Розин Александр.
Хроники 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Начало
создания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
4. В разных условиях.
У вышедших на просторы Средиземного моря
советских кораблей не было баз и портов где они могли бы пополнить запасы,
отдохнуть. Попытки договориться о заходе советских кораблей в египетские порты
закончились безрезультатно.
Участник похода на подлодке капитан 1 ранга
Роберт Абдулович Янборисов,
тогда капитан-лейтенант в своем историко-философском очерке «Румбами тревожных
миль» писал: «Все понимают, что базирование флота здесь порождает массу проблем. У
нас нет ни одной военно-морской базы, чтобы поддерживать корабли в боевой
готовности в ходе многомесячных плаваний. Принимается решение применить
челночный метод - через каждые полгода одну группу кораблей сменять другой.
Вспоминаю, как штурманы плавбаз подводных лодок искали на картах отмели и банки
на территории Средиземного моря для постановки на них кораблей на якоря, причем
делать это можно было только в нейтральных водах, не заходя за двенадцатимильную зону
территориальных вод прибрежных государств.»
В середине 60-х годов силами
Гидрографической службы Черноморского флота была проделана огромная работа по
выбору и исследованию мест стоянки кораблей в бассейне Средиземного моря. По
результатам было издано Пособие по режиму плавания кораблей и судов ЧФ с
характеристикой мест якорных стоянок и крупномасштабные планшеты с отметкой
глубин, пеленгами на приметные ориентиры. Эти планшеты очень помогали штурманам
при постановке на якорь в точках с малой площадью.
Якорные стоянки,
используемые советскими кораблями были разбросаны по всему
Средиземному морю, вне территориальных вод. Например три в Эгейском море - у
острова Китира и у острова Астипалея
для наблюдения за кораблями Шестого Флота, приходящих
в порт Пирей (Греция), и на острове Лемнос у входа в пролив Дарданеллы; две вокруг острова
Крит; две около Суэцкого канала, в заливе Саллум и в Рас-аль-Канаис; одна в заливе Манфредония
у входа в Адриатику; одна
в заливе Сирт; шесть на линии перехода между Западным
и Восточном Средиземноморьем, от Сицилии, на Террибль
банке и у мыса Пассеро; стоянки были около Мальты, у Хард банки и на островах Лампедус;
в заливе Хаммамет; у
Бизерты у острова Галит;
в Западном Средиземноморье местами стоянок были о.Альборан у побережья Марокко, у Челья
банки у побережья Испании, около Гибралтарского пролива и к северу от Балеарских островов, чтобы наблюдать Тулонский
эскадрон.
Не все из них заняты
постоянно, но чаще других использовались № 3 в заливе Хаммамет,
№ 5 у острова Китира и в заливе Саллум
сперва № 12, а после разрыва с Египтом № 52 вне тервод
последней. Вот некоторые из более 60 точек якорных стоянок 5-й эскадры:
№2 - у острова Пантелерия
(Италия);
№3 - побережье Туниса (залив Хаммамет);
№5 - у острова Китира,
пролив Антикитира (Греция);
№10 - у острова Лемнос
(Греция);
№12 - Эс-Саллум
(граница Ливии и Египта, она располагалась в территориальных водах Египта);
№13 -
залив Кенаис;
№15 - у восточной части острова Крит, мыс Плака;
№30 - восточнее Мальты;
№38 - пролив Ла-Галит;
№41-42 -
у Мальты;
№52 - залив Мерса-Матрух,
у побережья Египта (перенесена из точки №12, вне тервод
Египта - «Акимовка»);
№55 - севернее Кипра;
№64 - у берегов Марокко;
№70 - у побережья Франции.
Так что наши корабли в море находились
постоянно, и на дежурстве и отдыхая.
У американцев и их союзников таких проблем
не было вовсе, их деятельность в Средиземном море проходила в идеальных
условиях, некоторое время они отрабатывали действия в море
после чего заходили на отдых в один из портов стран НАТО и так в ходе всего
нахождения в регионе.
Вот, к примеру, хроника похода крейсера
«LITTLE ROCK» CLG-4. 5 декабря 1964 г. он из Норфолка отправился на службу в Средиземное море, 14 декабря прибыв в
Гибралтар и сменил крейсер «SPRINGFIELD»
CLG-7. 21-27 декабря находился в Неаполе (Италия) где справляли
рождественские каникулы, затем прибыл 30 декабря в Ла-Специя где встретили Новый год, порт покинули 3
января 1965 г. 5-11 января участвовал в учениях MEDLANDEX 1-65, после чего
11-15 января находился в Тулоне (Франция), 22 января - 2 февраля посещение Канн
(Франция), 12-24 февраля в порту Барселоны (Испания), потом переход к
итальянским берегам и 5-11 марта визит в Палермо, а 11-14 марта в Мессина (Италия). Опять в море, и 24-30 марта Валетта
(Мальта), 1-5 апреля порт Таранто (Италия). Переход в
восточную часть Средиземного моря, 15-20 апреля посещение Стамбула и 22-29
апреля Измира (Турция). Возвращение в центральную часть Средиземного моря, 7-17
мая визит в Неаполь (Италия), после чего двинулись на выход из Средиземного, 29
мая - 1 июня визит в Малагу (Испания) и 2 июня вышли через Гибралтарский пролив
в Атлантику, 10 июня прибыли в Норфолк.
И это не какой-то исключительный поход,
обычный, рядовой можно сказать, стандартный для кораблей в составе 6-го флота.
Вот список основных портов которые посетил
американский авианосец «Shangri-La» (CV 38) в ходе
своей службы с 15 февраля по 20 сентября 1965 г. в Средиземном море. 6-9 марта
Палермо (Сицилия), 11-14 марта Катания (Сицилия), 24-28 марта Валетта (Мальта), 31 марта - 4
апреля Таранто (Италия), 15-19 апреля Истамбул (Турция), 23-28 апреля Родос (о.Родос,
Греция), 7-16 мая Неаполь (Италия), 28 мая - 7 июня Марсель (Франция), 18-27
июня Ливорно (Италия), 3-14 июля Канны (Франция),
27-30 июля Генуя (Италия), 3-9 августа Барселона (Испания), 14-20 августа
Пальма (о.Мальорка, Испания), 23-25 августа мая
Неаполь (Италия). 27 августа 1965 г. авианосец «Shangri-La»
сталкивается с эсминцем «NEWMAN K. PERRY» DD-883 у о.
Сардиния. На эсминце погиб один моряк и еще один ранен. Оба судна
отремонтированы в Неаполе и вернулись в строй. Однако к этому времени поход «Shangri-La» подошел к завершению и 20 сентября он прибыл в
США.
Для сравнения количество визитов советских
ВМФ в средиземноморские порты: в 1964 г. - один, в 1965 г. - три, в 1966
г. - шесть, в 1967 г. - восемнадцать. Как говорится, почувствуйте
разницу.
И нашим морякам приходилось рассчитывать
только на свои силы. Для этого приказом начальника УВС в АСС от 27 июня 1964 г. сформировано
нештатное управление группы судов снабжения.
Тыловые службы совместно с кораблями
вспомогательного флота постарались организовать снабжение всеми необходимыми
видами снабжения корабли в Средиземном море. Так в 1964 г. для кораблей несущих
БС было подано 23800 тонн топлива, продовольствия, технического имущества,
других материальных ценностей. А уже в 1965 г. - 32 600 (по другим данным 32.380 тонн) тонн
материальных средств, в том числе 20.000 тонн топлива и масел, 12.300 тонн
воды, 90 тонн продовольствия и другие запасы. Для этого суда вспомогательного
флота ЧФ совершили 40 рейсов в районы боевой службы.
Серьезной проблемой среди моряков было
поддержание здоровья у личного состава подлодок и надводных кораблей, из-за
того что корабли были слабо подготовлены к многомесячному нахождению вдали от
баз. Из-за этого у многих моряков резко
возросло в море количество заболеваний, что доставляло много хлопот. Было
большое число аппендицитов, потребовавших хирургического вмешательства. Только
за пять месяцев 1964 г. на плавбазах было сделано 16 операций подобного рода. А
каждая из них выливалась в серьезную проблему.
Участник похода на подлодке капитан 1 ранга
Роберт Абдулович Янборисов,
тогда капитан-лейтенант вспоминал о этом своем опыте:
«Наши
дизель-электрические подводные лодки «613» - го и «641» - го проектов были
построены в пятидесятые и шестидесятые годы, предназначались для боевых
действий в северных и средних широтах. На них не было кондиционеров охлаждения
температуры, воздух
очищался через регенеративные пластины, которые поглощали углекислый газ и
выделяли кислород, каждые два часа химик замерял наличие газов в воздухе закрытого
обьема ПЛ. Нам выпала доля плавать в южных морях. В
отсеках температура доходила до +40°С. Подлинным бедствием для нас был
выделяемый организмом пот. Форма одежды трусы и полотенце на теле. Я лично,
если удавалось, спал в первом, торпедном отсеке на паелах
(металлический настил на палубе) между торпедными аппаратами, здесь было
прохладнее, чем в микрокаютах.
Активное выделение пота не осталось без последствий для организма. Три
дня мучили боли справа, в районе поясницы. Наш корабельный врач ст.лейтенант Лещинский (сын известного ученого Лещинского)
поставил диагноз - аппендицит. Порядок операции был таков - нужно разрешение
Москвы и согласие пациента. Согласие было дано. Второй отсек ПЛ, где
находится кают-компания офицерского состава, превращается в операционную,
включаются кварцевые лампы, весь отсек
моется дезинфицирующими средствами, он перекрывается, хождение через него
запрещено. Врач - выпускник Военно-медицинской академии, ассистент - старшина 2
статьи химик - санинструктор. Лещинский задает вопрос - можно ли приступать к
операции? Таков порядок, я его начальник
на ПЛ. Даю разрешение... Сделан первый надрез - вскрытие. Врач делает больно,
что-то долго возится. Через полчаса говорит, - не могу найти... Можно, я расширю полость? Отвечаю - можно...
Через полчаса вновь вопрос и вновь расширение раны и так без конца. Чувствую, по крайней мере, так кажется, что я
буду разрезан на две части поперек. Шепчу - сколько же можно? В ответ слышу -
обезболивающие препараты кончились. Разрешите прекратить операцию, я не могу
найти отросток… Задаю вопрос, что же будем
делать? Не просить же помощи у
американцев, которые где-то рядом над нами. Чрезвычайная ситуация. Всплыть -
значит □ нарушить скрытность, обнаружить себя, сорвать боевую задачу.
Короткий совет с Москвой. Москва разрешает всплыть и рекомендует (все равно
будем обнаружены американцами) следовать курсом в точку, дается широта и
долгота, где стоит на якоре плавбаза подводных лодок «Виктор Котельников».
Всплыли. Рана на животе закрыта салфеткой и перевязана бинтами. Не
думал я, что выпускник Ленинградской военно-морской академии им.Кирова окажется со столь низкой хирургической подготовкой.
Обучался шесть лет, а вот надо же, так бездарно не справиться с несложной
операцией.
Всплыли. Через несколько минут над нами начал барражировать
двухмоторный «Нептун», причем американцы очень экономили, топливо, один
двигатель самолета всегда был у них отключен -
рачительность во всем. Меня положили на железные носилки (очень удачной
конструкции), принайтовали к ним и подняли в
ограждение рубки. Шли мы в точку встречи
с плавбазой, где готовились к продолжению злосчастной операции. Я лежал лицом
вверх и посматривал на небо. Нас постоянно облетал «Нептун», было видно лицо летчика-негра, при очередном подлете к нашей ПЛ он показал кулак. Это как-то не вязалось с тем, что нам
постоянно внушали о бедственном положении негров в
США, о необходимости быть солидарными в
их борьбе за "свободу" и отмену дискриминации. Жизнь вносила свои
коррективы в миропонимание …
Мы шли в надводном положении около десяти часов. Неожиданно небо
затянуло тучами, начался шторм в 5-6 баллов. Все волновались. Подойти к борту
плавбазы будет сложно. На горизонте открылась плавбаза своими контурами, а
шторм все крепчал. Через час мы пошли на швартовку, но лодку ударяла волна о
борт плавбазы. Мы рисковали повредить балластные цистерны погружения. На пятом
заходе поняли - швартовка невозможна. Принимается решение - развернуть с
плавбазы кран, предназначенный для погрузки торпед, закрепить на крюк крана мои
носилки, подтянуть трос и через разворот, крана над палубой плавбазы опустить
носилки. Была проблема - закрепить крюк на носилки, после третьего захода -
разворота крана это удалось, накат волны то поднимал, то опускал лодку, периодичность этого качания была частой. Но
вот мое "бренное" тело над волнами Средиземного моря. Носилки со мной, наконец-то, над
палубой-спасателем, она кажется твердой землей. Меня встретили, если это можно
назвать встречей, командир нашего отряда ПЛПЛ капитан 1 ранга Валентин Козлов и
начальник политотдела капитан 2 ранга Николай Косолапов. Меня ждала корабельная
операционная и бригада хирургов, через 30 минут
мои страдания кончились… Что стоили организму эта борьба и ошибки
врачей, я испытываю сегодня... Возвращался домой на
борту крейсера "Михаил Кутузов" через Босфор.»
Розин Александр.