На Главную.

 

Розин Александр.

Хроники 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Начало создания.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16

 

8. Начало службы смешанными нештатными эскадрами.

 

Весной 1965 г. было решено перейти от посылки отдельных отрядов кораблей на службу в Средиземное море имевших каждый свое командование, на формирование  там смешанной нештатной эскадры разнородных сил в которую включались все корабли под единым командованием.

С 3 мая 1965 г. в Средиземном море начала нести БС первая смешанная нештатная эскадра под командованием командира 20 дивизии кораблей ОВРа ЧФ капитана 1 ранга Игоря Николаевича Молодцова (позже ему присвоили звание контр-адмирала). Начальником штаба был назначен капитан 1 ранга Борис Васильевич Шкулев. Штаб эскадры вышел на учебном крейсере пр.26-бис «Слава» (бывший «Молотов») и был  сформирован из офицеров штаба и управления ЧФ. Основу его составили офицеры-операторы. С выходом в море Молодцов стал незамедлительно заниматься сколачиванием штаба, состоящего из офицеров органов управления флота, отрабатывать организацию и документацию по деятельности и управлению эскадрой. Это было абсолютно новое дело, приходилось все создавать заново, и с этой работой штаб под руководством Молодцова справился успешно. На походе систематически проводились занятия по изучению театра и военно-морских сил средиземноморских государств. Для рекогносцировки Проливной зоны и наблюдения за деятельностью авианосных групп были сформированы группы наблюдения и записи. В результате был собран богатый материал, который затем постоянно пополнялся.

15 апреля 1965 г. ПП пр.613 «С-70» (к-2р. В.Бежанов) и «С-74» (к-2р. В.Федоров) ЧФ завершив ремонт в Лиепае вышли на БС в Средиземное море. 20 июня  ПЛ вернулись в Балаклаву. (215.стр124.) Участник того похода капитан 1 ранга Владимир Евстигнеев вспоминал: «…вторая автономка была еще тяжелее первой: на 17-й день при зарядке батареи вышел из строя правый дизель, а потом и левый. Было и аварийное всплытие, и тонула лодка - в тот день, когда в Севастополе шла первомайская демонстрация 1965 года. Но нам удалось исправить все повреждения. Поход завершился благополучно. И экипаж даже был отмечен орденами.»

В июне 1965 г. слушатели Штурманского офицерского класса в период учебной практики совершили плавание на ракетных кораблях и тральщиках Черноморского флота по маршруту Севастополь - Средиземное море - Севастополь. 

С 4 июля по 25 августа 1965 г. крейсер пр.68-бис «Михаил Кутузов» (к-1р. Владимир Матвеевич  Леоненков) вышел для несения БС в Средиземное море в качестве флагманского корабля. «Михаил Кутузов» вышел в охранении двух сторожевых кораблей пр.50 - «Волк» и «СКР-57». 

С его приходом в июле 1965 г. произошла смена командования и штаба смешанной нештатной эскадры. Командиром второй эскадры был назначен капитан 1 ранга Александр Никифорович Коротеев, а начальником штаба для сохранения и передачи накопленного опыта остался капитан 1 ранга Борис Васильевич Шкулев. Капитан 1 ранга Молодцов и часть штаба вернулись в Севастополь.

В июле отряд кораблей - крейсер «Михаил Кутузов», подводная лодка «Б-53» пр.641 69 БПЛ СФ (к-2р. С.П.Востриков) и танкер пришли к египетскому побережью в залив Эс-Саллум, туда из Александрии прибыл египетский эсминец «Эль-Фатех».

19 июля командующий 6-м флотом адмирал Эллис сообщил, что советская  плавбаза подводных лодок «Виктор Котельников» следовал за авианосцем «Enterprise» когда он проводил учебные полеты и позже он послала американцам сообщение с благодарностью за воздушную демонстрацию. В заключении адмирал писал, что конечно и суда 6-го флота отслеживали действия советских судов.

В 1965 г. накануне дня Военно-Морского Флота ПЛ пр.641 СФ несущие БС  «Б-6» (капитан 2 ранга Игорь Ястремский) и «Б-105» (капитан 2 ранга Смирнов Ю.Ф.) получили приказ прервать скрытное плавание, всплыть в надводное положение и встретиться с отрядом советских кораблей.

25 июля корабли эскадры провели парад в честь Дня ВМФ СССР вблизи о. Мальта. Вся нештатная эскадра, собранная к Дню ВМФ у острова Мальта, насчитывала, кроме крейсера «Михаил Кутузов» и 2 СКР  пр.50 - «Волк» и «СКР-57», еще два БПК, эсминец, три подводные лодки и три вспомогательных судна. Корабли выполняли задачи боевой подготовки в районе острова Китира, в заливе Сидра и у острова Мальта. «Михаил Кутузов» играл роль не только штабного корабля, но и своеобразной плавбазы подводных лодок. К нему в течение похода швартовались и проходили ремонт около десяти подводных лодок, в том числе и один атомоход.

28 июля 1965 г. в Средиземное море через Гибралтарский пролив скрытно вошла первая здесь советская атомная подводная лодка пр.645 «К-27» Северного флота (опытовый корабль с реакторами с жидкометаллическим теплоносителем). Командиром АПЛ был капитан 2 ранга П.Ф. Леонов,  старший похода капитан 1 ранга А.П. Михайловский. 29 июля «К-27» в 11.43 обнаружил американскую АПЛ и вели ее до 13.50. 5 августа у западного побережья Сардинии обнаружили противолодочный авианосец «Randolph» CV-15 и пройдя сквозь охранение выполнили условную атаку, после этого оторвались от преследующих сил. Вечером 5 августа проходя в направлении к Тунисскому проливу, получили радио следовать в залив Большой Сирт, в точку встречи с крейсером «Михаил Кутузов» и спасательным судном «СС-50» для отдыха личного состава в течении двух дней с 4.00 9 августа по 4.00 11 августа. 9 августа лодка всплыла в условленной точке неподалеку от стоявшего на якоре «Михаила Кутузова» и ошвартовалась у борта крейсера. По приглашению командира на борт крейсера поднялись старший похода капитан I ранга А.П. Михайловский, командир лодки капитан 2 ранга П.Ф. Леонов, а также все свободные от вахты офицеры, мичманы, старшины и матросы атомохода. В свою очередь, черноморцы побывали на борту «К-27». 9 августа в 11.30 над атомоходом стоящем у крейсера пролетел противолодочный самолет «Нептун». С этого момента и до самого погружения  американские самолеты были здесь постоянно. Подводники отдыхали на крейсере двое суток, а в 4 утра 11 августа «К-27» отошла от борта «Михаила Кутузова» и, погрузившись на 240-метровую глубину, начала выполнение маневра отрыва от патрульной авиации американского 6-го флота, непрерывно наблюдавшей за обоими кораблями. Командир лодки резко изменил курс. Помогая североморцам, дал ход и крейсер, затрудняя работой своих машин акустикам «вероятного противника» прослушивание окружающей акватории. В итоге лодке удалось успешно оторваться от наблюдения сил ПЛО, и она еще 10 суток выполняла свои задачи в Левантийском море, осуществляя поиск и наблюдение за атомоходами США и НАТО.  17 августа в 13.50 обнаружили американскую АПЛ «Haddo» SSN-604 и вели ее до 17.06. 3 сентября вышли из Средиземного моря, и 13 сентября были уже дома в Западной Лице. 

В конце августа 1965 г. начала свою деятельность третья смешанная нештатная эскадра. 22 августа крейсер «Михаил Кутузов» передал флагманские  полномочия прибывшей плавбазе «Магомет Гаджиев».

В составе эскадры действовал и эсминец пр.56 «Находчивый» СФ. Корабль вышел из базы  7 августа направляясь в Николаев на модернизацию, с выполнением боевой службы в Средиземном море. Поход завершил 2 октября 1965 г. на ЧФ.

2 сентября  советское грузовое судно «Карл Линни» (Karl Lynney)  не уступил дорогу авианосцу «Franklin D. Roosevelt» CVA-42  в Средиземноморье.

В 1965 г. в ходе БС БРК пр.56ЭМ «Бедовый» обнаружил след иностранной подводной лодки аппаратурой МИ-110К и получил с ней контакт.

19 сентября 1965 г. пять советских боевых кораблей - 2 эсминца, 2 подводные лодки (в том числе пр.641 «Б-116» СФ) и плавбаза «Магомет Гаджиев» прибыли с первым визитом в египетский порт - Порт-Саид. Визит продлится три дня. Советские моряки возложили венки к могиле Неизвестного солдата и на могилы русских и советских моряков погибших здесь в годы Первой и Второй мировых войн.

С 23 октября по 27 ноября 1965 г. черноморские ПЛ пр.613  «С-97» и «С-96» несли БС в Средиземном море. Обеспечивали выход в Средиземное море субмарин походный штаб ОБК в составе ЭМ «Пламенный», ТН «Фиолент». Командовал ОБК командир 155 БПЛ капитан 1 ранга Георгий Васильевич Лазарев, начальник походного штаба капитан 2 ранга П.Иванов.  Командирам этих лодок капитана 2 ранга В.И.Ляшкову и М.А.Сибилеву ставилась главная задача: поиск и слежение за атомными ракетными подводными лодками противника. При выполнении одной из швартовок к плавбазе (у него «Виктор Котельников» но сомнительно, тогда на БС была «Магомет Гаджиев») субмарина  «С-97» навалилась бортом на плавбазу, в результате чего одна из ЦГБ левого борта потеряла герметичность, что вызвало необходимость заполнять цистерну противоположного борта для выравнивания возникшего крена. Успешно выполнив задачи, проведя ремонт на Балтике, в июне 1966 г. вернулись в Севастополь.

С октября 1965 г. по январь 1966 г. на БС в Средиземном море находилась ПЛ пр.641 «Б-130» (к-2р. Л.Д.Чернавин) СФ. Контр-адмирал Лев Давыдович Чернавин вспоминал тот первый для него поход в Средиземное море: «…Гибралтар форсировали южным выходным фарватером шириной в две мили. …Прикрываясь шумами идущих судов, без приключений прошли пролив на глубине 50 метров.

В первый месяц, а это конец ноября, позиция лодки Б-130 располагалась севернее острова Альборан. Судоходство интенсивное, скучать не приходилось. Севернее острова суда шли из Средиземного моря, южнее, наоборот, входили из океана. Наша задача: выявлять характер деятельности в этом районе кораблей противника, одновременно уточнять интенсивность судоходства.

Мы ходили, вернее «ползали», на экономическом ходу в два узла, на глубине лучшей слышимости. Нередко в поле акустической слышимости наблюдалось 20-25 целей. И хотя подлодка 641-го проекта вобрала в свою конструкцию новшества подводного кораблестроения тех лет, выявилось немало технических недостатков. Они по возвращении в базу доводились до строителей. Условия обитаемости мы тоже почувствовали в таком длительном плавании.

В середине декабря я получил приказание ЦКП ВМФ: следовать в новый район для поиска атомных подлодок США. На переходе напоролись на большую группу американских кораблей. Оказалось, что им не до нас. Они искали то ли атомную бомбу, или атомную торпеду, потерянную их бомбардировщиком Б-52. В новом районе бороздили толщи воды, выискивая глубину лучшей слышимости. В ночное время «стучали» зарядку батареи, находясь в немедленной готовности к срочному уходу на глубину при любом опасном сигнале или близко обнаруженных ходовых огнях. Несколько раз приходилось прерывать зарядку. Мотористы и электрики не подвели, как и вся БЧ-5 под командой капитан-лейтенанта В. Паршина, работали слаженно, хотя нагрузка за три месяца им досталась самая напряженная.

Примечательным и памятные событием того похода стала встреча с АУГ во главе с авианосцем «Форрестол». О его возможном появлении предупредили заблаговременно радиоразведчики. С рассветом оповестили о подходе авианосной группы и акустики. Звуковая картина шумов винтов авианосца и четырех кораблей охранения была впечатляющей. Проманеврировали по учебной торпедной атаке, хотя дистанция была предельной, группа шла 22 узлами. Записали шумовую характеристику главной цели, с проходом АУГ сделал положенное донесение. В боевых условиях можно бы и рассчитывать на большее.

В том походе имели контакты и с подводными лодками, предположительно с американскими. Постепенно вырисовывалась картина о предполагаемом их районе действий. Материал для анализа старшим штабам привезли, как мне позже сказали, неплохой. Хорошо и то, что нас противник не обнаружил.»

В ходе БС эсминец «Пламенный» в течение 50 минут имел контакт с ПЛ.

Осенью 1965 г. отряд кораблей Балтийского флота - крейсер пр.68 бис «Свердлов» в сопровождении эсминца пр.56 «Справедливый» и танкера вышел на БС в Средиземное море. Там они, занимаясь главным образом обеспечением находившихся там подводных лодок пр. 613. На борту крейсера находились командование и представители штаба одного из соединений подводных лодок КБФ. Крейсер доставил в район несения боевой службы необходимые для обеспечения деятельности подводных лодок запасы, которые затем были перегружены на плавбазу «Магомед Гаджиев» из состава СФ.

Наряду с решением других задач БС, во время нахождения в Средиземном море изучалась возможность маскировки подходивших к борту крейсера «Свердлов»  подводных лодок пр.613, для чего из бревен был сооружен специальный каркас, накрытый маскировочной сетью. Под это своеобразное укрытие становились поочередно прибывавшие к борту крейсера субмарины, оставаясь скрытыми от наблюдения со стороны противолодочной авиации стран НАТО на все время стоянки, особенно в ночное время. Прямо у борта крейсера лодки погружались и незаметно уходили в заданный район, а их место занимали другие (правда, несмотря на положительное заключение, такая сложная конструкция в дальнейшем как-то на флоте не прижилась и фактов ее повторного использования в последующие годы выяснить не удалось).

В ночь с 18 на 19 ноября 1965 г. в период стоянки эсминца «Справедливый» КБФ  на якоре в точке 52 в заливе Саллум, с него бежал матрос, комсорг корабельного поста управления артиллерийским огнем Туманов Олег Александрович. На следующий день после этого эсминец был срочно отозван на Балтику. Только спустя два десятка лет стало известно, что О.Туманов сумевший устроиться на работу в подконтрольные ЦРУ радиостанции «Свобода» и «Свободная Европа», работал на советскую разведку. О своей работе он сам рассказал в печати уже после возвращения в Москву в 1986 г.

Вопреки встречающейся информации, что после инцидента эсминец был отправлен на Балтику, фактически это не так. Корабли продолжили совместное плавание и вместе 27 ноября покинули через Гибралтарский пролив Средиземное море. В декабре 1965 г., выполнив поставленные задачи и преодолев в Бискайском заливе жестокий шторм, крейсер возвратился в Балтийск.

С 27 ноября по 3 декабря в Средиземном море был крейсер пр.68 бис «Жданов» выполнявший после расконсервирования межфлотский переход с Балтики на Черноморский флот. 19 ноября крейсер «Жданов» в сопровождении СКР пр.35 «ПЛК-53» (он же ПЛК-631, по прибытию на ЧФ - «СКР-53»)  бортовой номер 186, вышли из Балтийска. Старшим на переходе был капитан 1 ранга И.Лапшин, командир 35 бригады резерва ДКБФ.  Участник перехода капитан 1 ранга в отставке Юрий Максимов  вспоминал: «Мы отчетливо себе представляли, что значит обогнуть Европу на «сыром», неотработанном корабле,  и наши опасения имели серьезные основания. Помнится, вошли мы в Северное море, а над водой висит плотный туман, так что бак крейсера не видать. На экране РЛС высвечивается около 150 целей, идущих с разных сторон. Вот вам и навигационная обстановка. Рисковать не стали - встали на якорь в нейтральных водах неподалеку от берегов Франции и переждали плохую видимость. В Бискайском заливе поймали шторм, но он нас особо не трепал.»     27 ноября в 12.30 вместе с сопровождающим ПЛК-631 вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив, в 20.43 встали на якорь у ольборан. 3 декабря в 07.52 вошли в Дарданеллы, в 10.54 вышли из пролива, в 16.47 вошли в Босфор в 18.20 вышли из Босфора. 4 декабря в 11.45 прибыли в Севастополь.

В 1965 г. в Средиземное море впервые направлено соединение надводных кораблей Северного флота под командованием капитана 1 ранга Евгений Иванович Волобуева. 30 ноября в Средиземном море уже был РКР пр.58 «Адмирал Головко».

21 ноября ЭМ пр.56  «Московский комсомолец» 170-я БЭМ СФ ушел в Севастополь для ремонта. Во время перехода выполнил БС в Средиземном море.

В конце 1965 г. эсминец пр.56 «Сознательный» завершивший 29 ноября 1965 г.  ремонт в Севастополе, выполнил переход на Северный флот по маршруту Севастополь - Североморск.

В декабре 1965 г. первый заместитель министра обороны СССР маршал Гречко прибыл в Египет во главе военной делегации.  От флота там был начальник Главного штаба ВМФ адмирал Сергеев. В ходе визита делегация помимо прочего посетила порт Рас Банас в Красном море.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.