В первую очередь были усилены десантные силы, которые осуществляли снабжение и переброску войск в прибрежных районах страны. Особенно в тех, в которых шли боевые действия с сепаратистами, во вторую очередь патрульные - сторожевые корабли для охраны и поддержки.

9 ноября (по другим данным в декабре) 1981 г. был передан первый СДК пр.771 (НАТО - Polnochny B) с бортовым номером 250, предположительно «СДК-171». Был передан из состава ТОФ, в эфиопском флоте получил наименование  - «LCT-1037».

Кроме того в 1981 г. был поставлен четвертый черноморский десантный катер пр.1785 (НАТО T-4) «Д-152», третья единица «Д-151» (бортовой номер 564) была доставлена в сентябре 1978 г., а передана в мае 1979 г.

В декабре 1981 г. Менгисту Хайле-Мариам, председатель правящего военного совета Эфиопии, стал первым главой эфиопского государства, посетившим острова архипелага Дахлак, где на острове Нокра располагался наш ПМТО.

В январе (по другим данным в феврале) 1982 г. в Эфиопию был доставлен патрульный катер (торпедолов) пр.368Т (НАТО - POLUCHAT).

8 октября 1982 г. два патрульных катера пр.1400МЭ (НАТО Zhuk) были доставлены на сухогрузе пр.567 «Физик Курчатов» ЧМП. В середине октября переданы эфиопской стороне и получили наименования «PC-16» (затем «Р-205») и «PC-17» (затем «Р-206»).

В конце декабря 1982 г. в Эфиопию прибыл второй СДК пр.771 (НАТО - Polnochny B), пришел с Черного моря, предположительно это был «СДК-80» совершивший переход с Балтики на Черное море по внутренним водным путям.  Передан 8 января 1983 г. - в эфиопском флоте получил наименование  «LCT-1038».

В 1982 г. на ракетно-техническую базу (РТБ) в Асэбе приезжала бригада специалистов из Союза, она провела регламентные работы и продлила сроки хранения у 43 крылатых ракет П-15. Не прошли проверку две ракеты. Эти ракеты необходимо было отстрелять ввиду истекшего гарантийного срока в учебном варианте. Но эфиопское морское командование рекомендации наших советников не выполнило. И  в дальнейшем в 1984-1987 гг. настойчивые рекомендации  капитана 1 ранга В.И. Шейко и капитана 1 ранга Ю.Л.Кручинина провести учебные стрельбы выслужившими срок ракетами, были проигнорированы.

21 июня  1983 г. в  Массауа передан  ВМС Эфиопии первый СКР пр.159 (НАТО -  Petya II) «СКР-94» ЧФ (бортовой номер 833, командир Локшин Г.И.). «СКР-94» с 1979 г. находился на консервации в Донузлаве, в 1983 г. был расконсервирован и вновь введен в строй. В Эфиопию приведен на буксире. 12.08.1983 г. исключен из состава ВМФ СССР и 01.03.1984 г. экипаж расформирован. В эфиопском флоте получил наименование «F-1616», первым эфиопским командиром был Тисфай.

19 марта 1984 г. передан ВМС Эфиопии второй СКР пр.159 (НАТО -  Petya II) «СКР-115» ЧФ. «СКР-115» входил в состав 17 БПК Крымской военно-морской базы КЧФ перед передачей  с 16.07.1982 г. по 10.02.1984 г.  на «Севморзаводе» в Севастополе прошел капитальный ремонт. В Эфиопию приведен на буксире. 09.04.1984 г. исключен из состава ВМФ СССР и 31.12.1984 г. расформирован. В эфиопском флоте получил наименование «F-1617».

В 1984 г. в Эфиопию доставлены два десантных катера пр.1785 (НАТО - T-4) пятый и шестой. В эфиопском флоте получил наименование «№ 63», «№ 64».

В ноябре 1984 г. на флоте произошло очередное ЧП. В Сомали бежали четыре члена экипажа во главе с командиром корабля капитаном Алуму Бакеле (Alumu Bakele) на патрульном катере «P-202». 32 летний капитан Бакеле, с 1971 по 1975 год обучался в Военно-Морской академии Ливорно (Италия), а в 1981 году в течение года учился в Ленинградской военно-морской академии. Находясь в дозоре у порта Асэб командир, обиженный на правящий режим,  опираясь на поддержку трех членов экипажа, захватил судно и увел его в порт Бербера. Остальных моряков - 22 человека он отправил за борт, позволив им плыть к берегу. Но так как до берега было три мили, а в море было много акул, только несколько наиболее сильных моряков достигли берега. Катер какое-то время входил в состав ВМС Сомали.

В январе 1985 г. советником командующего ВМС Эфиопии был назначен капитан 1 ранга Валентин Иванович Шейко.

В 1985 г. советские специалисты по неоднократным просьбам провели поиск места для возможного строительства военно-морской базы вне порта Асэб. С такой просьбой к ним обратился командующий ВМС. Расположение базы в том главном ее предназначении, которое она должна выполнять, не соответствовало никаким требованиям военной науки. Гражданские власти неоднократно ставили вопрос перед правительством о выводе ВМБ с территории порта.

ВМБ занимала в морском порту причальную линию северного пирса, длиной около 120 метров. Этот причальный фронт, который составлял четвертую часть причального фронта морского порта, оставался не занятым торговыми судами. В некоторых случаях там был ошвартован торпедный катер или сторожевой корабль, иногда приходил из Массауа десантный корабль за боезапасом или другими грузами. Даже в этом случае большая часть пирса оставалась не занятой.

Для торгового порта, ограниченного в погрузо-разгрузочных возможностях из-за небольшого причального фронта, это было крайне невыгодно. Особенно когда десятки судов простаивали на рейде в ожидании разгрузки в первую очередь гуманитарных грузов.

Советник командующего ВМС Эфиопии капитан 1 ранга В.И. Шейко прилетел вместе с советником начальника тыла ВМС капитаном 1 ранга Бедой, чтобы совместно с командованием базы определиться с возможным строительством специального военного причала, размещением штаба, казарм, складов и прочей инфраструктуры базы за территорией порта и города. Как оказалось, ни в южном и не в северном направлении не обнаружилось ни одного места, где можно было бы разместить причалы для стоянки кораблей. И наше официальное заключение ставило окончательную точку в решении этого вопроса.

Наши специалисты предлагали альтернативное решение проблемы, освободить причал в порту Асэб, выставив плавпирс параллельно северному причалу. За несколько лет до этого наши морские инженерные службы такой плавпирс там ставили. Но при первом сильном шторме (такое редко, но случается), пирс был сорван, сломан и затоплен в районе старой крепости. Причину точно не установили. То ли, когда устанавливали, не приняли во внимание штормовые условия, то ли эфиопы плохо за ним следили, но так или иначе пирс был загублен. Однако эфиопское командование категорически не соглашалось на восстановление сорванного пирса или установку нового.

 

Помимо кораблей СССР поставлял в Эфиопию большое количество боезапаса для кораблей, часть поставленного хранилось в Асэбе на арсенале. При этом условия хранения не соблюдались. Весь флотский боезапас лежал на отдельно выделенной территории. Самый большой комплект составляли противолодочные реактивные глубинные бомбы РГБ-25 для реактивных бомбовых установок РБУ-2500 сторожевых кораблей пр.159. На каждый корабль было доставлено из Союза более пятисот глубинных бомб, из них около двухсот находилось на корабле, остальные в арсенале. Тот, что хранился в арсенале, хранился в деревянных ящиках по две бомбы в каждом. Часть ящиков складировалась в штабелях, часть просто в куче. С грубейшими нарушениями хранились артиллерийские снаряды для 76-мм артиллерийских установок сторожевых кораблей. Они находились в деревянных ящиках по два снаряда в каждом. Их в арсенале было более 20 тысяч штук. Часть ящиков была складирована в штабелях, часть небрежно сложена в нескольких местах на территории арсенала. В беспорядке находились цинковые ящики с малокалиберным боезапасом для артиллерийских установок торпедных и ракетных катеров. В арсенале о и 100 мин УДМ. При этом как писал посетивший в 1985 г. арсенал Юрий Леонидович Кручинин: «Создавалось впечатление, что никто из командования ни базы, ни ВМС арсенал никогда не посещал, и здесь не производилось никаких проверок. Просто выгрузили, лишь бы выгрузить, и все оставили, как есть. Мне казалось, что Бедлю сам в первый раз приехал в арсенал. А ведь хранение боезапаса в готовности к немедленной выдаче на корабли является главной и ответственной задачей ВМБ и ее командира. Бедлю с полным равнодушием присутствовал при нашей работе, не проявляя никакого интереса к попыткам разобраться, какой и в каких количествах боезапас хранится в арсенале. А ведь там находился еще и боезапас для кораблей иностранной постройки!»

 

В марте 1985 г. доставлен в Эфиопию первый ТКА пр.206МЭ (НАТО - Turya) заводской номер 824, из состава ТОФ. В эфиопском флоте получил наименование «FTB-112» .

В марте 1986 г. доставлен в Эфиопию второй ТКА пр.206МЭ (НАТО - Turya) заводской номер 825, из состава ТОФ. В эфиопском флоте получил наименование  «FTB-113».

Это наращивание, хотя и скромное по сравнению с сухопутными и воздушными силами, отражало признание режимом необходимости развития Военно-Морского флота. Военно-морские силы опирались на ВМБ Массауа, где располагался главный оперативный центр, и порт Асэб, который был расширен за счет судоремонтного завода и ракетно-технической базы (РТБ). 

После 1986 года военно-морской флот был разделен на два военно-морских командования: Северное военно-морское командование с основной базой в Массауа и Южное военно-морское командование с основной базой в порту Асэб. Общее командование флотом осталось у контр-адмирал Тесфайе Берхану, главный штаб которого располагался в столице Аддис-Абебе.

Эфиопское руководство изыскивало и другие возможности для усиления флота, используя перевод гражданских судов в состав ВМС.

Так в 1985 г. грузовое судно «Ras Dedgen» (1961 г.,  6,615 тонн) было передано эфиопской судоходной компанией (Ethiopian Shipping Lines) в состав эфиопского ВМС.

В ноябре-декабре 1988 г. эфиопское правительство приобрело два 995 тонных десантных судна «Chamo» и «Ziway» у немецкой верфи Seebeckwerft в Бремерхафене. Эти 197 футовые суда названные  были построены в соответствии с Регистром Ллойда (Lloyds Register) для гражданских целей. Но они могут использоваться и для поддержки военных операций. Десантные суда снабжения «Chamo» («LCT-1036», встречается также наименование «LTC 9502») и «Ziway» («LCT-1035», встречается также наименование «LTC 9501») к началу 1990 г.,  находились в подчинении Министерства транспорта, а не военно-морского флота. Тем не менее, они активно использовались морским командованием для перевозок.

Еще одним проектом, который был направлен на увеличение малых кораблей флота, было предприятие по строительству лодок "Haleb". В ноябре 1985 г. КНДР предоставила 6 миллионный беспроцентный кредит для обеспечения оборудованием предполагаемой лодочной верфи на острове Халеб, к югу от Асэба. Менгисту лично участвовал в закладке фундамента верфи в декабре 1985 г.  Этот проект предусматривал строительство рыболовных и прогулочных судов до 150 тонн и имел конечной целью спуск на воду патрульных катеров и средних десантных кораблей для последующего развертывания в составе эфиопского военно-морского флота. 28-29 января 1989 г. строительство посетил лидер Эфиопии Менгисту. Завод был построен, и к весне 1991 г. первая 150 тонная лодка была готова к сдаче, если бы не захват Асэба силами EPLF.

 

Несмотря на подготовку новых военно-морских кадров, необходимость в присутствии наших советников не  уменьшалась.

Так на март 1987 г. в Эфиопии на должностях советников и специалистов состояли 27 представителей ВМФ СССР. В том числе: капитаны 1 ранга В.И. Шейко - советник при командующем и начальнике штаба ВМС, В.Д. Бида - при начальнике тыла, Ю.А. Ерохин - при начальнике кафедры тактики ВМС колледжа, капитаны 2 ранга Г.А. Чернявский (с декабря 1984 г. с должности НШ бригады ОВР из Риги) - при командире ВМБ Массауа, В.П. Трусков - при командире дивизиона ракетных и торпедных катеров, капитан 1 ранга Ю.Л. Кручинин - советник при командире военно-морской базы Асэб. В этой же базе в различных должностях служили капитаны 3 ранга А.А. Крылов, В.В. Клопнев, Ф.М. Мансуров, С.С. Полканов, капитан-лейтенант Г.И. Накидный, старший лейтенант В. Григоренко и другие специалисты ВМФ.

Однако сами эфиопские старшие флотские офицеры не видели необходимости нахождения наших советников при них, однако ничего поделать не могли, так как это было указание руководства страны.

Так в конце декабря 1984 г. в Эфиопию на должность советника при командире военно-морской базы Асэб прибыл капитан 1 ранга Юрий Леонидович Кручинин с должности начальника кафедры тактики Черноморского ВВМУ им. Нахимова. Его предшественник капитан 1 ранга Перепелицин после окончания срока пребывания летом 1984 г. выехал в Союз, и в течение 6 месяцев должность была «вакантной». Командир базы каптэн (капитан 1 ранга) Тсегай Джейохонис (или Джойохонис) с удовольствием обходился без советника. Но Менгисту Хайле Мариам не очень доверял флотским офицерам и был заинтересован, чтобы рядом с ними находился советский офицер. Возможные боевые действия против повстанцев и активно поддерживающих их соседей с применением ракетных катеров, и, следовательно, ракетного оружия, могли иметь место. А это в свою очередь требовало присутствия наших специалистов-ракетчиков для контроля подготовки ракет и советника при командире ВМБ в вопросах боевого применения и в вопросах организации всех видов обороны. Поэтому Ю.Л.Кручинин и посылался в Асэб.

Главным подразделением Асэбской базы была ракетно-техническая база (РТБ), где хранились, готовились к применению и подаче на катера крылатые ракеты П-15. Все эфиопские офицеры служившие там прошли обучение у нас в Поти или в Измаиле, где они изучили этот конкретный ракетный комплекс.  Советническая группа на начало 1985 г. состояла из семи человек: советника (капитан 1 ранга Ю.Л. Кручинин), переводчика (лейтенант Константин Иванов) и пяти офицеров-специалистов (старший специалист при начальнике РТБ капитан 2 ранга А.А. Крылов, его заместитель капитан 3 ранга Александр Корчан, капитан-лейтенант Виктор Бурдаев, капитан 3 ранга Федор Мансуров, капитан-лейтенант Валерий (фамилия неизвестна), обеспечивающих работу личного состава РТБ. Однако большинство инициатив наших специалистов как при каптэне  Тсегай, так и при сменившем его в мае 1985 г. каптэне Бедлю просто игнорировалось. Когда в декабре 1987 г. капитан 1 ранга Юрий Леонидович Кручинин завершил командировку и отбыл в Москву. Замена ему уже не планировалась. Старшим нашей группы в порту Асэб оставался капитан 2 ранга Олег Кульгейко.

С декабря 1987 г. советником командующего ВМС Эфиопия был назначен Герой Советского Союза капитан 1 ранга Лушин Владимир Петрович, с должности первого заместителя командующего Атлантической эскадрой СФ.

С 1988 г. по 1990 г. капитан 1 ранга Кутьев Юрий Федорович нес службу в должности советника командующего Северным Военно-морским командованием ВМС Эфиопии.

К этому времени у  ряда  эфиопских  офицеров  появилось  стремление  боевые  неудачи  в  море  объяснить  нашей «плохой  техникой  и  оружием». Что  было  не  ново. На  самом  же  деле  выходы  боевых  кораблей  в  Красное  море  с  его  высокой  соленостью  и  температурой  воды, постоянной  влажностью  и  жарой, превышающей 40 градусов, подтвердили  надежность  и  живучесть  советской  военной  техники.

Тем более что наши моряки используя возможности ПМТО на оокра (арх. Дахлак) приложили немало усилий  по ремонту и восстановлению эфиопских кораблей.

Поставленные в Эфиопию советские военные корабли были хорошим средством в борьбе с повстанцами. Наибольшей эффективностью отличались СКР пр.159А, оснащенные артустановками АК-726. Эритрейские катера опасались к ним приближаться: артустановки на расстоянии меньше прицельной дальности уничтожали их с первого залпа. Однако к тому времени корабли уже имели солидный срок службы, к тому же эксплуатировались в условиях агрессивной водной среды Красного моря. Требовался объемный и квалифицированный ремонт штурманского вооружения,  систем управления артиллерийскими установками, радиотехнических средств, главного двигателя, двух газотурбинных установок, трех дизельных генераторов, корпуса и систем трубопроводов, холодильных установок, систем кондиционирования воздуха.

На ПМТО практически постоянно находилась плавмастерская ВМФ СССР, а большой плавдок «ПД-66», стоявший на внутреннем рейде, позволял выполнять работы на подводной части корпуса и валолиниях. Главная проблема состояла в том, что имеющиеся ремонтные мощности обслуживали в основном наши матросы срочной службы, квалификация которых не позволяла выполнять технически сложные работы. В связи с этим ГТУ ГКЭС заключило с эфиопской стороной контракт на командирование в Эфиопию группы высококвалифицированных специалистов судоремонтных заводов ВМФ. Прибывшую 7 октября 1988 г. группу возглавил капитан 1 ранга В. К. Семочкин.

Представители эфиопской стороны - начальник технического отдела базы Тесфайе Тедессе, дивизионный механик Хапту Мариам, командир корабля Тесфайе Абрха и механик корабля Фетилла Лелисса с радостью и надеждой на успех встретили прибытие группы. Разбюрокрачивание системы ремонта помогло успеху дела. Решение всех материальных проблем осуществлялось по двум прямым, кратчайшим линиям: ПМТО - штаб ТОФ, который обеспечивал доставку за тысячи миль оборудования и запчастей; ПМТО - Главный штаб ВМФ, который  решал наиболее трудные вопросы принципиального характера. Все остальные структуры, включая ГКЭС, аппарат главного военного советника, аппарат советника командующего ВМС к решению материальных проблем не привлекались. Но общее внимание к работе группы со стороны уполномоченного ГТУ ГКЭС Телкова В. В. и советника командующего ВМС Героя Советского Союза капитана 1 ранга Лушина В. П. ощущалось постоянно.

Ремонт продвигался по плану и к июню 1989 г. уже готовились завершить восстановление боеготовности первого корабля. Однако за месяц до окончания работ из Аддис-Абебы пришло известие, что там подавлена попытка государственного переворота. В то время, когда Менгисту Xайле Мариам находился с визитом в ГДР, высшие военные чины собрались в здании генштаба и объявили о захвате власти. Президентская охрана окружила здание и жестоко расправилась с путчистами - тех, кто не успел покончить с собой, расстреливали на месте; лица, арестованные за пределами генштаба, бесследно пропадали в тюремных застенках. Среди последних оказался и командующий ВМС контр-адмирал Тесфайе Берхану. Однако, к счастью, те эфиопы, кто курировал ремонт кораблей на ПМТО, под репрессии не попали и общий график работ не нарушался. Всеже события в столице наложили заметный отпечаток на поведение эфиопских офицеров - в их действиях и суждениях пропала прежняя уверенность. Ремонт первого корабля закончили в срок. На завершающем этапе ходовых испытаний корабль зашел в Массауа, где принял на борт нового командующего ВМС и доставил его на оокра.

Ремонт второго корабля проходил труднее. Сказывались усталость людей, изнуряющая жара, уменьшение запасов материалов и запчастей, пополнение которых требовало времени. К тому же техническое состояние этого корабля было хуже, чем первого: когда в июне 1989 г. его поставили в док, оказалось, что вся подводная часть обшивки корпуса в носовой части продавливается пальцами. Ситуация еще более обострилась после падения в феврале 1990 г. ВМБ Массауа, на запрос о времени возвращения на остров газотурбинистов Главный штаб сроков не называл. В такой непростой обстановке группа заканчивала ремонт второго корабля, исключая газовые турбины. В апреле 1990 г. провели ходовые испытания. Оставив эфиопам запчасти для газовых турбин, на очередном транспорте в сопровождении нашего тральщика группа капитана 1 ранга Владимира Семочкина убыла в порт Ассаб. Затем самолетом группу доставили в Аддис-Абебу, а оттуда рейсовым самолетом в Москву. В  мае 1990 г. в Ассаб прибыли наши газотурбинисты и завершили работы по восстановлению турбин на втором СКР. После этого  наши обязательства были выполнены полностью.

К числу тех специалистов, которые работая на ПМТО проявили не только высокий профессионализм, но и выдержку и долготерпение,  следовало бы отнести рабочих А. М. Лукьяненко, А. Г. Шашкина, В. С. Мацулевича, А. В.  Милешкова, В. П. Коробцова, А. Б. Мельникова, А. А. Кондрашова, Г. В. Берлова, И. П. Пономаренко, Н. В. Старюка, мичманов И. В. Донева и В. Ф. Черноиванова. В  труднейших  условиях  вместе  с  судоремонтниками ВМФ  трудились  капитаны 3 ранга Г.Айриян, Д.В.Стариков (главный инженер), А.Фоменко, капитан-лейтенант А.Сборжевский.

 

В 1989 г. передан  прибрежный танкер пр.1844В (НАТО - Toplivo-2).  В эфиопском флоте получил наименование «A-502».  По моим предположениям (правда подтверждения пока не нашел) это мог быть дислоцированный ранее на ПМТО морской водоналивной транспорт «МВТ-23». После завершения работы там в 1988 г. он мог быть отремонтирован, возможно, что и в Севастополе и после этого передан эфиопам. Но это пока только предположение.

В марте 1990 г. последним советником командующего ВМС Эфиопии был назначен капитан 1 ранга Федоров Виктор Дмитриевич, прибывший туда с должности начальника штаба - первого заместителя  командующего ПрФлРС, КТОФ, его  служебная командировка в Эфиопию длилась 13 месяцев. 

9 июня 1990 г. два патрульных катера пр.1400МЭ (НАТО Zhuk) были доставлены на сухогрузе, третья и четвертая единица.  В эфиопском флоте получил наименование  «Р-207» и «Р-208».

В 1991 г. состоялись последние передачи советских боевых кораблей ВМС Эфиопии - двух тральщиков БТЩ пр.1265 (класс Sonya) «БТ-228» и МТЩ пр. 266М (класс Natya) «МТ-301».

Еще в  марте 1990 г. эфиопская сторона в срочном порядке запросила у СССР новые поставки вооружений, на общую сумму около 3 млрд. рублей, в том числе 375 танков, 220 боевых машин пехоты, около 2 тысяч артиллерийских систем, около 150 боевых самолетов и вертолетов. В поставках таких объемов было отказано «Руководствуясь постановлением ЦК КПСС от 17 ноября 1989 г. (П172/1) «О нашей дальнейшей линии в отношении Эфиопии». При этом было разъяснено, что повышение боеспособности армии необходимо обеспечивать не за счет наращивания количества вооружения и военной техники, а за счет улучшения оргштатной структуры, подготовленности штабов и командиров, боевой выучки войск и поднятия морального духа личного состава. Срочная же поставка специмущества не отвечает реальным потребностям Революционных вооруженных сил НДРЭ и требуют уточнения. Но все, же было обещано принять меры по частичному ее удовлетворению «поставить Эфиопии начиная с 1991 года 62 танка Т-55, 121 боевую машину пехоты, 2 корабля, боеприпасы, запасные части и вспомогательное имущество, всего на сумму около 700 миллионов рублей».

МТЩ пр. 266М (класс Natya) «МТ-301» согласно справочнику «RussianShips.info» был построенный на Средне-Невском ССЗ в пос. Понтонный, введен в строй в 1991 г. и передавался от Балтийского флота. По данным «Jane's Fighting Ships» от 2002 г. и «RussianShips.info» он был поставлен в октябре 1991 г. Что довольно сомнительно с учетом того что к этому времени власть в Эфиопии сменилась и наши не стали бы передавать корабль беженцам. Вероятно, он прибыл в страну весной до падения режима, в связи с ситуацией в стране перешел в Аден, где и принимался эфиопским экипажем, из-за этого в течение некоторого времени разведка ВМС США неправильно числила его как судно ВМС Йемена. В эфиопском флоте он получил бортовой номер «№ 634» В справочнике «Combat Fleets of the World 1993» в разделе о Йеменском флоте говорится, что бывший советский тральщик 634, был доставлен в Эфиопию в 1991 году и перешел в Йемен вскоре после этого; корабль должен был быть возвращен Эфиопии в июле 1992 г.

БТЩ пр.1265 (класс Sonya) «БТ-228» согласно справочнику «RussianShips.info» был построен в гетрозаводск на  ССЗ "Авангард" и 12 августа 1990 г. вступил в строй, поставлен до января 1991 г. Та же информация и в справочниках «Jane's Fighting Ships» начиная с 1994 г. и по 1997 г. В эфиопском флоте получил номер 441, затем 431, с 1995 г. гражданское судно. В справочнике «Combat Fleets of the World 1993» в разделе о Йеменском флоте говорится, что бывший советский прибрежный тральщик типа Sonya доставлен в январе 1991 г. в Эфиопию, дезертировал в Йемен весной 1991 г., но был возвращен в середине 1992 г.

 

Советники командующего ВМС Эфиопии.

·         Василенко Иван Васильевич - капитан 1 ранга.  1981-1985 гг.

·         Шейко Валентин Иванович - капитан 1 ранга. Январь 1985 г. - декабрь 1987 г. 

·         Лушин Владимир Петрович - капитан 1 ранга, Герой Советского Союза. Декабрь 1987 г. - апрель 1990 г.

·         Федоров Виктор Дмитриевич - капитан 1 ранга. Март 1990 г. - май 1991 г.

 

Корабли советской постройки, переданные флоту Эфиопии:

 

·         2 СКР пр.159 (классификация НАТО Petya II): 21.07.1983 «СКР-94» - «F-1616», 19.03.1984 «СКР-115» - «F-1617». На эфиопских суда вместо пятитрубного торпедного аппарата были установлены установка залпового огня BM 21 MLRS для стрельбы по берегу, в носовой части установлена 50 мм автоматическая пушка М 2, около якорных цепей. Оба базировались в Массауа.

- «F-1616» в 1989г. на непродолжительное время был переименован в «Zerai Deres». 11 августа 1990 г. экипаж с кораблем дезертировал в Порт-Судан (Судан), в декабре 1990 г. «F-1616» суданцы передали эритрейским сепаратистам, после занятия ими островов Дахлак в 1991 г. как я понимаю он выполнил туда рейс, а обратно уже не ушел и был брошен неисправным у пирса.

- «F-1617» после падения порта Асэб в мае 1991 г. ушел в Аден (Йемен), оставался там до начала 1993 г., пока Йемен не удалил из порта все эфиопские суда. Перешел в Джибути и находился там, пока эфиопское правительство не имеющее выхода к морю пыталось неудачно договориться о базировании эфиопских кораблей в Эритрее. В 1995 г.  Джибути продало его с аукциона  судно как металлолом чтобы заплатить портовые сборы. Корабль затонул в июне 1995 г. по пути на слом в Индию.

·         2 СДК пр.771 (классификация НАТО Polnochny B): первый (предположительно «СДК-177») в 09.11.1981 г. - «LCT-1037», второй (предположительно «СДК-80») передан 08.01.1983 г. - «LCT-1038».

- «LCT-1037» погиб в боях с сепаратистами в 1990-1991 гг.

- «LCT-1038» в мае 1991 г. ушел в Аден (Йемен), оставался там до начала 1993 г., пока Йемен не удалил из порта все эфиопские суда.

·         4 РКА пр.205ЭР (классификация НАТО Osa II): в том числе  «FMB-160» 11 февраля 1978 г., «FMB-161» в сентябре 1980, «FMB-162» 13 января 1981, «FMB-163» в 1982.

- «FMB-160» в мае 1991г. потоплен в порту Асэб

- «FMB-161» после падения порта Асэб в мае 1991 г. ушел в Аден (Йемен), оставался там до начала 1993 г., пока Йемен не удалил из порта все эфиопские суда. Перешел в Джибути, был переоборудован с октября 1994 г. по январь 1995 г. и в 1997 г. передан Эритрее получив номер «Р-161».

- «FMB-162» в мае 1991г. потоплен в порту Асэб.

- «FMB-163» в феврале 1991 г. дезертировав ушел в Аден (Йемен), оставался там до начала 1993 г., пока Йемен не удалил из порта все эфиопские суда. Перешел в Джибути, в 1996 г. приобретен Эритреей на запчасти.

·         2 ТКА пр.206МЭ (классификация НАТО Turya): переданы из состава ТОФ, в марте 1985 г. заводской номер 824 и в марте 1986 г. заводской номер 825. Получили номера «FTB-112» и  «FTB-113» соответственно. Оба затоплены у оокра (архипелаг Дахлак)  при уходе эфиопских войск.

·         2 ТКА пр.205ЭТ (классификация НАТО MOL): «FTB-110» 11 февраля 1978 г. и «FTB-111» в 1978 г., оба из состава БФ. В ранних версиях ошибочно сообщалось, что передавались из состава ВМС НДРЙ в 1986 г.

- «FTB-110» в мае 1991г. затоплен в порту Асэб.

- «FTB-111» после падения порта Асэб в мае 1991 г. ушел в Аден (Йемен), оставался там до начала 1993 г., пока Йемен не удалил из порта все эфиопские суда. Перешел в Джибути, продан на металлолом, затонул в июне 1995 г. по пути на слом в Индию.

·         1 МТЩ пр. 266М (классификация НАТО Natya): в 1991 от БФ «МТ-301». В эфиопском флоте имел номер 634.

В 1991 г. видимо еще до падения режима в мае 1991 г. ушел в Аден (Йемен) где его принимал эфиопский экипаж, из-за этого в течение некоторого времени разведка ВМС США неправильно перечисляла его как судно ВМС Йемена. Йемен выслал его в 1992 г., совершил переход к Массауа который официально стал Эритрейским портом. После этого он ушел в Джибути. Ремонт и обслуживание не выполнялось, продан портовыми властями Джибути в 1995 г.

·         1 БТЩ пр.1265 (классификация НАТО Sonya): до января 1991 г. В эфиопском флоте имел номер 441, затем 431. Фактически судно выполнила всего три выхода в море.

В мае 1991 г. ушел  в Аден (Йемен). Он был там в течение такого долгого времени, что высказывалось предположение что Йемен захватил судно. Но в 1993 г. Йемен попросил, чтобы судно ушло, и 441 перешел в Джибути. В 1995 г. портовые власти захватили тральщик за долги и продали его с аукциона в конце года. С 1995 г. гражданское судно.

·         4 АК пр.1400МЭ (классификация НАТО Zhuk): 8 октября 1982 г. два «PC-16» затем «Р-205» и «PC-17» затем «Р-206», и еще два 9 июня 1990 г. «Р-207» и «Р-208».

- «Р-205» в мае 1991г. затоплен в порту Асэб.

- «P-206» после падения порта Асэб в мае 1991 г. ушел в Аден (Йемен), оставался там до начала 1993 г., пока Йемен не удалил из порта все эфиопские суда. Перешел в Джибути проданы в 1995 г.

- «P-207» после падения порта Асэб в мае 1991 г. ушел в Аден (Йемен), оставался там до начала 1993 г., пока Йемен не удалил из порта все эфиопские суда. Перешел в Джибути проданы в 1995 г.

- «Р-208» б в мае 1991г. затоплен в порту Асэб.

·         6 ДК пр.1785 (классификация НАТО T-4): 4 единицы из состава КЧФ «Д-160» в 12.1977, «Д-171» в 12.1977,  «Д-151» (б/н 564) в 05.1979, «Д-152» в 1981 (списаны в 1990), два «№ 63», «№ 64» в 1984. По крайней мере один затоплен у оокра (архипелаг Дахлак) в 1991 г. при уходе эфиопских войск,  два  «№ 63» и «№ 64» в мае 1991 г. были оставлены в порту Асэб и они вошли в состав ВМС Эритреи, еще два в мае 1991 г. ушли в Йемен.

·         1 Патрульный катер (торпедолов) пр.368Т (НАТО - POLUCHAT): в январе (феврале) 1982 г. Списан в 1987 г.

·         1 малый морской танкер пр.1844 (по классификации НАТО Toplivo-2) - «A-502» в 1989 г.

·         1 буксир «АО-2» переданный из СССР в мае 1979 г.

 

 

Розин Александр

 

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.